В нашем замке гостей не ждут — обзор настольной игры Бастион

Интересно началось в рунете обсуждение анонса новой российской игры под названием Бастион. Только ленивый не заметил  визуальную схожесть этой игры с другой настолкой — Castle Panic. Естественно, российские настольщики начали переживать — не скопировали ли любимую их механику, выдав ее за отечественный продукт? Николай Пегасов как мог успокаивал разгоряченных пользователей, заявляя, что после того, как в сети появятся правила, все станет на свои места и все возмущающиеся поймут, что они ошибаются, ведь игра на самом деле про совсем другое.

Уже на уровне анонса меня заинтересовал Бастион. Ожидалось, что это будет большая полноценная игра про оборону замка от лютых врагов. Нам, игрокам, придется пытаться отбивать навал всеми возможными средствами, чтобы монстры не проломили ворота и не ворвались на нашу защищаемую территорию. В голову приходило сравнение с играми жанра tower defense (это где монстры идут по какому-то замысловатому пути, а мы ставим на этом пути башенки, которые периодически лупят фаерболами врагов). Это интересно? Мне так очень!

Бастион появился, наверное, у меня первого в Беларуси (благодаря Алексею Кабанову и Hobby World), но к обзору этой игры я готовился долгое время. Почему? Ответ узнаете из самого обзора=)

Вытряхиваем содержимое коробки

Размер коробки говорит о том, что перед нами большая комплексная игра, которая если вдруг и окажется «негиковской», то по крайней мере будет близка к этому параметру.

Художник отлично постарался, нарисовав красочную картинку для коробки игры. Драконы еще никогда никого не подводили в плане презентабельности=) Мне оформление коробки нравится, и я думаю, что она приглянулась бы мне, если бы я увидел игру на полке в магазине.

Внутри коробки лежат довольно большие картонные части игрового поля, большой пакетик с деревянными разноцветными кубиками, фишки игроков с подставками и колода карт. В принципе, глядя на содержимое коробки, чувствуется оптимальный подход к игровым компонентам — российские издательства стараются оптимизировать количество компонентов, чтобы итоговая цена не оказалась слишком высокой для потребителя. Такой набор компонентов вполне устраивает и издателя, и автора игры, да и нас, покупателей в плане цены.

Каких-то особенных мимимишных компонентов в коробке я не могу отметить, но и придраться к ним не могу — все сделано на хорошем уровне.

Как устроен мир Бастиона?

Настольная игра Бастион переносит нас в фэнтезийный средневековый мир, в котором есть место драконам, архимагам, големам, жрецам, оборотням и волшебным заклинаниям.

Игровое поле собирается из плотных картонных тайлов (они просто вплотную примыкают друг к другу, без каких-либо зацеплений и хитрых стыковок). В итоге у нас получается игровое поле, представляющее собой типичное средневековое поселение, огороженное со всех сторон высокими непроходимыми стенами. В центре игрового поля находится цитадель, откуда просматривается вся территория замка.

Большие составные тайлы представляют собой кварталы, в каждом из которых находится 1 башня, 1 площадь, 3 источника, вырабатывающих ману, и 2 поселения (в правилах они называются «основаниями»), которые можно в течение игры разрушить, чтобы построить там какое-то полезное сооружение.

И все было в этом замке прекрасно, пока в один неприятный момент на него не покусились орды врагов. Мимо замка шла орава чудовищ, которые посмотрели на строение искоса и подумали: «А почему бы нам неожиданно не ворваться в замок и не поживиться там чем-нибудь вкусным и ценным?».

Как подумали, так и сделали — рядом с одним из углов замка возле жетона, символизирующего врата в замок, расположилась колода врагов. В правилах описаны разные сценарии, в каждом из которых формируется колода с определенными врагами.

Карточки врагов имеют силу, цвет и заклинание. Очень простая иконографика делает карточки врагов легко понятными для игроков всех возрастов. Сила и цвет говорят о том, сколько и какого цвета маны нужно потратить, чтобы сразить врага. Заклинание (находится внизу карты) игрок получает в награду за победу (карточка врага переворачивается и подкладывается под планшет игрока, чтобы тот видел заклинания, которые ему доступны).

Сила врагов варьируется от 3 до 12 (в особых случаях бывает и больше). Есть мультицветные враги, на которых влияет мана разного цвета. Каждый вид врага обладает уникальным заклинанием, что приносит игре разнообразие.

Противостоять врагам предстоит вам — защитникам бастиона. Каждый игрок (играть в Бастион можно от 1 до 4 игроков) берет фишку героя, планшет героя и по одному кубику каждого цвета маны. В Бастионе используется 6 цветов маны, соответственно каждый игрок в начале игры владеет шестью кубиками.

Планшет героя носит информативный характер — на обеих сторона планшета расписаны значения всех символов, которые встречаются в игре, а также все возможные действия игрока. О последних я сейчас расскажу подробнее.

Каждый ход любого игрока начинается с нападения врага. На этом этапе игрок снимает верхнюю карту с колоды врагов и двигает ее против часовой стрелки от колоды вдоль стены до первого препятствия. Препятствием служат другие картов врагов или жетон врат. Если колода врагов пуста, то двигается самый дальний от врат монстр, передвигаясь на первое свободное место перед препятствием. Враг ничего кроме движения не делает, все, что он может делать — это двигаться вперед. Если двигаться чудовищу некуда, то он проламывает ворота и чудовища захватывают замок, т.е. игра будет проиграна.

Некоторые виды врагов обладают уникальными свойствами, которые срабатывают сразу, как только их снимут с колоды. Одни, как дракон, кладутся в цитадель и мешают брать ману из башен. Другие, как летун, закрывают собой площадь и не дают брать ману игрокам из источников. Третьи, как великан, становятся на ближайшее свободное место от ворот. Таких интересных монстров в игре предостаточно.

Когда карта врага улеглась на свое законное место, игрок может приступать к своим героическим делам. А именно:

  • один раз передвинуть фишку героя в соседний квартал или поместить ее в цитадель;
  • один раз использовать источник маны (или башню, или цитадель), положив на него один любой кубик маны из своего запаса и получив 3 кубика маны того же цвета, что и источник, из общего запаса. Если положить кубик на башню, то можно собрать все кубики маны, лежащие на источниках в этом квартале. А стоя в цитадели можно собрать все кубики с башен.
  • победить одного врага в квартале, где стоит герой (для этого нужно сбросить нужное количество маны, взять карту поверженного врага и положить его под планшет заклинанием вверх);
  • проколдовать любое количество заклинаний и использовать любое количество артефактов.

Любой ход игрока состоит из передвижения (если нужно), взятия маны из доступного места и, если возможно, победы над одним из врагов в квартале. Как уже писал ранее, заклинания добываются из поверженных врагов. Все заклинания одноразовые (сбрасываются после применения). Одни заклинания дают возможность продвинуться на один квартал дальше, другие дают усиление атаки на 1 или 2, третьи позволяют победить врага маной любого цвета и т.д.

Артефакты и сооружения — это нечто совсем другое и появляются они на поле после выполнения ритуала. В начале игры каждый игрок получает 2 случайные карты ритуала. Чтобы выполнить ритуал, нужно победить монстра того же цвета, что и карточка ритуала. Взамен выполненного ритуала игрок берет новую карточку ритуала из колоды.

Ритуалы бывают нескольких типов:

  • сооружения. Кладутся на одно из двух свободных мест в квартале (на те места, что я называю поселениями). В свою очередь сооружение может быть источником (работает как обычный источник, приносящий ману), обелиском (увеличивает производительность источника на +1 кубик определенного цвета), орудие (ослабляет монстров определенного цвета);
  • артефакты. Эти карты кладутся перед игроком, и они бывают двух видов — накопитель (можно попросить безвозмездно один кубик у другого игрока) и преобразователь (позволяет поменять у себя один кубик маны на кубик из запаса того цвета, какой вам нужен).

Сооружения и артефакты очень нужны при битвах с сильными врагами.

Бастион — это кооперативная игра, в которой игроки сообща защищают замок от нападения чудовищ. Соответственно, в ней есть лишь два исхода событий — либо чудовища ворвутся в замок, и тогда игроки проиграют, либо игроки замочат всех врагов вокруг стен замка, и тогда они выиграют.

Защита башен по-русски

На деле игра оказалась действительно непохожей на Castle Panic (хоть я и не играл в эту игру, но обзоры читал). А вот сравнение с tower defense вполне уместно — враги идут по дорожке вдоль стен нашего бастиона, а мы в них поочередно кидаемся разноцветной маной. Если не успели закидать — проиграли.

Сам механизм мне напомнил часы, которые идут с точностью до секунды. Бастион — очень механистичная игра, особенно если учесть, что она проходит по ранее заготовленным сценариям. Каждая колода врагов — это отточенный механизм, который вряд ли сможет преподнести неожиданный сюрприз. Вы точно знаете, что лежит в колоде и какими возможностями обладают враги. Рано или поздно свои зубки покажут абсолютно все чудовища, вопрос только в очередности их появления. И когда очередная волна атаки приводила меня к поражению, то меня это только раззадоривало. Играя в Бастион я испытывал удивительное чувство постоянно требуемой сатисфакции. Мне постоянно хотелось разделаться с этим негодным сценарием, который я не смог разгадать.

Я ложился вечером спать и думал о том, что завтра я попробую атаковать первым архимага, потому что он не дает некоторым источникам давать ману. Потом задумывался над вопросом, стоит ли сразу обращать внимание на дракона, ведь победить в игре можно, даже если дракон находится в цитадели. Нужно ли сразу бить слабых врагов с силой 3 или лучше подкопить ману на более сильных врагов?

На следующий день я ждал, когда приду домой с работы и попробую воплотить задуманные идеи в реальность. Лично для меня эти ощущения дорогого стоят. Далеко не каждая игра настолько меня раззадоривала, что я никак не мог ею «наесться».

Для меня Бастион — это игра-вызов. Не могу успокоиться, пока не пройду очередной сценарий. Не было того момента, когда бы я решил оставить игру на потом. Мол, не получается, потом может когда-нибудь получится. Нет, я пробую сегодня, завтра, послезавтра…

На прохождение самого простого обучающего сценария мне потребовалось сыграть 3 раза. Хотя это не говорит о сложности игры, потому что я немного неправильно понял правила и думал, что игра закончилась, хотя на самом деле монстры могли еще двигаться вперед. Пройдя обучение по моим придуманным хардкорным правилам, я взялся за первый сценарий, который стоил мне где-то 5 партий (по тем же хардкорным правилам). А впереди еще меня ждали 6 сценариев и ультрахардкорный вариант от одного из авторов игры — Евгения Никитина. 6 сценариев, Карл! Я уже сыграл около десятка партий, и впереди у меня будет примерно столько же по 4 раза. Я сейчас оцениваю игры не только по фану, но и по количеству часов, которые я потратил на игру. Мне кажется, что Бастион с лихвой окупает себя временем, проведенным за игрой. Из всей партии игр, которые я получил от Hobby World последний раз, именно в эту игру я хочу играть столько раз, пока она мне не надоест и я не скажу про нее, что она слишком легкая. Мне хочется разобрать Бастион до самого основания, как это делают маленькие дети, которым подарили игрушечную машинку.

Я подозреваю, что у этой настольной головоломки есть какое-то уникальное решение, благодаря которому проходить сценарии будет не очень трудно. Сужу по тому, что колоды продуманы сценариями и в одном и том же сценарии монстры могут отличаться только цветом (они выбираются рандомно для партии). Я не могу сказать, что ритуалы приносят огромное разнообразие игре. Они, конечно, помогают в борьбе с чудовищами, но не всегда получается выполнить ритуал, и не всегда сооружение оказывается полезным. Поэтому пока что я только догадываюсь о том, что игру можно просчитать. Может быть спустя еще десяток партий я найду этот секрет, по крайней мере маленькую подсказку от Евгения Никитина я уже получил.

Потом я задумался, какая игра похожа на Бастион. Она должна быть тоже кооперативной, тоже с оравой прущих на игроков врагов… В голову пришла игра Ghost Stories — там игроки перемещают по полю монахов, сражающихся только с ближайшими призраками, которые входят в игру каждый ход, еще у каждого призрака есть специальные способности… Да, весьма похоже на Бастион. Но в GS есть одна штука, которая позволяет играть каждую партию с разными неожиданностями. Называется эта штука кубиком. Брошенные кубики могут как помочь игроку, так и оставить его с носом, и кто его знает, как в итоге цепочка бросков повлияет на общий успех. В Бастионе кубика нету. Поэтому враг требует определенное количество маны и никакими шаманскими плясками с бубном мы не изменим эту цифру. Конечно, можно вспомнить о том, что в игре есть помогающие игроку заклинания, но ведь они тоже просчитываются. Зарубил врага — получил заклинание, на следующий ход применил его. Какого-то волшебного небесного вмешательства в игре попросту нету. Но при этом, что меня удивляет, играть не менее интересно.

Может быть я не зря так сразу с порога начал рассказывать именно о личных ощущениях от игры, а не об игровых подробностях и интересностях, с которыми я столкнулся. Дело в том, что я до сих пор не могу сказать, что я досконально изучил игру, и даже один из авторов игры, Евгений Никитин (второй автор — это всем известный Николай Пегасов), советовал мне написать обзор только после того, когда я попытаюсь пройти все сценарии. Но я не мог долго ждать, потому что очень хотелось поделиться впечатлениями от первых сценариев. И они весьма и весьма положительны. Могу с уверенностью сказать, что Бастион захватил меня полностью.

После нескольких первых партий я поставил игре 7,5 на Тесере. Потом оценка трансформировалась в 8, а пару дней назад я изменил ее на 8,5. Вполне может быть, что потом я поставлю ей даже 9.

Ладно, давайте все-таки попробую без эмоций рассказать о том, что именно мне понравилось. Несмотря на то, что в игру можно играть и вдвоем, и втроем, и вчетвером, все равно работает все как один целый механизм — все игроки вместе думают, что делать, что собирать, кого атаковать. И над каждым ходом приходится задумываться — лучше перейти вперед на один квартал и собрать там ману или остаться в текущем квартале и использовать последний доступный источник? Победить монстра за 3 маны или подкопить немного и завалить монстра посерьезнее? Какой артефакт принесет больше пользы? Стоит ли просить ману у другого игрока или она ему будет нужнее? Из таких маленьких вопросов и состоит «головоломность» игры.

Очень интересно вводить в игру нового врага. Тревожно становится, когда ситуация на поле сложная и ты надеешься, что вытянутый монстр окажется слабеньким и легко убиваемым. но чем сложнее ситуация, тем интереснее решать проблему, а их, проблем, поверьте, хватает. Один монстр усилит другого, сделав его практически неубиваемым, второй имеет бонус к силе от рядом стоящих чудовищ, третий не дает получать ману определенного цвета… Приходится искать ниточку, потянув за которую можно раскрутить весь сценарий и оставить замок в неприкосновенности.

Не могу сказать, что какие-то монстры мне показались неинтересными, как это иногда бывает. Имхо, все их умения и заклинания хороши и играбельны.

Сеттинг у игры взят из ККИ Берсерк. Если кто-то играет в эту карточную игру, то он увидит знакомые картинки на карточках. Да и цветов маны тоже ровно столько, сколько стихий в Берсерке. Hobby World по-прежнему старается продвигать вселенную Берса на настольном рынке. Вот даже изображение одного из героев перекочевало из игры Наместник, но меня это заимствование нисколечко не задевает (читал, что некоторым это решение не понравилось).

Мне не очень понравился дизайн игрового поля. Нет в нем живости что ли. Такое ощущение, что сам бастион неживой, все люди его покинули и только одни шпили цитаделей да шары источников торчат из-за стен. Мне кажется, поле можно было бы как-то оживить, добавив в него людей и сделав кварталы более разнообразными (там рынок, там академия магов, там площадь для рыцарских тренировок).

Также у меня были небольшие проблемы понимания движения врагов, из-за чего я сначала играл немного неправильно. Мне все-таки кажется, что в правилах нужно было как-то более подробно объяснить этот момент и изобразить его на картинках. Хотя, наверное, непонятки были только у меня, потому что судя по другим обзорам все сразу понимали, как нужно правильно двигаться и перед чем останавливаются враги.

Бастион зацепил!

Очень не хотелось бы ошибиться, но мне кажется, что это одна из лучших российских игр за последние 5 лет. Раньше, если бы меня спросили о лучшей российской игре, я бы сразу ответил, что это Космонавты Юрия Ямщикова. Теперь я еще могу с уверенностью назвать Бастион Евгения Никитина и Николая Пегасова.

Бастион — это интересна игра-головоломка, в которой нужно грамотно распоряжаться действиями, чтобы методично набирать ману и гасить ею врагов.

Я очень боюсь найти универсальный способ, при котором сценарии начнут проходиться легко, потому что тогда мне станет неинтересно играть и мне нужно будет придумывать хоумрулы для усложнения игрового процесса. Пока я не нашел этого способа, поэтому получаю огромное удовольствие от Бастиона.

Несмотря на то, что я в восторге от игры, я не могу ее посоветовать всем и каждому. Игра довольно специфична и кому-то может показаться слишком сухой и механистичной. Почти никакого рандома, одни сплошные цифры и расчет. Если вам нравится tower defense, если вы любите просчитывать ходы, если готовы разгадывать задачки, то вам игра понравится. В любом случае, даже если сценарии кому-то покажутся скучными и предсказуемыми, то можно составить собственную колоду, над которой придется изрядно попотеть. По мнению Евгения Никитина в Бастион как раз-таки и нужно играть рандомными колодами, чтобы каждое появление врагов было бы полной неожиданностью для игрока.

Уже известно, что авторы игры работают над дополнением к игре, которое добавит в игру нежить. У игры огромный потенциал и к ней можно выпустить огромное количество дополнений с новыми монстрами, заклинаниями, артефактами и сооружениями. Еще не пройдя все базовые сценарии, я уже с нетерпением жду выхода дополнений.

Наверное, это одна из лучших игр, в которые я играл в этом году. Но если мое мнение поменяется, я обещаю обязательно написать об этом еще одну заметку.


Настольная игра Бастион предоставлена для обзора компанией Hobby World

8 Responses to В нашем замке гостей не ждут — обзор настольной игры Бастион

  1. Lupus Est says:

    «Ожидалось, что это будет большая полноценная игра про оборону замка от лютых врагов. Нам, игрокам, придется пытаться отбивать навал всеми возможными средствами, чтобы монстры не проломили ворота и не ворвались на нашу защищаемую территорию»… Спасибо за обзор! Эх, как же я хотел поучаствовать в кикстартере «B-sieged», но курс доллара был против…

  2. pr1celess says:

    «Хотя, наверное, непонятки были только у меня, потому что судя по другим обзорам все сразу понимали, как нужно правильно двигаться и перед чем останавливаются враги.»

    Ошиба-а-а-а-ешься, проблемы были не только у тебя, но и у меня, и еще, как минимум, у Дениса Буракова. Пока автор сам свою задумку мне не объяснил, правила можно было трактовать довольно свободно. Картинок, действительно, не хватает.

    • scafandr says:

      Фух, от души отлегло. А я то думал я один такой дурак. Обучающий режим и первый сценарий прошел за 7 или 8 партий. На что Евгений Никитин сказал, что мне, наверное, рано делать выводы по игре. Оказалось, что я игру заканчивал раньше времени. У меня была логика такая — карта идет до упора, если перед колодой врагов уже лежит карта, значит ее нужно класть на колоду врагов. Читаем правила — если карту нужно класть на колоду врагов, то вы проиграли. Ну и все, конец, значит=) И только после того, как я получил ответы от Никитина и Пегасова, тогда все стало на свое место.

  3. zinzy5 says:

    Не думал, что Бастион тебе настолько понравится. Я тоже очень долго присматривался к этой настолке, но увы, так ее и не приобрел. Испугался не самого позитивного мнения в иннете, что со мной бывает редко. Обычно я плюю на общее мнение, если игра мне нравится правилами. Бастион был первым исключением. Вот Метро 2033.Прорыв купил сразу же, на общее, скажем прямо, негативное мнение наплевав. А тут что-то сломалось.

    P.S. Решил немного пожаловаться на нашу почту. Помнишь рассказывал про посылку, в которой едет Legacy: The Testament of Duke de Crecy и The Voyages of Marco Polo, так вот, мне прислали письмо о необходимости ее задекларировать. Внутри посылки помимо моих 2-х коробок еще 3 игры, один доп и 3 пачки протекторов. Так они мне сказали, что даже протекторы каждая пачка будет считаться отдельным товаром. Заплатить мне ришлось бы за всю посылку 1000 000 руб. и это только за декларирование. А еще услуги почты и всякое такое. Так что моя посылка отправится обратно на philibertnet, там ее разобьем на 3 отдельных, уже потом сюда. Короче жесть просто какая-то. А еще сказали, что если на коробке нет надписи 14+, то нужно будет еще какие-то дополнительные бумаги оформить за заказ детского товара.

    • scafandr says:

      Сам не ожидал, что так понравится. Посмотрел на Тесере рейтинги — семерочки ставят, но мне что-то запала в душу. Вроде и я люблю рандом, чтобы кубики покидать можно было, а тут их нету. Подумалось, что игра похожа на компьютерную игру, в которой нужно угадать с очередной действий. Тем дальше уровень, тем сложнее задачки. Ну прям как в тауэр дефенсах всяких.
      Большое спасибо за то, что поделился опытом — я как раз про это сегодня писал (готовлю большую статью отчетную за год). Просо мне уже стали писать, что, мол, доходят большие посылки и слухи о декларировании преувеличены. Я рад, что у некоторых проходят, но это скорее исключение из правил. Я попал на такое, ты попал, кто еще хочет попасть — велкам в нашу компанию=)
      Я заказывал недавно с филибера, так мне хотели 4-ю игру подкинуть — я написать, что халявы не нужно, мне и трех игр хватит=)

  4. Да, прецедент, уже не единичный и это печально. 😦
    Мои 4-х игорные посылки(тьфу-тьфу-тьфу) прилетели все без разтаможек, но… впредь надо быть осмотрительнее.

    (p.s. не авторизованные комментарии банятся. Это новевведение такое?)

    • scafandr says:

      Последний раз у меня была мысль рискнуть и заказать 4 игры, но все-таки не решился=) Лучше синица в руках=)
      По поводу комментов даже не знаю, что сказать — у меня в настройках стоит, что любые ноунеймы могут оставлять комментарии. В бане лишь есть несколько особо рьяных айпи-адреса, с которых каждый день валился спам и он проходил фильтры вордпресса. Может там был динамичный адрес и он попался тебе?

Добавить комментарий

