О старом по-новому — Зомби! Спасайся кто может

Как вам кажется, зависят ли эмоции, полученные от настольной игры, от того, с кем вы играли? Я придерживаюсь мнения, что зависимость есть. Бывает, вы играете в классную игру, но никому, кроме вас, она не нравится. Ваши соперники вяло играют карты с руки и неохотно передвигают миплов по игровому полю. Неужели от такой унылой игры можно получить положительные эмоции? Иногда бывает я сыграю во что-нибудь в своей компании, и вроде всем понравилась игра, а потом заходишь на Тесеру и видишь, что там игру ругают по чем зря. И в такие моменты я не знаю, что и думать — то ли я ничего не понимаю в играх, то ли моя компания меня подводит=)

Настольная игра «Зомби! Спасайся кто может» пришла мне от Правильных Игр накануне Нового Года в 2011 году. Грех было 1 января не поиграть веселой компанией, состоящей из казуалов, в эту простую карточную игру. По свежим впечатлениям был написан вот этот обзор. Помню, что я не рекомендовал эту игру гикам, выделил в ней большую роль случайности и предложил какие-то свои мысли по поводу других вариантов правил. Крайне редко я дохожу до того, что начинаю придумывать свои правила, но в случае с «Зомби» это случилось практически сразу же. Почему?

Просто напомню, о чем эта игра. Перед игроками лежит колода карт. Карты в колоде могут быть двух типов — оружие и зомби. В свой ход игрок берет карту с колоды и играет одну карту с руки. Карту зомби можно подкинуть другому игроку. Если у игрока будет 5 зомби, то он сам становится зомби (а делать это категорически не приветствуется). Карту оружия можно выложить перед собой. Если символ оружия, который вы себе положили, есть и на карте зомби, который лежит перед вами, то обе карты уходят в сброс — т.е. вы победили зомби. Последний игрок, который не превратился в зомби, становится победителем.

Уже по описанию игры становится все понятно, что это простой филлер на 5 минут. По этой игре никак не напишешь объемный обзор, потому что она проста, как полено. И под Новый Год она сработала просто на отлично. Но когда позже я сыграл в Зомби в компании гиков, то так получилось, что совершенно никто не понял, в чем прикол игры. Зачем вообще играть в ЭТО? — задались гики таким вопросом.

На каждое зомби есть свое оружие. Соотношение типов карт равное. Вроде игра и простая, а сделать кого-то из игроков зомби не так уж и легко. Можно, конечно, всей гурьбой налететь на одного игрока и затоптать его, но… где же логика? Почему нужно атаковать только Петю, а не Свету или Колю? Дело в том, что шанс на взятие зомби или оружия равен 50%. Т.е. даже если вы хотите кого-то закидать зомбями, то для этого нужна полная рука зомбей. Поэтому теоретически от зомби довольно легко отбиваться вытянутым из колоды оружием. Если играть без агрессии по отношению к какому-то одному игроку, то игра скатывается в вялое перетягивание каната. Положение спасают зомби-тараканы, от которых вообще нельзя избавиться. Тараканы помогают быстрее определиться с жертвой. Но выбор жертвы все равно случайный. Если играть каждый сам за себя, то рандомизация выбора в игре будет проходить по методу Мафии — «мне не нравится твой взгляд«. И это скучно для гика.

После нескольких партий с гиками про игру можно было сказать «ужас-ужас». Сколько бы ни ругали Эволюцию того же издательства, но я предпочту сыграть в нее, а не в Зомби!  В общем, гики сразу наложили анафему на Зомби!, и мы больше к ней не возвращались. Ибо банально скучно. Складывается ощущение, что Зомби! — это не совсем игра, а идея, которая нашла свое отражение в демонстрационной версии. Если бы автор пошел дальше, то на зомби и оружие можно было бы повесить свойства, придумать очки, которые игроки получают за сбор сетов и что-нибудь еще более интересное. Но игра вышла в самом упрощенном варианте, который только мог быть. И вроде автор не совсем новичок — это Данила Горюнов, у которого в портфолио есть отличные игры Ордонанс и Синоби.

Я бы совершенно честно никому не советовал покупать эту игру, если бы не несколько случаев в клубе настольных игр.

В местный клуб по большей части ходят дети и подростки. Иногда мне очень интересно просто следить за детьми — какие игры они берут с полок, как играют, понимают ли они правила игры и т.д. Так вот Зомби! Спасайся кто может дети брали довольно часто. Особенно мне запомнились две компании детей, которые сходили с ума по игре.

В первой компании было где-то человек 6 или 7. Пятеро (четверо?) дружили друг с другом, а еще двое были чужаками для компании. В той партии сразу образовалось две ячейки — друзья и двое чужаков. С самого начала игры друзья стали агрессивно играть против незнакомых им ребят. Один из изгоев понял, что в этой игре нужно побыстрее с кем-то скооперироваться, поэтому он стал просить другого чужака помогать ему. Тот второй оказался менее смышленым и не уловил суть происходящего, поэтому отказал в создании коалиции. Для него игра была игрой — типа, если ему кинули плохую карту, то так тому и быть. Как в армии — сказали отжаться — отжался.

У друзей довольно быстро появился лидер. Этот парень, который громче всех кричал и говорил другим — «у тебя есть зомби? кидай ему! кидай ему, я сказал!«. И чужаки должны были обязаны быстро слить игру, но тут случилось неожиданное. Один мальчик из группы друзей решил поиграть в доброго паладина. Он сказал: «Нечестно играть против двоих, их ведь меньше«. После чего этот мальчик стал помогать чужакам отбиваться от зомби.

Лидер не мог поверить, что человек из его команды вдруг перешел на сторону противника, поэтому несколько ходов тот пытался вернуть друга обратно в свою команду. И у него почти это получилось — беженец все-таки согласился поддерживать нейтралитет в конфликте (друга терять ему не хотелось). Типа, никому не буду помогать или буду гадить всем. Но тут опять случилось то, что нельзя было предположить — один из игроков команды друзей перебрал зомбей и тараканов и сам стал зомби. Так команда друзей лишилась одного игрока.

Лидер друзей стал злиться, ведь из-за халатности его команда лишилась одной маленькой девочки. Поэтому он стал открыто борзеть. В речи стали проскакивать слова типа «слышь ты», «попробуй только сыграть на меня», «ты совсем что ли». Но точно такой же борзой попался и в команде чужаков. Он просто сказал — «А я тебя могу ударить так, что ты ляжешь». Причем чужак был на несколько лет младше главаря друзей. Назревал махач и вроде даже сжал кулаки, но главарь друзей был вовремя предупрежден, что чужаку хоть и меньше лет, но он ходит на карате. Да и подоспели взрослые, которые пристыдили обоих игроков и выдали им предупреждения.

После этого конфликта команда друзей сыграла более слаженно и быстро вынесла одного их чужаков. Каратист остался в одиночестве. Он был похож на Рэмбо, которому ни по чем ни пули, ни зомби.

Я смотрел на детей и офигевал. Они играли в совсем другую игру. Если гики упирались в карточки и от них отталкивались в принятии решения, то дети быстро перешли от настольной игры к социальной. У каждого игрока была своя роль, выявились лидеры, появились предатели. Кто бы мог подумать, что в Зомби! можно играть с такими эмоциями? Попробуйте угадать, что  было, когда каратист вышел из игры? Осталось 3 друга, которым нужно было решить, кто из них победитель. Вы ни за что не догадаетесь.

Они где-то 10 кругов спасали друг друга. Один кладет другому зомби и тут же спрашивает у третьего игрока — «ты же его сможешь спасти от этого зомби?«. Ведь оружие можно не только себе класть, но и другому игроку. Игроки-зомби откровенно скучали, но наконец-то в игре появились неубиваемые тараканы, после которых игра пошла чуть живее.

В итоге победил парень, который сначала перешел к чужакам, а потом держал нейтралитет.

Вторая компания детишек была еще младше по возрасту, и все приходили в неописуемый восторг не только после того, как они кому-то подкидывали зомби, но и когда зомби появлялись перед ними самими. Дети кричали: «Папа-папа, давай играть с нами! Мы хотим еще!«. А папе было откровенно стыдно играть в настолки. Он привел своих детей в библиотеку, чтобы те поиграли немного и дали папе отджохнуть. Его выражение лица точь-в точь повторяло мем про Тони Старка.

После таких увиденных мною партий я понял, что ставить крест на Зомби! Спасайся кто может просто глупо. В правильной компании эта игра воспринимается совсем иначе. Проверь своего друга — сыграй с ним в Зомби. Посмотришь, как он тебя предаст при первой же возможности.

И кто знает, какой видели игру разработчик и издатель. Про реакцию гиков я вам уже рассказал — обругали и забыли навсегда. И сейчас я должен был бы рассказывать вам о том, насколько эта игра плоха и бесперспективна. Это как раз тот случай, когда после такого разгромного обзора читатели говорят «Молодец, блогер, никому не продается, пишет правду-матку«. И если  вы опытный настольщик, то вам действительно стоит забыть про существование Зомби! Спасайся кто может. Но детям, которые не играют во взрослые игры, Зомби заходят на ура.

Но даже несмотря на то, что кому-то там игра нравится, я все равно не могу назвать ее хорошей. Ее даже продать рука не поднимается. Только подарить. И подарить желательно тем, кто на основе простой игры сможет моделировать уникальные ситуации.

Вердикт — в Зомби! Спасайся кто может не играю от слова вообще. Симпатичный арт не спасает унылый простой геймплей, который вызывает зевоту.

Реклама

12 Responses to О старом по-новому — Зомби! Спасайся кто может

  1. pilotessa says:

    «Зомби!» отлично идет в детской/подростковой компании. Дочка везде ее носит с собой, уже затерто все до дыр. На мой вопрос: «Откуда такая популярность?» она говорит, что это самый безобидный способ выяснить отношения с друзьями. Я в нее совсем не играю, несмотря на просьбы. Когда-то купила «Зловещих зомбецов» на замену, там вроде все умнее и правильнее, но как-то не прижилось.

    • scafandr says:

      Ваши слова только подтверждают мою теорию — у детей игра заходит отлично. И они играют в нее как-то по-другому.

  2. Ну, знаете ли, в любой трешачок можно играть с огоньком =) давайте с лучшими друзьями сыграем в пьяницу и будем запивать все вкусным чаем и заедать тортом =) Игра будет супер. А какая там, в «Пьянице» социалка!

    Насчет таких вот договоров и союзов — у меня особого опыта не было (типа «Игры престолов»), но отчетливо вспоминается «Тайный город». Вот там мне очень понравился механизм «давай ты нападешь на него, а я тебе монетку за это дам», вот там можно было договориться официально, полагаясь на механику игры. Конечно, как ты и сказал, гики ждут именно этого, а не слепо — «ладно, давай мочить его».

    Дети — отдельный мир. У них вообще все с ног на голову. Мы с женой с ними в «Круг чемпионов» играем как в обычный кинь-двинь — они в восторге. Им просто подавай легкие правила и красивые компоненты =) И любая «Пьяница» заиграет такими красками, какими тебе и не снились!

    • pilotessa says:

      С детьми, наверное, можно и в «Пьяницу», только «Мир Хобби» ее зачем-то выпустил для взрослых. Вот это для меня загадка.

      • scafandr says:

        А это вы про какую игру говорите?

        • pilotessa says:

          World of Tanks: Победители. Не представляю, чтобы игроки в World of Tanks, да и вообще кто бы то ни было в нее играл.

          Причем World of Tanks: Rush я очень уважаю, если что.

          • scafandr says:

            Аааа, дада, точно. Я эту игру и не планировал брать у МХ. Зато картинки вроде красивые=)

            • pilotessa says:

              Я, когда увидела ее в магазине, так обрадовалась в первые 10 секунд. Думала, что новое дополнение к World of Tanks: Rush.
              Даже интересно, станет ли она для кого-то первой игрой.

              • scafandr says:

                Про Танки я спрашивал — пока, сказали, ничего не будет. Но у них, судя по всему, Wargaming по Танкам является главой. Если те скажут делать — будут делать. Пока тишина

    • scafandr says:

      Согласен. Все зависит от компании. Есть люди, которые воспринимают игры просто как развлечение, они не разбирают их по полочкам, выискивая дисбалансы

  3. zinzy5 says:

    Подарил «Зомбей» уже давно. Это была первая игра, которую я приобрел. В самом начале настольного пути, игралась нашей компанией на ура. Потом появились более умные филлеры. Но об этой игре у меня только теплые воспоминания.

    • scafandr says:

      Здорово. Всегда интересно слышать, что у кого-то такие игры были первыми в жизни и что оставили после себя теплые чувства. Я по этой же причине люблю Зельеварение. Но только я его не продавал=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: