Да где же эти проклятые чертежи? — обзор настольной игры «Звездные войны: Путь к надежде»

Как и обещал в прошлом обзоре на Звездные войны: Полководцы империи, в этот раз я расскажу вам о другой игре из серии Звездных войн, которую издает издательство Hobby World.

Признаюсь честно, что после Полководцев я не испытывал особого оптимизма перед знакомством с настольной игрой другого автора — Петра Тюленева. Я ожидал, что Путь к надежде окажется еще одним простым филлером для начинающих игроков, механика которого будет слегка заимствована из какой-нибудь другой игры. Хотя применительно к Тюленеву, может быть, такого сказать и нельзя, потому что, зная Петра, могу сказать, что он не стремится к халтуре. В частности, если вспомнить его Поселенцев, никакого плагиата в его играх не было.

Формат коробки у игры Звездные войны: Путь к надежде тот же, что и у Полководцев империи. Визуально оформлена коробка примерно в том же стиле, поэтому какие-то нехорошие мысли все же закрадывались в мою голову. Какой же игра оказалась на самом деле?

Внутри коробки

Коробка этой игры имеет аналогичный формат с играми  Полководцы империи, Порт-Ройал, Прогулка в подземелье и т.д., т.е. она узкая и продолговатая. Внутри нее лежат карточки и правила.

На ощупь карты показались хорошими. Краска не слетает (пока! и я надеюсь, что она не слетит со временем), но протекторами все равно неплохо было бы обзавестись, потому что в этой игре карты тасуются ОЧЕНЬ часто.

В общем, от игровых компонентов впечатление очень хорошее.

Как правильно прятать чертежи

Игра Путь к надежде связана с фильмом Изгой-один. Вы, наверное, уже в курсе, что я со вселенной ЗВ слабо знаком, поэтому вряд ли смогу что-то вам проспойлерить, если вы не смотрели этот фильм (разве что спойлеры встроены в игровой процесс).

Настольная игра Звездные войны: Путь к надежде предлагает игрокам выкрасть чертежи печально известной «Звезды Смерти». Нам в помощь дается команда бравых ребят, с которыми выполнить поиск чертежей значительно легче, чем делать это в одиночку.

Это кооперативная игра, в которой нужно рыться в стопках карт, чтобы найти в них карту с чертежом. Поиск происходит с помощью розыгрыша карточек ролей, например, как в Love Letter. Игра длится три раунда, после завершения которых игроки считают количество украденных чертежей. Если игроки соберут определенное количество чертежей, то они могут считать себя победителями. Если чертежей недостаточно, то игра проиграна. Теперь обо всем этом более подробно.

Подготовка к этой игре занимает довольно много времени, потому что сначала нужно подготовить общую колоду Империи, отобрав нужные карты, согласно таблице в правилах. Потом нужно все тщательно перемешать, раздать карты игрокам на изучение (каждому по 7 штук), потом забрать их обратно, каждую стопку в отдельности перемешать… В общем, процесс подготовки игры занимает значительно больше одной минуты.

Для разного количества игроков на игру отбирается разное количество карт. Игроки открывают правила, смотрят специальную таблицу и приступают к сбору колоды Империи. В эту колоду попадают следующие карты: истребители СИД, ударные ИСИД, штурмовики смерти, особые враги, а также чертежи «Звезды Смерти». Например, если вы играете вчетвером, то в колоду Империи войдут 9 истребителей СИД, 9 ударных ИСИД, 4 штурмовика, 4 особых врага и 2 чертежа.

Особые враги — это карты с особенными уникальными свойствами. Например, это такие карты, как звездный разрушитель, AT-ST, имперский танк, АТ-АСТ и т.д.

Все карты, кроме чертежей, перемешиваются. Потом чертежи вкладываются в середину колоды, после чего каждому игроку раздается по 7 карт. Игроки смотрят полученные карты и пытаются их запомнить. Правилами разрешается рассказывать, какие карты кому попались и у кого на руках есть заветный чертеж. Так как чертежи вкладываются в середину колоды без перемешивания, то они обязательно будут находится у разных игроков. Так, если играть вчетвером, то чертежи окажутся только у двух игроков. Когда игроки запомнят состав своих колод, они перемешивают их и возвращают назад на стол. Далее игроки по очереди меняют местами стопки (один меняет, другие в это время сидят с закрытыми глазами, потом другой меняет и т.д.). В итоге перед игроками будет лежать несколько стопок, и никто не будет знать, в каких стопках лежат заветные чертежи.

Далее остается только раздать игрокам комплекты карт повстанцев. В комплект входит 6 разных карт. У всех игроков будут одинаковые колоды карт повстанцев.

Все, теперь, наконец-то, можно уже играть. В начале хода все игроки выбирают по одной карте повстанца с руки. Можно советоваться, кто что берет, чтобы ходы были не хаотичными, а продуманными и логичными. Потом по очереди, начиная с первого игрока, игроки разыгрывают свойства своих карт и переворачивают их рубашкой вверх. Вот что могут разыграть игроки:

  • Бодхи Рук — посмотрите две верхние карты одной любой стопки и верните их под низ этой стопки в любом порядке;
  • Джин Эрсо — раскройте верхнюю карту любой стопки. Если это чертеж — заберите его себе. Раскрытые СИД или ИСИД возвращается назад в стопку, если же была раскрыта другая карта — разыгрывается ее свойство;
  • Бэйз Мальбус — раскройте верхнюю карту любой стопки. Если там СИД или ИСИД, то карта сбрасывается. Если была вскрыта другая карта, то разыгрывается ее свойство;
  • Кассиан Андор — раскройте верхнюю карту любой стопки. Если вы открыли СИД, то он сбрасывается, после чего можно открыть следующую карту из этой стопки. Если была открыта другая карта, то разыгрывается ее свойство;
  • Чиррут Имве — аналогичен по свойству Кассиану Андору, только сбрасывает он не карты не СИД, а ИСИД;
  • К-250 — раскройте верхние карты двух любых стопок. Если были открыты карты одинакового типа, то они сбрасываются. Если карты разные, то игрок должен разыграть их свойства в любом порядке.

Теперь давайте посмотрим, какие свойства имеют карты Империи:

  • истребитель СИД и ударный ИСИД возвращаются обратно в колоду, если были вскрыты повстанцами, которые не могут сбрасывать карты этого типа;
  • штурмовик смерти заставляет игроков перевернуть другого еще не разыгранного повстанца рубашкой вверх (т.е. этот игрок пропустит ход), чтобы его сбросить. Если этого не сделать, то штурмовик вернется обратно на верх колоды;
  • чертеж «Звезды Смерти» уходит под низ колоды, если только он не был открыт Джин Эрсо;
  • у каждого особого врага есть уникальное свойство, о которых я подробно писать здесь не буду (лишь приведу в пример одну карту — раскрытый AT-ST сбрасывается, при этом игроки поворачивают всех открытых повстанцев рубашкой вверх, по сути заканчивая при этом свой ход).

После розыгрыша карт, игроки меняются по кругу своими колодами повстанцев, передают карту первого игрока следующему игроку и снова выбирают по карточке персонажа.

Раунд заканчивается либо когда хотя бы у одного игрока не осталось карт повстанцев на руке, либо когда игроки сами решили не доигрывать раунд до конца (например, все чертежи найдены или нет шансов найти оставшиеся). После чего игроки должны приготовиться к следующему раунду, который аналогичен первому — нужно снова сформировать колоду Империи, разделить ее на стопки, раздать их игрокам, чтобы те изучили состав стопок, и забрать их обратно. Единственное важное отличие — в следующих раундах карты повстанцев заново не раздаются. Т.е. игроки остаются с картами из своего сброса и оставшимися картами на руке (если таковые есть). Поэтому у некоторых игроков не будет хватать одних повстанцев, зато будет больше других.

Таких раундов игроки должны сыграть 3 штуки. В конце партии игроки считают количество найденных чертежей и сравнивают результат по таблице. Исхода может быть 4 вида. Рассмотрим вариант для четверых игроков:

  • 0-3 — поражение;
  • 4 — слабая, но все-таки победа;
  • 5 — уверенная победа;
  • 6 — феерическая победа!

Собственно, на этом все.

Чертежи есть? А если найду?

Завышенные или заниженные требования к игре — это хорошо или плохо? В первом случае игрок сильно расстраивается, если игра оказалась не такой хорошей, как он думал. Во втором случае эмоции от разочарования не такие сильные, но все равно это мало приятно. Я всегда стараюсь заочно относится к настольным играм нейтрально, хотя все равно каким-то шестым чувством иногда понимаю, что игра может совсем не пойти. Например, у игры не моя тема. Ну вот не смотрел я Звездных войн, для меня все эти имена и фамилии чужды, поэтому я переживаю, понравится ли мне игра и стоит ли писать на нее обзор Прочитав правила игры Звездных войн: Путь к надежде, я не питал особых надежд на то, что игра окажется первоклассной. Особенно меня смутила финальная таблица, в которой поражение ждало игроков только в одном из четырех случаев. Мне тогда показалось, что такая игра скорее всего окажется легкой, если из четырех исходов целых три являются победными.

Но первая партия показала, что я крупно ошибался. Мы на четверых еле наскребли 3 чертежа, которых явно не хватило даже на самую хлипенькую победу. Но это был не первый ушат воды, вылитый на меня Петром Тюленевым. Самым первым открытием в игре, которое меня круто взбодрило, стал тот факт, что игроки в конце раунда не возвращают всех своих повстанцев назад. Т.е. по факту 2-ой и 3-ий раунды вы играете совершенно разными колодами повстанцев. И это круто! Это дико меняет стратегии игры. Может так получится, что вам позарез нужна Джин Эрсо, а ее у вас нету, потому что она находится в руках у другого игрока. И вам нужно как-то выпутываться из этой ситуации. Это очень классное игровое решение.

В общем, мои ощущения от игры оказались совсем не теми, которые я ожидал получить. Мне было очень интересно играть, потому что я не встречал ранее чего-то похожего.

В игре есть 2 основные механики — выбор ролей и память. Все это обильно приправлено удачей. Классный момент игры заключается в том, что все решения игроки принимают сообща. И вас будут ждать не те самые скучные диалоги, в которых один главный игрок раздает всем указания, а все остальные должны его слушаться. В этой игре каждый игрок имеет вес. Вы должны постараться запомнить и не забыть состав колоды Империи, которую получили в начале раунда. Запомнить все колоды игроков просто нереально. Поэтому вам приходится доверять своим напарникам и слушать, что они говорят. В тот же момент других игроков нужно подстраховывать, ведь каждый человек может кое-что забыть, о чем помнил 5 минут назад. Поэтому настоятельно рекомендуется делиться информацией о своих колодах.

В этой игре есть куча всего, чтобы запутать игроков, заставить их забыть, где лежал чертеж и куда он потом переместился. Допустим, вы получили на руки 1 штурмовика, 3 СИДа, 1 ИСИДа, 1 чертеж и одного особого врага. Вы прикидываете, что на эту стопку выгодно выбирать Кассиана Андора, который легко разбирается с СИДами. Но у других игроков тоже на руках будут стопки с теми же штурмовиками, СИДами, ИСИДами и т.д. И найти быстро именно ту вашу стопку с чертежом будет довольно сложно. Перед игроками будут лежать как хорошие стопки с чертежами, так и пустые в том числе. На пустые жалко тратить персонажей, но как по-другому найти чертежи?

Сначала вы как слепые котята тыкаетесь то в одну колоду, то в другую, чтобы побыстрее определить стопки с чертежами. Но даже когда вы найдете одну или больше таких стопок, это еще далеко не полпути, потому что вам нужно придумать, как добраться до заветного чертежа.

У вас есть намеченная стопка, в ней будет примерно 4-7 карт, и где-то там есть чертеж, взять который может только одна карта повстанцев. Слишком рискованно использовать Энсо наугад, потому что чертеж может быть как первой, так и второй, третьей или четвертой картой в стопке. Но если открыть чертеж другим персонажем, то он уходит под низ стопки. В игре можно обсуждать самые разные стратегии и тактики. Какие персонажи лучше использовать, чтобы добраться до чертежа? Стоит ли копать до конца одну стопку, когда можно потратить силы на две или три стопки? В этой игре отлично работает как стратегия, так и случайность.

Я сильно заблуждался насчет того, что игру легко можно пройти. Я и первый раз проиграл, и второй, и третий… И только на четвертый раз удалось собрать минимальные 4 чертежа, которых было достаточно, чтобы считать себя победителем.

Это действительно хорошая игра российского автора. Как тот Фома неверующий, я подумал, что вполне может быть, что эта игра была переделана из какой-то другой игры (как ЗВ от Евгений Никитина). По механике не могу сказать, что тут много всего наворочено — игра достаточно простая, и вполне может быть, что в каталоге какого-нибудь Игроведа есть похожая игра, в которой тоже нужно запоминать карты и потом искать их, но за авторством совсем другого человека. Лично я похожих игр не знаю. И меня разобрал интерес — была ли игра Путь к надежде «скопипасчена» с другой игры? Этот вопрос я адресовал самому автору игры, Петру Тюленеву. Ответил Петр следующее — в его игре можно найти параллели с играми с выбором ролей и карточными играми, в которых на игроков лезут монстры; по духу может быть есть какая-то схожесть с Warhammer Quest, так как там тоже каждый ход нужно выбирать карты действий и бить врагов, но в целом Путь к надежде — это совершенно уникальная игра.

Я очень обрадовался, когда узнал, что данную игру нельзя отнести в категорию плагиатов. Это уникальная разработка, и это прекрасно!

Мне игра зашла просто шикарно. Мне дико нравится спорить с игроками, куда лучше идти, какого персонажа лучше разыграть. Причем тут спор не то чтобы жестокий, до личных обид, совсем нет. Все происходит на позитивном адреналине. Ты просто спрашиваешь — ты уверен, что это точно твоя стопка, в которой был чертеж? А ты помнишь, сколько там было СИДов? Не помнишь? Вот же печаль. Но все равно рискуешь и идешь в эту стопку. И какие же бури эмоций возникают во время партии, когда кто-то был уверен, что в стопке есть чертеж, а оказывается, что его там нету. Мне нравится в этой игре неожиданность, которая возникает в момент снятия карты со стопки. Ты скрещиваешь пальцы и просишь «пожалуйста, пожалуйста, только не суперразрушитель, только не AT-ST», а тут бац, и выпадает как раз эта злополучная карта.

По большей части это игра на память. В правилах написано, что игрокам нельзя делать какие-то пометки в блокноте, и это правильно. Если все записывать, то выиграть будет значительно легче. Гораздо интереснее доверять только своей памяти.

Механика выбора ролей отлично легла в основу игры. Если вам нравится что-то типа Love Letter‘а, то вам обозреваемая игра должна показаться интересной. Только в Пути к надежде все решения принимаются кооперативно, а не единолично. Но мне не столько понравились сами роли, сколько то, что во втором и третьем раунде состав ролей у игроков будет различаться. Это еще больше усложняет задачу. Плюс роли всегда передаются по кругу, поэтому у вас будет возможность сыграть одного персонажа не один и даже не два раза. Но учтите, что в следующем раунде у вас будет 2-3 одинаковых персонажа в таком случае. Если бы в каждом новом раунде игроки формировали свои колоды повстанцев заново, то это было бы скучновато.

Еще мне безумно нравятся супервраги, которые действительно пугают, когда находишь их в колоде. Я не нашел в правилах ответа на вопрос, к каждому ли раунду нужно брать новых суперврагов, но я так делаю, из-за чего в каждом новом раунде ты не знаешь, что можешь встретить в колоде из самых злых карт.

Арты, на мой взгляд, отличные. Эта игра по оформлению намного лучше игры по ЗВ Евгения Никитина. Очень «смачные» картинки.

Меня так и тянет раздавать игре комплименты, потому что я не ожидал, что она будет настолько хорошей. Но все-таки идеальной ее назвать нельзя (как и любую другую настольную игру, наверное). В чем я вижу небольшие слабости игры? Например, в том, что мы не очень охотно используем робота К-250. Моей игровой компании он показался самым слабым персонажем. Не так часто удается сделать, чтобы сверху двух колод лежали две ненужные карты. Да, иногда это случается, и очень здорово, если этими одинаковыми врагами в колодах стали штурмовики.

Также я немного сомневаюсь в высокой реиграбельности, но для несложного кооперативного филлера у Пути к надежде реиграбельности выше крыши. Мне очень хочется пройти игру с бОльшим количеством чертежей, чем хватает для минимального прохождения. У меня есть цель, и я хочу ее добиться. Что будет дальше — я не знаю. Но уверен, что периодически игра будет доставаться с полки, потому что она недолгая и понятная и для гиков, и для новичков.

Чтобы вы окончательно поняли мое отношение к этой игре, я открою вам маленький секрет. Обычно, когда готовлюсь к обзору, я играю в настолку раза 3-5, чтобы в голове сложилась четкая картинка об игре. После написания обзора эта игра кладется на полку, и я приступаю к разбору другой игры. Иногда я вспоминаю о старых играх, иногда нет. Так вот когда я уже практически написал этот обзор и был готов начинать изучать новую игру от Hobby World, то я не стал сразу это делать, а снова вернулся к Пути к надежде, потому что мне очень хотелось сыграть в эту игру еще раз и еще. Для меня данный факт говорит о многом, касательно интересности игры.

Конкурс

У меня дома оказалось 2 коробки с игрой, одну из которых я хочу отдать тому, кто ответит на вопрос, который придумал Петр Тюленев специально для моего блога.

Вопрос звучит так — «Что общего у клонов с блохами?». намекну, что вопрос связан с ЗВ и настольными играми.

Ответы оставляйте в комментариях. Я готов выслать игру в Беларусь, Россию или Украину. Первый, кто правильно ответит на вопрос, получит игру Звездные войны: Путь к надежде  в подарок. Коробочка открыта, но колоды запечатаны. Удачи!

Спасибо всем участникам, ответ был найден! Приз выиграл Volt.

Вывод

Совершенно неожиданно настольная игра Звездные войны: Путь к надежде оказалась классной. Тема идеально легла в механику игры, здесь есть над чем подумать, в игре нашлось место эмоциям и переживаниям. У Петра Тюленева получилась достойная недорогая настольная игра, которую легко можно показывать на международных выставках. Однозначно рекомендую эту настолку любителям кооперативных игр, в которых нужно не только надеяться на удачу, но и на свою память.

Браво, Петр! С нетерпением жду новых игр от этого интересного российского автора!


Страница настольной игры Звездные войны: Путь к надежде на сайте издательства Hobby World

32 Responses to Да где же эти проклятые чертежи? — обзор настольной игры «Звездные войны: Путь к надежде»

  1. manager1976 says:

    Отличный обзор. Спасибо.

  2. Yury Yamshchikov says:

    Саша, спасибо за обзор и красивые фотки, они меня, как всегда очень радуют 🙂

    Да, мне тоже игра очень зашла, респект Петру! Ценю его как автора со времен их с Калининым «Поселенцев».

    • scafandr says:

      А я вот Поселенцев прошляпил 😦 Надо будет поискать по барахолкам

      • Yury Yamshchikov says:

        Очень годная семейная игра: все очень просто, при этом есть глубина и простор для стратегии. Самое то, чтобы играть гику с казуалами/новичками 🙂

  3. Стас says:

    Я также не являюсь поклонником ЗВ, но стало интересно, найду ли ответ на вопрос)
    Вукипедия подсказывает, что в этой вселенной есть существа лавовые блохи, обитатели планеты Мустафар, и есть подразделение штурмовиков, которые называются Лавовыми штурмовиками. А так как штурмовики это и есть клоны, то это единственная взаимосвязь, которую я обнаружил 🙂
    А по поводу связи с настолками, то я так понял, что есть миниатюра Mustafarian Flea Rider, которая подходит для игры SW Imperial Assault.

    • scafandr says:

      Прикольно, интересная версия=) Но Петр загадал другое 😉 Копайте глубже 😉

      • Стас says:

        Окей, гугл, что ещё предложишь?

        Говорит, что у Marco Maggi and Francesco Nepitello, авторов игры «Star Wars Clone Wars: Das letzte Gefecht», первым проектом стала настолка под названием «MicroMutants», персонажами которой являлись боевые блохи. Знаю, что слишком толсто, но почему бы и нет 🙂

        • scafandr says:

          Скажем так, тепло. Направление верное=) Постарайтесь еще немного погуглить

          • Стас says:

            Окей, гугл, что ещё?

            Говорит, что в игра этих же авторов Star Wars — Galaktische Schlachten сделана на основе мультсериала «Войны клонов», где есть персонаж Генерал Гривус, который внешне очень походит на блоху. Ещё толще вышло)

            • scafandr says:

              Нене, это уже холодно

              • Стас says:

                Оки, продолжим игру)

                Игра «MicroMutants» также выходила под названием X-Bugs. И есть серия игр Star Wars: X-Wing Miniatures Game. Вряд ли это отгадка, но может чем-то поможет)

                • scafandr says:

                  Micromutants забываем, ищем другую игру=)

                  • Стас says:

                    Ладно, такой вариант, просто, чтобы точно проверить)

                    Игры данных авторов по мульту Войны клонов вышли давно и очень редкие, а потому их можно найти только на блошином рынке BGG (Flea Market). Сюда, кстати, можно отнести и игру «Risk: Star Wars – The Clone Wars Edition».

                    • scafandr says:

                      Неа. Забываем этих авторов и эту игру. Как бы аналогия похожа, но не то

  4. «Что общего у клонов с блохами?». намекну, что вопрос связан с ЗВ и настольными играми.

    Ответ — не могут убить?

  5. И блохи в игре «Micro Mutants(X-Bugs)», и клоны из игры «Звездные войны: Путь к надежде» это искусственно созданные генетически модифицированные солдаты.

  6. volt says:

    Ответ на вопрос: игра Star Wars: Attack of the Clones Card Game, прородительницей которой является игра Circus Flohcati (Блошиный цирк)

    • scafandr says:

      Бинго! А вот и победитель. Приз твой

      • volt says:

        Спасибо всеми нами любимому ресурсу по настольным играм — Тесере ))

      • volt says:

        С момента анонса слежу за судьбой игры «Звездные войны: Путь к надежде». Кооперативы у нас хорошо приживаются. А здесь еще и что-то оригинальное. Так что приз мне уже нравится ) Спасибо!

        P.S. Придется теперь еще раз перечитать обзор, чтобы разобраться в правилах ))

        • scafandr says:

          Правила очень легкие. Я въехал с первого раза. Если игра понравится, можешь чиркануть отзыв или обзор. Петя будет рад, если поклонников игры станет больше=)

          • volt says:

            На обзор меня не хватит, а отзыв постараюсь написать.
            Жаль, что игра только от 3-х человек. Для меня это весомый минус.

          • volt says:

            Сыграли одну партию на троих. Собрали 5 чертежей из 6-ти.
            Как-то не прониклись мы игрой. Всё прошло быстро и достаточно однообразно. В чем «фан» мы не поняли.
            Из отрицательного:
            — велика роль удачи;
            — трудно что-то заранее планировать;
            — очевидный выбор действий;
            — бестолковые названия «СИД» и «ИСИД», которые всех путали;
            — невозможно сразу взять чертежи Звезды Смерти не поместив их под низ колоды;
            — нет, как таковой, конечной цели.
            Лично для меня последний пункт очень важен в кооперативных играх. Всегда хочется либо полностью победить, либо начать игру заново. Наличие слабой, средней и сильной победы — это смазывает все впечатления. Да, часто в кооперативах есть несколько уровней сложности, но данные уровни задаются в начальных условиях. Здесь же складывается ощущение, что автор сам не определился с конечным условием победы и поэтому выдал сразу несколько.
            Как итог, игра получилась достаточно простенькая. Ей бы сеттинг про каких-нибудь грибников и было бы замечательно. Но от Звездных Войн ждешь чего-то большего…

            • scafandr says:

              Жаль, конечно, что игра вызвала такие эмоции. Т.к. я не фанат ЗВ, то меня полностью пленила именно механика игры. Да, первое тоже печалило, что как таковой одной цели нету — вот сделал — победил. Тут как бы или проиграл, или чуть-чуть победил, или очень победил=) Третий вид победы вроде никому еще не давался.
              А так да, игра действительно простенькая. но уникальная в своем роде На память

              • volt says:

                Тут стоит учесть, что играло в нее 3 гика, за плечами которых не одна партия в Ребелион ) Просто не та игровая аудитория )

Ответить на Стас Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.