Крошечный эпичный обзор настольной игры Tiny Epic Kingdoms
30.04.2016 11 комментариев
Чего только не придумают в этом безумном настольном мире. Например, коты в коробках, паровые ослы, воинствующие тактические пиксели. Теперь вот до королевств добрались. Обычные, значит, королевства настольщикам уже не нравятся — гигантоманией страдать нынче не модно (только если вы не любитель одинокими вечерами гладить миньки из Cthulhu Wars). Теперь в тренде что-то небольшое, на полчасика и сразу по домам. Поэтому королевства нынче в моде крошечные, но ЭПИЧНЫЕ!
Так называется новая игра, которую локализовало замечательное питерское издательство GaGaGames — Tiny Epic Kingdoms (Крошечные Эпичные Королевства — КЭК). Краем уха я слышал об этой игре несколько лет назад. Она в 2014 году наделала много шума на Кикстартере, собрав какую-то нереальную сумму. И вот спустя 2 года «крошки» добрались до нас! Ура! Айда читать обзор дальше!
КЭК открою коробку!..
Вопреки названию игры, коробка у игры все же не крошечная, но и большой ее тоже никак не назовешь. Размером она чуть больше ладони.
Открыв коробку, я не сразу сообразил, что же в ней находится, так как на меня смотрел пакет, в котором находились другие пакеты, в которых находились… нет, не пакеты, а компоненты=) Вынув этот большой пакетище, я понял, что львиная доля компонентов — это разноцветные деревяшки, а значит нам придется их двигать, собирать и на что-то тратить.
На дне коробке лежат карточки увеличенного размера (тоже размером с ладонь). Это карточки территорий, рас и карточки-счетчики.
Количество компонентов, разложенных по зиплокам, меня порадовало. Абсолютно все виды компонентов имеют свой зиплок, причем пакетик не хлипенький, как это часто встречается в играх других издательств, а более плотный и надежный, который прослужит долго. Очень рад, что ГаГа не пожалела зиплоков, и хоть в коробке нет органайзера, он там и не нужен, потому что все аккуратно рассортировано по зиплокам.
Карточки увеличенного размера — это довольно удобно для глаз. Но картон снова мягкий, как в ранних играх ГаГи, что не есть хорошо. К счастью, тасовать карточки нет необходимости, поэтому претензий к качеству особо и не предъявишь.
В коробочке вкладыш имеет отверстия под пальцы, вынимать компоненты удобно, когда собираешь игру назад, то все складываешься буквально впритык, т.е. воздуха ровно 0%. В целом, качество и комплектация коробки находятся на весьма хорошем уровне.
КЭК объясню суть игры!..
КЭК — это миниверсия игры про контроль и захват территорий. Вместо большого общего игрового поля, поделенного на участки, каждый игрок получает одну карточку территории, разбитую на 4-5 частей (это могут быть горы, поля, леса, реки, столицы и руины).
Игроки начинают играть с какой-то одной области на своей карточке, в которой размещается стартовая армия игрока (2 мипла). По ходу игры можно будет перемещать армию на соседние области на своей территории, совершать походы на чужие территории, покупать новые юниты, строить башню, учиться новым способностям, воевать с другими игроками и получать ресурсы с земель, которыми ты владеешь.
Вместе с карточкой территории каждый игрок получает карточку расы. В игре всего 13 рас, у каждой из которых есть свои уникальные магические способности. Во всем остальном, кроме способностей, расы абсолютно одинаковы.
Всего у рас по 5 способностей, и они расположены в левой стороне карточки. В правой стороне находится счетчик, на котором размещаются 3 фишки ресурсов (мана, руда и еда). Мне показалось удобным пользоваться счетчиком — чтобы знать, что у меня 5 руды, достаточно просто поставить фишку деление 5, и дело в шляпе.
Игрок начинает игру с 6-ю ресурсами (можно самостоятельно выбирать любое сочетание ресурсов), нулевыми уровнями магии и башни, а также двумя миплами (армиями), расположенными на одном из участков карточки территории, лежащей перед игроком.
В свой ход активный игрок должен выбрать и сыграть одно из 6 действий, которые размещены на карточке действий. Другие игроки в это же время могут либо сыграть такое же действие, либо отказаться от него и получить ресурсы за земли, которые они контролируют. На сыгранное действие кладется жетон, и другой игрок уже не может воспользоваться этим действием повторно. Всего таких жетонов 5 штук. Как только они все оказываются на карточке действий, они снимаются с картчоки и активному игроку становятся доступными снова все действия.
Какие же это действия?
- Патрулирование. Можно передвинуть одну армию в соседнюю область той же карточки территории. Только нужно учесть, что через воду и горы проходить нельзя.
- Поход. Можно переместить одну армию с края области одной карточки на край области другой карточки. В одной области, кстати, могут находится максимум 2 армии.
Если при перемещении (неважно поход это или патрулирование) в одной области оказались 2 разные армии, между ними начинается война. В этой игре битва реализована через ставки. Задействованные в войне игроки берут по кубику, которые идут вместе с игрой, тайно выставляют на нем значение, которое обозначает количество ресурсов, которые тратит игрок на войну, после чего кубики вскрываются. Оба игрока оплачивают своими ресурсами цену войны, после чего тот, кто выставил большее значение, побеждает в битве за область. Поверженный игрок убирает свою армию в соседнюю территорию, если сможет оплатить стоимость отхода, а если не может, то теряет ее.
- Строительство. Тратим руду, переходим на следующий уровень башни, отмеченный на специальной карточке. Чем выше башня, тем больше очков она принесет в конце игры.
- Исследование. Тратим ману, переходим на новый уровень магии. Каждый уровень стоит на 1 ману больше. Всеми ранее изученными способностями магии можно пользоваться до конца игры. В конце игры игрок получает ПО за уровень магии.
- Мобилизация. Тратим еду, добавляем в область новую армию. Стоимость армии равна количеству армий, присутствующих в игре (4-ая армия стоит 4 еды).
- Торговля. Можно поменять n-штук одного ресурса на n-штук другого.
В конце хода игрок проверяет, не сработало ли условие конца игры — либо игрок вывел в игру все свои 7 армий, либо игрок достиг 6-го уровня башни, либо исследовал 5 уровней магии. Если хотя бы одно условие сработало, игра заканчивается и игроки считают свои очки, которые можно получить за количество армий в игре и уровни башни и магии. Также области со столицей приносят дополнительные 2 ПО.
В игре побеждает тот, кто наберет больше очков.
Да КЭК поделюсь впечатлением!
Настольная игра Крошечные Эпичные Королевства позиционирует себя как 4Х-стратегия. То есть «расширяй, исследуй, эксплуатируй, истребляй». Представьте себе какой-нибудь Eclipse, Runewars или Цивилизацию Сида Мейера только в очень сжатом состоянии — это и будет КЭК. Все каноны жанра в обозреваемой игре сохранены — покупаем армию, развиваемся, исследуем ближайшие области, воюем.Только вы сами прекрасно знаете, сколько нужно потратить времени, чтобы поиграть в игры типа Runewars. Королевства требуют значительно меньше времени. КЭК — это игра для тех, кто хочет получить примерно те же ощущения только за гораздо более меньшее время и, естественно, за другие деньги.
В последнее время многие авторы экспериментируют с маленькими играми, которые симулируют геймплей большой игры. У настольщиков не так много свободного времени, они уже не готовы тратить на одну партию 5-6 часов, они не любят игры, которые занимают много места на полке, они не любят игры с огромными рулбуками. Именно поэтому такие игры, как КЭК, становятся все более популярными и обсуждаемыми на различных форумах.
КЭК использует фэнтезийную тематику, которая выражается в игровых расах и их действиях. По сути, это игра про орков, эльфов, гоблинов, дворфов и нежить, что, возможно, кому-то набило давно оскомину, но все же признаю, что эта тема до сих пор отлично работает.
В этой игре есть несколько приятных моментов, которые делают игру интересной и разнообразной. Прежде всего это абсолютное различие игровых рас. Это действительно здорово, что каждая раса играет по своему. Кому-то выгоднее вести войну, кому-то заключать альянсы и сливать битвы, кто-то имеет бонус, находясь в лесу, кто-то может одновременно двигать не одну, а несколько армий и т.д. Если убрать из игры магические способности, то она очень многое потеряет. С одной стороны, совсем не обязательно развивать магию, стремясь собирать как можно больше маны, ведь получить ПО в конце игры можно и другими способами, но с другой стороны именно с магическими способностями у вас появляется больше возможностей и тактических разнообразий. Поэтому магию качать довольно-таки желательно.
Следующий приятный момент — кризисность. В игре есть куча разных вещей, которые приносят и фан, и профит, и тэдэ и тэпэ, но все вместе это получить никак не получится. Хочется и башню построить, и магию прокачать, и затеять войну с соседом, и попасть на нужную территорию, и армию получить, но ресурсов на все эти прекрасные штуки не хватит. Ресурсы игрок берет только в том случае, если отказывается от выполнения действия, выбранного активным игроком. Как правило, игрок получает всего 3-4 ресурса, поэтому в игре вам будет вечно чего-то не хватать. И именно из-за этого ведение войны кажется очень расточительным делом.
На моем опыте никто из игроков не делал ставку выше 8, да и то делал это с опаской, потому что обеднев на ресурсы ты сам подставляешься под будущие атаки других игроков. Одно дело, когда ты тратишь руду на новый уровень башни, который ты точно получишь, а другое дело, когда ты мысленно закладываешь руду в цену войны, но при этом вполне можешь проиграть войну (если вы только не уверены на 100%, что потратив n-ресурсов выиграете сражение). Мне война кажется очень интересным и азартным делом, а вот icenine, которого многие из вас помнят по Тесере, со мной не согласен, так как в его игровой компании война никак не идет и все тупо копят ресы. У каждого свой опыт, что поделаешь.
Мне нравится, что ты всегда стоишь перед выбором — или взять ресурсы, или выполнить действие. Ресурсы дадут тебе возможность накопить на что-то крутое, а действие поможет активировать это самое крутое.
При этом кризисность — это на самом деле палка о двух концах. С одной стороны хорошо, что игра не дает быстро развиться и умчаться в далекие дали от соперников, но с другой стороны если что-то в игре пошло не так и ты просел по ресурсам, то догнать соперников будет очень и очень сложно. Например, вы проиграли войну в начале игры и у вас остался один мипл, который стоит в лесу, а на покупку новой армии еды не хватает. Для того, чтобы набрать прежнюю скорость развития, необходимо занять область с полем, которое приносит еду, и потом несколько ходов по крохе собирать пшеницу, чтобы купить одну-единственную несчастную армию. Наверное, именно в этом и состоит «эпичность» игры, что несмотря на свои размеры, играется она с немалым напряжением и в ней есть над чем думать.
По ощущениям эта игра мне напомнила Small World и, как это ни странно, Кингсбург. C ММ все понятно — в этой настолке тоже по территории, разбитой на области, гуляют различные расы с уникальными умениями, которые воюют между собой и копят ресурсы (монетки). А вот почему Кингсбург мне вспомнился, так это из-за того, что ты сначала копишь разные ресурсы, а потом тратишь их на апгрейд умений, которые дают существенное преимущество. В ММ такого нету — там сразу расы обладают оптимальным количеством умений.
На задней части коробки можно найти перечень достоинств игры — простые правила, высокая стратегичность, малое время ожидания хода, быстрые партии, занимает мало места. Все это имеет место быть. А еще я очень согласен с высокой реиграбельностью. Как я уже писал ранее — в игре есть 13 разных рас, и действительно интересно попробовать сыграть за каждую расу. Помимо этого каждая карточка территории имеет две стороны, поэтому когда игрок получает эту карточку, он сам выбирает сторону, на которой он будет играть. Все эти территории тоже очень интересные. Например, на одной карточке все три стороны окружены водой, на некоторых картах есть столицы, на других их нету, где-то больше лесов, где-то гор и т.д. Но даже когда этого вам окажется мало, то вы можете добавить в игру дополнение, которое GaGaGames любезно вложило в коробку.
Дополнение довольно простое — оно представляет собой жетоны, которые раскладываются по одной штуке лицевой стороной вниз на все области, на которые может стать армия. Как только армия приходит в такую область, жетон вскрывается и выполняется его эффект, который может быть либо полезным, либо вредным. Например, это может быть получение 2 ресурсов, скидка на 2 пункта к стоимости цены войны, дополнительное 1 ПО. Также жетон может оказаться пустым, либо же за ним могут прятаться разбойники, которые заставят потратить 2 ресурса или убрать армию из игры.
От дополнения у меня ощущения двоякие. Жетоны могут давать очень приятные эффекты и заставлять игрока играть агрессивнее. Например, если соперник долго стоит на области, которое приносит двойное количество ресурсов, то есть смысл придти к нему с войной, иначе он быстро уйдет в отрыв. Но довольно неприятно попасть на разбойников, особенно если у тебя нечем заплатим им дань и в итоге ты теряешь армию. Потеря армии — это очень критично в этой игре. Нет ресурсов, потерял армию — считай, что игру закончил. Честно говоря, я бы предпочел, если бы в дополнении были только «добрые» жетоны. В принципе, игроки могут до начала игры решить, какие жетоны они будут использовать, чтобы никому не было обидно.
КЭК может похвастаться приятными милыми компонентами. И если фишки армии — это обычные миплы, то в качестве маркера магии используется книжечка. Маркеры действий — это щиты. А ресурсы мне нравятся больше всего, особенно звездочки маны и пшеницы еды. Единственное, я бы хотел, чтобы жетоны ресурсов были чуть больше по размеру и меньше по толщине, т.к. когда ресурсов одинаковое количество и их складываешь в стопочку, то иногда эта стопочка падает.
Что мне не понравилось в игре? Наверное, прежде всего это фатальность ошибок. Игра не прощает бездумных потерь армий или трат ресурсов на войну. Из-за этого некоторые игроки начинают зажиматься в масштабности своих действий, концентрируясь только на собирании ресурсов и апгрейдах башни и магии. И если все игроки будут рассиживаться по кустам, то и впечатления после игры у них будут не самые лучшие.
Внешне игра пытается косить под америтрэш, но по факту это чистое евро, так как в игре практически нет случайностей (если не принимать во внимание жетоны из дополнения). В течение игры каждый игрок может спокойно подсчитать, кто в данный момент лидирует по очкам, и сколько нужно потратить ресурсов, чтобы гарантированно одержать победу в войне. Никаких бросков кубиков, никаких случайных карточек — все сухо, как в самых лучших подгузниках.
Арт мне показался специфическим. Вообще эта игра, как и многие настолки, появляющиеся на Кикстартере, являются инди-разработками. КЭК как раз такая инди-игра. И поэтому от арта тоже веет «индюшатиной». Арты неплохие, но от уровня каких-нибудь FFG или Matagot далеки.
Также не все расы кажутся одинаково крутыми. Есть более специфические расы, умения которых эффективны при определенных обстоятельствах, которых может и не быть в игре. Например, некоторые свойства подстегивает в атаке, но если у игрока кризис с ресурсами, то атаковать ему становиться бессмысленно.
КЭК: итоги
Крошечные Эпичные Королевства мне напоминают инди-игру для тех, кто по каким-то причинам не может или не хочет сыграть в более дорогую, более затратную по времени игру про контроль территории. КЭК довольно неплохо симулирует все достоинства 4Х-стратегий, при этом затрачивая на реализацию малые средства. В игре небольшие карты территорий, маленькие жетоны, удобные счетчики, многофункциональные карточки рас — все это легко помещается в небольшую коробку и не занимает много места на столе. Дополнение, которое также входит в состав игры, подталкивает игроков к более агрессивному стилю игры.
Это первый проект из серии Tine Epic, и мне очень интересно взглянуть на другие игры из этой серии, так как КЭК мне пришлась по вкусу. Надеюсь, что ГаГа в будущем познакомит нас с другими играми серии!
Компактно, быстро, весело и дешевле аналогов — вот такой получился интересный инди-проект для «студентов»=)
Положительные моменты:
- много различных рас;
- быстро раскладывается;
- быстро играется;
- научиться играть проще простого;
- каждое действие необходимо хорошенько обдумать;
- миленькие компоненты;
- маленькая игра с серьезной темой
Неоднозначные моменты:
- ошибка может легко привезти к поражению;
- средненькие арты;
- некоторые игроки бояться атаковать, ведь игра не подталкивает их к ведению войны
Настольная игра Tiny Epic Kingdoms была предоставлена для обзора сетью магазинов GaGaGames.
Лично меня больше манит Tiny Epic Galaxies. Кстати, спасибо за отличный обзор, как и всегда.
Надеюсь, Гага выпустит Галактики. Интересно, что все игры серии вроде как разные по геймплею
Ну с Tiny Epic Galaxies тоже вроде не все в порядке, если судить по обзору Владимира из Латвии. Но мне там механика нравится больше и оформление.
Я бы сказал, что довольно сложно сделать маленькую игру на большую тему, чтобы она игралась, как что-то крутое. Мне один знакомый разработчик сказал, что сделать маленькую крутую игру сложнее всего. Как бы и Королевства не фонтан не фоне более крутых игр, и с Галактиками, видимо, то же самое. В общем, поживем-увидим=)
Но там кубики, и это круто. 🙂
ескучная игра, обзоры с каждым разом всё продажнее, скатываетесь.
Возможно, если бы я сыграл с вами, я бы тоже решил, что игра скучная. Все зависит от компании
Толсто!
Саша, спасибо за интересный обзор, захотелось, как минимум попробовать!
Вообще люблю миниатюрность, особенно если она хорошо «вылизана» и отлажена, а тут, кажется как раз такой вариант.
По поводу вылизана и отлажена я бы не совсем сказал. Огрехи есть. Но попробуй обязательно! Мне кажется, ты тоже любишь облегченные варианты более тяжеловесных игр. К тому же ты Маленький Мир любишь, а эта игра немного на него похожа
Ага, спасибо, внес в свой список интересного. Да Маленький Мир у нас до сих пор отлично идет, буквально на прошлых выходных играли, столько фана было 🙂