О старом по-новому — Варенье

Детские игры должны быть добрыми. Это самое главное в настолках для юной аудитории. Дети должны только созидать и для этого у них в наличии должны быть все доступные инструменты. Но я не сразу пришел к этому выводу. Просто так получилось, что настольная игра Варенье показалась мне слишком простой для моего настолкопонимания. Я пытался найти в ней скрытый смысл, а это оказалось просто Зельеварение для детей.

(Все фотографии взяты с www.tesera.ru)

Игра Варенье попала ко мне  не по моей инициативе. Я бы вряд ли обратил на нее внимание, потому что у меня было Зельеварение, в которое я был влюблен до безумия, и клоны этой игры меня практически не интересовали. Но благодаря Иван Туловскому, за что ему большое спасибо кстати, Варенье попало на мой стол. До сих считаю, что Правильные Игры — это очень добрая и открытая людям компания. Не знаю, как сейчас, но раньше они здорово поддерживали любое начинание.

Посмотрев страницу Тесеры, посвященную этой игре, я нашел свой старый комментарий — «Вчера распаковал игру перед сном. Всё рассматривал карточки и радовался приятному дизайну и цвету. Милейшее оформление«. Сначала подумалось, что я, наверное, хотел своим комментарием произвести впечатление на ПИ, но когда достал игру с полки и освежил впечатления, то оказалось, что я не лукавил 4 года назад. Игра действительно мило выглядит. Оформление прямо как в играх из моего детства. И это не то, что бы плюс, и не то, что бы минус. Просто констатация факта. Не знаю, понравятся ли рисунки фруктов и ягод в корзинках современным детям, ведь им все больше подавай супергероев да роботов. Но по моим ощущениям от Варенья веет добротой и домашним уютом. Прям так и хочется достать банку варенья, заварить чая и играть в эту игру.

В Зельеваренье другой арт и другие ингредиенты с рецептами. Там всякие химические и волшебные элементы. По слухам я знаю, что вроде там многое связано с Гарри Поттером, но я его не читал, поэтому совершенно без понятия, как все есть на самом деле. Мешать крылья летучих мышей с корнями мандрагоры, чтобы получить порошок силы, это более коварное и темное занятие, чем варить обычное варенье из груш, абрикосов и… еловых шишек=)

Но по геймплею игры практически одинаковые. Практически! Не полностью. Смотрите сами — в обеих играх нужно собирать ингредиенты, с помощью которых можно сварить варенье, испечь пирожок или приготовить фруктовый салат, за что можно получить победные очки. Все карты в игре по-прежнему поделены на 2 части — сверху рецепт, снизу ингредиент. Вместо шкафа из Зельвеварения в Варенье используется корзинка, что по сути своей осталось тем же местом, из которого игроки могут брать карты, чтобы что-нибудь сварить.

Но было бы совсем обидно, если бы ПИ пытались продать нам одну и ту же игру 2 раза. Все-таки они постарались добавить кое-какие изменения, которые влияют на геймплей.

Например, теперь в начале игры игроки получают карты заданий, за выполнение которых игрокам начисляется много ПО. Вот это здорово, это мне нравится. С самого начала игры все будут стараться собрать то, что указано в задании.

Для варки варенья по рецепту нам нужен всего один ингредиент — налицо упрощение игры. Более того, из руки можно сыграть карту не только как карту рецепта (а из корзинки взять нужный ингредиент), но и как карту ингредиента (а из взять корзинки сыграть рецепт). Этот игровой прием я назвал так — «можно все!«. Наверняка вы часто сталкивались с ситуацией за игровым столом, когда один из игроков спрашивал, можно ли так походить, а ему отвечали — нельзя, потому что это не по правилам. В Варенье можно все! В Зелье ты мучаешься, где взять нужный рецепт, как откопать еще один ингредиент… А в Варенье прям ну вот что хочешь, то и делай, лишь бы не плакал. Все варится практически само по себе — не важно, что у тебя в руке. И это для меня не есть хорошо.

В конце хода все карты, взятые как ингредиенты, возвращаются назад в корзинку. Это позволяет избавиться от захламленности стола, но при этом сильно упрощает игру, так как игроки не чувствуют нехватки ингредиентов.

В игру добавили 2 странные карты джокера. И если Маша с Медведем более-менее соответствуют духу игры (пускай и внося при этом рандомное получение кем-либо 10 очков), то Карлсмен выглядит очень странно. Имхо, сам Карлсмен вызывает фэйспалм. Так же не можно, господа дизайнеры!

На мой вкус, игру сильно упростили, разрешив игрокам делать что хочешь. Я люблю, когда есть над чем подумать, когда ты испытываешь нехватку ресурса, когда можно насолить оппоненту. Но это все признаки взрослых игр, так как детская психика может не выдержать такие испытания, и ребенок может расплакаться. Поэтому пускай он делает, что сможет — пускай берет рецепт и ингредиент где угодно, а если что-то пойдет не так, у папы или мамы обменяет нужную карточку.

Что удивительно, в правилах есть… детский вариант! Это значит следующее — играем без заданий, без джокеров, без обменов и, что удивительно, без специальных правил, позволяющих брать рецепты и ингредиенты откуда угодно. Очки за задания, между прочим, не учитываются, а выигрывают по количеству собранных рецептов. По моей шкале оценок это дошкольный вариант.

В итоге мы имеем очень облегченную версию Зельеварения. Поиграв в эту игре взрослой компанией, я не очень понял, в чем ее прелесть, поэтому передал игру своей маме в детский сад, чтобы она попробовала сыграть в Варенье со своими детьми. В итоге вернула она мне игру со словами — мы не сыграли, для детей 4-5 лет она сложновата, зато они посмотрели картинки и изучили сорта варений.

Вердикт

Варенье — это детская игра, в которую взрослым играть можно, но зачем это делать, мне непонятно. Мне кажется, это хорошая игра для бабушки, которая ищет «правильную» игру для внуков в магазине, чтобы она сама в нее могла поиграть с внуками и тема у игры была приятной. Для меня же тема и сочные картинки — это единственное, что мне нравится в игре. Во всем остальном Зельеварение лучше. А лучше Зельеварения тоже есть много всякого разного=)

Проверку временем Варенье не прошло, к сожалению 😦

Мой первый древний обзор лежит здесь.

4 Responses to О старом по-новому — Варенье

  1. Suzume says:

    Черт с ним с Вареньем, но почему ты Гарри Поттера не читал? Только не говори, что потому, что его слишком сильно хвалят %)

    • scafandr says:

      Нууу, я где-то в 99-ом познакомился с творчеством Толкина, до этого разную разное героическое фэнтези, в 2000-м обожал Пелевина, Хармса, Маяковского, Кафку, потом Ницше, Шопенгауэра… И когда Росмэн выпустил Гарри Поттера, то я как бы уже был по другой литературе, а Поттера читал мой двоюродный брат, который учился в классе 4 или 5. Вот ему очень нравилось=) Меня такая литература не привлекала

      • Suzume says:

        Я тоже Толкина до Поттера читала, и долго брезговала. Но книги действительно ну очень хорошие, и вовсе не детские. Честно, если себя пересилишь, готова спорить, что понравятся. Я, правда, оцениваю литературу по тому, насколько интересно её читать и какую атмосферу она создаёт. И на Шопенгаура с Кафкой не замахиваюсь 🙂

        • scafandr says:

          Наверное, просто рядом никого не было у меня, чтобы сильно заинтересовать книгой или фильмами. Но все еще впереди=) Вот появится у меня человек, фанат Поттера, куда я денусь=)

Добавить комментарий

