Интервью с Евгением Опаричевым (издательство doJoy)

В прошлом году стало активно себя проявлять новое молодое издательство doJoy. Специализируется оно на играх детского и семейного формата, которые идеально подходят для полок магазинов типа Детского Мира. На несколько игр, выпущенных doJoy, я уже написал обзоры (Шипучка, ЦУ-Е-ФА, Тугрики), после чего мне очень захотелось задать несколько вопросов главе издательства — Евгению Опаричеву, который согласился ответить на мои каверзные вопросы.

Евгений с сыном

  1. Евгений, скажите, пожалуйста, почему вы решили заняться придумыванием и выпуском настольных игр?

    В детстве я очень любил настольные и карточные игры. «Менеджер», «Белая ворона»,  «Верю — не верю», «Баскетбол», «Змеи и лестницы», «Бура», «Мо-но-пол» — очень любил эти игры. Была еще одна довольно сложная, по крайней мере для того возраста, военная стратегия с огромным игровым полем (хотя, возможно, тогда просто так казалось?) )  и пластиковыми фигурками солдат, названия которой восстановить ни в памяти, ни в Интернете не удалось. Если правила игр были слишком сложными для нас с братьями, то мы просто придумывали свои собственные или дорабатывали и дополняли те, в которых могли разобраться.

    У меня не так давно родился второй сын, а старшему исполнилось шесть. Да и возраст у меня такой, что у всех друзей с которыми я рос подрастает или уже выросло новое «игровое» поколение. Поэтому вот уже как несколько лет настольные игры активно стали возвращаться в мой досуг.

    Меня расстраивает факт, что компьютерные и мобильные игры настолько «выдавливают» из жизни детей игры настольные, уличные, компанейские. При этом отлично понимаю и детей (есть огромное количество крутых «засасывающих» мобильных игр) и родителей, для которых порой слишком велик соблазн «отдать» ребенка на пару часов планшету. Мне захотелось сделать свой вклад в популяризацию настольных игр.

  2. На ваших коробках нет имени автора. Почему? Кто является авторов ваших игр — только вы или еще кто-то?

    Вышедшие на настоящий момент 5 настольных игр от издательства doJoy были подготовлены мной. Мне хотелось продвигать не свою фамилию, а издательство и настольные игры в целом.

    За прошедшие полтора года ко мне обратилось большое количество людей, которые хотят выпустить свою настольную игру. С некоторыми из них я договорился о совместной работе.

  3. Я не могу назвать ваши игры уникальными. Они все являются сборным продуктом, состоящим из других известных игр. Т.е. вы берете какие-то другие игры и лепите из них что-то новое. Можно ли надеяться, что в будущем у вас появятся абсолютно уникальные игры за вашим авторством?

    В этом году, если все пройдет по плану, под брендом doJoy выйдут две новые игры, автором одной из них являюсь я. Что-то абсолютно уникальное создается редко и почти любую новинку каждого издательства можно с чем-нибудь сравнить. Но игровой процесс в моей новой игре действительно будет иметь несколько ключевых оригинальных аспектов.

  4. Кстати, по этому же поводу плагиатов вы, наверное, видели на Тесере гневные комментарии, что в вашей игре ЦУ-Е-ФА полностью заимствована механика из игры приложения ICQ. Скажите, ругал ли кто-нибудь ваши игры за это в другом месте? Как воспринимают ЦУ-Е-ФА обычные покупатели?

    Мы проводили игротеки, участвовали в фестивалях и устраивали демонстрации игр на игровых и торговых точках. Негативных отзывов не было, хотя, конечно, высказать свои мысли в жизни порой бывает не так же просто, как оставить комментарий в сети.

    Большинство игроков и потенциальных покупателей, которые знакомятся с правилами игры «ЦУ-Е-ФА», с большим энтузиазмом воспринимают возможность сыграть в «живой» аналог той игры из ICQ. Я и сам в студенческие годы убил немало часов играя в нее с друзьями и коллегами по работе и рад иметь возможность сыграть в такую игру со своим сыном.

    Та игра с ниндзями из мессенджера ICQ имеет большое число электронных аналогов: в каждой социальной сети в свое время были (да и наверняка сейчас есть) подобные игры, под мобильные платформы их также выпущено несколько штук. В самом же мессенджере этой игры нет уже лет 10-11. Те пользователи ICQ, которые с удовольствием играли в нее — с большим удовольствием играют и в нашу игру ЦУ-Е-ФА.

    Что касается покупателей, которые не играли в электронные аналоги игры, то абсолютному большинству игра нравится. Отдельной категорией проходят потенциальные покупатели, которые на автомате соотносят эту игру с «шахматами» и «шашками» и делают заключение об игре исходя из своего отношения к этим двум классическим играм.

    В целом, ЦУ-Е-ФА я отношу к тем играм, прочувствовать которую можно только лишь поиграв в нее. Часто бывает так на игротеках, когда даже уже умудренные возрастом игроки очень скептично относились к игре по началу, а затем отказывались уступать место другим участникам и просиживали за игрой больше часа (что для игры с короткой сессией на игротеке довольно много).

    Вообще же, я «охочусь» за конструктивной критикой и уже отметил для себя с десяток замечаний от рядовых игроков и обзорщиков, которые собираюсь исправить в обновленных версиях игр. Но зачастую оценки бывают настолько странными, что их невозможно воспринимать всерьез. Не помню где именно, на одном из обзорных ресурсов, под статьей о «Шипучке!» написали примерно так: «не играл, но игра га… Объясняю: зачем платить деньги, если можно насобирать мелочи, поставить на стол пустую бутылку пива и играть в точно такую же игру». Как говорится, без комментариев).

  5. Из всех ваших трех игр, которых я попробовал, мне больше всего понравилась Шипучка. Вот уж точно эта игра получилась лучше те тем, из которых она собрана. Какая ваша игра является лучшей по вашему мнению? Какая игра лучше всех продается? И какая игра является лучшей на ваш взгляд?

    Наиболее популярной игрой нашего издательства действительно является «Шипучка!». Но сейчас, после выхода обновленной редакции, к ней стремительно по продажам приближается и «ЦУ-Е-ФА».

    Не смотря на простоту правил, наибольшее время на подготовку игры у меня ушло на игру «Тугрики». Было бесконечное количество тестов, я пробовал игру на разной аудитории, менял количество карт, количество цветов, количество супер-карт, их расположение в игровой колоде, правила размещения карт и т.п. Есть несколько компаний, в которых я регулярно играю в настольные игры. В этих компаниях «Тугрики» являются одной из наиболее популярных игр, наравне с UNO, Имаджинариумом, Экивоки и Активити.

    Кроме того, чтобы «Тугрики» имели не совсем уж заоблачную стоимость (при желаемом количестве монет в комплекте игры) пришлось организационно «попотеть» и наладить производство монет в РФ. Миша, если ты читаешь эту статью — спасибо тебе за тот технологический ад, который ты прошел ради наших монеток).

  6. Некоторые ваши игры получили вторые редакции, в которых вы кое-что меняли в компонентах. В связи с чем это было связано и стали ли измененные игры лучше продаваться?

    Производство первых четырех своих игр («Шипучка!», «ЦУ-Е-ФА», «Бада-Бум» и «Чи-Чи-Ко») я наладил в Китае. Конечно, хотелось произвести их в РФ или РБ. Я прошерстил и вымотал нервы почти всем деревянным производствам двух стран (все четыре игры были сделаны полностью из дерева), но за те деньги, которые можно было сделать игры «у нас» их даже конечный потребитель не стал бы покупать.

    К сожалению, за время которое у меня ушло на организацию производства в Гуанчжоу, курс доллара вырос более чем в 2 раза. Это разрушило все мои планы относительно розничной стоимости моих игр, цены на них должны были быть значительно ниже.

    После того, как игры приехали в нашу страну я познакомился со многими отечественными разработчиками настольных игр и совсем уже с головой окунулся в мир настольных игр, включая экономику и ценообразование.

    На свой первый тираж я поставил небольшую маржу, начал его реализовывать и параллельно стал решать вопросы по оптимизации стоимости моих игр и переносу производства из Китая в РФ.

    Результатом работы прошедшего года стал почти полный перенос производства «Шипучки!» и «ЦУ-Е-ФА» в РФ, а также выпуск новой игры «Тугрики», полностью отечественного производства. «Шипучка!» и «ЦУ-Е-ФА» получили новую упаковку, цену на «Шипучку!» удалось сохранить на прежнем уровне, а стоимость «ЦУ-Е-ФА» снизить на 35%. Конечно, это послужило хорошим толчком к увеличению продаж.

  7. В личной беседе со мной вы упоминали про игротеки, на которых можно поиграть в ваши игры. Скажите, пожалуйста, где проходят эти игротеки? Где еще можно ознакомиться с вашими играми и где их можно приобрести?

    Мы регулярно участвуем как в крупных фестивалях, таких как Игрокон, так и мероприятиях поскромнее, таких как WORKPLACE Game Festival. За проводимыми нами мероприятиями удобнее всего следить из наших групп в социальных сетях Facebook и VK.

    Также наши игры представлены на игротеках сети магазинов IQ TOY, которых проходит довольно много и в самых разных местах. Во многих интернет-магазинах представлены наши игры, как в агрегаторах вроде Ozon, так и в популярных у настольщиков магазинах наподобие Igrotime и HobbyGames. Из живых магазинов проще всего игры найти в сети IQ TOY и Cardplace.

  8. Несколько месяцев назад вы говорили, что думаете над вопросом, как можно сделать ваши игры доступные в Беларуси. Этот вопрос как-то решился уже?

    К сожалению, нет. Пришлось переключиться на другие «горящие» вопросы, но, надеюсь, в РБ начнем поставляться в этом году.

  9. Вы уделяете большое внимание внешнему виду игры. Как вы думаете, что в настольной игре важнее — геймплей или внешний вид?

    Все зависит от игроков, но, в целом, оба аспекта чрезвычайно важны. Лично для меня и игроков со схожими со мной интересами геймплей представляется наиболее важным. На примере игры «Тугрики»: мной было сделано много визуально «страшных» прототипов, но многие из них осели на руках в тестируемых компаниях и, к моему удивлению, играются до сих пор.

    Но если игра плохо оформлена, то она просто не дойдет до потребителя, он ее не купит. Поэтому правильнее геймплей отрабатывать на простеньких прототипах, а если игра уже цепляет аудиторию — хорошо ее оформлять.

  10. Так как ваши игры можно смело рекомендовать для детей, то по этому поводу у меня родился такой вопрос — как вы считаете, чем можно заинтересовать ребенка в настольной игре? Какой должна быть хорошая детская игра?

    На мой взгляд хорошая детская игра должна отвечать нескольким требованиям (расставлены не по приоритету):
    — иметь непродолжительную игровую сессию. По мне, так лучше недоиграть с ребенком и сыграть еще раз через день, чем переиграть и положить игру на полку.
    — в игре должен быть элемент удачи. Удача и случай выравнивают шансы юных и опытных игроков и детям это нравится.
    — игра должна быть хорошо оформлена, должна быть визуально интересна ребенку. К примеру, уговорить детей поиграть в прототип гораздо сложнее, чем взрослого.
    — разумеется должны быть не сложные и не длинные правила, которые могут отпугнуть ребенка.
    — пожалуй самое главное, в чем я все больше убеждаюсь: детская игра должна иметь невысокую цену))

  11. Планируете ли вы выпускать новые настольные игры? Можете ли вы поделиться с нами своими планами?

    Мы собираемся выпустить 2 новые игры до конца года. Одна будет довольно узкоспециализированной,  рассчитанной на маленьких детей и носить методический характер. Вторую игру я разрабатывал с расчетом на подростков, студентов и взрослых. Тесты которые я проводил дали очень многообещающие результаты.

  12. Какие настольные игры являются вашими любимыми?

    Мне нравятся простые и компанейские игры, такие как UNO, Экивоки, Иманджинариум, Открой Москву, Хугермугер и т.п.

  13. Спасибо за ответы! Успехов вашему издательству и больше интересных и уникальных игр!

    И вам спасибо за внимание к нашим играм, побольше хороших обзоров и благодарных читателей блога.


    Ссылки, связанные с doJoy:

    http://dojoygames.com
    https://www.facebook.com/doJoy.Games
    https://vk.com/dojoy
    https://www.instagram.com/dojoygames/

Реклама

9 Responses to Интервью с Евгением Опаричевым (издательство doJoy)

  1. volt says:

    В Беларуси проблемно купить игры doJoy.

    • scafandr says:

      Планировали в прошлом году выйти к нам, но что-то не получилось. Может в этом получится через какой-нибудь другой магазин поставки наладить

    • doJoy says:

      Рады сообщить, что уже по крайней мере одна наша игра («Шипучка») появилась в продаже в интернет-магазине DomIgr.by

      Прямая ссылка:
      http://domigr.by/shipuchka.html

  2. volt says:

    Как издательство doJoy относится к копированию и выпуску их игр другими издательствами (например, Шипучка выпускается, как Крышки-фишки) ?

    • Аноним says:

      Спокойно относимся. Все-таки наша игра выгодно отличается от нее (за исключением цены )) ) наличием в игре тактики, взаимодействием игроков, размером фишек. В добавок есть сомнения, что игра «скопирована» с «Шипучки». В свое время находили фотографии старой китайской игры, смысл и внешний вид которой был очень схожим. Как говорится в одном старом фильме — «все уже украдено до нас»))

  3. Аноним says:

    очепятка в п.12 поправьте! правильно не Хугер-мугер, а Хугермугер))

  4. muryskin says:

    Отправить что ли один свой прототип детской игры в это издательство?… Может понравится 😉

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: