О старом по-новому — Wiraqocha

У каждого из нас есть свои методы приобретения настольных игр. Кто-то руководствуется советами друзей, кто-то покупает игры только после того, как сыграет в них, кто-то читает обзоры, кто-то ходит в магазин и советуется с продавцами. У меня есть еще один вид соблазна, от которого сложно устоять — это международные выставки. До 2011 года я на них мало обращал внимания и больше ориентировался на то, что могут предложить наши магазины, а не зарубежные. Но в 2011 году я очень внимательно следил за новинками, которые показывали в немецком городе Эссен на выставке под названием Spiele.

Те несколько дней, во время которых проходила выставка, были для меня сказочными. Я узнал столько новых названий, что голова шла кругом. Но самое главное — мне все хотелось попробовать. Мне очень интересно было смотреть на фотографии покупок посетителей, но вместе с тем было и грустно, так как я не знал, каким образом можно купить ту или иную игру, которая может даже не попасть в крупные мировые интернет-магазины.

Среди нескольких десятков ярких, крутых настольных игр, которые мне понравились, была и настолка под названием Wiraqocha. Прекрасно помню, как автор этой игры показывал ее на камеру BGG. После выставки блогер из Киева Александр Тараненко (Таран) хвастался в своем блоге, что купил эту игру. И я ему по-доброму завидовал. Как только я узнал, что в бельгийском магазине можно заказать эту настолку, то не мог устоять и сразу же это сделал, хоть и обошлась она мне в копеечку. Таким образом я стал обладателем «типичной» игры с Эссена. Wiraqocha — это яркий образец игры, на которую можно нарваться при любом посещении выставки. Что же такое игра с Эссена? Об этом сегодня и поговорим.

Европейское качество

Wiraqocha — это, если память не изменяет, первый настольный проект молодого бельгийского издательства Sit Down! Если не первый, то точно второй. Представьте себе, они не испугались везти на крупную европейскую выставку свою первую игру, ведь о них никто не знает и покупатели могут их проигнорировать.

Коробка игры по формату напоминает коробку конфет (она немного приплюснутая). Сейчас редко встретишь такие коробки. Наверное, они не очень практичны, или на полках смотрятся не шибко круто. За содержимое коробки можно было не волноваться — все компоненты были сделаны по высшему качеству. Для меня это просто чудо, а не игра. Печатали W на известной фабрике Ludofact. Если вы очень-очень сильно хотели к чему-то придраться, у вас бы не получилось это сделать. Картон толстенный, вырубка идеальная, деревянные фишки без сучка без задоринки, наклейки клеятся на ура, кристаллики переливаются на свету. В общем, просто кайф.

Более того, сама игра яркая, красочная, в ней преобладают зеленые, желтые и красные цвета. Смотрится изумительно.

Wiraqocha — отличный пример хорошей настолки по качеству компонентов и оформлению. В этом плане европейские издательства всегда стараются быть на высоте.

Европейские механики

В рамках этой статьи я не пересказываю правила, потому что сделал это раньше. Мой обзор на игру Wiraqocha вы можете прочитать здесь (каждый раз, когда вижу старые свои обзоры, понимаю, что сейчас у меня все лучше получается=)).

Анри Кермаррек, автор игры, при создании W явно вдохновлялся Катаном. В его игре тоже есть пронумерованные большие гексы, по которым прыгают деревянные фишки игроков. Если игрок контролирует тайл, то он может в начале своего хода брать с него ресурс. Помимо этого тайлы могут приносить другие бонусы, типа получения дополнительного кубика при броске или нахождения ценной реликвии. В Катане тоже нужно бросать кубик и получать ресурсы с тайлов. Кермаррек расширил идею, добавив в нее элементы приключения — игроки не привязаны к конкретным тайлам, они могут путешествовать по ним, переходя с менее интересных тайлов на более крутые.

У каждого игрока есть своя команда, собранная из исследователей, дирижаблей и буровых машин. У каждого члена команды есть особенное свойство, дающее игроку полезные бонусы. Согласитесь, что это здорово расширяет возможности игроков. Кермарреку ставим плюс.

В начале хода мы бросаем кубики и смотрим, на какие тайлы мы можем разместить свои фишки. Умный автор придумал все так, что на не очень удачные броски можно влиять с помощью сброса ресурсов.

Также не может не радовать наличие трех условий победы. Первый способ — это сбор кристаллов сомниума на тайлах. Именно вокруг сомниума и крутится вся суть игры — королева Виктория отправила экспедиции в долину для сбора ценных кристаллов, которые помогут ей править миром.

Второй способ — собрать 4 жетона реликвии.

Третий способ — собрать определенное число ресурсов на купленных картах технологий, тем самым построив большого робота. Технологии — интересная и полезная штука. Купив карту технологии, можно получить доступ к новым возможностям — тратить меньше ресурсов, модифицировать кубики, иметь больше зашиты, получать дополнительные кубики и т.д. Но на их приобретение тратится сомниум и ресурсы.

Все эти вещи — броски кубиков, сбор ресурсов, получение сомниума, разные виды жетонов, перемещающихся по клеткам, 3 вида победы — говорят о том, что перед нами неплохая семейная игра, типа продвинутых Колонизаторов. Но это все же типичная игра с Эссена, как я уже говорил, а значит с ней все так просто, как кажется.

Грабли

В Эссен стараются попасть все — и авторы, и издатели, и покупатели. Особенно это касается европейских представителей. Даже если у вас всего одна игра в портфолио, все равно есть смысл принять участие в выставке. Но покупая игру молодого издательства и молодого автора, вы рискуете нарваться на сырой продукт. Возможно вы будете шокированы, узнав, что на каждой эссенской выставке показывают более 600 новых настольных игр (и каждый год цифра растет). Хорошо, если вы запомните хотя 50 игр из 600, из которых 10-20 вам приглянутся. Издательства и авторы стараются взять количеством, надеясь, что с качеством тоже все будет более-менее в порядке.

Качество проверяется уже по прибытии домой, когда игру можно спокойно разложить с друзьями и сыграть в нее пару-тройку раз. Вот там-то и выясняется, есть ли у настолки реиграбельность, где у нее косяки и интересна ли она вообще. Даже у игр известных мировых издательств находятся минусы, что уж говорить об играх от ноунеймов.

Играя в Wiraqocha, часто сталкиваешься с небольшими ямами игрового процесса. Вот одна из самых очевидных ям — выиграть по сомниуму проще всего. Достаточно занять буровыми машинами побольше клеток с сомниумом, подождать несколько раундов, и вот вы победитель. Чтобы выиграть другими способами, нужно небольшое везение. Чтобы получить реликвию, нужно выбросить на кубиках два одинаковых числа. А если одну из реликвий умыкнул соперник, то на него нужно напасть и отобрать жетон. Иначе по реликвиям не победишь. Чтобы выиграть по технологиям, нужно все ресурсы тратить на карты, а это не всегда полезно. Хорошо, если свойства карт вам идеально подходят, и с помощью них вы эффективно соберете ресурсы и потратите их на покупку новых карт. В противном же случае кто-то другой выиграет по сомниуму.

Автор игры мне говорил так — не обязательно выбирать только один путь победы. Нужно просто быть внимательным и замечать, что вы вдруг можете выиграть по другому пути. Собираешь ты, например, сомниум, а потом бац и видишь, что быстрее и проще победить по реликвиям. Но на деле это все же не так очевидно, как на словах.

От игры с разным количеством игроков получаешь совершенно разные эмоции. Вдвоем — это легкая прогулка за сомниумом. Никто никому не мешает, места на поле хватает всем, ресурсов в достатке — получается добрая и милая игра. Втроем играть чуть жестче, без конфликтов обойтись сложно, реликвии собрать сложнее, кому-то не хватает сомниума. Ну а вчетвером — самый настоящий ад. Места постоянно не хватает, поэтому приходится часто сражаться, за лидером сложно угнаться.

Получается, что из семейной игры на двоих игра превращается в конфликтную игру на четверых.

Вчетвером вообще очень тяжело играть, т.к. игра становится дико злой. Если не защитить свои фишки (а все защитить не получится), то они легко выбывают из игры, если вас атакует соперник. Вернуть фишку на поле можно, заплатив 3 ресурса. Вот теперь представьте, как играть, если у вас почти все фишки вне игры, соответственно, вы не можете получить с тайлов много ресурсов, а значит вам очень сложно выкупить выбитые фишки. В то время, пока вы пытаетесь вернуть свою бригаду в игру, другие качают сомниум. В игре есть явная проблема с остановкой лидера, и автор об этом давным-давно знает. Один игрок страдает из-за невозможности нормально играть, а другой жирует, доминируя на поле. Я сам не раз обижался на своих соперников, когда они целиком выносили мой отряд. На этом, можно сказать, для аутсайдера игра заканчивается. Двое кое-как доигрывают, а двое решают между собой, кто их них победит в игре.

Кермаррек этот косячок не отрицал и на форуме БГГ писал — дада, я знаю об этом, думаю, как исправить. Исправления вышли в виде дополнения The Way of the Feathered Serpent. В него входят новые тайлы (не очень обязательные, если честно), новые наклейки отрядов, которые клеятся на обратной стороне жетонов из базы, и карты помощи Кетцалькоатля для помощи отстающим игрокам.

Новые отряды хороши тем, что теперь игроки сами могут собирать свой отряд — хотите больше летающих приспособлений — пожалуйста, больше буровых машин — нет проблем, больше атак — все для вас. Если вас сильно прессуют и вам стало сложно играть, попросите помощи у доброго дракона Кетцалькоатля, и он вам поможет с ресурсами.

У меня этого дополнения, к сожалению, нету. Оно стоило довольно дорого, и я считаю, что платить за то, чтобы игра стала играть как надо, должен издатель, а не игрок. В общем, меня задушила жаба не брать доп. Да и на БГГ тоже не было сильного восторга по поводу него. Новый доп породил новые проблемы, не особо решив старые. Как я понял, стало еще больше рандома и неразберихи. Игра, которая должна быть простой семейкой, становилась еще сложнее.

Потом выходило еще одно мини-дополнение, которое содержало жетоны свитков. Если поднять такой жетон с тайла, то его можно потом применить в игре, модифицируя показания кубиков. Таким образом, это дополнение пытается помочь игроку контролировать рандом кубиков.

Когда-то мне очень хотелось разубедить себя в том, что в этой игре для победы лучше всего собирать сомниум и желательно это делать втроем, а не вчетвером. Ну ведь не зря же автор придумал 3 вида победы, правда? К сожалению, как я ни играл, все равно выводы были одними и теми же. Даже если играл с человеком, который впервые сел за Виракочу, тот все равно в конце партии спрашивал — а тебе не кажется, что собирать сомниум проще? Как я могу это отрицать, если это действительно так? У меня была одна интересная дуэльная партия, когда мы с соперником остановились только на одном виде победы — по технологии, и поэтому тратили все ресурсы только на карточки. Дрались с ним за ценные тайлы, скупали крутые карты, пользовались преимуществами. Забавная получилась партия, до сих пор ее помню.

Но легкость добычи сомниума и сложность сбора реликвий — это не самое дырявое место игры. Более обидно то, что вчетвером в Виракочу играть не очень просто. Игра сильно отличается в зависимости от количества играющих. Мне нравится дуэль. Если вы хотите научить кого-то играть, то играйте вдвоем. Это тихий, спокойный режим, когда всем всего хватает. Мне кажется, что именно такой и должна была получится эта игра, хоть на троих, хоть на четверых. Когда играешь вдвоем, то воюешь только ну за самые-самые вкусные тайлы. Порою даже когда ты можешь влезть на занятый противником тайл, убрав из игры его фишку, то не делаешь это, потому что рядом есть другой неплохой тайлик. Втроем — чуть больше конфликта, чуть меньше семейности. Это хороший вариант для взрослых, потому что с детьми и обидчивыми девушками лучше играть вдвоем. Ну а вчетвером играть очень жестко. Об этом я уже писал. Самый дырявый и безбашенный режим — это когда играешь вчетвером. Удовольствие получает разве что только победитель.

Год или полтора назад я спрашивал у Кермаррека, что он думает о Виракоче сейчас, хотел ли бы он ее как-то изменить. Сейчас он специализируется больше на детских и казуальных играх, потому что на такие игры во Франции есть спрос, ему легко их тестировать со своими детьми и по времени разработка занимает меньше времени (на большую сложную игру уходят годы). Так вот Анри ответил, что сейчас бы он сделал Виракочу совсем другой — проще и легче. В 2011 году это был его первый серьезный проект, у него была интересная идея (Анри не скрывает, что за основу брал Колонизаторов), которую он хотел усложнить разными надстройками. Эти самые надстройки и погубили игру. Хотя слово «погубили», наверное, не очень хорошо подходит, потому что я ни в коем случае не хочу сказать, что игра плохая. Просто мне в статье больше хочется рассказать о том, почему игра не стала хитом и почему это типичная эссеновская игра. Ее просто недопилили, не довели до конца. Ведь как говорят — сначала нужно набросать в проект кучу интересных идей, а потом все это оттуда выбросить, и тогда получится хорошая игра. Кермаррек задумал интересную настолку, но не сумел ее довести до блеска. Оставил бы один вид победы по сомниуму, убрал разные виды фишек игроков, удешевил стоимости технологий, сделал игру более мирной — тогда бы Виракоча заработала на все 100%. Но это сейчас Кермаррек понимает, что простота игры — это отнюдь не минус, а раньше ему хотелось сложностей.

Я надеюсь, что теперь вы понимаете, что такое типичная игра с Эссена.

Но и о хорошем тоже нужно сказать пару слов. Главный плюс игры для меня — это оформление и качество компонентов. Я до сих пор радуюсь, когда смотрю на тайлы, карточки и жетоны. Примерно такие же чувства испытывали все, кто играл со мной в Виракочу. Художник справился со своей задачей на 100%. Правда, отличное качество компонентов сказалось на цене — она стоит все-таки немного дороже, чем нужно для игры такого уровня сложности.

Еще мне очень хотелось, чтобы у меня были Колонизаторы, но не те, что классические, а какие-нибудь другие. Чтобы нужно было перемещаться по тайлам с цифрами, бросая кубики. И Виракоча, в принципе, дарит вам такую возможность. В то время (5 лет назад) чего-то похожего не было. Сейчас же есть много игр, в которых игроки бросают кубики и двигают рабочих на поле. Скажем так, Виракоча — это когда Колонизаторы пересекаются с action selection. Базовая идея игры очень хорошая. Вот если играть вдвоем, то это она и есть. Так что на двоих или троих игра вполне нормально себя показывает. На четверых ее разложить интересно будет только в том случае, если все игроки готовы к унижению и доминированию.

Игра не занимает много времени, легко раскладывается и собирается. Да и объяснять правила тоже не сложно. В этом плане Виракоча не изменяет своему выбранному пути.

Спустя 5 лет

Играть не особо тянет. Но иногда хочется это сделать, когда вспоминаешь, какая игра красивая. Игра сыровата, автор не сумел привести ее к балансу, из-за чего потом принялся пилить дополнения, которые бы сделали настолку менее хаотичной и злой. Сейчас я предпочитаю более ровные игры, которые не нужно было бы хоумрулить. «Не переживайте, с дополнением мы сделаем игру лучше» — это не для меня.

Тем не менее, я не собираюсь продавать свою копию Wiraqocha, потому что это душевная игра. У меня много приятных воспоминаний о том, как я ее получил под Новый Год, и радовался игре, как ребенок. У многих из нас есть такие игры, которые дороги нам не только своим геймплеем, но и приятными околонастольными воспоминаниями. Я готов вытерпеть все неровности дизайна Виракочи, потому что такие игры штучные. Поди купи теперь где-нибудь ее 😉

P.S. все фотографии взяты с сайта Boardgamegeek

Реклама

8 Responses to О старом по-новому — Wiraqocha

  1. Gort says:

    Ох эта Виракоча, как узнал про нее 4 года назад, так до сих пор глазит постоянно косит в ее сторону: вот вроде бы и знаю что не пойдет, и все обзоры прочитал — все косяки/минусы знаю, но как взгляну на нее — хочется и все тут. Ничего не могу с собой поделать! Арт продаёт)

    • scafandr says:

      Именно поэтому я его и ставлю в главный плюс игры. Арт дико подкупает. Кажется, что за таким шикарным оформлением скрывается идеально выверенный геймплей. Ан нет

  2. zinzy5 says:

    «Это одна из лучших игр на кубиках. Очень умная и интересная. У Анри получилось сделать игру, в которую, я уверен, буду играть и через 20 лет.» (прошлый обзор)

    «Играть не особо тянет.»(конец этой статьи)

    Все таки мнение о настолке за столько лет изменилось. Но это и не удивительно. Время не стоит на месте. Я и сам хотел себе Wiraqocha, так скажем, в начале своего настольного пути. Завлекал меня скорее всего арт. Вообще, раньше частенько покупал кота в мешке, не читая отзывов и обзоров, смотря только на оформление. Потом, поднаторел немного в настольном вопросе, и так же быстро охладел к этому способу приобретения. Со временем более интересные для меня игры вытеснили Wiraqocha из вишлиста. О чем я, кстати, немного жалею.
    А из игр с которыми трудно расстаться у меня есть Метро 2033(вторая редакция). Она подарила немало хороших впечатлений в свое время. Сейчас уже почти не играем, но лично мне, эта настолка нравится и сейчас. Её я изучил вдоль и поперек.

    • scafandr says:

      Поэтому я и решил завести новую рубрику, чтобы рассказать о том, что изменилось со временем (или не изменилось). Таких игр, которые раньше были огого, а сейчас не очень огого, у меня хватает. Некоторые игры наоборот со временем начинаешь понимать лучше.
      А Виракочу, наверное, сейчас и не купить нигде. Уже раритет.
      Еще кстати я заметил, что новинки всегда вытесняет старые игры, если их долго не покупать.

  3. balovnik says:

    После такого обзора теперь фиг продашь 🙂

  4. Василий says:

    Потрясающе интересно написано. Надеюсь, эта рубрика не будет редким гостем на твоих страницах. Спасибо.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: