Узнай шпиона по коду — обзор настольной игры «Кодовые имена» (Codenames)

Ну успели еще остыть впечатления от детективной игры Нуар, как тут же GaGaGames порадовала меня сигнальным экземпляром очень популярной нынче игры, которая называется в русском варианте Кодовые имена (английское название этой игры — Codenames). В последнее время русскоязычным настольщикам везет на хитовые игры. То они получили игру номер 1 по версии BGG (Пандемия: Наследие), то вот совсем скоро они смогут насладиться патигеймом номер 1 по версии того же авторитетного сайта.

Да, действительно, Кодовые имена на данный момент считаются лучшей настольной игрой для вечеринок. Действительно ли это так, вы сможете узнать, прочитав этот обзор!

Неожиданный патигейм от известного еврохардкорщика

Автор игры — давно известный всем любителям настольных игр чешский разработчик Влаада Хватил. Он известен своими довольно хардкорными играми, такими как Dungeon Lords, Dungeon Petz, Mage Knight, Space Alert, Galaxy Truckers и т.д. В 2015 году все любители настольных игр ждали от чеха нового сложного проекта из семейства еврогеймов. И совершенно никто не ожидал, что признанный автор увесистых игр представит миру свою версию компанейской игры. Многие, в том числе и я, махнули рукой на Хватила со словами «испортился, мужик, а ведь был такой классный автор».

Но несмотря намой скепсис, первые впечатления от игры, которые начали появляться в интернете, были очень хорошими. Игру хвалили-хвалили, и в итоге она стала игрой №1 в нише патигеймов. И как же здорово, что GaGa не стала спать в шапку и сумела выкупить права на локализацию игры. В итоге мы теперь можем без особых проблем пощупать мировой хит своими руками.

Итак, давайте же посмотрим, что из себя представляет этот хит визуально. Коробка средних размеров, не тяжелая. На крышке красуются полученные за небольшой период своего существования награды (игре пока еще года даже нету). Также на коробке красуется блямба, которая гласит, что игра является номером 1 по версии сайта BoardGameGeek (по состоянию на май 2016 года), что есть чистейшая правда.

Снимаем крышку и видим удобный органайзер, что меня как всегда очень радует. В ячейках органайзера можно найти комплект маленьких карточек со словами (карты двусторонние), комплект квадратных карточек-ключей, набор карточек агентов, песочные часы и правила.

Может и хотелось бы к чему-нибудь придраться, да вот не знаю, к чему именно. Карточки со словами гладкие, вырубка отличная, все супер. Карты агентов из плотной бумаги (может быть это даже картон такой). Подставка под карты-ключи не царапает карточки. Песок в часах сыпется ровно, без сбоев. Честно говоря, не знаю, где печатались компоненты, но получилось все на отлично.

Вам нужно знать лишь одно слово

Кодовые имена — это командная игра, в которой нужно угадывать слова. Игроки разбиваются на две равные команды (хотя если в какой-то команде будет на одного человека больше, то это совсем не страшно). Каждая команда выбирает себе одного капитана, задача которого давать подсказки.

Капитаны садятся по одну сторону стола, игроки — по другую. На стол выкладываются случайные карточки со словами таким образом, чтобы они формировали поле размером 5х5. Карточки — это тайные агенты, среди которых есть также мирные жители и один убийца. Игроки знают этих агентов только по их кодовым именам, которые написаны на карточках. Капитаны же с помощью ключа, раскрывающего тайные личности агентов, знают, кто на столе агент одной и другой команды, кто мирный житель, а кто убийца. Задача каждого капитана — подсказать своей команде, где именно находятся агенты их команды (одна команда имеет красный цвет, другая синий). Ключ полностью соответствует сетке карточек. Квадратики на ключе залиты цветом, отображающим роли каждой карточки со словом, и капитаны эти роли видят. Каким образом можно подсказать местонахождение агентов своей команде?

А очень просто! В свой ход капитан должен дать подсказку, состоящую из одного слова, которая соответствует одному или нескольким именам агентов своей команды (напомню, что карточки со словами, лежащие на столе, являются агентами). Это слово может быть существительным, глаголом, прилагательным, но не фразой. Также слово должно быть на русском языке. После слова подсказки должно идти число, которое обозначает количество агентов-слов, относящихся к подсказке. Например, к агентам «лев» и «шкаф» можно дать подсказку «Нарния:2».

После полученной подсказки от своего капитана, команда начинает вслух обсуждать, к каким карточкам может относиться подсказка. Пока команда ведет обсуждение, капитану нельзя реагировать на их беседу. Он должен всегда иметь невозмутимый вид. После обсуждения один из игроков команды ставит палец на одну из карточек, которая по мнению команды является правильным. Если слово угадано правильно, на карточку кладется карта агента соответствующего цвета и команда продолжает угадывать следующее кодовое слово (если еще остались попытки). Если игрок попал на мирного жителя, на карточку со словом кладется карта мирного жителя и ход переходит к другой команде. Если игрок коснулся карточки другой команды, то на карту кладется агент другой команды и ход переходит к ней. Самое же страшное может произойти в том случае, если игрок коснулся карты убийцы, ибо это значит, что команда потерпела поражение.

Суть игры в том, чтобы найти всех агентов своей команды. Команда, которая первой это сделает, побеждает в игре. Но игра может закончиться и раньше, если кто-то нарвется на убийцу.

Капитаны ходят по очереди, т.е. если команда полностью разгадала подсказку, ход переходит другой команде. Также ход можно передать и раньше, если команда не уверена, что точно знает решение подсказки.

Патигейм: 1

Честно признаться, мне немного стыдно, и я вам открою секрет, почему я так себя чувствую. В прошлом году летом я узнал об игре Codenames от команды BGG, которая снимала видео на GenCon’е. И тогда я не очень понимал, в чем прелесть этой игры. От Влаады Хватила я ожидал какой-то новой крутой хардкорной игры, а получил патигейм, который почему-то все хвалят. А хвалили игру действительно все — и бггшники, и люди, которые смотрели трансляции с мероприятия, и люди, которые играли в игру на конвенте и написали про это на форуме BGG. Мне казалось это очень странным — ну как патигейм может быть таким классным, что всем сразу нравится? У меня зародилось подозрение, что это грамотно сработанная реклама, за которую заплатило чешское издательство CGE. Я даже написал у себя в блоге статью, что не верю в успех игры.

Так вот спустя год я вынужден признать, что мои подозрения были напрасны и я ошибался. Игра Codenames действительно стала заслуженно хитом.

В последнее время каждый год выстреливают какие-то патигеймы, которые получают разные награды и признание публики. Такими были Мистериум и Spyfall. Хватил, наверное, смекнул, что игры на угадывание востребованы настольщиками, поэтому и придумал Кодовые имена.

К каждому слову подходит подсказка «человек»

Эта настольная игра построена на поиске синонимов и ассоциаций. Вам не нужно показывать слово, рисовать его или объяснять- все это мы видели в других играх этого жанра и нам это уже не интересно. В Кодовых именах игроки должны попытаться связать одним словом несколько других слов, которое:

а) должно подходить этим словам;

б) не подходить другим словам.

В пункте б) кроется основный прикол игры. На первый взгляд кажется очень просто придумать слово-связку. Например, агентами твоей команды могут быть имена «Франция» и «Германия». Скажи «страна: 2» и дело в шляпе. Но что делать, если на столе есть еще «Англия» и это слово является убийцей? Поверьте, на столе обязательно будет хотя бы одно ненужное слово, которое может подойти к вашей подсказке, а то и вовсе игроки по какой-то своей логике выберут совершенно другое слово, о котором вы даже не думали, когда придумывали подсказку. Кодовые имена — это игра про неожиданности.

Честно говоря, сложно назвать Кодовые имена (КИ) инновационной игрой. В принципе, эту настолку можно легко ставить в ряд угадаек. Но у нее есть одно очень важное свойство, которое выделяет эту игру. Да, она тоже направлена на социальное взаимодействие. Игроки общаются друг с другом, советуются, спорят. Это хорошее свойство игр, которые сближают людей (даже тех, кто раньше не был знаком друг с другом). А вот что в этой игре классное — она не заставляет игрока переступать через себя, чтобы показать или нарисовать слово или спеть что-нибудь, связанное с этим словом. Я знаю людей, которые любят объяснять слова, но стесняются их показывать. Кто-то совсем рисовать не умеет или чувствует себя глупо, когда играет роль актера-одиночки. В КИ нужно просто загадать или угадать слово, поэтому даже те, кто не очень любит делать лишние телодвижения, останутся довольны.

К тому же я не могу сказать, что КИ — это 100% патигейм в обычном его понимании. Как все понимают слово «патигейм»? Это когда думать практически не нужно, когда играют большой компанией и когда много смеха за столом. Так вот в КИ все-таки нужно думать. Это такой очень интеллигентный патигейм, если можно так выразиться.

В первую очередь обозреваемая игра радует возможностью заставить работать серое вещество мозга. Действительно интересно подумать, как можно связать несколько слов одним словом и наоборот. Есть ли что-то общее у стекла и болезни? Прибор — это тарелка или микроскоп? КИ заставляют человека придумывать ассоциативные ряды, играть в шарады и разгадывать загадки. Разве это кому-то может не нравится?

Еще замечательное в игре то, что за ней можно собрать совершенно разных людей, т.е. аудитория у нее очень широкая. Чтобы играть в КИ, не нужно быть большим поклонником настолок. Неважно, сколько тебе лет, какой у тебя пол, кем ты работаешь, увлекаешься играми или нет — в КИ может поиграть любой, кому интересно угадывать слова.

Итак, мы определились, что игра нетребовательна к опыту игроков. Что же можно тогда сказать о количестве играющих? Для более-менее комфортной игры нужно 4 человека. Получится две команды по два игрока (один капитан, второй угадывающий). Можно играть и втроем — в этом случае будет один капитан, который будет давать подсказки и одному, и другому игроку. В правилах можно даже найти вариант на двух игроков! Но действительно интересно играть в составе от 4 человек. Чем больше игроков, тем больше обсуждений будет за столом. Если человек один в команде, то ему не с кем будет советоваться. Я считаю, что идеальный состав для КИ — это 6-8 игроков. Но и вчетвером тоже можно играть. Конечно, никто не мешает наслаждаться игрой и большим составом — совершенству нет предела;)

Партии длятся не очень долго (15+ минут). Тянуться игра может только в начале партии, когда слов перед игроками очень много. Постепенно слова будут накрываться картами агентов, и угадывать и придумывать подсказки будет становиться проще. Но есть в этой игре одна не очень приятная штука — тугодумам будет сложновато играть в нее. КИ, к сожалению, подвержена параличу анализа. Порою бывает очень сложно придумать подсказку или игроки никак не могут определиться, какие же слова им выбрать. В этом случае вам поможет замечательный друг в виде песочных часов! Я знаю много игр, в которых игроки могут тормозит при принятии решений. Часто по такому поводу я люблю говорить — следующий раз принесу с собой песочные часы. КИ — это такая игра, в которой не нужно ничего приносить с собой, потому что в ней есть все, что нужно=) Песочные часы — это не обязательный элемент игры. В правилах так и написано, что они используются только в том случае, если кто-то тянет время и не может определиться. Закончилось время? Передай ход другой команде!

Также я заметил, что чем ближе конец, тем проще угадывать еще из-за того, что предыдущие заданные ассоциации никто не отменяет. Т.е. если ваш капитан загадал «птица: 3», а угадали вы только 1 слово, то «птица: 2» до сих пор продолжает быть подсказкой. Получив несколько подсказок, вам будет проще найти всех своих агентов.

С реиграбельностью у игры тоже все в порядке. В коробке вы найдете огромное количество карточек со словами (в игре 400 слов!). Карточек ключей также очень много (наверное, они содержат все приемлемые варианты расстановок). Что вообще делают ключи? Они связывают слова-агентов между собой. Например, при одном и том же расположении агентов, но при разных ключах, агенты команд будут разными. Также ключ можно ставить четырьмя положениями, поэтому поверьте — одинаковых партий у вас точно не будет!

Замечено, что после каждой партии всем хочется сменить капитана. И не потому, что он плохо играет, а из-за того, что это, пожалуй, самая интересная роль в игре. Не хочу сказать, что разгадывающим играть неинтересно, просто их задачи чуть проще. Капитану ведь нужно придумать слово и соотнести его к нескольким агентам. Капитан старается придумать такую подсказку, которая относится к большему количеству слов. Так что пока каждый не «покапитанит», одной партией за день вы точно не отделаетесь.

В плюсы игры отнесу ее простую концепцию. У нее легкие правила, они быстро объясняются, споры во время партий возникают редко (да и то только в виде претензий к капитанам, которые недвусмысленно улыбались или делали подсказки руками).

Про один минус я уже упоминал — иногда очень тяжело придумать подсказку, так что готовьтесь, что порою приходится сильно поломать голову. Если игрок будет ценить время других игроков, то проблем с параличом анализа быть не должно. А тем, для кого эта проблема существует, могу порекомендовать чаще играть с песочными часами.

Еще один спорный нюанс — это подсказка для одного слова. Правилами не запрещено загадывать одно слово, но если так играть все время, то игра будет затягиваться, что может привести к скукоте. В своей компании я принял решение, что давать подсказку для одного слова можно только если совсем трудно связать несколько слов вместе или когда остается угадать одного агента своей команды.

Как я уже писал, у меня на руках сигнальный вариант игры. Ее пока нельзя купить в магазинах, но GaGaGames обещает, что 1 августа Кодовые имена появятся на прилавках магазинов. У игры между прочим уже есть свой сайт — codenames-game.ru. На этом сайте есть счетчик до поступления игры в продажу, там можно оставить свой имейл, на который вам пришлют письмо о том, что Кодовые имена уже можно купить. В разделе новостей и обзоров можно прочитать отзывы об игре. Игра будет стоить 1290 российских рублей. Я считаю, что это вполне достойная цена за такую игру. Оригинальная коробка стоит не меньше, но разве вам нужна игра с английскими словами? Я уверен, что игре Codenames очень нужна была локализация, и, к счастью, она случилось! Если вам нравятся игры на угадывание слов, то вам понравится и настольная игра Кодовые имена. Поддержав рублем игру, вы докажете, что русскоязычным настольщикам интересны своевременные локализации мировых хитов.

Крутотенюшка: 2 (агент GaGaGames и агент Кодовые имена)

Кодовые имена — однозначно годная игра. Совершенно не случайно она находится на первом месте среди патигеймов по версии сайта BGG. Но если вам не нравятся патигеймы и вы не любите загадывать и угадывать, то вряд ли эта игра поменяет ваше отношение к этому виду игр. Но если же поиск ассоциаций не вызывает у вас скуку и уныние, ваша игровая компания состоит хотя бы из 4 человек, то я могу смело порекомендовать вам Кодовые имена. У нас дома игра выстрелила (даже родителей привлек к игре).

Для себя я нашел еще одну отличную игру, в которую можно замечательно играть дома, с семьей, с чаем и печеньками (а с друзьями с пивом и сухариками, хехе).

Кодовые имена на русском языке — это как раз та самая приятная неожиданность, которая случается в тот момент, когда ее меньше всего ждешь, но когда это случается, то ты испытываешь самый настоящий настольный восторг. Мне кажется, что издательство GaGaGames вытянуло козырь, когда приняло решение о локализации игры.

А есть ли у вас этот козырь в коллекции? У меня уже есть!


Настольная игра Кодовые имена предоставлена для обзора издательством GaGaGames

Реклама

4 Responses to Узнай шпиона по коду — обзор настольной игры «Кодовые имена» (Codenames)

  1. Михаил says:

    У Влаада Хватила уже есть опыт создания пати игры, может не такой удачный, но она тоже переведена на русский и занимает 18 место среди пати игр.

    • scafandr says:

      Вы Пиктоманию имеете ввиду? Да, вы правы, тоже довольно успешный патигейм. Но все же Хватил известен больше другими играми

  2. Михаил says:

    Я к тому, что » мужик» не сразу «испортился» — он потихонечку шагал 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: