Вспоминаем азы математики — обзор настольной игры «Герои темных земель»
11.03.2017 2 комментария
Об игре под названием Conquest of the Fallen Lands я знал достаточно давно, т.к. игра вышла аж в 2005 году и иногда о ней писали в русскоязычных блогах. Для меня эта игра выделялась тем, что ее разработал русский эмигрант (Андрей Бураго), уехавший жить в Штаты. Этот факт удивлял многих обзорщиков, потому что игру выпустили только в США, а Россия при этом осталась в стороне, хотя настолка хорошая и на нее стоит обратить внимание. Никто не знал, почему долгое время ни одно из российских издательств игра Conquest of the Fallen Lands не интересовала.
И вот спустя 11 лет издательство Нескучные Игры решило исправить данное недоразумение и порадовать локализацией игры русскоязычных настольщиков. Экземпляр Конквеста попал и в мои руки. На русском языке игра называется Герои темных земель. Я успел сыграть в Героев несколько партий, составил свое мнение об игре и спешу скорее поделиться им с вами.
Похоже, что внутри лежит кирпич
Когда я забирал с почты посылку с игрой, то не мог не думать о том, что мне прислали вместо игры кирпич, ибо посылка была тяжеленькой. Нет, конечно, для настоящего мужчины такой вес — плевое дело. Просто относительно большинства других игр Герои темных земель (далее просто Герои) выделяются своим весом (как и Агрикола, например).
Мне было очень интересно узнать, что же делает коробку такой тяжелой. По габариту, кстати, коробочка немаленькая, поэтому у меня не было подозрений в том, что я несу домой филлер.
Содержимое коробки вызвало у меня двойственные чувства. Что-то меня очень удивило, и я сказал «ах». А что-то не очень, и я сказал «ух».
Органайзера в его обычном картонном понимании в коробке нету. Но зато есть органайзер для жетонов монет и… тадам! — токенов в виде камешков! Стоит еще сказать о том, что органайзер пластмассовый. Такие часто советуют покупать в строительных магазинах тем, кто купил игру с кучей мелких компонентов, а хранить их не в чем. В пластмассовой коробочке меня смутило то, что отсеки в ней неодинаковые — 3 поменьше и 3 побольше. Из тех, что поменьше, чуть труднее выковыривать камешки. Все жетоны монет, кстати, легко помещаются в один отсек, что приятно радует.
Помимо органайзера в коробке с игрой лежат картонные листы с тайлами поля и жетонами монет, а также колода карт. К картону претензий нету. Не то чтобы он идеальный, но сойдет. Те, кому мешают жить заусенцы, возможно почувствуют дискомфорт. Но лично меня очень удивили белые задние стороны жетонов соратников и тайлов полей. На них нет вообще никакого рисунка, и это немного непонятно, потому что так обычно никто не делает. На сколько я знаю, ответ издателя на этот момент такой — именно такой макет прислал автор игры. Собственно, поэтому и «слепили из того, что было». И вроде с одной стороны ничего критического я в компонентах я не вижу, с другой — чувствуется, что игра не доведена до блеска. Например, есть среди камешков хорошие камни, а есть какой-то непонятный мелкий-премелкий мусор (миллиметра 3 диаметром). И это с одной стороны плохо (могли же на стадии сортировки выбирать камни покрупнее). С другой стороны — в игре вы не все камешки будете использовать, поэтому если мелочь останется лишней, то ничего страшного в этом нет.
Российское издание Героев больше похоже на бюджетное, но этому есть объяснение — издательство старалось сделать игру как можно более дешевой и при этом приемлемо красивой. Мне кажется, что у Нескучных Игр это получилось сделать. Цветные камешки — очень интересное и нестандартное решение, и мне оно нравится. Смущают белые рубашки, но на геймплей это никак не влияет. Поэтому давайте лучше перейдем к описанию игрового процесса.
Операция захвата территорий
Итак, в этой игре нам предстоит захватывать тайлы земель, за которые даются монетки, ведущие игроков к победе. Захват территорий происходит с помощью розыгрыша карт с руки. Если силы вашего разыгранного отряда хватает для захвата, то тайл становится вашим и вы получаете столько монет, сколько было защиты у тайла. В конце игры монеты превращаются в ПО.
Теперь обо всем этом чуть подробнее.
В Героях есть большое игровое поле, которое собирается случайным образом из больших картонных гексовых тайлов. Игра имеет фэнтезийную тематику, поэтому тайлы представляют собой некие участки земли, занятые разбойниками, орками, гоблинами или драконами. Глава королевства просит доблестных героев помочь очистить темные земли от всякой непрошеной нечисти и отвоевать сокровища, захваченные ими. Как вы догадались, игроки и есть те самые герои, которые вызвались помочь королю.
У каждого героя перед началом игры есть 25 монет, которые лучше всего копить, но если очень нужно, то их можно тратить на покупку соратников, помогающих нанимать войска (это важно очень делать на первых ходах). Также игрокам достается по 8 случайных карт, в которых могут быть войска, укрепления или магия, и по два соратника на свой выбор.
Ход игрока разбит на 4 этапа:
- Приобретение соратника. Соратников в игре 3 вида — маг, мастеровой и воин. Любой соратник стоит 5 монет. Соратники нужны для оплаты розыгрыша карт с руки. Грубо говоря, это еще один игровой ресурс, помимо монет. В самом начале игры каждый игрок выбирает себе двух соратников, которые ему помогут начать выкладывать карточки с руки с первого хода. Остальных соратников придется покупать за монеты. Каждый ход игрок принимает решение — либо купить нового соратника и лишиться 5 монет (помним, что монетки в конце игры превращаются в победные очки), либо не тратить деньги, если вы считаете, что вам достаточно тех соратников, которые у вас уже есть.
- Использование карт с руки. Вы можете использовать сколько угодно карт, пока у вас хватает соратников для оплаты (соратники при оплате переворачиваются лицом вниз).
Сыграв карту войска, можно захватить регион, который никому не принадлежит. На карте войска есть 2 параметра — атака и поддержка. Атака нужна для захвата тайла. Поддержка нужна для упрощения захвата рядом лежащих тайлов. У тайла есть уровень. Атака вашего разыгрываемого войска вместе с поддержкой ваших отрядов на рядом лежащих землях (поддержка суммируется с атакой) должна быть равной или больше уровня тайла. Когда происходит захват земли, игрок кладет карту войска на тайл, сверху карты размещает камешек своего цвета и получает монетки в количестве, равном уровню тайла.
Помимо войска на уже завоеванный вами ранее тайл можно сыграть укрепление, которое усилит поддержку для захвата близлежащих тайлов.
Карты магии имеют некий уникальный эффект, который помогает игрокам совершать дополнительные действия. - Получение и обмен карт. В эту фазу игрок берет в руку одну новую карту с колоды (колода общая, одна на всех) и дополнительно по одной карте за каждого неиспользованного в этот ход своего соратника-мага. После этого дополнительно можно обменять карты с руки на карты с колоды в соотношении 2 к 1.
- Возвращение соратников в исходное положение.
Игра заканчивается, когда либо игроки завоевали абсолютно все тайлы, либо когда никто из игроков за целый круг не завоевал ни одного региона. Когда происходит одно из этих событий, игроки подсчитывают свои монетки. У кого их больше, тот и объявляется победителем.
Впечатления
Во время первой партии у меня было стойкое ощущение, что я играл в эту игру раньше. Честно говоря, не знаю, с чего у меня появилось это ощущение. С изучением правил Героев у меня не было совершенно никаких проблем. Даже подумалось, что механика игры до того элементарная, что она должна была появиться давным-давно и к 2017 году иметь кучу разных вариаций.
Основа игры, как это ни странно, — математика. Всю игру вы будете смотреть тайлы и думать — хватает ли у вас атаки и поддержки, чтобы завоевать конкретный тайл. Вы будете постоянно в голове суммировать цифры. В игре нет никаких условий по выбору тайлов для захвата. Захватывайте все, что можете, независимо от расположения земель. Есть в руке нужное войско? Хватает соратников для оплаты найма войска? Захватывайте тайл и не раздумывайте! Но помните, что чем выше уровень тайла, тем больше денег вы с него получите.
Безусловно, сначала игроки разбирают тайлы с единичками, двойками и тройками. Такие земли захватить проще всего и с них нужно начинать экспансию. Потом вам придется думать, как захватить более «жирные» земли, и вот тут-то вам понадобится поддержка, которую дают войска на уже завоеванных землях.
Войска, кстати, очень интересно продуманы. Дешевые карточки, как правило, имеют 1 атаку и 1, максимум 2, балла поддержки. Более дорогие войска не позволят вам иметь и большую атаку и колоссальную поддержку. Например, дорогой отряд может иметь 4 атаки (это максимум), но всего 1 поддержку. Либо же наоборот — 1 атаку и 4 поддержки. Можно легко завоевать несколько земель войсками с большой атакой, но потом иметь трудности с захватом земель с уровнем 10-12, так как у вас не будет хватать поддержки.
Плюс еще нужно учитывать, что другие игроки спать не будут — они тоже будут завоевывать земли. Причем они могут это делать прямо перед вашим носом, забирая себе то, на что вы положили глаз. Конкуренция в игре довольно высокая, и в выигрыше будет тот, кто сможет ближе всех подобраться к самым сильным и дорогим тайлам, имея достаточно поддержки.
Другие игроки практически никак не смогут вам помешать своими действиями. Каждый игрок что-то себе захватывает и получает с этого барыш. В Героях нельзя отвоевать чужой тайл — вам доступны только нейтральные тайлы. Но все-таки некоторые карты магии позволяют делать небольшие пакости соперникам — лишить их соратников, воспользоваться чужими войсками для захвата тайла или затопить тайл, к которому близко подобрался один из соперников, лишив его тем самым удовольствия от завоевания столь вкусного тайла. Взаимодействие между игроками есть, но оно минимальное.
Карты в руку приходят случайным образом, и это для одних игроков может быть хорошо, а для других плохо. Удачно набранная рука позволит более эффективно завоевывать тайлы. Если вам в руку приходит совсем не то, что нужно, то у вас велики шансы проиграть. Но я бы не сказал, что приход карт в руку слишком критичен. Все-таки играть предстоит более десятка кругов, за которые вы будете пополнять руку новыми картами. В том числе нельзя забывать о возможности обмена карт. Мне кажется, что проблема с рандомом карт в игре решена просто отлично. Во-первых, есть маги, которые при неиспользовании дают возможность набора карт, во-вторых, есть обмен карт в соотношении 2 к 1. Например, если вам в руку пришли совершенно ненужные вам карты магии или дешевые юниты, то вам лучше их поскорее обменять. Вполне может быть, что после обмена вы получите то, что вам принесет бОльшую пользу. Бывает, что вам нужна какая-то одна особенная карта — вот с этим гораздо сложнее. Например, нужен юнит с силой 4, а он никак не выпадает. Или срочно нужно мощное укрепление… В общем, учитывайте, что роль «просчитываемости» в игре не такая большая, а вот случайности хватает.
Если войска и укрепления понятны и нареканий не вызывают, то карты магии мне показались неоднозначными. Самые мои любимые магические эффекты — это когда они дают +1/2/3 к силе вашему юниту. Это очень простые и очень полезные эффекты. Другие карты магии не всегда полезны и столь необходимы. Бывает, ту или иную карту приходится держать до самого конца игры, чтобы применить ее с максимальной пользой. Но в целом мне нравится то, что приносят карты магии в игру. С ними играть становится более азартно.
Также мне очень понравилась идея с соратниками. Обычно за наем юнитов нужно платить игровыми деньгами, а в Героях за это отвечают соратники. Много их иметь нету смысла (ибо они слишком дорого обходятся), но и мало иметь нельзя, иначе сильно ограничиваешь себя по возможностям. Оптимально иметь каждого типа соратника по 4 штуки. В таком случае вы точно купите абсолютно любую игровую карту. Но можно рискнуть и взять меньше соратников, сэкономив деньги. Для себя я точно выяснил что больше 4 соратников одного типа иметь бессмысленно. По сути соратники отвечают за масштабность ваших действий за один ход — или вы играете только одну карту с руки, с трудом ее оплатив, или несколько и делаете много полезных действий.
Мне кажется, что Героев можно смело рекомендовать любому настольщику, независимо от его игрового опыта. Я понял правила после первой же прочитки, и у меня не возникло никаких вопросов по игре. И только когда я прочитал чужой обзор игры, то засомневался, правильно ли я играю. Как оказалось, что играю я правильно, просто это автор обзора себе что-то понапридумывал и устроил кипиш на ровном месте. Возможно Герои находятся где-то на уровне Каркассона. Имхо, конечно. Безусловно, это разные по механикам игры, но по простоте и интересности они примерно одинаковые.
Было ли мне интересно играть? Да, однозначно да. Сначала вы окидываете взглядом всю карту, ищете «вкусные» места, потом начинаете завоевывать тайлы. То же самое делают и другие игроки, в результате чего ваши планы постоянно меняются, так как меняется ситуация на поле. Это интересно, это хорошо. Мне нравится думать над тем, что выбрать — завоевать сейчас тайл с маленьким уровнем, потратив сильную карту, или сохранить ее на будущее для завоевания более сильных тайлов и ничего больше не делать. Стоит ли держать укрепление в руке, которое пока не нужно, или сбросить его с другой картой и набрать что-то более полезное? В игре много риска и мне это нравится. Пока ты ждешь нужных карт, кто-то другой может завоевать тайл, который ты сам хотел завоевать — это обычная игровая ситуация, с которой вы не раз встретитесь.
После сыгранных 4-х партий я не могу сказать, что игра мне стала раскрываться с каких-то других сторон. Безусловно, я стал больше понимать, как эффективнее использовать карты на руке, но огромной глубины в игре я не увидел. Немножко Герои похожи на игру-гонку, в которой нельзя зевать и запутываться в трех соснах, чтобы успеть добежать до финиша первым. С оглашением старта игры участники срываются с места и бегут скорее занимать самые вкусные места, а потом плодятся по карте, как кролики. Занял не очень перспективные места? Потом не сможешь грамотно развиться, а значит не получишь нужных победных очков. У меня именно такое сложилось представление об этой игре.
Геймплей. Очень ровный, без каких-либо шероховатостей, недоделаностей и скомканностей. Может быть в игре немного больше математичности, чем этого хотелось бы, но без нее никак, ибо на суммировании чисел основана игра. Кто любит евро-просчет, тот может быть доволен логикой завоеваний. Кто любит амери-случайность прихода карт в руку, тот тоже найдет что-то свое в игре. По сложности это легкая игра, но в ней нужно хорошенько думать, чтобы постоянно выбирать самый оптимальный путь завоевания земель.
Тема. В этой игре могла быть совершенно любая тема. Подозреваю, что в самом начале разработки игры была придумана просто механика с цифрами. Берем тайлы с цифрами, и заставляем игроков их завоевывать с помощью карточек с двумя параметрами. На такую игру можно было бы легко натянуть космос, ферму, колонизацию, строительство — что угодно. Но автор остановился на довольно попсовой теме средневекового фэнтези, и я хочу сказать, что до сих пор эта тема остается одной из самых популярных. Но сказать, что тема в игре является ярко выраженной, я не могу. Это все же абстракт с натянутой на него оболочкой. Играя в Героев я скорее играю в цифры, нежели сражаюсь против драконов.
Количество игроков. В Героев можно играть вдвоем, втроем, вчетвером и впятером. Впятером — это оптимальный вариант игры, при котором используются все доступные тайлы. На большом игровом поле можно играть и вчетвером. Но для короткой игры вчетвером можно использовать облегченный вариант без 10 случайно выбранных тайлов. Для игры вдвоем и втроем используется специальное поле, в котором отсутствуют некоторые тайлы, отмеченные в правилах. Мною были испробованы варианты на 4-5 игроков, так как я люблю брать от настольной игры максимум возможностей. Если играть на большом поле меньшим составом, то игра будет слишком долгой, и игроки могут заскучать. Поэтому решение сделать маленькое поле для 2-3 игроков — это правильное решение. Мне кажется, что чем больше игроков за столом, тем будет интереснее играть в Героев. Когда играешь вдвоем, то мешать развиваться вам может только один игрок. А вот когда вас пятеро, то вам мешают плодиться по карте целых 4 игрока. Мне нравится чувствовать конкуренцию, когда кто-то вечно влазить в твои планы и делает в них корректировки. В интернете я нашел мнения, что вдвоем в Героев играть тоже очень интересно. К сожалению, я пока не успел попробовать этот вариант.
Реиграбельность. Каждая новая игра будет непохожа на предыдущую, потому что каждый раз у вас будет составляться разное игровое поле. В одной игре рядом с единичками могут оказаться двойки и тройки, а в другой там будут десятки, одиннадцатки и двеннадцатки. Это все сильно влияет на тактику игроков. Также на реиграбельность влияет случайный приход карт в руку. И на этом, пожалуй, реиграбельность заканчивается. Никаких новых дополнительных карт и тайлов в игре нету, как и альтернативных режимов игры в том числе. Мне кажется, что некоторые игроки могут быстро наиграться в Героев, поэтому я рекомендую не переигрывать в них, растягивая удовольствие.
Компоненты, арты. Об этом я уже писал в начале обзора. Повторюсь, что немного выбиваются из колеи малюпасенькие камешки (их немного, но они есть) и белые рубашки тайлов и соратников. Если вдруг будет новый тираж игры, то я бы порекомендовал издателю отбирать мелкие камни и не вкладывать их в коробку, а также изобразить что-нибудь на рубашках. Пусть это будет хотя бы просто или черный фон, или крестик, или название игры.
А вот с артом более интересная ситуация получилась. Российская версия вышла в обновленном варианте. Но новый вариант в данном случае не значит, что он лучше. В рунете есть критические отзывы о том, что зря поменяли арт, ведь старый был лучше. Если честно, я не знаю, почему поменялся внешний вид игры. Возможно, этому способствовали какие-то проблемы с художником. Новый арт больше похож на коллаж из рисунков и компьютерной графики. В старом арте рисунки на карточках более интересно нарисованы. И токены в старом издании, безусловно, лучше (по крайней мере, они хотя бы одного размера). Но однозначно сказать я не могу, что старая версия намного лучше нарисована.
Эргономичность. Игра занимает довольно много места. Пока я пишу эти строки, думаю, как мне все отснять, чтобы вам было видно все игровое поле. Скорее всего, придется лезть на стул=)
Сложность. Как по мне, то Герои — это лайтовая игра. Это скорее даже филлер (хотя по габаритам коробки и количеству компонентов этого не скажешь). Но игра неглупая, т.к. она заставляет игроков пошевелить извилинами. Если играть не думая, то у вас вряд ли получится выиграть. Все ходы нужно просчитывать заранее, чтобы каждый ход вы могли что-то завоевать, а не просто набрать новые карты и спасовать. Игру можно легко посоветовать новичкам в мире настольных игр. Но опытным игрокам тоже может быть интересно сыграть в Героев.
Итог
На самом деле это замечательно, что Герои темных земель теперь можно легко купить в настольных магазинах, за что спасибо Нескучным Играм. Эту игру можно запросто поставить на одну полку с Каркассоном или Колонизаторами. Она простая, правила в ней легкие, но геймплей умный и интересный. Да и по времени партия занимает столько, сколько нужно для того, чтобы не успеть заскучать.
Минусы можно найти в компонентах, но они с лихвой окупаются ценой (в игре идеальное соотношение цены и качества).
Если вам нужно что-то легкое, ненапряжное и для всей семьи, то обратите внимание на игру Герои темных земель.
Игра предоставлена издательством Нескучные Игры и группой Ход Котом
Одна из моих любимых игр! В ней довольно жесткое, хоть и не прямое взаимодействие и борьба за отрезание себе куска потолще, а также своевременное его поедание (а то конкуренты почти всегда могут пробиться даже на отрезанную территорию).
Дааа, за вкусные места всегда идет нешуточная борьба.