За что я люблю/не люблю… еврогеймы

У меня в блоге уже были заметки на тему за что я люблю и не люблю настольные игры. Тематика, внешний вид, механика, время партии — во всем этом каждый настольщик выделит что-то свое. Частенько я слышу мнения, что некоторые типы игр кому-то совсем-пресовсем не нравятся. Например, кого-то тошнит от кооперативных игр или абстрактов. Я не могу так сразу сказать, что вот конкретно этот тип игр я люблю, а вот этот терпеть не могу. Со временем я стал относиться к разным настольным направлениям с уважением. Хотя, конечно, я легко могу сказать, за что мне нравится та или иная механика или не нравится, потому что у всего на свете есть плюсы и минусы.

В связи с этим у меня родилась идея сделать новую серию заметок, в которых я буду рассказывать о том, чем мне нравится или не нравится тот или иной тип игр. Безусловно, мне будет интересно услышать, за что вам не нравится или нравится то, о чем в статье будет идти речь.

Начну я с самого простого и обширного термина — еврогеймы.

Для меня этот термин долгое время был практически игнорируемым, потому что я был полностью поглощен карточными играми и америтрэшем. Играть в еврогеймы я считал зазорным занятием. Точно не вспомню, когда у меня изменилось мнение о евриках, но где-то в дальних углах памяти всплывает, что это был Stone Age. Каменный Век меня цепанул сильно и надолго, я бы с удовольствием купил эту игру сейчас, если бы она продавалась в наших магазинах. А вот всяческие Королевские Почты и Агриколы наводили на меня тоску. Следующий взрыв положительных эмоций был получен от Tzolk’in. Именно после этой игры я понял, что еврогеймы — это совсем не ругательное слово.

Начну с того, что мне не нравится в еврогеймах:

  • скучное серое оформление. Безусловно, не все еврогеймы страдают от нехватки красок, есть очень красивые экземпляры, но чаще всего, когда слышишь слово «еврогейм», то представляешь что-то серенькое и невзрачное. В играх этого типа часто доминируют символы и условные знаки, на игровых полях можно найти много таблиц и непонятных закорючек. Иногда в оформлении игры можно встретить интересные пасхалки, которые поднимут настроение игроков, но все же чаще всего в еврогеймах используется скромное оформление, которое меня скорее отталкивает, чем привлекает;
  • темы, которые затрагиваются в евриках, очень часто сильно далеки от меня. Меня ни капельки не интересует сельское хозяйство, мне не интересно ковыряться в грядках, растить свиней и коров в хлевах и кормить рабочих. С большей долей вероятности я поиграю в игру с такой темой не более одного раза.
    Средневековая тема мне тоже уже приелась. Разве что хотелось бы сыграть в хардкорное евро про бубонную чуму.
    Очень часто в еврогеймах используется тема городов, но проблема в том, что если я не был в этом городе и вообще о нем слышу достаточно редко, то скорее всего мне и эта тема будет не очень неинтересна. Взять хотя бы нашумевшую Брюгге — замени город на другой и ничего в игре не поменяется. Это мог бы быть Брест, Брно, Брянск или Брюссель. Хотя бывает, что тема той или иной игры подталкивает игроков к посещению википедии и развитию области своих познаний;
  • евро — это, как правило, сухой математический расчет. Тема в этом типе игр довольно редко взаимодействует с механикой игры. Прежде всего евро — это механизм по превращению одного ресурса в другой с последующей трансформацией полученного в победные очки. Еврогеймы в большинстве своем это открытые информационно игры. Игрок четко знает, что если он сделает А, то получит Б. Задача игрока, играющего в еврогейм, заключается в строительстве успешного механизма по получению ПО. Зачастую в еврогеймах за разнообразие отвечает только 1 какой-нибудь элемент (колода карт, стопка жетонов/заданий). Весь остальной рандом организуют сами игроки своими действиями (когда делаешь действие и мешаешь другому игроку выполнить такое же действие).
    Лучше всего взять в пример Агриколу. Каждый ход игрок четко видит, что он может взять и что ему делать дальше. В таких играх я теряюсь, потому что мне сложно выбрать что-то конкретное из множества путей развития. Можно вспахать поле, посадить на участке земли репу, взять еду в запас, корову, свинью, родить нового родича, получить жетон первого игрока и т.д. и т.п. Вроде есть широкий выбор действий, но в конце игры я почему-то сильно проигрываю по очкам. Я не люблю планировать на много-много ходов вперед, а сухие евры как раз это и подразумевают. В америтрэше вас может подкосить плохой бросок кубика, плохие карты, пришедшие в руку, полученный жетон проклятия и т.д. В еврах же у меня складывается впечатление, что задача игрока заключается только в том, чтобы выстроить правильную цепочку действий. И если на каком-то этапе ты сделал не совсем то, что нужно, то можешь легко проиграть, потому что просчитался. Если в конкретно взятом еврогейме вообще нет элемента случайности, мне вряд ли понравится такая игра. А если вся стратегия в игре заключается в том, что из 4-х ресурсов тебе нужно сосредоточиться только на одном и до конца игры ты будешь собирать только его, то это вообще ужасная игра. В игре должно быть что-то, что периодически должно менять твою стратегию;
  • частенько бывает, что в еврогеймах отсутствует понятие души. Мне нравится чувствовать игру, вселяться мысленно в персонажей, за которых ты играешь, нравится ощущать наступление кризиса. По моим наблюдениям в евро играют довольно спокойно, без особых эмоций. нехватку камня легче переживаешь, чем смертельный урон от пламени дракона;
  • высокая роль ошибки также ухудшает восприятие игры. Выбрал не тот тайл, отправил мипл не на тот рудник, не вовремя решил продать свои товары — и все, ты проиграл. Как можно сделать игру, в которой из-за одной ошибки игрок теряет шансы на победу? С другой стороны, точно также мне не нравится, когда можно всю игру заниматься лишь бы чем, а выиграть только за счет последнего хода, в котором ты сумел обойти лидера в связи с какой-то случайно собранной нереальной комбинации. В общем, плохо, когда игра заканчивается значительно раньше, чем это обусловлено правилами;
  • в некоторых еврогеймах встречается полная шляпа с выбором стратегии. Например, в игре есть несколько ресурсов, которые нужно копить и менять на ПО. И ты вроде думаешь — как интересно! я ведь могу взять красный ресурс, или зеленый, или желтый, а может вообще сосредоточусь на синем. И ты начинаешь брать все ресурсы, которые доступны. А оказывается, что нужно сосредотачиваться только на чем-то одном. Если будешь брать всего понемножку — проиграешь. А если будешь молотить в одном направлении — скорее всего выиграешь. Меня жутко раздражают такие игры. Я их называю одноразовыми;
  • иногда еврогеймы легко «ломаются». Видимо, из-за недотестирования может вскрыться комбинация, приводящая игрока к победе. К сожалению, в поломанную игру играть становиться скучно.

Что мне нравится в еврогеймах:

  • в минусах я писал о сухом математическом расчете, но ту же математику я могу отнести и к плюсам. Когда я играю в евро, то точно знаю, что в игре не случится приход карты, которая сметет все, что я у себя настроил. Не прилетит на голубом вертолете маленький дешевый морпех с хитом на 6, который сразу выбросит шестерку и победит моего супердракона. Когда я играю в еврогейм, то спокоен за то, что мою стратегию сломать будет достаточно трудно. Я могу выбрать неправильную стратегию — это да, но ктто-то чужой вряд ли влезет в мой огород и натворит там бед. Для меня еврогейм в первую очередь — это борьба умов. Игроки соревнуются между собой в том, кто быстрее сможет построить эффективную цепочку действий. Современные еврики стараются уходить от кубиков и прочих сумасшедших случайностей, которыми грешили игры из 90-х и 00-х. Все-таки хорошо, что если ты идешь в еврогейме за деревом, то дерево и получишь. Вопрос только в том, на сколько тебе это дерево будет полезным;
  • в еврогеймах есть что-то дзенское, успокаивающее. Меня гораздо сильнее будоражат броники и мечи со своими модификаторами к статам героя, чем здания, которые приносят 1 руду и 2 монеты. Наверное, это сугубо мое впечатление, но играя в евро я практически не испытываю сильного волнения (хотя есть приятные исключения в виде Замков Бургундии), что тоже иногда очень полезно;
  • в еврогеймах часто используется принцип «от меньшего к большему», что говорит о стремлении к гармонии. Евроигры часто позволяют игрокам из ничего сделать что-то. Построить город, сеть дорог, поднять бабки на продаже хотдогов, развить свое племя, вырастить огород. По сути, в евриках чем дальше ход партии, тем больше у тебя возможностей. Ощущение методичного развития мне очень нравится.

А за что вам нравятся или не нравятся еврогеймы?

P.S. фотки сперты с BGG

Реклама

36 Responses to За что я люблю/не люблю… еврогеймы

  1. Здароў.
    Наконт «Бругэ» ты не зусім маеш рацыі. Змяні назву на «Баранавічы» і гульня загуляе новымі колермі =)))))

    • scafandr says:

      Здароу-здароу=)
      У тым i сэнс, што калi гульня датычыцца твайго асяроддзя, то табе вельмi цiкава будзе гуляць у яе. А калi мне што Бругэ, што Папругэ, то атмасфера губляецца, нажаль. Вось жыу бы я у Германii, то з’ездзiу бы у Бругэ. Проста паглядзець, цi усё так, як намалевана=)

  2. Boozy says:

    Очень сильно не хватает примеров к пунктам. Без них статья воспринимается как сухой абстрактный еврогейм с блеклым оформлением и»без души» ))

    • Boozy says:

      Ну то есть 3 примера то есть, но хотелось бы на каждый пункт. Ведь и отрицательные и положительные пункты не из воздуха взялись же. А если из воздуха, то и ценность этих пунктов ноль целых мало десятых.

      • scafandr says:

        Дада, целиком согласен. ПРо это подумал слишком поздно — когда ставил рандомные картинки в статью. Следующий раз обещаю исправиться!

  3. njuse4ka says:

    >высокая роль ошибки также ухудшает восприятие игры. Выбрал не тот тайл, отправил мипл не на тот рудник, не вовремя решил продать свои товары — и все, ты проиграл. Как можно сделать игру, в которой из-за одной ошибки игрок теряет шансы на победу?

    Ты ведь пишешь о минусах всех еврогеймов, а в этом пункте затрагиваешь очень узкий спектр игр. Их не так много — тех, где цена ошибки настолько высока. Обычно игры, наоборот, более лояльны. Надо очень постараться, чтобы окончательно растерять все возможности хоть как-то реабилитироваться.

    По сабжу.. Я еврогеймер, но поняла, что мне однозначно не стало хватать в евро атмосферы 🙂 Поэтому мне очень нравятся игры, где движок от евро, но присутствует атмосфера. Часто это кооперативки. Например, Робинзон Крузо или Пандемик легаси. То есть напрягаешь мозг, но при этом разговоры за столом однозначно говорят о том, что атмосфера чувствуется. К таким же играм отношу CV.

    • Catman says:

      Вы стойкая поклонница этой игры! Играть в неё не доводилось, но визуально, она мне тоже очень нравится! Вот обещают к ней осенью выпустить доп «Сплетни», возможно тогда и возьму их разом!

    • scafandr says:

      Не, я пишу не о всех еврогеймах, а об ощущениях, которые я получаю от еврогеймов. Т.е. что очень круто, а что нет. Меня правильно ткнули в то, что я почему-то отказался от примеров, что было бы правильно. Мне кажется, нельзя вообще все-все-все в мире еврогеймы приводить к какому-то одному мерилу. Понятное дело, что в одной игре будет косяк, а в другой нет.
      Мне тоже атмосферы не хватает. Как только чувствую, что игра сводится только к манипуляции с синими, красными и зелеными деревяшками, так сразу становится скучно. В каком-то роде РЖД вот такая игра

  4. Catman says:

    А вот мне как раз евро нравятся за то, за что они Вам не нравятся! Нравится вот такое сухое собирательство! Может со временем и начну ощущать нехватку атмосферности, как njuse4ke, но мой игровой опыт и коллекция настолько малы, что каждую игру воспринимаю с восторгом! Учитывая нынешние цены на игры, среди евро есть выбор взять «большую» игру за приемлемые деньги!

    P.S. Тоже жалею, что не прикупил «Stone Age», еще недавно была в моём городе!

    • scafandr says:

      Обычно так бывает, что привязанность к еврогеймам или америтрэшу проявляется сразу. Редко встречаю людей, которые относятся к обоим направлениям одинаково хорошо. Обычно или полностью не воспринимают, или играют во что-то выборочное, отдавая другому типу игр гораздо больше времени. Я все же больше америтрэшер, но некоторые еврогеймы мне очень нравятся

  5. Lupus Est says:

    Не нравятся евро так как в них нет миник!!! Кто сказал BR?? В общем что не нравится… как правило эти самые евро не имеют «души», да. ПРИКЛЮЧЕНИЯ нет. Истории. Рассказа. Сидишь и в красивую обертку заворачиваешь формулы. Плюс — как правило отсутствие прямого взаимодействия/агрессии. Да черт с ним — там почти не бывает красивых солдатиков, которых надо двигать!! З.Ы. Не смотря на это, в «100 000 000 лет до н.э.» играем запоем, когда достаем коробку с полки. З.Ы.Ы. А! Вот почему я не люблю евро! О них невозможно рассказать! Ну, почти не возможно. Ну как — «И тут я мастерски поставил своего мипла на пшеничное поле, а другими перекрыл ему доступ к золоту! А он рраз — и поставил на покупку домика, который 3Х + 2Y!!». Скукотища…

    • scafandr says:

      Дада, рассказать особо нечего=) Все-таки выиграть в конце, выбросив на кубиках три шестерки гораздо эпичнее, чем обменять кукурузу на 18 ПО=)
      Тоже не люблю, когда нет взаимодействия между игроками, но иногда все-таки хочется поиграть в песочницу, отдохнуть от переживаний, что тебе все сломали и не извинились=)

      • litvinchuk says:

        Ну не скажите — у нас тыщу раз было такое, когда мы вспоминали, как кто-то в Замках Бургундии взял тайл, например, с дополнительными очками за животных и мастерски обошёл лидера, или в Каркассоне на последнем ходу построил самый большой замок, получил тайл Короля и из аутсайдера превратился в победителя. и всё это рассказывается с таким же восторгом как и ваши три шестёрки))

        • scafandr says:

          Все зависит от компании, наверное=) У нас просто поздравляют победителя без особых эмоций. Разве что победитель своих эмоций не скрывает=)

      • Yury Yamshchikov says:

        Да ладно, концовка в какой-нибудь Конкордии настолько напряженная, что многие не могут усидеть на местах, драмматично следя за оставшимися сенаторами и прикидывая не перекроют ли им нужные города и ненарушат ли иные планы. Да и взаимодействия в процессе игры тоже хватает 🙂

        • scafandr says:

          Понимаю, Юра, понимаю. В Бургундии у меня тоже в последнем раунде сердце иногда прыгает. Или бывает в Stone Age в финале понаставишь миплов, чтобы нахаляву хватило камня, бросаешь кубы и на тебе — хватило! Но такое нечасто бывает. Чаще ты понимаешь, что сглупил раньше и теперь твой удел быть на последнем месте=)

      • Lupus Est says:

        Не-не! Не так! Одно дело — «я выиграл в конце, потому что обменял кукурузу на 18 ПО». И совсем другое — «и тут мой герой почти раздавлен! Рука оторвана, в башке прут торчит, на него надвигается монстр — секунда и кранты! Но он израненный, из последних сил, почти не целясь из за залитых кровью глаз стреляет на звук и попадает точно в незащищенную щель в панцире!!! И убил!!!» (т.е. те самые 3 шестерки на 3d6). Или как у меня именно 3 шестерки на 3d6 было в Axis and Allies naval miniatures когда Суордфиши отправили на дно Адмирала Шеера, не успевшего сделать и выстрела). Эпично! А ты про кукурузу))).

        • scafandr says:

          Ну в глобальном плане да, после выпадения трех шестерок образуется груда свежего мяса и километры выжженной земли=) Не каждый еврогеймер это ощутит=)

  6. Yury Yamshchikov says:

    Тут все зависит от того, чем для человека являются игры. Для меня это в первую очередь интеллектуальное развлечение, поэтому евро мне нравиться тем, что на результат влияешь ты, а не бессмысленная случайность, тем что можно получить удовольствие от хорошего плана и его успешной реализации, тем что хорошая игра в этом жанре обязательно сбалансирована, а взаимодействие носит приятный опосредованный характер (тебя могут подрезать, но не уничтожить).

    Прямой конфликт я, конечно, тоже люблю, но опять же на уровне интеллекта, а не удачи — в этом плане рулят дуэльные абстракты.

    • scafandr says:

      У меня по интеллекту на первом месте карточные игры. Я люблю составить свои колоды, люблю собирать клевые комбинации. Америтрэш, конечно, по большей части баловство, игра в сказку. Для меня тоже еврогейм в первую очередь это мозголомка. И поэтому я в них нечасто выигрываю. Раньше к еврогеймам я подходил как к отдыху и проигрывал, потому что я пытался придумывать разные несочетаемые сочетания (набрать всякой ерунды, а потом думать, зачем я это сделал) вместо того, чтобы следовать строгой тактики. Когда я понял, что еврогейм — это механизм, который работает только в том случае, если ты правильно понимаешь игру, то я в него стал играть по-другому. Реже, но более осмысленно. Меня всегда тянет на эксперименты, которые проходят только в том случае, если играешь с новичками. В америтрэше или карточных играх можно попробовать сделать что-то неожиданное. В еврогейме скорее всего это приведет тебя к неудаче. Но иногда очень хочется сыграть во что-то просчитываемое. Цолькин — моя любимая игра, но там все просчитывается

    • nickskladan says:

      Браво, Юрий. Точнее и не скажешь

    • Catman says:

      Отлично сказано! Но всё-таки хочется некоторого везения, потому без случайных комбинаций карт / кубиков / жетонов, как по мне, скучновато! Если абсолютно всё подвержено строгому расчёту, то можно и в шашки с шахматами играть! Но на их фоне даже самое «сухое» евро выглядит очень атмосферным!

      • Yury Yamshchikov says:

        … или в Го, это вообще лучший вариант 🙂

        Имхо хорошо, когда случайность не определяет результат, а дает разнообразие возможностей. Например, как кубики в Кингсбурге или Замках Бургундии.

        PS А еще есть совершенно шикарный Империал / Империал 2030 который дает бесконечное разнообразие непросчитываемых игровых ситуаций, при этом вообще не имея никакого (!) элемента случайности, только неопределенность, вызванную ходами соперников, которых желательно иметь в этой игре побольше. Но так делать игры могут только гении 🙂

        • Catman says:

          «Империал 2030» — сильнейшая игра, но вот в том-то и дело, что нужна «правильная» компании, чтобы в неё играть! Увидев её летсплей был поражён отсутствием какой-либо случайности, только расчёт! Насёт этой игры согласен с Вами на все 100%!
          P.S. Мне кажется, что эта игра недооценена в наших краях, ведь очень редко её упоминают?

          • Yury Yamshchikov says:

            Согласен, правильная компания нужна. Но, в той или иной степени, она нужна почти во всех играх. Например, я могу шикарно испортить партию в Диксит или Ужас Аркхема :-]

            PS Наверное, дело в том, что у ведущих блоггеров Империал не зашла. В моих палестинах ее знает практически любой приличный игрок, хотя и сказать, что прям часто в нее играют нельзя.

  7. Velial says:

    Игры где все зависит от трех шестерок, вообще не воспринимаю, играешь играешь строишь свою стратегию а потом раз и кубики не те, и так несколько раз подряд. Но игры с кубиками от которых мало что зависит очень люблю (Troyes, Замки Бургундии, The Voyages of Marco Polo).

    • litvinchuk says:

      согласен. вот точно также, как противники евро, которые говорят, что все еврухи — это механика обмена ресурсов, обернутая в за уши притянутый сеттинг, могу сказать, что америтреш — это кубикобросание под прикрытием красивых картинок

    • scafandr says:

      А я как-то давно привык к этому. С детства люблю кубики. Просто стараюсь перестраховываться в случае неудач. И люблю игры, где можно модифицировать броски. И вообще, если человек всю игру проигрывал, а потом выбросил три шестерки и победил — это плохая игра. Независимо от ее жанра

  8. njuse4ka says:

    Кстати, мне то, чего ещё мне не хватает в еврогеймах (какого-то накала чувственных страстей), даёт риичи 🙂 Там нет атмосферы, но есть психология, блеф, рандом, азарт, эмоции.

    • scafandr says:

      Я в риичи играю только с компьютером и мне не хватает накала=)

      • njuse4ka says:

        Надо тока с людьми играть. Даже онлайн с людьми не то. Вживую надо. Конечно, разные партии бывают, но иногда просто огонь.

  9. Владислав says:

    Ну, не все евро такие спокойные, как Вы описали. Например в том же Проекте Манхэттен вражеские бомбардировки и шпионы могут сильно пощекотать нервы, а вот про критичность ошибок Вы верно подметили: не успел из-за какой-то мелочи притаранить подрядчика на обогатитель — не построишь бомбу, не построил вовремя бомбу — проиграл по очкам)))

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: