Приказывай. Колонизируй. Завоевывай — обзор настольной игры «Eminent Domain. Космическая эра»

Наверное, в далеком будущем, когда землянам совсем станет тесно на своей планете, они действительно, как это прогнозируют фантасты, займутся колонизацией далеких планет. Настольных игр с тематикой космической экспансии было придумано предостаточно. Есть большие серьезные игры, есть поменьше и попроще. Сегодня я хочу вам рассказать о космической игре с механикой колодостроения. Декбилдинг является одной из моих самых любимых механик, поэтому я не мог пройти мимо Eminent Domain. Является ли игра уникальной? Нужен ли покупать к ней дополнение? Много ли в игре стратегий победы? Поговорим сегодня об этом.

Russian edition

Оригинальная игра вышла в 2011 году в издательстве TMG. Это небольшое издательство, которое практически не может похвастаться крупными мировыми релизами, но нишу инди-релизов они заполняют уверенно. Игра Eminent Domain была их ответом популярному в то время Доминиону. До СНГ игра добиралась довольно долго — целых 5 лет. Локализацией занялась всем известная компания Hobby World. В этом обзоре я рассматриваю как раз именно русскоязычный вариант от HW.

Между английским и российским изданиями есть небольшая разница. Из русскоязычной коробки пропали пластмассовые космические кораблики, но вы не волнуйтесь — они исчезли не совсем, просто теперь они картонные, а не пластмассовые. Также в российской версии исчез центральный планшет для карточек, который не нес в себе особой ценности. В общем, локализация Eminent Domain (ED) является оптимизированной и более дешевой версией, что должно понравится покупателям.

Как вы знаете, колодостроительные игры не могут похвастаться богатым наполнением коробки. Основа любых игр этого жанра — карты. И да, в ED они тоже есть. Помимо них в коробке вы найдете картонные жетоны ресурсов, истребителей и победных очков.

Играем роли

В большинстве своем декбилдинги одинаковы, и виноваты в этом каноны механики. Каждый раз мы начинаем игру с какими-то вялыми и унылыми колодами, но потом получаем возможность покупать и добавлять в колоду более интересные карты, благодаря симбиозу которых играть становится интересно и увлекательно. Если кто-то хочет классического декбилдинга про космос, тот может смело тянуть руки к Star Realms и радоваться жизни. ED — это немножко другого поля ягода. Автор игры, Сет Джэффи, взглянул на игру с немного другой стороны. Что если в колоду нужно будет добавлять не модификаторы и улучшения, а приказы/роли? В таком случае у нас не будет разношерстных колод с кучей разных карточек, а будет четкая цепочка программируемых и повторяемых действий.

Когда я читал правила игры, то признаюсь честно, что мне было немножко тяжело. Я привык к обычным декбилдингам, в которых есть стартовые колоды, есть рынок и есть возможность получать победные очки, играя комбинации карт. Но ED — это другая игра, со своими понятиями и действиями, и поначалу давалась она мне тяжеловато.

Для захвата космоса нам понадобится всего несколько типов действий (они же роли) — колонизация, завоевание, наука, поиск, производство/продажа. Основная цель игры — находить и покорять планеты (с помощью мирной колонизации или милитаристского завоевания). С помощью науки можно использовать роли более эффективно, а производство и продажа помогает получать победные очки с завоеванных планет. Как видите ничего лишнего в ролях нету.

Не смущайтесь сразу, когда увидите, что перед игроками в начале игры будут выложены всего 5 стопок ролей, в которых будут лежать одинаковые карты. В руках у вас будут находится роли и их же вы будете набирать из центральных стопок. Все карты колонизации, завоевания и т.д. — абсолютно одинаковые. Вашей задачей будет определиться со своей стратегией — как вы хотите покорять планеты? Силой? Наукой? Будете ли вы развивать производство на планетах? Только грамотно собранная колода будет максимально эффективно приносить вам доход.

Ход игрока разбит на 3 фазы.

В первую фазу можно сыграть одну карту с руки как действие. На самой карте будет написано — «действие», после чего идет текст, который описывает, что делает карта в фазу действия. Эта фаза необязательная для розыгрыша, т.е. ее можно пропустить

Вторая фаза — фаза роли. Это обязательная фаза. Для начала мы должны определиться, какую роль мы хотим выполнить в свой ход, т.е. мы выбираем карту из центрального ряда с ролями и кладем ее перед собой. Далее применяем свойство роли карты, которое мы можем усилить с помощью карт в руке с такими же символами роли. Например, выбрав колонизацию, мы берем карту колонизации из центра, а также играем все карты колонизации с руки + добавляем карты технологий с символами колонизации, если они есть в руке. Чем больше символов мы соберем, тем мощнее и эффективнее получится действие. Также активный игрок получает бонус ведущего, который немного расширяет его возможности.

После того, как активный игрок разыграл эффект роли с бонусом, эффект роли без бонуса могут сыграть по очереди остальные игроки. Например, если активный игрок выбрал роль науки, то другие игроки тоже могут сыграть науку с руки и применить ее действие. Те игроки, которые откажутся от этого, берут со своей колоды одну карту в руку.

В третью фазу игрок сбрасывает ненужные карты и добирает карты до предела руки (в начале игры предел равняется 5).

Как вы заметили, в ED нет понятия»покупки» и нет денег, которые нужно на что-то тратить. В обычном колодострое чаще всего есть атака, чтобы на кого-то нападать, и ресурсы, чтобы покупать карты в колоду. ED — это игра чисто про развитие. Выбирая роль в свой ход, мы делаем эту роль более доступной для нас в будущем, т.е. она чаще будет появляться в руке.

В начале игры у игроков под контролем не будет ни одной другой планеты, кроме стартовой. Карты планет имеют 2 стороны — на одной изображена планета с бонусом и победными очками, которые она приносит игроку, а на другой стороне (рубашка карты) находится информация о необходимых затратах на завоевание этой планеты или ее колонизацию. К игрокам планеты попадают именно рубашкой вверх. Сначала планету нужно или колонизировать или захватить, только потом карта переворачивается другой стороной вверх и приносит бонусы.

В фазе подготовки игры каждый игрок получает по одной стартовой планете, которую довольно легко колонизировать или завоевать. Для раскачки это как раз то, что нужно. Уже через один-два хода вам придется использовать роль поиска, чтобы найти новые планеты для их захвата. Роль поиска позволяет за каждый сброшенный символ поиска взять из стопки одну планету, выбрать из них всех одну и положить ее рядом с собой. Все, теперь эту планету можно завоевывать. Если кто-то захочет получить больше планет для захвата, тому необходимо ждать следующего своего хода или надеяться, что кто-то из соперников выберет роль поиска, и тогда вы тоже сможете ею воспользоваться.

Подчинить планету себе можно двумя способами — колонизацией или завоеванием. В принципе, оба способа равнозначны, и нет смысла развивать оба направления. Для колонизации нужно тратить соответствующие карты, которые подкладываются под карту планеты. Набрав нужное количество таких подложенных карт, планету можно колонизировать. С завоеванием все проще — за символы завоевания можно брать жетоны истребителей. Потом один символ завоевания можно потратить на организацию атаки планеты истребителями. Для этого мы просто сбрасываем нужное количество истребителей и переворачиваем планету.

Несмотря на один и тот же итог колонизации и завоевания, они все-таки немного отличаются по принципу работы. Карты колонизации всегда кладутся под конкретную планету, и вернуть их назад можно только после полной колонизации (когда соберется нужное количество символов колонизации на планете). Истребители же просто идут в общий запас и тратить их можно на любые планеты. Карты завоевания всегда после розыгрыша спокойно уходят в сброс. Именно поэтому в стартовой колоде игрока есть две карты колонизации и только одна карта завоевания.

Когда вы начнете присоединять к себе разные планеты (их всего 3 вида), то будете получать доступ к разным бонусам, которые они приносят. Планеты могут:

  • производить 1 или 2 ресурса;
  • увеличивать на один лимит карт в руке игрока;
  • давать бесплатно один из символов ролей;
  • приносить победные очки в конце игры.

Захват планет — это основной метод зарабатывания победных очков, поэтому с самого начала игры вам придется сосредоточиться на сборе карт, которые помогут вам эффективно искать и захватывать новые планеты.

У нас осталось еще 2 роли, о которых я рассказал лишь вскользь. Как я уже упоминал, некоторые планеты могут производить ресурсы. С помощью роли производство/продажа можно запустить процесс трансформации ресурсов в ПО. Это сдвоенная карта роли, но она не делает 2 действия сразу. Игрок должен выбрать — или он производит в свой ход, или он продает.

Также можно с головой уйти в науку. Карты технологии немного напоминают обычный декбилдинг, к которому мы все привыкли. В игре есть всего три типа планет. Для каждого типа планет есть свои карты технологии. Это значит, что чтобы потратить очки науки на технологию, нужно владеть энным количеством планет конкретного типа. На карте технологии эти условия четко прописаны. Самые простые карты требуют владения одной планетой и стоят они 3 очка науки. Технология с двумя планетками стоит 5 науки и приносит ПО. Самые дорогие технологии требуют владения 3 планетами, стоят они 7 науки и приносят больше всего ПО.

Сами карты технологии в большинстве своем представляют улучшенные карты ролей. Допустим, действие поиска позволяет набрать 2 карты в руку, а улучшенный поиск расширит эту возможность до 3-х карт. Также карты технологии имеют в углу не один символ роли, а целых два. Т.е. как бы карты технологий делают игровой процесс чуточку разнообразней.

Когда же заканчивается игра? Когда заканчивается 1 или 2 колоды ролей из центрального ряда (зависит от количества игроков) или когда заканчивается запас жетонов победных очков. После чего все игроки считают победные очки, которые дают жетоны, планеты, лежащие лицевой стороной вверх, и купленные карты технологий. Для победы в игре нужно набрать больше всего ПО.

Вроде все знакомое, но не так чтобы очень

За много лет знакомства с колодостроительными играми у меня сложилось особое требование к этому типу игр. Есть обычный декбилдинг и необычный. Обычный, как правило, почти сразу уходит пылиться на полку, потому что в такое мы играли уже много раз, а хочется чего-то интересного. ED — это декбилдинг с выкрутасами, поэтому его изучать мне было интересно.

Автор игры упростил идею декбилдинга до минимума (хотя в этом плане он не обогнал игру «Братство пара» от Сейдзи Канаи). Зачем все эти «получи столько золота, набери столько-то карт, сбрось то и набери се» и прочее-прочее, если можно ограничиться пятью простыми действиями, из которых только штуки 3 вам будут нужны для игры. Игровой процесс мне напоминает программирование с несколькими действиями. Можно «колонизировать-производить-продавать», можно «завоевывать-изучать-производить» и т.д. Если вы в начале игры определились, что будете колонизировать и производить/продавать, то придерживайтесь этой стратегии до конца игры, чтобы выиграть. Роли колонизации и завоевания так и вовсе взаимоисключают друг друга, т.е. в игре нет смысла делать и то, и другое. В итоге вся ваша колода от начала и до конца игры будет содержать всего 5 типов карт (только если вы не выбросите что-то за ненадобностью в течение партии с помощью действия науки). Колонизировали одну планету-нашли новую-прокачали науку-колонизировали еще-…

Я привык к тому, что в колодостроительных играх колоды получаются более вариативные. В ED колоды попроще — с каждым новым ходом вы можете больше колонизировать, больше завоевывать, больше производить или продавать. И все. Сначала планетки со скрипом поддаются управлению, но потом колонизировать и завоевывать станет проще.

Поэтому с одной стороны эта настольная игра интересна за необычный подход к механике игры, с другой стороны чувствуется некий минимализм, который не дает развернуться стратегии. Кажется, что те самые карты технологии, которые требуют траты науки, могут добавить нашим колодам разнообразие. Но по факту получается, что карты технологии являются усиленными версиями ролей. Лишь более дорогие технологии могут похвастаться уникальными свойствами. Поэтому я не могу сказать, что технологии добавляют свежесть игре. Основа игры — это все равно колонизация/завоевание + поиск. Что добавлять к этим двум ролям — сугубо ваше решение. Если вы набрали производственных планет, то неплохо пойти в производство/продажу. Если вам это не интересно, можно прокачать науку. Можно, конечно, использовать все роли, но я не уверен, что это будет приносить вам большую пользу.

Несмотря на то, что я не сразу въехал в правила (многое приходилось перечитывать несколько раз, чтобы в голове сложилась картинка), игра оказалась довольно простой. Думаю, что неискушенные декбилдингом настольщики могут остаться довольными игрой, потому что она не требует от игроков глубокого погружения и понимания стратегий. А вот опытные игроки могут быстро пресытиться возможностями ED. Дело в том, что сама игра не старается усложнить жизнь игроку, а уж другие игроки так и подавно не могут это сделать. Все, что мы делаем, делает нас только лучше. В ED нет взаимодействия между игроками, мы не можем отобрать у кого-то планету, разрушить чужие истребители или своровать ресурсы. Максимум, что мы можем, это пристроиться паровозиком к чужой роли. Поэтому спустя 3-4 партии вполне может появиться ощущение, что вы увидели все игровые возможности и дальше будет только повтор.

Собственно, у меня по личным ощущениям так и получилось. Сначала я попробовал колонизировать, потом завоевывать и заодно получать прибыль с ресурсов, а потом побаловался наукой. Больше всего я возлагал надежды на науку, но не могу сказать, что ожидания оправдались. Карты технологии в большинстве своем являются улучшенными версиями ролей. В итоге получается, что с развитием колод вы просто чаще имеете возможность собирать больше символов, необходимых для успешного отыгрыша роли. Т.е. в начале игры у вас  собирается по 2-3 символа, а в конце игры по 4-5, а то и больше. В этом и заключается смысл игры.

Мне в игре не хватает двух вещей — взаимодействия между игроками и разнообразия технологий. Влезть в чужой огород никак не получится — каждый игрок тихонечко собирает свои планетки и никому не мешает. Из технологий более-менее интересны те, что подороже, но чтобы получить к ним доступ, необходимо собрать несколько одинаковых планет и с головой окунуться в развитие науки, что может идти вразрез с выбранной вами в начале игры стратегией.

Конечно, мне было интересно, что дает дополнение Escalation, которое пока выходило только на английском языке. В этом допе есть карты для пятого игрока, истребители разных размеров имеют разные возможности, появились дополнительные технологии с альтернативной стоимостью, а также новые технологии, требующие наличия всех трех типов планет, и сценарии для асимметричных стартовых колод игроков. Я совершенно не знаком с этим дополнением, но по описанию видно, что оно делает игру более глубокой и вариативной. Выйдет ли это дополнение на русском языке, зависит только от продаж базы.

Мне действительно понравилась идея пополнять колоду ролями. Это не совсем обычный декбилдинг, который продолжает идеи Доминиона, Ascension или Thunderstone. ED старается быть особенной игрой, но при этом все-таки не выходит за рамки инди-проекта (имхо, конечно). Здорово, что в этой игре нельзя уйти в собирательство только одного типа карт, иначе вы не сможете нормально развиваться. Например, если у вас будет много колонизаций, а поиска всего 2-3 штуки, то вы не сможете эффективно набирать новые планеты, а значит не сможете развиваться. Точно также плохо, если у вас будет много поиска, так как вы не будете успевать захватывать планеты. Игра подразумевает баланс. Не всегда выгодно присоединиться к розыгрышу чужой роли, иногда лучше дождаться своего хода и отыграть роль по полной программе. А вот через сколько партий игра вам надоест, зависит только от вашего настольного опыта и ожидания от игры. Если вы собаку съели в декбилдинге и все ваши полки забиты известными играми в этом жанре, то ED быстро надоест. Если у вас не такой большой опыт в собирании колод, то ED может понравится своей лаконичностью и простотой.

Игра рассчитана на 2-4 игроков. Я попробовал все варианты. Из-за того, что игра не конфликтная, особой разницы между двумя и четырьмя игроками нету. Просто когда играешь вдвоем, то вы реже играете чужие роли, а когда играешь вчетвером, то иногда бывает, что пока до тебя дойдет ход, то в руке остается всего одна или две карты. Чем больше игроков за столом, тем дольше длится партия. Лично мне больше всего запомнилась партия на четверых. Она была долгая и очень упорная, так как все игроки имели отличные шансы на победу. Мне нравится чувствовать конкуренцию, нравится следить не только за одним игроком. Это заставляет меня более внимательно относится к выбору стратегии и что-то менять по ходу игры. Поэтому можно сказать, что играется одинаково хорошо в любом составе, но чем больше игроков, тем интереснее (лично мне).

Но продолжительность партии зависит не только от количества игроков, но и от стопок ролей, на которые набросятся игроки. Дело в том, что в игре фиксированное количество карт ролей. Чем больше игроков за столом, тем меньше будут стопки (каждый игрок формирует стартовые колоды из ролей, лежащих в стопках на столе). И если все игроки будут один тип роли, то эта колода быстро закончится, а значит закончится и игра. На двоих и троих игра завершается, когда заканчиваются карты роли в одной стопке. На четверых — в двух. Например, если все игроки начнут брать колонизацию, то игра закончится гораздо быстрее, чем если игроки будут брать и колонизацию, и завоевание.

Арты в игре довольно хорошие. Мне нравится, как выполнены карты ролей. Карты технологий тоже вроде ничего нарисованы. Планеты может быть хотелось бы, чтобы были более разнообразными, но и так тоже сойдет. Вот что мне меньше всего понравилось, так это картонные истребители — картинка практически сливается с фоном. Очень плохо, что фон такой темный. В книге правил эти жетоны нарисованы немного по-другому. Там фон синенький, поэтому истребители видны отлично. Также сначала мне не понравилось, что истребители разных размеров. Мне все-таки было бы удобнее, если бы они были одного маленького размера — так и складывать проще. А оказалось, что размер отличается потому, что в дополнении это имеет смысл. Hobby World, видимо, все-таки имеет планы на выпуск дополнения. По крайней мере, надежда на это есть.

Интересно, но… хочется дополнения

Базовая игра ED мне показалась голым каркасом. В игре заложена интересная идея, но разнообразия все-таки не хватает. На пару-тройку вечером поиграть хватит, а дальше все зависит от ваших вкусовых предпочтений. Если вам нравятся игры посложнее и повариативнее, то ED быстро надоест. Если вы играете редко и колодострой нечастый гость на вашем столе, то ED вполне сгодится. Игра легкая, ненапряжная, после одной партии можно легко сыграть еще раз.

Если вы интересуетесь колодостроительными играми, то вам в любом случае будет интересно сыграть пару раз, чтобы увидеть немного другой декбилдинг, в котором нужно развивать лишь несколько из пяти ролей. Если вы ищете такой декбилдинг, чтобы больше ничего в этом жанре не покупать (т.е. один на все времена), то в этом плане я не могу вам посоветовать эту игру, так как есть декбилдинги поинтереснее.

Очень хочется увидеть дополнение на русском языке, с которым, я надеюсь, игра станет более живой и разнообразной.


 Страница игры  «Eminent Domain. Космическая эра» на сайте издательства Hobby World

Реклама

27 Responses to Приказывай. Колонизируй. Завоевывай — обзор настольной игры «Eminent Domain. Космическая эра»

  1. Catman says:

    Прекрасный обзор! Очень хотелось почитать вот такой, развёрнутый, разбор этой игры! Классно, что именно он стал первым в новом году!
    Жаль, что «HW» снова наступает на те же грабли, выпуская, как Вы правильно сказали, голый каркас, в виде базовой игры, не гарантируя выпуска дополнения (-ий), а затем заявляя, что тема космоса продаётся слабо. Нет никакой уверенности, что дополнение будет выпущено, а потому многие задумаются, брать ли базу? Я тоже неравнодушен к колодострою, тоже понравился арт этой игры, но стоит ли вкладываться в неё при таком раскладе, не уверен! Понятно, что издатель пытался удешевить игру, но неужели выпуск поля из простого и тонкого картона сделал бы её значительно дороже? А с полем под колоды игра смотрится солиднее! В общем, пища для размышления есть, а Вам за обзор, спасибо!

    • scafandr says:

      Про тему космоса уже молчат, так как то, что говорил когда-то Николай Пегасов, потеряло актуальность. Теперь космос продается хорошо=)
      Мне кажется, что удешевляли базу для того, чтобы игра получилась как минимум не дороже. Это точно касается пластмассовых истребителей. В России их не сделаешь, а покупать из Китая будет явно дороже, чем заменить их картонными аналогами. По поводу поля… Я соглашусь с МХ — оно там для галочки. Для меня нет разницы, стоят колоды на специальном поле или столе. В то время, когда выходила игра, было модно делать разные подставки-напоминания для колодостроительных игр. Они нужны в первую очередь для новичков, чтобы те быстрее ориентировались. Смысла в поле маловато, если честно.
      По поводу продаж базы я был бы более оптимистичен по сравнению с Брюгге, доп к которому завис. Б — игра более серьезная, более сложная. ЭД — значительно легче. Ее могут купить те, кому нужен космос и несложная игра. Все будет зависеть от людей, которые продают игры=) Сумеют впарить — все будет хорошо. Если буду вместо ЭД продавать Звездные Империи, то ЗИ получат доп, а ЭД нет=)

  2. Leto says:

    Согласен с обзором на 90%. К сожалению базовая коробка ничем кроме отличного арта похвастаться не может. Вдвойне непонятно почему ХВ решили локализовать эту среднюю по всем параметрам игру. Возможно через 30-40 партий игра «раскрывается» и приобретает новый «аромат», но нам хватило 2 или 3 партий, чтобы отложить ее и взяться за другие, более интересные игры.

    • scafandr says:

      Меня это тоже немного смутило. До знакомства с игрой думал, что она чуть более тяжеловесна, ведь это одна из любимых игр Акулова.

  3. zinzy5 says:

    Для меня история стара как мир. Посмотрел видеообзор у Beznal 72 и загорелся купить. На первый взгляд Eminent Domain показался весь такой необычный, не попсовый. Но прошло немного времени и желание приобрести сдулось как воздушный шар. Будет локализован доп, может и куплю, а пока что прохожу мимо.

    • scafandr says:

      Для гиков действительно есть смысл дождаться допа. Тем более, что у тебя есть Леджендэри;)

  4. Владимир says:

    Ну локализация получила свет только «благодаря» Краудрепаблик (да я знаю, что они работают под потранажем МХ, но чем черт не шутит vOv), так что может быть и будут к нему допы.

  5. Catman says:

    Вероятно, «HW» ждут какого-то рубежа продаж базы, после которого будут выпускаться допы, но если бы они заявлены сразу по выходу базы, то её продажи бы выросли. Может это учтено, объявлен перевыпуск «Race For The Galaxy» и сразу заявлено первое дополнение. Будем надеяться, что и другие, ранние, проекты будут дополняться. А КраудРепаблику дай Бог с качеством разобраться, чему пример, «Стамбул».

    • Владимир says:

      Да, про «стамбул» я у них в теме читал, но с краудами я пока общаюсь только на тему «карточный Pathfinder», поэтому «нареканий» нет, а то что МХ ждет, это и так понятно, они те еще ждуны.

    • scafandr says:

      У каждого издательства есть порог продаж. Например, я знаю, что в книжном издательстве хорошие продажи — это когда за 2-3 месяца тираж расходится со склада по магазинам и оптовикам. Тогда издательство допечатывает тираж и готовит продолжение. Если тираж лежит год на складе, то он явно неудачный. И вопрос о продолжении решать будет именно МХ. КР — это всего лишь инструмент

      • Владимир says:

        КР — по словам самих же КР или МХ, могу ошибаться кто это говорил — «экспериментальная площадка», на нее выпускают проекты, которые МХ не уверен что они продадутся и как бы определяет необходимость локализация этой игры. Это вроде и хорошо, но с другой стороны пример с тем же «Остров Скай» показателен, как краудфандинговый проект он провалился, но Акулов добавил денег, ну потому что он хотел этот проект, т.е. в моем понимании идея краудфандинга была нарушена. Ну будем смотреть как там дальше что будет, ибо допы ко 2ой коробке Pathfinder и «Бестиарий» к ролевому Pathfinder уже будет издавать сама МХ. КР обещали, что в этом году будут сами выбирать проекты, так что думаю скоро оценим их «самостоятельность».

        • scafandr says:

          Про КР никто четко не скажет, какие именно там проекты выпускаются — экспериментальные или еще какие. Конечно, игры, в которых МХ уверены, выпускают сами. Я больше склоняюсь к тому, что из КР ходят сделать большую российскую площадку, которая будет выпускать не только настолки и не только МХ. Все равно для КР выбирают не самые «донные» игры, потому что если все будет проваливаться, то так площадка никогда не станет популярной. Мне самому очень интересно, какие игры будут на КР после Острова Скай, который показал не очень хороший результат. У меня есть кое-какие догадки, но публично я не могу о них рассказать=)

          • Владимир says:

            Ну роль этой площадки успешно выполняет Boomstarter, так что я сильно сомневаюсь что у них выйдет что-то путное, хотя с другой стороны они возможно смогут устроить какую-либо конкуренцию, которая в принципе удобна конечному пользователю. Посмотрим, что приготовит нам 2017 год в этом плане.

            • scafandr says:

              ХВ еще под это дело предлагает свои мощности. Т.е. это удобно — вот тебе площадка, и вот тебе сразу возможность напечатать то, что ты хочешь продать. В Бумстартере такого нету.

              • Владимир says:

                Сомнительно, учитывая что в интервью с Акуловым, он сам говорил о том, что самостоятельно МХ не может полностью заниматься выпуском и использует сторонние организации.

                • scafandr says:

                  Там все сложно на самом деле. У них есть какие-то свои станки, на которых они печатают карты, коробки и поля они печатают на другой фирме, но вроде они там тоже как-то немного связаны. Вроде. Там, где печатаются коробки и поля, печатаются очень многие издательства

                  • Leto says:

                    Ну я могу ответственно заявить, что качество карт для Берсерка было в разы лучше, чем для Берсерк.Герои, и по вырубке, и по печати. В общем и целом качество настолок скатилось уже года 2 как, поэтому им давно надо было обновлять производственную базу — что, судя по всему, и произошло, судя по интервью.

  6. Yury Yamshchikov says:

    Саша, а ты играл в Race for the Galaxy? Если да, то насколько похожи ощущения?

    • scafandr says:

      Да, играл. RftG — одна из моих самых любимых игр. Ощущения похожи слегка. Игры схожи ролями. В обеих играх ты выбираешь, что будешь делать — искать, производить, улучшать, завоевывать и т.д. Но инструментарий RftG в разы богаче. РфтГ развивает твою стратегию с помощью карт, а ЭД нет. В ЭД ты просто делаешь одно и то же, но с большей эффективностью. Даже ресурсы в игре по сути не имеют значения — они все одинаковы, хоть и имеют разные значки. ЭД — это сильно упрощенная модель РфтГ.

      • Catman says:

        Получается, «HW»воскресив издание «RftG» ставит крест на линейке «ED»? Думаю, что цена их базовых коробок будет сопоставима, потому выбор для покупателя будет очевидным?

        • scafandr says:

          РфтГ сложнее. Я знаю людей, которые не смогли осилить эту игру. Они не хотят понимать символов, им сложно запомнить, какие комбинации с чем работают и т.д. РфтГ — это хорошая игра для задротов, которые перескочат барьер понимания игры через символы. В ЭД с этим проблем нет — берешь и играешь, все понятно.
          РфтГ у ХВ было давным-давно, они ждали времени, когда русскоязычный рынок сможет принять эту пилюлю. Была попытка в 2013 году — не получилося, шо поделаешь. Попробуем в 2017=)

          • Leto says:

            Кто хотел — уже купил или сделал пнп. Мне кажется сейчас они обожгутся второй раз и опять будут комментировать с стиле «такие игры в России никому не нужны…».

            • scafandr says:

              Тут еще стоит учесть, что дизайн изменится и качество обещают отменное. Слышал от некоторых владельцев оригиналов, что планируют заменить издания новым. Мне самому интересно, что там с дизайном придумают

      • Yury Yamshchikov says:

        Ага, спасибо! Попробую использовать ED в качестве ступеньки к RtfG для супруги. Вроде игра не сложная, но ее было никак не уговорить сыграть.

        • scafandr says:

          Просто учитывай, что если в РфтГ ты приобретаешь возможности, то в ЭД — улучшаешь роли и не более.

          • Yury Yamshchikov says:

            Ага, понял, спасибо. По описанию роли схожие, возможно это поможет преодолеть входной порог RtfG.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: