Как я покупаю настольные игры

Недавно на Тесерке разгорелся словесный пожар, как это часто бывает, из-за одного маленького опроса. Пользователям всего-то нужно было ответить на один вопрос — покупаете ли вы игры, посмотрев видеообзор?

Естественно, я тоже задумался над этим вопросом. Есть ли у меня игры в коллекции, которые были куплены после просмотра одного обзора Тома Вэсела, к примеру. Вопрос, на самом деле, довольно скользковатый, потому что однозначно ответить на него нельзя. Видеообзор — это один из вариантов узнать, что игра из себя представляет. Но ведь вариантов этих просто до кучи!

После чего можно купить настолку? Что влияет на их покупку? Кому нужно доплачивать издательствам за пиар? Сегодня я поделюсь своим опытом!

Кто или что лучше всех продает настольные игры?

Boardgamegeek.com

На данный момент это для меня самый актуальный вариант. БГГ — это отличный сайт, на котором есть все, что нужно настольщику. Единственное требование сайта — знание английского языка. Знаешь инглиш? Бегом на БГГ!

На этом ресурсе есть, как мне кажется, ну просто все, что хочешь. Инфа о настольных играх, ранжирование, видеообзоры, текстовые обзоры, форумы по стратегиям и правилам, фотки и многое другое. Если игра вышла накануне, то можно смело идти на БГГ и получить порцию первых впечатлений, советов и предположений, потому что там сидят все прогрессивные настольщики человечества, хотя некоторые почему-то считают, что если сайт американский, то и сидят там сугубо американцы. Нет, этот сайт посещают все гики, живущие в разных уголках мира.

Поэтому я всегда захожу на БГГ, чтобы узнать больше об игре, которой я заинтересовался. Либо можно зайти туда и узнать о существовании некой игры, которую все хвалят, и там же узнать подробности об этой игре.

Вообще БГГ для меня — это место, из которого я черпаю информацию. Практически 90% инфы о настолках я узнаю там. Там есть последние новости от Эрика Мартина, есть список горячих игр, списки новинок, ожиданий и т.д. Поэтому, как правило, хорошенько пошарив на этом сайте, я делаю довольно определенный вывод о нужной мне игре и могу легко сказать — интересна мне конкретная настолка или нет. Вся остальная информация, полученная из других источников, является по сути дополнительной (но никогда не лишней!).

Поэтому если я хочу купить игру, то я сначала хорошенько изучаю boardgamegeek.

Обзоры в интернете

Начну сперва с вообще любых обзоров — они нереально полезны для меня. Хотя далеко не последнюю роль играет имя автора обзора. Возможно, человек делает прекрасные обзоры, но, к сожалению, у нас слишком разные вкусы, поэтому я не смогу доверять его мнению. Конечно, больше доверия у меня к, так скажем, проверенным блогерам.

Сам я адепт текстовых обзоров. Мне гораздо удобнее пробежаться по буковкам, пропуская те места, которые мне не очень интересны. Естественно, в первую очередь смотрю обзоры на БГГ, потому что там выбор мнений всегда самый большой. Потом лезу на Тесеру, открываю страницу игры и смотрю ссылки и дневники по этой игре. Когда очередной обзор начинает повторять то, что было прочитано мною раньше, это значит, что можно с чтением обзоров заканчивать и делать вывод по прочитанному.

И вот теперь я дошел до тех самых видеообзоров, которые  продают или же не продают игры. Честно признаться, ни одной игры после видеообзора я не купил. Во-первых, это от того, что мне одного обзора всегда мало, во-вторых, я нечасто смотрю эти видео. С текстом проще — глаза сами могут легко найти то, что мне нужно. С видео сложнее — нужно двигать ползунок, когда становится скучно, и надеяться, что ты не пропустишь что-то важное. Видео целиком смотреть мне крайне сложно, так как говорящие бошки я не люблю, вот если параллельно разговору на столе двигают фишки и показывают карточки — это еще сойдет. Но полчаса смотреть на людей, которые практически не двигаются… Это пытка.

Чем хорош видеообзор — в нем можно увидеть, что творится в коробке. В принципе, иногда достаточно глянуть распакуй и на этом остановиться — все остальное я найду в текстовом обзоре на эту игру.

Кстати, насчет так называемых «заказных» обзоров (это когда игры обзорщикам дают нахаляву) — мне они практически не мешают, потому что я все равно не делаю вывод по одному отзыву. Такие отзывы есть не только в рунете, но и на том же БГГ, когда какой-нибудь фанбой ставит игре десятку, а объяснить эту оценку никак не может.

Спонтанная покупка у меня может быть (и была не раз) после прочтения обзора на мелкую игрушку-филлерок. Например, обзорщик здорово подчеркивает все прелести игры, и ты видишь в магазине, что стоит она копейки, так почему бы не взять ее? Хорошая недорогая мелочь всегда согреет настольщика перед большой и сложной игрой.

Оффлайновый магазин

К сожалению, у меня не было такой практики, чтобы мне впарили какую-то игру в магазине. Пришел я, допустим, в магазин, разговорился с продавцом и тот так классно описал мне новинку, что я не удержался и купил ее — такого со мной не было ни разу. Как правило, я слышу один и тот же вопрос — «Может вам подсказать что-нибудь?» и после моего отрицательного ответа я забываю о том, что в этом магазине есть продавец.

Вообще, в такие магазины я захожу, как правило, либо (а) из собственного интереса, либо (б) поздороваться с менеджерами или владельцем магазина.

По пункту (а). Мне всегда интересно, что в данный момент могут предложить наши магазины. К сожалению, тенденции сейчас таковы, что ничего особенного для гика они предложить не могут. Во всех магазинах лежит ассортимент российских складов (будь то Игровед, Мосигра или МХ). Но иногда бывает везет, и вдруг на полках можно неожиданно заметить что-нибудь типа Race for the Galaxy или Horus Heresy.

По пункту (б). Если я прохожу мимо магазина, в котором работают мои знакомые, то не могу не зайти, чтобы поздороваться и узнать новости из мира продаж настольных игр. Мне всегда интересно узнать, что сейчас хорошо продается, есть ли спрос на определенные игры и т.д. Иногда, бывает, и чай с печеньками перепадает=)

Но по какой бы причине я не зашел в магазин, мне всегда очень сложно уйти из него без покупки какой-нибудь маленькой игры. Можно зайти поздороваться, а глазенки то все равно бегают по полочкам и ищут что-нибудь вкусное. В магазинах есть какая-то уникальная магия, которой нету в интернет-магазинах. Наверное, это потому что настольная игра находится перед твоим носом. Тебе не нужно ни вводить свои данные в поля, ни ждать посылку, ни идти на почту. Просто взял и купил.

Могу даже сказать, что редко когда ухожу из магазина без покупки.

Интернет-магазин

Раз уж заговорил про оффлайновые магазины, то следует вспомнить и об онлайновых. С ними у меня связаны приятные воспоминания из 2011-2012 годов. В то время я часто мониторил известные американские магазины (MM, BB, CSI) на предмет новинок. Сейчас вспоминаю про это и улыбаюсь, а тогда я на полном серьезе каждую неделю сортировал игры по добавлению на сайт, изучал список и некоторые вкусные позиции отправлял в корзину.

Почему же я это делал? Наверное, потому что объем игр все-таки гораздо больший, нежели то количество информации, которое я находил о настолках в интернете в то время. Смею предположить, что даже БГГ не справляется с таким огромным количеством выходящих игр. Что уж говорить о русскоязычных блогерах, которые еле успевают снимать самые сливки игростроя. Поэтому новых неизвестных мне игр в то время было гораздо больше, чем сейчас. На БГГ я еще не сидел так активно, как в нынешнее время, стримы с Эссена или ДженКона мог даже пропустить, поэтому выручали магазы со своими новинками.

Я всегда был в курсе, когда вышел второй, а потом и третий тираж Mage Knight, когда была допечатка другой интересной мне игры и т.д. Поэтому мониторить интернет-магазины что тогда, что сейчас довольно полезно.

Уже в 2013 году я перестал следить за онлайн-магазинами, потому что пришел к выводу, что обо всем самом лучшем я узнаю из других источников, а всякий хлам — он ведь на 99% хламом и является, и только в 1% может оказаться жемчужина. Но из-за поисков жемчужин можно набрать кучу всякой ненужной ерунды. Поэтому сейчас я не могу сказать, что онлайн-магазины каким-то образом влияют на продажи конкретных игр (я имею в виду себя, конечно). Если я захожу на сайт, где продают настолки, то я точно знаю, что я хочу там посмотреть и меня мало интересует то, что было добавлено недавно.

Периодически изучаю ассортимент беларуских магазинов, чтобы знать, что у нас сколько стоит и что есть из новинок. Правда, еще ни разу в онлайне у нас ничего не покупал=)

Советы друзей

Pandemic: Legacy — брать или не брать?

Это еще один олд скульный метод покупки, потому что сейчас он практически не работает ввиду моего скептицизма.

Лет 10 назад, когда я только начинал увлекаться настольными играми, мнение более опытных товарищей для меня имело высокую ценность. Именно по советам друзей я купил Манчкин, Зельеваренье и начал играть в World of Warcraft TCG. Когда ты совсем не разбираешься в чем-то, остается надеяться на хороших друзей, которые помогут советом. В те зеленые годы я мог сразу же побежать в магазин и купить то, о чем рассказывал друг. Друзья ведь плохого не посоветуют, правильно?

Потихоньку со временем я сам стал разбираться в настолках не хуже друзей и научился самостоятельно выбирать игры, которые мне нравятся. И вот как-то потихоньку докатился до скептического отношения к советам. Игр так много, вкусы тоже у всех разные, поэтому совсем не факт, что любой совет попадет в точку. Как говорится, доверяй, но проверяй.

Сыграл в чью-то копию

Вот это довольно действенная штука, но со своими побочными эффектами. Если вы сыграли во что-то в клубе, на игротеке, на домашних посиделках, и вам это что-то до чертиков понравилось, то велик шанс на то, что вы купите эту игру себе в коллекцию. Все эти обзоры, советы, полки магазинов — это хорошо, но поиграть самому — это лучше всего.

На себе я это отлично испытал на Игросфере в Львове. Вокруг огромное количество игр, среди которых есть, конечно, и те, на которые я бы никогда сам не обратил внимания. А тут вдруг раз и передо мной появляется Денис Басыров (он же Настолкин) и предлагает сыграть в какой-то прикольный филлер. Сели, сыграли. И… и это здоровская игра! Сколько стоит? Да копейки же! Бегом покупать!

Издатели и продавцы настольных игр в один голос говорят, что проводить игротеки очень важно. Не то чтобы это приносит большую прибыль (на самом деле совсем нет), но то что это развивает рынок, так это точно. Как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Очень часто мне приходилось слышать один и тот же ответ на вопрос «стоит ли N-игра покупки?» — лучше попробуй сыграть в чью-то копию. И это правда.

Но есть два момента, которые имеют обратные функции, нежели покупка игры. Первый момент — зачем мне игра, если она есть у друга, с которым я всегда играю? Логично, правда, же?

Помню хорошо, как я купил игру Survive, которая меня покорила до глубины души с первой партии. Ее показал мне Равиль, который живет в Минске, и я его вижу крайне редко. Поэтому покупка мной игры состоялась при первой же возможности. Но если бы Равиль жил в моем городе, то я вряд ли купил бы ее. Вот поэтому я до сих пор не купил дополнение к хорошей игре Rune Age, потому что его приобрел мой приятель. Пускай я с ним не так часто играю, но факт есть факт — игра находится в пределах досягаемости, зачем мне своя копия?

И вот тут начинает работает следующий более жестокий момент — зачем вообще покупать настолки, если они есть у кого-то еще? С этим подходом к покупкам игр я столкнулся, когда хотел популяризировать настольное хобби в своем городе, а в результате никто ничего не покупал, ведь игры есть у меня, а они еще и дорогие к тому же, поэтому лучше деньги потратить на что-нибудь другое. Не каждый человек, кому игра понравилась на игротеке, потом пойдет и купит ее. Для меня лично вариант «попробовать у друга» работает, но за всех ответить не смогу.

Краудфандинг

Да! А почему бы и нет? Сколько бы минусов не было у площадок по сбору денег, а плюсы все же у них весьма вкусные. Я сам не так много проектов проспонсировал, но делал это добровольно и с удовольствием=)

В краудфандинге есть приятные мелочи, на которые трудно не обратить внимание. Первое — это дополнительные цели. Ну правда же здорово иметь копию игры с дополнительными персонажами, уникальными кубиками, металлическими жетонами и неубиваемым картоном. Главное, знать, что в магазинах потом будет продаваться обычная версия игры, лишенная всех преимуществ, гарантированных на краудфандинге.

Второе — это возможность заиметь игру раньше всех. Не самый вкусный момент, но все же приятный. К сожалению, далеко не все проекты, которые обязаны были быть отосланы бэкерам до появления в открытой продаже, отсылаются вовремя. Часто бывает, что те, кто купил игру в магазине, играет раньше бэкеров.

Третье — игра может не появиться в открытой продаже. При этом она будет клево оформлена, чуть ли не вручную раскрашена, издана лимитированным тиражом, за что можно будет простить игре не самый веселый геймплей. И вы будете являться владельцем уникальной игры, которую больше нигде нельзя купить.

Но для меня в первую очередь важнее всего плюшки, которые идут в довесок к игре. Ради этого можно даже переплатить.

Скидки!

Прямо аж с восклицательным знаком! Скидки! Ура!

Скидки всегда работают прекрасно на любом виде товара. Со скидками ты можешь набрать даже того, чего совсем не планировал (типа, если что, то подарю). «Черная пятница»? Класс! Скидка ко дню рождения? На Новый Год? Сезонная распродажа? Распродажа склада? Покоцанные коробки за 20% от стоимости? Все класс! Все супер!

На меня скидки работают идеально. Помнится, Book Depository прислал код на 5% скидки, и хоть я ничего не планировал брать, но все-таки заказал доп к Нетраннеру. Хотя казалось бы, всего лишь жалкие 5%…

Хотя в беларуских реалиях распродажи случаются довольно редко. Чаще поставят новую цену, зачеркнут ее и напишут старую. Про распродажи складов тоже никогда не слышал. А вот в забугорных магазах можно запросто натолкнуться на клевую скидку в 50% и порадовать себя новой игрушкой.

Новая игра любимого автора/издательства

Не скажу, что я часто клевал на новые игры любимчиков, но бывает кричал на форуме про шат ап энд тэйк май мани. Со временем понял, что даже проверенные временем авторы или издательства могут давать осечки (бывает осознанно, бывает нет).

Например, когда-то я купил Ордонанс сразу после выхода игры, потому что игру выпустило издательство, которое когда-то сделало Зельеварение. Хотя о самом Ордонансе я вообще ничего не знал, но купился на имя издателя.

Поэтому слепые покупки скорее свойственны только новичкам или фанбоям. Остальные предпочитают проверять товар перед покупкой.

Барахолка

Шикарный вариант, от которого у меня сплошные позитивные эмоции. Не могу сказать, что я много купил игр с рук, но все то, что было добыто таким способом, является моими любимыми играми.

Особенно благодарен Дмитрию из Минска (VDmitry), у кого я взял Цитадели, Rune Age и Ninjato. Все эти игры до сих пор ходят в моих любимчиках.

Совсем недавно я стал счастливым обладателем Doomtown, за что большое спасибо Евгению из Минска. А ведь уже даже и не думал, что когда-нибудь закажу эту игру.

На барахолке есть реальная возможность зацепиться за что-то такое, на что раньше может и не обратил бы внимания. Мало кто заинтересуется игрой из его нелюбимого сегмента (например, еврики про фермерство). Но иногда бывает цена так сильно искушает, что ты понимаешь, что за эти деньги ты охотно готов познакомиться с такой игрой.

В Беларуси пока барахолки не сильно развиты, и игры скорее гуляют из рук в руки знакомых и друзей, а не продаются по объявлением. Но вполне возможно, что после ужесточения правил покупок на зарубежных сайтах, ситуация изменится. Например, я сам все чаще подумываю о продаже или обмене некоторых своих игр, в которые давно не играю.


Вот такие у меня основные критерии к покупке настольных игр. Как видите, видеообзоры занимают в них малую долю. Есть ли у вас еще какие-нибудь пункты, которые влияют на приобретение настольной игры? Буду рад услышать о них в комментариях!

На самом вот кому нужно платить МХ за продажи Манчкина! (фото взято из страницы VK)

10 Responses to Как я покупаю настольные игры

  1. zinzy5 says:

    Круто тебе. А я в Женину копию Doomtown так и не сыграл. Хорошо хоть на Юниконе успел поиграть в чью-то копию.

  2. zinzy5 says:

    Лично я за последнее время прикупил пару игр после ютуб-видео. Огромное спасибо каналу «Beznal 72 Настольные Игры». После просмотра мной были взяты Сантьяго-де-Куба (тут скорее сыграла огромную роль цена в 197 тыс.), Королевская почта (в магазине nastolki.by, ввиду огромного брака от МХ, из 3-х копий еле собрали одну нормальную), Рококо (подсчет очков оказался не таким уж мозголомным и долгим, как ныли некоторые на тесере), Fresco (жаль что не Big box, как планировал сначала), Rattus Cartus (тут еще пару раз почитал правила, прежде чем купить). Так что меня можно отнести к тому типу людей, которым нравятся видео-обзоры, летсплеи и всякое такое.

    • zinzy5 says:

      А еще Порт Ройал. Чуть не забыл про него. После первой партии игрушка показалась скучноватой, но потом мы вошли во вкус, и теперь она появляется довольно часто на столе.

      • scafandr says:

        Порт Ройал мне вроде должен перепасть от МХ, но что-то от них тишина. В принципе, из последних их игр я хочу посмотреть только на Порт и Эпические схватки. Очень надеюсь, что у них появится и что-то уровня Замков Бургундии или Брюгге

        • zinzy5 says:

          Epic spell у меня есть на англ. языке. Прикупил его в Знаем играем, когда магазин находился на Раковской, и у них проскакивали эксклюзивы. Отличная игра. Очень весело идет на 4-х и 5-х игроков.

    • scafandr says:

      Ух ты, а где Раттус Картус можно взять??? Мне очень нравится Раттус, к тому же как раз читаю книгу про чуму, очень хочется еще и поиграть с допом!
      Я в этом году пока вообще ничего не купил. У меня были планы такие — Through the ages (Гага издаст! Ура!), Пандемия Легаси (совершенно неожиданно со мной связался Игровед и пообещали передать копию на обзор), Sylvion (где взять без понятия, в наших магазинах нету) и допы к Legendary (тоже печально — только брать в забугорных магазинах, что я не планирую делать).
      Кстати МХ получил большую порцию игр от ФФГ. Но допа к Хаосу в старом мире нету:((((

Добавить комментарий

