Волшебник на час — обзор настольной игры Повелители Времени (Time Masters)

Интересно, бывает ли когда-нибудь магам скучно? Они должны постоянно читать волшебные книги, практиковать свои умения, обучаться новым заклинаниям, помогать тем, кто просит выручить в беде. И в те редкие часы, когда волшебникам вроде нечем заняться, они устраивают соревнования, чтобы впечатлить друг друга своими умениями.

Как-то раз волшебники решили посостязаться в умении  обращаться со временем, и вы именно тот волшебник, который хочет доказать, что самый умелый маг на свете.

Сегодня я вам расскажу об еще одной новинке от издательства GaGaGames, которая называется Повелители Времени.

Что мы знаем о времени?

Мне очень хочется начать с объяснения того, что игрокам предстоит делать в игре, чтобы вы случайно не испугались названий на карточках и странных игровых действий раньше времени. Каждому магу/игроку нужно за отведенное время сделать как можно больше разных действий. За отрезки времени отвечают жетоны, которые называются Ке. Стартовое время — это один час, разбитый на 4 Ке. Любое действие, которое производит маг, требует затраты времени (жетоны времени переворачиваются серой стороной вверх). Но есть умения, которые позволяют возвращать потраченное время обратно, и тогда можно сыграть дополнительные действия. Чем больше действий маг произведет за один ход, тем лучше заклинание он может приобрести в конце хода. С новыми заклинаниями маг станет еще более ловким и умелым, и время для него станет обычной игрушкой.

Задача игрока — набрать в колоду как можно больше дорогих заклинаний и выиграть по победным очкам, которые они приносят.

Одна минута на заглядывание в коробку

Кручу в руках локализованное издание игры (напомню, что это GaGaGames постарались) и вижу, что над изданием хорошо поработали. Я хвалил ГаГу за улучшенное качество, когда обозревал Парового Осла. Мне уже тогда казалось, что питерское издательство вышло на новый уровень. Но Повелители Времени мне, наверное, нравятся еще больше.

Коробочка сравнительно небольшая, квадратного размера. Шестеренки и название на ней покрыты лаком, из-за чего по коробке приятно проводить пальцами. Такое лакирование я видел в журналах, книгах, рекламных брошюрах, но теперь, оказывается, и настолки лакируются тоже. Приятно, потому что выглядит красивенько ^_^

Внутри коробки обнаруживаем уже привычный по предыдущим играм издательства органайзер. В двух ячейках расположены карточки, сверху на карточках лежит пакетик с жетонами.

Жетоны вырублены отличны. В руке держать их приятно. Правда, по цвету они кажутся немного блеклыми.

Карточки нового, хорошего качества. Наверное, такие же, как в Паровом Осле, т.е. не мягкие и тасуются хорошо. Но нашелся и минус. В этой  и других играх от ГаГи периодически на компонентах попадается клей. Такой клей, который не намертво присыхает, а скатывается пальцем. В моей копии несколько капель попало на карточки. Я некоторые слипшиеся карты как можно аккуратнее расклеивал, но все-таки в одном случае аккуратности не хватило, и вместе с клеем оторвался крохотный кусочек рубашки. Это, конечно, мелочь. Можно черным маркером подмазать или в протекторы одеть карты — не вопрос. Но факт есть факт.

Игра карточная, поэтому кроме самих карт и жетонов больше в коробке ничего нету. Карты нестандартного увеличенного формата, поэтому имейте этот факт ввиду, если задумаетесь о покупке протекторов.

В целом качество компонентов хорошее. Прям вот еще чуть-чуть и будет совсем все классно.

Пять минут на объяснение сути игры

Повелители Времени (ПВ) — это колодостроительная игра. Причем довольно типичная колодостроительная игра — в ней игроки начинают с одинаковых стартовых колод, по ходу игры они покупают новые карты, которые добавляют в свою колоду, в результате чего начинают играть веселее, разнообразнее и интереснее. Но, безусловно, в ПВ хватает своих нюансов, которых нельзя встретить в других колодостроительных играх.

Я разделяю колодострои на два типа — где карты покупают с заочно приготовленного рынка карт, разбитого на стопки с одинаковыми картами (типа Доминион), и где карты выходят на рынок в хаотичном порядке (типа Ascension). ПВ находится посередине между тем и тем. В этой игре карточки разбиваются на 5 колод, соответственно своему уровню. 1-й уровень — простенькие карточки, 5-й уровень — мощные и эпические картищи. В каждой колоды находятся разные уникальные карты. Колоды перетасовываются и с каждой колоды снимается по 10 карт. Именно эти 5 колод по 10 карт и будут принимать участие в игре. Все остальные карты отправляются в коробку. Повторяющихся карт немного, поэтому можно сказать, что в каждой партии у вас всегда будет уникальный состав всех пяти колод.

В игре существует всего 3 типа карт:

  • заклинание — основной тип карт, наиболее часто встречаемый в игре. Эти карты требуют затрат жетонов времени (Ке), после розыгрыша дают игроку полезное свойство и в конце игры приносят победные очки;
  • концентрация — эти карты заточены на разворот жетонов Ке на активную сторону (после чего они снова будут доступны для розыгрыша других заклинаний). После применения свойства концентрации, карта сразу уходит в сброс;
  • таймер — совершенно уникальное изобретение разработчиков игры. Эти карты позволяют сыграть карты заклинаний в один ход, а применить их свойство в другой. Играя заклинание на карту таймера, мы как будто бы переносим это заклинание в будущее.

В стартовой колоде каждый игрок имеет 3 карты концентрации, возвращающие ему использованные жетоны Ке, 6 карт заклинаний с довольно типичными свойствами (набрать одну карту, удешевить розыгрыш следующего заклинания на 1 Ке, вернуть в руку карту концентрации из сброса) и 1 таймер с ячейкой на одну карту заклинания. Собственно, с этой колодой и 4-мя жетонами Ке игрок начинает игру.

Cправа в углу — стоимость розыгрыша, снизу — число сферы и победные очки

Ход игрока состоит из:

  1. Активация таймера. Если все ячейки любого таймера игрока заняты картами, то игрок обязан сбросить таймер в дискард и в течение хода использовать заклинания, которые лежали на таймере. При желании, можно отсрочить активацию таймера на ход ход — для этого нужно подложить под таймер карту из руки.
  2. Розыгрыш действий. В эту фазу можно играть карты с руки и применять свойства заклинаний, которые стали доступны после активации таймеров. Таймеры выкладываются бесплатно перед игроком. Карты концентраций уходят в сброс и делают неактивные жетоны Ке активными. Карты заклинаний можно сыграть либо на таймер, либо в область заклинаний. За них обязательно нужно заплатить (перевернуть необходимое количество Ке серой стороной вверх). Заклинания на таймере будут доступны только после активации таймера, а заклинания в области заклинаний сразу же дают игроку возможность разыграть их свойство.
    Также можно сбросить 2 карты с руки и восстановить 1 Ке (это можно делать неоднократно).
    Либо можно в начале фазы спасовать и не делать никаких действий. За это восстанавливаются все жетоны Ке.
  3. Доступ к сферам. В эту фазу можно прикупить что-нибудь новое в колоду. В зависимости от того, сколько заклинаний лежит в области заклинаний, столько очков будет иметь игрок для покупки. Карты в колодах сфер, которые мы готовили в начале игры, стоят от 1 до 5. Игроку для покупки доступны верхние карты в каждой из колод. Цена карты — это и номер сферы (колоды) и количество победных очков одновременно. Игрок может потратить очки на покупку одной или нескольких карт, но из одной колоды можно взять только 1 карту. Например, 5 очков можно потратить на покупку одной карты сферы с числом 5, или две карты со сферами 1 и 4, или 2 карты со сферами 3 и 2. Причем купленные карты идут не в сброс, а в руку игрока и будут доступны на следующий ход.
  4. Конец хода. Сбрасываются карты из области заклинаний, игрок добирают карты в руку до 5 штук. Жетоны Ке, кстати, сами по себе не восстанавливаются!

Игра заканчивается тогда, когда заканчиваются карты в двух из пяти колод сфер. После этого игроки считают победные очки на своих картах, и тот, у кого их будет больше, побеждает.

30-60 минут на игру

К любой игре у меня есть один стандартный вопрос — что нового она может предложить? Совершенно логично поинтересоваться, есть ли смысл приобретать обозреваемую игру, если в коллекции есть, скажем, Доминион. Обе игры карточные, колодостроительные, только одна уже давно стала классикой, а Повелители Времени что-то новое и непонятное. На вопрос новизны мне и придется сегодня ответить.

Обычно в играх с такой механикой игрок тратит ресурсы на приобретение новых карт. Иногда даже игрок стоит перед выбором — или произвести кучу монет для покупки новых карт, или использовать карты для каких-то других действий. В ПВ этот момент обыгран по-другому. Ресурсами являются не жетоны времени, как это может показаться сразу, а сыгранные карты заклинаний. Но чтобы сыграть заклинание, нужно потратить жетоны. По-моему, это довольно интересное сочетание.

Основная задача игрока — собрать маховик, позволяющий за один ход сыграть как можно больше заклинаний, чтобы купить карту подороже. Дорогая карта даст и классное свойство, и много победных очков. Чтобы это сделать, у вас должны быть в наличии карты концентрации, полезные заклинания, побольше жетонов Ке и, самое главное, ТАЙМЕРЫ! Прямо с большой буквы, да.

Таймеры являются основной фишкой игры, которая отличает ее от прочих колодостроев. В декбилдингах часто так бывает, что ты ждешь прихода идеальной руки, когда каждая карта может показать себя во всей красе. В обозреваемой настольной игре розыгрыш некоторых заклинаний можно отложить на потом. И когда приходит это самое «потом», то ты можешь сыграть шикарную цепочку карт, которая не просто позволяет здорово манипулировать картами и жетонами времени, но и позволить купить сильную карту. Ведь чем меньше сыграл заклинаний, тем будет меньше сфера карты, которую можно купить. Например, сфера с цифрой 1 — это так себе пстрычка. А вот сфера с 5 — это мощь и энергия. Так вот без таймеров насобирать на пятую сферу просто невозможно. Более того, без таймеров играть скучно, потому что не соберешь в стеке заклинаний более 2-3 штук. Соответственно, пропустишь много вкусного.

Сначала свойства карточек кажутся довольно обыденными и простыми, привычными для всех колодостроительных игр. Но когда начинаешь знакомиться с новыми картами, которые можно купить, то игра начинает сиять новыми красками. Во-первых, некоторые новые карты являются улучшенными копиями старых карт. Во-вторых, прочие карты позволяют жестко контролировать действия других игроков, что мне нравится. ПВ — довольно конфликтная игра с обидными действиями. Например, вы собираете заклинания на таймере, и вот кажется уже почти собрали, как вдруг вам приходится его сбрасывать по эффекту заклинания, которое сыграл соперник. Также можно заставить пропустить другого игрока ход, забрать его заклинание, лежащее сверху сброса, себе в колоду, поменять свое никчемное заклинание с таймера на крутое заклинание с чужого таймера, или можно заставить сбросить всю руку и набрать новую. Сломать стратегию в этой игре очень просто. Но, безусловно, конфликтных карт не так много, как может показаться. И совершенно не факт, что все они попадутся в колодах, сформированных в начале игры.

Мне дико нравится, как механика привязана к теме игры. Не знаю как у других игроков, но у меня возникает четкое ощущение, что я манипулирую временем, когда играю карточки. У кого-то, возможно, может возникнуть ощущение, что он занимается эдаким, позволю себе выразиться, «задротством», переливая из пустого в порожнее. Потратить жетоны, вернуть жетоны, набрать в руку карты, потратить жетоны, постараться снова их вернуть назад. Хотя, если задуматься, все декбилдинги на этом основаны — начинаешь мелкими персонажами, обрастаешь более крупными, сначала используешь слабые заклинания, потом переходишь на более сильные. Только в ПВ нету маны/ресурсов и персонажей, но есть время и заклинания. Наверное, стоит прикинуть, на сколько вам нравится такая тематика, когда будете решать, покупать или не покупать эту игру. Мне тема очень понравилась и жонглировать временем мне показалось интересным занятием.

Следующее, что вызвало у меня восторг — это свобода действий и тонкий расчет. В привычных мне декбилдингах игрок в свой ход, как правило, пробует сыграть все, что попало ему в руку, а в конце хода отправляет все несыгранное в сброс и набирает новые карты в руку. Т.е. в принципе нужно постараться сыграть все, что можно, вот и вся тактика. В ПВ есть много разных путей развития событий. Можно ничего не играть и обновить жетоны времени, если те закончились. Это логично — если нет Ке и карт концентрации, то ты ничего не сможешь сыграть. Но можно сбросить 2 карты и повернуть активной стороной 1 жетон Ке. Потом можно сыграть таймер (он выкладывается бесплатно) и заполнить его ячейку заклинанием за 1 Ке. В конце хода остается одна карта, набираем карты до 5 штук и надеемся, что попадутся концентрации, с помощью которых можно будет активировать жетоны Ке. Или можно задуматься над таким вопросом — отложить заклинания на таймер и надеяться, что до следующего хода тебе ничего не сломают, или сыграть заклинания сразу, но при этом будет мало очков на покупку новой карты. В общем, практически каждый ход приходится думать над оптимальным ходом. Обновлять руку или нет, пасовать или нет, как лучше сыграть заклинания, как забрать классную карту 5-ой сферы? В ПВ я чувствую свободу действий. В этой игре недостаточно просто сыграть всю руку на стол, да и зачастую ты не можешь это сделать, не имея таймеров и концентраций. Отсюда и вытекает тонкий расчет, который позволяет потихоньку творить чудеса в свой ход. Ведь если поторопишься и напортачишь, то время уже назад не вернешь.

Очень, очень классно придумано, что игрок всегда имеет доступ ко всем уровням сфер. В этой игре нет проблем с тем, что на рынок могут выйти только дорогие карты. У игрока всегда есть на выбор карты со стоимостью от 1 до 5. Другое дело, что не все они могут быть одинаково полезными. Но и в этом случае предусмотрено то, что можно купить вторую карту (под открытой) в колоде, но только вслепую и потратив дополнительный балл (т.е. вместо 4, скажем, придется заплатить 5).

По моим выше расписанным восторгам вы можете подумать, что я описываю чуть ли не шедевр, но на самом деле ПВ нельзя поставить на полку с шедеврами. И я вам, конечно же, расскажу, почему ПВ не идеальная колодостроительная игра.

К сожалению, в игре есть карточки посильнее и послабее. И не просто слабее, потому что стоят единичку, а просто такую карту ну совсем не хочется брать в колоду. И самое дурацкое, когда такая карта лежит наверху колоды и ее никто не хочет брать. Приходится брать или нижнюю карту вслепую, но задорого, или покупать что-то из других колод. Например, мне не нравится карта, которая позволяет смотреть вторую карту в одной из первых трех колод сфер. Как правило, эта карточка хорошо играется тогда, когда просто нужно добросить пару лишних заклинаний, чтобы купить карту за 5. Конечно, в определенных случаях эта карта-подсматривалка играется отлично, но когда она выходит в руку почти каждый ход, то смысла в ней немного.

Или вот еще есть ооочень странная карта — или все игроки с бородой восстанавливают свои Ке, или все игроки без бород теряют все Ке. Если за столом все бородачи, то даже не знаешь. брать эту карту или не брать. И если взял, то ждешь момент, когда можно сыграть эту карту лучше для себя и хуже для остальных. Но соглашусь, что в целом свойство карты веселое и необычное. Просто есть абилки реально получше. Поэтому все же в игре есть понятие везения и невезения. Например, здорово получить жестокую карту, из-за которой другой игрок пропускает ход. Или классно с помощью другой карты воровать дорогие карты соперников. Хотя это одному классно, а другому грустно. В том же Доминионе можно было выбрать на игру карту, защищающую от воровства. А в ПВ как повезет…

Имена на картах очень странные. Сначала я думал, что это названия карт. Эмманивер, Маласс’Сиато, Атоссифер, Берзах, Нессих’Разия, Муэль’ша, Эллот’Калезз, Хеллис’Тирусс и т.д. — согласитесь, стремные словечки. Но на самом деле это не названия карт, а имя волшебника, который поместил свою мудрость в сферу. По сути, никакой важной информации эти названия не несут и в игре не используются, поэтому сильно серчать на их сложность произношения не стоит. А вот улыбнуться, когда их читаешь, можно. До того, как я сыграл первую партию, думал, что все эти «нессихразии» будут раздражать, а на самом деле получилось, что я на них вовсе не обращал внимания. В английской версии эти имена написаны маленьким шрифтом и почти не бросаются в глаза. В ГаГовской версии шрифт крупнее.

Игра очень требовательна к составлению колоды. Если собирать карты от балды, то может так получиться, что колода будет играть против тебя. Например, в одной из первых партий я схватил карту, которая позволяет убрать из игры одну свою карту и взять за это постоянный (а есть и временные, между прочим) жетон Ке. Увлекшись приобретением халявными жетонами, я выбросил много хороших карт, с помощью которых можно было собирать неплохие цепочки. В итоге жетонов Ке у меня было выше крыши, а потратить их не на что. Так что нужно внимательно смотреть, что покупаешь и как карты будут играться вместе.

В игре часто возникают ситуации, когда на ход действуют какие-то модификаторы. Например, розыгрыш всех заклинаних стоит на 1 Ке дороже. Или в ход нельзя потратить больше 3 Ке. Чтобы эта информация не вылетала из головы, предусмотрены жетоны-напоминания. Это вроде как удобно и здорово. Но у меня не раз были ситуации, когда игрок забывал про этот жетон-напоминание и начинал играть, не учитывая его. И вот где-то под конец хода он или другой игрок обращает внимание, что вот же, лежит жетон «+1» и все заклинания стоят дороже. Но откатить все назад зачастую становиться сложно, особенно если действия, которые произвел игрок, касаются других игроков. И вот эти забывания приводят к головной боли под названием «вспомнить, как было изначально». Поэтому будьте внимательны ко всему, чтобы потом не пришлось переживать из-за случайных ошибок.

Правила написаны не очень хорошо. Точнее, не в полном объеме. У меня часто первое время возникали вопросы по свойствам карт или конкретным ситуациям на поле. Порою мне приходилось смотреть сайт БГГ, читать чужие обзоры или искать какой-то ФАК. Я бы все-таки хотел видеть правила более полными, раскрывающими все нюансы игры.

Кстати, совсем случайно узнал, что сыграв заклинание, уменьшающее стоимость следующего заклинания, можно перенести эту возможность на следующий ход. Т.е. карта ушла, прошел целый круг, а свойство продолжает работать. В правилах я этого не нашел (может плохо искал?).

Как видите, придраться есть к чему. Но для меня эти придирки не оказались решающими, поэтому я начал получать удовольствие от игры уже в самой первой партии. Мне нравятся колодостроительные игры, мне нравятся необычные колодостроительные игры, и ПВ отвечает моим требованиям. Я до сих пор не переиграл еще всеми картами, не испробовал всех комб, поэтому действительно рад, что по моим меркам с реиграбельностью у настолки все в полном порядке.

Мне действительно нравится идея игры. Мне в голову сразу пришла мысль, что в игре мы будто бы как в цирке жонглируем временем. И чем больше подкидываем в воздух Ке, тем больше набираем победных очков.

Да, где-то игрушка кажется немного хаотичной и чуток дисбалансной, арт тоже не сильная сторона игры (честно скажу, арт ну очень проходной), но, имхо, играется интересно. Повелители Времени стали для меня второй по крутости игрой, которую издала ГаГа (первая — это Dungeon Raiders). Вполне себе гиковская игра, не филлер. Как раз то, что нужно.

Играются ПВ от 2 до 4 игроков. Раскладка карт и условия конца игры одинаковы при любом количестве игроков. Вдвоем игра будет проходить чуть медленнее, каждый игрок сделает больше ходов. Вчетвером быстрее, так как 2 колоды закончатся так, что глазом не успеешь моргнуть. Но при игре вчетвером будет больше разных сумасшедших комбинаций. Также хочу отметить, что некоторые карты больше заточены под мультиплейер. Поэтому такие узконаправленные карты я предпочитаю выбросить из колод, чтобы меньше было дисбаланса. Между прочим, карты в колодах можно отбирать для партии и нерандомно. Просто берите те, которые вам больше нравятся.

Кстати,  если вдруг кто сомневается и считает, что я завышаю оценку игры, ведь на БГГ и на Тесере стоят оценки на уровне 6-7, тот может попробовать сыграть в компьютерный вариант игры на сайте boardgamearena и потестировать игру заочно до покупки.

Щепотка секунд на итог

Повелители Времени — это колодостроительная игра от молодого французского автора, в которой игроки перемещаются по времени туда-сюда с целью применить как можно больше заклинаний в ход. Посоветовать ее можно тем, кто любит декбилдинги и хочет попробовать что-то новое. Начинать знакомиться с играми этого жанра вместе с ПВ я бы все-таки не стал — игра может отпугнуть стратегиями возвращения времени и хаотичностью свойств некоторых карт. Если вы хотите попробовать что-то новенькое, независимое (indie) и местами обидно-веселое, то Повелители Времени вам понравятся. На меня игра смогла произвести отличное впечатление.

Положительные моменты:

  • таймеры — отличный новый элемент, аккуратно встроенный в декбилдинг;
  • заскучать сложно, ибо 2 колоды сфер заканчиваются раньше, чем успеваешь наиграться;
  • иногда игра становится жесткой и конфликтной (для меня это плюс, для кого-то минус);
  • в русскоязычной версии от GaGaGames вы найдете не только базовую версию игры, но и карты дополнения + промо;
  • стартовая подготовка совсем несложная и довольно быстрая;
  • каждый ход необходимо думать над действиями, и игровых хитростей в ПВ предостаточно для приемлемого уровня стратегичности;
  • локализовано все на хорошем уровне, коробку приятно держать в руках.

Неоднозначные моменты:

  • некоторые карты гораздо лучше других карт, иные карты играются хорошо только при определенных ситуациях, которые нечасто встречаются;
  • слабый арт;
  • правила можно было написать лучше;
  • после нескольких партий на краях карточек стала осыпаться краска.

 

Настольная игра Повелители Времени предоставлена для обзора сетью магазинов GaGaGames

Реклама

2 Responses to Волшебник на час — обзор настольной игры Повелители Времени (Time Masters)

  1. Леонид says:

    Спасибо за отличный обзор. Как говорится, готов подписаться практически под каждым словом. Единственное, насчет арта — он, безусловно, довольно специфический, но если что и отнести к неоднозначным моментам, то это использование почти одинаковых картинок (с незначительными изменениями) на картах с разыми эффектами — если невнимательно посмотреть на описание эффекта, то может возникнуть путаница.
    И еще — обратите внимание, я нашел на 3 картах ошибки в переводах описаний эффектов заклинаний — написал на этот счет комментарий на Тесере.

    • scafandr says:

      Спасибо большое, Леонид, за вашу внимательность — опять выручаете! Надо будет вложить в коробку эрраты, чтобы не забыть.
      Дада, про арт вы тоже отлично заметили — я хотел об этом написать, но пока до обзора дошел, забыл=) Я привык не обращать внимание на левую часть карты, концентрируясь только на тексте. А иногда одинаковые картинки с разным текстом путают — согласен с вами

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: