Через карточки к звездам — обзор настольной игры «Звездные империи. Подарочное издание»

В 2014 году вышла настольная игра Star Realms. Это карточная игра с механикой колодостроения и космическим сеттингом. Спустя несколько месяцев эта настолка начала бить рекорды по продаваемости и количеству обзоров на известном американском сайте BGG. Огромный плюс Star Realms был в том, что она поставлялась в маленькой коробочке, в которой помещалась сотня с небольшим карт. Обычно издатели предпочитают делают коробки к колодостроительным играм побольше, рассчитывая на десятки будущих дополнений. Издатель Star Realms пошел по другому пути — сделать проще, меньше по размерам и количеству компонентов, но зато качественно. И эта затея сработала на 100% — настольщики во всем мире приняли с позитивом новый декбилдинг.

Сегодня как раз и пойдет речь об этой космической игре. Я люблю колодостроение, люблю НФ. Почему я так долго не решался познакомиться поближе с игрой? Наверное потому, что ждал подарочного издания от Мира Хобби. И наконец дождался=)

Проверка игры электронным методом

Слукавлю, если скажу, что со Звездными империями я познакомился только тогда, когда в моей настольной коллекции появилась эта игра. На самом деле в эту игрушку я успел поиграть, как только она объявилась в app store. Всем сомневающимся в покупке игры я советую попробовать поиграть в бесплатное приложение на девайсах. По-моему, это здорово, что игру можно попробовать заочно, до покупки. И если вам сильно понравится это приложение, то за полную электронную версии игры придется уже заплатить. Или можно купить картонный вариант.

Электронная версия игры показала, что перед нами довольно обычный колодострой без выкрутасов. В лучших традициях другой настольной игры —  Ascension.

2 основных вида декбилдинга

Кажется, я так много писал о колодостроительных играх, что расписывать основы механики просто не вижу смысла. Но упомянуть о том, откуда растут ноги, наверное, стоит. Я условно разделяю классические декбилдинги на 2 вида — с одинаковыми стопками карт, доступных для покупки, и с постоянно меняющимися картами на рынке.

Первый вид — это старый добрый Доминион. На каждую партию выбирается 10 (плюс/минус) видов карт, которые будут доступны для покупки. Игроки потихоньку развивают мощности своих колод, приобретая с каждым ходом все более мощные карты. Но эти конкретные карты доступны всегда, в любой момент игры — лишь бы у игрока были деньги на их приобретение.

Второй вид — это типа Ascension. Игроки по-прежнему формируют свои колоды путем приобретения других карт на рынке. Вот только рынок предлагает игрокам не одинаковый набор карт, а постоянно меняющийся ассортимент, который выходит из одной общей колоды. Примерно то же самое можно сделать и в Доминионе, если взять и замешать в одну колоду все доступные карточки, а потом снять с колоды и выложить на стол 5 карт в открытую.

Мне больше нравится второй тип, и именно он заложен в основу Звездных империй, что не может не радовать.

Есть еще кстати третий тип, самый модный и современный — гибридный тип. Это когда декбилдинг является лишь одной из механик в одной игре.

Основы игры

Прочитав правила игры Звездных империй, я чуть было не прослезился — до чего же это кристально чистая и понятная любому настольщику игра. Опытный игрок въедет в нее вообще без каких-либо проблем. С неопытными не знаю, что будет, но я помню, что в 2011 году мне Доминион не сразу дался, поэтому не могу точно сказать, как новички воспринимают ЗИ (сокращенно Звездные империи). Но правила в этой игре очень простые! Прямо ну очень стандартные, сделанные по ГОСТу декбилдинга.

Поговорим сначала о базовых ЗИ, безо всяких дополнений, которые прячутся в коробке подарочного издания.

Если купить одну коробку с игрой, то играть вы будете только в дуэли. Одна коробка рассчитана на двух игроков. Хотите больше? Покупайте еще одну или две коробки.

Каждый игрок начинает игру с колодой, состоящей из 10 карт, 8 из которых приносят по одной монете, а две другие карты — 1 символ атаки. В этой игре по символам все очень просто — за монеты вы можете покупать другие карты с рынка, за символы атаки вы можете наносить урон противнику. Каждый игрок имеет 50 очков жизни, которые в ЗИ представлены специальными картами-счетчиками. Согласитесь, это стандартная раскладка для любой колодостроительной игры.

Все остальные карты тасуются и складываются в одну колоду. С колоды снимается 5 карт, которые выкладываются рядом в открытую. Так формируется рынок карт, доступных для покупки.

В ЗИ есть всего 2 вида карт — корабли и базы. Корабли — обычные карты, которые приносят бонус и после применения уходят в сброс. Базы тоже приносят бонусы, но после его применения в сброс эти карты не уходят, а остаются лежать на столе, пока их не уничтожит соперник.

Опытные игроки заметят, что базы из ЗИ похожи на mechana из Ascension. И те, и другие карточки остаются на столе, пока их не уберут с помощью свойств других карт. И те, и другие дают игроку бонус на каждый его ход. Разница между играми в том, что базы можно (и порою даже нужно) атаковать. Есть обычные базы, а есть аванпосты. Все они имеют показатель защиты. Если у игрока есть аванпост, то его нельзя атаковать, пока не снесут эту карточку. Обычные базы не защищают игрока от атак в отличие от авапостов, но зато они приносят полезные свойства.

Кстати, по поводу свойств — у некоторых карт есть не одно, а несколько свойств. Первое срабатывает сразу после ввода карты в игру. Второе свойство срабатывает при определенных условиях. Чаще всего условие срабатывает тогда, если у игрока на столе уже есть карта определенной фракции, коих в игре 4 штуки. Также на карте еще может быть свойство, которое срабатывает в том случае, если карту отправят в утиль (т.е. уберут из игры).

Свойства карт ничем особенным не выделяются — получить n-атаки, n-монет, набрать карту в руку, получить n-жизней, заставить противника сбросить карту и т.д.

У ЗВ типичный колодостроительный геймплей — сыграть все карты, какие можно, с руки, сыгранные и оставшиеся карты в руке отправить в сброс, в конце хода набрать 5 новых карт в руку.

Чтобы победить в игре, нужно лишить противника всех очков жизни.

О подарочном наборе замолвите слово

Сначала Hobby World локализовало базовые ЗИ. Потом они выпустили дополнение Гамбит, которое состояло из нескольких мини-дополнений. Ну а потом HW решило выпустить подарочное издание, которое состоит из базы и дополнения. Если у вас все это уже есть по отдельности, то покупать подарочный набор вам нету смысла.

Вообще слово «подарочное» к этому изданию применительно с натяжкой. Знаете, обычно подарочные наборы включают в себя бантики, ленточки и разные приятные бонусы. Мы же имеем среднего размера коробку, без разделителей и органайзера, в которой лежит 3 запечатанные колоды карт, правила к базе и правила к допам. Эдакий джентльменский суровый НФ-набор=) Бантиков нету, и ленточек тоже.

Собственно, почему я акцентирую внимание именно на этом варианте — купив подарочное издание, вы получите все, что до этого выходило в серии ЗИ на русском языке. Я по натуре перфекционист, и поэтому предпочитаю брать все доступное, чтобы получить максимально возможные впечатления. Если вы заинтересовались игрой, то я всячески намекаю на приобретение именно этой коробочки.

Итак, что же я могу сказать о самих ЗИ? О простых и понятных опытному игроку правилах я уже рассказал. Хорошо это или плохо — решать каждому индивидуально. Если вы хотите чего-то совершенно нового, чего раньше не встречали в колодостроении, то ЗИ — это не ваш вариант. Например, для себя я ничего сверхъестественного в ЗИ не открыл (разве что восполнять здоровье можно не во всех декбилдингах, и это мне понравилось). Но сильно я от этого не расстроился, потому что эта настольная игра представляет собой образец практически идеального декбилдинга с ровным балансом и всеми азами механики.

После выхода Доминиона другие разработчики старались придумать что-то новое на базе этой игры, поэтому выпендривались как могли. ЗИ — игра без выпендрежей. По геймплею мне лично эта игра напомнила Ascension. Только в A игра шла на победные очки, которые давали карточки и кристаллы, а в ЗИ нужно довести здоровье соперника до нуля. В А есть монстры, в ЗИ их нету (атаковать можно соперника и его базы).

Безусловно, в любом декбилдинге скучно начинать игру, потому что стартовая колода практически не умеет атаковать и приносит мало денег. Первых ходов 5 вы будете покупать недорогие карты и немного кусать соперника. Дальше будет интереснее. С каждой новой покупкой ваши возможности будут расти в геометрической прогрессии. Порою, вы сможете прокручивать до 10-15 карточек из колоды за один ход, что принесет вам огромную прибыль в виде символов атаки и количества денег. Если оба игрока хорошо играют, то интересными колодами можно поиграть за 5-7 ходов до того, как закончится игра (во многих других колодостроительных нстолках игра заканчивается как раз тогда, когда ваша колода начинает работать на все 100%).

Давайте я пробегусь по минусам и плюсам игры, расскажу, что в ней мне очень понравилось, а что не очень. Начну с минусов, чтобы меня не упрекнули в ванильности=)

Минусы

  • самый первый минус мне бросился в глаза в первой же партии и не давал покоя, пока я не взял ручку с бумагой, кубики и счетчики жизней. В ЗИ у каждого игрока есть жизни, которых нужно считать. Для этого в игре есть карты-счетчики, но ими не очень удобно пользоваться. Двадцатки часто нужно менять на десятки, пятерки на единицы… Карты двусторонние, если машинально перевернуть карту не той стороной, то случайно уменьшишь или увеличишь количество жизней. Гораздо проще использовать счетчик жизней (на смартфонах сейчас полным-полно таких программ).
    Больше всего меня напрягало то, что в количестве набранной атаки и золота можно запутаться, если не фиксировать это на бумаге. Если вы сначала сыграли все карты на стол, а потом начали считать бонусы, то можно насчитать лишь бы что. Очень многие карты имеют 2 свойства, одно из которых срабатывает 100%, а второе условие срабатывает при определенных обстоятельствах. Чтобы не забыть, были эти обстоятельства или нет, нужно записывать. Я предпочитаю использовать несколько разноцветных кубиков для этого, что им вам советую делать;
  • карточки в российской версии тонкие, к сожалению. В последнее время часто замечаю, что карты у HW немного выгибаются. Это потому что они тоненькие. Учитывая, что ЗИ — это колодостроительная игра, я настоятельно рекомендую сразу обзавестись протекторами для этой игры;
  • аванпосты и базы, если их собрать несколько штук, могут давать ощутимый бонус владельцу. И если вы не можете никак за ход набрать столько атаки, чтобы снести хотя бы один аванпост (а сначала нужно уничтожить его, чтобы потом атаковать соперника), то вы сильно рискуете проиграть. В этой игре нельзя сконцентрироваться только на золоте или только на атаке, нужно искать баланс. Если у вас вроде хорошая колода, но несколько ходов подряд приходит одно золото, то соперник вам легко ощиплет перышки. С обычными базами проще — их можно игнорировать, а вот аванпосты обойти нельзя. Не можешь их снести? Ничем не можем помочь — проигрывай, неудачник;
  • карты на рынке заменить практически нельзя (есть несколько карточек, которые позволяют это сделать, но их мало). Если в начале игры вам на рынке попались дорогие карты, то игра затянется, пока игроки не смогут их купить и заменить чем-то более дешевым и доступным. Многие колодострои борются с такими вещами, используя разные хитрости (например, Николай Пегасов в World of Tanks: Rush ввел постоянную замену одной карты на рынке каждый ход). В ЗИ приходится терпеть засилье дорогих карт на рынке;
  • базовые правила игры уместились примерно на половине всего буклета. Остальную его часть занимают варианты игры для нескольких человек и для соло-прохождения. Мне взгрустнулось, что я не могу сыграть вчетвером, купив одну коробку, хотя правила прямо-таки кричат, что вчетвером можно сыграть и 2х2, и в драфт, и т.д. и т.п. То, что одна коробка предназначена для двоих — это и плюс, и минус одновременно. Для меня скорее минус — игра мне понравилась, надо покупать вторую коробку. Но если кто-то играет сугубо вдвоем, то он будет рад тому, что не переплатил за компоненты, которые ему не нужны. Зачем любителям поиграть вдвоем комплект карт для третьего и четвертого игрока? По сути, ЗИ предлагают очень демократичный вариант, когда вы платите именно за то, что хотите получить. Если вы знаете, что будете играть в большой компании, подумайте о второй или третьей коробке заранее;
  • ничего нового в ЗИ нету. За новыми ощущениями идите к гибридным настолочкам.

Плюсы

  • ЗИ — это быстрая игра. Чтобы подготовиться к партии, нужно всего лишь просмотреть колоду карт и отобрать из нее стартовые карты. Ход проходит довольно динамично, если фиксировать на бумаге или кубках результаты розыгрыша карт, иначе приходится пересчитывать по нескольку раз. Но в целом затянутости в игре я не чувствую. Партия заканчивается вовремя и не сильно загружает игроков. Когда играют опытные игроки, партии проходят еще быстрее (обычно 15-20 минут);
  • в эту игру легко научить играть новичка. Прочитав правила, я подумал — «ух ты, и это все?«. Свойства карт довольно простые, текста на них не так уж и много, а свойства символов сразу запоминаются;
  • в игре есть разные стратегии развития — можно покупать все подряд, можно сначала копить золото, потом собирать карты для атаки, можно сразу собирать агрессивную колоду, можно собирать карты только определенных фракций, чтобы быстрее собирались мощные комбинации. Что покупать и как играть решаете только вы, игра вам ничего не навязывает;
  • сбор хороших комбинаций помогает проворачивать всю колоду и наносить мощные удары по сопернику. Здорово, когда ты не просто играешь 5 карт с руки, но еще набираешь новые карты с колоды и успешно их применяешь в общей цепочке действий;
  • в игре представлены 4 фракции, и все они играют немного по-разному. Кто-то приносит больше золота, кто-то заточен под базы, кто-то дает больше значков атаки, кто-то восполняет твои жизни. Не всегда выгодно брать карту, которая просто дороже. Иногда лучше подумать и взять то, чего вам не хватает больше всего. Например, вовремя вытянутая карта с «лечилкой» поможет избежать поражения из-за потери жизней. Вариантов фракций как раз столько, сколько нужно для комфортной игры. Знаю, что в будущем планируются двухцветные карты фракций;



  • правила предлагают разные варианты игры. Правда, по большей части эти варианты рассчитаны на 4+ игроков (придется докупать коробки). Прочие режимы игры довольно симпатичные. Читая правила, я ловил себя на том, что хотел бы сыграть в тот или иной вариант. Не сыграл, потому что у меня в наличии только одна коробка на двоих (и мне пока ее хватает). Соло-вариант и вариант игры против босса реализован также в электронной версии игры, я его опробовал и мне он понравился;
  • невысокая стоимость. Это один из главных плюсов для меня. В Беларуси в среднем игра стоит 31 рубль. В России — 990 рублей. Обычное же издание ЗИ (без дополнения) в Беларуси стоит 20 рублей. В России — 690 рублей. Имхо, цена за такую игру очень хорошая.

Дополнение Гамбит

Что же, давайте теперь посмотрим на состав дополнения и выясним, что оно может нам предложить в плане геймплея.

Меня безумно обрадовало то, что дополнение состоит из нескольких маленьких дополнений, которые можно добавлять в игру как все вместе, так и выборочно. Эти дополнения в оригинале выходили по отдельности, HW же собрало их всех вместе в одной коробке.

Итак, первое дополнение — это «Базы и корабли«. Очень простой доп — просто добавляет новые базы и корабли (что понятно из названия). Эти карты можно смело замешивать в общую колоду. Правда, я все же рекомендую сначала поиграть только базовыми картами, чтобы прочувствовать игру, а уже потом добавлять базы и корабли из дополнения. Так вы сможете понять, что полезного добавляют в игру новые карты.

Второе дополнение — «События«. Карточки событий замешиваются в колоду, и когда они попадают на рынок, то их эффект тут же разыгрывается, событие уходит в сброс, а вместо него на рынок выходит новая карта. События одинаково полезны или коварны для всех игроков, а не только для того, кто вытянул эту карту. Вытянув событие, можно получить возможность набрать дополнительные карты в руку, получить немного жизней, сбросить в утиль карты с руки или из сброса и т.д. В общем, событие привносит в игру элемент неожиданности, который срабатывает в момент выхода на рынок. В принципе, это неплохое дополнение, которое практически не ломает игру и делает ее интереснее.

Третье дополнение — «Персонажи«. Довольно спорный тип карт. Персонажи тоже замешиваются в общую колоду. Купив карту такого типа, игрок кладет ее на стол и может использовать ее действие в любой свой ход. После применения действия, карточка уходит в утиль, но ее эффект сохраняется до конца хода. Как правило, персонажи дают игроку один значок фракции (как будто он сыграл корабль или базу этой фракции), чтобы иметь в текущем ходе бонусы этой фракции, и какое-нибудь одно простенькое действие — золотишко или атаку, например. После применения персонажи выходят из игры. Для фана можно использовать и этот доп, но мне как-то это дополнение не очень понравилось. Хоть персонажи и дешевые, но почему-то порою на них жалко тратить деньги.

Четвертое дополнение — «Эскадры и крепости«. Этот доп аналогичен «Базам и кораблям«. Вы просто получаете новые базы и корабли, которые замешиваете в общую колоду. Годно!

Пятое дополнение — «Гамбиты«. А вот этот доп немного отличается от других. В его состав входят 3 корабля, которые легко можно замешать в общую колоду безо всяких условий, 13 карт гамбитов и 4 сценария.

Карты гамбитов не замешиваются в колоду. У них даже рубашки имеют другую, серую, окантовку, чтобы их легко можно было отличить от обычных карт. Гамбиты раздаются вслепую между игроками поровну (о количестве раздаваемых карт нужно договорится перед игрой). Полученные карты гамбитов остаются лежать перед игроками рубашкой вверх. В любой ход, когда игрок решит, что ему нужна помощь, он может вскрыть любое количество карт гамбитов, что у него имеется. Гамбиты — это карты с одноразовым бонусом (будь то бонус к атаке, золоту, получение здоровья или еще что). Впечатление от гамбитов у меня неоднозначные. Порою, вскрытый гамбит тебе не очень сильно помогает, а вот сопернику наоборот помогает более существенно. Как и персонажи, с гамбитами можно играть чисто для разнообразия, или чтобы сделать первые ходы более интересными. Также гамбиты здорово помогают, когда кажется, что игра безнадежно слита.

Также дополнение «Гамбит» содержит 4 карты сценариев, которые предлагают кооперативное прохождение. Сражаться предстоит против зверя и пиратов темной звезды. В целом, сценарии мне показались довольно интересными, так как они привносят в игру разнообразие.


 Если подводить итог под всем тем, что я уже написал, то можно сказать, что от Звездных Империй у меня остались довольно приятные ощущения, но назвать эту игру уникальной я не могу. Наверное, все знают, что Юрий Тапилин со всем известного бордгеймера эту игру обожает и заигрывает до дыр. У меня от игры более спокойные впечатления, потому что моя хотелка требует инноваций.

Мне нравится, что ЗИ — это кристально чистый декбилдинг, который практически не испорчен глупыми дополнениями, ломающими игровой процесс. Огромный плюс игры заключается в ее стоимости — вы сами можете решать, сколько вы хотите потратить на эту игру денег (хотите играть вдвоем или вчетвером, с допами или без).

Порвала ли какой-то шаблон эта игра? Нет. Поэтому если вам нужен быстрый играбельный шаблонный декбилдинг, не занимающий много места на столе, то ЗИ — это прекрасный вариант.

Здорово, что игра умеет наказывать игрока за неправильно выбранную стратегию. Буквально вчера я проиграл из-за того, что углубился в покупку кораблей, приносящих золото, и просто ничего не смог сделать, когда соперник начал за ход сносить по 7-12 жизней.

Любимым декбилдингом у меня эта игра вряд ли станет, но  для будничного времяпрепровождения с симпатичными настолками вполне подойдет.


Настольная игра Звездные империи. Подарочное издание предоставлена для обзора компанией Hobby World

Реклама

4 Responses to Через карточки к звездам — обзор настольной игры «Звездные империи. Подарочное издание»

  1. Catman says:

    Три дня назад купил такое же издание «ЗИ», а тут Ваш обзор! Тоже подивился, почему базу + допы в одной коробке назвали «подарочным изданием»? Вероятно, для придания большей значимости и лучших продаж! 🙂 Сразу одел все карты в протекторы, памятуя нарекания многих на карты не лучшего качества! Визуально игра производит очень приятное впечатление, а вот первую партию попробую сыграть на неделе! Брал для быстрой игры с коллегой в перерыве на работе! Думаю, не буду разочарован, хотя правила показались не слишком простыми, если бы не видел обзоров, втыкал бы долго! Но согласен с Вами, что один из плюсов — цена!
    В общем, спасибо за подробный разбор содержимого этого издания, хороший обзор!

    • scafandr says:

      Мне кажется, что вам игра понравится. Особенно если вы имеете не большой опыт в колодостроительных играх.
      По правилам я уже отмечал, что тот же Доминион (это первая игра с такой механикой) я не мог понять, пока не сыграл пару раз. Прочитав правила, я сразу ничего не понял. Просто механика колодостроения отличается от других механик. Но если разобраться в одной игре, то все остальные будут щелкаться как орешки

  2. Catman says:

    Сыграл уже больше пяти партий и смело могу заявить, нравится и даже очень! Сначала показалась нудной и запутанной! Спасибо тесеровцам, прояснили спорные моменты правил, а когда въехал в свойства карт и фракций, игра заблистала! Будем вводить дополнения, много там интересных карт! Если судить по соотношению «цена / качество» — 10 баллов! Но нужны протекторы, что и было сразу сделано!
    P.S. Эх, нравится мне их космический арт, вспоминается детство и чтение фантастики! Ностальгия! 🙂

    • scafandr says:

      Здорово, что вам порнавилась игра. С этой игры хорошо начинать изучать декбилдинг. Реиграбельности море. Такие игры не жалко убить и пойти купить новую коробку=)
      Мне арт показался средненьким. На книгах Азбуки из серии НФ корабли кораздо вкуснее изображены

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: