Моя любимая ферма — обзор настольной игры «Агрикола. Новое издание»

Лет 5-7 назад тема фермерства в настольных играх была очень популярной. В интернете (в том числе рунете) часто появлялось множество обзоров на игры, в которых нужно было вспахивать землю, выращивать на ней что-то, строить хлева для животных и заниматься их разведением.

Честно говоря, я хотел сначала во вступлении написать о том, что фермерская тема сейчас уже не столь популярна, как раньше, но когда глянул топы игр на эту тему, то понял, что я не прав — игры с такой тематикой выходят до сих пор, и они довольно успешны. Не знаю почему, но мне кажется, что в период с 2007 по 2013 год фермерских игр было слишком много. Они мне мозолили глаза, мешали нормально увлекаться настольными играми и пугали своей «евристостью» (шучу, конечно же). В 2012 году я попробовал топовую на тот момент евроигру — Агриколу. Знакомство было неудачным, и даже повторная попытка подружиться с игрой не принесла ничего хорошего.

Спустя 5 лет Агрикола снова подобралась ко мне на расстояние вытянутой руки. Передо мной «Новое издание», и о нем я сегодня хочу вам рассказать, так как мое мнение об Агриколе (внимание, спойлер!) поменялось 😉

Как накачать мышцы с помощью Агриколы?

В моей коллекции недавно появилось новое издание Агриколы, изданное крупнейшим российским издательством Hobby World. Наверное, многим из вас было бы интересно узнать, чем новое издание отличается от старого, которое выпустило HW много лет назад. К сожалению, сравнительного анализа у меня не получится сделать, потому что «старая» Агрикола, в которую я играл 4 года назад, была не моей, и в моей голове не осталось картинок, по которым я мог бы сделать какие-то выводы. Поэтому в этом обзоре я буду говорить только о «новом» издании, которое можно найти сейчас без проблем в продаже.

Что в старом, что в новом издании, первое, чем выделяется игра, это ее весом. Коробка очень тяжелая, потому что она битком набита картоном и деревянными компонентами. Поэтому вместо гирь по утрам можно поднимать коробку Агриколы=) А лучше сразу две 😉

Агрикола точно понравится тем людям, которые любят повыдавливать компоненты, пораскладывать их по пакетикам, понаклеивать на миплы наклеечки. Я вот как раз именно такой фетишист, которому давай компонентов побольше, поэтому я провел замечательные полчаса, пока изучал содержимое коробки.

Итак, что же я могу сказать по качеству исполнения. Все довольно хорошо сделано. Деревянные компоненты явно не российские, потому что в России таких не делают. Они сделаны на отлично, в руках держать приятно. Картон вроде тоже хороший, если руки не кривоваты, то панчится все хорошо. Карточки вроде не из тонкого картона, тасуются как в лучших игорных домах. Игровое поле составное, в пазики части поля легли идеально (только вставка для трех игроков с небольшим трудом влезла), картон не «горбатый».

Положа руку на сердце, скажу, что мне понравилось то, как сделана Агрикола (хотя версия знаменитой блоггерской копии не исключена (сарказм включен)). Все, находящееся в коробке, меня более чем устроило. Но все-таки без маленьких шероховатостей не обошлось. В моей копии не было 5 синих миплов. Это не самое страшное, что могло случиться с моей коробкой. У настоящего настольщика всегда должны под рукой миплы всех цветов и размеров, которые можно вытянуть из других игр. На крайний случай у меня всегда есть цветные камешки для этого дела. Тем не менее плакать и рыдать при отсутствии компонентов не стоит. Как только было обнаружено, что мои синие миплы остались где-то на складе в Москве, я тут же обратился в службу поддержки покупателей. Заполнил анкету, оставил обратный адрес, и вот теперь жду привета из Москвы. Советую всем, кто столкнулся с некомплектом, не искать правду на разных настольных форумах, а быстрее писать в службу поддержки HW. Там работают хорошие парни и девушки, которые быстро разберутся и помогут вам с проблемой 😉

Есть мужик, баба, изба, вилы да лопата. Что делать дальше?

Действия в Агриколе происходят в интересный период времени — центральная Европа около 1670-го года. Еще недавно бушевала чума, не позволявшая жить без боязни, но вроде наступили наконец-то спокойные времена, и селяне могут снова заняться своим любимым делом, забыв о других проблемах. Игроки выступают в роли таких вот бедных, но целеустремленных селян, у которых пока есть только 2 родича (пускай это будут муж и жена), небольшой участок земли с построенным домиком на 2 комнаты (по одной на каждого родича) и небольшой запас еды.

Задача игроков — построить классную ферму с огородом, хлевами, пастбищами и хоромами вместо захудалой избы.

В коробке с игрой вы найдете 2 книги правил. Одна книга рассказывает об основных моментах игры, а вторая останавливается подробно на разных игровых нюансах. Я не буду подробно рассказывать о том, как правильно строить свою ферму, потому что целью моего обзора не является дословный пересказ правил. Но об общих принципах игры я, безусловно, с удовольствием расскажу.

Агрикола — это игра с механикой расстановки рабочих (воркерплэйсмент/workerplacement). Более того, на мой взгляд это одна из лучших игр с такой механикой. Начинать знакомиться с этой механикой я бы советовал с игры Stone Age, которая сделана просто на 10 из 10, а потом можно смело переходить к Агриколе, которая заставит ваши мозги поработать чуть более усердно, чем в Каменном Веке.

Партия в Агриколу разбита на 14 раундов, в каждом из которых игроки выполняют действия, выставляя своих рабочих на ячейки действий, размещенных на игровом поле. Игровой процесс крайне прост — если у вас есть свободный мипл в доме, то вы его ставите на одну из свободных ячеек и выполняете ее действие. В самом начале игры у вас будет всего 2 мипла и небольшое количество ячеек с действиями. Но с каждым раундом ячеек будет становиться все больше и предлагаемые действия станут более разнообразными. Появление новых ячеек обусловлено выкладыванием новой карты действия. Всего таких карт в игре ровно 14 штук — по количеству раундов. Помимо этих карт игрокам доступны стартовые ячейки, которые приносят жетоны дерева, глины, позволяют вспахать поле, взять жетон зерна, получить жетон первого игрока, обучиться профессии и т.д. Ячейки на картах действий позволят вам больше изучить в фермерское дело. Они позволят вам выращивать животных, выпекать хлеб, производить посадку зерна и овощей, добывать камни, заводить детей, заниматься перепланировкой дома и т.д.

После того, как все доступные рабочие будут расставлены на игровом поле, игроки их забирают обратно и готовятся к новому раунду, открывая новую карту действия и заполняя ячейки, которые имеют свойство накопления, новыми ресурсами.

Некоторые раунды заканчиваются сбором урожая (они помечены на игровом поле специальным значком). Это очень важная фаза, к которой игрокам нужно игрокам заранее. В эту фазу игроки собирают урожай со своих полей, если на них что-то растет, кормят своих родичей (нужно потратить по 2 еды на каждого родича, но если еды не хватит, то игрок получает штрафные -3 очка) и получают новые фишки животных на своих пастбищах, если выполняются определенные условия.

По окончании 14-го раунда происходит последний сбор урожая, и игроки переходят к подсчету победных очков. Очки даются за самые разные показатели — за количество вспаханных полей, за пастбища, за зерна и овощи, за животных, за построенные хлева и перестроенные жилища, за приобретенные улучшения. Также помимо положительных очков можно получить и отрицательные. Штрафуют игроков за пустые клетки на фермах, на которых ничего не построено, и за жетоны попрошайничества, которые выдают за то, что вам не хватило еды для кормежки родичей. Далее все очки суммируются и выявляется победитель.

Агрикола. Несколько лет спустя

Мне очень хочется рассказать вам историю, почему с Агриколой у меня не все сразу получилось, и почему я все-таки вернулся к ней. Наверное, при первом знакомстве с игрой для получения впечатлений имеет большое значение то, как вам объяснили правила этой игры. В моем случае это было «давайте начнем, по ходу во всем разберетесь», и так нельзя было делать.

Агрикола — это такая игра, в которой можно все. Главное, чтобы ячейка была свободной и вы могли ее занять. В этой игре невозможно пропустить ход из-за того, что все ячейки были заняты. Нельзя взять дерева? Возьмите глину. Нет глины? Возьмите тростник. Нет тростника? Займитесь вспашкой поля. Эта свобода создает иллюзию того, что вы все делаете правильно. Вроде и копишь ресурсы, вспахиваешь землю, выращиваешь что-то.

Первой неприятностью, с которой я столкнулся во время игры, для меня стало то, что своих родичей нужно кормить. Я сразу нахватал штрафов за попрошайничество и до самого конца игры обижался на других игроков, которые уводили еду из-под носа. Ту первую партию я закончил с отрицательным итоговым результатом. Представляете? В конце игры у меня был минус, в то время как у других игроков с очками все было хорошо. Я был удивлен, когда узнал, что за отсутствие коров, свиней, пашни и т.д. ты получаешь штрафные очки. Это все ягодки от цветочков, когда вам перед партией не рассказывают о том, что и как надо делать. Листая накануне правила Агриколы, я обнаружил, что про набор очков написано буквально в самом начале правил, чтобы игроки знали, к чему стремиться.

Во второй партии я уже знал о том, что еды в этой игре много не бывает, поэтому сразу бросил все свои силы на получение жетонов еды. Что я вам могу сказать — с едой у меня действительно проблем не было. Но на обустройство фермы сил моих родичей явно не хватало, поэтому хоть я и кормил их хорошо, но построить классную ферму у меня не получилось. В итоге я набрал всего где-то 5 или 6 очков. Хоть не минус уже=)

Тема игры также не порадовала меня яркими красками. С детства не люблю копаться в огороде. Перспектива ближайшей посадки или уборки картофеля повергает меня в уныние. Поэтому романтики в теме фермерства я не нашел. В итоге игру я признал негодной и забыл о ней.

Это было все в 2012 году, когда я восхищался играми про космос, роботов, орков, эльфов, рыцарей и т.д. и т.п. Через пару лет ситуация несколько изменилась. Я открыл для себя Stone Age и хотел познакомиться с другими играми в похожем жанре. Как же я удивился, когда по запросу на БГГ мне выдало Агриколу, которая находилась на первом месте списка. И тут до меня дошло, что Агрикола и Stone Age — действительно игры из одной когорты. В Агриколе мы тоже, как и в Каменном Веке, ставим рабочих на ячейки с действиями и получаем за это плюшки, которые потом можно тратить на разные улучшения. Открытие этого факта взорвало мой мозг, ведь теперь я уже не мог относиться к Агриколе так, как относился к ней раньше. Далее я купил игру в Appstore и начал изучать ее самостоятельно. Мне никто не мешал советами, я учился на своих ошибках, подсматривал, как ведет себя искусственный интеллект, какие ячейки он чаще всего выбирает, и мотал полученные знания на ус. Приложение Агриколы научило меня правильно понимать игру, и мне очень хотелось поскорее попробовать сыграть с живыми игроками.

И тут мне очень помогло то, что издательство Hobby World решило снова вернуться к игре, которую они когда-то уже издавали, но ее тираж давно закончился. Выпуск нового издания Агриколы был отличной новостью, которая порадовала всех тех, кто давно хотел познакомиться с игрой, но не знал, как это сделать.

Новое издание имеет косметические улучшения, т.е. игру не переделывали на столько, чтобы она стала совершенно неузнаваемой. Игровое поле немного поменялось, деревянные фишки стали более красивыми (теперь ты визуально можешь легко отличить зерно от овоща). Коробка по-прежнему битком набита компонентами и тяжела, как кирпич. В игровом плане игра осталась прежней.

В своей первой партии в новое издание Агриколы я испытывал, не побоюсь этого слова, кайф от игрового процесса. Я же теперь тертый калач, и знаю, что нужно заранее продумать механизм получения еды. На протяжении всей игры у меня не было проблем с едой. ВООБЩЕ. Вы знаете, это так приятно ощущать, что ты наконец-то научился играть в игру, которая тебя раньше раздражала. Теперь, если мне кто-то скажет, что в Агриколе вся проблема заключается в еде, то я отвечу, что вы просто не умеете играть.

Вне всяких сомнений это тот самый воркерплейсмент, который я так люблю. Все действия игроков зависят от выбранных ячеек. В игре есть очень простая система взаимоотношений между игроком и игрой — все, что вы можете сделать, прописано на игровом поле. Я уже упоминал о том, что первое время кажется, что все действия одинаково полезны, но на самом деле исходить при выборе решений нужно от оптимальных возможностей. Каждый свой ход вы думаете над тем, что принесет бОльшую выгоду и что брать в том случае, если другой игрок займет ячейку, на которую вы положили глаз. 4 года назад я мог взять 6 жетонов глины и потом не знать, куда ее деть. Теперь же я в первую очередь думаю о том, что является самым актуальным и нужным на данный момент.

В ваш огород никто чужой влезть не сможет. Ваша ферма — это только ваша ферма, и пускай другие завидуют тому, что у вас все процветает. В Агриколе нельзя кому-то что-то разрушить. В этом плане игра миролюбивая, и направлена она на созидание. Но есть в этой игре одна интересная штука, которая заставляет поволноваться игроков, а порою даже затаить обиду. Дело в том, что на любой ячейке в Агриколе может стоять только один мипл. Если вкусное для вас место уже заняли, то вам придется ждать следующего раунда, когда миплы вернутся в свои дома и вы сможете занять эту ячейку. И то не факт, что у вас получится это сделать, если вы не владеете фишкой первого игрока. Ходить последним в этой игре невыгодно. Ходы не передаются друг другу. Фишку первого игрока можно перехватить, только заняв определенную ячейку. Очень часто так бывает, что имея на руках всего двух родичей, вы хотите занять 3 или 4 ячейки, каждая из которых прямо ну очень нужна, и вы не знаете, как разорваться между ними. Этот момент мне очень нравится, особенно если выбор сильно влияет на итоговую ситуацию.

Новичковый режим предполагает отказ от игры с картами улучшений и профессий. Я согласен, что для знакомства с игрой это вполне подходящий вариант. Использование карточек подразумевают то, что вы хотя бы немного знакомы с игрой. Но без них играть довольно скучно, если вы играете не первый раз. Карточки улучшений и профессий делают каждую игру непохожей на другую. Эти карты достаются игрокам в начале игры случайным образом, по 7 штук каждого вида. В ходе игры игроки могут обучаться профессиям и покупать улучшения, которые облегчают или улучшают некоторые возможности для игроков. Например, можно более эффективно рубить лес, получать дополнительную еду или обеспечить себе получение дополнительных победных очков в конце игры. Совершенно не обязательно стараться сыграть все профессии и улучшения, которые вам попадутся. Можно вообще их не играть, если они вам совершенно не подходят. Но иногда они приносят большую пользу, если сыграть улучшение или профессию в нужное время. В другой партии вам попадутся другие карточки, поэтому нельзя сыграть 2 одинаковые игры. Таким образом в игре реализовано разнообразие.

Агрикола — это не легкая игра. Под легкой я понимаю такую игру, в которой все, что бы ты ни сделал, все приносит пользу и победные очки. Например, в играх Штефана Фельда все именно так. А вот Уве Розенберг — автор иного плана. Абсолютно все построить в Агриколе очень трудно. Кризисность все-таки чувствуется. Например, вам нужны коровы, но они появляются только ближе к концу игры, и они, как это ни странно, нужны не только вам, но и другим игрокам, поэтому на коров будет большой спрос. Помните про ячейку, занятую другим игроком? То-то же, зевать в этой игре нельзя, потому что кто-то может перехватить что-то нужное вам. На мой взгляд  в этой игре нужно стараться уделять внимание всему понемногу, а это как раз мой любимый стиль игры.

Разница между разным количеством игроков довольно-таки небольшая. Заключается она только в разном количестве стартовых ячеек, которые могут занимать игроки уже в первом раунде. Во всем остальном игра остается такой же — и количество раундов, и карточек улучшений/профессий не изменяется. Честно признаюсь, на двоих не играл, но большой разницы между 3 и 4 игроками я не заметил. Мне больше нравится конкуренция, поэтому вариант на 4-х игроков мне нравится больше. Предполагаю, что на двоих игрок меньше переживает, что не может попасть на нужную ячейку, а вот когда играешь вчетвером, то ячейка, которая дает тебе фишку первого игрока, становится весьма ценной.

Как я уже упоминал, Агрикола  — игра небыстрая. Но умная. В качестве филлера ее никак нельзя использовать, потому что она ест порядка 1,5-2 часа свободного времени. Но при этом лично у меня после одной партии появляется желание сыграть еще раз. Что ж, это тоже можно занести в плюс игре.

Мне очень нравится в Агриколе планировать и надеяться, что мои планы осуществляться. В голове ты выстраиваешь цепочку действий, с помощью которых ты вспахиваешь, высаживаешь, размножаешься и что-то строишь. И обязательно в какой-то момент твои планы рушатся (всегда помните о кризисности игры!) и тебе нужно срочно менять свои планы. Да, тебе уже не хватает дерева, ты не можешь построить забор, ячейки с едой заняты. Что же делать, что же делать… Я обожаю это.

Просто поразительно, как у меня перевернулось мнение об игре. Раньше я не понимал, как можно в это играть, теперь не понимаю, как в это можно не играть=)

Шероховатости

Давайте поговорим немного о минусах и о разных специфических игровых моментах. Я не спешу утверждать, что Агрикола — это шедевр настольного игростроя. В этой игре тоже есть за что споткнуться.

Начну с сетапа и подготовки к каждому игровом раунду. Это все занимает довольно много времени, и человеку, который готовит игру, нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться. Прекрасно помню, как в первой партии, которая была сыграна давным-давно, владелец коробки сказал — «Этой игре нужно быть электронной, чтобы компьютер сам за тебя все расставлял«. И это еще хорошо, что многие компоненты распределены по пакетикам. Без них было бы вообще худо. Лично меня немного напрягает после каждого раунда брать пакетики с деревяшками в руки и по очереди раскладывать ресурсы на ячейках с эффектом накопления. Но от этого никуда не деться — такова специфика самой игры.

Разнообразие и неповторимость в игре достигается с помощью карточек улучшений и профессий. Без них игра становится суховатой. Но карточки, как это известно, всегда ведут к беспощадному рандому. Да, действительно, одному игроку может придти удачная карточка, а у другого игрока не будет ничего интересного на руках. Такое может легко произойти, и вылечиться это может только драфтом, который описан в правилах разделе других вариантов игры.

Игра довольно жестока по отношению к новичкам. Скорее всего, что в первой партии вы потерпите крупное поражение. Чтобы понять, как игра работает, нужно сыграть хотя бы пару раз. Поэтому опытные «агрикольщики» с легкостью разделаются с новичками. Этот факт может быть с обидой воспринят некоторыми игроками, которые не любят проигрывать, потому что не поняли сразу, что и как надо делать. Примерно так было и у меня, когда я злился на игру и своих соперников, потому что я не мог прокормить своих родичей. С каждой новой партией у вас будет накапливаться опыт, который вам будет подсказывать, как правильно развивать свою ферму. Нужно просто в самом начале всегда продумывать механизм по накоплению еды. Это можно сделать с помощью вспашки поля, посева, котелков и домашних очагов. Поверьте, вариантов прокорма хватит даже если играть максимальным составом.

Для кого-то может показаться плохой характеристикой отсутствие конфликтности. Конечно, вы можете занять ячейку, которая позарез кому-то нужна, но повлиять на развитие чужой фермы вы не можете. Никакой дани, божественного вмешательства или апокалипсиса в игре не предусмотрено. Если вы завели свинок, то никто их у вас не угонит, если только вы сами их на мясо не пустите. Поэтому в каком-то роде Агрикола — это действительно копание в собственном огороде (планшете).

Правила в игре довольно понятные, я не могу назвать игру сложной для понимания, но все-таки нюансов в ней предостаточно. В коробке с игрой вы найдете 2 книги правил, каждую из которых нужно внимательно прочитать и желательно не один раз. Когда я играл в новое издание, то первые 3 партии довольно часто обращался к правилам, чтобы разрешить какой-либо вопрос. И как я ни старался, ошибки все равно просачивались к нам в партии. А кто сказал, что строить свою ферму легко?

Оформление в игре я бы назвал средненьким. Игра не стремиться поразить вас иллюстрациями и палитрой красок. Я бы даже сказал, что Агрикола больше про текст, чем про картинки. Художник постарался сделать интересные арты к тайлам комнат, но люди у него получились довольно смешные. Поэтому если кто-то ждет от игры головокружительных красот, тот их не получит. С другой стороны, зелененький цвет приятный, расслабляющий, и ничего приторного в Агриколе я не нахожу. Все деревянные компоненты мне очень нравятся, особенно фигурки животных. Но в основном на картах и игровом поле вы будете читать текст, нежели рассматривать иллюстрации.

Как вы помните, раньше я хейтил игру за тему. Огород для меня каторга, поэтому какая тут может быть в теме романтика?=) Тем не менее сейчас я уже стал более спокоен к теме огородничества, потому что игр с такой тематикой выпускается уже все-таки меньше, чем раньше, и глаза они мне не мозолят. Положа руку на сердце, скажу, что Агрикола, наверное, лучшая игра с этой тематикой, в которую я играл. Для меня важнее то, что это хорошая игра с отличной механикой, чем то, что это игра про огород. Если кому-то важнее тема, то ему Агрикола может не зайти.

Еще я могу отметить такой момент — если в середине игры вы понимаете, что упустили что-то в начале и не смогли развиться правильно, а у одного из ваших соперников все складывается более чем удачно, то догнать лидера у вас вряд ли получится. По крайней мере у меня не получается. Поэтому иногда так бывает, что к 9-ому или 10-ому раунду пропадает интерес к игре, потому что вы понимаете, что первое место вам не светит.

Итог

Скажу вам честно, я рад, что Агрикола появилась в моей коллекции. Все-таки не зря я после многочисленных партий с AI в электронном приложении хотел попробовать сыграть в Агриколу. Новое издание с живыми игроками. От «живой» настольной игры, которую можно потрогать руками, я получил большое удовольствие. Мне понравились новые деревянные компоненты, игровое с поле с «надкусанными» краями мне тоже показалось интересным.

Агрикола — это тот самый воркерплейсмент, который я обожаю. Возможно, игра все-таки не самая новичковая, но через несколько партий у игроков вряд ли будут возникать трудности с игрой. В ней все логично и понятно — бери всего побольше и трать набранное как можно эффективнее. Агрикола заставлять задуматься, заставлять искать самые оптимальные пути развития, чем меня приводит в восторг.

Хорошая, умная, семейная евро-игра про коровок, свинок, урожай и родичей. Однозначно рекомендую к знакомству!


Страница настольной игры Агрикола. Новое издание на сайте издательства Hobby World

Реклама

19 Responses to Моя любимая ферма — обзор настольной игры «Агрикола. Новое издание»

  1. darkdar says:

    Сколько тебе в итоге лет понадобилось, что «понять и принять»?)

    У меня тоже первоначальное впечатление до самой партии было «игра про ферму?? Какая скучная тема!»

    • scafandr says:

      Не поверишь, когда писал обзор, вспоминал про тебя!=) И ты первый коммент оставил, хехе. Помню, что в твоей компании это хит, а я никак не мог понять, как вы в «это» можете играть=)
      Мне понадобилось где-то лет 5-6, чтобы понять, что Агрикола крутая. Мне стыдно, но я рад, что наконец-то достиг просветления=))))

      • darkdar says:

        Я тоже не сразу решил ее купить, сначала долго читал обзоры и удивлялся тому, что такая скучная тематически игра может вызывать такие восторги. Но когда попробовал…
        Поздравляю с просветлением, кстати 🙂

  2. Иван says:

    1) новичкам можно на старте давать больше жетонов еды;
    2) органайзер рулит (я «запилил» из пенокартона). Варианты — на БГГ.

  3. zinzy5 says:

    В свое время в клубе отпугнули от Агриколы, сказав что она дико сложная и кризисная. Теперь с большим удовольствием сыграл бы в Каверну. Тема в ней нравиться больше, да и вообще…

    • Catman says:

      Но она таки сложная! Может быть для гиков — нет, а вот несведущим за неё сесть и получить удовольствие от партейки не получится точно!

      • scafandr says:

        Она сложнее Stone Age, конечно. Поэтому я бы сначала начал с Каменного Века, а потом уже подбирался бы к Агриколе.

    • scafandr says:

      В Каверну не играл, но верю, что в этой игре кризисности нету, только получай очки. Я слишком простых игр не люблю=)

      • zinzy5 says:

        А кто сказал, что Каверна очень простая? Многие после партии в Каверну говорят, что за Агриколу больше не сядут. И дело скорее всего не в простоте.

        • scafandr says:

          Мне говорили, что она не такая кризисная, как Агрикола. В Каверне нет проблем с едой, там просто получают за все ПО. И если Агрикола -игра про кризис, то Каверна — игра про ПО.
          Не мои слова

  4. Саша, спасибо за интересный обзор, особенно за фотки, они как всегда шиканы!
    Помню давно присматривался к игре, но как-то все не складывалось попробовать.

    • scafandr says:

      Ты не пробовал? Как так! Думаю, тебе должна понравится игра. В ней есть над чем подумать. Основная фишка — поиск оптимальных путей развития.

  5. Dima Pazyuk says:

    «откусанный край» это геймдизайнерское решение. оно отлично напоминает о фазе кормления и сборе урожая

  6. Сергей says:

    Извиняюсь что немного не в тему, все таки тут про впечатления от игры и всё такое, но мучает вопрос по игре. Подскажите по использованию некоторых карт профессий.
    На карте «Конюх» чётко указано «… можете строить РОВНО 1 хлев за 1 древесину». Аналогично на карте «Лютнист».
    На карте же «Пахарь» просто указано «… можете потратить 1 еду, чтобы вспахать 1 поле.» Схожая ситуация на картах «Скотовод», «Гарпунёр», «Торговец животными», «Кровельщик», «Грибник», «Изготовитель бумаги», «Овцеброд» — предлагается потратить или обменять 1 ресурс на что-то другое.
    Вопрос, можно ли тратить/менять не 1 а несколько ресурсов, т.е. например:
    — потратить 2 еды и вспахать 2 поля («Пахарь»);
    — обменять 2 овцы на 2 камня, или 1 овцу на свинью, а другую на камень («Овцеброд»);
    — потратить 2 древесины, чтобы получить по 2 еды с профессии («Изготовитель бумаги»)
    и т.п.
    Заранее спасибо за ответы.

    • scafandr says:

      Вы можете задавать любые вопросы, я постараюсь ответить на все=)
      Больше тратить нельзя, чем написано на карте. Если написано 1 еда, значит не более одной еды нужно заплатить.

  7. hammerites says:

    Так и не поиграли в Каверну? Все не знаю что выбрать — обе игры хороши, кризисность мне симпатична, но и тематика гномов с ее вариативностью тоже.

    • scafandr says:

      К сожалению, пока не сыграл. Гномы вроде как легче и более фановые, чем Агрикола. Агрикола все-таки более кризисная и напряжная.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: