О старом по-новому — «Цитадели» (Citadels)
03.05.2017 10 комментариев
Мою настольную жизнь можно разделить на «до Цитаделей» и «после Цитаделей«. До знакомства с этой игрой я не имел опыта с играми, в которых есть роли, разве что только в Мафию баловался, когда совсем делать нечего было. Про Цитадели я читал много положительных обзоров, в которых люди делились своим позитивом, полученным от игры. Но мне было сложно сделать первым шаг по направлению к игре самому, потому что страшно было обжечься и взять игру, которая в итоге тебе совсем не понравится. Ну что может быть интересного в том, что ты просто каждый ход выбираешь себе новую роль?
Но мне повезло, что вместе с Rune Age, который продавал один мой знакомый, он продавал еще и Цитадели по очень хорошей цене. Так и состоялось мое знакомство с игрой.
(как обычно, в рамках серии это не полноценный обзор игры, а лишь мысли об игре спустя много лет. Мой старый обзор на эту игру мы можете найти здесь)
8 ролей, которые могут делать все
Выбирая персонажа в Цитаделях, ты выбираешь возможности. В Мафии ты не можешь выбрать себе что хочешь, тебе случайно выпадает роль, которую ты должен играть до самого конца игры, стараясь выполнять все функции, возложенные на персонажа. В Цитаделях роль — это не клеймо на всю жизнь, которое определяют стиль твоего поведения, и это замечательный факт, который не может не радовать.
С помощью персонажа ты выполняешь какое-то одно действие, которое может быть а) конструктивным или б) деструктивным. В этой игре колода ролей передается по кругу, и каждый игрок по очереди выбирает себе понравившуюся карточку. И вот вы получаете остатки ролей на руку и начинаете усиленно думать. Взять конструктивного персонажа, который принесет вам монеты или позволит взять больше карт в руку? Или лучше выбрать деструктивного персонажа, который лично вам принесет мало пользы, но зато позволит остановить какого-нибудь другого игрока, выбившегося в лидеры? Польза против подлости — что лучше?
Мне нравится размах игровой дилеммы. Казалось бы, бери убийцу, и ты точно будешь знать, что выживешь в текущем раунде. Но больше никакой пользы от убийцы нету. Сплошной деструктив. Так не пойдет.
Тогда берем вора — довольно неплохая роль для срывания большого куша. Но воровать нужно точечно и умело. Нужно знать, у кого много монет, и угадать его роль. К сожалению, вор может опустить руку в пустой карман, что не принесет ему совершенно никакой выгоды.
Маг? Эта роль хороша, если у вас мало карт районов или все они плохие. Но если не с кем меняться, а все ваши карты хороши, как на подбор, то маг совершенно бесполезен и даже может быть немного вреден.
Король хорош. Начинать выбирать роли первым — это очень приятно и выгодно. Но эта роль настолько популярная, что очень редко доходит до ваших рук. Очередь в короли всегда длинная.
Может быть священник хорош? Да чем же он хорош, если у вас нет ни одного синего района? А если наоборот вы обросли районами этого цвета, то слишком опасно выбирать эту роль, так как ее легко могут убить или обворовать.
Берем торговца? Ох как торговец хорош! Он позволяет решить проблему с монетами, но при этом является самой яркой мишенью для вора или убийцы. Вор не может жить без торговца и наоборот. Опасно торговать, ох как опасно.
Другое дело архитектор — набери карт в руку побольше, построй кварталов побогаче. Но к работе архитектора нужно заранее готовиться. Набрать монет, заиметь хорошую руку районов и при этом не попасться на пути всяким пройдохам. Если все сделать правильно, то можно вырваться вперед.
Воин. Может получить немного монет и разрушить чужой район. Прекрасный выбор для хаотически настроенного игрока. «Я ничего не знаю, просто хочу сломать кому-нибудь карту«. Хорошая роль для остановки лидера. Но когда есть торговец, король или архитектор, очень сложно заставить себя выбрать воина.
Дилеммы, дилеммы, дилеммы… И знаете, что самое классное в Цитаделях? Что эта игра не пытается быть филлером про роли, как это успешно делает Love Letter. Цитадели стараются быть строительно-экономической игрой. Ну и что, что вы успешно кого-то ограбили или прирезали в подворотне, если при этом вы не смогли построить ни одного нового района? Вы, конечно, можете безобразничать и мешать играть другим игрокам, но не забывайте при этом, что без строительства кварталов вы не сможете выиграть. Можно несколько раундов играть роль грязного мошенника и головореза, но рано или поздно вы начнете вести порядочный образ жизни, опасаясь, что ваши соперники плюнут на все добрые дела и начнут грабить и убивать. А это обязательно будет. В Цитаделях нельзя быть только плохим или только хорошим.
Я просто не мог не влюбиться в эту игру. В ней блеф великолепно сочетается с просчетом. Убери строительство или выбор ролей, и игра сразу станет скучной и однообразной. Для меня это однозначно лучшая игра Бруно Файдутти.
Но есть в Цитаделях и минусы. C каждым недочетом я встретился лично в своих игровых сессиях:
- игра может быть слишком длинной. Невыносимо, жутко тормознутой. Кто-то из игроков может долго выбирать роли, кто-то не стремиться строить кварталы, кто-то любит почесать языком, а не играть (и это весело в начале партии, честно). Но когда вы играете больше часа в эту игру, которая на самом деле должна заканчиваться за полчаса-час, то вы начинаете думать только о том, чтобы кто-то наконец-то достроил последние кварталы и закончил эту чертову партию;
- в Цитадели нельзя играть большим количеством человек. Вы же помните, что игра может быть долгой? С максимальным количеством человек у вас будут дико длинные партии. К концу игры можно возненавидеть игру;
- в Цитадели нельзя играть малым количеством человек. Вдвоем, втроем или даже вчетвером вы вдруг начинаете чувствовать себя неудовлетворенным, не имея доступа ко всем возможностям игры. Активируется слишком мало ролей, игра развивается достаточно медленно, нет страсти, агрессии и блеска в глазах;
- в одной и той же компании базовые роли быстро приедаются. Со временем становится проще угадывать роли, которые выбрали ваши соперники, если вы с ними играете 20-й или 30-й раз. Из этой ситуации легко выпутаться, если у вас есть дополнение Dark City.
Когда я понял, что Цитадели — это мегакрутая игра, то начал играть в нее при любой возможности. И в конце концов я пришел к тому, что меня начало тошнить от нее. Я не мог больше смотреть на эту настолку, потому что знал абсолютно все, что она может мне предложить. Это как смотреть фильм в 30-й раз, когда ты знаешь все его секреты и можешь цитировать фразы наизусть. Никому не советую заигрывать в настольную игру, потому что в результате вы сделаете из нее измочаленную тряпку, место которой в мусорном ведре. Частично, дополнение спасает от приближающегося чувства пресыщения.
Темный город
В дополнении находятся новые альтернативные персонажи и новые карты районов. Про новые кварталы даже и говорить особо не хочется, потому что чем больше таких карт в игре будет, тем выше ее реиграбельность. Только за одно это дополнение можно брать без опасений.
Но все-таки основное направление Dark City — это альтернативные персонажи, которые приходят на замену приевшимся старым. Чаще всего базовых персов ругают за наличие убийцы и вора, которые не дают нормально играть добропорядочным игрокам. С допом вы сможете убрать те роли, которые мешают вам строить кварталы, и заменить их другими ролями. Не могу сказать, что мне дико нравятся новые роли. Например, сыграть только ими одними у меня никогда не возникало желания. До начала игры мы, как правило, меняем лишь 2-3 старых персонажа, к которым игроки испытывают неприязнь.
Мне повезло, что в моей коробке от FFG уже лежало это дополнение, поэтому я мог легко и просто воспользоваться новыми картами, когда база начала приедаться. До сих пор считаю, что разделять базу и доп категорически нельзя!
А еще было бы лучше, если бы ролей и кварталов было больше. А это очень и очень скоро станет доступно для всех нас ибо…
… скоро грядет локализация переиздания Цитаделей!
Казалось, что об игре все давно забыли. Цитадели шумели в 00-х и немного в начале 10-х годов, но потом об игре стали забывать и молодые настольщики знакомились с настолками через Love Letter, а не через знаменитую игру Файдутти. Выход переработанного издания — это отличная новость.
Цитадели перерисовали. Данный факт позволил разгореться горячему спору в интернете — новый арт лучше или абсурднее? Старый арт тоже был специфическим (помните волшебника-алкоголика?), но новый афроимператор также вызывает улыбку. Арт осовременили, и это хорошо заметно по картам кварталов (они великолепны!).
Старые персонажи были переработаны (в нюансах не разбирался, но вроде просто косметически подправили текст).
Но самое классное, что в новой версии Цитаделей есть новые персонажи и новые карты кварталов. Не знаю, насколько они приживутся, но попробовать сыграть ими мне очень хочется.
Судя по отзывам на БГГ, старые Цитадели по-прежнему являются весьма годной игрой и переиздание не делает шаг вперед по сравнению со старичком. Но чем хорошо издание 2016-го года, так это тем, что в одной новой коробке можно найти все возможные карточки, которые ранее выходили к игре.
Мне правда очень интересна новая версия, поэтому я жду не дождусь, когда Hobby World локализует ее.
Изменилось ли мое мнение об игре?
После того, как я «объелся» Цитаделями, думал, что больше уже никогда к ним не вернусь. То был замечательный 2012 год, полный надежд и ожиданий. Потом как-то так получилось, что либо игроков не хватало, чтобы поиграть нормально в Цитадели (человек 5-6), либо игроки были, но игра им до чертиков надоела. Это как раз тот случай, когда игра лежит на полке, но это проблемы игроков, а не игры, ведь хуже она со временем не стала. В последнее время мне очень хочется снова повыбирать роли и построить кварталы. И я очень рад, что в свое время не переиграл в 7 Чудес, в которые с удовольствием играю до сих пор.
Сейчас я встречаю иногда игры, в которых есть элементы Цитаделей. Но, наверное, еще не видел я такой игры, про которую бы я сказал, что она смогла обогнать лучшую игру Бруно Файдутти по крутости. Цитадели — это уже классика, и она работает до сих. Обожаю Цитадели и рекомендую ознакомиться с игрой всем, кто этого еще не сделал.
О, да, это действительно крутая игра! Это моя первой «большая» настолка! С трепетом распечатывал коробку и упаковку карт. Украинская локализация по качеству полностью идентична оригиналу и старый арт, великолепен. Как по мне, при небольшой компании хорошо играется втроём, вдвоём совсем не пошла, не пробовал вчетвером, но подозреваю, что не очень! Посмотрим, что предложит реинкарнация игры!
Мне втроем и вчетвером не сильно понравилось. Оптимально 5-6 игроков. Вдвоем тоже ад (в плохом смысле этого слова).
5-6 игроков ? У нас к концу такой партии все устали неимоверно. Слишком долго для не столь сложной игры. Поэтому сейчас стараюсь Цитадели обходить стороной.
Есть ряд игр с интересным игровым процессом, но затянутость партий иногда сводит на нет все достоинства.
Согласен, что не всем нравится так долго играть. Но при 5 игроках вполне нормально. 6 — если все хорошо играют и знают правила игры. Ужас был при 7 игроках. Там точно было долго и невыносимо. А вот 4-е как-то мало…
4 персонажа мало, как минимум 5, но согласен, что 6 — самый раз. Надо ставить песочные часы из «Кодовых имён» для незатягивания процесса!
Я так понял, что в одной из прошлых статей мне удалось вас заинтересовать новой версией этой игры. Думаю, при должном подходе она произведёт правильное впечатление 🙂
Да, верно, спасибо вам — заинтересовали! Ибо планировал пройти мимо
Думал, что тоже переиграл в Цитадели. Однако недавно друг принес ее на посиделки, и партия принесла свою немалую часть удовольствия. Как будто вернулся в 2012 год, когда эта игрушка заигрывалась до дыр.
Саша, напиши что думаешь по поводу новой L5R. Как тебе арт и описание фаз в статьях от ФФГ?
Вроде на Тесере уже отписывался по этому по поводу.
Частично опасения подтвердились — игру порезали. Понятно, что это было бы в любом случае, но я думал, что все же хоть уровень тактики и стратегии оставят, но все же игру оказуалили и довольно сильно.
Порезали сами кольца, но надеюсь, что теперь они будут более играбельными. Нету чи. Боевка мутная. Крутилки инициативы — глупость несусветная, фуфуфу. Как набирается fate я толком не понял. Оставили регионы — хорошо, это радует. Убрали обвесы (как я понял), но думаю, что в допах их добавят. Вроде мечики есть, но фолловеров не заметил. Холдингов вроде тоже нету, хотя кто-то говорил, что вроде видел. Без холдингов я не знаю, как брать ресурсы, за которые покупаются персы. Навала нету, фазы кавалерии нету — это печаль, но надеюсь на допы. Оставили только главные кланы, минорных нету, включая главных плохишей — шэдоулэндс или пауков. Честно говоря, не понимаю, почему их пока убрали, потому что из-за них вся буча и была же. Пока трудно понятно, как будет развиваться история. Я так понял, они ничего не перезапускают, а протсо будут двигать игру дальше или в какой-то альтернативном временном промежутке. Тут надо читать флавор всякий. Пока все очень просто — вот цапли, они такие, вот скорпы, они такие, а вот львы, они другие. Размах нулевой.
Получится простоватая игрушка уровня Конквеста. Но так и надо, потому что осилить все, что было раньше, новичкам крайне сложно. Я очень надеюсь, что со временем игра обрастет жиром и будет немного похожа на то, что было раньше. Но для этого нужно 2-3 больших допа.
Арты на уровне последних сетов, хотя я сам считаю, что лучшие арты были в Лотусной арке. Поздние арты тоже иногда радовали, но они более попсовые. Те, что показало ФФГ — тоже попсня. То, что я видел — это добрая игра про монахов, каличных самураев, лепестки лотоса и сакуру. Слишком няшно, как будто игра не про войнушку, а про косплей на фестивале в Осиповичах.
Брать буду точно. Дальше буду смотреть по фану. Думаю, что получится немного другая игра. Облегченная, что-то типа Замеса (Smash Up). Когда выйдет еще 1-2 арки, тогда можно будет сделать вывод, убили игру или сделали ее пригодной для всех слоев настольщиков.