Инструкция по изготовлению мага из дерева — обзор настольной игры «Артифициум»

В идеале этот обзор должен был появиться 2 года назад, в 2014 году, т.к. как раз тогда, когда настольная игра Артифициум был выпущен издательством Стиль Жизни. Я прекрасно помню это событие, так как осенью того года Артифициум и другую российскую игру,Коста Руана, повезли показывать на выставку в Эссен. Ребята, которые стояли на стенде издательства, были одеты в интересные средневековые наряды, что придавало рекламе игры особенный колорит. Но игра дошла до меня только пару месяцев назад. Понятно, что многие уже успели ознакомиться с игрой. Ну а те, кто пока еще не знаком Артифициумом, могут прочитать мой обзор.

Что общего у мага и рыцаря?

Если бы я не знал, что Артифициум — это настольная игра, то я бы подумал, что это боксовая версия какой-то компьютерной MMORPG. В большой коробке запросто могли бы уместиться диск, руководство по прохождению, плакат, магнитик и фигурка одного из героев. На коробке с окошка на нас глядят маг и рыцарь, за которых мы можем играть, а внизу кружочками обозначены расы и классы, которые доступны для выбора игрока — дерево, еда, кристалл, сталь… Шучу я, конечно, шучу. Но оформлению коробки и правда настраивает на что-то связанное с компьютерными играми. Это ведь мог быть… Warcraft!=)

То, что я увидел внутри коробки, повергло меня в шок. В хорошем смысле этого слова. Такого превосходного качества в играх российских авторов я давненько не видел.

Карты со структурой «лен», раскладывающееся поле для подсчета очков толстое и надежное, планшеты игроков большие и сделаны опять же из плотного картона, фишки игроков деревянные и разноцветные (на каждую нужно наклеить специальную наклейку), на самом дне коробки лежит зиплок с симпатичными желтыми кристалликами.

И в в самом финале по хорошему шокирующих компонентов выступает отличный удобный органайзер. Он плотный, надежный и имеет отсеки под абсолютно все компоненты. Ребята из Стиля Жизни явно готовили игру для европейского настольщика, поэтому и качество соответствующее. На 5+.

Будни алхимиков строителей-торговцев

За странным и непонятным словом Артифициум скрывается игра, в которой игрокам-ремесленникам придется строить цепочки производств, стремясь сделать их как можно более длинными. Начинают игру игроки всего с пятью монетами с кармане, но со временем они получают доступ к дереву и пшенице, которые с помощью карточек, представляющие собой производственные здания, можно будет трансформировать в другие ресурсы — уголь, еду, кристаллы и т.д. Вся структура обменов указана на планшете игрока, которая выполняет 2 функции — на нем можно и нужно хранить ресурсы, а также на нем нарисована схема, рассказывающая о всех возможных цепочках, которые можно собрать.

Структура хода очень простая, поэтому и правила состоят всего из 4 страничек. Игра состоит из 4-х раундов, каждый из которых делится на 4 фазы.

1 фаза. Начало раунда.

Все игроки получают по 5 случайных карт из колоды (или добирают до пяти, если остались карты с предыдущего раунда).

2 фаза. Рынок карт.

С колоды выкладывается в открытую на стол 6 карт, которые формируют рынок. Все игроки по очереди могут заменить одну карту с руки на одну карту с рынка. Первый обмен бесплатный, а каждый следующий будет стоить игроку 2 монеты. Если игроку совсем не нравятся карты, которые ему пришли в первую фазу, он может сбросить все карты и набрать новые.

3 фаза. Розыгрыш карт.

Игроки выбирают по одной карте с руки, выкладывают их на стол и одновременно вскрывают. Начиная с активного игрока, игроки разыгрывают сначала карты действий (если такие были вскрыты), потом карты зданий. Можно вскрыть карту и не играть ее, отправив в сброс (при этом игрок продолжает участвовать в розыгрыше фазы), или вернуть ее в руку (на этом фаза для игрока заканчивается).

Действий в игре 4 вида — украсть ресурс, забрать у игрока случайную карту с руки (взамен он берет новую карту с колоды), вернуть назад в руку сыгранную ранее карту, получить из банка 2 монеты за каждую сыгранную ранее в этой фазе карту.

Карты зданий либо что-то производят, либо что-то преобразуют. Произвести можно дерево и пшеницу — это стартовые ресурсы, которые можно преобразовывать по цепочке — дерево-уголь-оружие, или дерево-еда-кристалл, или пшеница-квас-руда и т.д. На карточках нет текста, но что на что меняется понятно по картинкам на карте.

За каждую сыгранную карту тут же начисляются победные очки, которые отмечаются на специальном поле.

Игроки повторяют розыгрыш карт, пока все не спасуют.

4 фаза. Окончание раунда.

Все разыгранные перед игроками карты уходят в сброс. Игроки могут сбросить оставшиеся ненужные карты в любом количестве. Также лишние ресурсы можно продать за монетки, чтобы потом их можно было применить при обмене карт.

После 4-го раунда игроки продают свои ресурсы и переводят их в победные очки в пропорции 4:1 (монеты:очки). Игрок, набравший больше всех победных очков, побеждает в игре.

Магорыцарь российского розлива

Настольная игра Артифициум представляет собой механизм по обмену шила на мыло. Причем обмена в худшую сторону в игре нету. Что бы вы ни меняли, все приносит пользу, и это замечательно, так как все игроки любят, когда их действия имеет только знак плюс.

Идея игры мне понравилась еще на стадии изучения правил. Наверное, раньше у меня не было такой игры в коллекции, в которой нужно было бы менять простой ресурс по цепочке, превращая его во что-то гораздо более ценное. Те, кто играл в Splendor, говорят, что у этой игры схожая механика. Не могу ничего сказать по этому поводу, т.к. не играл в Splendor. Но в любом случае идея цепочки обменов мне симпатична. Главное, чтобы карточки в руку всегда приходили нужные.

Мне же больше всего Артифициум напомнил Imperial Settlers. В игре Игнация Тшевичека игроки тоже с помощью карточек увеличивают прирост ресурсов, которые тратятся на победные очки и приобретение новых карточек (человечки на яблоки, яблоки на дерево, дерево на карточку, повторить). Единственный существенный момент, чем отличаются игры — в Сеттлерах в конце раунда уходят в сброс ресурсы, а здания остаются, в Артифициуме же все наоборот — ресурсы остаются, здания сбрасываются. Артифициум не представляет собой долгоиграющий механизм по приросту ресурсов, т.к. в каждом раунде вам придется собирать такой механизм заново. Поэтому в этом плане игра Тимофея Шаргородского более случайна, а игра Игнация Тшевичека более механистична и зависима от выбранной стратегии. Вообще сами эти игры по тяжеловесности очень разные. Артифициум прост и логичен. Просто гляньте на планшет игрока, и вы увидите все возможные комбинации, какие только могут случиться в игре. Никаких неожиданностей в цепочках быть не может.

Безусловно, игроку выгодно не собирать самые простые ресурсы, типа дерева или пшеницы, гораздо выгоднее поднимать имеющиеся ресурсы выше по цепочке. Чем круче ресурс вы преобразовали, тем выгоднее он будет стоить на рынке, а следовательно, тем больше очков можно будет получить в конце игры. Очень здорово, что в игре есть рынок, на котором можно обменять невыгодные карточки на более полезные. Но я бы все-таки не сказал, что это панацея от всех бед. На рынок приходят такие же случайные карты, какие и оказываются в руке. Если вам позарез нужен квас, а карты, которая поможет это сделать, у вас и на рынке нету, то единственное, что можно сделать в этой ситуации, это купить квас за деньги. Понятно, что покупать ресурсы дороже, чем продавать, поэтому игрок немножко теряет в деньгах, но зато он приобретает ресурс, который послужит отправной точкой в выгодной цепочке. Мне симпатична эта дилемма в игре — ждать прихода нужной карты и не тратить лишних денег, или потратить деньги и купить сразу нужный ресурс. Возможно, кого-то этот момент может оттолкнуть — зачем вся эта затея с производством, если все можно купить за деньги? Но покупка напрямую — это все-таки потеря монет. В своей тактике нужно стараться находить баланс между производством ресурса и покупке его напрямую. Поверьте, денег всегда будет мало!

Ах да, по поводу денег! И деньги, и ресурсы представлены одним компонентом — кристалликами. Если кристалл лежит на планшете игрока в ячейке — это ресурс. Если рядом с планшетом — это деньги. Я обожаю такой минимализм!

Наверное, вы уже тоже, как и я перед первой партией, готовы с радостью приступить с созданию мощных цепочек, но… на самом деле добраться до самого верха цепочки довольно сложно и хорошо, если за игру у вас это получится сделать хотя бы 1 раз. Верхом производства считается преобразование ресурсов в мага или рыцаря. Маг, конечно, бесподобен и колоритен. Он дает 8 очков, после чего игрок набирает 5 карт в руку, но 3 должен вернуть назад. Маг выгодно увеличивает возможности игрока в текущем раунде (больше карт в руке — больше сыгранных действий). Рыцарь тоже дает 8 очков, но его способность не так хороша, как мага — маркер любого игрока на треке очков можно передвинуть на 4 клетки назад. При этом собираются маг и рыцарь одинаково трудно. Во-первых, для этого нужно получить определенную карточку, которая может это сделать (за ресурсы или монеты ее не купишь). Маг и рыцарь требуют траты довольно дорогих ресурсов. Поэтому за первый раунд вряд ли у вас получится это сделать. Иногда бывает, что вы собрали все нужные ресурсы, а башни мага (для получения мага) или замка (для получения рыцаря) нигде нету. Остается надеяться на следующий раунд, в котором можно будет получить нужную карту, если повезет. В Артифициуме довольно высокий процент случайности, поэтому людям, которые привыкли к сухим расчетам, эта игра может не понравиться, потому что вашу стратегию может разрушить отсутствующая карточка.

Но не только отсутствие карточки может испортить удовольствие. Давайте посмотрим на карты действий. Карта, дающая монетки за сыгранные карты или  гарантирующая возможность вернуть сыгранную карту в руку — это все классные безобидные действия. А вот «Разведка» или «Кража» могут запросто расстроить. Вся игра в Артифициуме построена на собирательстве цепочек. Т.е. в идеале вы должны выкладывать на стол всю руку за раунд. Часто так случается, что все карты в цепочке зависимы друг от друга. Например, получаем первой картой пшеницу, переводим ее в еду, еду трансформируем в кристалл и т.д. И представьте себе, что на этапе перевода еды в кристалл, еду у вас воруют с помощью карты действия «Кража». Все, дальше ваша цепочка не будет работать, если у вас нет запасной еды. Я попадался на эту удочку не раз. Это, конечно, неприятно, но такова игра. Нужно принимать ее такой, какая она есть. Нужно понимать, что такие неожиданности могут случиться в любой момент, но следующий раз уже вы можете у кого-то украсть карту с руки или ресурс с планшета. Если вам такие повороты не по нраву, то это не ваша игра.

 В Артифициум можно играть от 2 до 6 игроков. Вшестером не играл, а все остальные варианты попробовал. Не могу сказать, что при каком-то количестве игроков игра проседает и становится хуже. Сам я вообще считаю, что если в настолку можно играть от 2 и до, скажем, 4, то идеальные варианты — это 3-4 человека. Здесь примерно такая же ситуация. Артифициум хорошо раскрылся при четверых и пятерых игроках. Втроем тоже вполне хорошо игралось. Вдвоем мне показалась игра немного суховатой. При том, что все-таки Артифициум не сильно далеко ушел от песочницы, в нем есть несколько карт действий, которые выгодны при игре с бОльшим количеством игроков. Также если игроков за столом больше, то рынок карт обновляется лучше. Я бы все-таки советовал подумать вам перед покупкой, если вы берете игру, рассчитывая только на двух игроков. Она будет вполне нормально играться, но с бОльшим составом игроков настолка раскрывается лучше.

В одной из партий я ощутил, что еще в Артифицуме есть нечто общее в Замками Бургундии. В Замках с каждым новым раундом все туже затягивается пояс и вы пытаетесь любыми способами собрать все нужные тайлики, которые принесут максимум очков. Последний раунд в Замках самый волнительный. В Артифициуме вы тоже с каждым новым раундом пытаетесь собрать все нужные ресурсы и карточки, чтобы разыграть мага или рыцаря. Но все же последний раунд  назвать волнительным у меня не получается. Все потому, что получив карточки на руки, вы точно можете сказать, соберете вы что-то эпическое или нет. И если нет, то можно плюнуть на все и спокойно выкладывать бесполезную пшеницу, которая пришла не в первом раунде, а в четвертом. Хотя, конечно, ситуация может быть и совсем иной — у вас будет все, чтобы произвести мага, который вам принесет 2 лишние карты, с помощью которых вы сможете сделать что-то еще более интересное. На все воля судьбы.

В общем, в этой нужно быть готовым к тому, что от пришедших в руку карточек зависит то, что вы сможете сделать. Идеально, если эти карточки собираются в сильную цепочку, ибо в противном случае придется тратить монеты на ресурсы, а это немного бьет по кошельку. Скажем так, за неприход нужных карт придется платить из собственного кармана.

В целом же игра проста и логична. И в этом ее плюс. Все другие игры, которые я упоминал в обзоре, более сложные и требуют затраты большего количества времени. Артифициум — простая игра, которая хорошо подойдет новичкам или людям, которые любят несложные экономические карточные игры. За 5 партий я, кажется, полностью понял суть игры, и она, наверное, меня уже ничем не сможет удивить. Поэтому вряд ли я сам предложу сыграть в Артифициум, но если мне предложат это сделать, то я с удовольствием присоединюсь.

Реклама

3 Responses to Инструкция по изготовлению мага из дерева — обзор настольной игры «Артифициум»

  1. zinzy5 says:

    Одна из любимых отечественных игр.

  2. zinzy5 says:

    Сори, я из Беларуси, неправильно выразил мысль.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: