В Порт Пирей плыви скорей — обзор настольной игры Порт Пирей

Не знаю, насколько тесно в крупных портах мира в нынешнее время, но когда-то давным-давно там было не протолкнуться от кораблей из разных стран, которые прибывали для обмена товарами с иноземными торговцами с целью выгодной их перепродажи в своей стране. Можно было, конечно, и караванами добраться до нужного места, но проще всего было идти по морям и океанам. Главный внешнеторговый порт Греции — это порт Пирей. Между прочим, там пинает мячи известный футбольный клуб «Олимпиакос».

Посредством настольной игры Порт Пирей я предлагаю вам посетить знаменитый порт и приобрести там что-нибудь ценное и полезное. Фарфором, часом, не интересуетесь?

badsanta_2747800b

На борту корабля

Это игра российского автора Андрея Александрова и ее в конце прошлого года выпустило молодое питерское издательство GaGaGames.

Коробочка у Порта Пирей (ПП) средних размеров. Не такая маленькая, как у ранее выпущенных игр ГаГи, но и не стандартных размеров, как у, например, Доминиона. Не думаю, что кому-то из вас понадобятся точные размеры коробки, поэтому в подробности габаритов вдаваться не стану.

На этот раз мне повезло (или все-таки были скорректированы допуски размеров) и крышка от днища в моей копии отделяется отлично. Коробку не нужно трясти и ковырять пальцами, т.к. все спокойно съезжает само.

Внутри коробки есть органайзер. Он, правда, самый обычный, с отсеком для жетонов и карт посередине, но всяко же лучше, чем отсутствие оного, правда? ГаГа в этом плане молодец, про органайзеры никогда не забывает.

В компоненты игры входит колода карт, жетоны и игровое поле с треками цен.

Карточки все те же по тактильным ощущениям, т.е. привычные «гаговские» карты, которые первые несколько партий плохо тасуются, но потом все идет как по маслу.

В целом компоненты нареканий не вызывают, но несколько шероховатостей я бы все-таки отметил:

  • на моей коробке есть небольшие волны от плохо проклеенной обложки. С такими пузыриками на коробке я встретился впервые;
  • жетоны изменения цен очень маленькие, к тому же по цвету похожи на жетоны монет, поэтому не сразу находятся в общей куче жетонов. Маркер трека хода тоже хотелось бы видеть другой формы и цвета.

Покупаем-продаем!

Где-то не помню в каком месте я прочитал, что ПП — это игра про аукцион. В связи с этим у меня было предубеждение, что мне в новой игре ГаГи снова (после игры Стой на Своем) придется заниматься ставками. Но оказалось, что ПП — игра о совсем другом, о чем я вам с удовольствием сейчас расскажу.

В обозреваемой настольной игре игроки выступают в роли торговцев из разных земель — римляне, варвары, египтяне, индийцы, китайцы и персы прибывают в порт для торговли. У каждого торговца есть своя колода карт, состоящая из товаров, в количестве 8 штук. Колоды торговцев отличаются по цвету, поэтому вы их никогда не перепутаете. Также хочу отметить, что колоды различаются по наименованию товаров. Так, к примеру, у варваров есть меха, но нету специй, которые есть, например, у индийцев. В течение игры игроки будут стараться продать свои товары по самой выгодной цене.

Помимо колоды карт у каждого игрока на старте будет в наличии 10 монеток (драхм), за которые игроки будут покупать товары на рынке.

Товары делятся на 6 видов: меха, посуда, еда, украшения, специи и ткани. В начале игры все товары стоят 5 драхм, что отображается на специальном игровом планшете, на котором размещены треки цен и трек для счета хода (дня).

Также в игре еще присутствует нейтральная колода товаров греков. Греческие товары являются ничейными и всегда выходят в игру в начале хода в количестве трех штук, по ходу игры их можно покупать и применять в собирании сетов.

Давайте быстренько пробежимся по ходу игры!

В ПП все игроки ходят одновременно. В первую фазу с колоды греков снимается 3 товара, которые кладутся ниже планшета лицевой стороной вверх.

Во вторую фазу игроки должны решить — продают они товары или покупают. Специальный жетон, на сторонах которого изображены значки торговли и продажи, зажимается в руке, потом все игроки одновременно их вскрывают. Если продавцов оказалось больше, чем покупателей, то цена на товары греков уменьшается на одно деление, а цены на остальные товары увеличиваются на 1. Если покупателей больше, чем продавцов, то цены на греческие товары наоборот растут на один, а остальные товары на столько же дешевеют. При игре в четном составе может быть ничья. В таком случае греческие товары растут в цене, а остальные падают.

В третью фазу продавцы должны решить, какие товары в количестве до двух штук они хотят продать. Цена на товары отображается на игровом поле. Когда все продавцы сделают свой выбор, карты вскрываются и выкладываются над игровым полем — так формируется рынок товаров. Далее цены повторно меняются исходя из предложения — за каждый иноземный товар на рынке цена на них падает на 1 драхму. Товары, которые на рынке не были выявлены, увеличиваются в цене по количеству продавцов.

Далее, в четвертой фазе, покупатели могут принять участие в торгах за товары на рынке. Покупать можно как товары, выложенные другими игроками, так и греческие товары. Игрок, участвующий в торгах, кладет свой жетон на выбранную карту товара. Когда все покупатели определятся с выбором, начинается покупка. Если на карте лежит один жетон, то владелец жетона выплачивает владельцу карты стоимость товара (деньги за греческие товары идут в банк). Если на карте товара находится несколько жетонов, то игроки, чьи жетоны лежат на карте, проводят за карту дополнительные торги, зажимая в руке некоторое количество драхм. У кого ставка окажется больше, тот и забирает карту. Собственно, это и есть тот самый маленький элемент аукциона, о котором я слышал в чужом отзыве.

В пятую фазу оставшиеся товары на рынке продаются в банк по текущему курсу. Оставшиеся греческие товары идут под низ колоды товаров греков. Маркер дня смещается на новое деление и начинается новый торговый день.

Всего торговых дней 8 штук. После чего игроки якобы возвращаются в свои родные страны и продают там купленные товары.

Выгоднее всего товары продавать сетами. Сет — это набор карт, у которых одна характеристика совпадает, а другая отличается. Например, это может быть еда (общая характеристика) из разных стран (отличающаяся характеристика). Или это могут быть разные товары из одной страны. За сет из 3-х карт игрок получает 27 драхм, из 4-х — 40, из 5-и — 55, из 6-и — 70.

Одиночные товары из чужих стран стоят 6 драхм, а товары своей страны, которые не смогли продать, стоят всего одну драхму.

В конце игры побеждает самый богатый торговец.

Порт Пирей как экономическая модель

Будучи в заблуждении в том, что ПП — это игра с аукционом, я ожидал, что за все товары на рынке придется торговаться, делая ставки и набивая цену. Даже сам про себя улыбнулся, когда держал в руках ПП и Стой на Своем, которые мне прислала GaGaGames в одной посылке. Что-то потянуло ГаГу на аукционы — подумалось мне. Я был приятно удивлен, когда узнал, что игра основана на простой модели спроса и предложения.

Игроки в равной степени выступают в роли как продавцов, так и покупателей. В первой партии я не совсем просек фишку, что нет смысла ждать самого выгодного курса, потому что есть куча ограничителей, которые не дадут продать сразу всю пачку товаров, сорвав солидный куш. В итоге я остался с пятью своими товарами и сильно отстал от лидера.

В игре всего 8 раундов и продавать за один раз можно до двух товаров. Имея на руках 8 карт товаров, логично разделить раунды на 4 продажи и 4 покупки, но не все так просто. Иногда на рынок попадает ценный товар, который тебе очень нужен для сета, тогда приходится менять стратегию и вместо продажи идти на покупку. Либо курс цен на товары становится до того низкий, что продавать что-то совсем невыгодно.

Но и это не самый главный прикол игры. Как мне кажется, в центре внимания игроков должен находится механизм формирования цен, который тут выполнен очень интересно. Цены угадать практически невозможно! Это такой уникальный элемент рандома, который вроде как и нерандомен вовсе, ибо целиком и полностью зависим от решений игроков.

На первой стадии, когда игроки решают, продавцы они или покупатели, решается первый раз судьба цен на все товары. В этот момент ценообразование происходит логически — если продавцов больше, то цены на товары будут меньше. И наоборот. Все как в жизни. Довольно занятно заниматься прогнозом, пытаясь извлечь выгоду не исходя из наличия товаров на руке, а пробуя угадать будущую ситуацию на рынке. Стать покупателем? Тогда лучше быть единственным покупателем на рынке, чтобы товары стоили дешево, и никто не мешал их покупать. Стать продавцом? Тогда желательно продать товар выгоднее, а это опять же можно сделать в том случае, если продавцов на рынке будет как можно меньше. Конечно, на решение сильно влияет наличие у вас драхм и товаров своей страны.

Честно признаюсь, в сыгранных партиях у меня редко удавалось угадывать. Ценообразование настолько гадкое, что как бы ты не хотел извлечь максимальную выгоду, у тебя ничего не получается. Или получается, но, как говорят настольные эксперты, нахаляву и в редких случаях.

Собственно, опишу типичный игровой случай. Каким-то образом цена на мех докатилась до потолка, т.е. до девятки. Это круто, это значит надо продавать как можно скорее. И ты на радостях выкладываешь 2 меха. И кто-то еще выкладывает 2 меха. В итоге мех стоит уже не 9, а 5 драхм, и он уже далеко не такой вкусный, каким казался вначале. Вот такая ценовая политика.

Конечно, никто не запрещает вам создавать собственную теорию получения максимального барыша. Можно продавать разные товары, можно покупать любое барахло, лишь бы дешевле, можно меньше продавать и больше сосредотачиваться на сборе сетов. Экспериментов просто поле непаханое.

Возможно, кого-то такая система удивит. Особенно тех, кто привык доверять тому, что видит. Если написано, что товар стоит 5 монет, значит 5. В ПП цена — это лотерея. Нет, правда, это очень прикольный механизм! Меня он очень сильно озадачил. С одной стороны, стоимость товара определяется так же рандомно, как если бы мы бросили кубик, вместо голосований. Но с другой стороны, все совсем не так, ведь цену, по сути, устанавливают сами игроки, когда решают, кем им быть и сколько товаров продавать.

Для людей, которые только-только начинают изучать экономику, игра была бы отличным наглядным пособием для понимания некоторых простых экономических истин. Поэтому ПП совсем не про какой-то аукцион, это занятная экономическая игра, в которой игроки принимают участие в спиритическом ритуале за столом в темной комнате. Только они не вызывают духов, а формируют цены в текущем раунде. Взявшись за руки, зажмурив глаза и попробовав заглянуть в светлое экономическое будущее.

Мне очень нравится продолжительность игры. За 8 раундов нужно попытаться и все продать и много чего накупить. И опять же не всегда все выходит так, как хочешь, и в конце игры ты можешь остаться с тремя или четырьмя непроданными товарами, т.е. легко не будет. Мне очень нравятся игры, в которых есть ощущение кризиса, что ты можешь не успеть что-то сделать, поэтому торопишься вскочить в последний вагон, но при этом понимаешь, что может нет смысла лететь к тому самому вагону, если можно сделать что-то другое, более полезное.

Так как за моей спиной всего 5 сыгранных партий, то не могу утверждать стопроцентно, но мне кажется, что в игре дико важно собирать сеты, и желательно собрать один большой сет. Товары поодиночке приносят немного дохода. Три одиночных товара дадут 18 драхм, а сет из трех карт — 27. Поэтому иногда есть смысл переплатить за товар, но выиграть за него торги, чтобы в конце игры выложить «козырный» сет. И если вам не везет и нужные товары появляются на рынке совсем не тогда, когда ты их ждешь, то выиграть будет довольно сложно.

Плюс ко всему товары всех стран не идентичны, поэтому может так получиться, что одних товаров в игре будет больше, чем других. Если заниматься просчетом, записывать все на бумажке и учитывать уход-приход, то можно рассчитать идеальные раунды для идеальных торгов. Но согласитесь, что глупо это делать, играя в обычную настольную игру.

Поэтому мой вам совет — хотите выиграть? Собирайте сет!

О количестве игроков могу сказать банально — чем больше, тем лучше. Правда, вшестером я не играл, поэтому за самый максимум ответить не могу. Опробованы были партии с тремя, четырьмя и пятью игроками. Три — это минимальное количество игроков в ПП. Чем меньше игроков, тем меньше товаров на рынке, меньше сеты, меньше ажиотажа. С другой стороны, подозреваю, что вшестером будет как раз таки всего многовато (и партия затянется), но это всего лишь моя философия. В принципе, в составе 3-5 игроков мне играть нравилось.

Ситуация с ничьей в определении количества продавцов и покупателей может возникнуть только при четном количестве игроков. Опять же, пока сложно сказать, что это на что-то сильно влияет, просто одни товары растут в цене, другие уменьшаются, но не думаю, что из-за этого происходит некий дисбаланс.

Что же я могу отметить из минусов… Мне не очень нравятся арты к игре. Когда я распаковывал игру и изучал карты, то забыл надеть очки, и мне иллюстрации казались сильно замыленными. Хотя и после надевания очков резкости не сильно добавилось. Хотя отмечу, что художник интересно нарисовал карты разных стран — арабские, индийские греческие и прочие мотивы присутствуют в оформлении всех карт.

Про то, что маркеры цен мелковаты и жетон дня похож на монету 5 драхм, я уже писал в начале статьи.

По самой игре минусов отметить не могу — мне все понравилось.

Кстати, знаю, что изначально игра называлась «Нижегородская Ярмарка«. Позже, когда прототип заметили на одной из авторских игротек, игра стала именоваться Портом Пирей. Мне, честно говоря, разницы особой нету, ведь в обеих версиях геймплей одинаковый, только что Ярмарка имела российский колорит. Но если везти игру на международную выставку (ПП показывали в Эссене), то мне кажется, что выбор с сеттингом был выбран правильно.

Мой корабль все-таки задержится в порту

Игра оставила после себя приятные впечатления. Такие еврики мне нравятся. Игра не вводит меня в скукоту из-за однообразных перекладываний фишек с клетки шила на клетку мыло, как это обычно происходит в экономических играх. Здесь все просто и понятно — продавай дороже, покупай дешевле. Но выполнить все задуманное в полной мере не дает интересный движок формирования цен, и в этом кроется особая прелесть игры. Игрок получает фан от случайностей, которая формируется путем комбинирования решений игроков.

Порт Пирей — это приятная игра с небольшим количеством компонентов, не требует траты большого количества времени, быстро изучается, азартно играется. Очень рекомендую Порт Пирей любителям несложных экономических игр про куплю-продажу!


Настольная игра Порт Пирей предоставлена для обзора сетью магазинов GaGaGames

Реклама

9 Responses to В Порт Пирей плыви скорей — обзор настольной игры Порт Пирей

  1. Yury Yamshchikov says:

    Годный обзор, спасибо!
    Кажется есть только одна неточность: насколько мне помниться, игру Гага заметила на Граниконе.

    • scafandr says:

      Юра, для меня просто Граникон издалека кажется тоже авторской игротекой=) Я плохо разбираюсь в вашей узкоспециализированной терминологии=)

      • Yury Yamshchikov says:

        Саша, с нашей скромной организаторской колокольни это нечто… несколько большее 🙂
        Благо что на него съехалось несколько десятков авторов из разных городов и большая часть российских издателей. И не смотря на то, что времени, по издательским меркам, прошло довольно мало, уже издано не меньше трех представленных на нем игр, еще несколько находятся в разных стадиях издания.

        • scafandr says:

          Если я задел чем-то, то прошу прощения=) Теперь буду знать, что Граникон — это гораздо круче любых авторских игротек;)

          • Yury Yamshchikov says:

            Нет, не задел. Просто я перфекционист и люблю уточнять детали и мне показалось, что тут есть неточность 🙂

  2. zinzy5 says:

    Интересно, в белорусских магазинах она продается?

    • scafandr says:

      К сожалению. пока не видел. Карета, Данжен Рейдерс и Пиксель Тактикс были в магазинах. А это вроде новая игра, может скоро появится.

  3. Это игра не на аукцион, где все покупатели, а биржа — где все и покупатели и продавцы. Добавив второе направление аукциона, у разработчика получилось разнообразие в механике.
    Мне напоминает другую отечественную разработку, За Шотландию. Там также нужно выбирать одну или другую сторону, чтобы получить побольше денег.
    В этом обе игры похожи. В За шотландию мне ещё не раз не удавалось выиграть, так как с предсказаниями ставок других игроков не везёт или плохо прогнозирую. Или механизм прогнозирования там вовсе не такой которым мне было легко воспользоваться.
    И если в За шотландию, основной мотивацией при покупке был сеттинг, то тут может стать возможность выбрать более свободную дорожку к очкам (т.е. больше чем 2 стороны воюющих) и возможность поиграть на бирже.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: