О старом по-новому — Elder Sign

Интересно, как так получилось, что у меня в коллекции сначала появилась игра Elder Sign, и только потом Arkham Horror. Мне сейчас нужно выбрать для статьи новую игру, на которую я уже когда-то начирикал обзор. В серии статей «О старом по-новому» я пытаюсь понять, изменилось ли мое отношение к игре за примерно 5 лет. И вот судя по списку теперь настало время игры, которая отпочковалась от другой настолки. Об игре-папе я вспомню спустя несколько заметок, а пока что поговорю об Elder Sign, о Знаке Древнего, который появился в одном очень старом и пыльном музее.

Кубики — это модно

… или было модно? Или всегда было модно? Вот я помню, как был моден декбилдинг. Все авторы начали рассовывать его по всем своим играм. Потом пришли кубики — давайте же все переделывать свои успешные игры во что-то лайтовое с кубами. Потом ну его к черту эти кубы — в моде мини-игры типа Тайного Послания. Все меняется, мир не стоит на месте.

Что могли подумать в 2011 году настольщики, когда они услышали о том, что скоро их ждет новая игра из серии Ужас Аркхэма? Конечно же все лавкрафтофилы дико обрадовались и подумали, что их ждет очередное увлекательное приключение в мир, придуманный Лавкрафтом. Более того, новая игра позиционировалась, как лайтовая кубиковая версия УА. Типа, все будет то же самое, только без поля.

Игра вышла и мнения разделились. Я условно разделю эти мнения на 2 части — одним игра вполне закатила, а вот другим она очень сильно не понравилась. Недовольная часть ужасно обиделась на то, что вместо УА на кубиках они получили не пойми что на кубиках. Где атмосфера? Где леденящий душу ужас? Где блуждания по городу в поисках приключений? Где вообще все?

Давайте разбираться.

Где атмосфера?

УА может похвалиться своей эпичностью (особенно если учитывать все вышедшие дополнения), которая выражается не только в виде огромного количества игровых карточек и больших раскладывающихся полей, но и в виде хардкорного игрового процесса с ролевым уклоном. Каждый ход игроки впечатляются большим количеством монстров, расползающихся по карте и мешающих свободно перемещаться игрокам от точки к точке. Собственно, сама атмосфера отдельно в мешочке в комплект не входит. Атмосферу создают игроки, которые пытаются отыгрывать свои роли сыщиков и журналистов. Атмосфера заложена в названиях районов города, в монстрах, сбежавших со страниц рассказов Говарда Лавкрафта, в художественном тексте, щедро разбросанном на картах.

Elder Sign — это какое-то странное, невнятное приключение в музее. Механически игра работает вполне хорошо, а вот с точки зрения темы у нее есть несколько странностей. Музей тут выступает неким порталом в иные миры, где есть… Подождите, а что есть? Есть какие-то карточки с приключениями. И монстры на них изображены всего одним символом. Если быть честным, то ES — это игра именно про символы. На картах заданий изображены символы, которые игрок должен выбросить на кубиках — вот и сказка вся.

Честно говоря, мне немного непонятны претензии к тому, что в ES не чувствуется AH. Нет такого правила, что если игра делается с приветом от Лавкрафта, то она обязательно должна повторять всю суть AH.

Хотя на самом деле про атмосферу не так уж и сильно ругались. Некоторые настольщики вполне четко уловили дух Ктулху в кубиковой игре. А вот следующим вопросом задалось гораздо больше людей.

Почему так легко?

Вот тут да, не поспоришь. Странно, что ФФГ прошляпило то, что ES оказалась довольно легко проходимой кооперативной игрой.

Я привык, что в любых кооперативных играх есть настраиваемая сложность. Поначалу должно быть немножко сложно, чтобы игрок не с первого раза прошел игру, но со второго или третьего уж точно. Потом игра должна предложить игроку инструмент для повышения сложности, чтобы игра стала не немного сложной, а просто сложной. А потом очень сложной. А потом и нереально сложной. Это хорошо тем, что игроки могут выбрать себе тот уровень сложности, с которым им будет интересно играть.

Так вот этого инструмента в ES нету. Это кубиковая игра, и вся ее сложность заключается в везении при бросках. Игроку в помощь даются карточки предметов, которые позволяют перебрасывать кубики, заменять выпавшие грани, добавлять в броски новые кубики и т.д. Если ты успешно проходишь приключение, то получаешь бонусы, включая эти самые полезные жетоны и карточки. Поражение маячит перед игроками только в том случае, если в начале игры они безуспешно потратили все свои бонусы. Играть абсолютно голым становится довольно сложно.

Игрок довольно быстро понимает, что нужно внимательно относиться к выбору приключений, которые ему нужно попытаться завершить. Сначала нужно брать что-то попроще, потом при наличии хороших бонусов в руке разбираться со сложными заданиями и получать еще более крутые бонусы. Следуя этому методу, вы с гарантией в 95% добьетесь победы.

А теперь, внимание, вопрос — должна ли кооперативная игра иметь зубодробительную сложность? Если вы сталкивались с играми для детей, то могли заметить, что в детских кооперативных играх сложность довольно низкая. Взрослым играть в такие игры не очень интересно. Но ребенок всегда испытывает колоссальное удовольствие, когда побеждает. Примерно то же самое испытываю я, когда играю в ES.

Не могу сказать, что победить в ES настолько легко и просто, что можно вообще ничего не делать — просто разложить компоненты на столе и один раз бросить кубы, а дальше все само автоматически приведет тебя к победе. Чтобы победить, нужно все-таки подумать, какое приключение лучше завершить первым или может стоит попытать счастья у врат музея. К тому же по времени игра не совсем короткая — за ней смело убивается 1 час. Поэтому когда тратишь на игру больше часа, то хочется, чтобы она в конце принесла какое-то удовлетворение. Т.е. в каком-то роде ее действительно можно назвать «детской». Для тех, кто не любит проигрывать.

Если смотреть с моей колокольни, то ES — это игра для отдыха. Бывает такое, что игра вроде и имеет явный косяк, но кому-то он сильно мешает играть, а кто-то спокойно к нему относится. Мне тоже, наверное, все-таки хотелось бы, чтобы ES была более сложной игрой. А лучше всего, чтобы я сам мог настраивать ее сложность. Но этой фичи в игре, к сожалению, нету. Совершенно нормально, если человек после одной сыгранной партии в ES расстраивается и оставляет гневный комментарий о легкости игры. Я же как-то к этому факту отнесся проще. В ES я отлично играю с теми людьми, которые совсем недавно начали баловаться настолками. Игрушка на самом очень простая. В ней есть несколько очень кусачих нюансов, которых нужно выловить в правилах, но если играть с опытным игроком (со мной, например), то играть становится легко. Ну и нельзя не отметить тот факт, что игра построена на простой механике, которая мне очень нравится. Как и нравится многим начинающим игрокам. Я имею в виду кубики.

Да это же дайс-фест!

Игра подходит отлично тем игрокам, которые не хотят возиться с драфтом карт, их манипуляцией, перемещением по полю, накоплением ресурсов и т.д. Да, в ES есть карточки, одни из которых являются приключениями и они содержат только задание, а другие дают игроку игровое преимущество, и их не нужно скрывать от других игроков и разыгрывать по очереди (они просто лежат на столе и приносят бонусы). Все, что игрок должен делать в этой игре — это бросать кубики. Я обожаю это делать. Тем более, что в ES кубики кастомные и разноцветные.

Опять же по этому поводу некоторые настольщики успели кинуть камень в огород игры — «это же просто вариация Яцзы!«. Кому не нравится выбрасывать на кубиках определенные символы, тот может смело проходить мимо. Я же получаю от этого кайф. Все карты заданий представляют собой наборы символов, которые игрок должен выбросить на кубах. Игрок может перебрасывать кубы, оставлять нужные в сторонке, добавлять новые — все это дает игре дополнительный фан.

Мне очень нравится бросать кубы в Seasons, отлично катятся кубы в Кингсбурге, ну и весьма приятно держать в руке кубики от ES. Кубиков в игре много, они разноцветные, с черепками , свитками да тентаклями. Мне кажется, что для любителей дайсов тут самое раздолье. Может быть эта настолка и с приветом от Яцзы, но все же она, с какой стороны ни посмотри, модерновая и симпатичная.

Для любителей более сложных заданий в игре есть задания со строго выполняемой цепочкой мини-квестов. Также в игре есть гадкие монстры, которые «съедают» кубы игроков. Есть монстры, которые в полночь делают игрокам гадости. Просто бросать кубы и радоваться успешным броскам все же не получится.

Игра оформлена в том же ключе, что и другие настолки «аркхэмовской» серии. Даже арты у этих игр общие. Когда я фоткал ES для обзора на свою старую цифровую мыльницу, то не мог нарадоваться, какие сочными красками залиты игровые компоненты. Лепота!

Но что нам делать с лайтовым геймплеем?

Качать iOS-приложение!

ФФГ получили тонны критики после выхода ES по самое не хочу. Самые стойкие настольщики страстно хотели получить дополнение, в котором были бы исправлены все огрехи базы. Но  о допе никто даже не заикался, а вот зато на iOS вышла электронная версия игры, которая сумела удивить всех тех, кто играл в физическую копию ES.

Удивительно было то, что в этой игре было несколько боссов, которые реально отличались сложностью. В обычной ES по большей части все боссы проходились одинаково лихо. В приложении же каждый босс давал игроку разную сложность. Первого самого легкого Древнего я вынес только после 6 или 7 попытки.

Практически все карты заданий были переделаны. Они реально стали сложнее. Если раньше можно было особо не переживать по потерянным картам предметов, то в приложении впустую потраченные предметы могут легко привести к поражению. Такую игру уже нельзя назвать легкой. Я до сих пор кроме первого и второго босса так пока никого и не победил, хотя сыграл более 40 партий.

Вроде все то же самое по геймплею, но играется гораздо жестче. Прямо как доктор прописал.

В общем, я счастлив иметь электронную версию, так как она крута как в графическом плане, так и в игровом. Всем всячески ее рекомендую.

Конечно, после электронки садиться за обычную ES уже как-то не очень хотелось. Это как ребенка обыграть. В ФФГ уже мало верилось, что они способны сочинить дополнение для картонной версии, но это все же случилось в 2013 году.

Elder Sign: Unseen Forces

Вот он долгожданный доп, в котором появилась сложность. Не все новые приключения дадут жару, но вот 4 босса вполне способны это сделать. Новые карты мифов хороши и жестоки. Хотели новых приключенцев, спеллов и айтемов? Пожалуйста! Их есть у нас. Также был существенно переработан вход в музей.

Сделал ли этот доп революцию? Совершенно нет. Unseen Forces является заплаткой для базовой версии. Да, в нем есть есть новые карточки и новые механики в виде blessing и cursed, но игра по сути осталась прежней. Кому пришелся по нраву дайсомет из базы, но ему не хватало сложности, тому определенно понравился и первый доп. Но если кто-то не понял прикола в бросках кубиков, кому не хватало тяжелого дыхания Ктулху из коробки, тому дополнение не помогло изменить свое мнение.

Unseen Forces можно охарактеризовать как доп для тех, кому «чего-то не хватало».

Elder Sign: Gates of Arkham

А вот эта приятная неожиданность вышла в 2015 году.

Казалось бы, что можно выпускать к ES? Новые кубики, новые приключения, новые спеллы/айтемы, новые боссы. И все, хватит. Но Gates of Arkham оказалась тотальной работой над ошибками.

Действие из музея перенеслось на улицы Аркхэма. В связи с этим старая колода приключений и мифов оказалась ненужной. Теперь нам предлагают новые приключения и мифы. Приключения, кстати, стали двусторонними, теперь все они имеют опасный эффект, срабатывающий в полночь. Приключенцы смогли получать полезные навыки по мере прохождения игры.

Игра вроде не стала какой-то совершенно иной. Во главе ее как стоял дайсфест, так и продолжил там же стоять. Но теперь ее можно смело называть лайтовым Ужасом Аркхэма, а не мышиной возней в музее.

Elder Sign: Omens of Ice

Самое последнее на данный момент дополнение, которое вышло в 2016 году.

Этот доп расширяет все то, что вышло в составе Gates of Arkham. Игра стала сложнее и разнообразнее за счет новых карт. Те счастливчики, кто уже успел поиграть в Omens of Ice, говорят, что это не самое лучшее дополнение на свете, и из-за выросшей сложности игры ее уже трудно назвать легким дайсометом. Тем не менее, если вы уже решились скупать все допы, то какие могут быть вопросы в приобретении этой коробочки?

Неудачный российский опыт

Elder Sign выходил на русском языке несколько лет назад, благодаря HW. Название игры перевели как Знак древних. Судя по тому, что игра снята с производства, продажи ее были совсем не ахти. У меня были надежды на то, что в будущем мы увидим все дополнения на русском языке, но русскоязычный покупатель проголосовал рублем, поэтому ничего нам больше не светит. УА и ДУ все-таки продаются гораздо лучше, поэтому если и ждать Ктулху на русском, то только в виде допов к вышеперечисленным двум играм.

Игра не взлетела, и вроде по понятным причинам. По тем же самым, о которых я писал в статье. Базовая коробка специфична. Она на любителя. Она недостаточно сложна и недостаточна вариативна. Несколько лет назад я многим знакомым рекомендовал эту игру. Особенно тем, кто любит игры попроще и поазартнее. Но сейчас я боюсь это делать, т.к. если смотреть объективно, то далеко не всем игра заходит хорошо. Вот Порт-Ройал я всем советую, а ES боязно, хоть и игра красивая. Не хочется потом краснеть за то, что ерунду посоветовал.

Итог за 5 лет

Но для меня ES стала отличной успокаивающей игрой. Наверное, мне повезло, что я не испытал горького разочарования после знакомства с этой настолкой. Мне и атмосферы хватает, и кубики бросать интересно. Наверное, до покупки ES у меня не было в коллекции такой игры, где нужно было бы постоянно выбрасывать определенные символы на кубах. Обычно в настольных играх вы бросаете кубики и выполняете действия исходя из выпавших цифр. Здесь же на кубах цифр нету, но они и не нужны. С ними было бы очень скучно играть.

Игрушка отлично играется соло. Она вообще не привередлива к количеству игроков. Нет разницы, сколько сыщиков присутствует в музее. Все равно каждый по очереди пытается закрыть одно приключение, а ровно в полночь за столом случается какая-нибудь гадость, которая делает прохождение игры труднее. Когда Древний набирает определенное число токенов, игра заканчивается, при этом число токенов не зависит от количества играющих. Но по моему опыту играть большим составом в эту игру очень скучно. Пока до вас дойдет ход, можно уснуть. Пускай на коробке и написано, что в ES можно играть ввосьмером, никогда не делайте этого. Одному-вдвоем-втроем вполне неплохо играется. А вот 4+ уже приносят немного не те эмоции, какие нужно.

Не могу сказать, что я часто играю в коробочную версию. Но в год раз 15 играю в электронное приложение 100%. Мне игра приносит отличное тентаклевое ощущение. Я с гораздо бОльшим удовольствием сыграю в ES нежели в AH. Именно поэтому игра и входит в мой топ-20. Пока еще входит=)

За 5 лет мне игра нисколечко не разонравилась, я ее по-прежнему люблю раскладывать. Кубики в ней отличные!


Мой старый обзор находится здесь.

Фотки для статьи спер с BGG.

Реклама

8 Responses to О старом по-новому — Elder Sign

  1. s3ktor63 says:

    Спасибо, как всегда очень интересно. На выходных достали игру, вытянули впервые Древнего из дополнения, который скидывает карты приключений если их провалить и не заменят их. Ну, думаю, сейчас жесть будет — быстро проиграем. В итоге у нас вышло из игры только 2 карты, а Древний был бесконечно далек от пробуждения. Но игра все равно приятная)
    Хочу какой-нибудь доп прикупить из последних двух.

    • scafandr says:

      Спасибо и вам за то, что прочитали!
      Древние в базе действительно слабенькие, их явно недоработали.
      Из допов присмотритесь к Gates of Arkham — он немного меняет игру в лучшую сторону. Новые карты, новый вызов

  2. Обожаю твои обзоры «О старом по-новому» =) даже когда игры ну совсем не интересные, интересно читать, как изменялось представление об играх. Наше мнение постоянно меняется, глядишь, будет рубрика «Опять по-новому о том, что я уже обозревал несколько раз» =)

    • scafandr says:

      Спасибо большое!
      Опять по-новому вряд ли будет=) У меня не настолько часто меняются мнения об играх=) Хиты остаются хитами, разве что шлак какой-то вдруг засияет всеми цветами радуги.
      А вообще было бы забавно, когда нам будет за 60, я напишу 6-ой обзор Эволюции=))))

  3. Catman says:

    Интересный обзор! Даже как-то мелькнула мысль о покупке «Знака древних», но поняв, что локализованных дополнений к нет и не будет, эта мысль благополучно исчезла! 😦 Хотя мне эта игра показалась довольно привлекательной с точки зрения оформления — много-много красивых карт! Но после Вашего обзора совсем не буду сожалеть о том, что не купил! Очень хотел бы сыграть в «Ужас Аркхэма», но высокая цена и отсутствие компании делают это невозможным, по крайней мере, в обозримом будущем!

    • scafandr says:

      Через пару-тройку игр я расскажу снова и об Ужасе Аркхэма. МОжет быть снова отобью желание покупать=)

  4. Fellah says:

    Нашёл на БГГ предложения по усложнению игры. Из всего перечня добавили добавление 1 часа после каждого неудачного броска, если игрок проваливает задание в ином мире, то умирает и то, что выкладываются карты вокруг дверей, а сыщика можно перемещать только на соседнюю. Игра стала значительно сложнее и интереснее.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: