Делайте ваши ставки, нойоны — обзор настольной игры «Тугрики»

Перед тем, как начать писать этот обзор, я заглянул в википедию, чтобы прочитать все, что она может рассказать о тугриках. Я уже успел подзабыть о том, что тугрики — это денежная валюта Монголии. Слово это часто употребляется в простой речи, и обычно оно означает мелочь, которая не имеет никакой ценности. Что, мол, на эти тугрики купишь, или что  ты мне свои тугрики сунешь. Мне захотелось даже как-то обыграть то, что настольная игра Тугрики может быть первой монгольской настольной игрой. Я уже представил себе, как гугл по запросу «монгольская настольная игра» выдает ссылку на этот обзор=) Но все-таки на обман посетителей блога я не решился. Тугрики — это новая игра российского издательства doJoy, которое специализируется на простеньких играх семейного и детского формата. Кроме названия, ничего монгольского в игре больше нету.

Так что же общего у джинна-хипстера с обложки и тугриками?

Пробуем тугрики на зуб

Итак, что же мы увидим, если распакуем коробочку? Внутри нее находятся большой пакетик с очень звонкими монетками и одна колода карт.

Монетки гремят из-за того, что они пластмассовые, и это веселит тех, кто садится играть в Тугрики. Действительно, потрясти пакетиком с монетами по приятности можно сравнить с лопанием пакета с пузырьками. Даже мой домашний кот внимательно следил за тем, как монеты высыпаются из зиплока.

Пластмасса нормальная, не имеет неприятного запаха. Монеты имеют 2 цвета, различные по номиналу — 1 и 5 тугриков. Я привык к тому, что обычно игровые монеты делают из картона, поэтому пластмассовый вариант выглядит довольно интересно и необычно.

Карты сделаны из тонковатого картона. Еще в запечатанном варианте они у меня были выгнуты. После распаковки карты не распрямились, а так как в игре их постоянно приходилось тасовать, то их вогнутость стала нормальным их состоянием. Может быть их нужно положить под какой-нибудь пресс на ночь, чтобы они выровнялись…

Изучаем правила

Не буду ходить вокруг да около и сразу скажу, что Тугрики — это очередная вариация настольной игры Уно. В колоде находятся карты с цифрами и разными цветами. Также в колоде есть карты с особыми свойствами. Например, пропуск хода следующим игроком, набор карт, изменение направления передачи хода и т.д. Те, кто хорошо знаком с игрой Уно, прекрасно поймут и суть Тугриков.

Основной прикол Тугриков состоит в том, что игроки складывают карты не в одну колоду, а в несколько рядов. Поэтому можно сказать, что если Уно растет вверх, то Тугрики — вширь.

Монетки в игре представляют собой игровую валюту, которая позволяет принять участие в раунде и влияет на победу в игре. Чтобы принять участие в раунде, нужно сбросить в общий банк один тугрик. В течение раунда иногда приходится сбрасывать штрафные тугрики в банк. Победитель раунда забирает все тугрики из банка себе. Ну а становится победителем в раунде тот, кто успеет первым сбросить все карты с руки.

До начала игры все тугрики делятся поровну между игроками. Колода карт перетасовывается и каждому раздается несколько карт. В зависимости от количества участников игроки могут получить от 5 (на 7-8 игроков) до 16 карт (на 2 игроков).

Тугрики — это игра с довольно большим количеством условий, влияющих на выкладывание карт. В этой игре карты выкладываются в ряды, начиная от цифры 5. Т.е. первой картой в ряде обязательно должна быть карта с цифрой 5, а дальше ряд можно продолжать собирать в обе стороны. Каждая выложенная карта должна быть продолжением ряда. Т.е. после 5 должна выкладываться 6, а не 7 или 8, а перед 4 можно положить только карту с цифрой 3. Исключением являются карты с цифрой 0 и символом Х. Они выкладываются в начале и в конце ряда, если в другом ряду уже есть 0 или Х. В частности, ситуация на фото внизу неправильная, так как «ноль» в красном ряду отсутствует, значит и серый ноль выложить тоже нельзя.

В свой ход игрок может выложить только одну карту. Либо эта карта должна быть продолжением уже готового ряда, либо она должна начинать новый ряд, т.е. быть пятеркой.

Если игрок не может выложить карту, то он берет карту из общей колоды. Если он и эту карту не может выложить в ряд, то платит один штрафной тугрик в банк и пропускает ход.

Как и в игре Уно, в Тугриках есть карты с особыми действиями. Помимо вышеупомянутых штрафов и пропусков хода есть еще такие действия, как выбор цвета (игрок, выложивший эту карту называет цвет, и следующие 2 карты, которые выкладывают игроки, должны быть именно этого цвета), ограбление (игрок забирает из банка часть денег), джинн (заменяет собой любую карту, кроме 5) и выбор ряда (это тоже джинн, который заставляет игроков собирать ряд, в который его положили, до самого конца).

В игре есть еще один интересный момент штрафов. Если игрок может сыграть карту, он обязан это сделать. Но он может и сблефовать, набрав карту с колоды. Если кто-то из игроков заподозрил другого в блефе, он может проверить его карты, и если игрок действительно блефовал, то обманщик платит в банк 2 монеты и берет штрафную карту. Если все было сыграно по правилам, то проверяющий должен применить штраф к себе.

Чтобы тугрики чаще уходили в банк, в игре есть правило, по которому если игрок должен взять карту, а колода опустела, то он платит штрафной тугрик в банк.

Как только у одного из игроков заканчиваются карты в руке, раунд завершается, и этот игрок берет все монеты из банка себе. После чего начинается новый раунд.

В правилах игры нет указания, до какого предела можно играть. Можно играть пока не надоест, пока не закончатся монеты у хотя бы одного игрока или пока один игрок не заберет все тугрики себе. Также можно сыграть оговоренное ранее количество раундов и определить победителя по количеству набранных тугриков.

Что я думаю о Тугриках

В других играх издательства doJoy, на которые я писал обзоры (Шипучка и ЦУ-Е-ФА) смешивались вместе разные известные игры, например, шашки и камень-ножницы-бумага, домино и Дженга и т.д. В Тугриках же ясно видится только одна игра — Уно. Принцип игры примерно тот же — выкладывать карты с руки, которые подходят по цвету и являются продолжением ряда. Да, Тугрики не являются полной копией Уно, в этой игре есть совершенно уникальные нововведения, которые могут удивить поклонников Уно. Например, мне было необычно увидеть то, что карты нужно выкладывать не в стопку, а в ряды. Плюс еще в Тугриках не работает правило, что после желтой, например, шестерки, можно выложить любую другую желтую карту. Т.е. правила выкладывания карт из Уно здесь не работают.

Но с другой стороны этот момент выкладывания карт для меня стал немного противоречивым. У меня часто так получалось, что в начале игры кто-то требует выложить 2 карты определенного цвета, а этого цвета в рядах нету, поэтому нужно сыграть карту с цифрой 5 этого цвета. А карта эта, как назло, лежит в самом низу колоды. И получается, что все игроки дружно драфтят всю колоду, складывая тугрики в банк, пока кто-то не вытянет эту злополучную карту. Этот момент мне показался скучноватым. Если в Уно основой игры является желание побыстрее сбросить карты с руки, то основа Тугриков — сформировать как можно больший банк. Чем больше денег в банке, тем вкуснее будет выигрыш. Если очень быстро избавиться от карт в руке, то победитель получит совсем чуть-чуть монет в награду. Это не сильно повлияет на общий расклад между игроками. Поэтому тугриков в банке должно быть много, а значит игроки должны стараться оттягивать момент конца раунда.

По поводу хитростей игры я общался с ее автором — Евгением Опаричевым, который и является главой doJoy. Мне показалось, что в Тугриках блефа и хитростей очень мало. Ты просто играешь то, что можешь и все. Т.е. повлиять как-то на ход другого игрока практически невозможно. Евгений же меня уверил в том, что хитрости в игре есть. Например, не имеет смысла выкладывать сразу все подряд идущие карты, если они у тебя есть. А если у тебя есть 9, то нельзя затягивать с выкладыванием пятерки. Мне же в Уно, например, нравится то, что можно практическим путем вычислить, какого цвета или номинала карта не подходит одному или нескольким игрокам. Играя такие карты, ты можешь повлиять на то, что другие игроки будут обязаны набирать новые карты в руку, пропуская свой ход. В Тугриках такого я не могу сделать. Или не умею. Может быть со временем я научусь плести интриги и обманывать игроков.

Тугрики в игре являются как игровой валютой, так и победными очками. Тугриками вы оплачиваете участие в раунде и тратите их во время игры из-за различных штрафов. После первой партии я улыбнулся и сказал, что в некотором роде Тугрики можно назвать детским покером без ставок. Хотя, как мне кажется, ставки напрашиваются в игре. Монет в игре очень много. В начале игры вообще кажется, что они бесконечны. И только после четвертого раунда кто-то может заметить, что у него осталось всего около 20 тугриков (и их тоже спокойно хватит на 3-5 раундов). Мне даже кажется, что в игре мало штрафов, мало сбросов денег в банк. Мне не хватает «злых» карт действий. Очень хочется, чтобы кто-то из игроков уже после второго раунда боялся вылететь из игры из-за того, что ему нечем будет оплатить участие. Поэтому мне однозначно не хватает в игре риска. Чуть позже мне пришла в голову мысль, что Тугрики могли бы стать копией игры Корова 006. Ведь там тоже карты выкладываются в ряды. В Корове игроки боятся остаться с картами на руках, ведь в конце раунда они превращаются в штрафные очки. Может быть что-то похожее нужно было сделать в Тугриках, чтобы игроки боялись сидеть с веером карт.

В Тугрики я играл 3 раза, и все 3 раза заканчивались после 4-х раундов, потому что больше играть совсем не хотелось. Не знаю, почему все упирается в магическое число 4, но пятый раунд игрался бы уже через не могу. За 4 раунда у нас никто из игроков не вылетал из игры. Причем стоит какому-нибудь игроку 2 раза победить, как догнать его становилось очень трудно. Поэтому завершение игры в Тугриках для меня является чем-то размытым и непонятным. Если просто хочется приятно провести время и погреметь тугриками, то игра вполне для этого подходит. Если же хочется блеснуть умом, испытать риск, добиться победы изящным способом, то Тугрики, на мой взгляд, не совсем про это. Играть пока не надоест — не мой метод. Мне нужно четкое условие, по которому я могу одержать победу. Тугрики совершенно легко могут быть похожи на перетягивание каната. То эти побеждают, то те. То Саша забрал банк, то Маша, то опять Саша. Тугрики не улетучиваются из игры, они просто перебегают от одного игрока к другому. При равной игре конец игры у вас не наступит никогда. Может наступить утро, но вы так и не узнаете, кто же победил=) По этой причине мне кажется, что у doJoy получилось сделать неплохой игровой механизм, но его не довели до конца. Вроде и монетки есть, и карточки, и цели, а в итоге игра может растянуться до немного нудной бесконечности.

Мне кажется, что Тугрики будут интересны тем, кто может потратить весь вечер на одну игру. Это может быть час игрового времени, два, а то и даже три. И это может быть весело и интересно, так как все зависит от компании, которая соберется за столом. Кто готов играть в Уно часами, тот получит удовольствие и от Тугриков.

В принципе, Тугрики можно настроить по своим запросам. Можно раздать игрокам не все монеты, а лишь по 20 штук. Можно ограничиться 3-5 раундами. В таком случае игру можно пройти за один час. Также мне еще показалось, что чем больше игроков за столом, тем играть интереснее.

Оформление игры на среднем уровне. Другие игры doJoy, мне кажется, более яркие и интересные в плане оформления. Может быть нужно было как-то обыграть восточную тематику на картах, ведь симпатичный восточный джинн стал приятным украшением на коробке. Рубашки карт вовсе меня привели в уныние — они совершенно невзрачны.

Тугрики, наверное, больше подходят тем людям, которые играют в настольные игры на казуальном уровне. Для себя в этой игре я, к сожалению, ничего захватывающего не нашел, как ни старался.

В итоге

Очень классно про Тугрики сказал Евгений Опаричев (автор игры): «Если компании нравится UNO — они 100% получают удовольствие от игры в Тугрики, и часто люди предпочитают Тугрики не потому, что игра лучше (я сам большой фанат UNO), а потому что UNO уже приелось«.

Я полностью согласен с этим высказыванием. Если вам нравится Уно и вы хотите чего-то похожего, но немного другого, то Тугрики вам должны понравиться. Если вы считаете Уно скучной игрой — Тугрики вряд ли принесут в вашу жизнь радость и веселье.


Страница настольной игры Тугрики на сайта издательства doJoy

7 Responses to Делайте ваши ставки, нойоны — обзор настольной игры «Тугрики»

  1. _ГрАнд_ says:

    Это не Уно, это карточная «девятка» со свистелками.

  2. Catman says:

    УНО при всей своей простоте фановая игра, а станет ли эта таковой, большой вопрос!

    P. S. Интересно Ваше мнение о «Каркассоне». Уже опробовали?

  3. Аноним says:

    Не совсем понятна фраза про «Корову 006», там же у всех одинаковое количество карт, все одновременно играют по одной значит и закончатся у всех одновременно.

Добавить комментарий

