Как настольные авторы продвигают свои игры?

Когда-то давным-давно для меня большее значение имели издательства, а не авторы игр. Например, если игру выпускает FFG или Days of Wonder, то это точно хорошая игра. А если Lookout Games, то надо более внимательно отнестись к изучению игры. Это потом уже пошли синдромы Фельда, Конички, Бозы и т.д. Как-то раз я сделал для себя открытие, что не все авторы привязаны к одному издательству, которое выпускает все их игры. Сегодня Боза работает с Asmodee, завтра с Funforge — никто не стоит на месте. Издательства борются за право выпустить более крутую игру именитого автора, а автору важно просто найти издатели и получать приемлемые роялти. И сейчас для меня фамилия автора важна не менее названия издательства.

Абсолютно любое издательство стремиться продать свою игру как можно большим тиражом. В штате издательства есть специальные люди, которые будут рассказывать вам об игре в официальных анонсах, которые ведут странички в соцсетях, которые возят новые игры по выставкам, которые шлют пилотные экземпляры блогерам и т.д.. Что в это время делает автор? Раньше я думал, что все авторы стараются помогать издательствам пиарить игры. Они тоже что-то делают для того, чтобы продвинуть продукт на рынке, чтобы покупатели ринулись в магазины скупать с полок их новую игру. Но чем больше я общался с авторами настольных игр, тем больше понимал, что у каждого из них свой подход к продвижению своих проектов. О своих наблюдениях я и расскажу в этой статье.

У ФФГ мощная организация производства настольных игр. Мы можем знать только об авторе и его игре, а на самом деле над одной игрой может работать целый отдел. Плейтестеры, художники, пиарменеджеры, редакторы и т.д. и т.п. И я редко встречал, чтобы штатный автор ФФГ принимал активное участие в пиаре своей игры. Например, даже если вы захотите поговорить с автором о, например, Descent‘е, то вам скорее всего дадут какого-нибудь пиарменеджера из штата компании. ФФГшные авторы могут легко прятаться на спинами менеджеров издательства, в котором они работают. Коничка может приехать на какой-нибудь конвент и сыграть в демо-версию своей игры с настольщиками, но вряд ли он будет рассказывать сотне блогеров о том, что он придумал. Поэтому у меня сложилось впечатление, что игры ФФГ — скорее не авторские игры, а игры всего издательства. Игры, над которыми работали десятки человек (а может и сотни, кто его знает?).

Другое дело вольные авторы, которые не состоят в штате издательств. Они целый год работают над новыми проектами, потом приезжают на крупные выставки и показывают свои разработки директорам, ответственным за поиск новых игр. Как правило, авторы у которых есть чуть больше свободного времени, активно ведут страницы в соцсетях, в которых рассказывают вкратце о том, над чем они работают.

Например, Антуан Боза может твитнуть, что начал заниматься вместе с Бруно Каталой одним секретным проектом. Ага, общество это заметило, клюнуло, начало обсуждать, что это может быть за проект. Потом можно твитнуть фотку с парочкой компонентов, сделанных своими руками. Потом можно намекнуть о тематике нового проекта, чтобы настольщики опять проявили свою фантазию. Когда появятся первые работы художника, можно поделиться и ими. Почему это важно — потому что автор всегда дает о себе знать. Напомнить о себе можно в следующих случаях — начало работы над новым проектом, и выход игры из типографии. Но для современного общества этого мало. Мы уже привыкли к тому, что с утра забиваем себе головы мелкими информациями, пригоршнями черпаемыми из соцсетей. О том, что полгода назад кто-то начал делать новую игру, можно и забыть. Но ведь можно и напомнить, что дело не стоит на месте, но для этого нужно немного свободного времени. Мне кажется, что не все поступают так, как Катала или Боза, потому что не находят времени на интернет. Или не любят показывать всему миру то, что еще не готово.

Разговорчивость автора тоже имеет огромное значение. На разработку игр тратится уйма времени. Многие авторы просят не брать у них интервью в летний или осенний периоды, потому что в это время они активно шлифуют свои игры и готовят их к крупным выставкам. А кто-то вовсе отказывается от интервью. Зачем ему это? Особенно тяжело, если автор не разговаривает свободно на английском языке. Ну и еще давать интервью не все могут из-за нехватки времени. Это ж нужно сесть за вопросы, подумать над ними, сделать грамотный перевод на английский язык, показать знакомому для проверки, чтобы избежать случайных ошибок. За это время можно заняться чем-то другим, более эффективным и необходимым. Мною было замечено, что гораздо охотнее интервью дают те, кто активен в соцсетях. Причем они не просто в соцсетях постят, но и находят время ответить на комментарий. Например, Эрик Лэнг очень болтлив в твиттере, но раскрутить его на интервью у меня не получилось.

Хотя в последнее время я начал сомневаться в необходимости брать интервью. Все же для большинства настольщиков важнее сама игра, а все остальное глубоко вторично. Что тут говорить, если есть такие товарищи, которые могут любить игру, но не знать ее автора, имя которого написано на коробке. Зачем ему знать, что думает автор о своей игре?

На интервью легко соглашаются люди, которые продвигают игры на Кикстартере, т.е. которые сами занимаются производством игры. В моем опыте был случай, когда американский парень нашел в моем блоге упоминание о своей игре, написал мне и мы пообщались на тему его проекта. Т.е. есть авторы, которые сдают игру как тару в издательство, а есть такие, которые понимают, что ноунейму сложно будет продвинуться на рынке без пиара, и они его ищут всеми возможными способами.

Ну и вообще по поводу  пиара будущих игр — кажется, совершенно нормально, что автор рассказывает о своих будущих проектах, над которыми он уже работает. Но бывают и исключения. Например, автор игры Гномы-вредители неожиданно мне сказал, что он никогда не рассказывает о планах. А мне, например, наоборот интересно услышать об этом из уст самого автора. Одно дело увидеть сухую информацию на БГГ, а другое дело, когда сам автор кратенько напишет о том, что выйдет через пару месяцев или в течение года. Но… хозяин-барин.

Интересный случай был с автором Onirim. У него в портфиолио далеко не одна игра, поэтому мне было интересно узнать, какие игры он называет успешными. Например, Фельд легко сказал, какие игры у него получились крутыми, а какие более слабыми. Автор Онирима возмутился, как можно выбрать более любимую игру из своих «детей». Такого просто не может быть, и все игры у него одинаково хорошие для него. Это уже нам, потребителям, судить, что лучше, а что хуже, а у авторов все игры классные. После этого мне стало неудобно задавать авторам игр подобные вопросы=)

Вообще самым «пробивным» автором я считаю поляка Тшевичека. Я каждый год восторгаюсь тем, как он вбивает как гвозди свои игры в рынок настольных игр. Просто «вот здесь мое место и точка, за мной не занимать». Заметьте, практически каждое его интервью содержит слово crazy. Каждая его игра — crazy. У каждой его игры есть богатое прошлое, интересные истории создания и великое будущее. Имхо, Тшевичек как пиарщик просто прекрасен. При этом я не считаю все его игры замечательными. В личном общении он не будет тебе впаривать свои игры. Он может о них рассказать (а говорит он очень сладко), показать игру, но в конце он обязательно скажет — выбор за тобой, но я надеюсь, что тебе понравится, и если уже нравится, то я прямо сейчас говорю спасибо. Помню, как Игнаций рассказывал о том, что наконец-то нашел мини-игру его мечты. Что он обязательно ее выпустит в следующем году, что это обалденная игра с минимумом карточек и огромной реиграбельностью. Ну и вышла потом Tides of Time. И игрушка-то оказалась так себе. Но я же следил за ней? Следил. Ждал. А как грамотно была сделана пиар-компания по Поселенцам? Мне стыдно признаться, но я купился на нее. Я купил эту игру, оформив заказ прямо во время проведения выставки в Эссене. А через 3 месяца понял, что это просто окейная игра, и хитом тут не пахнет.

Тшевичек, пожалуй, самый талантливый пиарщик своих игр и своей компании.

Тшевичека не хватает на постсоветском пространстве. Нету у нас Тшевичеков. Но иногда русскоговорящие авторы все же могут удивить. Например, года 4 назад я получил письмо от Юрия Ямщикова, которого знал только по чьим-то рассказам. Что есть такой молодой автор, чьи Космонавты недавно вышли в Португалии. И вот Юра мне пишет — я в Минске по работе, хочу приехать к вам и рассказать о своей игре. Это редкий момент, когда автор напрашивается на что-то, потому что обычно бывает наоборот. В лучшем случае я получаю письма в духе — я автор, у меня есть игра, напишите о кампании на Бумстартере в своем блоге. А тут автор сам хочет ко мне приехать, чтобы показать игру, которая мне может совсем не понравиться. Мы встретились, хорошо провели время, подружились, общаемся до сих пор. При этом я все равно считаю, что Юра недостаточно широко освещает свои игры в интернете. Понимаю, что у него маленькие дети и много работы. Все это мешает продвижению хобби, но мне бы все-таки хотелось бы больше знать о том, чем он занимается в настольном плане.

Редко выходящие беларуские настолки попадают сразу прямиком на полки магазинов, но полки не умеют пиарить то, что на них лежит. Например, кто-то может помнит, что был анонс игры Гаспадар Цмокаў, но я об этой игре ничего не знаю, и не знаю, где узнать. Кое-кто спрашивал меня об этой игре, а я и не знал, что ему сказать. Аналогичная ситуация с игрой Мракоборцы. Как правило, авторы таких игр хорошо пиарят у себя в соцсети предварительные продажи, а потом, когда игра выйдет, затихают, ожидая, что теперь уже другие должны высказываться (т.е. те, кто купил).

Наши авторы пока очень скромные и стесняются говорить об своих играх=) Поэтому нужно скорее избавляться от скромности и выходить из тени. Николай Пегасов не стесняется говорить о том, что делает. На любой грамотный вопрос он даст грамотный ответ. В хорошем смысле этого слова мне нравится то, что делает Пегасов. Раскрутился автор? Несомненно. С ним можно работать? Можно. Ему бы в портфолио парочку тяжеловесных игр еще, и было все вообще замечательно.

Потихоньку ситуация с играми на постсоветском пространстве начинает улучшаться, глядишь, через пару-тройку лет авторы настолок заматереют и будет чаще появляться на мероприятиях и страницах блогов и соцсетей.

Лично мне, как потребителю, нужен хайп. Мне хочется следить за процессом подготовки игры, хочется знать, что думает о своих проектах автор. Издательство для пиара набирает обычных людей, которые могут любить что-то совсем другое, нежели то, что выпускает его работодатель. А может он и вовсе в настолки не любит играть — такое тоже бывает. Поэтому ждать от официальных анонсов откровений не стоит. А вот с автором пообщаться или поиграть всегда интересно.

11 Responses to Как настольные авторы продвигают свои игры?

  1. Yury Yamshchikov says:

    Оки, про хайп в процессе разработки учту 🙂

    Кстати, та же Гага довольно неплохо подает инфу порциями в процессе работы над играми — по тем же роботам давали инфу порциями в своей группе (https://vk.com/gagapublishing) еще с февраля.

    PS Справедливости ради тогда я, помнится, написал что-то вроде «Было бы здорово встретиться и познакомиться. Если что у меня с собой Космонавты 😉 «

    • scafandr says:

      На Гагу не подписан, пропустил, видимо. А на Тесере кое-что проходило. Юра, я ж не в упрек, я хочу, чтобы еще все круче было=)

  2. muryskin says:

    Стараюсь пиарить свои «игры» в своих соцсетях и своей группе вконтакте. Но как автор, я начинающий. Да и не популярен как Тшевичек, мало кто наменя подписан)

    • scafandr says:

      На тебя я подписан, чем занимаешься знаю, но ты пока еще вроде ничего не выпустил, поэтому и хайпа нету. Вот допилишь Одиссею, сразу все изменится=) Столько поклонников на бежит;)

  3. kostyagvm says:

    Забавно, что при всем искусстве пиара у Тшевичека, ни одна игра его издательства не понравилась мне настолько, чтобы я захотел ее в коллекцию.

    • scafandr says:

      Именно Тшевичека? А другие Порталовские игры? Я вот Легаси планирую брать на русском. Давно хочу эту игру.
      Тшевичек еще умеет влезть в чужую игру и испортить ее… Как он сделал с допом к Легаси или Пиратами.

      • kostyagvm says:

        Не знал, что Легаси тоже Порталовская. Хорошо, что она выходит на русском, — со временем наверняка появится в киевских клубах. Это одна из тех игр, в которую нужно сыграть разок, чтобы решить, нравится она или нет. Только читая обзоры, не могу это определить.
        А что не так с допом к Легаси?

        • scafandr says:

          Прежде всего не так то, что к допу не причастен сам автор игры. Тшевичек сказал, что то, что ему выслал для допа автор Легаси, ему не понравилось, поэтому он принял решение делать доп сам. Т.е. доп идет за авторством Тшевичека. Доп состоит из нескольких модулей, из которых 1 хороший, 1 вполне ничего, остальные шлак. В итоге смысла в покупке допа нету. Разве что есть лишние деньги, которые хочется куда-то всунуть

  4. timmyfoox says:

    Саш, Гаспадар Цмокау уже вышел, но и вправду информации в интернете крайне мало( Недавно на Юникон авторы ездили, будут выставляться на гродненском Игрокубе в декабре

    • scafandr says:

      У меня несколько раз спрашивали украинцы и россияне про эту игру, а я даже не знаю, какую им ссылку дать, чтобы почитать обзор

Добавить комментарий

