По следам героев Средиземья — обзор настольной игры Lord of the Rings: The Card Game

Я веду список настольных игр, которые находятся в моей коллекции и на которые я пока еще не сделал обзор. В этом списке попадаются такие игры, на которые я смотрю и понимаю, что пока не готов писать на них обзор, хотя приобрел я их давно. Это все потому, что обзор, по моему мнению, должен полностью отражать мое впечатление. Не иметь какое-то там поверхностное «пока нравится» или «сойдет для сельской местности», которое навеяно 1-2 партиями, а отзыв должен отражать весь спектр эмоций, которые я испытал или продолжаю испытывать, когда играю в эту игру.

3,5 года я ходил вокруг да около настольной игры Lord of the Rings LCG. Сначала хотел перепробовать проходить разными колодами, потом пройти несколько раз все квесты из базовой коробки, потом хотелось переварить все, полученное от игры… И вот наконец я готов.

98091_img_4145

Властелинов много разных

Популярные франшизы всегда стараются пролезть во все слои массовой культуры. По некоторым тайтлам делают любимые нами настольные игры. Мне кажется, что Властелину Колец повезло почти больше всех, ведь настолок про шумиху вокруг волшебного кольца вышло приличное количество и на разный вкус. Практически все эти игры позволяют игрокам пройти приключение вместе с героями из знаменитой трилогии, испытав незабываемые ощущения.

98091_img_4145

Наверное, пускаться в залихватское приключения лучше всего с большим игровым полем, кучей миниатюрок, сотнями карточек и десятками кубиков. Вот это будет настоящее приключение! Но может ли обычная карточная игра передать ощущения такого приключения? Оказывается, может. Всем известное издательство Fantasy Flight Games несколько лет назад выпустило очередную «живую карточную игру» про Средиземье. Игра получилась очень необычной по меркам формата. Во-первых, она кооперативная. Во-вторых, в нее можно играть одному (причем я бы даже сказал, что соло — это весьма отличный вариант в этой игре). В-третьих, против игрока играет колода карт. Больше всего в LotR LCG меня подкупал соло-режим. В отзывах на настолку я читал, как люди после работы всю ночь азартно играли на кухне, пытаясь пройти базовые квесты. Вот и мне хотелось засесть за это карточное приключение какой-нибудь бессонной ночью и с довольным лицом утром лечь спать после успешного донесения кольца до последнего пункта.

Это FFG, детка

Издание LotR LCG я назову типичным для ФФГ. Что по наполнению, что по качеству — все как всегда на высоте. Колода карт, счетчики-крутелки и море жетонов можно назвать стандартным ЖКИшным набором. Все выполнено в отличном качестве, какое способны обеспечить самые лучшие китайские типографии.

Так что я думаю, что любой среднестатистический покупатель должен остаться довольным содержимым коробки.

Особенно я хочу отметить графическое исполнение. Иллюстрации в игре просто бесподобны! Вот уж в какой игре мне действительно хотелось рассмотреть каждую карту!

5+ за все, что можно найти в коробке.

Есть работа для героев

Вся игра в LotR LCG построена вокруг карточек сценариев. Каждый сценарий формирует колоду приключений, в которую входят несколько заданий/квестов (чаще всего это 3 задания). Задача игрока — пройти все эти квесты.

Против игрока играет колода столкновений, которая формируется исходя из сценария. На каждой карте столкновения (те карты, что играют против игрока) нарисован символ. На карте сценария нарисованы символы карт столкновений, которые участвуют в формировании колоды столкновений. Все очень просто — посмотрел, какие символы играютв сценарии, собрал все соответствующие карты вместе, перемешал колоду — готово! Против этой колоды мы будем играть.

Чем же мы играть будем? Ни много ни мало — настоящими героями из книжной трилогии! Арагорн, Леголас, Эовин, Гимли, Глоин — все к вашим услугам. Герои не входят в состав какой-либо определенной колоды. Каждый игрок может взять в игру на выбор от 1 до 3 героев. Каждый герой относится к одному из четырех типов сфер (лидерство, знание, дух, тактика). И именно от сфер игроки отталкиваются во время собирания своей колоды — мы можете использовать карточки тех сфер, чьи герои у вас есть. Конечно, в базовой игре уже есть пресобранные колоды для всех типов сфер, чтобы игрок сразу не загрустил от большого количества вариантов сбора колод. Играть можно и моно-колодами, т.е. с одной сферой. В таком случае такие колоды собираются просто — свалил в одну кучу карты со значком, к примеру, тактики, набрал соответствующих героев и вперед на баррикады. Но вообще все же я бы рекомендовал сразу ориентироваться на 2 разновидности сфер в колоде. В таком случае придется колоды немного пособирать, выбрав самые интересные карты из двух наборов.

Чем больше героев возьмет игрок, тем будет выше стартовая угроза. За все неудачи, которые приключаются с игроком, ему приходится повышать значение угрозы на специальном счетчике. Достигнув цифры 50, игрок выбывает из игры. Поэтому 1 герой — это медленно, слабо, но надежно, а 3 героя — это быстро, мощно, но очень рискованно. Выбирайте свой стиль игры, варьируя количеством героев 😉

В колоде столкновений находятся карты врагов (у них есть очки жизни, сила нападения и защиты, а также свойство), регионов (повышают угрозу, пока игроки не посетят этот регион, руководствуясь тексту на карте) и предательств (одноразовые ловушки, проклятия, маневры, отрицательно влияющие на игроков).

В колоде игроков могут быть: предметы (attachments; прикрепляются к уже выложенным на стол картам, модифицируя их свойства), союзники (по возможностям и характеристикам похожи на героев), события (одноразовые карточки, помогающие игрокам в конкретной ситуации).

Как и в любой другой ЖКИ игрок перед началом игры тасует все колоды, готовит жетоны, набирает стартовую руку.

Вкратце расскажу, как происходит ход:

  • ресурсы. Каждый активный герой получает по одному жетону ресурса;
  • планирование. В эту фазу за ресурсы героев можно покупать союзников из руки и прикреплять к ним предметы. Тут стоит заметить, что ресурсы, которые лежат на героях, имеют привязку к сферам. Поэтому для покупки союзника со сферой знания, необходимо потратить ресурсы только с героя, который имеет значок знания;
  • поиск приключений. Игроки пытаются продвинутся по квесту, раскрывая по одной карте за каждого игрока с колоды столкновений. Игроки направляют на приключение своих героев и сравнивают волю героев с угрозой раскрытых карт. В зависимости от результата может возрасти уровень угрозы на счетчике или при успехе на карте квеста появятся жетоны продвижения (набрав определенное количество таких жетон, квест будет считаться пройденным);
  • путешествие. Теперь игроки могут посетить регион для успешного его закрытия жетонами продвижения. Успешно пройденные регионы не добавляют угрозу, облегчая прохождение по игре;
  • столкновение. В эту фазу можно сразиться с врагами, лежащими на столе, с помощью незадействованных в предыдущих фазах героев и союзников. Игроки определяются с количеством врагов, с которыми можно сразиться;
  • бой. Настало время скрестить оружие с выбранными врагами. Определяются нападающие и защитники, сравниваются показатели силы и защиты, распределяется урон по картам. Кто-то выживет и сможет продолжать игру, а кто-то получит смертельные раны и покинет поля боя ни с чем;
  • передышка. Развернуть повернутые карты, передать жетон первого игрока (если играть от 2 до 4 игроков).

Когда квест пройден (т.е. на нем скопилось достаточное количество жетонов), игроки переходят к следующему квесту. Для победы необходимо завершить финальный квест. Для проигрыша достаточно выбыть из игры до финального квеста (превысить цифру 50 на счетчике или потерять всех героев).

Одна партия может длиться от 30 до 90 минут.

По следам Фродо

Я не сразу соблазнился на покупку этой игры, так как у меня были определенные сомнения, что игра мне понравится. Во-первых, я не могу назвать себя фанатом ВК. Во-вторых, смущало соло-прохождение (действительно ли оно интересное?). В третьих, не понятно было, какой сложности игра. Будет ли интересно играть, если быстро пройдешь все 3 базовые сценарии? Или потом придется отдавать все деньги на дополнения? У меня и так уже было достаточно ЖКИ в коллекции, брать на борт новую особого желания не было. Но на Игросфере в Львове в 2013 году из всех игр, которых можно было купить на выставке, мой выбор пал именно на эту игру.

В плане изучения игры я бы не назвал ее ни сложной, ни простой. Структура хода вроде простая и понятная, но любая хорошая карточная игра содержит в себе огромное количество ключевых слов и игровых нюансов, которые нужно постоянно держать в голове. Отсюда возникает частая возня по правилам. Конечно, после десятка партий многое запоминается и в правила смотришь гораздо реже.

Игра на мой взгляд великолепно передает ощущение приключения, что я очень люблю в настольных и, в частности, карточных играх. Набираешь в команду героев, покупаешь за ресурсы помощников и вперед на изучение колоды столкновений, в которой полным-полно мрачных регионов, где прячутся разные монстры да чудовища. Каждая раскрытая карта столкновения добавляет неприятные очки угрозы. Игрок постоянно испытывает кризис, потому что нужно за один ход успеть сделать все: и отправить персонажей на приключения, и посетить регион, и оставшимися силами настукать по черепушке каким-нибудь оркам или паукам. На все эти действия сил постоянно не хватает. Приходится каким-то чудом прыгать через задания и на последнем дыхании вырывать победу. Но чаще всего… Чаще всего вас будет ждать поражение, если вы только не захотите в очередной раз перелопатить свои колоды.

Я долго бился моноколодами с самым простым базовым квестом и удача, казалось, часто была на моей стороне, но в самый последний момент она переходила на сторону врагов. Вот так я самостоятельно пришел к тому, что 2 сферы все-таки лучше, чем одна. Каждая сфера направлена на какой-то определенный тип игры — например, союзники отлично справляются с врагами, но будут слабы в силе воли, или герои отлично производят ресурсы, но при этом постоянно требуют поворота карты. Пытаясь соединить несколько стихий воедино, игрок получает возможность закрыть те дыры, через которые сквозит ветер поражения.

Поэтому для меня LotR LCG прежде всего является игрой, в которой нужно часто думать над колодами. Знаю, что для многих это проблема, ведь значительно проще воспользоваться пресобранными колодами. Но хорошая карточная игра должна быть вариативной. Тот, кто не любит собирать колоды, должен обходить ЖКИ стороной. Просто в какой-нибудь другой ЖКИ, где игроки играют друг против друга, если оба игрока не заморачиваются над сбором колод, то можно легко получать фан от любой партии. Но ЛотРе если не заморачиваться над колодами, то победа над сценариями вам будет только сниться. Для меня это наоборот плюс игры, потому что каждый сценарий требует различного подхода к себе и мне надо часто думать над способами прохождения квестов. Где-то надо брать силой, а где-то умом. К тому же очень интересно попробовать перепройти сценарий иначе — с другими героями и другой колодой. Это как вызов самому себе — попробуй теперь победить другими сферами, тряпка!

Соло-режим, по моему мнению, просто шикарный. Это отличная настолка для одного игрока. В игре с бОльшим количеством игроков практически ничего не меняется, кроме того, что из колоды столкновений в фазе приключений тянется больше карт. Вдвоем, может быть, немного легче проходить, ведь можно в таком случае выбрать на игру все доступные сферы, что даст больше возможностей в игре. Но честно признаюсь, что не могу судить по игре вдвоем много, так как в основном играл в эту игру один.

Я переживал, что одному играть будет не очень интересно и можно будет уснуть за перекладыванием карточек. Но ничего подобного не испытал. Игровой процесс, безусловно, пасьянсовый. Вы стараетесь накопить достаточно ресурсов, чтобы потратить их на покупку чего-то интересного из руки, потом раскрываете карты с колоды столкновений и пытаетесь уменьшить угрозу раскрытых карт и выполнить квесты. По сути игровой процесс есть разумное разделение обязанностей между персонажами + постоянные неожиданности, которые преподносит колода врагов. И эта самая колода способна преподнести отличные сюрпризы, на которые не всегда способен «живой» игрок. Даже более того — порой от сваливающихся на голову жирных врагов скрипят зубы и опускаются руки. После каждой неудачной партии у меня возникала хорошая спортивная злость — следующий раз я обязательно пройду этот сценарий! Именно этого я и хотел от игры.

Мне кажется, что LotR LCG имеет отличные варианты сложности. Базовые квесты довольно удачно подобраны и стартовой коробки хватает на достаточное количество фана от сыгранных партий. Обычно я не люблю ФФГ за то, что они выпускают базовые демо-колоды, но база ЛотРа, как мне кажется, в этом плане вполне удачна. Легко проходится только квест со сложностью 1. Над остальными придется хорошенько поработать. Знаю, что некоторых людей отталкивала игра из-за своей сложности.

И когда базовые квесты перестанут вызывать трудности, то самое время обратиться к дополнениям. Как и в любой другой ЖКИ, к ЛотРу регулярно выходили и до сих пор выходят мелкие паки и делюксы. Мне очень нравится, как это реализовано в обозреваемой игре. Каждое маленькое дополнение содержит в себе новый сценарий с новым символом. Соответственно, к этому символу в паке можно найти пачку карт столкновений. Ну и конечно в таком наборе есть новые карточки, которыми игроки могут разнообразить свои колоды. Т.е. один пак — это всегда одно новое приключение, над которым нужно поломать голову.

Через каждые 6 мелких допов выходит один большой доп, который открывает новую арку. Далее выходят еще 6 мелких допов, которые относятся к этому самому большому допу. Тут есть один важный момент — допы из новой арки не играются отдельно без делюкса из этой арки. Я когда-то невнимательно посмотрел и купил 2 пака, которые принадлежат арке, делюкса которой у меня нету. Так и валяются эти допы на полке. Поэтому всегда обращайте перед покупкой внимание на то, к какой арке относятся маленькие дополнения и сможете ли вы поиграть с ними.

Без старой доброй ФФГшной традиции в дополнениях не обошлось — действительно полезных и вкусных карт обычно в каждом наборе всего штучки 2-3. Все остальное — это просто карточки с красивыми картинками.

И кстати да, картинки в игре просто великолепные. Потрясающие иллюстрации, потрясающие художники, прямо распечатывай и вешай арты на стену. Честно говоря, это одна из лучших карточных игр по оформлению, в которые я играл.

В общем, как вы поняли, Lord of the Rings LCG мне очень понравилась и нравится вот уже почти 3 года. Игра, конечно, не новая, обзор мой прилично опоздал по времени, но я все же надеюсь, что кто-то заинтересуется игрой, если пропустил ее раньше.

Не могу не поделиться своими мыслями  по поводу будущего игры. Имхо, на данный момент по ней выпущено почти все, что можно. Разработчики старались развивать игру сюжетно, согласно знаменитой трилогии Толкина. Более того, были выпущены так называемые вбоквелы про Хоббитов, в которые можно играть в отрыве от основной арки. Толкина давно уже нет в живых и мир Средиземья имеет свой начало и конец, до которого ФФГ практически вплотную подобралось. Мне кажется, что совсем скоро издательство объявит о кончине игры и анонсирует новую ЖКИ (могу даже предположить, что это будут Вампиры, если верить слухам годичной давности). В принципе, смерть игры за собой не повлечет никаких последствий, потому что настолка не турнирная, а как раз таки кухонного, домашнего формата. Сколько времени издатель будет продолжать печатать игру, известно только ему одному. В любом случае, начать играть пока еще не поздно.

Подводим итоги

Для самых ленивых, кто сразу проскроллил вниз, подведу итоги. Игра отличная, мне очень нравится, одному проходить интересно и увлекательно.

Шикарные моменты:

  • одна и лучших настольных игр, связанная с произведениями Толкина;
  • сольное прохождение работает на ура;
  • множество разных вариантов прохождения одного и того же сценария;
  • понравилась базовая игра? тогда вас ждут еще десятки новых интересных квестов, спрятанных в дополнениях;
  • великолепные иллюстрации;
  • квесты заставляют хорошенько подумать над колодами.

Неоднозначные моменты:

  • колоды часто приходится перебирать, потому что то, что сработало в одном квесте, не обязательно сработает в другом;
  • порою приходится слишком тяжело в прохождении, но для меня, например, это определенно плюс;
  • к каждому квесту приходится готовиться — выбирать карты, перебирать колоды. Т.е. долгий сет ап;
  • множество нюансов, конфликтов между картами и правилами, поисков ответов в ФАКах и эрратах;
  • довольно высокая роль случайности в прохождении.
22 Responses to По следам героев Средиземья — обзор настольной игры Lord of the Rings: The Card Game

  1. VDmitry says:

    Это еще и очень хорошая кооперативная игра.

  2. Lupus Est says:

    Отличный обзор, спасибо). Все-таки не думаю что это будут вампиры. Думаю это будет LotR 2.0, как с теми же «Престолами». Кстати, а в GofT не играли? И, конечно, не ЖКИ но все же — Ваха квест как, не пробовали еще? Просто думаю первую со времен МТГ карточную игру взять, рассматриваю разные варианты.

    • scafandr says:

      Вполне может быть будет какая-то другая культовая игра. Вампиры специфичны по тематике. Могут за 7th Sea взяться, если ролевая игра выстрелит.
      Про ЛотР 2.0 сомневаюсь, так как мне кажется, что из игры все соки выжали. Не издавать же еще раз то же самое?
      В GoT не играл, но желание было купить вторую редакцию. Потом опять пропало=)
      В Ваху Квест тоже не играл, но если ХВ издаст, буду брать точно. Почти уверен, что мне понравится.
      Карточные игры чудесны, их есть на любой вкус=)

  3. VDmitry says:

    Что за вампиры? И не понял насчет LotR 2.0? LotR сам по себе развивается. Со времени выхода базы появилось множество сценариев с новыми механиками, появились сценарии повышенной сложности, появилась кампания (в противовес отдельным сценариям) с походом Фродо по Средиземью.

    • scafandr says:

      Vampire: The Eternal Struggle. Пару лет назад в интернете типа кто-то нашел на форуме разговор с работником ФФГ, что они купили права на игру. Как только на БГГ стали обсуждать эту тему, первоисточник потерли и сказали, что это все неправда. С учетом того, что Вампиры как игра умерли, а сама она была вполне достойная, то я верю, что могут и купить франшизу. Хотя сейчас выбор по старым карточным играм довольно неплохой.

  4. VDmitry says:

    А вообще я бы хотел чтоб ФФГ сделали ЖКИ по MechWarrior.

    • scafandr says:

      Я тоже мечтаю о какой-нибудь новой карточной игре по боевым шагающим роботам. Но боюсь, что тему уже немодная и за нее никто не возьмется.

  5. timmyfoox says:

    Обзор классный, соло наверно лучший формат для ЖКИ — когда одной коробки действительно хватает для всех 🙂
    По поводу престолов — пусть я и не искушенный игрок, они оказались лучшей карточной игрой, в какую я играл, особенно в мультиплеере. Скажем, я всерьез задумался над покупкой полного набора кор-сетов и допов, а то проксями играть уже не камильфо) Так что обязательно попробуй)

    • scafandr says:

      Думай быстрее, пока не уменьшили лимит=)
      Как твоя посылка с Филибера? Дошла?

    • Groddno says:

      Полагаю, Тима, с нами ты уже не сядешь за стол? ))) Карточные престолы и мысли о них занимают много места в моей голове)) С удовольствием бы прочитал о данной игре на одном из любимых мной сайтов о настолках))

      • timmyfoox says:

        Я всегда не прочь встретиться, было бы время) Уже накопился пугающий меня пласт собственных настолок, которые так и не играны. А еще и партию по ролкам водить надо, и на работе успевать 🙂 А по поводу престолов — будем надеяться, что Саша до них доберется, и через 3,5 года он будет готов написать свой 101й, но очень крутой обзор 🙂

  6. alpas says:

    качественный обзор, спасибо! убедился, что правильно сделал, что не стал заказывать (ненавижу декбилдинг и сложные игры 😉

    «порою приходиться» поправь, пожалуйста.

  7. Hoot says:

    На днях купили с девушкой базу, разобрали правила и прошли первый сценарий. Полный восторг! Начиная с темы (оба любим ВК), продолжая компонентами и иллюстрациями и заканчивая механикой. Ура, я нашёл, во что играть с ней вдвоём 🙂
    Девушка не настольщица (пока :)), но поиграть не отказывается. Что-то нравится, что-то -нет. Когда предложил попробовать ВК — сказала ‘да! Это же ВК!’
    И успешно познакомились с игрой. С нетерпением ждём свободное время, чтобы поиграть в другие квесты и другими колодами, а там и допы не за горами)

    • scafandr says:

      Здорово! Рад, что игра вам очень понравилась. Для вашей девушки это, наверное, не самая легкая дорога к любви к настолкам, но если она ее осилит, то сможет гордиться тем, что первой ее игрой был не какой-нибудь Манчкин, а ВК=) Теперь собирайте дополнения;)

      • Hoot says:

        Нуу всё же не совсем так, в другое она не отказывалась поиграть 🙂 До этого успели поиграть в Тайное послание и Наследие (+Небесный сад), 8-мин империю Легенды, Каркассон, Descent, Elder Sign, Pathfinder ACG 🙂

        Тайные тайны у неё отлично зашли ибо ненапряжно, самое то в бане в перерывах между/после парилки (много партий), 8МИЛ ниче (2 партии), Каркассон норм (1 партия), Descent отлично (2 сценария), Elder Sign норм (1 партия), PACG не понравился (1 сценарий) (и остались мы с другом вдвоём на нём).

        Думал-думал, что бы такое предложить, чтобы понравилось и можно было вдвоём играть — и вспомнил про ВК, который я еще несколько лет назад не стал брать как раз из-за отсутствия второго (второй) игрока, с кем в него играть, так как рассматривал и рассматриваю его исключительно для игры со второй половинкой 🙂

        Ну и на очереди остальные игры из имеющихся у меня, как будет время собраться компанией 🙂

        А ВК — даа, прям оч-оч понравился. Мгновенно, с первой партии, ворвался в мои любимые настолки.

        • Hoot says:

          PS а, еще отлично зашел самурайский Бэнг 🙂 и девушке понравился, и на даче в компании ну совсем не настольщиков — просто хит!
          Секрет успеха игры у нас на даче: 1) отличный веселый игровой процесс 2) лет 15 назад мы засматривались сериалом Сёгун, его летом показывали как раз к завтраку, зачастую у кого-нибудь одного собирались на коллективный просмотр 😀

          • Hoot says:

            Но в лице ВК я нашёл то, во что она сама очень хочет играть, а не только составить компанию, так что да, с этой стороны можно сказать, что это её первая игра)

            Сорри за кучу ответов))

        • scafandr says:

          Ааа, так она у вас не новичок, а вполне тертый калач=) Замечательно, что у вас есть такая девушка, которая выдерживает Дисент и ей подобные игры;)
          Мне тоже самурайский Бэнг нравится. Очень хочется, чтобы допы выпустили к этой игре. Новые персонажи не помешают.

Добавить комментарий

