В тихом омуте Урбис водится — обзор настольной игры Урбис

Наконец-то я подошел к последней игре из плеяды новинок питерского издательства GaGaGames. Наверное, я даже немного рад, что этой игрой оказался именно Урбис. За последние 2 недели в русскоязычном сообществе успели уже и похвалить, и поругать эту игру, так что сразу становится понятно, что с игрой все не так однозначно. Нюсечка, как представитель доброй, светлой части, блоггинга, утверждает, что Урбис — хорошая игра. Ее оппонентом, т.е. представителем темной части блоггинга, является американский обзорщик Том «неуспелпоигратьнонадоделатьобзор» Вэсел, которому игра совсем не понравилась. Вот вам неразрешимая дилемма. Кто же из них двоих врет? С этим я и попробую сегодня разобраться.

Любимая тема настольщиков

Иногда мне кажется, что каждая вторая игра, которую я обозреваю, заставляет игроков строить свой город или квартал. Этим же самым придется заниматься и в настольной игре от молодого российского автора (Александра Распутина, между прочим) под названием Урбис. Игроки вытягивают вслепую тайлы застроек, размещают их на своих планшетах кварталов, разыгрывают карты приказов и получают прибыль от своих домишек.

Главное отличие этой игры от других похожих в том, что игрок может размещать вытянутые тайлы на планшете любого игрока!

Урбис, оказывается, большой!

Я никак не ожидал, что обозреваемая настольная игра окажется такой большой по размеру. Как-то уже привык к «гаговским» маленьким или средним коробочкам, а тут прям такие габариты, как у какого-нибудь Доминиона.

Но в случае этой настолки система идеальной компактности, к которой я привык по релизам ГаГи, не сработала. Из более-менее габаритных компонентов можно отметить планшеты кварталов. Остальное — это квадратные тайлы построек, жетоны/монетки и колода карт приказов, и они много места не занимают.

Коробка могла быть меньше, органайзер присутствует в виде довольно забавного хлипкого кусочка картона, про который сложно сказать, что он несет функции органайзера (легко сминается, если компоненты съезжают вбок).

Оформление игры пиксельное. Не знаю, модно ли это сейчас, но как по мне, то смотрится так себе. Особенно скучно выглядят планшеты кварталов, которые выделяются по размеру, а глазу там зацепиться не за что. Оформление очень на любителя.

… и совсем несложный!

Признаюсь, читая правила, я начинал чувствовать, что играть будет довольно весело, потому что игроки, которые занимаются строительством, могут застраивать не только свой планшет, но и чужой. Чувствуете, как повышается уровень коварности? Это значит, что не все тайлы построек одинаково приносят пользу, поэтому за столом однозначно будет жарко.

Что нужно делать? Строить квартал города. Что для начала требуется? Планшет квартала, горка монет (5 штук), 3 карты приказов и стартовый доход квартала, отображенный в положении маркера на планшете.

Далее все просто — в свой ход вы можете сделать одно из пяти действий. Немножко расскажу о каждом из этих действий:

  1. Взять карту приказов. Берем две карты из колоды приказов, выбираем из них одну, вторую убираем под низ колоды. Обычно это действие используется, когда денег нет, строить не за что, доход квартала мизерный, авось что-нибудь в приказах хорошее попадется.
  2. Сыграть карту приказов. Тут вроде все понятно.
  3. Возвести постройку в любой части города. Это довольно интересное, и возможно даже самое интересное действие. Тайлы построек до начала игры раскладываются рубашкой вверх по стопкам по 10 штук в каждой. Игрок выбирает один из верхних тайлов и может его разместить на любую свободную клетку на любом планшете, заплатив стоимость строительства, которая написана на этой клетке (1 ,2, 3, 4 и т.д.). Практически каждый тайл что-то дает игроку, причем не всегда со знаком «+». Постройка может увеличить или уменьшить доход квартала, добавлять или отнимать победные очки, подарить один или несколько жетонов стражника и т.д. Соответственно, полезные постройки лучше возводить в своем квартале, а вредные в чужих.
  4. Нанять городского стражника. За 5 монет можно купить жетон стражника и разместить его на любую постройку в любом квартале. Стражник защищает постройку от посягательств на нее со стороны других игроков. Также, если играть на планшете стороной А, то стражника можно поставить возле ворот и тем самым не получить в конце игры «-5» очков.
  5. Взять деньги из казны. Деньги берут в размере дохода квартала, который в начале игры равен количеству игроков, но в течение игры эта цифра может увеличиваться или уменьшаться из-за свойств новых построек в квартале.

Заканчивается игра в двух случаях:

  • один из игроков застроил все доступные места в квартале, и это приводит к автоматической победе без подсчета очков;
  • если закончились карты приказов в колоде или стопки построек, то игроки начинают считать все победные очки со знаком плюс и минус, которые им дают постройки на своем планшете и на использованных картах приказов. Кто наберет больше очков, тот и побеждает.

Разобраться в игре, как видите, особого труда не представляет. Обо всех своих впечатлениях о чудесном городе Урбис расскажу в следующей части.

Но какой же он сумасшедший…

Очень хочется рассказать вам о тех эмоциях, которые я испытал  на момент знакомства с правилами и в первой партии. Правила мне показались сразу обнадеживающими. Как кто-то недавно сказал на Тесере — почитай правила и ты сразу поймешь, нужна ли тебе игра. Я почитал и мне стало интересно. В основном из-за того, что строить домики можно где угодно. Yes! Здорово, это ж сколько пакостей можно сделать соперникам! Заочно становится понятно, что в игре нужно хорошие домики строить у себя, плохие подкидывать соперникам, денег копить побольше, играть карты приказов и получать за них ПО.

Первая партия. Несколько ходов игроки смаковали прелесть вытягивания тайлов построек. Во-первых, монет еще хватало на это дело, во-вторых, места для застроек были дешевыми, так как все только начиналось. Вытягиваешь морг и все такие за столом — «О, морг, морг!», и ты кидаешь ее как какого-нибудь противного червяка на планшет соседа. Или же наоборот радуешься вытянутому домику, который дает +1 монетку дохода, и радостно строишь его себе.

Но потом возникла ситуация, когда доход стал минимальным (1 монетка), денег на строительство нету, а приказы в руке… Боже мой, какой ужас в руке! Не передать словами. Мне совершенно не было понятно, что делать с картами в руке, так как один приказ давал мне дополнительное свободное место на планшете для стройки (смысла в этой карте было мало, так как свободных мест на планшете было и так много), а остальные приказы делали другим игрокам хорошо, а мне плохо. Например, у меня была карта, которая давала возможность другому игроку развалить чью-то постройку. Это мне надо что ли? Этот игрок ведь и мне может сломать что-нибудь. Или ты ничего не получи, а другие игроки пусть возьмут по 10 монет из казны. Эта карта что ли лучше?

Честно скажу, что мой оптимизм резко упал ниже плинтуса. Очень тяжело играть, когда ничего не хочешь и не можешь сделать. Кажется, что ты уже проиграл толком не начав играть. В этот момент я увидел лицо Тома Вэсела, который таращился на меня и вещал — «Я же говорил! Говорил же!«.

Еще 2-3 хода я пытался копать колоду приказов, чтобы найти там что-то полезное для меня. И все было как-то безрезультатно. В итоге я не выдержал и спросил у других игроков, какая ситуация с приказами у них. Оказалось, что это не баг. Это фича! Так как у них в руке тоже было полно таких стремных приказов.

Вся игра в Урбисе построена на том, что легко игроку не будет практически никогда. Понять это равносильно постижению дзен. Любое действие может в любой момент стать противодействием. Порою случается, что плохой тайл приходится строить у себя, а не у соседа, или играть такую карту приказа, которая вгоняет тебя в минус по монетам и ПО. И тут хочется сказать, что Урбис — это игра не про развитие и расширение, а про стремление к наименьшему злу для себя.

Когда я с таким понятием сел играл в Урбис второй раз, то игралось значительно легче, потому что каждый игрок понимал, что в этой игре нет однозначных, положительных цепочек развития. Да, тебе придется отдать свой жетон стражника другому игроку, но зато ты получишь 2 или 3 очка, которых у тебя никто никогда не отберет. Иногда лучше у себя построить здание, дающее минус какому-то параметру, но это действие сэкономит монеты, да и потом это здание можно с помощью приказа сбагрить другому.

Я правда не стану вас обманывать, сказав, что фан от игры я получил. Мне было интересно и увлекательно таскать тайлы из стопок. Особенно забавно играть первые разы, так как игроки еще не знакомы с тайлами и не знают, что именно можно ожидать от них. Примерно то же самое испытываешь в Манчкине, когда открываешь двери в колоде. Честно говоря, Урбис хочется назвать евроМанчкином. Подставляй друзей, воруй у них крутые тайлы, доводи их прибыль до минимума и старайся не подставляться самому.

Пакостей в игре можно делать превеликое множество. Самым изощренным издевательством стала для меня покупка стражника и размещение его на тайле противника, приносящем огромный минус. Если до конца игры игрок не сможет ничего сделать с этим стражником, то минус постройки сработает 100%. Если вам нравится такое, если вы готовы к постоянным неожиданным сюрпризам, тогда вам понравится игра.

Но теперь поговорим о менее веселом. Сыграв пяток партий, я пришел к выводу, что игра таки сыровата. Нет, не то чтобы неиграбельна, но к некоторым вещам, встречающимся в игре, приходится относиться или как «так было действительно задумано автором, т.е. так надо» или «тут явно недоработали». Мне кажется, что действия тайлов и свойства карт приказов были набросаны из головы в одну кучу, но никто не разбирал из этой кучи действительно толковые и работающие свойства от менее пригодных в игре. Например, есть карточка, дающие 3 ПО, но чтобы их заработать, нужно раздать всем игрокам по 5 монет. Ага. Если играть впятером или вшестером. По 5 монет. Ну-ну. В этой игре за счастье иметь 10 монет, не то что целых 30. Поэтому часто так получается, что вроде на руках есть приказы, а сыграть их не можешь, так как они требуют слишком многого. В результате может возникнуть «игровая импотенция», которая приводит к тому, что ты несколько ходов ничего толкового не можешь сделать.

Игра в любой момент может сделать больно. Ты долго и мучительно увеличиваешь доход квартала, как вдруг вытаскиваешь тайл университета, дающий 12 ПО, но уменьшающий доход квартала до 1. Построить его у себя — зря копил постройки на увеличение дохода. Построить соседу-бомжу — подарить ему 12 ПО. Хаос на хаосе и хаосом погоняет, в общем.

Правила написаны плохо. Я сыграл одну партию и у меня возникло где-то 4-5 вопросов, однозначных ответов на которые я не нашел в правилах. Точнее, если подумать, то ответы могут найтись, но только путем логических размышлений. Зашел на Тесеру и увидел, что не я один такой.

Иногда попадаются одни и те же термины, которые называются по-разному. В частности, в Урбисе я встретил 2 термина — сбросить и убрать — которые вроде как означают одно и то же. Вообще, свойства карт вычитаны тоже плоховато. Есть к ним вопросы — приходится опять же включать мозги, чтобы понять, как правильно сыграть карту. Или хоумрулить, что уже делают некоторые игроки. Я играю без хоумрулов, т.к. мне кажется, что в целом настолка играбельная, а если уж кого-то что-то раздражает, тот, конечно, может ввести какое-то новое правило или подредактировать старое.

Иногда кажется, что раздать другим игрокам 15 монет из казны — это какой-то полом. Все-таки есть разница — 5 или 15 монет. А одно от другого разделяет всего 2 ПО. Поэтому задумываешься — почему именно на таких цифрах остановился автор при тестировании? Но с другой стороны, игра ведь именно про рандом и хаотичность. Каждый тайл, каждый приказ должен вызывать «вау»-эмоции. Если бы меня попросили назвать Урбис одним словом, я бы сказал — «ад». Но ад веселый. Иногда. И смотря для кого=)

У игровых планшетов 2 стороны, которые немножко меняют игру в сторону хардкора или упрощения. Причем в правилах рекомендуется играть как раз на конфликтной стороне (А). Там меньше мест для построек и есть 2 места для стражников, которые дают в сумме -10 ПО в конце игры, если на них не разместить стражников. На стороне Б нет штрафных мест для стражников, но есть больше мест для построек, поэтому игра растягивается и шансов закончить игру заочно, застроив все, становится меньше. Мне, наверное, больше нравится все-таки сторона А. Она заставляет игроков больше бояться застроек противника, даже со знаком минус (одно из условий победы — застроить весь планшет раньше других). К тому же есть 2 противных места для стражников. Мне лучше быстрее и веселее, чем долго и с постоянными «прибавил-отнял».

Играть в Урбис можно от 2 до 6 игроков. Мне показалось, что на двоих играется как-то грустновато, потому что выбор, кому что подкинуть, становиться очевидным. Чем больше игроков за столом, тем больше будет стартовый доход и более логичное распределение «отрицательных» построек между игроками.

Так на какую сторону становится мне? На сторону Вэсела или Нюсечки? Однозначно не скажу. Наверное, все-таки сторона Нюсечки мне ближе, но Вэсела я тоже понимаю. Если вы привыкли играть только в строгие экономические игры, в которых нужно начинать с нуля и заканчивать дворцами и богатствами, причем успех зависит сугубо от ваших мыслительных способностей, то лучше Урбис избежать стороной. Это не ваша игра, вы не готовы к фану, который дает игра. Если игра для вас прикол, если вы любите неожиданности, подлости, случайности, если Манчкин является для вас эталоном настольной игры, то Урбис сможет вас изрядно повеселить. Повторюсь, несмотря на некоторые замечания о хоумрулах в интернете, финальный вариант игры играбелен, просто игра иногда шокирует неожиданными поворотами событий (или не иногда, а всегда шокирует?=).

Одна из самых сумасшедших игр, в которые я играл

Урбис старается быть похожим на градостроительную экономическую настольную игру, на деле же получился градостроительный Манчкин с подлостями, шалостями и случайностями. Рекомендовать игру можно веселым настольщикам, которые любят посмеяться над своими действиями и могут закрыть глаза на сыроватость игры.

Положительные моменты:

  • в этой игре уровень конфликтности зашкаливает, причем плохо в Урбисе игроки делают как сопернику, так и себе. Конфликтность и кризисность дают основной фан;
  • свойства тайлов и приказов довольно разнообразные и заскучать не дают;
  • 2 стороны планшета немного различаются;
  • в игре можно найти очень много скрытых тактик и стратегий;
  • правила простые и понятные, низкий порог вхождения;
  • отсутствие кингмейкинга (лидера все стараются «наказать»);
  • игра веселая.

Неоднозначные моменты:

  • игра сырая. В правилах и свойствах карт есть непонятки, чувствуется некоторый дисбаланс, от чего может показаться, что в игре вообще игрок ничего не решает. А то, что действительно решает, величают Его Величество Случай;
  • пиксельный арт на любителя;
  • размер коробки обманывает;
  • не сразу понимаешь суть игры, некоторые могут сразу сказать — в этой игре абсолютно все работает против тебя!
  • случайность, кризисность, невезение — верные спутники игрока;
  • вдвоем играть не очень интересно.


 

Настольная игра Урбис была предоставлена для обзора сетью магазинов GaGaGames

Реклама

15 Responses to В тихом омуте Урбис водится — обзор настольной игры Урбис

  1. pilotessa says:

    Планшеты действительно выглядят скучно. Могли бы их украсить такими симпатичными домиками, как на коробке.
    А вообще, я б сыграла. ГаГа столько всего интересного выпустила, и все вне зоны доступа. Пичаль…

    • scafandr says:

      ГаГа пока только начинает развиваться. Они пока молодые, но перспективные. немножко оперяться и, я надеюсь, пойдут в массы. В Беларуси тоже проблема купить их игры, у меня часто спрашивают,как заказать.

  2. Александр says:

    Спасибо зо обзор.

  3. alpas says:

    «становиться понятно» vs «приходится относится». кто же из них двоих врёт? 😉

    кстати, ты вот смеёшься над битвами обзорщиков, а существует просто прорва людей, которая и правда, когда пишешь «игра вялая, не понравилась потому-то потому-то», приходят в комментарии с праведным возмущением: «да как ты смеешь претендовать на объективную истину», «да почему у тебя в тексте имха имху имхой не погоняет», «да кто ты такой» и всё такое прочее, а ты сидишь такой и гадаешь, то ли человек и правда школота, то ли не понятно, как умудрился вообще дожить до своих лет, не уяснив разницу между субъективным мнением и объективной истиной.

    • scafandr says:

      Как всегда, спасибо за корректировку=)
      Я не особо смеюсь, мне всегда интересно, когда 2 именитых человека имеют диаметрально разные взгляды. Правда, я не очень доверяю Вэселу, так как он в неделю шпарит по 5-10 обзоров и вряд ли играет во все хотя бы раза 3. Такова судьба настольщика — хошь-не хошь, а надо игру потестить хорошо, чтобы написать толковый обзор. К сожалению, некоторые русскоязычные обзорщики грешат тем, что в игру либо играют от силы раз, а то и вообще не играют. Недавно видел такой обзор, что просто фэйспалм. Ужас…
      А про гневные спамы — это ты про настольные игры пишешь или вообще? Я редко с таким встречаюсь и как правило так пишут непонятные ноунеймы.

      • alpas says:

        в основном на стиме, конечно, но и на тесере тоже видел.
        а диаметрально-противоположные взгляды — это нормально. разным людям нравятся разные вещи; я лично уже давно заметил, что отрицательные отзывы на игры куда информативнее и полезнее (даже если я не согласен с доводами), чем положительные (как правило, бессмысленные восторженные эмоции).

        • scafandr says:

          Отрицательные отзывы интересно читать. Когда читаю сугубо положительные рецензии скучны, потому что куда бы ты не ткнул — везде хвалят. Сразу понятно, что будет в конце. Отрицательные хороши тем, что ты знаешь, чего можно бояться. Но опять же, одно дело гнать, потому что не пошло, но ты пытался понять вещь, а другое, когда автор даже не пытался понять суть предмета. Нужно еще уметь писать отрицательные отзывы=) Я обычно предпочитаю читать пару хороших отзывов, и если меня зацепило, то читаю еще столько же или больше отрицательных, чтобы сделать вывод.

      • pilotessa says:

        Я тоже не доверяю Вэселу. Он иногда совсем никакие игры хвалит.

        • scafandr says:

          Угум-с. Иногда сам признается, что сыграл один раз, ибо нужно играть в другое, а эта игра не очень пошла после первой партии. Короче, балабол=)

  4. zinzy5 says:

    Много надежд я возлагал на Урбис. Но после прочтения правил и твоего обзора, они все куда-то улетучились. Не моя игра 100 процентов. Она будет меня бесить и раздражать. Поберегу свои нервы. А обзор как всегда отличный, спасибо.

  5. ProninZet says:

    «Мне совершенно не было понятно, что делать с картами в руке, так как один приказ давал мне дополнительное свободное место на планшете для стройки… , а остальные приказы делали другим игрокам хорошо, а мне плохо.»

    Вы свои карты приказов играете только в свою стопку? Если да, то попробуйте вариант, когда свои приказы играются от лица любого игрока.

    То есть вы в свой ход выбираете приказ со своей руки, выбираете игрока и передаете ему приказ, он исполняет приказ и кладет карту в свою стопку. Вы получаете в результате нужный вам эффект (особенно актуально, когда в карте есть «игрок слева-справа»), а оппонент ПО вне своего хода в качестве бонуса.

    С таким хоумрулом мне понравилось играть — динамика выигрывает, баланс карт с учетом компенсации ПО выравнивается (если так можно сказать применительно к этой игре). Кстати, правила так написаны, что хоумрул им не противоречит.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: