Калибр .45 — приговор выносить рано

С Граникона, на который я ездил в этом году, я привез несколько настольных игр, которые получил на пробу. Одна из них у меня категорически отказалась перевариваться на этапе знакомства с правилами. На вид казалась простенькой и миленькой кинь-двинь, а по факту игра по полной загрузила меня своими правилами, поэтому я не смог доиграть даже одну партию. Тем не менее буду бороться с этой игрой дальше.

Еще одна игра была презентована Александром Ушаном (автором знаменитого Spyfall‘а — Находки для шпиона). Называется она Калибр .45 (я буду называть ее просто Калибр). Игра уже вышла в издательстве Dead Project, но что-то с ней пошло не так (наверное, много критики вылилось на игру), в результате чего автор решил переделать свою игру, т.к. согласился со многими высказываемыми претензиями. В итоге Калибр сейчас переделывается, тестируется и ищет свою оптимальную форму. Мне досталась старая коробка с новыми картами и новыми правилами (если вы сейчас купите игру в магазине, то там будут лежать старые правила). Забавно, что на днях я общался с Александром Ушаном по телефону и узнал, что уже есть третья версия правил этой игры=)

Писать основательный обзор на основе промежуточных правил — это не очень хорошая затея, как мне кажется. Тем не менее, пару раз я сыграл в Калибр и мне очень хочется поделиться с вами своим мнением по сыгранным партиям. Так что это будет не обзор игры, а просто впечатления от игры, которая находится на стадии разработки. Надеюсь, заметка будет вам интересна.

Время пострелять

Калибр посвящен  тематике Дикого Запада. Игроки делятся на равные команды, получают на руки карты ковбоев со снаряжением, ходят на разведку в прерии, чтобы найти там кого-нибудь, кого можно ограбить. Награбленное участники игры делят между собой. Если не могут поделить, то начинается перестрелка. Победитель боя забирает добро себе. Та команда, которая быстрее всех наберет 1 миллион долларов, побеждает в игре.

А теперь обо всем этом подробнее.

Поначалу кажется, что Калибр напоминает Бэнг. В начале игры вам дают карту ковбоя, на которой внизу карты нарисованы патроны. Только это не здоровье, как может сразу показаться, а количество патронов, которое вмещает магазин оружия ковбоя. Скажем так, это даже не столько карта ковбоя, сколько карта вашего оружия. Помимо этого на карте ковбоя может быть информация о том, что этот персонаж находится в розыске и за его голову назначена награда. Как только вы получаете ковбоя в розыске, вы берете жетоны розыска, каждый из которых стоит 50 тысяч долларов. Если вдруг вашего ковбоя убьют, награда достанется тому, кто вас пристрелил.

Помимо карты ковбоя вы получаете 4 карты вооружения и 4 карты резерва. Вооружение идет сразу вам в руку и его можно смотреть. Карты резерва выкладываются перед игроком рубашкой вверх, и их смотреть нельзя.

В основном карты вооружения содержат патроны и разные карты действий. Патронов на карте может быть от 1 до 6. Карты действий разыгрываются в определенные моменты игры и подробнее эти моменты объясняются в конце правил.

Также в вооружении могут попасться койоты и кактусы. Это все лишь карты-пустышки, засоряющие руку. Чтобы убрать койота, нужно сбросить карту с хотя бы одной пулькой. С кактусами все еще сложнее — они сбрасываются только при срабатывании определенных условий (например, если избежать встречи с шерифом).

Итак, если ваш ковбой жив и здоров, то в свой ход вы можете выполнить одно из следующих действий:

  • взять карту из резерва (при этом на руке не может быть больше 4 карт);
  • убрать из руки койота;
  • спасовать;
  • инициировать поход в прерии.

Хочу обратить ваше внимание, что ваш ковбой при этом должен быть живым. Если ковбоя убили в прошлом раунде, то в свой ход сначала вы должны взять новую карту ковбоя и 3 жетона тюрьмы (типа ваш персонаж отсиживает срок). Каждый новый ход вы сбрасываете по одному жетону тюрьмы и больше ничего не можете сделать. Но если кто-то организует нападение (поход в прерии), то вы можете быстро обменять жетоны тюрьмы на жетоны розыска (сбежать из тюрьмы) и присоединиться к ограблению.

Когда кто-то из игроков собрался на ограбление, то с этого момента игра превращается в патигейм. Состав ковбоев, идущих на дело, определяется с помощью договоров. Стоит еще учесть, что игра командная, и к вам могут присоединиться игроки чужой команды, что не всегда хорошо. Вы можете договориться, что если вылазка будет удачной, то награбленное будет поделено поровну между всеми игроками. Либо можно договориться, чтобы ковбои из других команд не шли с вами. Либо шли, но не устраивали перестрелку в конце грабежа. Все договоры могут скрепляться жетонами денег, которые команды набрали за предыдущие раунды. Т.е. вы предлагаете деньги за выполнение неких обязанностей.

Когда команда будет набрана, активный игрок, который инициировал поход, вытягивает любую из карт набега, которые лежат на столе рубашкой вверх. Самые полезные карты набега — это карты, приносящие деньги (банк, поезд, дилижанс). Как правило, эти карты имеют охранников, которых нужно сначала застрелить, перед тем, как грабить. Первым стреляет активный игрок. Он должен сбросить с руки столько карт с патронами, сколько есть охранников на карте набега (можно больше сбросить, меньше нельзя). Считаются не сброшенные карты, а патроны на картах. Например, охранников 6 штук, значит вам нужно сбросить не менее 6 патронов. При этом ваше оружие должно уметь выстрелить столько патронов, сколько требуется. Например, если ваш магазин вмещает 6 патронов, а охранников 7, то вас автоматически убивают, и следующий игрок по кругу должен попытаться убить охрану. Перестрелка идет до того момента, пока охрана не будет ликвидирована, либо все ковбои не будут убиты.

Если все-таки кто-то из игроков справиться с охраной, то наступает фаза дележки награбленного. По условиям игры деньги получает тот, кто убил охрану. Но если между игроками были какие-то договоренности, то деньги делятся как-то иначе. И тут мы подходим к самому важному — не обязательно соблюдать условия. Т.е. даже если вы договорились, что награбленное делиться по-честному, кто-то из игроков может отказаться от своих слов и начать перестрелку.

Суть перестрелки в том, что один игрок указывает на другого игрока и сбрасывает любое количество карт патронов, тем самым делая выстрел в этого игрока. Чтобы отбиться, атакованный игрок должен сбросить не меньше карт патронов со своей руки, чем сбросил атакующий. Если сбросил — атака отбита, и он может произвести ответную атаку в любого другого игрока. Если не сбросил — ковбой убит, и сделать выстрел может другой игрок по кругу. Перестрелка длиться до того момента, пока не останется живым хотя бы один игрок (или одна команда), которому и достается награбленное добро.

Вместо карты с деньгами в набеге могут попасться индейцы или шериф. С индейцами нужно сражаться как и с охраной, только победитель в данном случае ничего не получает. Шериф же просто ловит всех грабителей и повышает награду за их поимку на 50.000 долларов. Тех же, кто не ходил в набег, шериф поощряет — они могут сбросить карты с руки и набрать новые (пока-пока, кактусы!).

Если за целый круг никто из игроков не ходил в набег, то между игроками начинается перестрелка в городе. Правила те же самые, что и при набеге, только без денег.

Как только представители одной команды вместе наберут  один миллион долларов, игра заканчивается и эта команда побеждает.

Время обсудить игру

Заочно до открытия коробки я примерно знал, на что эта игра похожа. С Бэнгом тут есть только тематическая, пожалуй, схожесть, потому что по геймплею это совершенно разные игры.

Мне нравится, что в Калибре есть ощущение настоящего налета и грабежа. Сначала вы тщательно готовитесь к вылазке, чистите оружие, собираете патроны и клевые карты действий, а потом всем скопом нападаете на дилижанс или поезд. Тематически игра проработана достаточно здорово. Допустим, сбегаешь ты из тюрьмы — и за твою голову сразу назначается награда. Патроны всегда заканчиваются в самый неподходящий момент, поэтому приходится полагаться на напарника, который поддержит тебя в перестрелке

Но при этом пока правила довольно сырые, и это чувствовалось уже в первой партии. Ближе к середине игры я вдруг понял, что Калибр — это не стратегическая игра, в которой ты манипулируешь картами в руке и колоде и просчитываешь ходы. Это патигейм, в котором есть много переговоров и случайностей. Причем последнего даже слишком много. В Калибре на данном этапе есть несколько неприятных моментов, которые не всегда позволяют получать удовольствие от игрового процесса. Например, в игре вам приходится часто умирать. В следующий свой ход вы просто берете новую карту ковбоя с тремя жетонами тюрьмы и ждете следующий ход. Потом 3 хода подряд вы сбрасываете жетоны, чтобы наконец-то вступить в игру. Т.е. получается, что 3 хода вы ничего не делаете. Но даже если вы сбежите из тюрьмы, то цена за вашу голову увеличится, и если вы сунетесь в бой с плохими картами на руках и вас убьют, то вы будете классной добычей для соперника. Поэтому в реальности вы ждете, когда сможете избавиться хотя бы от 1-2 жетонов тюрьмы, потом перебираете карты с резерва, чтобы набрать что-то толковое, и только потом вы начинаете ходить на разборки. Тематически это звучит правильно, но с точки зрения получения фана от игры это очень долго и нудно. На сколько я знаю, этот момент уже пофиксирован в новых правилах.

Следующее, что мне не понравилось — это обязательная перестрелка в городе. Перестрелку за награбленное добро я еще понимаю. Собралась братва на дело, вроде договорилась обо всем, но что-то пошло не так, кто-то кого-то предал, началась стрельба. Но когда все ковбои сидят в городе (кто-то даже в тюрьме срок мотает) и тут вдруг приходится насильно устраивать стрельбу (потому что так написано в правилах), то не всегда интересно, т.к. если в твоей руке плохие карты, то скорее всего тебя убьют. Я бы эту «насильную» перестрелку убрал из игры.

По признанию Ушана, койоты тоже не всем нравятся, но мне они показались забавными. Главное, чтобы их не приходило слишком много за один раз. Представьте себе, что недавно вы избавились от койота, потом решили взять карту с резерва, чтобы пополнить руку, а вам приходит еще один койот. Прикольно? Ммммм, наверное, нет. Самая неприятная штука, которая случилась со мной — я сидел с тремя кактусами в руке и ничего не мог с ними сделать. Как победить в такой ситуации, я понятия не имел.

И еще был один не клевый момент. В игре есть Форт-Нокс, который приносит 500.000 у.е. Т.е. половину нужной суммы. В нашей первой партии эта карта выпала первой и ее без проблем забрала одна команда. Представьте себе, что было бы, если бы через ход или два этой команде попался бы еще один Форт-Нокс. Игра могла завершится буквально за 5 минут.

Как мне ответил Александр Ушан, все шероховатости уже устраняются и в третьем варианте правил все будет изменено. В частности, игра должна стать быстрее и мобильнее. Скорее всего, Калибр уйдет еще больше в патигейм, потому что автор игры хочет сделать ее более переговорной.

Сам я не большой любитель таких игр, но отмечу, что потенциал у игры есть. Ради интереса посмотрел оригинальные правила игры, которая сейчас продается в магазинах, и понял, что они очень и очень плохи. То, что Ушан решил доделать игру, изменив некоторые элементы — это очень правильное решение. Я прекрасно понимаю, что хочет Ушан сделать — карточную игру про ковбоев, которые совместно грабят караваны, но с предательствами и договорами «на тоненького». Очень хорошо, что прорабатывается командный, а не одиночный вариант, потому что командами играть интереснее. 2 на 2 или 3 на 3 идут вполне хорошо.

Эта игра может понравится тем, кто любит несложные игры, в которых можно договариваться, блефовать и в которых есть неожиданности в виде случайно вытянутых карт. Поэтому если Калибр доведут до конца, игрушка получится любопытной. Для себя я пока выделяю следующие положительные моменты:

  • хорошая атмосфера Дикого Запада;
  • с правильной компанией интересно вести переговоры;
  • недлинные партии;
  • интересно вытягивать карты набегов;
  • карт много и они разные.

Если мне покажут новые (и, надеюсь, финальные) правила игры, то я обещаю, что расскажу вам, что поменялось в игре и стоит ли ждать ее выхода.

Ах да, в самом конце вспомнил, что хотел высказаться по поводу артов — все нужно перерисовывать, т.к. пока иллюстрации находятся на любительском уровне. Когда первый раз рассматривал карточки, подумал, что это карты для демоигр, а не финальная версия артов.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: