Настоящие пираты любят риск — обзор настольной игры «Порт Ройал»

Иногда настольные игры помимо веселего времяпрепровождения везут с собой на борту познавательный аспект. Вот, например, смотрю я на новую локализованную игру от Hobby World и понимаю, что я не знаю, что такое Порт Ройал. Но Гугл мне в помощь! Через пару секунд я узнаю, что Порт-Ройал — это город-порт на Ямайке, в котором когда-то любили зависать пираты. В этом городе меняли все на все и не было разницы, украден был товар или добыт честным путем.

Настольная игра Порт Ройал позволяет нам окунуться в ту залихватскую пиратскую атмосферу, которая царила в знаменитом городе на острове Ямайка. Хотя на самом деле назвать эту игру на 100% пиратской, наверное, нельзя, но грабить суда и нанимать в команду морских волков нам точно в ней предстоит!

HW любит игры небольшого формата

Порт Ройал — это небольшая игра. У HW в последнее время часто встречаются узкие вытянутые коробки, внутри которых находятся правила и колода карт. Обозреваемая настольная игра как раз из этой серии. Правда, если в игре Противостояние: Первый Мститель внутри есть органайзер (на 2 отсека), в Порт Ройале его нету. Влияет ли это на что-нибудь? Наверное, нет. Органайзер хорош, когда нужно разделить компоненты, а если у нас в составе одна колода карт, то можно обойтись и без разделителей.

По качеству карты обычные, как и всегда у HW. Единственное, сразу предупреждаю, в этой игре карты ну очень часто тасуются, поэтому я бы все-таки посоветовал запастись протекторами, чтобы карточки подольше послужили вам. Я эту игру уже начинаю заигрывать, поэтому кое-где на карточках появляются белые точки.

Главное в игре — иметь много пиастр

Я все больше за собой замечаю любовь к простым быстрым играм, у которых есть простые правила и элементарный геймплей. Правила Порт Ройала содержат целых 12 страниц, но они до того просты и понятны, что разбираются за 5 минут.

Старт на троих

Практически все, что вам нужно будет делать в этой игре — это раскрывать карты с колоды и решать, продолжать это делать дальше или остановиться. По духу эта игра очень похожа на Dead Man’s Draw, которую HW выпустили не так давно под названием Карта Сокровищ. Перетасовываем все карты, кладем колоду в центр стола и начинаем играть.

Ход активного игрока разбит на две фазы — открытие карт и торговля/наем.

Гавань

Открытие карт. Игрок снимает карту с колоды и кладет ее рядом с колодой — с этой карты начинается гавань. Далее игрок решает — раскрывать следующую карту или остановиться. Раскрывать карты можно до остановки по вашему решению, либо если в гавани появляется корабль такого цвета, который уже там есть, и при этом последний раскрытый корабль нельзя сбросить, используя символы сабель. Если в гавани оказывается 2 одинаковых по цвету корабля, то ход игрока заканчивается и все раскрытые карты уходят в сброс, что очень плохо для игрока.

Останавливаться имеет смысл в нескольких случаях — либо вы раскрыли карту, которая вам очень нужна, либо вы опасаетесь раскрыть корабль, который у вас уже есть, либо вы не хотите отдать вкусные раскрытые карты вашим соперникам.

В игре есть 4 типа карт, и все они работают по-разному. Персонажи доступны для найма за монетки (монетки, кстати, это те же карты, только лежащие рубашкой вверх, игроки начинают игру с 3-я монетками). Купленный персонаж выкладывается перед игроком и его свойство можно использовать до конца игры. Персонажи могут: увеличивать доход за торговлю с кораблями, давать символы сабель, которые нужны для сброса ненужных кораблей из гавани, давать 2 бонусные монеты, если в гавани находится 5+ карт, позволить нанимать персонажей за меньшую цену и т.д. Также практически все персонажи приносят победные очки.

Вскрытые экспедиции выкладываются отдельно рядом с колодой. Если игрок в свой ход может выполнить условия экспедиции (сбросить необходимое количество символов, которые есть у нанятых персонажей), то он забирает карту экспедиции себе. Приносит эта карта много ПО и несколько монет.

Если в гавани появилась карта налога, то все игроки, у которых в этот момент 12 и более монет, теряют половину денег. Также налог дарит одному игроку монетку, который удовлетворяет условию (меньше всего ПО на данный момент, меньше сабель и т.д.).

Последний тип карт — корабли. С них можно получать монетки. Официально в игре это называется торговлей, но я предпочитаю думать, что я атакую корабль и граблю его.

После того, как игрок решил остановиться, он приступает ко второй фазе. Он может выбрать одну или несколько карт из гавани и использовать их. На количество выбираемых карт влияет количество раскрытых кораблей, различных по цвету. 0-3 цвета — 1 карта, 4 цвета — 2 карты, 5 цветов — 3 карты. Также это количество можно увеличить с помощью нанятых персонажей.

Если игрок выбирает корабль, то он получает столько монет, сколько указано на карте корабля. Монетки берутся прямо с колоды. После чего корабль уходит в сброс.

Если игрок решает нанять персонажа, то он платит монеты (сбрасывает их) и берет себе нужного персонажа.

Далее все остальные игроки по очереди могут тоже выбрать себе корабль или персонажа, но для этого они должны заплатить 1 монету активному игроку. Вот почему не очень выгодно открывать слишком много карт — вы можете помочь развиться другим игрокам.

Когда кто-либо из игроков наберет 12 очков на нанятых картах и картах экспедиции, то круг доигрывается до конца, и тот игрок, у кого будет больше очков, побеждает в игре.

Заиграть до дыр? Легко!

Когда я готовлю обзор игры, то стараюсь за неделю-две до начала написания сыграть 5 или, если получится, больше партий. Обычно эти партии приходятся на выходные. В Порт Ройал же я играл практически каждый день. Я ни капельки не заставлял себя это делать, потому что мне реально хотелось играть еще и еще. На данный момент я сыграл больше 10 партий, и знаете что? Мне еще не надоела эта настолка! Это просто потрясающе.

Правда, я ни капельки не вру — это первая, наверное, новая игра в этом году, в которую я не могу наиграться и меня дико от нее плющит. Обычно после написания обзора на некоторое время я откладываю игру в сторону и возвращаюсь к ней только когда соскучусь. Ну правда же, редкая игра после 5 партий, сыгранных  за короткий период,  просится тут же опять на стол. Порт Ройал для меня именно такая редкая игра.

Что же такого крутого в игре? — спросите вы. А я отвечу — риск и многовариантность развития. Порт Ройал — это не просто игра, в которой нужно вовремя остановится. Dead Man’s Draw мне видится более простой игрой по геймплею, потому что в ней достаточно вовремя остановится, прекратить это безумное испытание судьбы и забрать карточки с победными очками в свои руки. В Порте Ройале (сокращу до ПР, чтобы удобнее было) останавливаться нужно не только потому, что вот-вот ты можешь отхватить не ту карту, а по куче разных причин. К тому же с «плохими» кораблями, которые заканчивают ход игрока, можно успешно справляться с помощью сабель.

Мне до чертиков нравится, что в ПР можно остановиться еще и потому, что ты нашел нужную карту. Допустим, у тебя всего 3 монеты, и вдруг первым выходит моряк, который как раз и стоит 3 монеты. Берем? Берем. Остальным игрокам — фигу. Ничего им не достанется. Поднять деньги можно и в чужой ход, если соперник оставит тебе «вкусный» галеон. Так что потратив деньги в свой ход, можно их легко потом собрать в течение чужих ходов. Т.е. игрок не выходит из игры во время чужих ходов. Ты не скучаешь, пока ждешь свой ход. Потратил монеты? Не печалься, в ход любого игрока ты можешь набрать их снова.

Второй отличный и важный вопрос (после «когда остановиться») — что взять. Наверное, кто-то улыбнется после моих слов, что в этом филлере действительно приходится думать о том, кого лучше взять и как строить свою стратегию. Но это действительно есть в ПР. Как по мне, то это самая классная часть в игре. В каждой партии вы собираете разную команду. Можно набрать много карт с символами сабель и топить все ненужные корабли в гавани. Можно взять адмирала и получать халявные 2 монеты, которые всегда пригодятся для покупки крутых карт. Можно сосредоточиться на персонажах с символами, которые можно потратить на выполнение условий карт экспедиции. В общем, этих «можно» в этой игре достаточное количество. Единственное, что точно нельзя сделать — убирать чужих персонажей из игры. ПР — не очень конфликтная игра.  Самый главный «конфликт» для игрока — это удача, поджидающая его в фазу открытия карт.

Мне очень нравится то, что монетами в игре являются рубашки карт. Вы тратите монеты, они идут в сброс, сброс перетасовывается, получается новая колода. В общем, никто не знает, какие карты уйдут к игрокам как монеты. Это могут быть налоги, экспедиции или крутые корабли, которые вообще никак нельзя победить. Может так получится, что та карта, которая вам будет очень нужна, окажется у кого-то в виде монеты. При этом даже после покупок игроков, колода не сильно уменьшается и в ней хватает разнообразия до самого конца игры (даже при максимальном количестве игроков).

О количестве игроков. При всех количествах (от 2 до 5) ПР играется хорошо. Я сомневался в дуэльном варианте, но и он прошел испытание на «интересность». Впятером более опасно делать длинную гавань, потому что тогда каждому игроку достанется что-нибудь полезное, а этого желательно не делать. Когда играешь вдвоем, то гонка за победными очками чувствуется острее, но вместе с этим некоторые карты начинают работать чуть хуже (например, карта плута). Так что эту игру можно смело рекомендовать и тем, кто играет в настольные игры в маленькой компании.

Что же можно сказать о минусах игры? Честно говоря, каких-то очень сильных минусов я не нашел. Мне, например, не очень нравятся арты на картах. Цвета хорошие, симпатичные, морские, а вот рисунки показались мне не очень симпатичными. Но это вкусовщина. Кому-то нравится небрежный мультяшный дизайн, кому-то нет.

Следующий отрицательный нюанс — лидера сложно остановить. Точнее, у игроков нет инструмента для этого. Чтобы не дать лидеру, который близок к победе, выиграть, нужно меньше вскрывать карт с колоды, но иногда это не выгодно делать, потому что тогда себе ничего полезного не откроешь. В ПР нет карточек и свойств, которые могут заставить кого-то пропустить ход, потерять карту или монеты (кроме налога). Но с другой стороны я пока не видел таких ситуаций, когда кто-то сильно отрывался вперед. Как правило, лидер имеет перевес в одно или 2 очка, не больше. Да и все остальные игроки идут примерно вровень. Эта игра понравится тем, кто не любит конфликтных игр и предпочитает в настолках только строить, а не разрушать.

Еще хотелось бы видеть в колоде больше новых типов карт. К ПР уже вышло дополнение, и мне очень хочется, чтобы его тоже локализовали. В нем есть новые персонажи, новые корабли и контракты, которых раньше не было. С допом реиграбельность повышается в разы.

Резюмируя, хочу сказать, что меня приятно удивила сия настолка своим игровым процессом. В ней есть элементы удачи, стратегии, экономики, при этом она не перегружена нюансами и относится к категории легких игр. Отличный неглупый филлерок. Недорого стоит, удобная коробка небольшого размера. Мне кажется, что издательство Hobby World угадало с игрой, когда решило локализовать Порт Ройал.

Всячески рекомендую.


Настольная игра Порт Ройал была предоставлена для обзора компанией Hobby World

Реклама

8 Responses to Настоящие пираты любят риск — обзор настольной игры «Порт Ройал»

  1. Catman says:

    Забавная игра, стоит задуматься! Тоже интересуюсь филерами, чтобы можно было с коллегой успеть сыграть в обеденный перерыв на работе! Соглашусь, что дизайн так себе, но за те деньги, что она стоит, сойдёт! Действительно, цена более чем демократичная!
    А коробки «HW» могли бы делать более компактными, к чему воздух носить! 🙂
    За обзор, спасибо, всё понятно, мнение об игре составил!

    • scafandr says:

      На дизайн, честно говоря, особо внимания не обращаешь во время игры. Больше на символы смотришь.
      Когда-то издательство Правильные Игры объясняло, почему коробки иногда больше, чем нужно. Иногда бывает, что если коробку подгонять под определенный размер, то это выходит дороже, чем сделать коробку больше. Во-первых, тем же МХ удобно, когда есть некая серия игр с одним форматом коробки. Даже на полках это приятнее смотрится. Поэтому если начали гнать один формат, то есть смысл его придерживаться. Я, конечно, точно не объясню, почему делать коробку под компоненты невыгодно, но Николай Пегасов недавно где-то уже об этом рассказывал. Ничего не поделаешь. Не хочется переплачивать за маленькую коробку=)

  2. Yury Yamshchikov says:

    Интересная игра, спасибо за обзор! Люблю такие, несложные, но чтобы было над чем подумать. Единственный момент, который смущает, не слишком ли в ней силен фактор случайности?

    • scafandr says:

      Игра все-таки на удачу — вы раскрываете карты с колоды и ваш ход может неожиданно оборваться. Но игрок должен сам понимать, что чем больше он открыл кораблей, тем выше риск открыть повторный. Да, может так получится. что 2 одинаковых корабля будут идти друг за другом, но это не страшно, ведь можно взять вкусную карту и в чужой ход.

  3. zinzy5 says:

    Отличная пиратская игра. Хотя тема притянута за уши. После первой партии на двоих, я подумал: «И это все?». А где же так нахваливамое веселье и фан? Но уже после второй партии, которую мы играли втроем, Порт Ройал показал себя в полной красе. Сейчас в настолки получается играть редко 😦 Так что жду осени и зимы, похолодания, надеюсь тогда будем собираться чаще.

    • scafandr says:

      Я сразу как-то полюбил игру. Наверное, партии 3 сыграл, когда распаковал ее. А лето и правда сказывается… Как по мне, лучше бы его не было=)

  4. Ирина says:

    Спасибо за обзор. Думала, думала… и после вашего обзора купила:))

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: