Герой один на всех — обзор настольной игры «Прогулки в подземелье»
12.11.2016 13 комментариев
Мне кажется, что я так часто гулял в настольных подземельях, что еще одно предложение навестить знакомые места не вызывает бурных эмоций. Кажется, ну что я там не видел? Драконы были, скелеты были, големы были. Вампиры? И они тоже мне не в диковинку. Тем не менее, что может быть романтичнее и приятнее легкой вечерней прогулки с друзьями в темное подземелье? Мы же бывалые, мы знаем, что с собой брать — меч поострее, посох поволшебней, зелье поцелительней да факел поярче. Японец Масато Уэсуги предлагает нам свой японский вариант прогулки. Прогуляемся?
Микро-прогулка
До распаковки игры я не подозревал о том, что это микроигра. Коробочка хоть и небольшая, но когда я ее открыл, то увидел и листы с картонными жетонами, и колоду карт. В моем понимании микроигра — это когда 10-20 карт или одно небольшое поле и горка простых деревянных кубов. В обозреваемой же игре есть что потрогать и чем полюбоваться.
В Прогулках в подземелье все красиво. По содержимому коробки можно сказать, что это просто отличная настолка, к которой я даже если бы и хотел, то не смог бы подкопаться. Прогулки в подземелье (далее просто ПВП) — это не совсем карточная игра, хотя карточки в ней тоже есть. Уверен, что в первую очередь вас привлекут картонные жетоны героев и их предметы снаряжений. Они действительно клевые — как по картинкам, так и по качеству. Увидев их, я, можно сказать, моментально влюбился в игру.
Внутри коробки вы найдете колоду карт (13 монстров) и кучу небольших картонных жетонов. Соотношение цена цена-качество, по-моему, отличное.
Я угадаю эту мелодию
Правила игры очень простые, какими они и должны быть в микроиграх.
Несмотря на то, что за столом приключенцев может быть от 2 до 4, в подземелье всегда спускается только один игрок. Представьте себе, у входа в подземелье собралась братва, которая хвалится своей храбростью и боевым умением. Один говорит — я легко схожу в подземелье с одним мечом, щитом и факелом. А другой ему отвечает — а я схожу вообще только с одним факелом! Но хвастунов особо никто не любит, поэтому второму и говорят — ну вот раз ты такой храбрый, то ты и иди.
Игра разбита на раунды, в каждом раунде принимает участие один герой (герой из коробки, конечно, а не игрок), который со всем своим снаряжением готов спуститься в подземелье. Первоначально подземелье пустое, но игроки по очереди могут наполнить его монстрами. В свой ход игрок делает выбор — или взять карту монстра, или спасовать. Как правило, в большинстве случаев игроки тянут карту монстра, ведь пасуют только в том случае, если вы не уверены, что сможете пройти подземелье (или уверены, что точно не сможете это сделать=)).
Вытянув монстра, у игрока опять есть 2 действия на выбор:
- Монстра можно добавить в подземелье. У монстра есть показатель силы, и это следует помнить и учитывать, ведь возможно вам самому придется сражаться с этим монстром.
- Монстра можно сбросить. Но при сбросе монстр забирает с собой 1 предмет снаряжения. Все предметы имеют полезные свойства, поэтому игроку нужно много раз подумать перед тем, как выбрать предмет для сброса. Предмет либо повышает здоровье героя (чем больше здоровья, тем больше урона он может проигнорировать), либо автоматически побеждает некоторые типы монстров (например, у кого сила 3 и меньше/ 6 и больше/ если это дракон и т.д.). Сброшенный монстр кладется рядом рубашкой вверх, чтобы другие игроки не знали, кого вы сбросили.
В итоге кто-то из игроков кладет монстров в стопку подземелья, кто-то сбрасывает монстров с предметами, кто-то пасует, но рано или поздно за столом останется один игрок, который не сказал пас. Вот ему и придется спуститься в подземелье со всем снаряжением, которое осталось у героя.
Перед спуском мы суммируем здоровье своего героя, затем по одной открываем карты из стопки подземелья. Если у героя есть снаряжение, которое помогает избавиться от монстра, то монстр сбрасывается, а герой не теряет здоровья. Если у героя нет подходящего снаряжение, то он теряет здоровье, равное силе монстра.
Когда карты в стопке подземелья закончатся и у героя игрока еще будут оставаться очки здоровья, то игрок поощряется жетоном успеха. Чтобы победить в игре, нужно получить 2 таких жетона. Если же герой получил больше урона, чем у него было здоровья до спуска в подземелье, то игрок терпит неудачу. Чтобы визуально отобразить неудачный поход, игрок переворачивает свою памятку другой (красной) стороной вверх. После второй неудачной попытки игрок выбывает из игры.
В новом раунде заново замешивается колода монстров, а игрок, который спускался последним в подземелье, имеет возможность выбрать нового героя на текущий раунд.
Победить в игре можно двумя способами — собрать два жетона успеха или дождаться, пока все игроки, кроме вас, по 2 раза неудачно сходят в подземелье.
В подземелье я хоть голышом пойду!
Как я уже писал, когда распаковывал игру, то не верил, что это микроигра. Но когда поиграл в ПВП, то мои сомнения развеялись — это действительно веселая маленькая настолка, которая играется буквально за 5 минут и ни капельки не грузит.
ПВП — это блеф + верю-не-верю + удача. Неигравшему кажется, что в игре нет каких-то особо интересных дилемм — знай себе клади монстров в стопку или пасуй. Но на самом деле все гораздо интереснее.
Пасовать в игре не интересно, а ходить в подземелье прикольно. Ведь как еще по-другому можно заработать жетон успеха? Хотя можно, конечно, победить, ни разу не сунув носа в пристанище монстров, но такая игра вряд ли принесет вам удовольствие. Поэтому придется все же рисковать.
У каждого героя есть «невыносимые» монстры, к которым у него нет подходящих предметов снаряжения. Поэтому когда ты держишь опасного монстра в руке, то думаешь — или облегчить себе жизнь и сбросить его, или добавить в колоду, чтобы другой игрок на него нарвался, но при этом нужно опасаться, что самому возможно придется идти в подземелье. Можно специально маленького безобидного гоблина с силой 1 сбросить вместе с очень полезной шмоткой — пускай другие игроки поломают голову над тем, что ты сделал — сблефовал или облегчил спуск. Поэтому в игре можно смело запутывать игроков и при этом комментировать свои действия — «Вот вам дракон (прим. — самый сильный монстр с силой 9) в стопочку, посмотрим, как вы его пройдете«. Игроки могут испугаться и спасовать, и в подземелье пойдете вы сами, но может быть вы не дракона положили, а хиляка какого-нибудь?
В общем, у японца получилась веселая игра с множеством неожиданностей и прикольчиков. Одинаково ли интересно играть вдвоем, втроем и вчетвером? Мммммм, нет. Вдвоем играть не очень интересно, потому что неожиданностей в игре становится гораздо меньше. У каждого игрока будет больше возможностей контролировать монстров, отправляющихся в стопку подземелья. Дело в том, что у каждого героя есть несколько сложных монстров, с которыми ему трудно бороться. Если в колоде будут лежать только такие монстры, то герой точно не пройдет подземелье. Когда играешь вдвоем, то через ваши руки будет проходить больше карт монстров, поэтому вы будете лучше знать, что лежит в колоде подземелья. К тому же при игре вдвоем любой «пас» отправляет противника в бой. Вчетвером же пока до вас дойдет ход, в колоду подземелья могут отправиться 3 неизвестные карты. К тому же может случится такая ситуация, что вы специально убрали вместе с монстром очень крутую шмотку, и все остальные игроки спасовали, поэтому вам самому придется без этой полезной шмотки лезть в логово страшилищ. Когда играешь максимальным составом, то фана в игре становится больше. На двоих не рекомендую.
Вкратце расскажу о самих героях. Что важно — они все довольно сильно отличаются друг от друга. Воин, как и положено, имеет много здоровья, и еще он легко убивает драконов. Из-за того, что он очень здоровый, воина рекомендуют использовать в первых партиях. Плут менее полезен в боях, но зато он легко обходит стороной монстров с силой 6 и больше, и один раз может воскреснуть в бою.Мне больше всего нравится маг из-за его необычных способностей. Он может превращать монстра в другого случайного монстра и побеждать, если в подземелье нет одинаковых монстров. Варвар тоже, как и плут, умеет воскрешаться в бою и уничтожать големов. Это здорово, что герои различаются умениями и каждого из них пугают разные монстры.
Что еще хорошего можно сказать об игре? Например то, что в нее легко научить играть. Буквально через 1-2 минуты после объяснения правил уже можно начинать играть, и не важно, опытные настольщики за столом собрались или зеленые новички. Игра очень простая и понятная. В нее легко можно играть с детьми.
Игра немного требует знания умений героев. В первой партии еще сложно понять, каких монстров лучше сбрасывать или наоборот коварно класть в стопку подземелья. Через 1-2 партии вы начнете понимать, какую ценность имеют монстры для определенных героев, после чего игра становится более стратегичной.
Ну и один из главных плюсов игры для меня — это ее художественное оформление. Оно просто потрясающее. Рисунки выполнены в мультяшно-юмористическом ключе, и мне такой жанр как раз по вкусу Смотрю на игру и глаз радуется (особенно классно нарисованы монстры).
Но есть в игре и минусы. Один из главных минусов сразу всплыл после второй сыгранной партии — у меня появилось ощущение нехватки новых героев и монстров. В игре всего 4 героя и 8 монстров. За одну партию на четверых можно перебрать всех героев, к монстрам тоже быстро привыкаешь. Поэтому мне кажется, что у игры небольшая реиграбельность. Это не такая игра, которую вы будете часто доставать с полки и радоваться многовариантностью стратегий. К тому же ПВП может показаться очень простой для опытных настольщиков. Т.е. игра хоть и классная, но некоторым может хватить одной партии. ПВП неплохо будет играться, если у вас часто меняются игровые компании. Но если подумать, то претензия к небольшому количеству героев и монстров кажется не очень правильной прежде всего потому, что это ведь микроигра (не забываем про это). Это не большая серьезная настолка на 1-2 часа, в которой нужно много думать. ПВП — это чистый фан, это просто игра для начала и конца игротеки. К тому же у нее прекрасная стоимость — в Беларуси она стоит примерно 22 рубля, в России — 690 рублей. Это весьма демократичная цена за такую игру. Поэтому если бы мне игру не прислали на обзор, а я ее купил сам, то я не жалел бы о покупке. В сентябре вышло уже продолжение игры — Welcome Back the the Dungeon, в котором можно найти новых героев и монстров. Надеюсь, МХ локализует в будущем это дополнение тоже.
В итоге: настольная игра Прогулки в подземелье является простой и веселой микроигрой с потрясающим оформлением, да еще и за небольшие деньги. Опытным игрокам игра может показаться излишне простой и не очень реиграбельной. Спускаться в подземелье или трусливо спасовать — решать вам.
Настольная игра Прогулки в подземелье была предоставлена для обзора компанией Hobby World.
В свое время хотел приобрести, однако передумал, т.к. мелких игр у меня навалом. Хочется что-нибудь маштабное, типо Archipelago(ее упомянул, потому что прямо мечаю о ней с недавних пор, но цена высока:()
А она у нас продается?
http://domigr.tomas.by/p/21284064-nastolnaya-igra-arhipelag-archipelago/
Точно, увидел коробку — сразу вспомнил. Не играл в такую
Кстати, тебе «Наследие. Завещание герцога де Креси» еще не прислали на обзор, и пришлют ли вообще?
Я себе уже прикупил 🙂
Блин-блин, круто! У нас брал? Я тоже хочу.
Геменот со мной не сотрудничает (лишь когда-то давным-давно 2 маленькие игры присылал), поэтому с Наследием у меня обломингос. Самому придется покупать.
Из присланных обзоров у меня будут Мор. Утопия, Экслибриум, Агрикола, Мастер оф Орион, Эминент Домэйн. Жду 3 детские игры от DoJoy, настолку из Архангельска, 3 новинки от ГаГи. Плюс скорее всего будет War of Thunder и Пуэрто-Рико. До весны хватит=)
Брал на http://igromaster.by/ предпоследнюю копию. Но уже «нет в продаже». Скорее всего скоро еще закажут. Напиши, договорись, оставят тебе коробочку. Если что, есть скидочная карточка с 5-ю рублями скидки на ней(так уж и быть пользуйся 🙂 ). Качество компонентов описал в комментах к игре на Тесерке. Вообще все на уровне. Сегодня сыграл партию на двоих. Отличная игрушка.
В принципе, у меня есть одна скидка блатная, но в другом месте. Надо бует написать человеку…
Компоненты хорошие, потому что печаталось все в Польше, как и английская версия. Ничего удивительного. Тшевичек только так и работает. Те же Поселенцы так же печатались.
Наследие давно хочу. Я еще с Тшевичеком в ее прототип играл в 2013 году
Забавная игра. Правда, думаю, что если она мне и понравилась бы, то только вдвоем — я как раз люблю контроль ситуации и просчет 🙂
Вдвоем получаешь слишком много информации о том, с чем предстоит столкнуться. Ты знаешь половину колоды, потому что сам туда кидал карты. А когда играешь вчетвером, то ты знаешь только 1/4 колоды, и это бодрит=)
Пока читал, не покидало ощущение, что пишете о «Манчкине»! Двери, монстры, подземелье, доспехи. Вам так не показалось, что Масато Уэсуги создавал свою игру под впечатлением от творения Стива Джексона?
Наверное, все-таки нет. Дверей в игре нету, а вот монстры и подземелья — это скорее отсылка к Dungeon and Dragons. Классика.