Разные рынки — разные вкусы

На просторах интернета можно встретить огромное количество стонов о том, почему издательства не локализуют ту или иную хорошую настольную игру. Хорошую, естественно, по мнению того, кто стонет. Зачастую, в плюс к просьбам о локализации конкретной игры ставится тот факт, что на Западе она продается огромными тиражами. Например, посмотрите, сколько бэкеров было на Кикстартере, или обратите внимание на третий тираж за 3 года. Я сам не раз задавался подобными вопросами — почему локализовали А, ведь Б гораздо лучше.

Иногда все же приходится радоваться неожиданным анонсам хороших, по вашему мнению, игр. Но иногда я с большим удивлением узнаю о том, что та или иная хорошая игра осела на складах и не продается. Причем это не какая-нибудь фигня, а отличная годнота. Почему так?

Автор — Darrn Bryant. Игра — Stone Age

Обычно издательства не любят признаваться в том, что что-то плохо продается. Т.е. если за первые месяцы не ушел первый тираж, то про это издательство не напишет нигде. Пройдет год или два, и только тогда на чей-то вопрос о дополнении мы получим ответ о низких продажах базы.

Например, очень жалко, что хорошая Инновация не смогла получить продолжения, потому что первый тираж никак не могли продать. Трудно объяснить, что было плохого в игре, из-за чего один-единственный тираж оказался неподъемным. Это неплохая настолка в духе 7 Чудес с интересным и необычным геймплеем. И она не продается.

Совершенно ошеломительно для меня было узнать то, что Тичу также считается неудачной игрой в плане продаж. Дело в том, что когда я начал регулярно посещать БГГ и читать все новые обзоры, которые там появлялись, то я очень часто встречал там отзывы на эту карточную игру. Тичу во всем мире считается лучшей игрой на прикуп. Это как Ужас Аркхэма в мире кооперативных блуждалок, т.е. святая святых. Еще не сыграв в игру, я уже знал, что Тичу — это лучшая игра в своем сегменте. То, что HW ее локализовало — это очень круто. То, что игра не продается — это очень непонятно. Моя единственная претензия к игре заключается в ее внешнем виде. Он отвратительный. Да, ХВ взяли оригинальное оформление, с которым игра продается во многих частях земного шара, но некоторые издательства все же сделали редизайн (и правильно сделали), потому что обычного человека может напугать мазня ребенка на картах. По геймплею это очень симпатичная настолка, которая хорошо играется и в кругу настольщиков и в кругу тех, кто любит сыграть в дурака. В общем, я был в шоке.

Не менее в шоке я и от того, что Брюгге не продается. Да, это не супер-пупер игра, Замки Бургундии мне нравятся куда больше. Но если брать в целом весь сегмент евроигр с карточным движком, то Брюгге выглядит вполне достойно. Это хорошая игра. Да, она не каждому понравится, но игра хорошая. Это вторая по крутости игра у Фельда. Но она не продается. Теперь представляете, как рискуют издательства, когда задумывают выпустить какой-нибудь еврогейм? Пускай он даже трижды титулованный.

Поэтому все эти хайпы, заработавшие свой статус на Западе, спокойно могут оказаться пшиком на нашем рынке. Наверное, все же можно сказать, что менталитет, вкусы, привычки разнятся «там» и «здесь». Там очень популярны игры с миньками, здесь за такое удовольствие придется много заплатить и желающих купить игру много не найдется. Там любят войнушки, тут любят патигеймы и игры попроще. Там могут заплатить за обычную колоду карт, тут посчитают, что это делать глупо и будут играть обычными игральными картами, которые продаются в любом киоске. Там могут купить игру на пару вечеров, тут скажут, что это расточительно.

Хотя все-таки нельзя полностью противопоставлять друг другу рынки. Если обозначит какой-то рынок кружком на карте мире, то можно заметить, что некоторые круги будут перекрывать другие рынки. Например, игру американского издательства вполне могут купить настольщики из Беларуси (России/Украины). Но американцы вряд ли купят игру на беларуском (украинском или русском) языке. Если один рынок охватывает очень много других рынков, то и продать игру этого гипер-рынка будет значительно проще. Т.е. русскоязычный тираж ХВ в 2000 штук вполне может быть уменьшенной версией англоязычного тиража в 4000 штук от какого-нибудь Repos, хотя игра одна и та же. Русскоязычный рынок живет сам по себе, и он не настолько привлекателен для западного рынка. Т.е. я имею ввиду, что западные издатели не ломятся на наши рынки, и их авторы не мечтают издаться в Звезде или Правильных Играх. Почему те издательства, которые выпускают правила на нескольких языках, игнорируют русский? Потому что русскоязычный рынок пока еще ходит в подгузниках.

Очень часто вижу на форумах аппеляции в защиту того, что гики у нас есть и они готовы раскошеливаться на новые игры. Но мне очень интересно, сколько на самом деле гиков, которые «готовы». Если выйти за рамки кухонных посиделок (типа, я знаю Васю и Петю, и они готовы купить Сцытхе прямо сейчас, поэтому игра 100% окупится), то наберется ли таких желающих 1000 штук? А 2000? К сожалению, нет никаких гарантий, что издай ты вторую редакцию МоМа, первый тираж уйдет за месяц или два. Но даже если не думать о дорогостоящих настолках, то и мелкие игры (хорошие мелкие игры) тоже не имеют гарантии на успех.

Я не знаю точных цифр, но предполагаю, что львиная доля тиража любой русскоязычной игры оседает в РФ. Как бы настольщики из других стран, где продаются настолки на русском языке, ни били себя в грудь кулаком, что они способны покупать игры в большом количестве, вряд ли они делают тиражи. В книжном издательстве мне сказали, что в Беларусь и Украину уходит около 3-5% тиража. В лучшем случае. Предполагаю, что в настольном мире такая же ситуация.

Так как продать хорошую игру? Я сделал довольно много обзоров, в последнее время (последние 2 года) я активно пишу о русскоязычных локализациях. Иногда мне совершенно все равно, продается ли игра, на которую я сделал обзор. Может она сама по себе и ничего, но допы к ней мне не особо нужны. А иногда я очень переживаю, хорошо ли продается настолка, которая реально клевая. У которой есть классные допы, которые я тоже хотел бы иметь на русском языке. Например, мне очень нравятся игры Райана Локита/Лауката, поэтому я всячески пиарю их. Мне нравится Мачи Коро, и я хочу видеть на нашем рынке больше таких игр. Но иногда мне совершенно непонятно, почему игра не продается. Понятно, что Дикситы, Активити и Уно будут долгое время оставаться в лидерах продаж. Плохо еще то, что другие издательства не развивают рынок, а продолжают насыщать его клонами вышеперечисленных игр. Есть издательства, которые развивают, а есть те, кто просто хочет заработать денег, пока это можно делать. Но о любимых играх разных полупокерских издательств я поразглагольствую в следующей заметке.

А видите ли вы разницу в рынках? Почему у нас не продается то, что продается у них?

21 Responses to Разные рынки — разные вкусы

  1. kostyagvm says:

    Брюгге и Замки Бургундии не продаются, потому что для не-гиков они скучные. Как и большинство еврогеймов. У меня на работе широкий круг новичков, и я знаю, что эти игры отнюдь не вызвали бы восторгов. Да и я сам нахожу их скучными.
    А вот 7 Чудес, Анк-Морпорк, Цитадели, Собек, Мистериум, Клаустрофобия — идут на ура. Гибриды с привлекательной и хорошо выраженной темой, и насыщенным взаимодействием между игроками, а не такие, где каждый копается в своей песочнице.

    • scafandr says:

      На Замки вроде не жаловались в плане продаж. Хотя я может чего не знаю. С Брюгге все плохо.
      Выходит, что наш рынок пока не готов к таким играм, как ЗБ и Брюгге. Т.е. если игра чуть выходит за пределы just for fun, так сразу начинаются проблемы. И мне кажется, что в ближайшее время вряд ли что-то изменится

      • kostyagvm says:

        Да, люди идут к настольным играм прежде всего за фаном. Игры на расчет и оптимизацию, свойственные немецкой школе (Фельд, Розенберг), по моим наблюдениям, у нас не очень приживаются.

    • Vlad says:

      Ну не знаю, у меня супруга вот вообще не гик, а Замки Бургундии ей очень нравятся, да не сразу, раза с третьего понравились, как поняла, что надо делать чтобы играть, и все же нравятся наравне с Orleans и Lords of Waterdeep. А не так давно, лучше Каркассона и Цитаделей для нее ничего не существовало:)

    • Yury Yamshchikov says:

      При чем тут гики и евро? Не-гики не играют в сложные игры, буть они еврохардкором, задротским америтрешем или тяжелыми гибридами вроде Seasons. А в легкое евро вроде Stone Age или Ticket to Ride они играют совершенно прекрасно. Проверено на множестве компаний.

      • scafandr says:

        Я тоже этот момент не очень понял. Видимо, некоторые настольщики сильно разграничивают игры по типу Уно/Дженга и все остальное (типа гиковское).
        тот же парадокс про Stone Age — у меня часто спрашивают, стоит ли ожидать эту игру в магазинах. Я сам хотел бы ее купить, ибо для меня это очень крутая игра. Но почему-то Звезда махнула на игру рукой

        • kostyagvm says:

          Возможно, я коряво выразился, но моя мысль была в том, что сухие игры на добывание победных очков могут привлечь некоторых людей, которые давно в этом хобби (условно назвал их «гиками»), но с меньшей вероятностью привлекают новичков, которые чаще нравится плотное взаимодействие и хорошо выраженная тема, плюс красивое оформление (чего, на мой взгляд, нет в ЗБ и Брюгге). Это просто наблюдение.

          «разграничивают игры по типу Уно/Дженга и все остальное (типа гиковское)» — scafandr, ну ты просто опустил ниже плинтуса 🙂

          • scafandr says:

            Еврогеймы действительно в большинстве своем серы в плане внешнего вида. Но вот Брюгге мне кажется все же веселенькой игрой=)
            Я не опускал=) Действительно есть такие люди, которые играют в Уно и им Билет на поезд кажется оооочень тяжелой гиковской игрой. Правда-правда. В целом я твою мысль все равно уловил. Сейчас действительно яркие, быстрые, мимимишные игры продаются лучше

            • Yury Yamshchikov says:

              На одной из игротек я даже слышал фразу «ну, Свинтус нам тоже по началу казался сложной игрой». [facepalm]

          • Yury Yamshchikov says:

            Вот даже с этим не согласен, есть люди которые любят прямое взаимодействие и есть люди, которые его категорически не приемлят. И те, и те бывают гиками, и те, и те бывают казуалами. Все очень зависит от конретной компании.

  2. Lupus Est says:

    Ориентироваться на гиков и игры для гиков вещь опасная. Во-первых, ну сколько их, гиков? Во вторых, если человек гик, он не будет ждать 2 года издания игры. Он и полгода ждать в надежде не будет, купит сразу тру-версию. Плюс неоднозначное качество многих локализаций, плюс неясность с допами и возникает вопрос — накой? Поэтому либо игры которые рассчитаны на широкий круг, а не только гиков, типа мышей, либо объявлять о локализации сразу, как с «косой». Что же касается евро… Черт его знает почему. Я люблю игры, я трачу на них значительное количество денег, но вот эти приведённые названия для меня — пустой звук. Не знаю, не играл, ничего сказать не могу.

    • scafandr says:

      С гиками понятно, что на них не стоит ориентироваться. Интересно, почему проваливаются такие игры, которые на Западе отлично продаются. Я привел в пример Тичу, но были еще и RftG, Громовой Камень, да Доминион хотя бы взять. Порой как услышишь, что та или иная игра не продается, так сразу расстраиваешься.
      Про Мышей или Косу не хочется говорить, потому что это совсем другая тема — другие объемы, другие капиталвложения, другая система распространения.

      • ответ есть в твоём же посте: наши рынки нельзя сравнивать. на Западе игра продаётся, потому что трушных настольщиков, тусующихся на BGG, несколько десятков тысяч, а у нас их сто человек (ну двести — максимум), и три четверти из них уже купили оригинальное издание.

        потом, через двадцать лет, может, вырастет поколение людей, знакомых с играми с детства, и которым нужно что-то получше патигеймов, ну а пока только народное финансирование подобных проектов.

      • читал как-то любопытное интервью с давними издателями манги в России. там чувак озвучивал примерно ту же проблему: берёшь что-то поистине легендарное, какую-нибудь «Акиру» к примеру, или что-то подобное, что, казалось бы, должно стоять на полке любого мало-мальски увлечённого читателя, тратишь кучу денег на лицензию, локализацию, печать… и полный ноль. книги лежат на складах мёртвым грузом.

        как так? почему? остаётся лишь рвать волосы и в следующий раз вкладываться в что-то более новое, популярное и модное (среди молодой аудитории, которая и является основным нынешним потребителем манги в России).

        • scafandr says:

          Все так. Но я еще считаю, что любым продуктам нужно информационное сопровождение + хайп. Это работает всегда отлично. Делаем анонсы, несколько известных обществу людей высказываются, что это офигенная новость и надо брать, и все будет ок. Тираж, по крайней мере первый, расходится легко.
          У нас охотнее покупают массовые вещи. Если твой друг знает, что это за игра — можно брать. Если никто ни разу не слышал — лучше не брать.

          • да, и, кстати, площадки народного финансирования данным приёмом пользуются лучше всех. понятно, ведь это основная стратегия их выживания, а у традиционных издательств всегда есть возможность пойти путём «авось и так раскупят».

            но тут, опять же, хайп можно поднять лишь среди уже существующей аудитории, а традиционная индустрия (что настольная, что книжная, что киношная тоже) у нас привыкла иметь дело и работает в первую очередь с человеком с улицы.

            сейчас вот вокруг «Крауд геймс» образуется нечто похожее на крупное сообщество, но ему сколько, год? до этого ничего подобного у нас в стране просто не существовало, и, опять же, я совсем не уверен, что если перейти с попсы на чистую классику, сообщество это оценит и поддержит. молодое ещё, ну и ориентированно оно, по-моему, в первую очередь на попсу, как какие-нибудь фанаты Cool Mini Or Not 😉

            • scafandr says:

              Крауд Геймз заняли нишу, которая пустовала. Большими объемами они не ворочают, сети магазинов у них нету. Если заниматься подобными проектами крупной компании, то у них будут другие издержки и другие экономические расчеты. Т.е. один эксперимент в год провести можно — издать Зомбицид, Дисент или ЗВ Армада. Но это чисто для поддержания тяжеловесов в каталоге. Типа, мы тоже кое-что умеем. КГ работают только на публику и краткосрочные продажи. Если ХВ, к примеру, может положить что-то на склад, то для КГ это будет катастрофа.
              Как долго КГ продержится на этом — я не знаю. Хотя то, что Геменот пошел своим путем, говорит о многом. Пока держится — публика может иметь то, что еще горячо на рынке. ХВ и прочие не располагают изучением спроса таких и сяких игр. Есть то, что продается при общем объеме затрат и не продается.
              Поэтому периодически нужно издавать и что-то гиковское, узкоспециализированное, потому что некая часть публики бережет свои деньги для этого. Вопрос только в том, угадают ли с продуктом.
              КГ очень хорошо работает с хайпом. Если проследить их в соцсетях, то видно, что они умеют толкать свои игры. Сначала скидками, потом информацией, картинками, обзорами. И в конце опять скидками. Но если они не будут этого делать, то не смогут продать тираж. Если ляжет тираж — можно и завязать с играми

  3. александр says:

    Я например удивляюсь популярности настольных игр в Беларуси.
    Если специально не заморочится,то в настольный мир не попадешь,никак.
    У нас на периферии максимум производные монополии,лото и даже Уно диковинка.С одной стороны «чёрный властелин» в виде пк,включил скачал играй или тупи в веселую ферму или балду в контакте,на другой чаше весов,недосягаемая в каком то Минске коробка,заказанная по интернету,этакий кот в мешке,неопробованная,стоящий денег,иногда немалых,в соотношении с з/п,под которую нужно найти компанию,уговорить вникнуть в правила и т.д.
    Случай из жизни: другу советую подари дочери Уно,вас в семье 4 правила простые,дочь его играла с нами в эту игру,и была в восторге будет хороший подарок,в результате его жена была крайне недовольна покупке пачке хлипкого картона,стоимостью тогдашних 200 тысяч с пересылкой,в которые ей ещё нужно играть с детьми.
    Скажу больше в моём окружении (мне 33 года)просто не с кем играть кроме сына и жены.
    И нет места где можно найти единомышленников,вот и весь крик души.А на пустом месте ничего и ниоткуда не возьмется.

    • scafandr says:

      Мне недавно один парень писал, что у него проблема с настольщиками в городе-миллионнике. Представляете, если в крупных городах России не найти игроков, то что говорить о наших крупных городах=)
      Выход в этой ситуации может быть один — самому что-то делать для популяризации настолок. Конечно, любая акция может оказаться пшиком и не принести желаемый результат. Я за 10 лет пробовал много разных попыток собрать компанию. Но всегда все имело временный оттенок. Иногда 3 года продержится компания, иногда и года не получается. Лично для меня лучше всего, когда в настолки играет ваш любимый человек или вся семья. Моим лучшим игровым партнером была девушка, с которой я давным-давно расстался. Вот тогда мне никого не нужно было заставлять сыграть в настолку=) Бывало вроде и люди есть, да только они хотят играть совсем не в то, что хочешь ты, и тебе приходится заставлять себя играть в какую-нибудь фигню. Иногда думаешь, что компания сама начнет покупать игры, а только фиг там — все играют только в твое и новые настолки на столе появляются только тогда, когда ты сам что-то купишь. Когда-то я ездил часто в Минск в клубы, там можно было сыграть в то, что тебе интересно.
      Хорошо с играми. наверное, только в столицах. Бывает смотришь отчеты по сыгранным партиям, а там сплошь самые новые игры. А ты играешь в старье=) Но что тут завидовать? Выбор такой — искать новых людей, подсаживать знакомых, устраивать игротеки (но там по большей части можно только детей наловить), найти работу с большей з/п, с которой можно будет покупать игры без боязни и т.д.
      Ваш случай с другом мне знаком. Как-то в минском магазине пришла одна тетка и спросила игру для девочки 6-ти лет, недорогую. Мы ей посоветовали что-то за 150 тысяч (а может и меньше даже). Она сказала — «ого, такая дорогая игра…». И растерялась. Директор магазина на это сказал, улыбнувшись — это одна из самых дешевых игр, вот смотрите, эта стоит 400 тысяч, эта 800, эта миллион. Тетка спрашивает — и что, такие игры кто-то разве покупает?
      На фоне всего этого порою смешно слышать от гиков о том, что издательства не хотят локализовать большие дорогие игры. Кто ж их покупать будет, кроме гиков?
      С нашими последними чудами экономики я сам перестал покупать игры, потому что все, что я хочу, находиться не в Беларуси, а переплачивать за превышение лимитов не хочу. Что ж сделаешь, если живешь в болоте

  4. Catman says:

    Факторов, почему не покупают те или иные игры много, но вот за «Брюгге» обидно! 🙂

    А если серьёзно, то на территории бывшего СССР мало поклонников настольных игр, и вряд ли их количество выростет в ближайшее время. И первая причина, их цена! Если люди раньше не играли в настолки, то они не решатся отдать 15-20 долларов в эквиаленте валюты своей страны за картонную коробку, содержимое которой понравится или нет, это ещё большой вопрос! Ну, а вторая причина, отсутствие популяризации настолных игр! Живу в городе-миллионнике, а специализированный магазин настольных игр всего один. Не сталкивался с рекламой игр в Интернете, не говоря уже о ТВ и прочих медиа. Потому народу проще энный год прокачивать танчики в Сети, чем сидеть за картонкой!

    А если вернутся к классной игре «Брюгге», то в постах выше уже всё верно написали, на сотни проданных «УНО» один еврогейм!

    • scafandr says:

      О том, что поклонников настольных игр будет больше с каждым годом я слышу постоянно. К сожалению, я не работаю в торговле и не могу проследить за ростом или падением этого показателя. Судя по ответам знакомых мне магазинов — роста нету. Либо чуть меньше, либо на уровне прошлых лет. Многие магазины жалуются, что никто не занимается пиаром игр (для этого нужно проводить бесплатные игротеки и фестивали). В Моксве этим занимается Хобби Ворлд (Игрокон). Правда, не знаю, какой из этого выхлоп получается. У нас по-прежнему настольные игры — это привилегия богатых. Сколько раз за 10 лет я слышал от своих знакомых, что они точно купят хорошую настольную игру. Наверное, лишь 1% действительно пошел и купил. Остальное все болтология.
      Но все же факт есть факт — даже если игра дешевая и она является хитом на Западе, у нас она моет не продаваться от слова совсем.

Добавить комментарий

