История про убийство в темном переулке в шести сериях — обзор настольной игры «Нуар»

Детектив — довольно популярный жанр в литературе и кино. А вот про настольные игры такое трудно сказать, хотя каждый год все-таки появляются какие-то игры, в которых нужно расследовать убийства, искать улики, допрашивать очевидцев и т.д. Честно говоря, все эти игры проходили мимо меня. Я связываю это с тем, что детектив не является моим любимым жанром, хотя и не скрываю, что узнать, кто же совершил убийство, всегда интересно. Идеальный детектив для меня — это что-то быстрое, на полчасика, захватывающее и с неожиданным финалом. Ужас Аркхэма поэтому как-то не тянет на роль хорошей детективной игры.

Недавно издательство GaGaGames, которое продолжает радовать нас своими интересными новинками, выпустило игру под названием Нуар. По-моему, у игры очень подходящее название для детектива. В голове сразу возникает черно-белая картинка с тенями, силуэтами и детективом в шляпе и сигаретой в зубах. Что ж, долго томить не буду — давайте посмотрим, что это за игра такая.

В одной черно-пречерной коробке лежали черные-пречерные карты

На самом деле карты совсем не черные, а вот оформление коробки отвечает всем параметрам заданной стилистики — она черно-белая, мрачная и с таинственным дядькой в шляпе.

Открываем коробку (она небольшого размера, много места на полках не занимает) и видим уже привычный удобный органайзер, в ячейках которого расположились правила, карточки и зиплок с жетонами. По качеству не нашел к чему можно придраться. Карточки хорошие, не шершавые, тасуются отлично. С жетонами тоже все супер. В общем, за качество ставлю пять баллов.

Убийца или сыщик?

Нуар — это карточная игра, в которую можно играть 6-ю разными способами. Маркетинг, конечно, может громко говорить о том, что в одной коробке вы найдете 6 разных игр, но по моему скромному мнению, игра все же одна, а вот вариантов этой игры гораздо больше. Но ладно, пускай будет 6 разных игр;)

В каждой из этих игр используются карточки, на которых изображены лица людей (есть даже одна собака). Это все жители самого обычного города, и каждый из них может быть простым гражданином, сыщиком или бандитом. В любом варианте игр игроки играют роли или бандитов или сыщиков, и у каждого из них практически всегда одна цель — найти друг друга. Бандит будет убивать соседних персонажей и скрывать свою личность, а сыщик будет оправдывать находящихся рядом жителей и вычислять бандита по его действиям.

Давайте на примере первой игры я вам объясню общие принципы игры, чтобы вы поняли, с чем в Нуаре имеют дело.

В первой игре принимают участие только 2 игрока (в некоторых вариантах играет больше людей). Один игрок играет за бандита, второй за инспектора.

Из карточек подозреваемых (это двусторонние карты — на одной стороне живой подозреваемый, на другой погибший) формируется поле размером 5х5. Отдельно перемешивается колода доказательств, в которой повторяются те же персонажи, что и на картах подозреваемых, только у них у всех одинаковая рубашка. Каждый из игроков тянет из колоды доказательств по одной карте, и никому ее не показывает. Это их тайные личности. Можно незаметно подсмотреть на поле, чтобы увидеть, где вы находитесь, но желательно делать это так, чтобы соперник не заметил, куда это вы все время смотрите.

Первым начинает ходить бандит, и у него есть на выбор 3 действия, из которых нужно выбрать одно:

  • сдвинуть/обновить игровое поле. Любой ряд или столбик в поле можно сдвинуть вправо, влево, вверх или вниз. Смещенная карта в таком случае кладется на освободившееся место.  Если в каждом вертикальном или горизонтальном ряду есть хотя бы один погибший, то их можно убрать из игры, а поле сомкнуть. Все это делается, как правило, чтобы приблизить своего персонажа к нужной карточке или скрыться. Т.е. это такое своеобразное перемещение по полю;
  • убить соседнего подозреваемого. Чтобы это сделать, нужно перевернуть подозреваемого на поле обратной стороной вверх (там будет написано слово «погиб»). Это действие помогает инспектору понять, в какой области находится бандит. Если таким образом будет убит инспектор, то бандит побеждает в игре;
  • замаскироваться (или попытаться это сделать). Если бандит чувствует, что он сильно выдал себя последним действием и инспектор следующим ходом вычислит его, можно сделать попытку замаскироваться. Для этого нужно взять новую карту из колоды доказательств, и если вытянутый персонаж еще жив, то старую карту личности можно выложить на поле, оправдав тем самым персонажа, а себе взять только что вытяную тайную личность. В итоге инспектор опять не будет знать, кто вы.

После хода бандита, в игру вступает инспектор, который также может сделать одно из трех действий:

  • сдвинуть/обновить игровое поле. Играется аналогично, как и в ситуации с бандитом;
  • обвинить соседнего подозреваемого. В то время как бандит соседей убивает, инспектор может спросить у соседа — «А не ты ли случайно бандит?». Игрок-бандит должен ответить, он это или не он. Если он — инспектор выиграл. Если не он — игра продолжается;
  • оправдать подозреваемого. В самом первом ходе инспектор берет в руку 3 карты из колоды доказательств. Выбрав действие «оправдать», инспектор берет в руку четвертую карту из той же колоды, одну из которых он может выложить на поле поверх карты подозреваемого. Карты в руке инспектора сужают круг подозреваемых (бандит даже не будет догадываться, каких жителей инспектор держит в руках). Оправдав одного из подозреваемых, инспектор может спросить, находится ли рядом с ним бандит. И бандит должен дать честный ответ.

Игра заканчивается или убийством инспектора, или поимкой бандита.

Вторая игра называется «Убийца против сыщика». Она тоже дуэльная и во многом похожа по действиям на первую игру. Только на этот раз у убийцы есть 4 карты доказательств, которые играют роль жертв — их должен замочить убийца, чтобы победить. За попытки замаскироваться убийца выкладывает перед собой новую карту жертвы, тем самым усложняя цепочку убийств. А за неудачную попытку обличения со стороны инспектора, убийца может вернуть одну карту жертвы обратно в колоду. Этот вариант игры более сложен и играется чуть дольше.

Третью игру я называю deathmatch. В нее можно играть от 3 игроков, и все они при этом являются шпионами. Задача игроков — собирать трофеи, коими являются пойманные игроки. Как только личность игрока поймают, этот игрок берет себе новую карту личности, а свою отдает победившему игроку в качестве трофея.

Четвертая игра — вор-виртуоз против начальника полиции. Играется вдвоем. На каждой карте подозреваемого выкладывается жетон сокровища. Задача вора — обворовать как можно больше людей пока его не поймает начальник полиции. Потом игроки меняются ролями и в конце второй партии они сравнивают количество награбленных сокровищ.

Игра 5 и 6 рассчитаны на большое количество игроков и пока я до них, честно признаюсь, не дошел, но у меня все впереди!

Вышел месяц из тумана

Перед тем, как распаковать игру, я даже не знал, чего от нее ожидать. Краем уха я слышал об этой игре, когда готовился к «джен коновским» или «шпилевским» обзорам, но почему-то в голове ничего об этой игре не отложилось. Мне казалось, что детективная карточная игра обязана иметь что-то общее с мафией, что не очень хотелось бы видеть в Нуаре, но к счастью обозреваемая настольная игра оказалась выше моих ожиданий. Никакой «мафии» в ней и в помине нету. В этой игре есть логика, мышление и запоминание. Чтобы одержать в ней победу, нужно включать голову. Кто из персонажей находился рядом с убитым? Что потом сделал бандит? Почему был допрошен именно этот товарищ? Пора ли замаскироваться? При этом не могу сказать, что все эти размышления приводят к головной боли, потому что по факту почти все варианты игр довольно простые. Сложность игры зависит только от вашей внимательности. Иногда бывает, что бандит/сыщик находится совсем рядом, но если вы прошляпили ошибку оппонента, которую тот совершил на последнем ходу, то ничего страшного не произойдет, просто играть будете чуть дольше.

Также в этой игре есть случайности, т.е. можно найти соперника среди невиновных совершенно неожиданно, ткнув пальцем в небо. Можно просто наобум спросить, а не ты ли Эллис, и соперник действительно окажется Эллис, и это принесет вам победу. Поэтому я бы сказал, что это игра с логической механикой, но с определенной долей удачи.

Нет совершенно никакой разницы, какие имена у персонажей и какие у них лица. В этой игре самое главное — это механика. Помню, как на одном сайте съязвили по поводу того, что на одной из карт подозреваемых нарисована собака по кличке Дружок. На самом деле нет разницы, кто там нарисован, хоть дерево пускай там будет. Просто нужно же как-то идентифицировать каждую карточку. Игра на самом деле абстрактная. Вместо карточек с людьми могли быть разноцветные камешки, и в игре нужно было бы угадать цвет камешка соперника. Но согласитесь, что возиться с камешками не интересно, поэтому тема детектива вполне оригинальна и интересна. Во время игры у меня действительно возникает ощущение, будто бы я играю роль детектива или бандита. Всегда испытываю особенные чувства, когда смотрю на поле, составленное из персонажей, и осознаю, что где-то здесь находится мой враг, которого нужно найти.

Мне нравится, что на карточках изображены лица людей. Они все разные, очень харизматичные. Но возможно стиль рисунка понравится не всем — он имеет что-то общее с комиксами и аниме. Так как я люблю и одно и другое, то мне рисунок нравится.

Я больше времени провел за дуэльными вариантами игр Нуара, и все они мне, в принципе, понравились. Какие-то варианты легче, какие-то чуть сложнее, но в целом ощущения от них ровные. Вариант со шпионами (дезмэтч) мне не очень понравился, так как он очень хаотичный и немного глупый. Но вполне допускаю, что кому-то такой патигеймовый вариант понравится. Большим составом в другие варианты игр я не играл, но есть предположение, что чем больше игроков за столом, тем больше искусственно будет затягиваться время. Дуэльки спокойно играются за 10-20 минут, а вот игра с большим количеством игроков длится более получаса (больше подозреваемых, больше поле, больше возни). Мне кажется, что каждый игрок может найти тот вариант игры, который ему больше нравится. Поэтому не могу однозначно сказать, что вот эти варианты хороши, а остальные плохи. Кому-то больше нравится играть вдвоем, кто-то радуется от игры ввосьмером. Каждый может найти свой любимый сценарий.

Хочу отметить еще то, что хоть на коробке и написано, что игры рассчитаны на 2-9 игроков, это не значит, во все игры можно сыграть только вдвоем или вдевятером. Если вы играете преимущественно вдвоем, то для вас в коробке будет только 3 игры. Если вы собираетесь играть в настолки большим составом — для вас есть три другие игры. В принципе, здорово, что в Нуаре можно найти варианты для любого количества игроков, но если у вас есть четкий состав играющих, то некоторые сценарии игр могут быть так и никогда не сыгранными.

По сложности я могу отнести Нуар к легко-средним играм (light-medium). Несмотря на увесистый буклет правил, на самом деле в любом сценарии у каждого игрока практически всегда будет только 3 вида действий. Как я уже писал в начале, в этом сценарии довольно схожи между собой. Иногда даже кажется, что играешь в один и тот же сценарий, а потом замечаешь, что у бандита есть конкретный список жертв, что отличает этот вариант игры от другого.

Реиграбельность? Сложный вопрос. Честно говоря, реиграбельность Нуара заключается только в разных сценариях. Конкретно каждый вид игры всегда будет однотипным, т.к. от раскладки на поле ничего не меняется по сути. Если через несколько партий один вариант игры начал приедаться, то посоветовать можно только сыграть в другой вариант игры. Но я бы не сказал, что Нуар — это такая игра, в которую нужно играть до посинения, чтобы она надоела. Это легкая игра, и предназначена она для того, чтобы сыграть в нее в перерыве между хардкором или перед сном. И как раз эти функции эта игра выполняет на все 100%. На выходных я показывал Нуар знакомой, которая редко играет в настолки, и мы спокойно перебрали все дуэльные варианты, в некоторые даже сыграли несколько раз. Никто не устал, игра всем понравилась.

Вряд ли игра понравится всем и каждому, но если вас заинтересовала игра по описанию, то скорее всего это ваша игра. В ней нет чего-то скрытого, тайного, о чем трудно написать в обзоре. Понравилась механика поиска бандита или сыщика? Берите игру. Сомневаетесь? Возможно, это не ваша игра. Если вы не любите думать за себя и за противника, то вы вряд ли полюбите Нуар, потому что вам всегда надо будет думать не только, как вычислить оппонента, но и как не выдать себя своими действиями.

Вердикт

Настольная игра Нуар действительно является детективной дедуктивной игрой, которая требует от игрока применение мышления и логики. Игра понравится любителям не очень сложных головоломок, которые не требует большого количества времени. В одной коробке находится 6 видов игр, которые подходят для разного количества игроков. Игра несложная, филлерная. Если вам нравится вычислять соперников по их действиям, то вам понравится эта игра.


Настольная игра Нуар предоставлена для обзора издательством GaGaGames.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: