Шпионы, покорившие мир — обзор настольной игры «Находка для шпиона 2» (Spyfall 2)

Весной 2013 -го года я был в Львове на Игросфере. Прекрасный город, прекрасный фестиваль, отличные люди. В общем, все здорово, море позитива. Вечером организаторы и участники фестиваля большой компанией сидели в баре, отдыхали от мероприятия и делились впечатлениями. За соседним от меня столиком сидел никому не известный разработчик настольных игр из Одессы — Александр Ушан. Он не терял зря времени и активно показывал всем желающим свои разработки, поэтому за его столиком было шумно и весело.

Я знал, что у него есть игра про шпионов — патигейм, в котором одному из игроков нужно было догадаться, в какой локации находятся все игроки. Мне почему-то показалось, что идея у игры не очень интересная, вряд ли она заинтересует какое-нибудь издательство, поэтому я не стремился присесть к Ушану и попробовать сыграть в его разработки. Кто же знал, что его игра все-таки заинтересует издательство, а именно Hobby World, которое не только сумело раскрутить игру в России, но и сделало настолку настоящим мировым хитом.

Да, насчет Находки для шпиона я сильно ошибался, и пройти мимо этой игры я все-таки не смог, потому что не каждый год игры украинских авторов, выпущенные российскими издательствами, покоряют мировые топы.

Узнай шпиона по коробке

Рассказывать сегодня я буду новой , второй версии игры. Поэтому-то и красуется на коробке циферка 2. Это не совсем другая игра, которая отлична от первой Находки для шпиона. Но, безусловно, она будет интересна и владельцам старых версий, потому что во второй части они могут найти совершенно новые локации, куда попадают игроки, а это главное, что нужно поклонникам игры Находка для шпиона.

Эта новая версия немного расширяет возможности базовой игры, позволяя игрокам использовать двух шпионов и расширяя состав игроков до 12 человек. Во всем остальном это старая добрая Находка для шпиона.

Открыв коробку, я увидел несколько запакованных колод карт, набор зиплоков и правила игры, после чего подумал, что HW продолжает пичкать коробку воздухом. Но как только я рассовал карты по зиплокам и все сложил в коробку, то увидел, что свободное место куда-то пропало, так как вся коробка оказалась битком набитой пакетиками с картами. Этот момент меня приятно порадовал.

Кстати, не менее приятно увидеть в коробке набор пакетиков, которые в игре очень нужны. В них удобно складывать карты локаций со шпионами. Это позволяет здорово сэкономить время при подготовке игры.

К качеству издания у меня никаких нареканий нету — карточки вырезано отлично, качество приемлемое, в руках держать приятно.

Какие-то вопросы у вас странные

В этой части обзора я расскажу о том, как играть в Находку, если вы еще этого не знаете. Игра очень простая, предназначена она для веселых, общительных и умных компаний, которые любят блеф и догадку.

Уверен, что каждый из вас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, которая предлагает нам настольная игра Находка для шпиона. Например, я проходил через подобное, когда сдавал экзамены в университете. Вытягиваю билет, готовлюсь, отвечаю по нему преподавателю, а потом он мне задает дополнительные вопросы, от которых зависит моя итоговая оценка. Отвечаю на все — получаю 5. Запинаюсь, затрудняюсь ответить — 4. Я отвечаю на 2 вопроса, остается последний, но, к сожалению, я не знаю правильный ответ. Если я сразу открыто признаюсь преподу, что я не знаю, то сразу получу 4 в зачетку и пойду домой в расстроенных чувствах. Поэтому надо попытаться каким-то образом угадать правильный ответ. Особенно будет здорово, если у преподавателя будет хорошее настроение и он начнет давать маленькие подсказки. Тогда у меня есть отличный шанс выйти сухим из воды.

В настольной игре Находка для шпиона шпиону нужно угадать локацию, в которую попали все игроки, а игрокам вычислить шпиона. В начале партии один из игроков берет наугад пакетик с картами локации (в одном пакете — одна локация). Не подсматривая в карточки, он берет нужное количество карт локации (количество игроков минус 1) и добавляет к выбранным картам одну карту шпиона (или две, если игроков за столом много и все хотят играть двумя шпионами). Полученную колоду перетасовывают и раздают игрокам, после чего игроки смотрят свои карточки и узнают, куда они попали — на рок-концерт, в дом престарелых, в шахту или еще куда-нибудь. Локация у всех игроков будет одна и та же. Но одному из игроков повезет меньше — ему вместо карты локации достанется карта шпиона, и он не будет знать, где находятся игроки.

Задача шпиона — угадать локацию, в которой сидят игроки, а задача команды игроков — вычислить шпиона.

Все догадки и вычисления будут базироваться на основе вопросов, которые игроки будут задавать друг другу. Первый вопрос задает любому понравившемуся игроку тот, кто раздавал карты. Вопрос должен каким-то образом касаться локации, в которой находятся игроки. Например, если локацией оказалось метро, то можно спросить «Как вы прошли?». Отвечающий, если он не шпион, должен ответить так, чтобы намекнуть, что он не является шпионом,но при этом не дать очевидную подсказку шпионуо локации. Например, если ответить, что «У меня с собой был жетон», то шпион догадается, что вы говорите о метро. Поэтому нужно найти такой ответ, который бы дал понять спрашивающему, что вы в теме, но при этом никто не заподозрил бы, что вы можете быть шпионом.

После ответа тот игрок, которому задавали вопрос, должен задать свой вопрос другому игроку, но не тому, который только что уже спрашивал.

Игроки не обладают неограниченным количеством времени. Перед началом участники игры договариваются о том, сколько времени отводится для одного раунда (один пакет с локациями — это один раунд), и запускают таймер с началом игры. Как правило, время партии равняется количеству игроков. Например, 7 игроков — 7 минут.

Раунд заканчивается в одном из трех случаев:

  1. По истечению времени — если за одного из игроков проголосует вся команда, кроме него самого, подозревая его в том, что он — шпион, то игрок вскрывает карту, и если он действительно шпион, тот команда игроков побеждает. Если игрок — не шпион, то выигрывает шпион.
  2. По подозрению игрока — в любой момент времени любой игрок может остановить игру и обвинить другого игрока в шпионаже. Если его поддержит вся команда, то подозреваемый открывает свою карту, и если обвинивший игрок прав, то команда получает по одному очку, а он сам получает 2, потому что он молодец. Если обвиняемый игрок не является шпионом, то побеждает шпион. Если команда не поддержала обвинение, то игра продолжается по обычным правилам.
  3. По желанию шпиона — в любой момент игры шпион может раскрыть себя и попытаться угадать локацию, в которой находятся игроки. Если он угадывает — получает одно очко. Если не угадывает, то очко получает команда игроков.

Чтобы было интереснее, рекомендуется играть несколько раундов (например, 5)  подряд. В каждом раунде должны разыгрываться разные локации.

Победителем игры объявляется тот, кто после всех раундов наберет больше всего очков.

Также в игре есть очень интересный продвинутый вариант правил. На каждой карте локации есть еще статус игрока в локации. Например, на свадьбе игрок может быть тамадой, свидетелем, дальним родственником или незваным гостем. Это добавляет глубину игре, так как роль игрока на локации может быть не такой очевидной, и ответить на вопрос он может довольно неожиданно (например, можно оказаться охранником в музее, а не его посетителем). Играть по продвинутым правилам рекомендуется тем, кто уже сыграл в Находку по обычным правилам несколько раз.

Обещал, что правила простые, а сам накатал целую кучу слов=) Нужно срочно переходить к впечатлениям!

Я не шпион — честное шпионерское!

Когда я читал правила игры (чего не делал ранее, но знал как играть по чужим рассказам и обзорам), понял, что, несмотря на цифру 2 в названии, в игре ничего не поменялось. Второе издание — это новые локации и возможность играть двумя шпионами. Это хорошо для тех, кто уже имеет первую Находку (для удобства, я сокращу название игры до одного слова), потому что они получат совершенно новые интересные локации и возможность играть аж в составе 12 человек. И это также хорошо для тех, кто решил познакомиться с Находкой, начиная сразу со второй части, так как он получит все самое необходимое и максимально возможное для комфортной игры.

Для меня Находка — это интеллектуальный патигейм. Примерно в таком же формате вышла игра Codenames. Собственно, что же я понимаю под этим странным термином? Патигейм подразумевает собой нечто легкое, забавное и для большой компании. Обычно в патигеймах нужно что-то показывать, рисовать или быстрее всех делать. В моем понимании в патигеймах игровые компоненты являются лишь предлогом для действия. Например, достал карточку, прочитал то, что на ней написано, и погнал играть, не сильно отвлекаясь на саму карту. В интеллектуальном патигейме нужно думать. И если ты думать не умеешь, то играть тебе будет довольно сложно.

Самая вкусная часть обозреваемой игры — это придумывание вопросов и ответов. И все не так очевидно, как кажется. Вопросы и ответы должны быть понятны тем, кто знает название локации, и непонятны тем, кто играет за шпиона. Например, представим, что мы находимся в библиотеке. Что можно спросить у игрока — записаны ли вы у нас? Есть ли у вас сказки Пушкина? Нужно ли оставлять в залог паспорт? Все это довольно очевидно, и шпион скорее всего догадается, в какой локации сидят игроки, поэтому вопросы должны быть хитрыми.. С другой стороны, локации в некотором плане пересекаются по смыслу. Например, если спросить о тишине в локации, то это может быть как библиотека, так и кладбище. Если поинтересоваться о шампанском в конце мероприятия, то это может быть и свадьба, и автогонки. В этом плане я хвалю Ушана за то, что он сумел подобрать локации, которые имеют что-то общее между собой.

Я не зря упомянул Codenames в сравнении, потому что в чешской игре тоже нужно придумывать ассоциации к словам. Но чем Находка лучше Кодовых имен, так это тем, что все игроки одинаково вовлечены в игровой процесс. В Находке все игроки придумывают вопросы и дают ответы (в Codenames ведущий загадывает, игроки угадывают). Также здорово, что в этой игре нет ведущих. Единственное, что может варьироваться от игры к игре, это кто будет шпионом. Шпионом, как известно, становится случайный игрок. Поэтому может так получится, что даже если вы сыграете 10 раундов, то можете так ни разу и не попробовать побыть в шкуре шпиона.

Шпионом, кстати, быть тяжело, но интересно. Во-первых, нужно стараться не спалиться, что вы не понимаете, о чем спрашивают друг друга игроки, стараться не смотреть в список локаций, чтобы найти там ответы на вопросы. Во-вторых, нужно суметь угадать локацию, ведь именно это даст шпиону победные очки. В-третьих, нужно суметь дать хороший ответ, если у вас что-то спросят. Примерно такие же чувства тревоги и радости за свою уникальную роль испытывает Саботер в игре Гномы-вредители. Да, я шпион! Но никто не должен об этом догадаться 😉 Поэтому главное — не палиться!

Как вы понимаете, Находка — игра простая. Быстро объясняется, быстро понимается, быстро играется. Эта игра подходит для всех возрастов и для любых уровней подготовки к настольным играм. Игру можно посоветовать для вечернего развлечения с большой компанией (играть малым количеством человек не рекомендую, ибо ощущения от игры немного скомканные получаются), когда хочется немного поболтать, немного пораскинуть мозгами, но играть в еврогеймы и америтрэши лень. Мам, пап, дедушек, бабушек тоже легко можно усадить за игру. Главное, чтобы все они имели желание подумать над умными вопросами.

Я не могу назвать себя большим любителем такого рода игр, но Находка мне пришлась по вкусу. В этой игре не нужно перекрикивать других игроков, показывать цыпленка табака или хлопать по столу быстрее всех. Пока тикают часики, вы должны придумать хороший вопрос или отличный ответ, вот и все. Да, если таймер покажет заветные нули, то игрокам придется быстренько обсудить, кого же они могут назвать шпионом, и за столом могут возникнуть жаркие страсти, но основной геймплей довольно размеренный и спокойный (до окончания игрового времени у нас редко доходило). Мне нравится хитро улыбаться, думая, что я знаю, кто является шпионом. А в этот момент кто-то из-за моей улыбки подозревает в шпионстве меня. Мне кажется забавным тот момент, когда ты глупо ответил на вопрос, не подумав, в результате чего все тыкают в тебя пальцем, видя в тебе шпиона. А ты не шпион, и ты хлопаешь невинно глазками и пытаешься найти оправдание.

Сыграть хотя бы пару раз в Находку действительно интересно. Но часто я бы не смог играть в эту игру, потому что получаемый опыт не развивает возможности игры. Чем больше вы будете играть с одними и теми же локациями, тем вам будет труднее придумывать вопросы, потому что они могут начать повторяться. Поэтому приходится либо играть пореже, либо часто менять игровые компании, либо активно покупать новые дополнения или другие версии игры. Возможно, кому-то хватит и одного раза, чтобы понять, что это за игра и насытиться ею по самое не хочу. Я все-таки не утверждаю, что Находка — это просто-таки шедеврище из мира настольных игр и ее нужно иметь в коллекции каждому настольщику. Но если вам нравятся умные и интересные игры на блеф и логику, то Находку я вам смело рекомендую.

Мне очень нравится играть в Находку со статусами. Они делают игру более интересной и сложной. Если играть только с названиями локаций, то это будет довольно просто. Например, в локации «выставка кошек» по умолчании есть кошки и кошколюбы. И все вопросы и ответы будут крутиться вокруг этого. Но если на карточке будет какой-то необычный статус, то игрок будет отвечать исходя из своего статуса. Например, можно быть ветеринаром на выставке кошек и любить больше собачек, чем котиков.

Также отмечу интересный стиль художников, которые рисовали иллюстрации к игре. Скажу честно, что коробка самой первой версии игры мне не очень понравилась. Она смотрелась как-то дешево, и я не мог понять, как можно вести игру с такой картинкой на мировые выставки. Тем не менее игра выстрелила, и арт никого не испугал. Но все-таки HW решилось на то, чтобы изменить оформление. Коробка обзавелась стильным белым фоном, картинка стала более современной (как постер к кинофильму), а карточки локаций по-прежнему такие же смешные и забавные. Последние я хочу особенно выделить, потому что в любой версии Находки локации нарисованы с юмором. Куда бы ни занесла судьба игроков, на всех локациях есть тощий шпион с усиками и в очках. И этот шпион старается слиться с толпой, чтобы его никто не заметил, но у него это плохо получается. С большим удовольствием я рассматривал каждую локацию и не мог сдержать улыбку, которая была вызвана смешными попытками шпиона быть незаметным. Художники молодцы! Постарались на славу.

Но давайте же подумаем над тем, что в игре не очень хорошего, чтобы мед не был таким сладким и приторным. Из недостатков отмечу то, что в Находку можно быстро переиграть, если часто доставать ее с полки. В коробке находится 20 локаций, и кажется, что это вроде много, но через несколько партий, в каждой из которых играется более 5-и раундов, ты приходишь к выводу, что локаций маловато. Но это на самом деле не большая проблема. Если вам игра действительно понравилась, вы испытываете большое удовольствие от ее геймплея, то вы спокойно можете купить Находку для шпиона 1 и дополнение Находка для шпиона: И целой коробки мало. С этими коробочками у вас будет в два раза больше локаций, а это однозначно будет круто. Переиграть в игру с 40+ локациями будет не так легко.

Вторая проблема — это проблема «правильных» игроков. Необщительные, скучающие игроки, которые не хотят придумывать что-то интересное, которым не интересен игровой процесс, убивают все положительное впечатление от игры. Находка — все-таки компанейская игра, настраиваться на нее нужно соответствующим образом. Даже если вам игра нравится, вы бодры и веселы, то всего один скучающий игрок способен выдать всех шпионов и все пароли и явки, которые тщательным образом скрывают другие игроки.

Ну и третье — играть малым количеством игроков не очень интересно. На коробке написано, что играть можно от 3-х человек. Оно-то, конечно, можно, но интересно ли?Из трех игроков кто-то один точно будет шпионом, и его вычислить будет не так сложно. Но вот если играть от 5 игроков, то это уже будет гораздо лучше. Поэтому если вы собираетесь покупать игру и играть в нее втроем, то лучше этого не делать.

Spyfall 3?

Я уже упоминал о том, что все предыдущие версии игры совместимы с Находкой 2. И это очень здорово, потому что если вам понравится игра, то вы сможете легко сделать ее более интересной и вариативной. Согласитесь, что шпиону будет сложнее угадать локацию, выбирая из 40 наименований, а не 20. Я пока такой вариант еще не пробовал, но очень хочу это сделать, так как чувствую, что будет просто огонь.

Также краем уха я слышал, что Ушан работает над новой версией игры, т.е. Находкой для шпиона 3. Это будет немного другая версия, с другим геймплеем, но она будет не менее интересной.

Еще я думаю, что впереди нас ждут еще хотя бы одно новое дополнение с новыми локациями, ведь на самом деле у игры огромный потенциал для развития — знай себе выпускай допы с новыми карточками, вот и все, что нужно издательству для поддержки своего хита.

Вывод

Находка для шпиона 2 оказалась симпатичной игрой на блеф и мышление. Все хорошее, что было в первой версии игры, перекочевало во вторую и получило в довесок новые возможности. Теперь в Находку можно играть с двумя шпионами в составе 12 человек.

У меня нет сомнений в том, что игра заслуженно находится в мировом топ-20 компанейских игр. Александр Ушан, рукодствуясь собственным жизненным опытом, нашел путь к сердцам настольщиков и придумал хорошую игру, которая проста по задумке и интересна по игровому процессу.

Находка для шпиона имеет легкий игровой процесс, который понравится позитивным компаниям настольщиков. Но если вы не любите общение и патигеймы, то Находка вряд ли чем-то вас заинтересует. Но попробовать, по моему скромному мнению, стоит.


Страница игры Находка для шпиона 2 на сайте издательства Hobby World

Реклама

10 Responses to Шпионы, покорившие мир — обзор настольной игры «Находка для шпиона 2» (Spyfall 2)

  1. Catman says:

    Игра на слуху, об авторе где-то слышал мельком, но что он мой земляк, стало приятной неожиданностью!
    «…Сыграть хотя бы пару раз в Находку действительно интересно. Но часто я бы не смог играть в эту игру, потому что получаемый опыт не развивает возможности игры…», этим же страдают и «Кодовые имена»?
    Думаю, Хватил тоже выпустит не одно дополнение к свое игре?

    • scafandr says:

      Да, Саша Ушан из Одессы, но про это редко пишут. Часто упоминают, что «Находка для шпиона» — отечественная игра. Оно-то вроде верно, но наполовину — украинскую игру издало российское издательство. Т.е. и россияне могут говорить об отечественной игре, и украинцы тоже=)
      По поводу вопроса о Кодовых именах — КИ шире по возможностям, потому что:
      а) карты со словами двусторонние;
      б) пока слова, к которым нужно придумать одну ассоциацию, начнут повторяться, нужно сыграть ооооочень много партий. В этом плане у Находки партий будет гораздо меньше.
      Хватил пока про доплнения не думает. Он придумал КИ с картинками. И если картинки пойдут хорошо, то может еще картинок придумают. А может и не будут ничего выпускать к КИ. Новые слова вряд ли будут, имхо.

  2. Стас says:

    Кажется, здесь чего-то не хватает: » Но, безусловно, она будет интересна и владельцам старых версий, потому что во второй части они могут найти совершенно новые локации, куда попадают игроки, а это главное, что поклонникам игры Находка для шпиона.» 🙂

  3. Стас says:

    Что касается игры, то я в неё не играл, но если предложат, то поблагодарю и откажусь. Всё-таки игра построена на общении между игроками и вы правильно написали, стоит затесаться одному человеку, который не подходит под требуемые критерии, как игра тут же ломается. Признаюсь, я тоже был очень удивлён и раньше, и сейчас у меня это чувство сохраняется, когда узнал о мировом признании игры, так как даже после прочтения вашей статьи толком не понимаю, как проходит игровой процесс. То есть схема понятна, а вот что нужно от меня, как от игрока, не очень. Я пытался представить, может ли зайти эта игра в нашей компании, и понял, что первым же буду палиться, попадись мне шпион, так как сразу потеряюсь с ответами и вопросами. Всё-таки очень специфическая игра, но, видимо, этим и привлекла внимание.

    • scafandr says:

      В таком случае я бы посоветовал поиграть в чужую версию, чтобы понять, что это такое и с чем его едят. Игра действительно специфическая, на любителя. Кому-то больше нравится ресурсы собирать, кому поговорить=)

      • Стас says:

        Тут дело как раз в отсутствии этих самых ресурсов. Мне, например, интересно именно имея определённый комплект чего-либо в каком-либо соотношении суметь оптимально им воспользоваться, чтобы победить в игре. А здесь специфика такова, что игроки, по сути, в неравных начальных позициях. У каждого дано направление и не более того. Ну, а шпиону и того хуже, ведь он вообще ничего не имеет. И да, именно это и ядро самой игры)

  4. zinzy5 says:

    «играть малым количеством игроков не очень интересно» — это главная причина, почему Находка так редко бывает на нашем игровом столе.

  5. zinzy5 says:

    Играл и в Находку и в Кодовые имена, и если честно сказать, настолка от CGE мне нравится больше.

    • scafandr says:

      Мне тоже КИ нравится больше. Но одно другому не мешает. Только после твоего комментария вдруг понял, что обе игры про шпионов=)))
      Зато в КИ нет арта, одни скучные слова=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: