Мы делили апельсин — обзор настольной игры «Джентльменская сделка»

Я заметил, что в последнее время питерское издательство GaGa Games полюбило издавать игры, связанные с дележкой денег. Совсем недавно я хвалил их новую игру Банда братьев Райт, в которой нужно было бросать деньги в общак, а потом быстро по сигналу разбирать их с помощью огнестрельного оружия, припасенного в кармане. В новой настольной игре этого издательства — Джентльменская сделка — тоже нужно делить деньги, только на этот раз без применения силы и методов запугивания, ведь игра предназначена для самых настоящих джентльменов, которые все проблемы решают цивилизованным методов договоров.

Игру придумал Ян Егоров, молодой российский разработчик, который может быть вам известен по игре За Шотландию, собственноручно оформленной Яном. С «зашотландией» я не знаком, но мне было очень интересно узнать, что придумал Ян в Джентльменской сделке.

ГаГа точно знает, как должен выглядеть джентльмен

Я знаю одно российское издательство, которое вряд ли когда-нибудь получит штрафные очки за пустоту в своих коробках, за отсутствие органайзера или за плохо выдавливаемые жетоны. И это издательство называется GaGa Games. Честное слово, когда я беру в руки любую их новую игру, то знаю, что внутри там все будет идеально. Там точно будет органайзер, а жетоны будут аккуратно выдавлены специально обученными людьми и помещены в зиплок.

Джентльменская сделка (далее ДС) в очередной раз доказывает, что ГаГа знает, как надо делать настольные игры. В ложементе есть два отсека для жетонов и карточек, есть выемки для пальцев, поэтому компоненты доставать удобно. В общем, снова ставлю класс и адресую мои самые положительные эмоции в адрес издательства.

Из интересных игровых компонентов отмечу специальные ширмы, которыми закрывают игроки свои честно полученные во время дележки деньги.

Остальную часть отсеков органайзера занимают карточки и картонные жетоны денег и сообщников.

Приступаем к дележке

Представьте себе, что вы — влиятельный житель одного богатого городка. Периодически вы собираетесь в секретном месте с другими такими же авторитетами, чтобы поделить между собой деньги, полученные от сомнительных и не очень легальных операций. У каждого игрока будет 1 или 2 возможности (зависит от количества игроков за столом) побыть в роли человека, который распределяет прибыль. Вы можете попробовать разделить все поровну, чтобы никто не остался в обиде. А можете кого-то обделить, но зато остаток денег положить в свой карман и этим приблизить себя к победе. Распределяя деньги, вы всегда должны помнить о том, что выигрывает тот, кто в конце игры наберет больше всего денег.

Каждый игрок в раунде по очереди становится дилером. Он берет с колоды верхнюю карту сделок, смотрит ее и никому не показывает. Карта сделки содержит в себе информацию о сумме денег, которая доступна дилеру (это всего лишь от 12 до 16 $), и сообщниках, которые помогают игрокам налаживать деловые связи. Дилер волен как угодно распределять деньги и сообщников между игроками. После предварительной дележки игроки могут обсудить предложение, потребовав увеличить свою долю и уменьшить часть доли других игроков.

Когда эмоции поутихнут, начинается голосование. Игроки должны проголосовать «за» или «против» предложения, выдвинутое дилером. Насчет «3» игроки показывают рукой один из четырех символов:

  • большой палец вверх — это «за», и он добавляет +1 балл к одобрению сделки;
  • фигура «пистолет» (указательный и безымянный пальцы вытянуты, а большой палец символизирует взведенный курок) с большим пальцем вверх — это «супер-за», которое требует затраты жетона аргумента (у каждого игрока их по 3 штуки в начале игры), и это приносит сразу +3 голоса «за»;
  • большой палец вниз — +1 голос к «против»;
  • фигура пистолет с большим пальцем вниз — +3 голоса к «против» (и минус один жетон аргумента).

Далее считаются баллы «за» и «против». В случае же равенства побеждает «за».

Собственно, далее все просто — вскрывается карта сделки, сумма сделки сверяется, и если сделка была принята, то игроки забирают то, что им предложил дилер. Если игроки отклонили сделку, то никто ничего не получает, а дилер отправляется в тюрьму, потеряв возможность принять участие в следующем голосовании (но не в дележе).

Из нюансов стоит отметить, что если дилер во время дележки какому-то игроку ничего не предложил, то игрок после голосования получит карту банды, которая в следующем голосовании даст ему +1 к голосу.

Несмотря на то, что игра в принципе про деньги, немалую роль в ней играют и сообщники. Не всегда игрокам будут предлагать только хрустящие банкноты, иногда будут подкупать и картами сообщников. Что же это за такие карты? Это карты со свойствами, которые позволяют игроку иметь какие-то приятные бонусы. Например, если игрок владеет сенатором, то во время голосования за сброс аргумента он имеет не +2, а +4 голосов. Магнат дает игроку 1$ за любое принятое предложение. Журналист дает доллар за то, что вы или ваши соседи использовали жетон аргумента. А банкир забирает по доллару у соседей, если те получили барыш от сделки. Иметь очень хорошего и полезного сообщника всегда выгодно!

Игра заканчивается после одного раунда, если играть от 7 до 9 игроков, и после второго, если от 5 до 6. Да-да, как вы поняли, минимум игроков за столом равняется 5. В конце игры игроки подсчитывают свои денежки, спрятанные за ширмами, и объявляют результат. Тот, что набрал больше денег, тот и выиграл.

Чего мне так мало? Так нечестно!

ДС — это чистейшей воды патигейм. Есть патигеймы на движения (реакцию, активное мышление), а есть на разговоры. После нескольких сделок я сразу сказал, что это самый настоящий разговорный представитель жанра. Хотите пообщаться друг с другом? Смело играйте в ДС!

На первый взгляд кажется, что основное направление игры — это стратегия дележа. Мы придумываем, как лучше поделить куш и распределить его между участниками. Мы ломаем голову над сочетаниями сообщников, чтобы не получилось так, что мы в итоге сыграем против себя. И даже тогда, когда, казалось бы, все должны быть довольны, все получили равную долю, обязательно найдутся недовольные и любители почесать языком. Обязательно кто-то скажет — «Эй, я не согласен со своей долей, мне нужно больше!» или «А почему Васе дали больше денег и еще сообщника в придачу?«. И все. И на этом этапе все ваши логики летят в тар-тарары, и игра превращается в дискуссию, иногда переходящую в споры. ДС — это все-таки игра про психологию и общение.

В игре чувствуется баланс. Не зря в каждой сделке денежная цифра гуляет в районе 12-16 условных единиц. Не зря минимум игроков — 5 человек. Смотрите сами — если вы играем вшестером, то на пятерых нужно раздать 12 баксов и 3-х помощников, при этом неплохо было бы оставить что-нибудь дилеру. Деньги — это главное, что приводит игрока к победе. 12 на 5 делится плохо, придется деньги менять на сообщников. Но как сделать так, чтобы игрока устроила его доля? Как его убедить в том, что 1 бакс и карта журналиста одинаково круто, как и 4 бакса? Если кому-то недодать денег, то вы сразу наживете себе врага. А враг моего друга — мой враг. И вот вы вроде хотели одного человека обделить, а в результате нажили себе несколько врагов. В ДС никогда нет столько прикупа, чтобы все оказались довольными. Вам, как дилеру, часто придется доказывать, что вы распределили все по совести и никого не пытались обмануть. А как игроку вам придется отстаивать свое право на бОльшую долю. Причем правды в этой игре нету от слова вообще. Даже если все честно, нужно прикидываться, что это не так. Дилер врет, что распределил всю сделку, а игроки врут, что им мало дали и вообще они отстающие и их надо пожалеть.

Дай чуть больше цифр на картах сделки и больше помощников — и играть будет не интересно. Поэтому я верю, что Ян Егоров тщательно тестировал свою игру.

Но давайте попробуем взглянуть не на нарративную составляющую игры, а на непосредственно настольно-игровую. В этом плане большой интерес представляют собой карты сообщников, потому что дележ картонных денег — это не самая интересная и оригинальная часть игры. Сообщники хороши тем, что дают бонус их владельцам. 4 из 6 сообщников приносят деньги в сейф, что не может не радовать. Но для того, что бонусные деньги капнули на счет игрока, нужно выполнить некоторые условия. Какие-то условия попроще, например, забрать по доллару у соседей, если те получили деньги во время сделки, или получить бакс, если сделка была принята. Какие-то условия более сложные. Например, постараться засадить дилера в тюрьму за 2 бакса или использовать жетон аргумента за 1 доллар. Поэтому тебе могут предложить сообщника, но он тебе совсем не нужен, а тот, который нужен, находится у дилера, и нужную карту можно попробовать выторговать у раздающего. Дело в том, что у сообщников ценность не такая равнозначная, как у денег (много денег — хорошо, мало денег-плохо). Дилер может думать так — дам-ка я вот этому карту шерифа. А этот брать не хочет, говорит, банкира мне давай, иначе голосую против. Тяжела доля дилера…

ДС — это еще игра про дилеммы и про сомнения. Дилер думает, сколько дать, чтобы себе хватило, а игрок думает, брать или не брать то, что дают. Причем, что интересно, у каждого игрока своя мера нормальности. Вы можете не видеть, в чем причина сомнений, а другой игрок будет ее видеть. Как ни крути, а все равно все скатывается к психологии игрока. Если вы хотите получить настольную игру, в которой нужно что-то собирать, тратить, изучать, то это не та игра. В этой игре нужно понять игрока, застать его врасплох, обмануть его и при этом не нарушить доверия.

В этой игре нужно уметь общаться. 1 или 2 молчуна за столом легко могут испортить впечатление от игры. В ДС нельзя соглашаться на все условия, нельзя безоговорочно брать все, что дают. С такой же мотивацией проходят выкупы в свадебных обрядах и посещение рынка, где нужно торговаться с продавцами. Вроде и то, и другое довольно глупые занятия, но без «игры» теряется смысл и фан от процесса. Точно так же и в ДС — молчание убивает игру, делает ее скучной. Также у меня есть сомнения о работоспособности игры в группе незнакомых друг другу людей. В таком случае будет неловко кого-то обидеть, ведь дилеру будет сложно объяснить, почему одному он дал больше, а другому меньше. Например, в обычной ситуации можно сослаться на то, что это ведь брат/сестра/муж/жена. «Извините, это ж моя жена, мне еще спать с ней сегодня«, — это довольно хорошее оправдание. Но нельзя же сказать, что вот этому незнакомому товарищу я ничего не дал, потому что он мне не нравится. И тут мы плавно переходим к обидчивости, которая тоже является одним из моторчиков обозреваемой игры.

В отыгранных партиях я практиковал полное игнорирование некоторых игроков. Можно стремиться к равенству, а можно найти себе жертву и играть против нее, тем самым обретя верных друзей и злейших врагов. Да, в этой игре можно стать самым слабым звеном, которому никто ничего не хочет давать при дележе. И совершить революцию, подняв народ против обидчиков, при этом довольно сложно. Да, в ДС с женой/мужем играть не очень комфортно, потому что в таком случае игра перерастает в нечто большее — в хождение по натянутому над пропастью канату. Вы должны быть готовы к тому, что игра может быть обидной и нечестной.

Для некоторых настольщиков непреодолимым порогом может стать минимальное количество игроков. Не каждая игра требует наличия хотя бы 5 играющих. С другой стороны, вы ведь сами понимаете, что ДС — это патигейм, игра для вечеринок, а значит много человек — это как раз то, что нужно. Как бы вы ни хотели, но меньше, чем впятером, в Сделку не сыграешь. Просто-напросто нарушится баланс, при котором денег должно не хватать на всех. Я отыграл партии только в составе шестерых игроков, и ощущения от игры были вполне хорошие. Но мне было бы очень интересно сыграть максимальным количеством — вдевятером. Вот это, наверное, был бы хардкор! Разделить на восьмерых 12 баксов, да так, чтобы довольных было больше, чем недовольных, это, наверное, очень сложно, но интересно.

Конечно, 9 игроков за одним столом — это очень много, поэтому наверняка  вы задумались на таким вопросом — а сколько же длится одна партия? Самое интересное, что продолжительность партии зависит не от количества игроков, а от их болтливости. Чем дольше игроки будут спорить над принятием сделки, тем дольше будет длиться партия. Поэтому в игре предусмотрено 2 режима — с таймером на две минуты и без него. Играть без таймера рекомендуется тем, кто готов потратить 1-2 часа на долгие беседы и споры. Кто готов выпить при этом несколько чашек чая, съесть много печенья и больше в этот вечер в другие настольные игры не играть. Т.е. если ваша цель — играть весь вечер в ДС, пока язык не заболит (или голова), то тогда можно играть без таймера. Если же вы чувствуете, что ваши дебаты занимают слишком много времени, и на одну сделку уходит несколько десятков минут, за которые кому-то становиться скучно играть, тогда играть по таймеру является наилучшим вариантом. С лимитом времени одну партию можно провести за полчаса.

Где-то вот на этом месте я обычно начинаю свой рассказ о том, что мне не понравилось в той игре, на которую я пишу обзор. Сыграв две партии, я задумался, что мне не нравится в Сделке. Хорош ли арт? Он вполне приемлемый. Качество игры я уже хвалил в начале обзора, арты же не произвели на меня ошеломляющего эффекта, но они вполне хорошие. Жетоны денег простоваты, но это лучше, чем бумажные версии денег, от которых меня воротит во всех настольных играх. На мой вкус я бы картонные купюры, имитирующие американские деньги, заменил бы на картонные монетки. Иллюстрации на картах годные.

Геймплей? Вот тут я хочу сказать следующее — это действительно хорошая, выверенная, грамотная игра, но это не моя игра. Я не ЦА этой настолки. Мне хватило двух партий, чтобы понять, что такое ДС, и что я немного далек от такого рода игр. В ДС прежде всего важно общение. Я не удивлюсь, если окажется, что Ян Егоров имеет педагогическое или психологическое образование. Для меня общения в ДС больше, чем самой настольной игры. Игра — это лишь предлог собраться вместе и поделить между собой какие-то абстрактные деньги. Играть больше двух раз в одной компании в такую игру я не стану. Но в разных компаниях она будет интересна, так как вы получите возможность сравнить стратегии и логику разных людей. Мне ДС видится отличным вариантом для антикафе, игротек, дней рождений, поездок на поезде в составе большой группы попутчиков. Но если вы раньше не любили такого рода игры, то и ДС вы не полюбите.

Прошлым летом ГаГа выпустила патигейм Кодовые имена, и я ожидал, что эта игра будет пресной, ведь я не любитель патигеймов. Но по факту мне понравилось придумывать ассоциации и разгадывать их. ДС — игра про убеждение. Тут ничего угадывать не надо — надо уметь настаивать на своем и мастерски разруливать сложные ситуации. На такие игры мне нужно настраиваться, иметь подходящее настроение. Поэтому большедвух раз я играть в ДС не стал.

Мое резюме — игра хороша, но это не моя игра. Пару раз сыграть интересно, потом происходит пресыщение.

Вывод

Джентльменская сделка — новая игра Яна Егорова для большой и веселой компании. В этой игре нужно уметь общаться и убеждать других игроков в том, что вы правы. Игра вам понравится, если вам интересна тема дележки денег между игроками, когда делимого на всех не хватает. В ДС вам нужно обманом и хитростями собрать больше всех денег. Но если вам не нравятся игры на общение, если вы молчун по жизни и не играете в настолки с более чем четырьмя игроками, то ДС я вам не могу порекомендовать.


Страница настольной игры Джентльменская сделка на сайте магазина GaGa Games

 

Реклама

9 Responses to Мы делили апельсин — обзор настольной игры «Джентльменская сделка»

  1. zinzy5 says:

    Ой, не мое это…
    Минимальный состав такой уже не часто собирается, да и вообще разговорных игр хватает. Но я рад, что играешь в настолки, пишешь обзоры, а вот мои отпускные планы накрыло гриппом. 😦

    • scafandr says:

      Ох, дружище, как же ты так заболел. Скорейшего тебе выздоровления! Быстрее возвращайся к настолкам 😉
      Я тоже в отпуск хочу в феврале сходить — разберу свои покупные новинки, чтобы пару гиковских обзоров сделать

  2. boardgamepl says:

    оффтоп: я, конечно, извиняюсь за оффтоп, но мне кажется, что я искал этот блог целый день. Это не Вы писали, что купили ткань специально для настолок и в Беларуси она дёшево продаётся? Если Вы, то можете сказать, что за ткань Вы используете и как она называется? 🙂 Когда-то помню, читал, но упорно не могу вспомнить у кого и когда, но чётко помню, что ткань была из Беларуси :)))

  3. У Яна все игры на психологические дилеммы, еще про убийство Цезаря была забавная игра (правда не знаю, издают ли ее уже или еще нет).

    PS Саша, какие же у тебя красивые фотки! Пора бы уже привыкнуть, но каждый раз снова поражаюсь 🙂

    • scafandr says:

      Скоро до твоей Стальной Арены доберусь! Из Гаговских игр только она осталась 😉 Берег самое вкусное на потом.
      P.S. засмущал ты меня, спасибо!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: