Эссен 2016. Обзор новинок

Последние годы в моем блоге стало традицией освещение настольных игр с крупных выставок, проходящих в США и Германии. С 2011 года я внимательно слежу за трансляциями BGG с выставок, за вишлистами пользователей BGG, за анонсами и превьюшками. В этом году я пытался в полном объеме рассказать об играх с GenCon’а, но на четвертой части серии статей «споткнулся» и так и не дописал ее, а с учетом очень малой заинтересованности пользователей в этих списках махнул рукой и на новинки из Эссена.

Все предыдущие годы мне было интересно изучать новые игры прежде всего потому, что потом я их мог заказать и сделать на них обзоры. В этом году с заказами из-за бугра у нас, беларусов, все совсем-пресовсем грустно. Писать по сто раз про лимиты и жестокий контроль на таможне мне уже надоело (все прогрессивные жители Беларуси начинают к этому привыкать), поэтому пока приходится просто констатировать факт, что новинкам к нам путь заказан. Разве что кто-то готов сильно переплатить за игру, потому что она клевая и на нее никаких денег не жалко, тогда такой человек может продолжать заказывать настолки «оттуда».

По этой не очень веселой причине я особо не изучал списки игр, которые должны были быть представлены на Шпиле. Хотелось хоть раз забить на все и не дразнить себя новинками, в которые ты скорее всего не поиграешь. Но разве можно исправить старого прожженного настольщика? С самого первого дня выставки я смотрел трансляции БГГ, делился впечатлениями с друзьями настольщиками из России, выписывал некоторые названия игр отдельно на листочек. В итоге под конец выставки я сильно загорелся желанием поделиться с вами моими впечатлениями, хотя сам я на выставке не присутствовал. Как бы я ни хотел проигнорировать крупную осеннюю выставку, а все равно у меня ничего не получилось.

Викинги и Марс

Каждую мировую настольную выставку обычно ругают за отсутствие чего-то нового и интересного. Я сам об этом пишу каждый год. Ждешь чего-то сумасшедшего и крутого, а получаешь как всегда. В этом году я вроде бы и хотел бы повторить эти же слова, но когда я посчитал количество выписанных мною игр, то у меня получилось более 20 позиций. Согласитесь, странно называть настольную индустрию сдувшейся, если в вишлисте оказывается далеко не 2-3 игры. Все издатели и авторы готовятся к выставкам, потому что все же это для них работа. Не может же Matagot, к примеру, сказать — ай, все, надоело, в этом году мы ничего нового выпускать не будет. Или Бруно Катала посмотрит на свою гитару и решит вместо новой игры придумать новую песню. Такого, конечно, не будет. Назвался груздем — полезай в кузов. Независимо от того, едем мы в Эссен или решаем остаться дома, там все равно будут новые игры. Хорошие, плохие, маленькие, большие — неважно, но они точно будут. И в этом году их было много, как и посетителей выставки в том числе.

Самыми популярными темами были викинги и колонизация Марса. Про викингов я писал еще летом (да и в прошлом году вроде тоже), но мне не верили, что это тренд сезона. Но честно говоря, странно, что тема скандинавских воинов вдруг стала такой популярной. С чего бы это? С Марсом все более-менее понятно. Видимо, помогла книга «Марсианин» и ее экранизация. Жаль только, что никто не придумал игру про завоевание Марса викингами. Думаю, это была бы самая продаваемая игра выставки=)

Общая тенденция делать настольные с временем партии  до часа сохраняется. Безусловно, сложные гиковские игры никуда не делись, но их тоже стараются делать короче. Желательно, чтобы игра одинаково интересна была и казуальным семьям и гикам. Сейчас с какой-то премудрой игрой трудно вылезть на рынок, только если ты не Фельд, Розенберг или Хватил. Поэтому большинство игр в моем списке довольны просты и нетребовательны к глубокому знанию настольных игр.

Ниже перечисленные игры не являются однозначным маст хэвом. Какие-то настолки приглянулись мне, о каких-то много и хорошо писали на БГГ, о каких-то игрушках положительно высказались посетители выставки в своих блогах. Поехали!

Camel Up Cards

Как-то немного странно, что о карточной версии нашумевшего год назад Кэмел Апа практически нигде не упоминается. Лишь в одном гиклисте на BGG один товарищ упомянул, что купил эту игру.

В моей компании игра Camel Up зашла просто отлично, поэтому мне было очень интересно, что делают карты в новой версии.

В принципе, перед нами старый добрый Кэмел Ап, только в более дешевом виде. Если посмотреть правде в глаза, то оригинальная игра не стоит своих денег. Она веселая, простая, но дорогая. Карточная версия сохраняет все хорошее, что было в оригинале, заменяя все компоненты кубиками. Да, стало менее красиво, потому что шикарное поле, пирамиды и кубики исчезли. Трек, по которому бегут верблюды, и кубики были заменены карточками. Игроки на руках имеют по три карты движения. В свой ход они могут либо взять с колоды карту движения, добавить ее в руку и сыграть одну из карт, либо сделать ставку на какого-нибудь верблюда.

Карточная версия более компактная и более дешевая. Сложилось впечатление, что базовая игра — это некий делюкс, а карточная — именно такая, какой она и должна была быть изначально. Наверное, если не имеешь основного Кэмел Апа, то есть смысл обратить свое внимание и на карточную игру.

La Granja: the Dice Game — No Siesta!

Оригинальная La Granja не то чтобы выстрелила, но сумела попасть в список неплохих игр прошлого года (хотя и вышла она 2 года назад на самом деле, просто Стив Буонокор из Stronghold Games выпустил игру только в прошлом году). В этой игре намешали всякой всячины из других игр — Агриколы, Замков Бургундии, Брюгге и т.д., в результате чего получился винегрет про испанскую ферму. И за несколько месяцев до кастрации беларуской таможней возможности покупки настолок я с чего вдруг решил купить La Granja. Но менее чем за год меня хватило лишь на снятие пленки с коробки. Стыдно признаться, но я так и не сыграл в Ла Граньху ни одной партии. У меня есть еще парочка таких игр, но я тешу себя тем, что в моей коллекции всегда будет чем себя развлечь, если вдруг мне станет очень скучно=)

Когда анонсировали No Siesta!, то многие подумали, что нас ждет дополнение к базе, а оказалось, что это просто кубиковая версия игры. Судя по отзывам игравших — вполне достойная игрушка. Из оригинала позаимствовали кубиковый механизм и превратили ее в более легкую игру. Игроки сначала бросают кубики, потом драфтят их, пока у каждого игрока не будет по 3 куба.

Всем любителям дайсов рекомендуется к изучению!

Port Royal Unterwegs!

Сначала было дело обрадовался, что к прикольной карточной игре вышло дополнение, но спешу вам сообщить, что на самом деле это не дополнение, а урезанная оригинальная игра. Было 120 карт, стало 60. Убрали экспедиции и многих персонажей. Но зато добавили новых персонажей, которых можно добавлять и в оригинал. Сам Пфистер, автор игры, говорит, что это игра для новичков-казуалов или даже ненастольщиков вовсе. Проходим мимо.

A Handful of Stars

Даже в курсе не был об этой игре, пока не наткнулся случайно в одном из гиклистов на БГГ. Как оказалось, Martin Wallace привез на выставку не готовый продукт, а всего лишь демонстрационную копию, т.к. игра пока еще находится в разработке (но, наверное, скоро выйдет, как я понял).

A Handful of Stars — это еще одна реинкарнация A Few Acres of Snow. Предыдущая фэнтезийная версия, Mythotopia, оказалась совсем не так хороша, как хотелось настольщикам, поэтому те еле натянули игре оценку 7,0 на сайте BGG.

Все, что я знаю об игре, это то, что она будет не на двоих, как было в Акрах Снега, а на четверых. Это будет полноценная 4Х стратегия с декбилдингом в космосе.

Я много слышал о том, что A Few Acres of Snow — отличная игра на двоих. Но может тема игры мне не так близка, может оформление показалось куцым, но с этой настолкой мне так и не удалось познакомиться. Космическая тематика мне больше по душе, поэтому есть смысл присмотреться. Хотя бы к картинкам прототипа A Handful of Stars.

Kanagawa

Может я не прав, но мне кажется, что раньше художники, оформлявшие настольные игры, находились в тени по сравнению с авторами самих настолок. Например, кто помнит имена художников, приложивших свои умения к Ghost Stories, Descent, Ticket to Ride? Сейчас же складывается впечатление, что художники немногим уступают авторам. По крайней мере на выставках стараются присутствовать и те, и другие. Одни подписывают коробки, другие рисуют на них картинки. И если вдруг игра показалась так себе, то хотя бы ее арты могут согреть душу любителя настольных игр. Бывает же такое, что игру покупают скорее из-за арта, чем из-за геймплея. Например, я сам падок на красивые картинки. А вот некрасивые совсем не люблю=)

Про Kanagawa я узнал под закрытие выставки в Эссене. Кто-то в чатике настольщиков обмолвился, что, мол, еще Канагава хорошая, что-то типа Tokaido. Когда была упомянута игра Tokaido, то для меня это был словно сигнал к действию, потому что я просто обожаю эту настолку. С дополнением она шикарна! Полез на БГГ и увидел множество изумительных артов, а люди с выставки хвастались рисунками от художника, который присутствовал на выставке.

В этой игре нужно учиться рисовать картины. Либо вы рисуете что-то на любимую тему (и получаете за это очки), либо развиваете свои навыки рисования и развиваете любимые темы. Крайне простая настолочка с очень приятным внешним видом. Выбираем карты, подстраиваем их снизу или сверху планшета, получаем очки — вот и весь игровой процесс. Но красиво же? Было бы очень здорово, если бы игру локализовали. С большим удовольствием купил бы ее.

Great Western Trail

До начала выставки Паша Медведев меня спросил, жду ли я какой-то определенной игры от Шпиля. Я тогда еще не весь список игр из превью просмотрел, но ответил, что жду хорошее евро. Вот такое евро, чтобы за уши нельзя было оттянуть, как это было с Tzolk’in. И чтобы это была одна игра. Одна, но классная. Вполне возможно, что этой игрой может быть Great Westen Trails.

GWT в каком-то роде повезло с темой. Пока многие игры пугали викингами, Марсами, биологией и средневековьем, новая игра Александра Пфистера неожиданно рассказала нам о диком Западе. Это правда здорово, когда какая-то игра может похвастаться чем-то уникальным. Может быть в следующем году все игры будут в стиле вестерн, и это будет попсово, но в этом году в тренде было другое.

Итак, что же интересного на этот раз придумал мистер Пфистер? Как вы помните, его предыдущая игра, Mombasa, была одной из лучших игр прошлого года. Может быть до наших краев ее слава не так сильно просочилась, но на западе ее очень любят. Так вот в новой игре автора Момбасы нужно заниматься перегонкой скота из Техаса в Канзас. По механике это воркер плейсмент + декбилдинг. Отзывы по игре довольно хорошие, плохих не слышал ни одного. Все, кто купил игру, не жалеют о своем выборе. Еще есть мнение, что на самом деле тема в игре выражена довольно слабо — вместо ковбоев можно было прикрутить что угодно.

Great Western Trail у меня вызывает четкое желание если не купить, то хотя бы поиграть.

P.S. коровки на карточках милые.

Lorenzo Il Magnifico

А может ну его, эту западную ковбойскую тему? Может лучше податься к итальянским правителям? Lorenzo Il Magnifico — это вполне обычное евро с механикой выставления рабочих. Из необычного здесь можно встретить только то, что в этой игре действия выполняются с помощью броска кубиков (например, как в Замках Бургундии), но только цифры на кубиках являются общими для всех игроков. Активный игрок бросает три разноцветных кубика и далее по очереди игроки расставляют по 3 разноцветные фишки по ячейкам. Естественно, показания на кубиках можно модифицировать с помощью своих фишек рабочих.

Как я понял, самые ценные и интересные ячейки содержат карточки развития, за которые игроки и борются. Карточки бывают четырех цветов, которые приносят очки победы, ресурсы, возможность менять ресурсы на ПО и т.д. Игравшие уверяют, что это не легкое евро, а вполне себе жесткач типа Агриколы, потому что за вкусные ячейки приходится бороться.

Да, наверное, ничего особенно интересного в этой игре нету, но тем не менее я бы поиграл в Lorenzo, а если она еще достаточно реиграбельна, то и купил бы ее.

Oceanos

О новой игре Антуана Бозы я писал уже в серии ДженКоновских новинок, но увидев ее в чужом листе эссеновских покупок, решил напомнить об Oceanos еще один раз.

Эта игра позволяет игрокам спуститься в глубины океана на своем батискафе. Игроки должны собирать сеты из рыбок и ракушек с помощью драфта. Также в океане можно найти части подводной лодки, которые можно прикрутить к своей посудине и научиться погружаться глубже и с большей эффективностью. Настольщики пишут, что игра получилась хоть и простой, но изящной. Отличный гейтвей, за которым можно приятно расслабиться.

Мне в игре очень нравится мимишный арт, и очень хотелось бы, чтобы когда-нибудь ее кто-нибудь локализовал… У Бозы может не всегда получаются крутые хиты, но его настолки мне всегда интересны.

 

Vanuatu (second edition)

О Vanuatu я знаю почти ничего. Знаю, что есть такая евроигра про островное государство и все. В этом году с помощью Кикстартера выпустили второе издание этой игры, в котором серьезно изменили иллюстрации и положили в коробку дополнение. И вот сейчас посетители Эссена активно хвалятся фоточками нового издания в своей коллекции. Засмотревшись на арты, я как-то начал изучать и саму игру в том числе.

Основная фишка игры заключается в том, что вы расставляете свои фишки (рабочих) по ячейкам действий, но выполнить вы сможете только те действия, в ячейках которых у вас будет преимущество по фишкам. Несработавшие фишки возвращаются игроку обратно без бонусов. Как только игрок собирает 10 штук местной валюты, они превращаются в победные очки, а игрок продолжает играть снова без денег. Я бы с удовольствием сыграл в новое издание Vanuatu.

 

Inis

Ну вот наконец-то я добрался и до одной из самых «горячих» настольных игр выставки. Это Inis (произносится как «иниш»).

Скажу честно, меня хайп вокруг этот игры практически не задел. Не помню точно кто, но один из западных разработчиков настольных игр сказал, что иногда играм везет и они получают неожиданный хайп, хотя если бы она вышла годом раньше или позже, то ее могли даже не заметить. Мне кажется, что у Inis как раз такая ситуация. Я привык к тому, что у сильно разрекламированных настолок есть какие-то сильно выделяющиеся фишки, как история у Pandemic: Legacy или крутящиеся шестеренки, как у Tzolk’in. Inis — это просто игра с механикой area control. Да, у нее необычный арт, странно вырезанные тайлы полей и дополнительные механики в виде драфта и декбилдинга. Но чего-то прогрессивного в Inis  я не нашел. Почему-то все вдруг кинулись к этой игре и стали ее превозносить, как чудо.

Тем не менее, в тот же момент ничего плохого в Inis  вроде и нету. Это добротный area control. Игроки начинают играть на небольшом поле, составленном из тайлов, раскидывают по тайлам стартовые войска, а потом каждый ход драфтят карты, разыгрывают действия, строят святилища, осваивают новые территории, бегают по тайлам туда-сюда и пытаются контролировать земли. В игре есть несколько типов побед — по превосходству на землях, по превосходству над фигурками соперников, по превосходству над контролем святилищ. Если кто-то может взять жетон превосходства и потом дождется получения жетона первого игрока, то он побеждает. Прелесть игры в том, что нужно следить за всеми соперниками, ибо пока ты претендуешь на один вид победы, кто-то другой может победить по другому виду. Еще в этой игре не очень выгодно воевать друг с другом, ведь если количество фигурок соперников на тайлах будет уменьшаться, вам будет сложно выиграть по превосходству по фигуркам.

В итоге я хочу сказать, что проект интересный, безусловно, но не такой, чтобы начать кричать в соцсетях о том, что я готов прямо сейчас купить эту игру. Она хорошая, в нее интересно было бы поиграть, но вполне может быть, что кому-то она покажется неинтересной и вторичной.

Есть весьма неплохие слухи о том, что игра может выйти на русском языке (я думаю, на 80% так и будет). Возможно, пока локализатор будет думать над переводом, в сети появится множество обзоров, кто-то из русскоязычных настольщиков тоже сыграет и напишет обзор, и тогда можно будет делать какие-то определенные выводы.

Интересно, но ничего нового.

 7 Wonders Duel: Pantheon

Пройти мимо дополнения к одной из лучших игр прошлого года просто невозможно. Меня, как и многих других настольщиков, очаровали новые дуэльные 7 Чудес. Хиты издателями так просто не забываются, к ним сразу же начинают клепать дополнения, и Пантеон — это первое, но далеко не единственное, дополнение, которое было реализовано из планов Бозы и Каталы.

В сети многие отмечают, что доп не маст хэвный. Это, конечно, немного грустно. Игравшие отмечают, что Pantheon напоминает дополнение Leaders для обычной 7 Wonders. В первую эпоху вы копите жетоны мифологии, которые потом во второй и третьей эпохе тратите на активацию богов. Что нам это дает? Как вы можете сами догадаться, за активацию карт богов мы получаем доступ к разным дополнительным действиям, которые помогают нам побеждать в игре.

Помимо богов в дополнении есть два новых Чуда и карты храмов, которые заменяют в третьей эпохе карты гильдий.

Маст хэв? Нет. Но для освежения игры Пантеон подходит весьма замечательно. Например, у меня есть планы на покупку игры (жду, когда ее привезет Игровед). Конечно, хотелось бы получить более тяжеловесное дополнение, но я уверен, что впереди нас ждет еще не одно новое дополнение к этой замечательной игре.

Если нравятся дуэльные Чудеса — Пантеон брать обязательно!

3 Wishes

Скажу честно — об этой игре я ничего до выставки не слышал и не заметил бы ее вовсе, если бы не Михаил Акулов (глава Мира Хобби). Вечером одного из дней, когда проходила выставка, он поведал о том, как за эту безумно перспективную настольную игру боролись разные издательства (в том числе и МХ), но мировые права ухватило всем известное издательство Hasbro. Михаил Акулов предполагает, что игра 3 Wishes вполне может стать мировым хитом и советует всем присмотреться к ней.

Хорошо, давайте присмотримся с вами прямо сейчас. 3 Wishes — это карточный патигейм/семейка на 3-5 минут. Каждый игрок получает на руки 3 карты желаний. Эти карты кладутся перед собой, но можно посмотреть только одну свою карту. Еще две карты желаний кладутся в центр стола рубашкой вверх. В свой ход игрок может посмотреть любую карту на столе или поменять местами 2 карты. Задача игрока — собрать у себя 3 разных типа желаний. Когда это происходит, игрок объявляет конец игры, все вскрывают карты и получают очки за собранные карты (карта номиналом 0 приводит сразу к поражению).

Мне понятно, почему МХ хотело получить эту игру в свое портфолио. Это простая, быстрая, дешевая игра с минимумом компонентов, при этом с вполне симпатичным геймплеем. Сможет ли 3 Wishes побить успех Love Letter — увидим в будущем.

Cry Havoc

Тшевичек — гик. И это хорошо. Я не верю, что Portal  Games в какой-то момент вдруг полностью перейдет на филлеры и патигеймы, потому что Тшевичек издает то, во что сам любит играть. В этом году он выпустил игру Cry Havoc. Он не сам ее придумал, но в целом игра соответствует духу того, что делает Тшевичек. И, что немаловажно, это большая хардкорная игра.

Cry Havoc — это ассиметричная игра про контроль территорий с карточным движком. Есть большое поле, есть карты приказов, есть 4 вида фракций, есть ресурсы, которые приносят победные очки и их неплохо было бы контролировать. Ассиметричность заключается в том, что все 4 фракции играют по-разному. Есть машины, есть люди, есть троги, есть пилигримы, и у каждой из них есть своя стратегия. Набрав в начале раунда 4 карты из личной колоды, игрок получает возможность двигать юниты по полю, строить здания, пополнять армию новыми юнитами или пользоваться постройками. Кубиков в игре нету, поэтому все битвы проходят под командованием карточек. Если ты контролируешь регион, то можешь забрать все кристаллы, которые на нем есть, и получить столько же очков победы.

Все это похоже на самую обычную игру про контроль территорий с чуваками на карте (dudes on the map). Авторы игры могут похвастаться только ассиметричностью фракций, и это явилось камнем преткновений для тех, кому игра не понравилась. Я слышал 2 негативных мнения об игре. Первое — фракции несбалансированы, одними победить легче, другими сложнее. Второе — игра плохо показывает себя при 2-3 игроках, она рассчитана сугубо на четверых. Данные претензии мне вполне понятны, потому что это вечные проблемы ассиметричных игр. Просто вспомните Chaos in the Old World, в которой вдвоем и втроем играть неинтересно, а побеждает все равно Кхорн или Тзинч. От русскоязычных настольщиков слышал полярные мнения — одним понравилось (просто огонь), другим совсем нет (проходняк).

Как и в случае с Inis, я не вижу ничего офигенного в Cry Havoc, но при случае поиграл бы. Том Вэсел назвал игру поляков претендентом на игру года, ему она ооочень понравилась. Но Тому многое чего нравится и не нравится, верить ему или нет — дело сугубо индивидуальное.

 Nautilion

Игра еще не вышла (обещают выпустить 5 декабря), но поговорить о ней можно уже сейчас.

Это очередная игра из серии игр от Шейди Торби. Как вы помните, он делает соло-игры (хотя в них можно играть и вдвоем в том числе), посвященных волшебному миру Oniverse. Ранее были карточные игры, тайловыкладывательные игры, игры про защиту башен, а теперь вот будет кубиковая игра.

Каждый ход вы бросаете 3 кубика, которые нужно пожертвовать трем разным богам. Кубики продвигают богов по треку. Начинается трек в Бездне и заканчивается в Счастливых Островах. Один бог начинает свой путь из Бездны, а второй из Островов (третий бог не двигается). Жетоны, на которых останавливается бог с Островов забирает себе игрок, а на которых останавливается бог из Бездны пропадают. Чтобы выиграть, нужно дойти до Бездны, собрав 9 разных жетонов.

Звучит интересно. Выглядит как простенький филлер. Мне кажется, что эта игра из серии является самой простой, потому что нет ничего проще бросания кубов.

В коробку обещают еще вложить целых 5 дополнений, усложняющих игру.

In the Name of Odin

Эту игру можно поставить в ряд «средних» игр со Шпиля. Не хит, но вполне играбельно.

«Во имя Одина» не будет вас ошарашивать объемом правил, не будет давить игровым временем и мучить подготовкой к игре. Эта настолка довольно проста и лаконична. Игрокам нужно обустраивать свою деревню, делать набеги на соседние земли, развивать свое войско и флот. Основной движок игры заключен в картах. Игроки играют карты, на которых изображены всего 2 символа. Эти символы дают игрокам возможность что-то делать — купить войско, построить корабль или домик в деревне.

Компоненты красивые, правила понятные — отличный вариант для еврогеймового гейтвея. Но если кто-то хочет чего-то более сложного и напряженного, тому эта игра не подойдет.

The Oracle of Delphi

Каждую игру Фельда ждут, зажав кулачки. Его игры нравятся многим настольщикам, поэтому каждая его новая работа не проходит мимо среднестатистического гика. Правда, вынужден признать, что последние игры немецкого мастера все-таки уступают старым хитам. Некоторые настольщики даже стали подозревать, что креатив Фельда переживает кризис. Вытянет ли The Oracle of Delphi Фельда на вершину Олимпа?

Наверное, все-таки не вытянет. Если почитать отзывы на игру, то общее впечатление такое — довольно интересный механизм гонки, но это не то, чего ждут фанаты. Все привыкли, что Штефан Фельд делает настолки, в которых зарабатывают много-много победных очков за любой чих. А тут, в Оракулах Дельфи, никакие очки не нужны — нужно быстро выполнить все задания, оббегав разные точки на игровом поле, и быстрее всех посетить Зевса. Основной движок игры — кубики. Бросаем кубы и получаем доступ к определенным действиям.

Пока что вокруг игры не так много хайпа, как хотелось бы. Те популярные блогеры, которым выслали демо-копии, игру хвалят. Говорят, у Фельда получилась совсем другая игра, и она хороша. Простые настольщики же менее позитивно настроены, потому что получили простой кинь-двинь вместо умной евры.

Я и сам ожидал от Фельда чего-то другого. Но может быть, если бы сыграл, сам  пришел к выводу, что такой «гоночный» Фельд нам тоже нужен.

Terraforming Mars

И вот мы подобрались к главной игре выставки. После Шпиля Terraforming Mars оказался на первом месте среди новинок. Эта игра получилась не только лучшей из всех марсианских игр, но и лучшей вообще. А теперь внимание — часто ли вы встречались с тем, что лучшие горячие новинки тут же анонсировались на рынке российских настольных игр? Я нет, но это все же случилось. ТМ обязательно переведет на русский язык магазин (или теперь уже издательство?) Лавка Игр.

Что же такого хорошего есть в ТМ? По внешнему виду вроде ничего. Эта игра не может похвастаться крутыми миньками и роскошными иллюстрациями. И данный факт меня наоборот радует, потому что я легко делаю вывод о том, что в ТМ прекрасный геймплей, а все остальное вторично. Это гораздо лучше, чем если бы говорили «в этой игре офигенное оформление и компоненты, ну и играть вроде не очень скучно».

Основной замут игры заключается в карточках. Игроки с помощью карточек пытаются изменить Марс — повысить температуру воздуха, уровень кислорода, заполнить впадины планеты водой и т.д. Естественно, что карточки имеют свойство синергии и тянут одни бонусы за другими. Т.е. иными словами перед нами что-то типа Race for the Galaxy, и меня это очень сильно привлекает.

Игра проходит примерно так: каждый ход игроки получают по 4 карты. Часть карт они сбрасывают (и получают за это деньги), часть потом строят в игре, тратя полученные ранее деньги. Далее можно сыграть 1 или 2 действия — построить карты, повысить температуру, сыграть действия на картах, построить базовые проекты и т.д. Игрокам придется выстраивать умную стратегию, которая будет приносить стабильный доход, который можно будет тратить на апгрейды. Игра заканчивается в тот момент, когда уровень воды, количество кислорода и температура дойдут до своего предела.

В игре все карточки являются уникальными, поэтому каждая новая игра вам будет приносить новые ощущения. По отзывам отлично играется как вдвоем, так и вчетвером. Вы как хотите, а я точно буду вкладываться в Бумстартер, который скоро должен запуститься. По слухам, игра на русском должна быть готова в апреле. Такое хорошее дело обязательно нужно поддержать рублем.

A Feast for Odin

В прошлом году известный на весь мир «фермер» Уве Розенберг выпустил тетрисо-подобную игру про шитье из лоскутов, т.е. Patchwork. Как оказалось (а некоторым даже было известно давным-давно), Пэчворк был всего лишь репетицией перед концертом — Розенберг пробовал новую механику, которая станет главной в одной из его следующих тяжеловесных игр. И вот та самая большая игра появилась на свет — A Feast for Odin.

Самое первое, о чем хочется рассказать об этой игре, это не о ее геймплее и не о теме викингов, а о размере коробки. Она просто ОГРОМНА! На фотке с Розенбергом можно увидеть, что игра занимает целыйрюкзак.

А все потому, что внутри коробки спрятано 3 килограмма картона + пластиковый органайзер. Собственно, это все делает игру довольно дорогой и я почему-то сомневаюсь, что ее могут когда-нибудь выпустить на русском языке. Хотя все может быть…

В свой новой игре Розенберг  соединил воедино все лучшее из старых игр. В частности, в A Feast of Odin больше всего выделяется Patchwork и Agricola. Игроки отправляют своих рабочих (викингов?) на ячейки с действиями, коих (внимание!) более 60 штук. Представьте себе, что с самого начала игры у вас может быть 60 различных видов путей развития. Но не пугайтесь — игравшие в игру люди говорят о том, что на разных этапах игры действия приносят разную пользу, поэтому выбор действий довольно очевидный. За самые вкусные ячейки придется посражаться, поэтому доброй игру никак не назовешь (привет, Агрикола!).

Некоторые действия предлагают игрокам взять тайлы разных предметов, которые связаны с викингами, и поместить их на свой планшет. В конце игры за свободные ячейки на планшете игрок получает штрафные очки. Это уже привет от Пэчворка.

Плохих отзывов об игре я пока не слышал. Конечно, это совсем не старый добрый Пэчворк, который быстро играется и не оставляет послевкусия. Это настоящая хардкорная игра. Поэтому кому понравился геймплей выкладывания тайлов, как в тетрисе, но хочет чего-то более связанного с евроиграми, тому определенно стоит обратить внимание на A Feast of Odin.

 

Ulm

Про Ульм летом рассказывал Николай Пегасов. Мы, мол, пока только думаем о том, что будет на американской выставке, а Николай уже знает, какую грандиозную немецкую евроигру готовят к Шпилю. И имел он в виду Ulm.

Ульм — это такой город в Германии. Город имеет богатую историю и является крупным промышленным городом. Также Ульм известен высоким Собором. В голову сразу приходят ассоциации с игрой под названием Брюгге, которая также посвящена старому европейскому городу.

Ulm — еврогейм с механикой action selection. В целом вроде ничего необычного в игре нету. Все, что вы делаете, это покупаете или играете карты, берете монеты, двигаете лодку по треку, помещаете свою печать на поле или очищаете места для тайлов у одной из сторон собора. Самое необычное в игре — это механика выбора действия. Поле собора представляет собой поле 3х3. Поле занято тайлами действий. В свой ход вы берете тайл действия из мешочка и сдвигаете этим тайлом любой из рядов. Тот тайл, который окажется вне поля, и является вашим действием. Это поле кажется кажется интересной идеей в игре. Но сама игра в целом кажется вполне заурядной. Поиграть интересно было бы, а вот покупать вслепую я бы не стал.

Deus Egypt

Об игре Deus настольщики говорят довольно часто. Еще ни разу не слышал такого, чтобы кто-то категорически считал эту настолку провальной. И когда к ней вышло дополнение, то об игре стали говорить еще больше, потому что к хорошей игре вышло что-то новенькое. Deus в принципе легко купить в наших магазинах, потому что ее периодически привозит Игровед. Правда, стоит она немало (порядка 60 уе). Что интересно, за эту же цену можно купить Kemet, но для меня Kemet является более тяжеловесной настолкой. Интересно, как карточная игра с необычным полем может сравниться с большой игрой с миньками? На забугорном Кулстаффе игра стоит тоже немало — 50 уе. Если учесть стоимость доставки, то цена на Deus в наших магазинах становится вполне разумной. Вот только все мои друзья в один голос сказали, что игра-то, конечно, хорошая, но таких денег явно не стоит. А вы как считаете, стоит она своих денег?

Почему я так уперся рогом в это дополнение, хотя базы у меня нету? Потому что в свете малого выбора (из-за рубежа ничего особо не закажешь) начинаешь поглядывать на то, что есть на полках магазинов. И если там есть база, то в будущем будет и дополнение. А что нам дополнение даст? Целых 96 новых карточек строений. Больше стратегий, больше новых возможностей. Для владельцев базы вряд ли стоит вопрос о покупке.

The Arrival

Несколько племен прибыли на мистический остров и захотели его заселить. Все бы ничего, да только на острове обнаружились демоны, которые мешают племенам изучать новые территории.

Это новая игра Мартина Уоллеса, и она довольна абстрактна по геймплею. Перед игроками раскладывается игровое поле, разбитое на части. В свой ход игроки берут по 4 карты и одновременно приступают к их розыгрышу. У каждой карты есть 3 ряда. Верхний самый вкусный, там много всего полезного, но там есть символы порчи, которая приводит к поражению. Средний ряд имеет умеренные бонусы и штрафы, а нижний имеет меньше всего плюшек, но зато и порчи там нету. Сначала раскрывается всего 2 карты, и игрок блокирует жетоном один ряд, который ему не интересен. Потом добавляется третья карта и блокируется второй ряд. В конце раскрывается четвертая карта и игроки применяют все бонусы и штрафы в том ряду, который у них остался. Почти все действия приводят к получению очков славы. В конце игры если на карте будет больше демонов, чем игроков, то выигрывает игрок с меньшей порчей. Если демонов меньше, то выигрывает игрок с большей славой.

У игры интересная идея розыгрыша действий, но трудно сказать, на сколько она интересна и какова ее реиграбельность.

Star Wars: Destiny

Если бы не Игорь Трескунов (Rave), то я бы спокойно прошел мимо этой игры. Игорь побывал на выставке, приехал с новыми эмоциями и восторженно рассказал о новой кубиковой игре от Fantasy Flight Games.

ФФГ не умеет спать в шапку, и если вдруг что-то где-то становится популярным, то эта компания тоже пробует сделать что-то похожее. С Икс-Вингами у них все получилось весьма здорово, а вот Destiny — это попытка сделать свой Marvel Dice во вселенной Звездных Войн.

Чтобы поиграть в Дестини, вам понадобится жменя кубиков и пачка карт к ним. Игроки бросают кубики, разыгрывают их действия и действия карточек, которые находятся в руке. Таким образом, Дестини — это смесь dice rolling и hand management.

Игрушка вроде наклевывается простая по геймплею, быстрая и фановая. Чего-то похожего у меня вроде в коллекции нету (чтобы не было поля, но были кубики и карты). Но, конечно, уши ККИ из этой игры торчат весьма заметно. Игра коллекционная, за редкими картами и кубиками придется поохотится, вскрывая бустера целыми пачками. Что ж, если игра выйдет на русском языке, то я готов в нее попробовать поиграть. Если окажется азартной, как это обещает Игорь, то готов скупать бустера дисплеями=)

Small World: River World

Т.к. МХ взялось за издание Маленького Мира, то у меня проснулся заново интерес к этой игре. Надеюсь, что после выпуска базы последует выпуск и дополнений, ведь некоторых из них не хватает в моей коллекции. А тем временем в мире вышло новое дополнение, которое залило Маленький Мир водой.

River World — это 2 большие новые двусторонние карты. Расы, умения, монетки — все это придется взять из базовой игры и предыдущих дополнений. Таким образом, Речной Мир — это не какая-то совершенно новая игра. Это тот же ММ, только на другой карте, с пиратами, коряблями, портами и сокровищами.

Hero Realms

Как вы помните, ранее выходила (даже на русском) игра под названием Star Realms. Это декбилдинг в космосе с самыми типичными для колодостроения приемами. Хорошая игра, но ничего особенного в ней я не нашел. Hero Realms — это как бы тот же Star Realms, но только с фэнтезийной тематикой.

Как по мне, новая версия недалеко ушла от старой. Конечно, авторы постарались исправить промахи сай-фая и добавили что-то новое в фэнтези. Юрий Тапилин недавно у себя в блоге разбирал обе версии и сделал вывод, что игра Hero Realms ушла далеко вперед.

Так как я не могу назвать себя фанатом «звездной» версии, то у меня не получится выразить тонны восторга по поводу «героики». Но сыграть попробовал бы, так как все же декбилдинг — это моя любимая механика. Оформление, кстати, мне больше нравится у героев.

Adrenaline

Честное слово, прошел бы мимо Adrenaline, если бы не Gaga Games.

Почему прошел бы мимо — когда изучал игру до начала выставки, то она меня ничем не зацепила. Идея переноса шутера от первого лица на стол мне показалась очень крутой, но того самого шутерного задора в Адреналине я как-то не нашел. В игре нет кубиков, зато есть карточки оружий (больше 20 штук, если не ошибаюсь). Игроки бегают фигурками по комнатам, стреляют друг в друга, убивают, потом респавнятся, и все начинается заново. Очки игроки получают, если наносят убитому больше всего урона. Т.е. выстрелил кто-то в Петю, нанес 3 урона, потом другой игрок нанес еще ,4 и далее первый снова добавил еще 2. В итоге Петя был убит, а первый игрок получит больше очков, чем второй игрок, потому что он нанес Пете в целом больше урона.

К сожалению, не чувствую я хитовости от игры. Мне нравятся настолки CGE, особенно еврогеймы, но Adrenaline, имхо, вышел окейным, не больше. Собственно, это тоже на самом деле еврогейм (еврошутер=)), и я бы попробовал все-таки в него сыграть, и возможно у меня даже после этого изменится мнение об игре. Заочно покупать не хочется, а так сыграл бы, почему нет. Многие игравшие отмечают, что шпилить в Адреналин было хоть и простенько, но весело. Вытянула ГаГа хит и пустышку — увидим в будущем.

The Colonists

Еще одна большая и тяжелая коробка. Где-то на просторах интернета нашел сравнение этой игры с цивилизацией. Что нужно делать в Колонистах? Обустраивать свою деревню, так как вы являетесь ее мэром. Создавайте рабочие места, обучайте мастерству жителей, стройте новые здания, увеличивайте численность населения.

На сегодняшний день эта весьма рискованная попытка вывести на рынок игру такой тяжеловесности. Колонисты имеют многостраничный рулбук, кучу компонентов, огромное количество сценариев. Говорят, что играется очень долго — у некоторых 6 часов уходит на игру. И если вначале играть весело, то потом начинает надоедать. Но это все чужие отзывы… Говорят, что даже игры Ласерды не такие загруженные, как эта.

Не буду расписывать, что в игре нужно делать, так как в рамках этой статьи писать придется слишком много, чем нужно. Сами понимаете, если в игре 3 книги правил, то в двух словах об этой настолке не расскажешь. Фанатам Розенберга посвящается.

Fabled Fruit

Фридман Фриз (тот немец, который с зелеными волосами бегает) на выставку привез 2 игры. Одна из них — карточный Power Grid. Игравшие говорят, что игра получилась вроде хорошей, но по времени занимает как и обычный PG, поэтому непонятно, зачем нужна аналогичная карточная версия. А вот вторая игра — Fabled Fruit, и мне она показалась интересной.

FF — это филер, в котором игрокам нужно делать  фруктовый сок. В игре есть 2 колоды — колода фруктов и локаций. Рубашка локаций — это готовая бутылка с соком. А на самой локации указано, сколько и каких фруктов нужно потратить, чтобы сделать этот сок. В начале игры перед игроками будет лежать 6 локаций. Каждая локация, помимо рецепта, имеет свойство. В свой ход игрок кладет свой жетон на локацию и либо делает сок, сбрасывая нужные фрукты, либо использует свойство локации (например, возьми две карты фруктов, или потрать банан, чтобы взять два фрукта и т.д.). Таких локаций в игре всего 55 вида.

Простая веселая игрушка. Мне кажется, она отлично подходит для локализации на российском рынке.


Вот такие игры я приметил для себя на выставке. Очень хочется, чтобы не только Terraforming Mars и Adrenaline заговорили на русском языке, ведь интересных игр в Эссене было больше, чем 2 штуки;)

P.S. все фотки взяты с сайта BoardGameGeek

27 Responses to Эссен 2016. Обзор новинок

  1. Spotty says:

    Vanuatu это не просто евроигра, она из сложных евроигры, не совсем семейная. Там много манипуляций с перекладыванием ресурсов, что отпугнуть обычных игроков.

  2. Spotty says:

    Kanagawa нарисована в стиле «мокрого рисунка», очень специфический стиль, т.к. сложно предугадать результаты рисунка. Тут, я понимаю, все компьютерное, но нарисовано приятно.

  3. Spotty says:

    Марс — эта тема вообще сейчас на слуху, несколько проектов (Наса, Ивон), на этой волне книги, фильмы. Так что ожидаю еще настолок на эту тематику.

  4. Catman says:

    Из приведенных игр очень хотелось бы попробовать «Terrforming Mars» и «Great Western Trail». Хотелось бы поучаствовать в финансировании первой, но такой возможности для жителей Украины не предусмотрено, а вот розничная цена, кк я понял, будет менее гуманной! 😦
    Урезанный «Порт Ройал» — это нечто! Неужели оригинальная настолько сложная, что необходимо выпускать упрощённую версию? 🙂 Сама игра хороша, жаль только, что «Мир хобби» пока не платнрует выпуск первого дополнения!
    А вообще, я бы не прочь опробовать все эти новинки, вот только их цена не позволяет этого сделать, хобби становится нереально дорогим! К сожалению!

    • scafandr says:

      С Украиной еще могут договориться. Пока все в процессе. С Беларусью все на мази — я сам приложил к этому руку.

  5. zinzy5 says:

    «И вот мы подобрались к главной игре выставки. После Шпиля Terraforming Mars оказался на первом месте среди среди новинок.»
    В части про Terrforming Mars 2 раза подряд написано среди.

  6. zinzy5 says:

    Ого. Огромная статья. Все как всегда по делу. Но я ее разделил бы на несколько частей, удобнее читать.
    Прочитав ее, решил поделиться о некоторых играх своим мнением. Поделю их на два звена («сыграл бы»,»купил бы»).
    Сыграл бы:
    — Oceanos. Насколько я понял, Oceanos игра про сбор сетов путем драфта. В первую очередь подкупает арт. Все такое мультяшное, веселое. Игровой процесс, скорее всего, будет не замысловат, но это не плохо. Проще, не значит хуже. Вопрос только к ее реиграбельности. Удержит ли Oceanos после пары партий внимание. Или же она будет доставаться пару раз в год.
    — Adrenaline. Узнал об игре после анонса Гаги на локализацию. Посмотрел обзор компонентов на Тесере и немного загорелся. Компоненты выполнены на приличном уровне. Персонажи хоть и отличаются только внешне, но обладают каждый своей историей, написанной в книге правил. Разнообразные оружия, составное поле, несложный игровой процесс, все это выделяет эту игру из потока проходных и средненьких проектов. Подвох в том, насколько хватит этой настолки. И останется ли фан после нескольких партий. И главная причина, почему эта игра оказалась именно в категории «сыграл бы» — это ее цена. На coolstuffinc.com цена на предзаказ 47 долларов. Представляю цену на локализацию в белорусских магазинах с учетом накрутки.
    — Ulm. А вот про эту игру не знаю ничего. Вообще. Интерес к ней проснулся только исходя из фото компонентов. Оценка у игры на БГГ не так чтоб высока, но все же. Сыграл бы при случае, но не более того.
    — A Feast for Odin. Вот это действительно «настольный зубр». Количество компонентов удивляет. Игра состоит из довольно неплохих механик. В Пэчворк играю с удовольствием, если выпадает шанс. А увидеть эту механику в полноценной евроигре, прямо мечта. Время партии меня лично не отпугивает. Отпугивает скорее цена. Не знаю, сколько она стоит на coolstuffinc.com, но на philibertnet.com за нее хотят 95 евро. 95 евро, КАРЛ!!! Не думаю, что когда-либо соблазнюсь покупкой.
    Купил бы:
    — Nautilion. Давно хотел обзавестись игрой на одного. В свое время упустил возможность купить Onirim, созданный тем же автором. В игре есть свой самобытный арт. Опять же кубики. Меня она прельщает в первую очередь компонентами. Ну и возможностью сыграть в настолку одному, в будни, когда все заняты своими делами. Да и цена не высока. 17 долларов на coolstuffinc.com.
    — Lorenzo Il Magnifico. Довольно интересное евро. С прикольной механикой «взаимодействия» кубиков и рабочих игрока. Вообще это евро много чего заимствует из других игр,если судить по обзору блога Настольные игры в Латвии («Как видно, в игре достаточно элементов, позаимствованных и из Tzolk’in-а (тайлы стартовых бонусов), и из Marco Polo (слуги вместо верблюдов), и из Grand Hotel Austria (трек с пенальти)»). Хотя сейчас многие игры друг у друга что-то заимствуют. Придумать что-то кардинально новое сложно. Вот и получается некий евро-винегрет.
    — Kanagawa. Эта игра привлекла в первую очередь артом и темой. Люблю не сложные хорошо оформленные игры. Опять же ее стоимость. По виду, приятная семейная игрушка.
    — Terraforming Mars. Просто поддался всеобщему хайпу. Сама по себе идея очень привлекательна. В основном ее хвалят, но есть и не очень положительные мнения. Многие называют арт и компоненты блеклыми, но меня это не пугает.
    — Great Western Trail. Мой гвоздь программы. Впервые прочитав о ней опять же в блоге у Владимира из Латвии, прямо глаза загорелись. Привлекает в ней все. От темы до игрового процесса. Тем более здесь собраны две мои любимые механики в настолках. Это воркер плейсмент и декбилдинг.
    Вот такое мое мнение.

    • zinzy5 says:

      Огромной статье, огромный коммент:)

    • scafandr says:

      Я люблю большие комментарии=) Это взаимовыгодный обмен энергией — я постарался, мне постарались=)
      Сыграл бы я увидел, а купил бы где? Или в комментарии все вместе?
      Океанос скорее всего будет доставаться пару раз в год. Это драфтовый гейтвей. Игра разбита на раунды, в каждом из котором драфтят карты океана, а оптом выкладывают их рядами. Потом водолазы спускаются сверху вниз по рядам и собирают плюшки. И она действительно классно нарисована — такие игры приятно показывать новичкам.
      Мне Адреналин че-то так себе. Имхо, ГаГа зря на нее подписалась. Думаю, что рейтинг игры будет падать.
      Наутилион тоже взял бы. Хотя если ты хочешь одну из игр Шейди Торби, то я советую взять Sylvion.
      Терраформинг Марс — тоже поддаюсь хайпу. Игравшие пишут, что все очень круто. Мне остается верить, так как люблю карточные игры типа РфтГ. Планирую вписываться в Бумстартер.

  7. boozy says:

    перед эссеном такую статью скорее хотелось бы увидеть, сейчас всё же слегка поздновато.
    Из того что попробовал:
    Оракул дельфийский — очень даже приятная евро на пикап и деливери в основном, уши брюгге с цветами и угрозами, которые больно бьют при сборе трех одного цвета, необходимость в совпадении цветов кругом где только можно, ну и от замков дайс аллокейшн и всё с этим связанное. Но в целом свежо выглядит. Есть конечно мелкие вопросы с рандомом, который может просто выбить тебя на пару раундов, но это крайние случаи, которые сглаживаются в итоге большим количеством ходов. А, ну и сетап ужасный, полчаса в первой партии на разложить и сложить.
    Фаблед фрут — просто бомба огонь. Очень простая игра, как какой нибудь тикет ту райд, только на картах и быстрее и с каждой партией абсолютно разной, с добавляющимися механиками и т.п. Очень забавная идея с колодой локаций. В первый раз как сели сразу три партии отбегали.
    Инис — шикарнейшее оформление и арт. Геймплей оказался соответствующий. Очень много пересечений с плоским миром по игре(схожие условия победы, особая способность если контролишь локацию, выжить целый раунд с выполненной целью нужно), только карты не рандомно тянем, а полностью драфтим руку каждый раунд. И вот тут выбор что оставить, что отдать и т.п. создает много выбора и вариантов. Очень клево работает система, только фака не хватает, но сейчас на бгг собирают вопросы.
    Терраформинг марс — вообще ничего особенного. Неплохая, но очень атмосферная евра на построение карточного движка. Но по итогу именно движок если и создается, то минимальный, особенно по сравнению со всякими поселенцами, деусами или рфтг. Атмосфера в игре реально самое клевое. И 200 карт уникальных вроде и круто, но рандом их шатает прям оч сильно.В начале могут приходить карты, которые оч прям хороши для окончания и наоборот, в этом плане такая большая уникальная колода игре скорее вредит. А, ну и какое то прям огромное количество жетончиков которые нужно таскать туда сюда, прям реально напрягающе.
    Коттадж гарден — очень милая и простенькая тетрис игрушка, без такого лаконично аккуратного евро движка как в пачворке, но тем не менее очень мило просто и приятно.
    Рейз ёр гоблетс — милая хаосная патичка с шикарными компонентами ))
    Велкам бэк ту зе данжон — огонь опять же, лучше оригинала за счет карт специальных монстров и более интересных ролей.
    Вестерн трейл не успел ещё опробовать ((
    Как то так.
    А, кстати про Адреналин — пожалуй худшее оформление, оттолкнуло меня даже от пробной партии. Как будто на коленке переделывали спейс алерт и лепили из него карту для адреналина. Просто беда.

    • scafandr says:

      Перед Эссеном не было настроения совсем. По факту такие заметки нужны от силы 10 людям, к сожалению.
      А ты был в Эссене в этом году?
      Оракл оф Дельфи — сначала отпугнул. Читаю отзывы — все печалятся. Но когда писал статью, посмотрел отзывы блогеров, то те наоборот хвалят. Глянул игровой процесс — ничего отвратильного не нашел тоже. Конечно, это другой Фельд, но не все же время пойнтслэды делать…
      Фэйблд Фрут — ок, раз и ты подтвердил мои ожидания, надо в вишлист занести.
      Иниш — надеюсь. таки издадут на русском.
      Терраформинг Марс — ну вот, первый критический отзыв. Говорят, с рандомом можно бороться. Все-таки раздача не один раз, да и монет за них набрать можно, раскачаться легче будет потом. Пока все же хочу купить.
      Коттэдж Гарден — в основном гонят на игру, поэтому не включил в список. Я в Пэчворк на iOS начал гонять- симпатичная игрушка. Может даже и куплю потом.
      Велкам бэк…. — вот это интересно. Я как раз готовлю обзор игры (готовы обычный Велкам), поэтому мне интересно, что добавилось в Велкам бэк. Мне базы как-то маловато, хотя игра прикольная.
      Адреналин — соглашусь, мне тоже не айс.

  8. zinzy5 says:

    Кстати, забыл спросить. Как тебе Isle of Skye ?

    • scafandr says:

      Как каркассоноподобная игра, а мне нравятся тайловыкладывательные игры. Мне нравится собирать из пазлов поле. Вкладываться, наверное, не буду. Возможно и так на обзор получу коробку=)

  9. _GrAnd_ says:

    Давно не читал чего-то по-настоящему полезного. Спасибо!
    Ведь как раз не спеша собираю подарок себе на НГ на Филибере.

    Выкинул якобы дополнение Порт Рояла из заказа.
    Тоже не увидел в списках Эссена Наутилиона, хотя очень жду. Торби всё ж таки!
    Как-то проскочил мимо этой карты для ММ, хотя и интересовался ей раньше. Спасибо что напомнил.
    По Канагаве сначала думал, что много первых эмоций, которые быстро пройдут, но волна не успокаивается, даже ещё больше нарастает. Добавил в список заказа. Недорого. И если будет ещё одно Токайдо в коллекции, так это только на пользу. Кстати, доп Токайдо закинул в заказ, спасибо за наводку. может не успеет пропасть.
    Из крупняка интересны Колонисты, но боюсь, что это будет перегруженное взаимодействие City Tycoon. В Марс скорее всего впишусь на буме.
    Фридовские Фрукты заинтересовали ещё до Эссена, но 32,50 за филлер! Это перебор.

    А ещё на Филибере сегодня закончился Habitats. Этот зоопарк реально заинтересовал. Надеюсь, ещё появится. Ну люблю я всю эту волюспу! Вот за это 29 не жалко.

    • scafandr says:

      Рад за тех, кто может легко приложить руку к покупке новинок=) Мне останется только ждать твоих обзоров.
      Наутилион будет позже. Z-Man любят сроки сдвигать. Я так Марко Поло когда-то ждал-ждал и не дождался.
      Я бы тоже Канагаву взял. Цена-качество отлично пляшут.
      Доп к Токайдо маст хэв. Я без него на бга не играю.
      Колонисты специфические. Особо внятных обзоров я не видел пока что. Задумка интересная, та тех же Сеттлеров смахивает (компьютерных). Но как-то слишком долго, имхо.
      Фрукты что-то сильно дорогие. Я не думал, что филлер будет столько стоить. Фриз оборзел=)

Добавить комментарий

