Лучшие настольные игры 2016 года по версии сайта BGG

Каждый год (ну или почти каждый) в своем блоге я рассказываю о лучших играх прошедшего года. Обычно я это делаю на основе своих вкусов и мнений, но в этом году я решил поступить проще. Я не Том Вэсел, мне популярные и горячие новинки никто не шлет, чтобы я был в курсе абсолютно всех новинок, поэтому высказывать мнения об играх, судя только по чужим мнениям, мне не очень хочется. Давайте сделаем проще — обратимся к главному настольному сайту — Board Game Geek (BGG), и на основе международного мнения сделаем свои выводы. Сегодня 5 января (когда я начинаю писать заметку), и я делаю вот что — захожу на БГГ, в поиске игр вбиваю 2016 год, сортирую список по рейтингу и смотрю первую двадцатку.

Безусловно, 6 или 7 января циферки общего рейтинга и места в топе могут поменяться, поэтому не судите строго, если что-то на БГГ изменится, пока я допишу статью.

Начнем обзор с 20-го места (в скобочках указано место в общем рейтинге по версии БГГ).

20 (466). Pandemic: Reign of Cthulhu

В прошлом и позапрошлом году в настольном мире была очень популярна тема Пандемии. Наверное, на волне успеха Pandemic Legacy издательство Z-Man начало клепать игры из этой же серии, но в другом сеттинге. Самой удачной игрой оказалась версия про старого доброго Ктулху.

За основу игры взята та самая Пандемия Мэтта Ликока — игроки бродят по карте и вместо нахождения лекарства от болезней закрывают открывшиеся порталы в потусторонний мир. Отличий от оригинала в игре не так много — порталы; шогготы, проходящие через порталы и приближающие пробуждение Ктулху; токены здравомыслия, потеря которых ведет к потере действий игрока; перемещение по карте значительно упростилось.

Судя по впечатлениям игроков, написавших обзоры, игра получилась легче оригинальной Пандемии. Тема Ктулху вроде есть, но она не ярко выражена, играть вроде интересно, но от игры ожидали большего.

Честно говоря, 20-ое место этой игры меня смущает. По сути это упрощенная Пандемия для любителей мифов Лавкрафта, но глубокого погружения в тему не получилось. Хорошо, что хоть шогготы есть помимо культистов.

Оформлена игра приятно. Наверное, это единственное, из-за чего я мог бы купить эту игру, но вряд ли это когда-нибудь сделаю, потому что лучше Пандемии может быть только Пандемия. Тема с Ктулху — это просто забава, которая может скрасить несколько вечеров. Визуально все круто и даже очень круто, но геймплей все-таки простоват.

19 (463). Imhotep

Кто бы мог подумать, что такая простенькая игрушечка займет 19-ое место. Я писал о ней, когда обозревал игры, готовящиеся к показу на Джен Коне. Уже тогда об игре появлялись хорошие отзывы на БГГ, а вот у меня в блоге комментаторы высказались, что не видят ничего интересного в Imhotep. По факту настолка и не претендует на звание зубодробительного хардкора, это такой простой и незатейливый еврогейм про строительство Египта.

Игровой процесс весьма прост. Игрок в свой ход выбирает одно действие из: взять камень, поместить камень на корабль, сыграть голубую карту рынка или отправить корабль, если он заполнен своими или чужими камнями, к одной из местностей с плюшками. Отправка корабля — это самый главный цимес игры. Т.е. вроде все просто, но со вкусом. Мне кажется, именно поэтому настольщики всего мира полюбили игру. Несложно, но изюминка есть, а это главное.

На фоне других топовых игр 2016-го года Imhotep выглядит немного бледновато, но я могу поверить в то, что 19-ое место игра получила не зря. Я бы настолку не купил бы, но сыграл бы в нее точно.

18 (454). Mare Nostrum: Empires

«Иногда они возвращаются». В последнее стало модным вспоминать о старых играх, сдувать с них пыль, перерисовывать арты, модернизировать правила и выпускать новую редакцию. О Mare Nostrum мало кто вспоминал, но как только ее переиздали, так сразу пошла волна хвалебных отзывов, потому что игры такого рода появляются теперь нечасто.

Это игра-цивилизация, в которой игроки строят свои империи. В ней нужно заниматься торговлей, строить чудеса света, развивать армию, расширять политическое влияние на ближайшие территории.

Имхо, игра на любителя. Попробуй сейчас усади подростков за компьютерный Age of Empires, например, от которого веет плесенью. Цива-то наша, маренострумская, голая. Ктулху там нету, миньки неCMON’овские, супергероями в игре не пахнет, но самое страшное — рисовал все не Винсен Дютре. Игра рассчитана чисто циво-гиков, которые любят иногда поразвивать свои империи. Поэтому некоторые более молодые игроки называют игру несколько суховатой, все-таки привкус 2003-го года чувствуется, как ни крути.

Мне самому настолка интересна. Покупать ее я бы не стал, но в чужую копию сыграл бы. Честно признаюсь, что с играми-цивилизациями я знаком мало, поэтому на основе этой игры я бы с удовольствием сделал вывод.

Олдфагам игра нравится, ньюфаги в раздумьях.

17 (425). Secret Hitler

Для меня это игра-загадка. Я раньше слышал о том, что в сети появился ПнП-вариант некого патигейма про Гитлера. Кое-кто писал, что распечатывал игру, пробовал играть и вроде как Secret Hitler понравился. Мне казалось, что эта настолка так и останется в свободно гуляющем по сети варианте, но ее таки издали с помощью краудфандинга. Честно говоря, 17-ое место этой игры меня немного удивило, потому что этот скромный патигейм сумел обойти многие крупные проекты, которые обязаны были входить в 20-ку лучших.

Игровой процесс SH напоминает Resistance (или Avalon, как утверждают на BGG, но в эту игру не играл). В начале игры игроки скрыто делятся на 2 команды — фашистов и либералов. Как в Мафии, в начале игры все игроки закрывают глаза, а потом фашисты их открывают, знакомясь друг с другом. Далее в каждом раунде будут проходить выборы Президента и Первого Секретаря. Данный этап выборов очень похож на формирование команд в Resistance. Игроки голосуют «за» и «против», после чего утверждаются должности или же проходят новые выборы, если большинство не поддержало кандидатов. Далее начинается интересный элемент, которого я не видел в других играх. Президент берет из колоды 3 карты законов. Собственно, там могут попасться как либеральные, так и фашистские законы. Один закон он откладывает в сторону, а два другие отдает Секретарю, который должен выбрать один из законов и выложить его в открытую. Далее происходит вот что — Секретарь и Президент должны попытаться доказать, что они голосовали правильно, что им просто не повезло при раздаче карт, если был принят фашистский закон (например, выпало 3 карты фашистов). Задача фашистов — собрать 6 фашистских законов, либералов — 6 либеральных законов.

Кажется, что геймплей вроде простоватый, но так как мне нравится Resistance, то и в SH я бы тоже сыграл. Но все равно, имхо, для такого патигейма игра высоковато по рейтингу залезла. Мне кажется, что позже она сдаст свои позиции.

Но вообще мне больше всего понравилось читать в отзывах об игре то, что думают о Гитлере жители других стран. Многие шокированы тем, что игра посвящена кровавому диктатору. Одна девушка большую часть обзора посвятила описанию своей жизни в России. Она рассказывала о том, что она видела на улицах этой страны в день рождения фюрера. Боюсь, что даже если в России кто-то захочет издать эту игру, то у него возникнут трудности с ее названием…

Еще отмечу, что мне нравится стильный дизайн игры. Если бы не злосчастный Адик, какая-нибудь ГаГа вполне могла быть локализовать игру.

16 (417). 51st State: Master Set

Наверное, у пана Тшевичека получилось войти в одну и ту же воду дважды. Imperial Settlers должны были стать достойной заменой New Era, но получилось что-то казуальное. При этом продажи у игры были довольно высоки, настольщики хвалили настолку в своих интернетах и радовались тому, что получили то, что хотели. Новый 51-ый Штат должен был быть хорошей заменой старому, но в рунете игру сильно закритиковали, поэтому 16-ое место в списке лучших игр по версии БГГ мне кажется каким-то странным. Наверное, все-таки между англоязычными и русскоязычными игроками есть большая разница в восприятии настольных игр.

Тшевичек упростил старые идеи, перерисовал арт и выдал старый продукт как новую игру. И это работает — людям нравится, они ставят игре высокие оценки, а это значит, что Игнаций все делает правильно.

Игра про карточное строительство города, в котором карту можно применить тремя разными способами. В состав игры входят как старые карты из оригинальной игры, так и карты из дополнений.

Говорят, что те, кто поиграл в New Era, за другие карточные игры из этой серии больше не сядут. Но если вам хочется чего-то попроще и покрасивше, то Мастер Сет весьма хорош.

 15 (399). Cry Havoc

И снова, пан Игнаций, здравствуйте! Хоть сам Тшевичек в разработке игры участия не принимал, но зато он ее выпустил. Отличную рекламе игре сделал летом Том Вэсел, заявив, что это главный претендент на игру года.

Для меня Край Хэвок — проект любопытный. Признаюсь, я падок на настолки с чуваками на карте (dudes on the map). В этой игре вроде все сделано как раз для меня — нужно собирать ресурсы, покупать апгрейды для армии, нанимать новых бойцов и лупаситься с противниками за жирные места на поле. Что меня немного смущает, так это асимметричность фракций. Вроде это и хорошо, так как игра предстает перед нами во всем своем многообразии, а с другой стороны я часто слышу о том, что то одна фракция сильнее, то другая, а то и вовсе, что вдвоем и втроем играть не интересно… Действительно, это немного грустно, если игра действительно перекошена в какую-то одну сторону.

С местом этой игры я может быть даже и соглашусь. Визуально она не вызывает нареканий, смотрится вкусно, хоть и сильно нового в игре вроде ничего нету. Мне отрадно видеть, что в эпоху засилья филлеров и патигеймов кто-то пытается делать большие игрушки. Правда, я сомневаюсь, что CH надолго задержится в топе…

14 (378). Millennium Blades

Ох, как мне стыдно, но я не знаю вообще, что это за игра. Несколько раз я слышал просьбы к ГаГе, чтобы та локализовала игру Millenium Blades, но что это за игра, я понятия не имею. Буду изучать прямо сейчас…

Ну и что я вам хочу сказать — а проект-то интересный! MB — это симулятор игры в ККИ. Т.е. не сама ККИ, а игра в тех, кто играет в ККИ. Плюс в довесок мы имеем анимешный арт и ккишный юмор. В коробке с игрой находится много-много карточек, из которых игроки формируют свои стартовые деки, потом они играют один турнир, получают в качестве призов деньги, которые тратят на покупку бустеров и синглов, которые собираются из карт, находящихся в коробке. Потом играется новый турнир, и снова по его окончании все что-то покупают. Те, кто отдал многие годы на коллекционные карточные игры, прекрасно помнят те самые волнительные ощущения от вскрытия бустеров и формирования новых колод для ближайшего турнира. Судя по отзывам, MB это все прекрасно симулирует.

Не стоит обольщаться, что турнирная часть игры может похвастаться крутым геймплеем, который может сравниться с карточными грандами, типа Мтг. В турнирах вы просто играете свойства карточек, чтобы получать очки, которые приводят игрока к победе.

Из минусов отмечают следующее — очень много времени отнимает подготовка к игре, тасовать гору карт неудобно, одна партия длится от 2 до 3 часов.

Что ж, это весьма интересно, и я теперь тоже хочу, чтобы эту игру выпустила GaGa Games. Они уже давно сотрудничают с издательством Level 99 Games (издали Pixel Tactics, например), поэтому есть надежда, что и карточный симулятор они тоже могут выпустить. Правда, стоить он будет гораздо дороже ПТ, а это имеет вес в наше нелегкое экономическое время.

Кстати, хороший обзор игры я нашел на Тесере.

13 (377). Dead of Winter: The Long Night

Когда-то я страстно желал приобрести Dead of Winter, но когда ее локализовали, то чего-то вдруг перехотел. Смотрю я на картинку с коробки дополнения, и мне еще больше не хочется с ней связываться=) Какие-то слишком страшные зомби там…

Ничего удивительного в том, что самостоятельное дополнение к одной из самых успешных игр последних лет находится в топе, нету. Безусловно, верные настольщики будут покупать дополнение к любимой игре. Вот только говорят, что самостоятельность дополнению не пошла на руку. Слышал мнение, что если играть в один доп, то есть ощущение, что чего-то не хватает. Если играть вместе с базой, то не весь доп интересен, а лишь часть его, поэтому есть ощущение, что ты переплатил за игру. Но есть и мнение, что это издание получилось более крутым, чем первое, поэтому брать советуют именно Long Night, если у нас нет базы.

Также в последнее время на Тесере я очень часто вижу вопросы, связанные с правилами этого дополнения, что вызывает сомнения на счет хорошо написанного рулбука.

По ощущениям игроки получили то же самое, что и в базе — группа людей пытается выжить в условиях массового наплыва зомби. Да, карточки в этой игре другие, другие персонажи, но ощущения те же. Наверняка те, кому очень понравилась база, остались довольны и допом.

Друзья, кто играл? Как впечатления?

Мне кажется, что этот доп будет последним в рамках зомби-серии. Раньше авторы игры обещали, что дальше будут делать похожие игры с перекрестками, но с другой тематикой. Зомби-то уже давно не так популярны, как раньше. Пора что-то менять.

 12 (287). Sushi Go Party!

Про эту игру я тоже практически ничего до написания статьи не знал. Нет, я не имею в виду игру Sushi Go. Про нее-то я знаю почти  все. А вот что это за «пати» такое — понятия не имею.

Как оказалось, Sushi Go Party — это обновленная версия старой игры. Самое главное изменение — игра расширилась. Если в обычных «сушах» было всего 8 блюд, то  в пати-версии их стало значительно больше, поэтому игроки получили возможность составлять до начала игры свое меню. Получается, что новая версия — это старая версия со знаком «+». Плюс обычной Sushi Go в том, что там коробочка меньше и раскладывается игра быстрее. Как по мне, то Party предпочтительнее к покупке, если у кого-то до сих пор этой игр нету.

Sushi Go — это простая игра с механикой драфта. Игроки передают по кругу карты, собирают из них сеты и набирают победные очки. Это действительно отличная игра для новичков, которые лишь недавно познакомились с настольными играми. Для филлера игра забралась довольно высоко в рейтинге.

И еще мне очень хочется, чтобы Игровед локализовал эту настолку… Она же миленькая!

11 (225). Codenames: Pictures

И с этой игрой тоже ничего удивительного. «Картинки» — продолжение нашумевшей в прошлом году шпионской игры в слова. Это тот же самый Коднэймз, только не текстовый, а иллюстрированный. Слова сменились абстрактными картинками, к которым можно придумать много интересных ассоциаций.

Хотя на самом деле нельзя однозначно сказать, что Картинки настолько же круты, как и оригинальная игра. Это дело вкуса. Одним нравится больше придумывать ассоциации к словам, другим к картинкам. Кто-то после покупки игры говорил, что им Pictures больше нравится, а кто-то сетовал, что зря купился на хайп.

В любом случае у русскоязычных настольщиков будет возможность проверить крутость игры на себе, так как в 2017 году ее издаст GaGa Games. Мне, признаюсь, любопытно было бы взглянуть на эту настолку, потому что Кодовые имена мне понравились.

10 (223). Quadropolis

Что ж, вот мы подошли к 10-ке лучших, становится все интереснее.

Наверное, в первую очередь эта игра запоминается не своей темой и геймплеем, а фамилией ее автора. Quadropolis — игра про строительство города. Игрокам предстоит выбирать тайлы зданий и сооружений и выкладывать их на своем планшете. Каждый построенный тайлик приносит игроку бонусы, и в этом плане Qudropolis можно сравнить с уже давно известной всем Suburbia.

Как по мне, то это очередная неплохая семейка от Days of Wonder. Как вы знаете, это издательство выпускает только те игры, в которых уверено на 100%, поэтому ожидать подвоха от DoW не стоит. Тем не менее, революционного игрового процесса в Q я не заметил. Хорошая игра, да, но бежать в магазин за ней я не стану. На мой взгляд, 10 место для этой игры чуть завышено.

9 (218). Captain Sonar

Captain Sonar — это продвинутый Морской Бой. Игроки делятся на две команды (в идеале в каждой команде должно быть по 4 игрока) и распределяют роли, которые они должны будут отыгрывать.

Один игрок двигает подводную лодку по игровому полю, другой занимается поиском подлодки противника, третий следит за работоспособностью лодки, четвертый запускает торпеды в противника. Говорят, что игровой процесс очень веселый, но все-таки стоит признать, что найти 8 человек для полноценной игры не всем по плечу.

Как мне кажется, игра в первую очередь пленяет своей необычностью, поэтому она и находится на 9-ом месте. Рассказывая про Captain Sonar, нельзя сказать, что это очередная игра про строительство города, уничтожение монстров в подземелье или завоевание космоса. Поэтому настольщиков и интригует то, что предлагает эта игра. Не каждый год же вам предлагают поуправлять подводной лодкой в реальном времени. Я бы сам с большим удовольствием сыграл бы в чужую копию, но себе не брал бы=) У меня просто не наберется 8 человек на партию, поэтому смысла тратить на нее деньги я не вижу.

Необычная игра, интересный эксперимент по усложнению правил классического Морского Боя.

8 (104). Arkham Horror: The Card Game

На смену закрытой ЖКИ Call of Cthulhu пришла новая игра из серии игр, сделанных по мифам Лавкрафта. Это тоже живая карточная игра, только в отличии от CoC она кооперативная.

По духу игра похожа на другую кооперативную ЖКИ — Lord of the Rings. Карточный AH предлагает игрокам пройти несколько приключений, используя персональные колоды сыщиков. В базу можно играть вдвоем (или втроем, если купить еще одну базовую коробку). В колодах игроков есть карты, которые усиливают возможности игроков, но есть и те, которые эти возможности ослабляют. И только грамотный подход к взаимодействию приведет игроков к победе.

Наверное, стоило ожидать, что игра доберется до топ-10 за 2016 год, потому что обычно все новые ЖКИ FFG сначала имеют большой спрос, который потом постепенно падает. Карточный AH получился опять, как и любая другая ЖКИ, не без минусов. Как обычно в коробке мало компонентов, нет органайзера, много рандома, мало вариативности, нет сумки хаоса, из которой нужно вытягивать жетоны и т.д. и т.п. Т.е. в кор-сете нам опять предлагают демо-игру, поиграв в которую мы поймем, стоит ли дальше тратить деньги на нее.

К этой настолке уже вышло большое дополнение и несколько маленьких, и все они делают игру более разнообразной и интересной. Мне приятно, что у меня уже есть эта игра, и примерно через месяц-полтора я смогу поделиться с вами своими впечатлениями. Пока отзывы довольно противоречивые. Кто-то хвалит, а кто-то отзывается неоднозначно. Я пока сам не проверю, никому верить не буду. А если вы доверяете моим обзорам, то есть смысл немного подождать и узнать мое мнение;)

 7 (95). Great Western Trail

Что ж ты, Пфистер, делаешь с нами… Наверное, все-таки в полку гениальных авторов прибыло (хоть Паша Медведев это и всячески отрицает:)), потому что последние годы игры Александра Пфистера занимают топовые места. В прошлом году шумела Mombasa, а в этом тихой сапой к топу подобралась его новая игра про перевоз коров в сеттинге Дикого Запада.

Эту игрушку я заметил еще когда ее показывали на крупнейшей американской выставке. Тогда про нее забавно отзывались люди, купившие игру — никто не ожидал чего-то особенного от нее, а потом неожиданно настолка оказывалась очень годной и интересной.

GWT — это еврогейм про очки со всем вытекающим. Игрокам нужно транспортировать коров из точки А в точку Б, используя механику декбилдинга. Чтобы делать это эффективнее, игроки нанимают разных помощников и используют свойства зданий, встречающихся на пути. Откровенно плохих отзывов об игре я не видел. Игру либо очень хвалят, либо называют ее просто хорошей, в которую легко соглашаешься сыграть, если кто-то предложит. Самое приятное во всей этой истории то, что совершенно неожиданно российское издательство Звезда заявило о локализации игры. Настолка выйдет уже этой весной, причем безо всяких краудфандингов, которые набили оскомину. И это будет моя первая в коллекции игра Звезды=) Очень жду GWT на русском языке.

6 (69). A Feast for Odin

Перед тем как начать делать A Feast for Odin, Уве Розенберг потренировался на маленькой игре на двоих, которая называется Patchwork. Хотя, если задуматься, то на Caverna, Agricola и Field of Arle он тоже тренировался, так как A Feast for Odin является симбиозом всех этих игр.

AFfO — игра для геймеров. Для серьезных геймеров, а не тех, которыми настолками лишь иногда балуются, и то желательно не больше одного часа. Розенберг сразу вываливает на головы игроков более 60 вариантов действий, которые они могут выполнить в свой ход.

В начале игры у всех игроков есть куча отрицательных очков, которые нужно закрывать полезными предметами, которые либо дают положительные ПО, либо какой-то бонус к набору монет, карт или чего-нибудь еще. Игрок думает над тем, что ему важнее — набрать бонусы или избавиться от минусов.

С Пэчворком я познакомился осенью прошлого года, и эта игра сумела меня покорить. Меня очень интригует тот факт, что AFfO — это большой хардкорный Пэчворк. Меня ни капельки не смущает 6-ое место игры, т.к. Розенберг — автор именитый, многими любимый, да еще и в этой игре соединилось вместе несколько его лучших игр. Сам бы я с удовольствием сыграл в эту настолку. И как же здорово, что российские издательства не остаются в стороне и периодически покупают права на локализацию мировых хитов. A Feast for Odin нам обещало издать издательство Hobby World.

5 (49). Mechs vs. Minions

Друзья, совершенно не знаю, что вам сказать об этой игре… Краем уха слышал о ней что-то, читая Тесеру, но совершенно не подозревал, что эта игра прыгнула в рейтинге аж на 5-ое место.

Каким-то образом игра связана с компьютерной игрой League of Legends (аналог DOTA). Т.к. я не знаком с LoL, то не могу точно сказать, что взято из компьютерной игры (вроде герои взяты и LoL). В МvМ игроки с помощью мехов сражаются против миньонов, причем делают это кооперативно.

Если почитать обзоры на БГГ, то можно сделать вывод, что 70-80% этих обзоров посвящены тому, как игра выглядит и сколько она стоит. Признаюсь, сначала я сам в это не верил, но когда смотрел видео с распакуем, то мои глаза все больше округлялись и стала появляться вера. Коробень огромная, и стоит она 75 долларов. Кажется, что цена немаленькая для настольной игры, и в ней нет ничего неординарного. Но когда я увидел, как счастливый обладатель игры открывает коробку и показывает ложемент с миньками, то просто сказал — «Ну ок». Ложемент убрали, а там… Новый набор минек. Что ж, — подумал я, — это уже клево. Но внизу оказался еще один ложемент! И тут я сказал — вау! Но и он не был последним! И все это стоит 75 долларов? Как??? Как такая игра, которую смело можно назвать делюксовой, может стоить всего 75 баксов? Это шутка что ли? Честно, в нашем жестоком и несправедливом мире за норму считается загнуть цену за минимум компонентов и сказать, что так все делают, а вы переплачиваете идею, а не игру. В случае с MvM можно смело говорить, что вы платите за игру, которую можно потрогатьи остаться довольным. Все, что лежит внутри коробки, в другом издательстве стоило бы в разы больше. Поэтому каждый купивший эту настолку считает должным первым делом рассказать о том, что даже если сама игра вам не очень понравится, все равно вы останетесь ею довольны, потому что миньки в ней просто наикрутейшие. 4 фигурки героев так и вовсе покрашены за вас.

Что касается геймплея — это игра, в которой события развиваются по сценариям. Каждый сценарий генерирует уровень, места для респауна миньонов и ставит задачу перед игроками. Действия игроков программируемые. Сначала игроки драфтят карточки (причем по времени они ограничены песочными часами), а потом выкладывают их на планшет очередности розыгрыша действий. Вы можете выбрать действие, которое полезно именно вам, но оно будет совсем бесполезно для другого игрока, поэтому придется кооперироваться так, чтобы всем было хорошо.

Наверное, геймплей удивит тех, что хочет от минек америтрэша, а его здесь нету. Это вообще просто программируемый кооператив, в котором нужно постоянно убивать миньонов, а они вас не могут убить. Это игра-паззл, который нужно решить путем совместных действий. Некоторые настольщики писали, что не все сценарии имеют хардкорный уровень сложности, что иногда очень задания очень просты, но… Но миньки, господа! Ох уж эти миньки, жетоны, поля с глянцевым блеском и шикарная фигурка босса. А сколько всего нас ждет впереди!..

По поводу этой игры я сам на распутье. С одной стороны ее геймплей меня мало привлекает, с другой стороны, стоимость настолки шикарная, и за такую игру денег не жалко. Американцы, да и прочие жители мира, радуются игре и ставят ей 10-ки. Поэтому и 5-ое место. Наверное, это честно.

К сожалению, о локализации этой игры ничего не слышно.

4 (36). Mansions of Madness: Second Edition

Чувствуется, что пошла тяжелая артиллерия. Где те филлеры, где гейтвеи, что были в начале списка? Правильно, их нету. Какие в топ-5 могут быть филлеры? Только хардкор! И только Ктулху.

В 2016 году FFG порадовало нас второй редакцией игры под названием Mansion of Madness, которую я избегал по причине требования наличия оверлорда за столом. Мне не нравилось, что кто-то из игроков играет за монстров и знает суть сценария, а другие игроки отыгрывают роли сыщиков. Если бы я купил игру, то подозреваю, что за сыщиков не сыграл бы ни разу, поэтому в сторону игры особо не смотрел.

В новой версии MoM за монстров играет искусственный интеллект, который спокойно умещается в вашем девайсе (или даже на компьютере или ноутбуке). Теперь все игроки могут спокойно искать в проклятом поместье улики, встречать опасности и убегать от них, теряя остатки рассудка.

Как по мне, то все это круто. Круто, но дорого. На Кулстаффе игра стоит 85 баксов, и это не совсем та цена, которую уж точно не жалко за такую клевую игру. Тем более, что после покупки базы придется докупать еще и многочисленные дополнения. Но разве высокая цена может повлиять на место в топе? Может, конечно, но не настолько сильно, чтобы игра скатилась в первую или вторую сотню. МоМ хорош, его нельзя не любить. Проблему с оверлордом решили, причем довольно неплохо, как мне кажется. Я целиком и полностью согласен с 4-ым местом игры. Жаль только, что о ее локализации ничего не слышно (да и вряд ли когда-нибудь будет).

3 (22). Terraforming Mars

В прошлом году было придумано много игр про Марс, но самая интересная из них получилась у Джейкоба Фрикселиуса, который разработал Terraforming Mars.

Хотя, честно говоря, об игре я слышу чаще всего такие отзывы — это не супер-пупер игра, но она хорошая. И тут бац — и третье место для «просто хорошей игры»… Мне правда ооочень хочется проверить игру на себе, чтобы точно сказать, достойна ли она третьего места.

С другой стороны, если сравнить эту игру с Mechs vs Minions, в которой все дешево, но визуально очень красиво, то TM ничем таким похвастаться не может. Я же скорее поверю серой Золушке, чем золотому Королю. Если игра находится на третьем месте и при этом она не блестит золотом, то она явно берет своим геймплеем, а это нам и нужно. TM завоевала сердца настольщиков своей честностью.

А что у нас с геймплеем? Мы покупаем карты, с помощью которых делаем Марс более пригодным для жизни людей. Увеличиваем количество кислорода, манипулируем с водой и солнечной энергией, строим здания, получаем победные очки. Интернет пестрит подробными разборами игры, поэтому зацикливаться на этом не буду.

Скоро все русскоязычные настольщики получат возможность попробовать TM и сделать свой вывод, так как Лавка Игр локализует эту игру. Это прекрасная тенденция, которая, надеюсь, продолжится и в этом году.

2 (6). Scythe

Второе почетное место занимает игра про альтернативную Европу, которая уже более двух лет «хайпует» в настольной среде по полной программе.

Сначала прототип игры показали на ДженКоне, после чего в сети поплыли восторги от артов к игре. То, что вы видите сейчас на коробке, было нарисовано давно. «Здесь же крестьяне работают в поле на фоне воюющих механизмов! Вот это да! Вот это фантастика!«,  — так все восхищенно говорили.

Меня же арты не задели ни на капельку. А потом я еще больше разочаровался, когда узнал, что вместо хардкорного америтрэша про роботов нам приготовили еврогейм, который активно косит под америтрэш. Тем не менее мой скепсис не был поддержан огромным количеством настольщиков, которые проголосовали за игру рублем и 10-ками на БГГ. Мне остается лишь развести руками — второе место, так второе, но мне оно не очень интересно. Хотя… Может быть после того, как в СНГ хлынет поток русскоязычных копий игры, когда люди начнут писать и снимать обзоры, может быть я что-то найду в игре интересное, и может даже побегу в магазин, размахивая на ветру деньгами, в надежде на то, что игру еще не размели на полках.

Может быть это и правда самородок, а у меня просто настольное зрение упало до критической отметки, из-за чего я в упор не замечаю его ценности.

Приятно радует тот факт, что и второе место топа тоже будет русифицировано. На этот за это ответственно издательство Crowd Games.

1 (5). Star Wars: Rebellion

Тадаааам — а победителем стало издательство Fantasy Flight Games со своей игрой по вселенной ЗВ. Кто бы мог подумать… Я бы не мог, потому что не фанат ЗВ. Но все фанаты, сыгравшие в Rebellion, говорили, что это действительно классная игра, и я им верю.

Мне правда очень хочется с восторгом рассказать о том, какие крутые в игре штурмовики, какие мощные повстанцы, какие Органы, Вейдеры и Скайуокеры, но я в этом профан и поэтому не смогу передать всей палитры красок, которыми полны отзывы на БГГ.

Более 150 миниатюр — да, это круто. От 2 до 4 игроков — хорошо. Большая-пребольшая коробка — круто. Ассиметричный геймплей — отлично. 69 обзоров на БГГ — просто супер.

Не знаю, были ли раньше настолки по ЗВ такого же уровня? Чтобы это были не миньки с линейкой, а именно настоящая настолка, с игровым полем и жетонами. Imperial Assault разве что… Но именно от Rebellion тянет полноценной игрой, которая передает ароматный запах франшизы. Наверное, если бы я был фанатом вселенной, то брал бы сразу Ребеллион. Думаю, я бы и сейчас не отказался бы сыграть в эту настолку, она ведь не требует полного знания вселенной. Чай не викторина же…

Может быть и нет ничего необычного в том, что отличная игра по ЗВ находится на первом месте. Вселенная имеет много поклонников по всему земному шару, и они легко дотолкали высокими оценками игру по вершины Олимпа. А нам остается надеяться, что HW сумеет оформить все документы и издать эту лучшую игру 2016 года на русском языке.


Послесловие

Пока статья писалась, несколько игр успели поменяться местами (но совсем некритично) — Quadropolis поменялся местами с Codenames: Pictures, а Millenium Blades произвел рокировку с Cry Havoc. Безусловно, игры продолжат и дальше меняться местами, так как настольщики не прекращают оценивать игры и двигать их по шкале вверх и вниз.

Мне еще хотелось бы отметить несколько игр, которые не попали в топ-20, но у них есть шанс сделать это в ближайшем будущем.

Inis (499 место на БГГ) — эту игру скоро локализует Лавка Игр, поэтому игра станет немного ближе русскоязычным настольщикам, и те смогут наставить игре хороших оценок. Это неглупая игра про контроль территорий с несколькими вариантами победы и красивым артом на карточках, и она должна быть немного выше в рейтинге по моему мнению.

Tyrants of Underdark (643) — летом вроде игра казалась не такой крутой, но к концу года русскоязычные настольщики стали сильно ее хвалить и заказывать игру в забугорных магазинах. Даже я уже начал думал, что в этой игре есть что-то скрытое и крутое. Надеюсь, скоро попрут обзоры на русском языке, и тогда мы точно узнаем, ху из ху.

P.S. все фото взяты с сайта www.boardgamegeek.com

Реклама

23 Responses to Лучшие настольные игры 2016 года по версии сайта BGG

  1. Владимир says:

    MvsM очень шикарна, я сам уже руки чешу, брать или нет, ибо по геймлпею она довольно таки неплоха, правда я посмотрел только первую миссию (i-play-solo), но мне довольно таки понравилось. Аркхэм жду обзорчика, а топ — это такое, все равно выбираешь больше то, что «по душе», тот бы серп я не брал, пусть даже первое место будет, а в Inis уже вложился, ибо после летсплея по ней от BCG — понял, что это «любовь с первого взгляда», тот же BR — вогнал меня в сон на летсплее и для себя я точно решил, что брать его не буду.

  2. zinzy5 says:

    «Также в последнее я очень часто вижу вопросы, связанные с правила этого дополнения, что вызывает сомнения на счет хорошо написанного рулбука.»
    Что-то не так с этим предложением…
    Сразу под фото со спец.зомби из Долгой ночи

  3. Catman says:

    Хм-м, не думал, что Иниш так далеко от первой сотни, вообще думал, что он в числе лидеров! Игра красивая, после видео распаковки вообще заинтриговала, но думаю, что пройду мимо Бумстартера! Вписался за Марс и жду GWT Пфистера! А кроме этого, сколько ещё интересного обещают локализовать!!!

    • scafandr says:

      Да, действительно в этом году нас ждет много интересных игр. Все купить не получится, придется выбирать самое интересное=) Сам тоже жду GWT очень

  4. zinzy5 says:

    Pandemic: Reign of Cthulhu
    Смотрел lets play по этой игре. Прикольная упрощенная Пандемия в сеттинге Ктулху. По возможности сыграл бы с удовольствием, а вот покупать бы не стал. У друга есть обычная Пандемия, хватит и ее.

    Imhotep
    Раньше об этой игре ничего не слышал, но после твоей статьи, взял на заметку. Очень прикольно выглядит.

    Cry Havoc
    Вчера прибыл к другу в посылке. Так что скоро попробую и составлю собственное мнение об этой игре. Есть небольшие опасения после стольких сообщений про баланс, но пока сам не поиграю, распространяться на эту тему не буду.

    Dead of Winter: The Long Night
    Пока что есть еще практически не игранная база, так что до допа дело может и не дойти, но уж очень соблазнительно в плане расширения геймплея, и совсем не соблазнительно в плане цены.

    Sushi Go Party!
    Есть база, которая меня вполне устраивает. Если эта игра выйдет на русском, может и куплю, а так нет.

    Codenames: Pictures
    Вот эту игру может и купил бы. Стандартная версия показала себя очень азартной игрой, которую правда мы не часто раскладываем. Но это скорее потому, что у нас англ версия. Да и вчетвером играть не так интересно, а 6 человек еще попробуй собери.

    Great Western Trail
    Однозначный мастхэв. Ни одну локализацию так не жду как эту. Буду себе брать в любом случае.

    A Feast for Odin
    Очень интересно, но скорее всего пройду мимо. Только если Женя соблазниться и купит, тогда будет возможность поиграть.

    Mechs vs. Minions
    Смотрел распаковку и lets’play на Ютубе. Игра привлекает своим качеством компонентов. В плане геймплея игра для меня не очень интересная. С большим удовольствием сыграл бы в Gears of War, который пылится на полке у друга.

    Terraforming Mars
    Очень хочется попробовать эту настолку, но покупать ее себе не буду. Будем надеяться на друга Женю, может он приобретет.

    Scythe
    Слишком много хайпа вокруг игры, так что она мне заранее успела надоесть. Не буду покупать, не особо хочется даже играть в нее, хотя мнение после первой партии может и измениться.

    По итогу, не сказать что в ТОП’е 2016 года много интересных для меня игр, но есть парочка мега-крутых проектов.

    • scafandr says:

      В общем, вся надежда на Женю=)
      Я для себя тоже выделил интересные проекты из списка.
      Больше всего жду GWT, как и ты. Если бы был в наличии на кулстаффе в ноябре, то игра была бы уже у меня.
      Про Край Хэвок потом расскажешь, самому интересно, что это за черт.
      Я Суши Го не брал, хотя на примете всегда держу. Расширенную версию взял бы сразу.
      Пока ни Марс, ни Иниш не бэкал. Столько всего интересного, что не знаешь, за что хвататься=)
      Скайп действительно убивают хайпом. Я уже даже пару дней назад решил зайти на страницу бумстартера, думал, может соблазнюсь. Не получилось соблазниться=)

  5. litvinchuk says:

    Больше всего из списка хочется Марс. Очень долго пытался выкроить денег на предзаказ, и в тот момент, когда уже решился заплатить, разобрали все копии)
    Также заинтересовал Один от Уве. Вот только не знаю, сможет ли он меня удивить, если у меня уже есть Каверна — всё-таки механики у Розенберга кочуют от одной его игры к другой.
    Гитлера, когда-нибудь сделаю ПнП и сделаю его только из-за визуальной составляющей — очень уж он красив.
    Суши-карты мне нравятся, но не имею их в коллекции. Жду когда выпустят у нас Party, чтобы взять уже новую версию.
    Кодовые имена брать точно не буду. Есть в коллекции классические, игра совсем не заходит в нашей компании.
    От хайпа по поводу Серпа уже изрядно подустал. Заказывать совсем не хочется. Тем более, у нас в клубе он появится в марте, причём сразу с дополнением, тогда и посмотрим оправдано ли было это «бурление»)
    Остальные игры не заинтересовали, кроме, конечно, тех, что уже есть в коллекции, а их две из этого списка.
    Первая это Мёртвый сезон: Долгая ночь. Впечатления очень положительные. Покупал сразу первую и вторую части, поэтому не скажу насколько сильно нужно дополнение. После нескольких партий в Перекрёстки замешал два модуля из Долгой ночи, а именно модули Улучшения и Бандиты. С тех пор играем даже с новичками сразу с допом.
    Вторая игра — это Great Western Trail. Получил в начале этой недели, поэтому сыграл только одну партию на четверых. Игра очень понравилась — люблю сложные евро, люблю сельско-хозяйственный сеттинг, люблю «салат из очков». Одно меня удивило — почему ни в одном обзоре никто не сказал, что у этой игры настолько сложные правила. Даже Цивилизация и Каверна не сравнятся по сложности объяснения. Вчера потратил ровно полтора часа на объяснение правил и ещё три с половиной часа на первую партию.

    • Catman says:

      Вот это да, GWT настолько сложна в освоении? Кто-то где-то делал робкие попытки это донести, но большинство сошлось во мнении что уровень сложности средний, чуть тяжелее семейных игр! А если вдуматься, ведь «Момбаса» мозголомная, а GWT, вроде бы, не намного проще! Но думаю, что хуже от этого она не станет! 🙂

      А «Серп» косит и косит, не припомню такого хипиша о другой игре! В отличие от GWT, арт просто отталкивает!

    • WindUpBird says:

      Да нее, не очень сложные. Я получил её месяц назад, когда ещё перевода правил не было, но уж очень хотелось играть. А пока сидел дома с простудой, переводил правила, управился дня за 3-4. И скажу, что заковыристых моментов практически не было. На первую партию с женой потратили 3 часа вместе с объяснением.

      • litvinchuk says:

        Так сложность не в заковыристых моментах — таких нюансов в амери пруд пруди. В ГВТ сложность, на мой взгляд, именно в комплексности — тут нет нюансов, тут есть правила, где важна абсолютно каждая строчка и пока ты не расскажешь другим игрокам эти самые правила от корки до корки, обращая внимание на каждую деталь, то не имеет даже смысла начинать партию.

    • Catman says:

      Жаль, что не успели Марс взять! Я долго думал, вписываться или нет, потому как игра выглядела симпатично, но в краудфандинге я никогда не участвовал, но когда осталось коробок сто, решился! Вот теперь думаю, а может и Иниш взять, но скорее всего, откажусь в пользу GWT.

    • scafandr says:

      Я тоже думал Марс бэкнуть, но потратил выделенные на это деньги на допы к другим любимым играм. Не особо расстроился — куплю потом,когда в продаже появится. Там не сильно большая разница будет.
      По поводу Коднеймз с картинками у меня тоже скепсис — в нашей компании игры на картинки не особо идут. Со словами лучше, а картинки могут назвать тупыми и все на этом=)
      Если сравнить оба Мертвых сезона — какой брать лучше? Или оба одинаково круты?
      Рад, что с GWT я не ошибаюсь. Все хвалят. Все хотят купить GWT, при этом на Тесере не пишут одинаковые глупые обзоры и на Буме никто денег не собирает=) Парадокс

      • Владимир says:

        А звезда разве принимала участие когда- либо в краудфаундинге? Я понимаю в чей камень это огород, но все равно, каждый выпускает игру как считает нужным vOv.

        • scafandr says:

          Да, Войны Магов выпускали через крауд.

          • Владимир says:

            Ясно, не знал, но все равно, мне кажется, что звезде это особо и не надо. Хоть и не интересна GWT, но радует, что в этом году реально очень много различных локализаций, причем и «тяжелых» игр, на стриме BGC посоветовали посмотреть Codex, который будет локализовывать GaGa, прочитал небольшой обзор на тессере — в принципе понравилась, посмотрим, что выйдет с локализацией.

            • scafandr says:

              Крауд весь мир завоевывает. Даже крупные компании и те уже потихоньку начинают пользоваться этой площадкой, хотя могут и сами выпустить игру. Звезда попробовала, что это такое, сделала вывод. Какой именно — не знаю=)
              Кодекс и мне интересен. Пока сильно не разбирался с игрой, но проект любопытный. Вот и Адреналин мне рассхвалили, тоже можно подождать релиза

      • litvinchuk says:

        Про Мёртвые сезоны не скажу однозначно, т.к. отдельно в Долгую ночь не играл. Отдельно Перекрёстки мне теперь кажутся какими-то неполными, что ли) А две части вместе выглядят полноценной игрой. Поэтому посоветовал бы брать две коробки сразу. Тем более второй тираж Перекрёстков идентичен по качеству и, что самое важное, цвету компонентов с Долгой ночью. И вам тогда не грозят проблемы несовместимости о которых писали на Тесере те, кто покупал давно первый тираж.

        Но мне странно, что все хвалят ГВТ, честно говоря — всё таки русскоязычное сообщество обожает америтреш во всех его проявлениях, а ГВТ, как-никак, то самое «махровое евро», которое все должны ругать за математичность, сухость и всё сопутствующее 🙂 И поиграв в неё уже три партии сделал вывод, что игра совсем не «семейка повышенной сложности», а самая настоящая гиковская хардкорная стратегия. И, в связи с этим, мне кажется, что её вряд ли ждёт успех на нашем рынке.

        • scafandr says:

          Мое мнение такое — народ соскучился по хорошим еврогеймам. В прошлом году я хотел купить какой-нибудь один, но очень хороший еврогейм, потому что больше мне не нужно — я не еврогеймер. И как начал изучать список новых игр, так какого-то крутого идеала и не нашел. ГВТ как раз более-менее похожа на ту игру, которая может стать тем самым одним еврогеймом на год.
          Конечно, я согласен с тем, что еврогеймы нынче в наших широтах непопулярны. Взять хотя бы Брюгге или Замки Бургундии. Но с другой стороны, когда выбор невелик, то тираж может разойтись. Посмотрим

          • litvinchuk says:

            С Замками Бургундии я совсем ничего не понимаю. Это одна из моих любимых игр. Наиграли в неё полсотни партий, точно. Десятое место БГГ. Сложность именно та, которая позволяет играть в неё как гикам, так и людям не сильно увлечённым настолками. И после всего этого Хобби Ворлд говорит, что она не продаётся. Очень странно

            • scafandr says:

              Мы можем лишь догадываться о том, какой был тираж и как он продавался. Иногда бывает издательство просто не устраивает темп продаж, при котором печатать новый тираж нет смысла

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: