О старом по-новому — Claustrophobia

Вот же как бывает — порою об игре так много пишут в интернете, а потом проходит лет 5-6 и все — наступает тишина. Кто сейчас пишет о Claustrophobia? Да никто. А раньше о ней вспоминали часто. Хвалили, любили, тискали в объятиях. Наверное, как когда-то все в детстве хотели быть космонавтами, так и все настольщики в начале 10-х хотели заполучить Клаустрофобию. По крайней мере я сам очень сильно хотел.

Помню, какой замечательный обзор был на игру у Гравицапы на «Двух фишках». Это было еще до того, как там обжились развеселые игры для детей. Читаешь такие обзоры и не успеваешь слюну сглатывать — до того все кажется вкусным и «мастхэвным». И я вам честно скажу, что Claustrophobia — это до сих пор самая настоящая мечта настольного эстета. Компоненты игры — это просто сказка. Поэтому когда я увидел объявление, что кто-то в Бресте продает игру, то был крайне удивлен. Как такую замечательную сказку можно продавать? Что за непорядок творится в этом мире?

И вот я с несу коробку игры домой с почты. Продавец меня уверил в том, что с компонентами все в порядке, есть даже распечатанные правила на русском языке. Приятный бонус. Прихожу домой, освобождаю игру от упаковки и начинаю изучать компоненты. И это просто песня! Тайлы туннелей огромные! Картон толстый, приятный на ощупь. Все фигурки имеют неплохую детализацию, и еще они покрашены. Причем это не какой-нибудь кривой однорукий покрас, а вполне годнота, которую не стыдно ставить на стол. Имхо, в Клаустрофобии самые лучшие препокрашенные миньки, которые я видел в настольных играх. Вот почему эта игра — мечта коллекционера-эстета. Качество запредельное, компонентов уйма. Все красиво и современно. Даже необычные штуки есть, которые я раньше нигде не видел — пластиковые подставки для планшетов, чтобы было удобнее затыкать отверстия для урона.

В общем, игра должна вызывать слезы счастья у любого америтрэшера.

Глядя на это чудо, я не мог понять, почему игру продали. Написал письмо парню, у которого брал игру, и тот ответил, что игра просто не пошла в компании. Мне почему-то не хотелось в это верить. Разве может такая клевая игра не зайти? Хотя всякое бывает, конечно… Есть разные компании игроков — одни от Маленького мира в восторге, другие плюются от него и спокойно играют в Агриколу.

Обзор на эту игру я уже когда-то написал (местами там неплохие фотки получились, кстати). Спустя несколько лет я попробую вспомнить, что мне в этой игре нравится больше всего.

Имхо, основная фишка игры — это распределение урона и определение статов персонажей. Это все очень клево реализовано, и чего-то подобного я не видел в других играх. Правда, эта фишка реализована только у игрока, играющего за людей, а не за демонов (напомню, что Claustrophobia — дуэльная игра, в которой один игрок играет за людей, а второй за демонов). У каждого героя-человека есть личные планшеты с отверстиями для кубиков. Игрок за людей берет жменю кубиков, бросает их и распределяет по планшетам. В зависимости от цифры на кубике, у персонажа определяется его умения на текущий ход. У персонажа уменьшается или увеличивается защита, атака и очки передвижения.

Когда персонаж получает урон от противника, игрок берет штырек и вставляет его в отверстие напротив любого числового значения. Этим самым игрок до конца игры блокирует возможность применять кубик с этой цифрой. Поэтому в начале игры персонажи-люди могут все, что хочешь, а чем ближе конец, тем их крылышки все больше подрезаются. Это клево, это интересно.

Этот момент очень здорово характеризует игру как америтрэш. Очень многое зависит от того, как выпали кубики. И люди, и демоны в начале хода бросают кубы и определяют свои возможности. Людям могут выпасть кубики, которыми они не могут воспользоваться из-за ранений, а демон сверяет выпавшие цифры с личным планшетом, на котором написано, как и на что можно тратить кубики (получить плюс к защите или атаке, наплодить много мелких троглодитов, взять карту свойств и т.д.). В этой игре недостаточно просто хотеть сделать что-то сделать — нужно еще чтобы кубы удачно выпали и вы смогли реализовать задуманное. Такой типичный америтрэш.

Второй очень классный момент игры — исследование новых тайлов. Claustrophobia — это данжен кролер, в котором миньки двигаются по большим квадратным тайлам. Обычно карты в таких играх готовятся заранее, и игроки прекрасно осведомлены, откуда они начинают, через что идут и чем заканчивают. В Клаустрофобии все не совсем так. Стартовый тайл есть, а вот остальные тайлы будут открываться по мере передвижения героев. Игрок за людей при желании пересечь границу тайла вытягивает из стопки новый тайл и выкладывает его любой стороной к тайлу, на котором стоит его герой. Где-то там, внизу стопки находится финальный тайл, но к нему еще нужно добраться. Поле в этой игре формируется потихоньку и по совсем непредсказуемому сценарию. Так, на поле может появиться болото, ямы или еще что-нибудь, что затрудняет продвижение. Мне такая неожиданность нравится.

Что еще хорошо — это игра, которая развивается по заранее заготовленным сценариям, хотя это совершенно не новая штука для настольных игр. Вместе с правилами игры в коробке идет книга сценариев, в которой можно найти много разных вариантов игры. Именно сценарии формируют цель игры. Выбирается сюжет, который вам больше нравится, и вы готовите игру исходя из того, что написано в сценарии. В одном сценарии игроку за людей нужно найти артефакт, в другом быстро найти выход и сбежать, в третьем найти трон демона и замочить его. А может быть игроку за демонов нужно будет за определенное количество ходов выполнить задачу, а игрок за людей будет ему мешать. Сценариев много, поэтому не скоро получится заскучать.

Последнее, о чем мне хочется положительно отозваться — это простота и быстрота игры. Я не играл в Claustrophobia года два, но быстренько пробежавшись по своему обзору, сразу все вспомнил и практически уже готов был сыграть партию. У игры легкие и понятные правила. Сценарии можно разыграть от получаса до часа (зависит от выбранного сценария). Игра совершенно не забивает голову и позволяет отдохнуть от зубодробительных стратегий. Just have fun!

Но есть в игре и разные специфические моменты, которые отдаляют ее от некоторых настольщиков. Самое первое, с чем я довольно часто сталкивался — игру нельзя брать на игротеки или в компании, где больше играет 2-х человек. Вы берете Клаустрофобию, показываете всем, какая она классная, рассказываете об ее простом, но интересном геймплее. И вот все уже готовы играть, предвкушая получение большой дозы удовольствия, но тут же все обламываются, потому что игра строго на двоих. В это не верится, когда смотришь на коробку. Она такая большая, такая «жирная», но… только на двоих. В результате вы играете во что-то другое, во что можно играть вчетвером или впятером. В общем, Клаустрофобия подходит только для теплых ламповых посиделок вдвоем. Причем идеальный вариант — это когда второй игрок живет с вами под одной крышей. Либо кого-то придется звать в гости, но только одного, не больше. Брать с собой игру куда-то неудобно — она большая и тяжелая, поэтому лучше зовите гостей.

Еще иногда игроков обламывают неудачно складывающиеся сценарии. Как я уже говорил, это типичный америтрэш. Кубики могут не так упасть, как надо, и вот уже игрок сидит обиженный и говорит, что сценарий сломан, выиграть демонам невозможно, я больше в это играть не буду. Такое тоже у меня случалось. Правда, не в такой критичной плаксивой форме, но по поводу некоторых сценариев были сомнения, что они одинаково хорошо работают для обоих игроков. Тому, кто играет за людей, немного обидно, что ближе к концу игру у него становится все меньше возможностей из-за уронов. Поэтому иногда, когда не только кубы, но и вся игра против тебя, хочется махнуть на все рукой и сдаться.

Имхо, за людишек играть интереснее. По крайней мере мне. Планшет демонов не сильно вариативен в плане возможностей.

Вот еще кстати вспомнил, что в каждом сценарии свой главный босс, у которого могут различаться возможности в каждой новой истории. Это плюс игры, который совершенно случайно попал к минусам=)

Так вот вроде как ни посмотри — игра заслуживает внимания. Чувствуется, что она сделана с большой любовью и ее автор знает толк в настольных играх. Но знаете, в чем парадокс? Я в нее не играю. Может это проклятие какое-то, не знаю… Настолку раскладывал с несколькими разными людьми, но какого-то щенячьего восторга от игры у соперников не наблюдал. А именно он необходим для того, чтобы играть в настольную игру запоем. Когда тебе говорят «Нуууу, океееей, игра ничего, когда-нибудь следующий раз еще сыграем«, то это когда-нибудь растягивается практически до бесконечности. И пока время идет, моя коллекция обрастает новыми настолками, которые заваливают собой старые игры. У меня действительно коробка Claustrophobia лежит в самом низу высокой стопки, и до нее сложно добраться. Обычно внизу лежат дохленькие игры, которые играются редко, потому что они не очень интересные. Но Клаустрофобия же совсем не такая игра.

Когда я начал писать эту заметку, то думал, что нужно как-то объяснить читателям, что в игре неправильно, из-за чего я в нее не играю. Допустим, механика устарела, компоненты разонравились, правила имеют дыры. Но ничего такого в игре нету. Честно, выйди она в 2017 году в том же виде, в каком она вышла раньше — никто бы не заподозрил, что на самом деле ее сделали в 2009 году. Более того, сейчас ее скорее всего выпустили бы в урезанном формате, в котором миньки заменили бы жетонами, тайлы уменьшили в 4 раза и убрали половину сценариев, которые бы показали в дополнении. Т.е. игру бы уменьшили и немного ухудшили. А ведь в свое время игра стоила обычные 40 баксов, не учитывая пересылку. Сейчас игру тоже можно купить, но стоит она уже 60 баксов. Кстати, здорово, что игру печатают до сих пор!

Так вот так и не смог я найти ответ на вопрос «Почему я не играю в Клаустрофобию сейчас?». Сегодня поднял материалы по игре и мне дико захотелось сыграть хотя бы пару сценариев прямо в эти же выходные.

Я все же попытаюсь объяснить, почему я не заигрываю в эту настолку и почему она не совсем «але». Начну с того, что игра проще, чем кажется. Это не минус, не плюс, это просто факт. Я обычно жду от таких больших коробок хардкора, но Claustrophobia на самом деле совсем не такая. Это искусственно увеличенная в размерах довольно лайтовая настолка, поэтому она может немного дезориентировать игроков. О больших компонентах задумываешься, когда начинаешь выкладывать тайлы на стол, и они вылезают за его габариты. Были бы тайлы меньше — было бы все ок. Но с другой стороны, на такую гигантскую игру смотреть более приятно.

Сценариев много, но я не могу сказать, что они разительно отличаются друг от друга. Что бы вы не выбрали, а все равно игрокам придется перемещать фигурки по тайлам, которые поочередно появляются на поле, формируя один большой туннель. Основа игры остается неизменной, меняются только цели, состав героев, карточки героев и главный босс. Т.е. набор инструментов один, а вот фронт работы может различаться.

Но вообще, наверное, самое главное, что не дает мне упрашивать сыграть второго игрока в Claustrophobia, заключается в том, что она слишком большая для дуэльки. Я довольно часто играю вдвоем, но почему-то предпочитаю всякие ЖКИ и прочие карточные игры, типа 7 Wonders: Duel или Pixel Tactics. На Клаустрофобию нужен большой стол (очень большой), время на подготовку тайлов, изучение сценариев…

Но, если честно, объективных сильных минусов в игре я не вижу. Как хорошо, что я иногда пописываю такие статейки про старые игры, чтобы освежить воспоминания в памяти и сделать новый вывод. Меня уже последнее время немного клонило продать игру, но сейчас я считаю, что это было бы глупо с моей стороны. Игра же хорошая.

Допы

Давайте посмотрим, чем можно разбавить базу, если она вдруг начала приедаться. К Клаустрофобии вышло ровно 2 дополнения. Первое я долгое время собирался купить при первой же возможности, потому что оно очень хорошее. К сожалению, чем реже я доставал коробку с полки, тем меньше я желал тратить деньги на дополнение. Называется оно…

Claustrophobia: De Profundis

Это дополнение шикарно расширяет игру. Оно не ломает ее и не добавляет новых сумасшедших режимов. В коробке допа находится новая колода карт для героев, новые карты демонов, новые карты событий, новые цели, 10 тайлов комнат с новыми свойствами, 4 препокрашенные фигурки и 12 новых сценариев. Ну клево же, правда?

Хотите того же самого, но больше? Обязательно берите De Profundis!

Я не знаю ни одного человека, который бы сказал, что это скучное дополнение и оно ему не понравилось. Если есть возможность взять базу с допом — делайте это.

Claustrophobia: Furor Sanguinis

Помните, я писал о том, какая печалька, что игра рассчитана сугубо на двоих? Многим показалось, что вторым дополнением Croc, автор игры, исправит это недоразумение. Но на деле все оказалось немножко не так. Второе дополнение содержит новую большую фигурку зубастого крокодила, для которого придумали несколько сценариев. За этого крокодила и предлагают сыграть третьему игроку. В большей части сценариев крокодил играет роль отбитого на голову монстра, который жрет всех на своем пути. Но в некоторых сценариях у крокодила более лояльная роль к игрокам.

Судя по отзывам, это весьма спорное дополнение, которое нравится лишь коллекционерам.


Итак, что в итоге? Claustrophobia — незаслуженно забытая мною игра.  Это хороший лайтовый америтрэш для двух игроков. Компоненты прекрасные, правила несложные, игровые партии проходят быстро. Я до сих пор рекомендую игру к покупке. Скоро обещают выпустить новое издание игры — присмотритесь 😉

P.S. фото взяты с сайта boardgamegeek

25 Responses to О старом по-новому — Claustrophobia

  1. Ты так пишешь про то, что игра дуэльная, будто это минус, а на самом деле это, наверное, самый большой её плюс. Потому что подобных игр для большой игротечной компании вагон и маленькая тележка, а на двоих? «Клаустрофобия» раз, «Данжн Твистер» два, и всё? Ничего не забыл? При том, что «Твистер» — достаточно специфическая скорее головоломка и скорее шахматы, нежели приключение.

    Поэтому же, мне кажется, ты в неё особо не играешь — ты скорее ориентирован на игры для компании. Всё же в настольном деле оптимальное число игроков — 3-4, вот там можно как следует развернуться как по части взаимодействия между людьми, так и внедрить разные интересные дизайнерские элементы. Но далеко не всегда у тебя есть эти 3-4 игрока в принципе, и не всегда есть желание ходить по игротекам к посторонним людям. Иной раз хочется просто поиграть во что-нибудь со своим спутником жизни, и вот тут как раз «Клаустрофобия» достаточно уникальна — она выверена и рассчитана целенаправленно на двоих, в отличие от других игр, которые формально дуэльный режим поддерживают, но едва ли его там можно назвать полноценным.

    • scafandr says:

      Это как бы и не минус, но и не плюс. Это важная особенность игры, которая в той или иной компании может стать критической. На моем опыте она именно такой и была, о чем я и писал в статье. Ты же, наверное, читал статью — я писал о том, что здорово, если оба игрока живут в одном доме под одной крышей. Т.е. если вы парень с девушкой, два брата, муж-жена — все круто. Если вы играете вдвоем всегда — все просто офигенно.
      ИГру я покупал в 2012 году, когда активно развивал местный клуб настольных игр. Мне дико хотелось поиграть в Клаустрофобию. Приношу игру на игротеку, и тут же к тебе выстраивается очередь желающих сыграть, потому что игра эффектная. И как только я говорю, что мне нужен только один игрок, как тут же все расстраиваются и предлагают сыграть во что-то другое, во что можно сыграть вчетвером и впятером. Поверь, в моем случае ты принимаешь решение сыграть в другое. Помню, как договорился со знакомым прийти к нему домой и поиграть в К. Пришел, заходит довольная жена — о, я с вами. Извини, игра на двоих. В итоге она обиделась и ушла спать. Поэтому если ты спокойно играешь с женой — это круто, вам повезло. Сейчас же практически все игры масштабируются как минимум от 2 до 4 игроков. Хочешь играть вдвоем — пожалуйста. Хочешь играть вчетвером — пожалуйста. А в эту игру можно сыграть ТОЛЬКО вдвоем. Я никак не могу назвать это плюсом. Но хуже она от этого не становится.
      Я люблю игры, которые одинаково хорошо играются как минимальным, так и максимальным составом. В последнее время стараюсь не брать настолки, если они ориентированы на определенное количество игроков. Допустим, только на 4. Сейчас мне с дуэльными играми проще, чем раньше. Клуб мне стал не интересен, круг игроков уменьшился.

      • Catscratch says:

        Извините, что влезаю. А почему клуб стал неинтересен? Просто я в своём маленьком городке тоже пытаюсь продвигать настолки через настольный клуб.

      • По моему опыту, игры масштабирующиеся от 2 до 4 игроков, играются вдвоём не «хочешь — пожалуйста», а «хочешь вдвоём — получи нелепый огрызок нашей прекрасной игры, полностью ракрывающейся лишь в полноценном режиме на четверых, сами понимаете». Поэтому «Клаустрофобия» здесь достаточно уникальна, а в клуб надо носить другие, компанейские игры, благо их миллион 😉

        • scafandr says:

          По всякому бывает. Если и такие, которые вдвоем играются плохо, есть и которые играются хорошо. Безусловно, если игра сделана сугубо на двоих, то это будет самая лучшая и сбалансированная игра.

          • Тут ещё стоит учесть тот факт, что игра на двоих честно сразу тебя предупреждает, что она только на двоих, так что рассчитывай свои планы. Тогда как от надписи «2-4» игрока можно ждать абсолютно всё, что угодно, и скорее всего цифра «2» была добавлена, грубо говоря, маркетологами для галочки.

        • scafandr says:

          Вот, кстати, вспомнил игру, в которую я играю только вдвоем, хотя можно и вчетвером — РфтГ. Для меня это строго дуэльная игра. Вмногером не сяду играть

          • RftG и «Замки Бургундии» — да, одни из тех исключений, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Но и они уже совершенно другой класс игр, мы же говорили про америтреш и «приключение».

            • scafandr says:

              Если говорить про америтрэш, то вполне нормально я играл в Descent вдвоем, в AH, Nexus Ops, Duel of Ages, Forbidden Stars

              • В Descent вдвоём — это когда один вынужден обложиться планшетами и скрести затылок, пытаясь управлять всеми четырьмя героями вместо того чтобы играть спокойно одним? Вот про такие костыли я и говорю, Александр. Это совершенно не нормальный режим игры вдвоём. В «Аркхаме» то же самое, ага, одна недоигранная партия на 8 часов, как щас помню.

                Что-то более-менее человеческое авторы специально разработали в Imperial Assault, судя по описанию, но даже там, насколько помню, вдвоём нельзя проходить кампанию, только специальные сценарии. То есть можно, конечно, эмулируя недостающих игроков, но это не по-людски. Так можно заявить, что и в шахматы самому с собой можно играть, я тоже такое видел.

                • scafandr says:

                  В Дисе же не обязательно играть за 4-х персонажей. Можно и за двоих. Сильно хуже от этого вроде не было.
                  В АХ тоже все масштабируется. Можно и по одному сыщику играть, можно по 2. Например, в АХ на 4-5 человек я вообще не могу играть. Вдвоем гораздо быстрее.

                  • У нас было стойкое ощущение, что вдвоём в «Аркхэме» в стандартных стартовых условиях выиграть невозможно, я даже чисто арифметически прикидывал по количеству ходов, требуемых на закрытие врат, счётчик босса тикает быстрее. А ведь до врат ещё нужно дойти, ещё есть бои на карте, заходы в магазин и т.д.

                    • scafandr says:

                      Я врата вообще ни разу не закрывал. Ни вдвоем, ни большим количеством. Партия на 5 человек была невыносимой из-за того, что почти все просили перевести карты (у меня английская версия) и забывали фазы хода. Долго ждешь своего хода, муторно, скучно. Вдвоем гораздо быстрее справлялись и не так скучно было. Но с вратами сложнее — это точно

  2. kenny_smarts says:

    Клаустрофобия — отличная дуэлька, которая нравится мне и моей жене. К сожалению, допов у нас нет (а хотелось бы). По поводу дуэльности: как-то на мне написали, что играть можно вчетвером с некими хоумрулами, один игрок = один герой. Опробовать такой вариант мы так и не решились. Слышал что-нибудь про такое, Саня?

    • Такой режим существует, называется Descent. Правда, ещё одну коробку нужно будет докупить 😉

    • scafandr says:

      Самый простой вариант — это каждый лишний игрок берет под управление одну фигурку. В итоге получается, что игроки за людей будут мало играть и мало принимать решений, что не очень клево. Есть хоумрульный вариант на четверых с двумя допами. Но там только один сценарий, и я думаю, что игра не стоит свеч. Играйте вдвоем — это самый лучший вариант=)
      А так вообще Саша прав в своем комментарии выше — бери Дис=)

  3. gopstr says:

    А что обещают изменить/добавить в новом издании?

    • gopstr says:

      Пишут что на кикстартер собираются выходить с новым изданием/репринтом… Может наши ныне активные локализаторы подхватят?

      • scafandr says:

        Да, выйдут на Кикстартер, но пока подробностей нету. По слухам, Крок будет курировать этот проект и обязательно что-нибудь добавит. Как минимум, новое издание будет со всеми эрратами и изменениями. Думаю, можно ожидать новых героев и кучу новых сценариев.
        Может ГаГа подхватит?=) Она любит такое

  4. darkdar says:

    Когда купил Клаустрофобию, играли в нее очень много, но потом как-то все затихло. Сейчас уже не хочется — все же механика игры за зло там слишком уж однообразна в большинстве сценариев. Но покрашенные миньки… Сказка!)

  5. Lysyy says:

    В своё время Клаустрофобия дала жару именно своим дизайном и материальной частью. И до сих пор эта планка стоит очень высоко. Но сама игра чисто гейтвейная и очень однообразная, любимая игра Капитана Очевидность, очень мало в ней значимых решений на партию. Я свою продал и не жалею.

Ответить на kenny_smarts Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.