Это кто осел? — Обзор настольной игры Паровой Осел

К играм, о которых до распаковки мне ничего не было известно, я всегда отношусь с опаской. Одно дело, когда ты прекрасно осведомлен о том, во что тебе предстоит сыграть (видел анонсы, следил за датой релиза, читал обзоры), а другое дело, когда совершенно непонятная игра возникает ниоткуда, прямо как кролик из шляпы фокусника. Возникают смешанные чувства ожидания или хорошей игры, или чего-то проходного.

Именно о такой настолке сегодня пойдет речь. Я совершенно ничегошеньки не знал о настольной игре Паровой Осел. Название пугало и ни о чем не говорило, но у меня были надежды, что за совершенно ничего мне не говорящем названием стоит если уж не отличная, то по крайней мере хорошая игра.

Сегодня пойдет речь о газообразных ослах викторианской эпохи!

Где живет паровой осел?

На этот вопрос совершенно точно ответил бы Николай Дроздов, но у меня не получилось с ним связаться, поэтому придется отдуваться за него самому. Паровой осел живет в картонной коробке, которую любезно изготовили в издательстве GaGaGames. Да-да, это новая локализация от молодого питерского издательства. Темпы ГаГи просто не могут не радовать — почти каждый месяц у них появляется что-то новое и интересное.

Открыв крышку небольшой по размерам коробочки, я испытал минутку счастья. Если помните, в одном из недавних обзоров на игру от GaGaGames я писал о том, что в их органайзерах не хватает отверстий под пальцы. А теперь смотрю на органайзер Осла и радуюсь — вот же они отверстия! Неужели мои просьбы дошли до Питера и там приняли к сведению замечания. Здорово, действительно здорово, когда желания становятся явью.

На этом приятности не закончились. Когда я снял пленку с карт, сразу пальцами почувствовал, что поменялось качество картона, из которого сделаны карты. Совсем другая поверхность! Она такая же гладкая, как и на всех обычных картах в настолках. Карты в прошлых играх ГаГи был более мягкий и шершавый, поэтому тасовать было неудобно. Теперь все сразу тасуется прекрасно — сразу после снятия пленки пошафлил карточки — все работает отлично. Это тоже можно отнести в плюсы локализации.

В состав игры входит только комплект карт. Настолка сугубо карточная, что меня сильно обрадовало, так как карточные игры я очень люблю.

Пробежимся по правилам.

В чем смысл осла?

Если кто-то хочет узнать о сеттинге игры, тому рекомендую перевернуть коробку игры и прочесть там всего несколько предложений — мы переносимся в викторианскую эпоху и должны построить для любимой королевы самый лучший в мире курорт. Тот, у кого курорт окажется самым привлекательным и прибыльным, займет место главного архитектора.

Я сначала был очень удивлен, не найдя в правилах никакого литературного текста, объясняющего тему игры. Правила начинаются со слов «В Паровом Осле игровая карта может принимать одно из трех значений«. Оказывается, нужно было просто перевернуть коробку и прочитать на обратной стороне пару предложений. Редко читаю то, что написано на обратной стороне. Видимо, зря=)

У игры довольно необычная тематика и мне очень хотелось узнать, какова роль парового осла в игре. Название просто показалось необычным. Википедия, кстати, говорит, что паровой осел был когда-то изобретен и даже запатентован. Представлял он собою какую-то самоходную машину — плуг, с помощью которой можно было копать, рыть и вспахивать.

Итак, в Паровом Осле нам нужно строить курорт и игровые карточки можно сыграть несколькими способами (признаюсь, это еще один замечательный игровой элемент, который я обожаю в настолках). Правда, разработчики немного слукавили по поводу трех способов розыгрыша карты. По сути карта может быть только либо достопримечательностью (лицевая сторона), либо гостем (рубашка).

В основе игры лежит довольно простая механика, виденная мною в других играх. Чтобы сыграть карту как достопримечательность, которая приносит игроку победные очки, нужно сбросить с руки n-карт определенного типа, который указан на карте достопримечательности. Чтобы пополнить руку новые картами, нужно пригласить гостей с так называемого вокзала (это просто ряд карт, снятых с колоды) и разместить их по своим достопримечательностям, а в следующий ход забрать этих гостей себе в руку.

Все было бы очень легко и просто, если бы не было разных условий, которые ставят игрока перед выбором.

Задача любого игрока — выложить от 10 до 12 достопримечательностей (цифра зависит от карты задания), сформировав из них поле размером 3х4. Карты делятся на 4 типа: развлечение, жилье, транспорт и памятник. И еще они могут быть трех цветов. Собрав все типы карт трех цветов, можно закончить игру.

В самом начале игры каждый игрок случайно получает карту задания, на которой будет написано, сколько именно достопримечательностей нужно построить и за какие типы карт в конце игры игрок получит бонусные очки.

Как уже сказал выше, достопримечательности делятся на несколько типов. Каждая достопримечательность требует сброса некоторого количества карт того типа, к которого принадлежит достопримечательность. На карте достопримечательности содержится следующая информация: сколько карт и какого типа нужно сбросить для строительства карты, сколько карта может размещать гостей и сколько она в конце игры приносит победных очков. Некоторые карты, кстати, можно строить бесплатно (они отлично помогают в начале игры).

Обратная сторона карты (рубашка) — это гости. Все гости «тусуются» на вокзале в одной стопке.С колоды снимается и выкладывается рядом 4 карты рубашкой вверх — это станция, с которой гостей можно забирать на достопримечательности. На карте гостя указан тип достопримечательности, которая находятся на другой стороны карты. Также карты гостей могут быть трех цветов (либо быть одновременно трехцветными, это карты-джокеры) — в этот цвет окрашены их чемоданы. Разместить гостя можно только на той достопримечательности, которая совпадает по цвету.

В свой ход игрок может сделать всего одно из четырех действий:

  1. построить новые достопримечательности. Выбираем один цвет (красный, желтый или зеленый) и строим столько карточек этого цвета, сколько можем себе позволить. Не забываем, что больше 12 карт на столе лежать не может;
  2. переместить гостей с вокзала на свои достопримечательности. Для этого также нужно выбрать только один цвет. Всех гостей этого цвета можно разместить по построенным картам соответствующего цвета;
  3. добавить гостей в руку. Забираем себе всех гостей с достопримечательностей (но в руке может быть не больше 12 карт!);
  4. взять верхнюю карту из сброса. Обычно это действие выбирают, когда больше ничего нельзя сделать.

Достаточно сыграть один раз, чтобы освоиться с правилами и перейти к игре по расширенным правилам. Эти правила подразумевают ввод в игру преимуществ и персонажей.

На самом деле ничего громкого эти персонажи/преимущества не делают. До начала игры игроки выбирают себе одну карту преимущества, в нагрузку получая персонажа (на обратной стороне карты указан, какой именно персонаж). Преимущество лежит перед игроков до конца игры и дает ему или одноразовую (например, начать игру не с 8-ю, а с 12-ю картами в руке), или постоянную способность (лимит карт в руке увеличивается до 15). Персонажи тоже дают игроку уникальную способность. Разница между преимуществом и персонажем в том, что персонажами в течение игры можно меняться.

Когда кто-то из игроков собрал нужное количество достопримечательностей, указанное на карте задания, то все остальные игроки делают по одному дополнительному ходу и приступают к подсчету очков, которые приносят построенные достопримечательности, отнимая также по одному очку за пустые ячейки на поле и добавляя бонусные очки, которые дает карта задания. Кто набрал больше всех очков, тот и стал главным архитектором.

Еще одна игра про строительство

В каком-то из обзоров я уже писал о том, что тема строительства очень популярна в настолках, и как-то особенно часто она встречается в последних локализованных играх. В Паровом Осле я почему-то больше беспокоился о названии. Почему-то казалось, что игра может оказаться пати-геймом, в котором проигравший станет не просто ослом, а даже паровым ослом, из-за чего всем игрокам должно быть смешно. К счастью, ничего подобного в игре нету. Это просто настолка про карточные манипуляции, а значит я зря беспокоился.

Тема игры мне не давала покоя некоторое время. Почему-то именно тема, а не геймплей, ибо обычно бывает наоборот. Тема — стимпанк. И я к нему совершенно-пресовершенно равнодушен. Стимпанковый косплей не привлекает, книги с такой тематикой кажутся скучными. Ну вот не моя тема, хоть ты тресни. Но в оформлении игры я нашел что-то интересное, монтипайтоновское. Гарцующий паровой осел, серьезный механический пес. Кажется, что вот-вот картинки на картах начнут смешно двигаться — поезда окатят паром, колеса закрутятся, из зданий попрут на улицу люди. Буйная у меня фантазия=)

Сначала мне показалось, что тема у игры скучная, и паровой осел — странное развлечения на курорте. Спустя 2-3 партии я решил, что все-таки такая необычная тема — это забавная фишка игры. На самом деле можно было все сделать гораздо попсовее и ванильнее. Можно было нарисовать разных домиков в модном хипстерском стиле (кофейни, бары, галереи, моллы, комикс-шопы), выбрать символом игры лошадку из карусели в парке аттракционов и больше ничего делать не нужно. Но такая игра была одной из кучи других похожих игр. У Парового Осла же есть свой стиль. И пускай он не совсем в моем вкусе, но после первой же партии эта игра отложилась у меня в голове именно в виде картинки. Для меня это что-то вроде инди-оформления, в котором есть своя особенная прелесть. Именно оформление отличает в первую очередь эту игру от других игр.

Но давайте поговорим о самом главном — о геймплее. После первой сыгранной партии у меня возникло ощущение, что во что-то похожее я уже играл раньше. Сбросить несколько карт с руки, чтобы выложить на стол карту — это не отнюдь новое веяние настольного игропрома.

Чтобы разобраться в правилах, мне приходилось иногда перечитывать абзацы в рулбуке (думаю, их можно было изложить все-таки лучше) и пришел к выводу, что я был бы рад, если бы мне кто-то объяснил правила игры,и на самом деле она очень простая.

Механизм игры таков — чтобы выложить карту с руки, нужно сбросить других n-карт с руки. Чтобы пополнить руку, необходимо взять несколько карт с колоды и разместить их по уже выложенным на стол картам, на следующий ход эти карты можно будет забрать в руку. Повторяем данные действия много раз. Похоже на цикл зима-весна-лето-осень, только в настольном варианте. И еще стоит заметить, что иногда выгодно сыграть лето-лето или лето-зима.

Не буду ходить долго вокруг да около — похожий механизм есть в горячо любимой мной когда-то игре Gosu. В той игре тоже нужно сбрасывать с руки карты, чтобы выложить карту на стол на такое же поле со своими особенными правилами. Только Госу имеет уклон в комбинации действий карточек и не имеет халявного добора карт, что делает ее более стратегической по сравнению с Паровым Ослом. У Осла все проще — никаких определенных комбинаций собирать не нужно, просто следи за цветами и все будет в порядке.

Главная стартовая задача в игре — постараться выложить по одной карточке всех трех цветов, чтобы потом было легче набирать гостей. Может так получиться, что на вокзале будут находиться только желтые и красные гости, а у вас только одна зеленая достопримечательность. И все. И приехали. В таком случае остается только брать карту из сброса, и это далеко не самое лучшее применение единственного на ход действия.

В игре довольно много случайностей, которые могут привести к затруднительным положениям. Например, вышеупомянутый мной дефицит гостей определенного цвета. Или рандомный приход карт в руку — попасться может как здание, приносящее 10 очков, так и здание, которое дает только 1 очко. Или засилие карт в руке одного типа. В принципе, в карточной игре по-другому и не бывает. Все карты выходят случайно и вопрос заключается только в том, как урегулировать случайность до разумных пределов. В случае обозреваемой игры те достопримечательности, который дают много ПО, требуют сброса большего количества карт, поэтому иногда бывает выгоднее построить что-то менее крупное, но зато быстрее. Если хорошо тасовать колоду, то ситуаций, когда на рынке все карты одного цвета, случаются нечасто.

Быстрота выкладывания карт в этой игре тоже имеет смысл. Нужно постоянно обращать внимание на то, на сколько близки к концу игры соперники. Потом ведь не успеешь выложить все крутое с руки, на которое ты копишь карточки.

Взаимодействие в игре очень слабенькое. Я не считаю взаимодействием забрать с вокзала нужные соперникам карту. В чужой огород, поле, залезть никак не получится. У каждого игрока своя колода карт и поле, в котором каждый сам по себе копается. Возможно, ради какого-то элемента неожиданности и коварства и были введены персонажи.

Порою очень важно забрать персонажа у соседа. Не только из своей вредности, но и ради выгоды в том числе. Почти все персонажи в игре весьма хороши — выбрать два цвета гостей или достопримечательностей, заплатить на достопримечательность на одну карту меньше, взять бесплатно верхнюю карту из сброса. Пожалуй, размен персонажей — это единственное взаимодействие в игре.

Персонажи и преимущества не меняют кардинально игру, а немного расширяют возможности игрока. С помощью этих карт игра становится чуть более стратегической, т.к. игроки стараются использовать их по максимуму.

Первые впечатления от игры у меня были довольно восторженные, но потом они начали потихоньку слабеть. Но ни в коем случае не потому, что игра сломана или я стал находить какие-то косяки. Просто мне показалось, что от игры к игре ничего нового я в ней не находил. Все, что ты можешь сделать нового — это начать играть с другой картой преимущества. Стратегия одна, тактика одна — просто строй карты и получай удовольствие.

У разработчиков получилась средненькая настольная игра, которую иногда можно разложить, когда хочется чего-то попроще. Если сравнивать с Gosu, то G — это гиковская игра, а Паровой Осел — простая и новичковая. Именно в качестве гейтвея я бы и посоветовал игру.

По поводу количества игроков: играть в игру можно от двоих до четырех игроков. Если играть без преимуществ и персонажей, то разницы в количестве игроков нету. А если играть с персонажами и преимуществами, то интереснее, когда их за столом больше, поэтому вчетвером играется веселее.

Итоги

Паровой Осел — несложная карточная игра семейного формата с интересным артом. Я бы даже назвал ее медитативной карточной игрой. Подойдет начинающим настольщикам или тем, кто играет нечасто и во что-нибудь не очень сложное. Гикам через пару-тройку игр может приесться. Рекомендую перед игрой заваривать чай, который потом можно попивать, раскладывая карточки на столе.

Положительные моменты:

  • очень необычный и интересный арт, игра выгодно отличается от похожих игр своим оформлением;
  • интересное решение применения карт двумя способами;
  • классно придумано, что персонажами можно меняться. Хорошая фича;
  • отличный органайзер, удобная коробка приемлемого размера, карточки хороши по качеству. В общем, отличная локализация, GaGa молодец!
  • карты заданий заметно оживляют игру.

Неоднозначные моменты:

  • практически полное отсутствие взаимодействия, игра представляет собой карточный пасьянс;
  • цветовая гамма блеклая;
  • иногда так случается, что ты не можешь сделать ничего, кроме как взять карту из сброса;
  • в руку может придти как карта дающая 10 ПО, так и 0 ПО;
  • после нескольких партий хочется новых карт преимуществ и персонажей.

 

Настольная игра Паровой сел предоставлена для обзора сетью магазинов GaGaGames

Реклама

5 Responses to Это кто осел? — Обзор настольной игры Паровой Осел

  1. zinzy5 says:

    Очень давно хотел узнать об этой игре подробнее. Gaga как издательство вполне себе неплохо, но пока ни одна игра локализованная ими не зацепила. Сначала смотришь, о круто. Но потом остывает интерес. Вот и с ослом так же. К концу статьи интерес к ней исчез.

    • scafandr says:

      Пока для меня самая лучшая их локализация — это Расхитители Подземелий — клевый филлер, мне нравится. На втором месте Повелители Времени — на этой неделе будет обзор.
      Осел будет слишком простым для опытных игроков, пожалуй

  2. Drevmast.ru says:

    Не всегда понятно, о чём идёт речь в статье. У вас наоборот )

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: