Что я люблю в настольных играх
13.11.2015 13 комментариев
Недавно я вам рассказывал о том, что мне не нравится в настольных играх (кто не видел, может посмотреть здесь). Безусловно, минуса без плюса не бывает, поэтому сегодня я постараюсь рассказать о том, что мне нравится в настольных играх.
Конечно же, можно пойти по самому простому пути и просто рассказать о том, что я критиковал в прошлой статье только в обратном смысле. Например, не люблю плохо написанные правила — люблю хорошо написанные правила, не люблю плохой арт — люблю хороший арт и т.д. Но это было бы слишком просто и глупо. Так что я все-таки попробую рассказать о чем-то другом, но не менее хорошем.
Я постараюсь разбить все настольные плюсы игр на 5 подпунктов, в каждом из которых опишу самые лучшие моменты, которые мне нравятся в настолках. И первым пусть будет…
Тема
Если говорить о теме, то даже далеко ходить не хочется, потому что в первую очередь тема должна просто нравится. Т.е. быть любимой. Как бы интересно не игралась настолка, но если вам не нравится ее тематика, то вам будет не так просто ее полюбить. Хотя полюбить ее, конечно, можно, пускай не с первого раза. Безусловно, будет гораздо лучше, если тематика игры совпадет с вашими вкусами. Например, я хорошо отношусь к теме космоса, сай-фая (sci-fi), фэнтези, мифов, рун и разных символов и т.д. Но темы зомби, вестерна, Ближнего Востока и городских кварталов у меня вызывают скуку. Тема игры — это то, что вам должно понравится при первом знакомстве в первую очередь, если игра действительно классная.
Но даже если у игры хорошая тема, то это не всегда значит, что сама игра тоже хорошая. Клевая тема — это просто приятный момент, это крепкое рукопожатие во время знакомства. Мне даже кажется, что я иногда на уровне подсознания обращаю внимание на игры в первую очередь из-за сеттинга. Например, если игра рассказывает о зомби, мне уже она заочно не интересна, и я хочу пройти мимо нее.
Также я с большим интересом отношусь к новым (неизбитым) темам. Выбросить на рынок что-то новое — это всегда риск для издателя. Одно дело придумать что-то классическое про орков и эльфов, а другое дело — про жизнь муравьев в муравейнике или про убийства в гостинице. Новые тема меня цепляют и зачастую после анонса мне хочется узнать об игре подробнее, чтобы узнать, каким образом тема связана с геймплеем. Например, из последних игр мне запомнилась игра The Gallerist. Это экономический симулятор владельца галереи, которые находит произведения искусства по всему миру, а потом их продает. Ничего такого подобного раньше я не видел. Или игра Morels, в которой нужно собирать грибы. Несмотря на то, что обеих этих игр у меня нет в коллекции, каждую из них я детально изучал, потому что мне прежде всего понравились темы игр.
Последнее, что мне нравится в темах, это когда они тесно связаны с геймплеем. Не секрет, что огромное количество настольных игр начинали разрабатываться с геймплея. Сначала была придумана механика, а потом на нее надевали тему. Мне очень нравится, когда тема намертво приклеена к механике. Например, викинги набирают очки ярости и превращаются с берсеркеров, которые наносят больше урона. Нельзя же сказать, что крестьянин/мипл набирает очки трудовой ярости и получает больше жетонов камня, если на кубике выпадает 6 — это как-то глупо звучит. Хорошо, когда в игре про торговцев находится место подкупам и продажам по завышенным ценам. И очень плохо, когда за всеми символами и значками совсем не видно темы. Вот вроде на коробке нарисован космос, а в игре его совсем нету, зато есть набор механик, к которой можно применить хоть фэнтези, хоть Средневековье, хоть зайчиков и котиков. Лично я считаю, что если тема плохо крепится к механике, то это просто автор не до конца проработал игру. Либо издатель преследовал какие-то свои корыстные темы, изменив оригинальный сеттинг на что-то более популярное, но в итоге криво ставшее.
Правила
Последние 2 года я испытываю дикий восторг от маленьких правил. Раньше я не хотел признавать то, что большие грузящие правила значительно уменьшают целевую аудиторию. Но опыт подсказал совсем другое — даже если массивные правила действительно создают интересный и незабываемый геймплей, то все равно люди не так охотно соглашаются сыграть в такую хардкорную игру, как хотелось бы. Потому что долго играть, потому что много нюансов, потому что голова болит после игры. Люди гораздо охотнее соглашаются сыграть во что-то небольшое, правила к чему объясняются за 2-3 минуты.
Я сам гораздо охотнее принимаюсь за изучение игр с маленькими правилами, которые умещаются на 1-4 листа, а рулбуки на 30-40 страниц могут долго лежать нетронутыми.
В таких играх просто берешь правила, быстро-быстро их читаешь и сам не замечаешь, как уже играешь. В «плохом» случае нужно потратить час-два на вычитку правил, потом нужно разобрать компоненты, потом пилотная партия в одиночку, потом еще раз перечитываешь правила, чтобы найти свои ошибки. И все это для того, чтобы завтра поиграть с друзьями с полным знанием дела. Я не говорю, что объемные рулбуки — это ересь (т.к. сам люблю сложные игры), но более простые правила дружелюбны по отношению к компаниям и трате времени на них.
Например, как бы не ругали HW за простоту выпускаемых ими игр, эти настолки действительно отлично себя показывают в среднестатистических компаниях. Таких «быстрых» игр действительно должно быть много.
Следующее, что я люблю в правилах — игра должна быть одинаково интересна с любыми количествами игроков. Нет-нет, я не требую, чтобы в настолку можно было играть и соло и вдесятером. Просто иногда бывает, что на коробке пишут, что игра рассчитана на 2-5 игроков, но реально хорошо играется лишь 3-4 игроками. Все остальное — это варианты для тех, кто хочет сыграть в игру-инвалида. Здорово, когда и вдвоем и впятером играть одинаково интересно, когда автор все продумал и мастерски проработал каждый игровой элемент. Играть «можно» — это совсем не значит играть «интересно». Я не люблю всех этих болванчиков («dummies»), которые замещают недостающих игроков, делая за них автоматические ходы. Чаще всего думаешь, что лучше бы вместо бота был живой игрок. Иногда бывает, что на игровом поле двоим слишком много места, а пятерым слишком тесно. Классная настолка должна играться одинаково интересно для всех комбинаций игроков.
Люблю, когда в правилах есть примеры. Не то чтобы примеры обязательно должны быть, но они на самом деле никогда не мешают игрокам, а зачастую всегда помогают. Для меня пример может или объяснить то, что не совсем было понятно написано в правилах выше, либо даст мне понять, что я правильно понял, как нужно играть. Примеры позволяют лучше разжевать спорные моменты, чтобы у игроков не возникло вопросов во время игры. Поэтому я люблю, когда они есть. Они для меня меня как костыль для человека, у которого нога в гипсе.
Читать массивную стену текста не очень удобно, поэтому здорово, когда страницы рулбука имеют иллюстрации. Мне очень нравится листать правила настолок от FFG. В них легко можно встретить колоритного персонажа, разместившегося на целой странице. Не знаю, как вам, а мне приятно внимательно рассмотреть отличные картинки, которые на карточках представлены в виде маленьких изображений. Когда в правилах идет текст сплошным потоком, то тянет на зевоту. Например, в голову прежде всего приходят правила к Доминиону, которые оформлены коряво-прекоряво. Все-таки картинки позволяют лучше воспринимать текст.
Еще мне очень нравится, когда в конце рулбука есть список ключевых слов, размещенных на определенных страницах. Это нормальная практика для игр ФФГ. Это очень удобно, когда что-то призабыл и во время партии хочется узнать, как нужно играть правильно. Открываешь последнюю страницу, ищешь там, к примеру, «Атака» или «Стойкость» и находишь нужную страницу, на которой объясняется этот термин. Приятно, когда издатель заботится о нашем времени 😉
Компоненты
Если бы я ходил на встречи анонимных настольщиков, то мое приветствие при первом посещении было бы таким:
«Здравствуйте, меня зовут Саша и я люблю большие коробки«.
Может это какой-то атавизм хардкорности, но вот никак я не могу избавиться от мнения, что большая коробка обязательно подразумевает полноценную крутую игру, а маленькая коробка — это что-то такое не очень серьезное и на пару раз. Поэтому да, я люблю большие коробки.
Это круто, когда в игре куча компонентов, огромное поле, десятки кубиков, сотни жетонов и т.д. От таких игр трясутся коленки и потеют ладони рук. На маленькую коробку так и хочется махнуть рукой и сказать — «А, филлерок какой-то«. А на большую игру я скажу — «А вот это уже годнота!«.
Больше всего из компонентов люблю кубики. Когда вижу их в составе игры, всегда радуюсь, потому что фан игре будет обеспечен. Особенно круто, когда кубики кастомные, т.е. не простые с точечками, а с разными символами (как в Дисенте, например). Иногда, правда, бесит, когда вся игра завязана сугубо на бросках кубиков, в которых 1 — это плохо, а 6 — это хорошо. Для меня это не очень хорошая игра и радости от нее я получаю мало. Но в целом, кубы круты! Согласен со Штефаном Фельдом.
Я вроде уже в «хейтерской» теме писал об органайзере, но напишу еще раз в хорошей теме про то, что я люблю, когда всем компонентам в коробке есть свое место. Дико приятно, когда для одних карточек есть свой отсек, для других свой, здесь место для кубиков, тут для жетончика главного злодея, здесь хранятся миньки и они не мешают закрываться коробке. Классно, когда в коробке все по фэншую.
Еще один комплимент издателю можно сделать, если компонентов он вкладывает с небольшим запасом. Например, когда вместо 50 синих, 50 желтых и 50 красных деревянных кубов у вас будет всех по 50+ кубов — это всегда приятно. Хуже, когда издатель все кладет тютелька в тютельку и если потерять случайно какой-нибудь жетон, то кому-то может не хватить этих жетонов в игре и придется искать замену. На самом деле, когда режутся листы под компоненты, потратить еще небольшой кусочек картона для запаса не обременит издателя, я в этом уверен.
В последнее время мне стали интересны минималистичные игры. Это такие настолки, в которых минимум компонентов, но геймплей старается не отставать от игр с большим количеством наполнением коробки. Когда я слышу, что в состав игры входит кубик и 5 карт, мне сразу становится интересно, что это за игра такая, которая при таком минимализме может неплохо играться. Например, в этом плане мне показалась занятной игра Путь в Индию. В ней кубики в зависимости от того, в каком месте их положить, могут быть кораблями, товаром и много еще чем. В Love Letter всего 16 карт, а я до сих пор с удовольствием играю в эту игру. Микроигры от TMG тоже довольны интересны при своей минималистичности. Конечно, не обязательно минимализм есть благо. Очень часто бывает, что игра не вытягивает геймплей на полную мощность, оставляя за игроком право сыграть пару раз и забить на нее. С другой стороны, хорошая минималистичная игра — это настоящее искусство, и я готов поаплодировать стоя автору такой удачной игры.
Геймплей
Честно говоря, по этому пункту сложно что-то вспомнить из того, что мне особенно нравится. Геймплей, он либо нравится, либо нет. Другого не дано. Каких-то особенных претензий к игровому процессу у меня нету. Единственное, что могу отметить — люблю, когда настолку можно настроить на свой вкус по уровню сложности. Чаще всего это относится к кооперативкам. У меня сейчас практически не получается играть в видеоигры, но на прошлых выходных я запустил все-таки одну игрушку. Она прикольная, мне понравилась, но я все никак не мог пройти один уровень. Не дается он мне и все тут. И я не нашел кнопки, которая могла бы уменьшить сложность. Наверное, там нужно было что-то перепройти, чтобы прокачаться, набрать больше монеток, за монетки купить апгрейд и тогда все прошлось бы гладко. Но я не нашел кнопки «для лузеров», поэтому просто закрыл игру. Вот и в настолках я люблю, когда ты можешь настроить игру на свой вкус. Если легко проходить — добавь хардкора, прокачай монстров, убери пару апгрейдов, уменьши количество стартового здоровья. Тяжело проходить — убери что-нибудь из игры, получи на старте дополнительные очки умений и распредели их по своему желанию.
Сюда же в плюсы настройки игры можно отнести и модульность, когда настолка состоит из разных настраиваемых модулей, которые что-то добавляют в игру. В результате мы получаем настольный конструктор, из которого можно собрать то, что нам принесет максимум удовольствия. В этом плане могу отметить Кингсбург с дополнением, только по моему мнению дополнение должно сразу изначально быть единым с игрой. Без допа настолка играется плоховато.
Коммерческий подход
Как давнишний ярый ККИшник, я с огромной радостью воспринимаю новости о переводе какой-нибудь старой карточной игры в формат ЖКИ. Еще в 2010 году я ратовал за то, чтобы все ККИ поскорее потеряли свою «коллекционность» (ну или не все, а только мои любимые). Огромное количество неплохих ККИ ушли в небытие по разным причинам. Кто-то сломался из-за огромной и жесткой конкуренции, кого-то подвела фантазия разработчиков, кто-то не сумел удержать игру в балансе, кто-то продал права на игру тому, кому она в итоге оказалась не нужна. Всегда приятно узнать, что какое-то издательство вспомнило о существовании старой карточной игры и решило ее реанимировать.
Порадовал недавний анонс ЖКИ по Легенде Пяти Колец, ходили слухи о реинкарнации Вампиров, вдруг и 7th Sea получит новую жизнь, если дела у ролевки пойдут хорошо. ККИ умерли, да здравствуют ЖКИ!
Весьма благодарен издателям за делюксовые версии игр. Бывает долго думаешь, не мычишь и не телишься, решаешь — брать игру или нет, а потом в один прекрасный момент на рынок выходит базовая игра с допами в одной коробке и ты дико этому радуешься. Да, стоит такая прелесть больше, чем база, но зато вместе с допами цена выходит весьма вкусной. Не знаю как кто, но я на такие акции клюю. Даже можно сказать, что с бОльшей вероятностью обращу свое внимание на игру, в состав которой будут входить допы. Ascension, Nightfall, Dungeon Lords и прочие игры в свое время могли порадовать коллекционеров делюксами. Эх, мне бы по Legendary что-нибудь такое получить…
Есть еще один простой, но важный предмет радости в настольной игре. Это когда игра стоит столько, сколько и должна стоить. Когда ты покупаешь или уже купил игру, то узнать о соотношении цены и качества можно лишь после нескольких сыгранных партий. И если игра не оправдала ожидания, то можно сильно расстроиться. А вот когда ты поиграл во что-нибудь или просто прочитал отличный обзор на игру, а потом смотришь ценник и видишь, что настолка стоит в 2 раза меньше, чем ты планировал отдать за нее денег, тогда становиться радостно на душе. Хорошо, когда на цене не сказывается покупка издателем лицензии, дорогостоящий печатный материал и очень популярный разработчик, требующий большие гонорары. Приятно, когда и игра классная, и сделана классно, и стоит недорого. Это прямо мечта любого социалиста.
Дополнения к играм бывают разными. Я разделяю их на два типа — «всего по чуть-чуть» и «что-то совсем новенькое». И из этих двух типов я больше люблю второй, который меняет игру, вводя в нее что-то новое. Допы «всего по чуть-чуть» я нахожу скучными. Не плохими, заметьте, а просто окейными. Ну получили вы дополнительных героев, еще немного карт скиллов, пару новых жетонов монстров и несколько новых заданий, и что? Это просто прикольно в плане сыграть за нового героя или треснуть по башке новому монстру, но игра осталась по сути все равно прежней. Другое дело, когда доп вводит совершенно новую интересную фазу или превращает кооператив в ПвП. К такому допу присматриваешься получше, он выглядит гораздо вкуснее, чем «всего по чуть-чуть». К примеру, доп к «Хаосу в Старом Мире» полностью заменяет приказы богов на новые, а это значит нас ждут новые стратегии, новые пути развития и т.д.. Elder Sign — Gates of Arkham делает игровой процесс совсем иным, которой близок к оригинальному Ужасу Аркхэма. Такие допы мне особенно интересны.
Не так давно понял, что помимо реинкарнаций старых карточных игр мне особенно интересны новые редакции старых интересных настолок. На самом деле это здорово, что издатели не просто штампуют из года в год успешные проекты, но и улучшают их по мере возможности. Интересно бывает, когда игра кажется самодостаточной и играбельной, ан нет — потом может выйти ее новая редакция и все настольщики мира сидят перед мониторами, изучают нововведения и поглаживая свои бороды говорят — «Ах вот ты ж смотри, а ведь теперь стало действительно лучше!«. Правда, я пока еще не попадал в ситуацию, когда у меня есть одна редакция, а потом выходит новая, и я оказываюсь перед дилеммой — избавляться от старой и покупать новую или лучше не тратится на новье, а довериться старому. Например, буквально на днях прочитав статью Ksedih’а на Тесере о новом Runebound, я дико заинтересовался этой редакцией, хотя раньше меня Рунбаунд не привлекал от слова «совсем». В слове «новый» есть что-то хорошее и манящее. Поэтому здорово, когда есть классная игра, но еще лучше, когда эта классная игра выходит в обновленном виде.
Последняя хорошая для меня настольная штука является довольно-таки противоречивой. Об этом я писал не один раз, прекрасно понимаю позицию издателя, но мне правда гораздо приятнее, когда я знаю планы выхода локализаций. Конечно, я преследую шкурный интерес — на сердце легко, когда знаешь, что выйдет в ближайшем будущем, поэтому не рвешься брать это в западном магазине. Мне всегда проще купить игру в нашем магазине, чем покупать ее зарубежом. Другое дело, что у нас выбор дичайше ограниченный и хотя бы до той же Москвы или Киева Минску расти и расти еще (в плане ассортимента). Поэтому если я знаю, что интересная мне настолка выйдет на русском языке, я покупаю вместо нее на Филибере что-нибудь другое. Например, так было с Брюгге и Samurai Spirit. Об обеих играх я знал заочно, еще до анонса, но при этом мне совсем не было плохо, когда я находился в томительном ожидании. Понятно, что таких, как я, не так уж и много. Любые отодвинутые сроки чреваты вайном на форумах, причем что в настольном мире, что в комиксовом, что в книжном — везде одинаковая реакция. Все считают, что кто-то кому-то должен, все ищут виновных и пьют валокордин. В свое время я не знал о выходе русскоязычного Descent‘а, поэтому немного «помучился» с заказом этой игры зарубежом (и в итоге все равно получил как назло битую кем-то коробку), но если бы я знал о локализации…
Знание планов локализаций — это «предупрежден — значит вооружен». Если я доверяю издателю — готовлю деньги на локализацию. Если нет — покупаю оригинал. Но правда иногда раздражает, когда купишь игру, а потом узнаешь о ее локализации…
Вообще, несмотря ни на что (на всякие бяки и буки), я обожаю настольные игры и никакие минусы не могут отбить желание в них играть=)
Было очень интересно узнать, что тебе нравиться в настольных играх. Хотя мне кажется, что практически каждому настольщику это нравиться.
Ну или кто-то может выделить для себя еще что-нибудь хорошее;)
Спасибо за статью. Если честно — никогда не задумывался о том, что же конкретно мне нравится в играх,а что нет. Вот теперь задумался, так что вставлю свои «пять копеек». Я не могу сказать, что мне нравятся какие-то определенные темы игры. Скажем так — мне нравится определенное _настроение_ игры. И последнее время я понимаю, что мне нравится веселье и мультяшность вселенных. Какие-нибудь сугубо минималистичные — мрачные — суровые композиции скорее всего пролетят мимо. То есть Кросмастер, SDE, Arcadia quest, Rum@Bones — да. С удовольствием. Игра должна приносить не только радость от победы, но и фан, много фана.
Далее — компоненты. Я кинестетик, мне нравится держать в руках тяжелые, красивые кубики, яркие токены, красивые миньки и проч. Поэтому, скажем, Heroes of normandie — да, а за ASL я не сяду. И дело не в правилах, нет. если это танк, то это должен быть изображен танк, а не непонятное что на блеклом картоне с цифрами. Если поле — то буйство красок, а не выкопировка из штабных карт армейского корпуса. (да! Кидайте помидорами, я готов!!)).
Отдельно про компоненты с большим запасом — черт возьми, да! Как меня расстраивает FFG со своим минимумом кубиков( Ну почему в R@B при максимальном количестве бросков кубиков в 4 (да, гипотетически возможна исключительная ситуация, когда кубиков должно быть в броске больше, пока ни разу у нас не было) в комплекте их 6? Почему в КМА при максимальном (даже гипотетическом!) количестве кубиков на броске 3, их в комплекте 8, то есть по 4 на игрока? Почему если максимально допустимое количество токенов Приказов в Heroes of Normandie — 10 (ни разу у нас не было на поле больше 6ти) их в коробке ровно 10 на каждую из команд? Но в Wing’e, конечно, 3 и 3. И как хочешь.
И здесь необходимо сделать еще одну ремарку. Мне очень нравится, когда для игры продаются дополнительные расширения/допы именно в плане «красоты», что бы порадовать коллекционера. И опять к кубикам. Как я сказал, в КМА их в коробке 8, и этого полностью в любом случае хватает для игры. Но Анкама выпускает такие потрясающе-прекрасные кастомные кубики, таких прекрасных яркиц цветов, что я купил на ebay (да! их еще просто так и не купишь!) еще 10. Десять. Потому что кроме белых я хочу еще желтые, зеленые, синие и красные. Хочу — и купил. Поэтому я бы и слова не сказал в адрес FFG если бы они положили в коробку по 5 зеленых и красных кубиков (этого было бы достаточно), а другие кубики — яркие, цветные, прозрачные продавали бы для коллекционеров. Я бы купил, 100%. Но класть минимум, а потом впаривать ТАКИЕ ЖЕ отдельным паком… Не нравится!
Ага, вот кстати — я очень радуюсь, когда для игр выходят допы. Так как я последнее время крепко подсел на игры с миньками, это чаще всего миньки и есть). Доп пираты для R@B, доп отряды (МНОООГО доп отрядов!) для Heroes of Normandie, новые Кросмастера для Кросмастера — коллекция растет, душа радуется!
Органайзер. Да, это важно. Хороший органайзер на вес золота, хотя потом из-за предыдущего пункта — увеличивающейся коллекции игры — все равно приходится или самому клеить, или на заказ воять. Но хотяб ы стартовый набор игры в стартовой коробке должно быть удобно хранить, а ни как блин в Heroes of Normandie — куча зип пакетов под крышкой, бррр!
И еще — мне нравится когда в игре есть бэк. То есть я должен понимать где мы, кто мы, и почему мы убиваем вот этих. Пусть хоть несколько страниц! Если игра с миньками — ну расскажите, что это за герой, кто он и зачем, почему он сражается и за что! Ну хотя бы вот как в Rum and Bones, это же позволяет здорово «проникнуться» игрой!
В общем — я люблю, когда мне красиво продают красивую игру. И категорически не люблю когда держат за дурака впаривая всякую хрень. Я готов платить, правда! Настольные игры как-то стремительно из сравнительно дешевого хобби трансформировалось в весьма не дешевое. Но не надо меня обманывать, дураки, как известно, остались только в зеркале.
Спасибо за большой комментарий! Интересно было узнать, что у вас лично является в приоритете.
Мне кажется, что тенденция как раз и идет к красивым играм. Последние годы наблюдаю ситуацию, когда многие игры очень красивые, отлично нарисованы, компоненты хорошие, но вот игровой процесс у них уныл или вторичен. Вот почему многие проекты с КС мне совсем не интересны. Люди складываются на то, что карточки были из более плотного картона, чтобы картонные жетоны стали пластиковыми, чтобы миньки были солиднее, а игровой процесс от этого никак не изменится. И если он изначально уныл, то красивая минька игру не спасет.
Я тоже к варгеймам никак не могу нормально подступить. Купил давно Fighting Formations, и так лежит себе эта игра и лежит… Все хочется увидеть что-то более приятное глазу, чтобы захотелось сыграть с первого взгляда.
А так, конечно, я тоже люблю красивые игры, согласен с вами. Многие еврогеймы мне не интересны в первую очередь из-за скудного формления и странной скучной темы.
Да, кикстартер порой приносит сюрпризы, и часто — негативные. С другой стороны я понимаю, не будь этой площадки, многих проектов мы бы и не увидели. Проблема превалирования внешней красоты над содержимым есть, это правда. Многим проще доложить в коробку миник, чем править правила и баланс (вспомним такой прекрасный, такой красивый, такой успешный и абсолютно неиграбельный Миф!). С другой стороны, во многих случаях на кикстартере сразу и правила выкладывают. Конечно, не поиграв многого не понять, но общее представление получить можно. Что касается еврогеймов… Вопрос сложный. Вот почему то так сложилось, что каркассона и 10000 до н.э. мне вполне хватает и не тянет новые брать совершенно… Видимо все таки не мое, мне фана, миник, красок да по-больше). Хотя над ЖКИ после выхода второй редакции Игры престолов раздумываю очень плотно.
В общем у меня мало игр, новые покупаю редко, мне тут ошибиться никак нельзя. Но пока (ттт) сказать что ошибся не могу ни в отношении одной игры. Хотя вот Wing год не игран, но скоро все изменится).
Мне кажется, что основная прелесть КС — это возможность издать игру тем, у кого потенциально ранее этой возможности не было. К издателям не так просто найти подход, а в КС каждый сам себе издатель. Но если крупное издательство старается отсеять балласт, там более сложная система отбора игр, то в КС легко можно напороться на проходняк.
Весело, когда покупаешь игру, а разработчик и издатель перестает ее поддерживать (
Это вы про ЖКИ/ККИ вспомнили?
Думаю да, в этом жанре такое не редкость — та же первая редакция игры престолов, варкоафт карточный, 5 колец (или как она там называлась…). Обидно наверно когда такое происходит с любимой игрой…
Легенда, мне кажется, только выиграла, что перешла в ЖКИ=) А вот Варкрафт да, потеря…
Да, они. Туда же история с рунбаундом 3изд или любой другой настольный сериал
Саша, спасибо за отличную статью, мне кажется, что она будет весьма невредной для начинающих разработчиков!
Если будет полезна — будет здорово. Я думаю на недельке написать свои мысли по ошибкам начинающих разработчиков. Так сказать, взгляд со своей колокольни, так как имею сам свой маленький опыт=)