Рыбалка в Архангельске — обзор настольной игры «Поморская лоция»

Мне нравятся настольные игры с необычными темами. Когда ты видишь очередную вариацию на тему подземелий и монстров, то сразу чувствуешь приближение скукоты и зевоты. Совсем другое дело, когда настольная игра помимо захватывающего геймплея предлагает вам интересную информацию, о которой вы раньше не знали. Например, исторические игры могут рассказать вам об интересных событиях из прошлого, о которых вам не рассказывали в школе, а самостоятельно до них вы бы, наверное, не добрались.

В прошлом году в России вышла настольная игра Поморы. Я хоть в нее не играл, но читая чужой обзор, узнал, что в этой игре помимо рыбы нужно еще заниматься ловлей тюленей. Я был удивлен, что тюлени в некоторых широтах приравниваются к рыбе. Я написал Алексею Юшину, который живет в Архангельске и узнал, что все это действительно правда. Так раньше в Архангельске и делали — ловили и ели тюленей. Более того я узнал о том, что это портовый город, что там очень короткое лето и суровые зимы, что там очень любят заниматься морским промыслом. А вот не было бы Поморов и Юшина, откуда бы я это узнал?

В 2016 году Стас Серебряков, автор тех самых Поморов, собственными силами выпустил свою новую игру на старую тему ловли рыбы в Белом море. Игра называется Поморская лоция. Я в нее уже сыграл несколько партий, и теперь мне очень хочется поделиться с вами своими ощущениями.

Сделай сам!

Поморская лоция выполнена в интересном, немного необычном стиле. Когда я распаковывал игру, то у меня сложилось впечатление, что это нечто среднее между «сделай сам» и заводским тиражом. И это на самом деле круто, хотя кому-то может и не понравится.

Коробка у игры необычная — она приплюснутая, как у коробок с конфетами. Насколько мне известно, коробки брались готовые, какие были в наличии. Это сэкономило время и деньги, но по габаритам она получилась прилично больше, чем нужно. Глядя на коробку, можно подумать, что внутри нее лежит большое игровое поле, но на самом деле там его нету. Зато есть зиплоки с карточками и деревянными жетонами.

Правила распечатаны не на глянцевой бумаге, а на обычной, и это тоже придает игре особую пикантность.

Более того внутри лежит распечатанный на принтере листочек с информацией о том, что такое «Поморская лоция». Не игра, а именно сам термин. Я прочитал все с большим удовольствием, но вам об этом ничего не расскажу, чтобы вы сами узнали о том, откуда пошло название.

Как по мне, то игра по внешнему виду получилась симпатичной. Даже необычный формат коробки меня ни капельки не отталкивает. Все игровые компоненты выполнены на отлично. Карточки гладкие, тасуются великолепно, деревянные жетоны гладенькие и ничем неприятным не пахнут. Все компоненты легко помещаются в пакетики, которые тоже имеются в комплектации.

Приступаем к ловле рыбы

В Поморской лоции (далее ПЛ) игроки занимаются ловлей рыбы и ее продажей в портах. Чем больше рыбы будет продано, тем больше очков получит игрок. Задача — набрать 10 очков, которые приводят игрока к автоматической победе.

Игра очень простая и не требует от игроков богатого настольного опыта и умения. Основные компоненты игры — это карточки. Они делятся на 2 вида — карты навигации (они маленькие) и карты улова со штормами (они большие).

Карты улова и штормов перемешиваются, и в зависимости от количества игроков 10, 12 или 14 карт выкладываются на стол в форме круга. С двух разных сторон круга добавляются карты портов Архангельска и Онеги. Порты являются стартовыми точками для игроков. В результате мы получаем дорожку из карт, по которой игроки будут перемещать свои фишки.

По очереди игроки выбирают стартовый порт для своей фишки, а первый игрок еще и помещает в один из портов нейтральную фишку лоцмана, которая будет в течение игры всем мешать перемещаться.

В игре нет кубика, который бы определял дальность передвижения фишек игроков, но зато есть карты навигации, которые отвечают за движение. Каждый игрок в начале игры получает 4 случайные карты навигации. В свой ход нужно сыграть одну карту навигации (в конце игрок берет новую карту взамен) и переместить фишку лоцмана и свою фишку на столько карточек вперед по часовой стрелке, сколько указано на карте навигации.

Для того, чтобы вам сразу стало понятно, для чего в игре нужна фишка лоцмана, я вам поясню — фишка игрока не может перепрыгнуть фишку лоцмана или быть с ней на одной карте. Если игрок выполняет движение своей фишки и упирается в лоцмана, то он оставляет свою фишку на предыдущей карте поля, заканчивая передвижение. Поэтому в свой ход игрок пытается отправить лоцмана подальше, чтобы тот не мешал двигаться своей фишке. Либо ставит фишку лоцмана так, чтобы попасть на вкусную карту улова с 4-мя рыбками.

Чтобы игрокам не было так легко, в игре есть следующие условия:

  • на одной карте не может стоять больше двух фишек (если ваша фишка после передвижения должна стать третьей, то перемещение пропускается);
  • если после перемещения лоцман накрывает вашу фишку, то вы пропускаете передвижение;
  • если ваша фишка накрыта фишкой другого игрока, то вместо передвижения лоцмана вы можете передвинуть эту фишку другого игрока.

Теперь самое интересное — когда вы передвигаетесь, то забираете себе карту улова, на которой стояла ваша фишка (вместо взятой карты на поле выкладываетсяновая с колоды). Но вы не можете брать карту, если вместе с ней у вас будет больше 9 рыб. Т.е. 9 — это максимум, который вы можете иметь, пока не доберетесь до порта и не продадите свой улов.

Если фишка игрока попадает на карту шторма, то игрок должен сбросить одну карту улова по своему выбору.

Если фишка игрока перемещается с карты шторма, то шторм уходит в сброс и вместо нее кладется новая карта с колоды.

Если фишка игрока попадает на карту порта, то игрок может продать весь свой улов (именно весь, делить улов нельзя). Порты могут иметь 2 курса обмена рыбы на очки — 1/2 и 1/3. В начале игры все порты лежат стороной с курсом 1/3. Когда игрок продает рыбу в порту, то он поворачивает порт другой стороной.

Полученные от продажи рыбы очки игрок фиксирует на личном счетчике очков. Проданная рыба идет в сброс.

Тот, кто первым наберет 10 очков, побеждает в игре.

Впечатления от ловли

Как вы знаете, я не требую многого от настольных игр. Хорошая игра должна исправно работать, не иметь косяков и приносить удовольствие. Когда я прочитал правила ПЛ, то сразу понял, что передо мной довольно простая игра-гонка, в которой нужно бегать по кругу, собирать карты улова и продавать их в портах. Что может быть проще? Сыграв один раз, я сразу приступил к новой партии, на следующий день сыграл еще, и еще, и еще… И каждый раз мне было весело играть. Играя третью партию, я понял, что это моя игра. Эта настолка и разряда тех игр, которые мне однозначно нравятся. В ней есть чудесный элемент конфликтности, за которую отвечает фишка лоцмана. Вот не было бы лоцмана, игроки просто бегали бы по кругу, собирали рыбу, никому не мешали и легко зарабатывали очки. Это было бы скучно, и интересно было бы играть в такую игру разве что только детям.  Но здесь есть лоцман, и он дает огромное количество вариантов для маневров.

Все передвижение завязано на картах навигации, и они тоже весьма хитры. Стоящие на картах цифры взяты не наобум. Как правило, чем дальше двигается лоцман, тем меньше передвижения у фишки игрока, и наоборот.Цифры на картах вот такие — 5/1, 1/5, 2/4, 4/2, 2/3, 3/2, 3/3, 0/5. Я не знаю, как это у Стаса Серебрякова получилось, но как правило по закону подлости вам вечно будет не хватать какой-то одной карты, хотя казалось бы из 4-х карт есть что выбрать.

В игре столько есть неожиданностей, подлостей и плюх! Например, вы хотите попасть в порт, который стоит на соседней клетке. К счастью, у вас есть карта 5/1. Но вы не можете ею воспользоваться, так как передвигая фишку лоцмана на 5 клеток, она накрывает вашу фишку и мешает ей двигаться. Либо лоцман мешает вам попасть на нужную клетку, потому что вы не можете через него проходить. Хуже всего, когда лоцман заставляет вас стать на карту шторма, вынуждая потерять карту улова. Естественно, вы также пытаетесь лоцманом помешать играть вашим соперникам, поставив эту фишку таким образом, чтобы ваш соперник был сильно озадачен в свой ход.

Часто бывает, что игрок, имея на руках максимум улова, никак не может попасть в порт, поэтому вынужден кружить по полю, пока не сможет добраться до Архангельска или Онеги.

Я испытываю огромное удовольствие, если своими действиями я вынуждаю другого игрока играть не так, как он задумал, а может даже ему придется из-за пропустить ход. Вот этот клевый элемент и заложен в ПЛ, поэтому мне нравится играть в эту настолку.

По ощущениям это, как я уже писал, простая настолка, которая мне напоминает игры из детства. Игры такого плана не могут устареть, они всегда будут играться с одинаковым интересом. Здорово, что в ПЛ могут играть и дети. Единственное требуемое условие — это умение считать до 9. Может быть в каких-то моментах детям будет обидно, если их мама или папа заблокирует ход или еще как-нибудь испортит ход ребенку, но я думаю, что это все же не сильно обидно, так как ребенок может то же самое и родителям.

Из похожих игр я бы назвал Hey, That’s My Fish!. В этой игре тоже нужно двигать свои фишки по полю и собирать тайлы с рыбой, которые находились под фишками. Эй! Это моя рыба! хороша для более юной аудитории, так как в этой игре геймплей совсем простой. ПЛ вроде похожа, но она заставляет игрока чаще задумываться. Для меня, как более хардкорного игрока, игра архангельского автора более интересна.

Мне очень не хочется, чтобы вы подумали, что я перехваливаю игру. ПЛ — это не шедевр игростроя, не такая игра, которая придется по душе всем и каждому. Лично мне она очень понравилась. Такую игру легко можно встретить в каталоге Игроведа или даже Hobby World, поэтому меня сильно удивило то, что ПЛ не заинтересовала издателей и Серебрякову пришлось выпускать ее за свои деньги. Если поменять коробочку на маленькую жестянку, то эта игра смотрелась бы шикарно в портфолио любого издательства.

Арт мне тоже очень нравится. Художница Мария Балашева оформила игру в авторском ключе, и это придает игре особую пикантность, так как кажется, будто бы картинки рисовались давным-давно, когда та самая стародавняя Поморская Лоция пользовалась популярностью у рыбаков. Оформление карточек напоминает иллюстрации к детским сказкам, и для меня это плюс.

Честно говоря, о минусах игры говорить сложно. Она такая маленькая, такая простенькая, что тут можно сказать так — либо вам игра нравится и вы ее с удовольствием раскладываете, либо это не ваш тип игр и можно смело проходить мимо нее. Я на протяжении 4-х партий пытался усмотреть в игре высокую роль случайности. Думал, в этом и кроется минус игры — не всегда в руку приходит то, что нужно. Теоретически это так и есть. Например, вам нужно срочно попасть в порт, вы стоите перед ним, но у вас нет подходящей карты, чтобы попасть туда, куда вам нужно. Вы ждете один ход, потом второй, а нужные карты все не приходят. Вроде это проблема, но не для меня. Движок игры построен таким образом, что вы находитесь в постоянном движении, и если вы не можете попасть в ближайший порт, то вы можете попробовать попасть в следующий. Также очень выгодно использовать фишку лоцмана в своих целях. Например, лоцмана можно поставить на следующей после порта карте и при своем перемещении вы остановитесь до фишки лоцмана, то есть в самом порту. Профит! Может быть кому-то этот момент не понравится, мне же интересно решать такие головоломки с перемещением.

Потом думал, что может играть вдвоем будет скучно. Оказалось, что это не так. Конечно, интереснее всего мне было играть вчетвером, когда порты не находились близко друг к другу (за один ход полкруга не пройдешь) и конкуренция за рыбу была более жесткой. Вдвоем играть тоже вполне хорошо, только фишки игроков кружатся быстрее, из-за чего становится проще попасть в порт. Поэтому вариант на двоих чуть более казуальный.

Хорошо, может быть тогда в ПЛ трудно догнать лидера? Иногда кажется, что и это имеет место. Например, кто-то из игроков быстро набрал 9 рыб, продал их по выгодному курсу, получил 4 ПО, потом ему повезло с картами навигации, и он еще нахватал очков… Но такой халявы, чтобы один игрок набрал 10 очков, а остальные имели по 2 или 3 балла, точно не будет. Практически во всех отыгранных мною партиях разрыв в оставании между победителем и проигравшими был не большой или даже вовсе минимальный. Например, в игре на четверых в конце партии у всех было по 9 очков и все решалось буквально за считанные ходы. Поэтому я не могу сказать, что в ПЛ можно сильно отстать от кого-то по очкам и не иметь шансов на победу. Для тех, у кого во время есть проблемы со сбором рыбы, на некоторых картах навигации есть символы сетей. Сети позволяют собирать всю рыбу с карт, через которые проходит фишка игрока. Зачастую это помогает набрать много рыбы за один ход.

Поэтому мне честно не за что ругать игру. Коробка великовата — такой момент есть, но это же инди-проект. ПЛ — это все-таки штучная работа, а не массовый продукт.

Вывод

По моему мнению у Стаса Серебрякова получилась отличная игра мелкого формата. Поморская лоция хорошо подходит под вечерние посиделки с женой, детьми или друзьями. Объективных минусов в игре я не нашел, как ни старался (разве что можно прицепиться в коробке большого размера). Очень годно, очень мило, очень душевно.

Где купить?

Мне с игрой повезло — ее мне прислал автор. Но что делать, если вы заинтересовались Поморской лоцией, но не знаете, где ее можно купить? У вас есть два варианта:

  1. Связаться с автором игры — https://vk.com/id10952110 или http://tesera.ru/user/ruggedo33/. Это все профили Стаса Серебрякова. Можете заодно попросить у автора оставить автограф на коробке.
  2. Магазин «Недомино»

Благодарю автора игры за присланный экземпляр Поморской лоции

9 Responses to Рыбалка в Архангельске — обзор настольной игры «Поморская лоция»

  1. zinzy5 says:

    «А вот не было бы Поморов и Юшина, откуда бы я это узнал?»
    Я могу ошибаться, но скорее всего из интернета.

    • scafandr says:

      Безусловно, в интернете есть все, но для того, чтобы начать там искать информацию, нужен толчок. И этот толчок делает настольная игра.

  2. zinzy5 says:

    Отличный обзор, прямо очень заинтересовала игра. Жаль что купить ее сложновато для меня(что касается заказов и всего прочего, я очень ленив).

    • scafandr says:

      Пока игра доступна только в России и то в Архангельске с пересылкой. Обещали, что второй тираж может будет уже у Бэмби Тойс, а это значит, что можно будет получить игру и в Минске

  3. zinzy5 says:

    Кстати, ты просил поделиться впечатлениями об игре Адреналин. Сегодня сыграли первую партию полным составом (5 игроков). Игра просто прекрасная. У автора очень хорошо получилось перенести шутер в настолку. Причем правила просты и доступны будут даже новичкам. Единственное, что может вызвать осложнения на первых парах это иконки на картах оружия. Поначалу они всем показались какими-то перемудреными. Но как только немного поиграешь, приходит полное понимание и в правила заглядывали только чтоб удостовериться. Игра понравилась всем без исключения. Будем обязательно играть еще.

    • scafandr says:

      Спасибо большое за отзыв об игре. В последнее время люди более положительно отзываются об игре, чем сразу. Я уж начал было думать, что хрень какая-то у ГаГи выйдет. А так есть смысл ждать релиз на русском

      • zinzy5 says:

        Хочу теперь попробовать сыграть в нее минимальным составом. Есть у меня подозрение, что меньшее количество игроков скажется и на продолжительности, и на веселости партии в целом. Да, еще игра МЕГА-конфликтная. Так что если есть в компании сильно обидчивые люди, им игра может не зайти.

Добавить комментарий

