Интервью со Штефаном Фельдом

Игры известного немецкого разработчика настольных игр Штефана Фельда, в которые я играл, мне очень нравятся. После Замков Бургундии я совсем по-другому стал смотреть на еврогеймы. Оказывается, сухие еврики могут быть интересными и захватывающими. Основной признак настолки, что ее сделал Фельд, это огромное количество путей по набору победных очков. Буквально за каждое действие игрок получает ПО. А еще Фельд любит внедрять в свои игры кубики и карточки. Что еще любит Фельд и как у него получается делать такие интересные игры, вы можете узнать, прочитав интервью с ним.

Огромное спасибо Сергею Матырко за помощь с переводом текста с немецкого языка! Дзякуй, бро!

BLOG Stefan Feld

P.S. ответы на вопросы были получены еще месяц назад, но я долго ждал фотографий от Штефана, но он так их и не прислал, поэтому в интервью вы увидите фотки, взятые из всемирной паутины.

1. Прежде всего хочу сказать спасибо за то, что ты согласился ответить на мои вопросы. Думаю, это интервью будет интересным для всех русскоязычных любителей настольных игр, проживающих в Восточной Европе. Сперва хочу поинтересоваться, с чего началось твое увлечение настольными играми?

У меня трое старших братьев и сестер, с которыми я часто играл дома. Эра компьютеров только начиналась, да и альтернатив было не так много.

2. Есть ли у тебя план по разработке игр — например, придумать конкретное количество игр в год?

Нет, никакого плана нет. Я просто пытаюсь реализовать мысли, которые появляются у меня в голове. Кроме того многое зависит от того, что в дальнейшем делают издательства с игрой, так что автор мало в чем может повлиять на издание.

3. Какие сеттинги и темы тебе интересны в настольных играх? Какого сеттинга тебе не хватает в списке твоих выпущенных игр? Может быть тебе интересны космос или фэнтези?

Обычно я исхожу из механики, а тема появляется позже. Во многих играх исходной темой было средневековье, которое потом дополнительно изменяли издательства. Но вот тема фэнтези меня бы очень привлекла.

4. Что тебе нравится в своих играх больше всего? Чем ты можешь гордиться, говоря, что это ты сам придумал?

Надеюсь, что мне удается в каждую свою игру привносить по крайней мере одну новую инновационную игровую механику. Кроме того для меня важно, чтобы игроку за моей игрой нужно было принимать важные решения. И как мне кажется, у меня это очень хорошо получается.

5. С чего ты обычно начинаешь разрабатывать игру? Через какие этапы проходит твоя настольная игра, чтобы попасть к нам на стол?

Как уже говорилось, зачастую сначала у меня зарождается идея, это словно двигатель, т.е. механика, которая приводит игру в действие. Вокруг этого центрального механизма я достраиваю остальную игру и добавляю разные детали.

6. Многие твои игры имеют сложный математический механизм. В таких играх очень легко допустить ошибку, которая приведет к дисбалансу. Скажи, пожалуйста, как долго ты тестируешь свои игры, чтобы они были идеальными? Много ли людей помогает тебе это делать?

Я играю в свои игры очень-очень много. Сто партий – это норма. Самый лучший партнер по тестированию – это моя жена. Но и в нашем игровом клубе есть куча людей, которые постоянно тестируют игры. При этом я могу получить честные ответы, которые часто улучшают игру.

7. Когда у тебя готов движок (механизм) игры, придумываешь ли ты сам сеттинг или это делает издательство? Были ли у тебя конфликты с издателями, если они хотели поменять сеттинг в игре, а ты был против?

Нет, пока еще не было никаких споров. Я думаю, по причине того, что издательство несет определенный риск, то я не всегда обязан настаивать на своем мнении.

8. Можно ли сказать, что языконезависимые игры — это фишка Фельда? Стараешься ли ты уменьшить количество текста в компонентах игры, когда разрабатываешь игру?

Нет. Это такое пожелание издателей, чтобы игры были независимы от языка, так как в таком случае их легче вывести на международный рынок. Мне-то это уже и так понятно, поэтому, начиная с прототипов, я стараюсь придерживаться этого направления.

9. Если бы у тебя была возможность попасть в прошлое, какие свои игры ты бы изменил? В каких играх что-нибудь добавил или наоборот убрал?

Есть пара мелочей, которые на сегодняшний день я бы поменял: В Roma я бы ограничил действия торговца, в Notre Dame я бы слегка усилил важность постоялого двора, а в Amerigo я бы немного ослабил перемещение кораблей.

10. Не думал ли ты сделать игру в соавторстве, как это сейчас делают многие известные разработчики?

В действительности ситуация такая, что я прямо сейчас работаю с Михаэлем Ринеком над двумя играми. И хотя я и получаю огромное удовольствие, я замечаю, что из-за моей профессиональной нагрузки нам тяжело сойтись во мнениях.

11. Поделись с нами рецептом “point-salad”. Что нужно для приготовления этого салата?

Тут я ничего такого не изобрел. Просто очки победы – это хороший инструмент, чтобы оценить дисбаланс различных компонентов игрового процесса.

 

12. Вопрос от Сергея, который помог перевести этот текст с немецкого: с какой твоей игры лучше начать знакомство с Фельдом и почему?

Я бы начал с Notre Dame, Замков Бургундии или с Брюгге.

13. Какие игры повлияли на твои настольные вкусы? Во что ты любишь играть сейчас?

Определенно игры Вольфганга Крамера, Райнера Книции и Клауса Тойбера. Особенно «Эль-Гранде», «Тадж-Махал», «Князья Флоренции», «Махараджа», «Львиное сердце».

14. Я знаю, что ты обожаешь кубики. Скажи, пожалуйста, есть ли что-то лучше в настольных играх, чем кубики , если говорить об игровых компонентах?

Да, кубики классные. Но я все же постоянно ищу, каким новым креативным образом можно применить карты или тайлы.

15. Как я понимаю, 2015 год стал для тебя годом спокойствия и отдыха, так как я не нашел никакой информации о твоих новых играх. Над чем ты работаешь в данное время и как скоро мы увидим твою новую игру?

С прошлого года я стал директором гимназии, поэтому разработку игр мне пришлось заморозить. Следующим проектом, который вскорости выйдет, будет карточная игра по Замкам Бургундии, в январе-феврале она будет готова. А в следующем году к Эссену в издательстве Hallgames выйдет «Дельфийский оракул» (в нем совсем не будет победных очков ;o)

16. Какие ты можешь назвать признаки плохой настольной игры?

Для меня игра плохая, когда тебя уже победили, а игра еще длится и длится. Кроме того мне хочется или накала эмоций, или умственного напряжения. Если в игре все выходит поверхностно, то это нехорошая игра.

17. На российский рынок уже поступила твоя игра Brugge. Какие советы ты можешь дать игрокам по поводу этой игры? Как легче всего победить в этой игре?

Ага, если бы я только знал ;o) В любом случае постарайтесь не пасть жертвой катастроф.

18. На данный момент издательство Hobby World из России издало 1 твою игру (Замки Бургундии) и уже начинает рассылать бэкерам Brugge. Какую свою игру ты посоветовал бы этому издательству выпустить следующей?

Тут я бы предложил две более старые игрушки: Notre Dame и Trajan. Ну и конечно, свежего «Дельфийского оракула».

19. У меня возник спор с одним моим знакомым по следующему вопросу — можно ли за одну игру закрыть тайлами все поле в игре The Castles of Burgundy? У меня это ни разу не получалось! А приятель говорит, что это можно сделать.

Даже не знаю, возможно ли это, может быть, если все сложится оптимальным образом. Но обычно пара полей остаются открытыми.

20. Как ты думаешь, становятся ли настольные игры с каждым годом лучше? Некоторые мои знакомые, которые посетили Эссен в этом году, сказали, что на выставке было много проходных игр, и их было больше, чем обычно. Что ты думаешь по этому поводу?

Я полагаю, что становится меньше по-настоящему плохих игр или игр, которые просто не работают. Но как по мне, так количество действительно хороших игр не возросло.

21. Приятно ли тебе то, что имя Feld стало нарицательным, ведь многие употребляют термин “feldian” по отношению к некоторым чужим настольным играм. Т.е. не обязательно игра должна быть сделана тобой, чтобы ее называли feldian.

Ну думаю, что мои игры имеют свой узнаваемый почерк, и да – это честь, что и другие игры прозывают «фельдовскими».

22. Какой ты видишь игру своей мечты?

Если б только знал, сразу бы ее разработал ;o)

23. Любишь ли ты посещать крупные настольные выставки и фестивали? Ты каждый год посещаешь Шпиль (Spiele)? Нравится ли тебе эта выставка?

Да, я люблю Эссен. Круто встречаться с людьми и общаться с фанатами. Я же сам заядлый игрок.

pic2278692_lg

24. Чем ты занимаешься в свободное время помимо разработки настольных игр?

Я немного играю на ударных, играю в театральной группе, люблю читать фэнтези, смотреть фильмы и сериалы.

25. Большое спасибо за ответы! Желаю тебе всего наилучшего и надеюсь, что скоро мы увидим твои новые игры, которые, я уверен, будут очень классными!

Спасибо большое за интервью!

16 Responses to Интервью со Штефаном Фельдом

  1. Ирина says:

    Спасибо за интервью. Ответы несколько суховаты, хотелось бы несколько больше слов, более развернутые ответы, как в статье с Шейди Торби, которую я с удовольствием прочитала. Штефан Фельд всегда так лаконичен в интервью? Александр, а вы что-нибудь знаете про «Дельфийский оракул»?

    • scafandr says:

      Да, я тоже надеялся, что на родном языке Фельд накатает объемные и интересные ответы, но хорошо, что хотя бы быстро ответил, а то иногда по несколько месяцев приходится ждать.
      Про Оракула известно немного. если хотите, могу поискать статью на БГГ, где про нее пишут. И еще на Тесере была небольшая заметка. ВОт ссылка — http://tesera.ru/user/serfalinskiy/journal/632882/

      • Ирина says:

        Спасибо! Эту заметку я видела. Да, по игре мало информации, надо просто ждать, что из этого получится)

        • scafandr says:

          К сожалению, больше никаких подробностей не видел 😦 Я бы порасспрашивал у Фельда об этой игре, но он чего-то совсем пропал и не отвечает 3 недели

  2. alpas says:

    странно, «Аквасферу» с очаровательными осьминожками автор не рекомендует? она же тоже относительно новая.

    «Я полагаю, что становиться» — мягкий знак лишний.

    • scafandr says:

      Тоже про это подумал. При этом еще он рекомендует издать Дельфийского Оракула, но не кубиковую версию ЗАмков Бургундии=) Тоже интересно.
      Спасибо за поправку, сейчас исправлю

    • Boozy says:

      Аквасфера намного более специфичная кмк. ВРрде когда уже познакомился с игрой, то она не оставляет уже такого впечатления тяжести и сложности. Но изначально при первом знакомстве Аквасфера кажется очень жесткой и непонятной.

  3. До сих пор лежит Нотр неигранным (((

  4. Малавата ён накатаў, насамрэч. Мо, і праўда, у чалавека часу не было.
    Цяпер бачу, што па сутнасці трэ было б з ім сустрэцца сам-насам ці ў якім скайпе з’арганізавацца, і пад дыктафон усё падрабязна распытаць, а потым ціхенька сабе ўсё парасшыфраваць. Хто ж ведаў, што ён будзе настолькі нешматслоўным. А так атрымалася, што самі пытанні часам займаюць больш месца, чымся, уласна кажучы, адказы.
    Але такія людзі вельмі цікавыя.

    • scafandr says:

      Ёсць розныя людзi — адныя больш любяць пагаварыць, другiя меньш любяць. Я чытау 1 цi 2 iнтэрв’ю з Фельдам, i там i там пытанняу каля 10 i не вельмi вялiкiя адказы. Мне здаецца, што у настольным свеце больш гуляюць у гульнi, чым гутараць з аутарамi. Некаторыя могуць вельмi любiць адну гульню, але не ведаць прозвiшча аутара. Кожны чалавек, у якога я бяру iнтэрв’ю, розны. Але часценька здараецца, што усе яны вельмi заклапочаныя чымсьцi, таму i адказы такiя. Што зробiш=)

  5. Suzume says:

    Вот как я согласна с его определением хорошей игры! Действительно, и моё мнение примерно такое же.

  6. serfalinskiy says:

    Большое спасибо за интервью. Смотрел интервью Фельда от Dice Tower, он был тоже не очень многословен) А вот есть еще видео с какого-то конвента, так там он вместе с Розенбергом достаточно много говорят, правда на немецком, поэтому я ничего не понял)

    Фельд — отличный гейм-дизайнер, у меня в коллекции пока только 3-и его игры (Notre Dame, Macao, Castles of Burgundy), но я думаю, что это только начало)

    Его игры нравятся моей супруге (Notre Dame — ее любимая игра), что автоматически добавляет играм автора еще несколько баллов)

    • scafandr says:

      Я тоже видел то интервью, поэтому сразу согласился на его предложение ответить по-немецки. Видимо, английский у него на начальном уровне — он понимает, что ему говорят, но вот лексического запаса не хватает для полноценного выражения всех мыслей. Но он и на немецком не очень-то, как вы правильно заметили, многословен=)
      Мне тоже нравится Фельд, особенно Замки Бургундии. Это одна из моих любимых игр. Надеюсь, что скоро и Брюгге появится в моей коллекции. В Нотр-Дам тоже с удовольствием сыграл бы!

Добавить комментарий

