О старом по-новому — Гобба. ПереВыборы в Большой Гоббе
01.07.2016 Оставьте комментарий
Издательство Правильные Игры всегда специализировались на карточных играх. Иван Туловский, глава издательства, часто говорил о том, что идеальная игра для его издательства — это такая игра, в состав которой будет входит одна колода карт. Гобба — это исключение из правил. Это эксперимент с другим форматом коробки, с составным полем, жетонами и фишками. Это настольная игра в ее обычном простонародном понимании. 4 года назад я назвал эту игру довольно неплохой, она поначалу пугает дизайном, но потом ты удивляешься тому, что играть в эту игру интересно. Что изменилось за 4 года?
Что такое «гобба»?
Последний раз я играл в эту игру в прошлом году. Играл как раз с той целью, чтобы еще раз испытать на себе ее эффект (на лицо ужасная, добрая внутри).
Помню, как сейчас, тот момент, когда я распаковывал игру. В то время я еще пользовался старой меркой оценки настольных игр, в один из пунктов которой входило измерение линейных размеров компонентов. Помню раньше были обзоры на БГГ, в которых упоминали размеры карт, диаметры жетонов и даже толщину картона. Сейчас этим практически никто не занимается, а тогда казалось очень важным упоминание высоты всех маркеров. Распаковывая Гоббу, я пытался запомнить, с каком звуком и качеством «панчатся» жетоны, не возникает ли проблем со складыванием поля, хорошая ли вырубка карт. И все это было на довольно средненьком уровне. Помню, как меня возмутило, что обратная сторона жетонов немного деформировалась от типографского ножа. Мне это показалось довольно критичным. Теперь-то я знаю, что такое часто случается в компонентах. Но в целом все же все было неплохо. Особенно для печати в России.
А вот на оформление игры я бы не рекомендовал смотреть слабонервным. Причем плохим его назвать язык не поворачивается, так как художник игры (к слову, друг автора игры) рисует в ярком авторском стиле. Его рисунки отлично подошли бы в качестве иллюстраций к детской книге про гоблинов. Но если смотреть на арты игры в 2016 году, то они какие-то немного безобразные, если учитывать, что это настольная игра, а не книга про гоблинов, выпущенная в рядовом издательстве какого-нибудь Мурманска (я не имею ввиду, что Мурманск плох, просто я не знаю ни одного издательства из этого города). Оформление игры передает привет из далеких 90-ых. Ну на крайний случай в начало 00-х. В то время такое безобразие было бы приемлемо, теперь же фиолетовые гоблины на выцветшем фоне выглядят крайне бледно и странно. Сейчас в моде другие арты.
Именно на картинки я призывал в своем обзоре закрывать глаза. Ну правда же, что мы все судим по одежке? Давайте играть и делать выводы опосля!
Гобба использует довольно щекотливую тему выборов. Не знаю, как в России, а в Беларуси с этим были бы явные проблемы. Считаю, что тема выбрана не самая удачная. Все-таки политика — это грязь, пускай даже и в таком стебном формате. Гоблины выбирают себе новых министров и главнюков, только вместо бросания бюллетеней в урны они меряются количеством ножиков, кочерыжек и грибов. Суть проста — у кого их больше, тот и воевода, шаман или повар. Всего в игре 5 должностей, и если игрок имеет 3 должности, то он становится Великим Вождем, т.е. победителем.
Игровое поле символизирует собой гору, на которой живут гоблины, и изображена на поле так, будто мы смотрим на нее сверху (поначалу это немного сбивает с толку). Гора поделена на несколько ярусов, нахождение на каждом из которых сулит игрокам разные плюшки. В самом низу располагается свалка, порывшись в которой можно найти полезную вещицу с хорошим свойством. Далее идет ярус с лачугами, в которых можно прятать лишние предметы, не помещающиеся в руке. На следующем ярусе расположились клетки со спецсвойствами (можно попытаться обворовать соперника, прыгнуть на любую клетку, купить полезную вещицу на барахолке и т.д.). Далее идет ярус элиты, на котором живут Меняла, Воевода, Шаман и Повар (это те должности, за которые борются игроки). Фишка этого яруса в том, что если кто-то получит какую-либо должность, то всякий игрок, проходящий через клетку этой должности, должен заплатить ее владельцу один ресурс. Ну а на самой высшей точке горы находится котел, стукнув в который можно инициировать выборы.
Выборы происходят просто — один игрок сбрасывает не менее пяти одинаковых карт, другие игроки могут перебить ставку. Кто сбросит больше карточек, тот и получает должность.
Игра получилась простенькой, веселенькой, семейной. И еще, пожалуй, уникальной. Честно говоря, не могу назвать игры, которые были бы похожи на Гоббу. Кажется, в игру так и напрашивается кубик, хотя бы для передвижения по клеткам, а его нету! И это здорово, что нету. Был бы кубик, сразу бы посыпались проблемы с балансом. А так все действия игроков подчинены логике и математике. Прямо как в еврогеймах. Ходить можно на ближайшую клетку, можно сталкивать других гоблинов на соседние клетки, что увеличивает процент взаимодействия в игре. Случайность заключается в наборе карт ресурсов или вещичек. Например, вам до чертиков нужны кочерыжки, а в начале хода в руку приходят ножики и грибочки. Но это дело поправимо — можно взять предмет с рынка, если стать на нужную клетку. В игре есть столько разных возможностей, что можно с уверенностью сказать, что в этой игре скучно быть не должно. Но почему-то иногда бывает. Почему?
В реалиях 2016 года Гобба мне видится сырой авторской игрой, которую надо приводить в надлежащий для нынешнего времени вид. Эта игра с хорошими идеями и необычным игровым процессом, но с порою выступающими наружу недопиленностями.
Про тему я уже говорил — выборы — это забавно, но не более. Гоблины — это вроде как и смешно, а вроде как некоторые гоблины очень уж страшные и неказистые получились. Эту бы игру да отдать Дэвиду Кошару, оформлявшего Dungeon Lords, Dungeon Petz и Alchemists, вот это был бы дизайн! Уверен, что качественное оформление повысило бы продажи.
Самый главный минус игрового процесса заключается в том, что рано или поздно ты попадаешь в яму, когда тебе что-то нужно, но оно не приходит в руку или не дают это сделать соперники. И тогда ты начинаешь слоняться по полю, как беспризорный. Нужны грибочки, они в руку не идут, тогда пороюсь на свалке — пришла ерунда, а еще хуже катаклизм попался, который нанес мне ущерб. Хорошо, попробую сходить на рынок, и на это нужно потратить 3 хода. На втором ходу меня оттолкнули на соседнюю клетку, путь до рынка стал на один ход больше. Пока шел на рынок, забрали то нужное, что там было. По дороге лишился грибочков, придется собирать ножики. И так далее. Поэтому с точки зрения планомерного накопления ресурсов и последующей инициации получения ПО, игра становится к нам совсем другой стороной. Игроки весело бегают по карте, толкаются, грабят друг друга, обманывают и пытаются получить или сохранить свои должности. И в этом плане Гобба очень похожа на игры с приветом из 90-х. В компании настольщиков, которые давно увлекаются играми, эта настолка не очень хорошо заходит. Как только игрок попадает в бездейственную яму, из которой можно выбраться путем траты нескольких ходов и если еще улыбнется удача, то играть становится не очень интересно.
Уверен, что если бы Гоббу сейчас показали издателям на ГраниКоне в Питере, то ее бы посоветовали кое-где переделать, кое-где подшлифовать. Но это в том случае, если издатели будут ориентироваться на серьезную аудиторию настольщиков. Если издатели хотят игру для новичков, которые буквально вчера играли в кинь-двинь, то Гоббу вполне можно оставлять такой, какая она есть. Вот только эффект будет неоднозначный — кто-то может играть и радоваться, а кто-то махнет рукой и скажет, что в это играть невозможно.
Если игру допилить, переделать свойства вещичек, подумать, как можно получать ресурсы иначе, обязательно изменить тему игры и сделать приличный арт, то Гобба будет весьма интересной и веселой. Пока же Гобба — это дорогая (была когда-то, сейчас вроде цена сильно упала) игра для раздолбайской аудитории.
Что показала проверка временем: играть желания нету. Изредка показываю игру знакомым — кому-то нравится, а кто-то доигрывать не хочет. Но потенциал у игры безусловно есть.
Последние комментарии