На Марсе свет сошелся клином — обзор настольной игры «Покорение Марса» (Terraforming Mars)

В этом году модно говорить об игре Покорение Марса. Чем раньше вы выскажете свое мнение об игре, тем будет лучше, потому что количество информации об ней начинает потихоньку зашкаливать, и, боюсь, что через пару-тройку месяцев обсуждение этой игры будет считаться плохим тоном. Виной всему этому Лавка игр, локализовавшая игру и собирающая на данный момент (август-сентябрь 2017 года) деньги на дополнения к ней. Поэтому мне тоже нужно побыстрее написать этот обзор, пока Марс еще в моде.

Сама игра увидела свет прошлой осенью. В то время вышло достаточно много настольных игр, так или иначе связанных с марсианской темой. Что поделаешь — разработчики и издатели тоже хотят кушать, поэтому и эксплуатируют по полной программе популярные темы. Если толпа хочет колонизировать Марс, то надо дать ей эту возможность. И, пожалуй, самую лучшую возможность предоставил автор игры Terraforming Mars (если судить по рейтингу BGG). Как же здорово, что с локализацией не стали сильно долго тянуть, и игру перевели на русский язык тогда, когда она еще даже не начала «остывать» в интернете. Т.е. локализацию делали на пике популярности игры. Наверное, по этим же причинам (хайп, круто, надо брать) я приобрел эту игру при первой же возможности.

Действительно ли игра так хороша, как о ней пишут и говорят? Сегодня об этом и поговорим.

Прелюдия игры

В далеком будущем человечество таки начало покорять Солнечную систему. Как многие из вас знают, Марс имеет больше всего сходства с Землей, поэтому колонизация этой планеты кажется самой простой задачей. Но это лишь только так кажется, ведь на самом сделать нужно очень многое — повысить температуру до предельного минимума, решить проблему воды, поднять уровень кислорода и т.д. Мировое правительство готово щедро вознаградить любую корпорацию или организацию, которая сможет терраформировать Марс, сделав его пригодным для жизни. Игрок берет под свой контроль одну из корпораций, которая не боится трудностей и хочет получить побольше грантов от правительства. Марс нужно облагородить, озеленить и заселить. Вперед!

Комплектация

Я не ожидал, что коробка окажется тяжеленькой. Не то чтобы мои мышцы ныли после похода на почту за игрой, но я привык к более легким еврикам в последнее время, в состав которых входит поле, пакетик с фишками и небольшая колода карт.

Покорение Марса (далее ПМ) поставляется в большой коробке, а это значит, что перед нами большая серьезная игра (можно подумать, кто-то сомневался =)). Внутри нас ждет игровое поле (средних размеров), планшеты игроков, несколько пакетов «блискучих» кубиков разного размера, картонные жетоны разной масти и 200+ карточек.

Пока опущу свои мысли  о тактильном ощущении компонентов и об их внешнем виде, но по наполнению коробка игры мне нравится. Все компоненты рассованы по пакетикам отнюдь не хлипкого качества. Картон толстый, карточки в принципе тоже, кубики покрашены ровно, блестят отлично. За такую комплектацию денег берут относительно немного, как мне кажется.

Как играть

Правила игры мне показались достаточно легкими и логичными. Прочитать, конечно, предстоит немало текста, но усваивается он (текст) достаточно хорошо. Полностью переписывать правила здесь я не собираюсь, естественно (это вы можете сделать сами, скачав правила с Тесеры, например), но кратенько о сути игры расскажу.

Итак, вы — это одна из крупных корпораций, которой не жалко денег для освоения марсианских земель. На большом игровом поле вы можете видеть карту части Марса, поделенную на гексы. Рядом с картой находятся шкалы температуры и кислорода, которые нужно поднять до максимального значения. По кругу поля расположен трек очков, а внизу — награды за различные игровые достижения. В самом начале игры карта Марса пуста и уныла, но скоро на ней появятся зеленые сады, бездонные океаны и шумные города.

У каждой корпорации есть личный игровой планшет, на котором отмечается уровень производства ваших ресурсов. Вы можете производить: мегакредиты (местная валюта), сталь, титан, растения, энергию и тепло.

Помимо планшета до начала игры игроки выбирают себе карточку корпорации, на которой будет отмечен стартовый капитал корпорации и ее основное свойство, которым игрок будет пользоваться до конца игры.

Во время подготовки к игре каждый игрок получает 10 случайных карт. Вы вольны оставить себе любое количество из этих карт, но за каждую оставленную карту придется заплатить 3 мегакредита. Стартовые капиталы некоторых корпораций не позволяют оставить себе сразу все 10 карт, поэтому приходится тщательно выбирать.

Карты в игре поделены на 3 типа:

  • события (красные карты). Мощные одноразовые карты, которые дорого стоят и после выполнения эффекта складываются в стопку перед игроком рубашкой вверх;
  • технологические карты (зеленые). Тоже одноразовые карты, но складываются они в столбик, чтобы видны были метки, находящиеся сверху карты. Эти метки могут влиять на эффекты других карт, которые будут разыгрываться позже;
  • активные карты (синие). Тоже складываются в столбик, но их главное отличие от зеленых карт заключается в том, что действия этих карт можно использовать каждый ход в любой подходящий момент.

Раунд в игре поделен на 4 фазы. В первую фазу передается маркер активного игрока. Во вторую фазу игроки берут по 4 новые карты и либо сразу выбирают нужные из них, оплачивая их стоимость (3 кредита за каждую) и сбрасывая ненужные карты в отбой, либо драфтят карты, а потом уже выбирают нужные. Драфтить карты или принимать их такими, какие они есть, решается игроками перед началом игры.

Третья фаза самая насыщенная и длинная, т.к. в ней игроки могут выполнять разные действия. А именно:

  • сыграть карту с руки, оплатив ее стоимость в кредитах или других ресурсах (если можно). После оплаты можно воспользоваться эффектом карты, после чего карта помещается в одну из трех стопок (в зависимости от ее цвета);
  • выполнить стандартный проект. Проектов много и они перечислены на самом игровом поле. Можно сбросить карты с руки, получив за них кредиты; можно заплатить кредиты и увеличить производство своей энергии, увеличить температуру или выложить на поле жетон океана/озеленения/ города;
  • заявить о достижении. Если игрок выполняет одно из пяти условий (построил 3 города, выложил 3 жетона озеленения, собрал на картах 8 меток зданий и т.д.), он платит 8 кредитов и делает заявку на достижение, которое в конце игры принесет 5 ПО;
  • учредить награду. Для учреждения наград выполнять требования не нужно, достаточно оплатить ее стоимость. В конце игры каждая учрежденная награда приносит 5 ПО тому, кто займет 1-ое место в соответствующей категории, или 2 ПО, кто займет 2-ое место;
  • выполнить действие своей синей карты. Каждое такое действие можно выполнять один раз за раунд;
  • превратить 8 кубиков растений в жетон озеленения и поместить его на игровое поле;
  • потратить 8 кубиков тепла на повышение температуры на 1 деление.

В четвертой фазе игроки переносят на своих планшетах кубики энергии на клетку тепла, получают мегакредиты, исходя из рейтинга терраформирования и уровня производства мегакредитов, а также получают остальные ресурсы, исходя из уровней производства.

Суть игры заключается в увеличении рейтинга терраформирования (РТ). Под этим страшным словосочетанием скрывается простое понятие победных очков. По сути РТ в каждом раунде отвечает за количество получаемых игроками денег (начиная со стартовых 20), а в финале РТ превращается в ПО. Поднимать РТ можно с помощью разыгрываемых карт (если там указан такой эффект), либо  с помощью выкладывания на поле жетонов озеленения и океана (каждый жетон дает +1 РТ), либо с помощью повышения температуры (за подъем каждого деления +1 РТ).

Игра заканчивается тогда, когда все 3 глобальных параметра (океан, температура и кислород) достигнут своих оптимальных значений. После этого РТ превращается в ПО, игроки получают очки за награды и достижения, жетоны озеленения и города на поле приносят очки своим владельцам, игроки получают очки за сыгранные карты.

Игрок, набравший больше всего очков, побеждает в игре.

Покорение Марса — маст хэв или нет?

Если говорить об игре в общем, то она основана на наборе очков через розыгрыш карт и выставление жетонов на поле. Эдакое карточное евро, типа Брюгге, с полем-планетой. Основная задача игрока — всеми возможными путями повышать РТ. Ваш максимальный уровень производства стали или титана будет бесполезен, если вы в конце игры будете иметь самый маленький РТ. Исходя из этого нужно выбирать правильные карты при драфте, иначе вы будете думать, что терраформируете Марс, а на самом деле стоите на месте и создаете видимость прогресса.

В этой игре есть множество умных и тонких моментов, которые делают игру очень интересной. Начнем с самого простого — набор карт в руку. Карты — это ваш движок, с помощью которого вы преобразуете один вид энергии в другой. Естественно, игроку хочется иметь на руках как можно больше карт, но за каждую карту нужно заплатить. А чтобы ее сыграть на стол, нужно заплатить за нее снова. Поэтому в каждом раунде игрок стоит перед выбором — взять больше крутых карт и потом думать, где взять деньги для их оплаты, чтобы ввести в игру, либо либо взять в лучшем случае 1 самую лучшую карту и без проблем ее потом разыграть. Это очень хорошая дилемма, которая постоянно мучает игроков.

Следующий очень приятный момент — требования для розыгрыша карт. Карт в игре много (больше сотни, не считая карты для соло-игры), и все они уникальные. Безусловно, какие-то карты дают чуть более хороший эффект, какие чуть менее хороший. Автор игры очень грамотно подошел к вопросу случайности выпадения карт. Допустим, получить в начале игры мощную карту является довольно хорошей заявкой на победу. Такие карты есть и в Покорении Марса (ПМ), но каждая карта имеет требование по ее выводу. Допустим, температура должна быть выше 0, а уровень кислорода должен превышать 5%. Эти условия выполняются только где-то примерно к середине партии, поэтому в самом начале игры сыграть карту с такими высокими требованиями не является возможным. Аналогично и с картами, которые рассчитаны на начало игры — в конце игры невозможно выполнить их требования (например, температура должна быть не выше -10 градусов). Очень классно придумано! Браво, Фрюкселиус!

Я обозвал игру «настолкой про цифры». На протяжении практически всей партии мы сверяемся с требованиями карт и фактическими показателями. Если у вас есть 2, то поднимите 1; а если у вас есть 3, тогда срочно платите 4, возьмите 2, постройте 1 и добавьте еще 1 — примерно так устроена игра. В ПМ нужно постоянно что-то поднимать, вычитать, получать и следить за показателями на игровом поле. Наверное, такой и должна быть настоящая евроигра. Хотя тут вроде одни карточки, но дух евроигр явно присутствует. С математикой в игре все в порядке.

После первой партии в Марс я задумчиво сказал — именно такой должна была быть российская игра Masters of Orion. Не скажу, что игры очень похожие, но их роднит наличие планшета игроков, на котором кубиками изменяется производство ресурсов. Плюс в обоих играх есть карточный движок. Но в ПМ можно собирать интересные комбинации, есть много всяких подводных камней, как любит говорить известный генерал Тапилин. В ПМ вроде точно так же возишься с кубиками на планшетах, двигая их туда-сюда, но ощущение от игр совершенно разное. Как от детской карусельки и американских горок.

Хотя может быть мои впечатления были бы чуть похуже, если бы в Марсе не было игрового поля, в которое я влюбился практически с первого взгляда. Если убрать поле, то перед нами будет довольно обычная карточная игра — играем карты, двигаем ползунки и получаем очки. Но поле заставляет отвлекаться от карт в руке, предлагая новые широты для развития стратегии. Вы ведь не просто занимаетесь озеленением или строите города — вам еще нужно пальцем ткнуть в место на поле, где все это будет происходить. И выбрать нужно то место, которое подходит по правилам и приносит больше всего очков. Мне нравится, что игровое поле не менее важно чем то, что находится у тебя в руке. А вместе все это работает как единый механизм. Поэтому игровое поле было для меня одним из первых отмеченных плюсов игры.

Сыграв несколько партий, я так и не нашел одной победной стратегии, бьющей точно в цель. Обычно такая стратегия сильно расстраивает меня, потому что игра становится какой-то однобокой. В первой партии у нас все решилось с помощью подсчета очков за леса и города. А во второй партии мы долго смеялись с игрока, у которого были только одни зеленые карты, с синими он вообще решил не связываться. И в итоге он победил. Кто-то качает сталь и титан, кто-то воюет с температурой и кислородом, кто-то активно играет красные карты и портит производство другим игрокам — все это можно делать в одной игре и каждая стратегия может привести к победе. Меня радует тот факт, что у нас в компании никто не говорит, что, допустим, качать тепло не имеет смысла, лучше сразу идти в растения. Я люблю настольные игры, в которых не обязательно углубляться в одну стратегию, забивая на другие. В ПМ в одном раунде тебе выгодно качнуть производство титана, в другом выгодно взять побольше карт в руку, в третьем выгодно построить город возле океана — и ничто из этого не затормозит ваше развитие. Обилие возможностей в игре очень радует.

Меня немножечко коробят еврогеймы, в которых все игроки начинают с одинаковых условий. Т.е. теоретически игроки могут друг у друга подсматривать ходы и делать то же самое. И только через пару ходов начнут появляться индивидуальные стратегии. ПМ предлагает игрокам на старте игры выбрать себе корпорацию, которая приносит уникальный стартовый капитал и уникальное свойство. Если кому-то это не нравится, те могут использовать «новичковые» корпорации, которые не имеют отличий. Но наличие разных стартовых корпораций не всегда гарантирует того, что игроки будут активно использовать их свойства. Например, вы можете взять корпорацию, с которой выгодно строить города, но карты, позволяющие это делать, вам не будут попадаться. В результате свойство корпорации будет использоваться не так часто, как хотелось бы. На старте игры игроки выбирают одну из двух предложенных корпораций, и у меня не раз так было, что в середине игры я думал, что лучше бы взял другую корпорацию. Тем не менее, я считаю, что разница на старте между игроками, это плюс.

Драфт карт — это лишь рекомендация, а не требование. В первой партии мы играли без драфта. Что получили в начале раунда на руки, то и оставляем себе. Я рекомендую всем это делать, что играет в ПМ впервые, потому что драфт незнакомых карт не имеет особого смысла. Вы все равно видите все эти карты впервые, и выбрать лучшее из того, что пока нельзя оценить, очень сложно. Зато после первой партии я твердо был уверен в том, что драфт карт необходим как воздух. Да, драфт увеличивает время партии, но зато он позволяет отобрать нужные карты для себя и не дать мощные карточки соседу. После первой партии вы уже будете примерно знать, чего ожидать от пришедших карт в руку. Вы можете оценить их полезность, поэтому играть будете гораздо эффективнее. Если играть без драфта, то лично меня рандом просто съест вместе с тапочками, и я больше не захочу играть в ПМ.

Как пришита тема к геймплею? На мой взгляд, очень и очень надежно пришита. Тема игры чувствуется во всем — и в игровом поле, и в карточках, и в действиях игроков. У меня во время партий ни разу не возникло ощущение, что я играю в какой-то абстракт с ползунками. Мне очень интересно было читать названия карт и их флавор. Все, что написано на игровых компонентах, имеет связь с темой терраформирования Марса. Некоторые вещи я слышал в первый раз, поэтому с интересом гуглил в интернете, что это значит. Автор игры имеет ученые степени в области химии и физики, поэтому все, что вы делаете в ПМ, обосновано научными гипотезами и доказательствами. Например, после игры в Марс вы точно будете знать, сколько нужно процентов кислорода на необитаемой далекой планете, чтобы на ней можно было спокойно дышать. Хорошо, когда игра может не только развлечь, но и чему-то научить.

На мой взгляд, ПМ довольно простая игра для обучения и понимания. Правил хоть и довольно много, но написаны они понятно. По моему краткому пересказу правил уже можно легко сообразить, как игра работает. А ведь я не так уж много нюансов опустил. Очень хорошо, что все фазы игроки отыгрывают вместе, а не по очереди (сейчас мы набираем карты в руку, потом мы играем действия, потом получаем ресурсы). Это убирает постоянные вопросы в духе «а что мне сейчас делать?». Самые важные действия спрятаны в карточках. Вот именно они, а не правила игры, заставляют задуматься игрока. Сама же игра базируется на довольно простых понятиях, доступных, как мне кажется, даже новичкам.

В ПМ есть даже соло-режим. Признаюсь честно, я не любитель играть соло, особенно если игра рассчитана в первую очередь на большее количество игроков, а соло-режим идет лишь как дополнительный вариант игры. Когда я сортировал карточки (карты для соло прохождения отличаются от обычных карт и помечены в углу специальным значком), то удивился, что соло-карт по количеству не намного меньше обычных. У меня заочно закралось подозрение, что соло-режим может отличаться по ощущениям от обычного режима. Раз там другие карты, значит и играется все немного по-другому. Но пока сыграть одному мне не удалось (когда-нибудь я обязательно это сделаю), потому что в данный момент мне очень хочется играть бОльшим составом. Но само наличие одиночного режима делает игру более привлекательной для настольной аудитории. Если кто пробовал играть один, отпишитесь в комментариях о своих впечатлениях, пожалуйста.

Реиграбельность. Имхо, она огромна. Я сыграл пока что 4 партии, и игра мне ни капельки не надоела. Я считаю, что я до сих пор ее не изучил, и хочу продолжать шпилить в нее и дальше. Честно признаться, о допах пока даже не думаю, т.к. мне базы хватает с лихвой. В первую очередь реиграбельность заключается в карточках, которые приходят всегда по-разному. В одной партии вы будете развивать микробов, в другой животных, третьей строить города и озеленять территорию. Все ваши действия сильно зависят от пришедших карт, а они всегда приходят по-разному. Потом долю реиграбельности приносят карты корпораций. Их не так много, конечно, но сыграть хотя по разу за каждую сторону будет интересно. В общем, если игра вам понравится с первой же партии, то вопрос о реиграбельности у вас вряд ли будет стоять.

Что же можно сказать о количествах игроков? В ПМ может играть от 1 до 5 игроков. Мною были опробованы варианты только на 3 и 4 игрока. У меня сложилось впечатление, что чем больше игроков за столом, тем быстрее терраформируется Марс. Потому что у игроков будет больше карт на руке, которые можно разыграть за один раунд. Чем меньше игроков — тем больше раундов и тем больше РТ будет в итоге. Больше игроков — меньше РТ, меньше доходы. Но в целом смею предположить, что при любых сочетаниях игроков ПМ играется одинаково хорошо. Допустим, если играть вдвоем, то игре совершенно не нужны какие-то боты-болванчики, которые будут ходить автоматически. Игра хорошо себя показывает при любом раскладе. Может разве что только вдвоем драфт будет проходить чуть более жестко, т.к. оба игрока будут мешать друг другу набирать вкусные карты. Мне показалось, что при большем количестве игроков игра проходит динамичнее.

Все, о чем я писал выше, можно отнести к плюсам игры. Играется ПМ действительно приятно, интересно, и восторгов игра принесла мне море. Но это отнюдь не идеальная настольная игра, которую можно смело назвать шедевром. У нее полно минусов, и о них я расскажу в следующей главе.

Ругаем Покорение Марса

Помню прекрасно, что я чувствовал после первой ознакомительной партии в ПМ. У меня было приятное ощущение от умного игрового процесса и дикая усталость после 4+ часов игры. Когда смотришь на стопку карт и на игровое поле, то кажется, что управишься за 2-2,5 часа. А на самом деле все растягивается на большее время, потому что не в каждом раунде удается поднять хотя бы один из параметров, которые приближают конец игры. Безусловно, если знать все карты, уметь быстро отличать полезность одной карты от бесполезности другой, то игра начнет протекать быстрее. Понятное дело, что в первой партии мы только знакомились с игрой и ее возможностями. Вторая партия была не на троих, а на четверых, но с драфтом, поэтому все равно играли где-то около 4 часов. Драфт растягивает игру, т.к. возня с выбором и передачей карт (пускай их всего 4 за раунд) добавляет игре даже не минуты, а целый час, как минимум.

Поэтому Марс жестоко забирает силы после каждой игры. Например, сыграть в другую игру после ПМ у меня не возникает желания. Игра клевая, но длинная. В дополнении, которое вот-вот появится на прилавках магазинов, есть официальные правила, по которым игру можно «убыстрить». Согласно им, активный игрок в конце раунда бесплатно поднимает один из трех главных параметров (вода, температура, кислород), не получая за это бонусов. Это действительно хорошее правило, которым можно пользоваться, если вы хотите побыстрее колонизировать Марс. А если вам по нраву длинные партии — играйте по старым правилам.

Следующий минус меня не раз злил и раздражал. В игре много кубиков для подсчета ресурсов, которые кладутся на ячейки планшетов игроков. На планшетах есть не только ячейки для складирования ресурсов, но и треки, которые показывают вашу производительность. На каждом треке тоже стоят кубики. В каждом раунде их приходится двигать туда сюда. Совершенно случайно рукой, рукавом или дерганием стола эти кубики можно сбить. Вернуть все назад зачастую становится проблемой, т.к. не все игроки запоминают, где у них что стояло. Про эту проблему с кубами я знал заранее, поэтому старался аккуратнее обходится с треками. Но как бы я ни старался, нет-нет да и собьешь что-нибудь. За 4 часа игрового времени вы постоянно возитесь с этими кубами на планшетах. Задеть или сдвинуть кубик легко и просто. Так как кубики крашеные и гладкие, то они скользкие. Бывает проносишь мимо планшета кулак с зажатыми кубами, и один из них выскальзывает и падает на планшет, сбивая собой все подряд. Это меня злит, но поделать ничего не можешь, т.к. в самой игре никак не предусмотрена защита кубов от сдвигов.

Лавка игр постаралась придумать, как можно решить эту проблему. Партнеры издательства предложили разного рода накладки на планшеты, в которых есть прорези для кубов, и сбить или сдвинуть их никак уже будет нельзя. Но накладки эти не бесплатные, за все нужно платить денежки. И немалые. Меня, например, жаба душит покупать эти накладки, потому что стоимость игры тогда увеличивается до неприличия. Я считаю, что цена, за которую ПМ можно купить в магазине, является разумной. А все эти накладки и прочие прибамбасы делают игру золотой. Без них неудобно, но с ними дорого. Решайте сами.

Я люблю красивые настольные игры, но ПМ не могу назвать такой. Как по мне, то оформление в игре средненькое и в некоторых местах странное. К игровому полю претензий вроде нету. Карта части Марса прорисована хорошо, треки параметров вроде тоже ничего выглядят, а вот планшеты игроков совсем унылые. Они очень простые. Но работу свою выполняют. Карты корпораций страшненькие. Их можно было сделать больше размером и в виде красивых опупенных визиток. А получилось какое-то непрезентабельное лишь бы что. Картинки на карточках вообще понадерганы из чего только можно. Там и фотки, и рисунки разного качества. Со стороны очень похоже на ПнП, непонятным образом пробравшееся в финальный дизайн игры. Реально все похоже на то, что картинки для карточек просто были взяты из интернета. Не то чтобы с ними все совсем плохо, но никакого общего стиля там нету, поэтому я на них особого внимания не обращаю (мне больше важен текст). В плане оформления ПМ похож на инди-проект. Но важно отметить то, что при таком довольно халтурном дизайне, игра занимает высокое место в рейтинге БГГ, что говорит о том, что ПМ заслужил свое место не шикарными миньками и артом от Винсена Дютре, а хорошим игровым процессом.

К сожалению, игра практически не дает возможностей догнать лидера. Если у него все хорошо, и его РТ на много пунктов обгоняет ваш РТ, то скорее всего, что закончится для вас партия не очень радужно. Повлиять на лидера можно лишь при драфте карт и при розыгрыше карт, которые ломают чужое производство и ресурсы (такие карты есть, но их не так много). Вот и как бы все. Если соперник построил хороший движок, то разрушить его не получится, как бы вам ни хотелось. Поэтому лучше с самого начала игры приглядывать за соперниками, чтобы те сильно не убегали вперед, иначе потом не догонишь.

А вот следующий минус может отпугнуть немало настольщиков. Судя по БГГ, это самая главная причина, по которой хэйтеры не понимают хайпа вокруг ПМ. Называется этот «брак» игры — рандом карт. Со случайностью прихода карт игра пытается бороться с помощью драфта, но и он не является панацеей. Если игроку удачно придут в руку очень классные карты в начале игры, то он будет иметь большое преимущество. Допустим, если вы не собираете микробов, а вам приходят карты, связанные с ними, это для вас мусорные карты. Или если в руку прут одни дорогие красные карты, которых много не нужно. Или эти карты не могут быть разыграны, потому что глобальные параметры не достигли нужных показателей, либо же показатели превысили требования карты. Я не могу сказать, что все карты в игре одинаково полезны. Некоторые из них очень круты, а некоторые очень унылы (вплоть до того, что я ни разу не видел, что их кто-нибудь когда-нибудь разыгрывал). У меня несколько раз так было, что после драфта я не оставлял себе ни одной карты, потому что все они были бесполезны. Так как я любитель карточных игр, то меня эта случайность не пугает, ибо я привык. Те же, кто любит строгие экономические еврогеймы, в которых каждый чих просчитывается, не могут принять ПМ, как хорошую игру. Если почитать чужие ругательные обзоры, то выясняется, что это проблема номер один в игре.

В некоторых картах текст прописан непонятно. Во-первых, очень странно, что вроде сверху карты требование изображено символами, но тут же внизу оно продублировано текстом. Мне кажется, тут либо символы плохо реализованы, что их приходится разъяснять, либо автор сильно печется об игроках, поэтому решил пояснять карту двумя способами. При этом в текстовых требованиях может быть важное пояснение, которого в символах нету. Более того, в тексте карты могут быть продублированы правила игры. Например, все и так знают, что если выложить жетон озеленения, то ваш РТ поднимается на 1. Есть карты, которые говорят — «выложите жетон озеленения и поднимите свой РТ на 1«. В итоге игрок может озадачиться тем, что ему делать — один раз поднимать РТ или два раза. Я сам был пойман в такую же ловушку, пока не глянул форум БГГ, на котором не раз уже про это спрашивали. Ответ был прост — автор игры просто хотел напомнить, что РТ поднимается после озеленения, поэтому продублировал правила в тексте карты. На мой взгляд так не должно быть. Имхо, это ошибка автора игры. Текст должен быть четким и не вызывающим сомнений.

В минусы можно занести и возможный даунтайм. Я слышал разные мнения — в игре есть дайнтайм/в игре нету даунтайма — по-всякому говорят. Конечно, в первых партиях даунтайм был и у меня. Но все-таки если более-менее разыграться в ПМ и изучить все карты, то игровые решения должны приниматься быстрее. На мой взгляд, в любой карточной игре может случиться даунтайм по причине тормознутости некоторых игроков. В Марсе можно задуматься над многими вещами — какие карты брать при драфте, какие карты оставить себе, что разыграть, в каком месте построить город, у кого из игроков убрать ресурс и т.д. Все это лечится лишь опытом, либо не лечиться вовсе, т.к. это врожденное.

Годнота или нет?

Несмотря на усталость после партий, случайность прихода карт в руку, стремный арт и бардак с кубами на планшетах, игра мне очень понравилась. Один мой знакомый, который сыграл в Марс еще до того, как он стал популярным, сказал, что это не шедевр, но очень хорошая игра. И я с ним целиком и полностью согласен. У игры хватает минусов, некоторые из них могут отпугнуть навсегда некоторых настольщиков, но меня подобными вещами запугать сложно. Как я уже писал, может быть если бы в игре не было игрового поля с картой Марса, то я поставил бы игре просто 7/10 баллов и сказал бы, что в принципе игра ничего такая, играть можно. Но по моим теперешним ощущениям игра тянет где-то на 8,5 баллов из 10. Больше поставить не могу, т.к. минусы у нее все же есть, и они не такие маленькие, как хотелось бы.

Мне понравилось обустраивать Марс. Игре на руку сыграло то, что в нее аккуратно встроен научный элемент. Нет ощущения, что ты играешь в какой-то детский симулятор колонизации Марса. Все кажется таким серьезным и настоящим. Конечно, не особо верится в то, что Марс когда-либо будет заселен (по сути, эта планета является отработавшей свое Землей). Если вы любите читать, то можете пережить покорение Марса с помощью трилогии Кима Робинсона, посвященной Марсу (довольно занудная местами трилогия, если честно). Но с настольной игрой Покорение Марса вы можете самостоятельно покорить Марс.

На мой взгляд, хайп вокруг игры оправдан. Я, если честно, рад, что такую игру придумали не в FFG или Asmodee. Якоб Фрюкселиус сам организовал свое издательство, а иллюстрировали игру его родственники (отсюда и такой специфический инди-арт). Т.е. изначально непопсовый инди-проект получил такую большую популярность только благодаря своему геймплею. Это же очень круто!

Кому может понравится игра? Наверное, тем, кто любит такие игры, как Брюгге, Deus, может быть даже Imperial Settlers. А не понравится скорее всего тем, кому не нравятся игры с карточным движком.

Сам я лично очень рад, что в моей коллекции появилась эта игра. И тематика моя, и геймплей довольно интересный. Осталось только решить проблему с планшетами.

В общем, как по мне, то хайп вокруг ПМ оправдан. Это годная настолка.

Как вы знаете, к игре вот-вот выйдут 2 дополнения. Пару слов скажу и о них.

Дополнения

Эллада и Эллизий. В этот доп входит двустороннее игровое поле. Базовое поле через несколько партий может надоесть свои однообразием (например, ставить жетоны океана можно на строго отведенные ячейки), потом захочется чего-то нового. И эту проблему решает вот этот самый доп. Игра при этом никак не меняется. Просто будет новая карта, новые ячейки, новые бонусы от ячеек и новые достижения с наградами. Не могу назвать Элладу и Эллизий маст хэвным дополнением, т.к. он предназначен в первую очередь для опытных игроков, которым приелось базовое поле. Без него ПМ вполне хорошо играется. Но с ЭиЭ будет еще лучше, безусловно=)

Венера. Этот доп дает нам возможность посетить горячую Венеру. Как вы знаете, климатические условия на этой планете совсем иные, чем на Марсе, поэтому основной параметр заселения Венеры будет другой (как я понимаю, он только один). Скорее всего, поле Венеры будет считаться придатком к полю Марса. У игрока в раунде будет выбор — или колонизировать Марс, или Венеру. Самым вкусным элементом допа будут новые карты технологий и корпораций. Вот это по-настоящему годнота! Обещано где-то 50-60 новых карт. Даже если не брать в расчет карту Венеры, только из-за одних карт этот доп нужно брать обязательно.

Но напомню, что я считаю базу самодостаточной. Она хороша и играбельна без допов.

В общем, увидимся на Марсе, там еще полно работы, присоединяйтесь 😉

55 Responses to На Марсе свет сошелся клином — обзор настольной игры «Покорение Марса» (Terraforming Mars)

  1. «Когда я сортировал карточки (карты для соло прохождения отличаются от обычных карт и помечены в углу специальным значком), то удивился, что соло-карт по количеству не намного меньше обычных»

    Что-то тут не так, в правилах ведь указано, что подготовка к соло игре практически не отличается от подготовке к игре с расширением «Эпоха корпораций», соответственно карточки со значком замешиваются вместе со всеми картами, т.е. игра идёт полной колодой
    в 208 карт проектов.

    Соло режим советую, совсем другие ощущения от игры, те карты которые в обычной игре оторвал бы с руками т.к. они в конце принесут много ПО в соло сбрасываешь без сожаления — они не помогают повышению глобальных параметров, достаточно скоротечная партия, очень ощущается нехватка времени (всего 14 поколений), выиграть нам (у нас не совсем соло была игра мы вдвоём играли) удалось в последнем поколении причем практически из последних ресурсов.

    • scafandr says:

      О, точно! Спасибо, что заметили, потому что я думал, что с пометкой — это карты, которые нужно отбирать для соло-режима. Теперь буду знать, что ошибался. Соло-режим обязательно попробую. То, что вы описали, меня заинтересовало. Но сначала надо наиграться в обычный режим=)

  2. Дмитрий says:

    Венера так-то горячая как ад. Там температура на поверхности под 500 градусов, что даже выше чем на Меркурии.

  3. Владимир says:

    Соло игра тоже очень хороша, ибо ограничение по времени очень сильно дает о себе знать и создает хороший кризис.
    На моем столе довольно частый представитель — на 5ых была сыграна за 3,5 часа, 3е играли 2ой раз, 1 новичек ну и я. Небольшой отчет был на тессере. Т.к. сам большой любитель амери, то как раз таки тому, что есть рандом на картах — очень рад. Допы уже заказал, надеюсь, что оставшиеся 4 запланированных, тоже будут локализованы Лавкой. Очень уж удачно она заявила о себе с этим проектом.

    • scafandr says:

      Спасибо за впечатления. Обязательно сыграю соло в ближайшее время. На пятерых не удалось собраться, к сожалению. Но, наверное, игра от этого ничего не теряет.
      Про допы уверен, что локализуют все. Марс у Лавки хит продаж=) Вот и допы уже все размели, осталась только база

      • Во все настолки играем в основном вдвоём, периодически собираемся большим числом

        В Марс удалось один раз сыграть втроём (один новичок) и один раз впятером (2 новичка), втроём понравилось, партия не сильно отличалась от дуэли, разве что на карте более тесно стало, а вот впятером очень разочаровала игра, возможно сказалось что были новички, но, если кратко суть, то игра шла долго (3,5 часа и это только базовыми картами без драфта), большой даунтайм практически в каждом действии, а в итоге у каждого карт разыгранных было около 2х десятков и всего 6 поколений, т.е. только движок какой-то построил, всё кончилось.
        Эксперимент с полным составом нужно повторить, но пока что-то совсем не тянет этого делать
        Так же скучно мне было только когда в Маленький мир и Игру престолов (которая стратегия) играл, но там механики изначально мне не нравящиеся были, а тут игра которая на двоих для меня практически идеальна большим составом оказалась неиграбельна.

        • scafandr says:

          Мне нравится, что игра хорошо масштабируется по количеству игроков. Обычно если на 4-х хорошо, то на двоих будет не очень.
          Я играл максимум вчетвером, но мне понравилось. Чуть быстрее развивались параметры. За одно поколение происходит больше событий

  4. Yury Yamshchikov says:

    Вот я тоже вначале загорелся игрой, но по обзорам меня смутила случайность в картах, ну и время партии — если сейчас удается найти время на что-то столь длинное, то я достаю Замки Бургундии, которые для меня, наверное, являются сейчас идеальной игрой с большим временем партии. Впрочем, если бы мне удавалось играть чаще, то я наверняка взял бы эту игру, т.к. во всем остальном по описаниям она такая, что просто слюни текут рекой 🙂

    • scafandr says:

      Случайность немного нивелируется за счет драфта и требований к розыгрышу карты. Если ты играешь в РфтГ без боязни, то с Марсом тем более все будет ок.
      Думаю, если все игроки будут знакомы с игрой, то за 2-2,5 часа можно легко сыграть. А уж с правилом из дополнения так тем более. Думаю, тебе понравилась бы игра. Сыграй с кем-нибудь, Питер большой, легко найдется товарищ с коробкой

      • Yury Yamshchikov says:

        RftG все же гораздо быстрее, там не так обидно, если карты не зашли. Впрочем, попробовать надо, согласен 🙂

  5. Александр says:

    «оставшиеся 4 запланированных, тоже будут локализованы Лавкой» — это имеется в виду кроме «Венеры» и «Эллада и Эллизий»?! а где про них почитать можно, а то на Тесере 4 допа, 2 оставшися — это 2 промо-карты, они должны уже быть в базовой коробке…

    • Аноним says:

      «Фрюксы» объявили что будет 6 допов, именно допов, а не промокарт, ну и как бы их еще нет, что бы можно было о них читать. И да, кроме «Венеры» и «Эллада и Эллизий» будет еще 4 допа.

  6. Machairod says:

    А как Вам игра Марс по отношению к другим подобным играм? (Поселенцы, Битва за галактику, Мастер оф Орион) Что из них на Ваш взгляд интереснее? Что больше подходит из них в качестве семейной? Что обладает большой реиграбельностью.. Очень интересно Ваше мнение на эту тему!
    Больше всего ценим игры, которые просты в освоение но тяжелы в достижении победы. И обладают множественными вариантами достижения победы (Наш семейный идеал — Каркассон)
    Спасибо!!!!

    • scafandr says:

      Вообще Марс меня довольно сильно воодушевил. За последние полгода одна из лучших игр, в которую я играл. Это мой тип игр — я люблю возиться с карточками.
      Если сравнивать с теми играми, что вы указали, то Поселенцы я считаю не очень хорошей игрой вообще, Мастер оф Орион — очень сырой проект, который надо доделывать. А Битва за галактику — одна из моих любимых игр, и я в нее я сыграю с удовольствием, если предложат. Битва за галактику быстрая, поэтому я предпочту сыграть в нее, чем в Марс. Но если нужно что-то на несколько часов, то Марс хорош.
      Как я указал в обзоре — я считаю, что Марс легок в освоении. Но если играть с полными новичками, то возникнет паралич анализа. Каркассон, конечно, гораздо проще Марса. Если вам нравится Битва за галактику, можете рискнуть с ПМ.

      • Machairod says:

        Дело в том, что из всего этого играл только в Орион. Задумка понравилась, а исполнение не очень. Суть победы сводится к сбору карт, которые дают очки +2 за красную в системе, +2 за синий в системе. По войне выйграть нереально. Мало путей действия. Нацелен был на приобретение поселенцы, но теперь задумался. А чем Вам не нравятся поселенцы?

        • scafandr says:

          Орион слаб по геймплею. Нету комбинаций, нет хитростей. Очень просто.
          В Поселенцах каждая фракция имеет уклон в одну стратегию. Одни хорошо добывают камень, другие золото, третьи плодятся, как кролики. И это выигрышные стратегии. Т.е. если одни хорошо добывают камень, то надо добывать камень, а не что-то другое. Плюс фракционные карты очень сильны. Нейтральные карты практически никогда не стоит брать. Во фракционных картах есть 3-4 карты, которые дадут колоссальное преимущество. Т.е. грубо говоря нужно просто тупо нарыть эти карты, и ты победил. Если ни один игрок не нашел все карты -победитель не ясен. Если кто-то нашел, а ты нет, то ты проиграл. Оооочень однобокая игра. Я не люблю такое, когда игра сразу навязывает тебе стиль игры. Сначала несколько партий мне еще было интересно, но потом понял, что игра не развивается. Спасет ее только собирание своей колоды перед игрой, а это лечится только покупкой дополнений. Если у каждого игрока будет своя собранная фракционная колода, то это еще более более. На мой взгляд, это простая игра, которая должна стоить в 2 раза меньше. Может быть когда-нибудь напишу на нее обзор, а потом продам

          • Machairod says:

            Спасибо большое. Теперь действительно думаю, что лучше приобрету битва за галактику, чем Поселенцы. А битва за галактику подойдёт в качестве семейной? Не слишком сложна? Очень хочется подобную игру на карточной движке попробовать… Марс слишком долог для семейной. Поселенцы казались идеальными, но вот я тоже ужасно не люблю, когда вариантов развития нет. Когда игра подталкивает делать только так, а не иначе

            • scafandr says:

              Ммммм, как по мне, RftG — гиковская игра. Я в нее вошел сразу и мне было интересно, а вот многие мои знакомые посчитали игру сложной из-за непонятных символов. Покупая эту игру, вы рискуете попасть на непонимание. Попробуйте поиграть в нее на http://www.boardgamearena.com. Там есть прекрасная электронная версия игры. Покажите семье. Если понравится — берите

              • Machairod says:

                К сожалению, семья не смотрит обзоров, правил и летсплеев. Все что я выберу то и играем. Порой очень сложно понять, что понравится всем и выбрать что-то достойное и интересное. Тем более, что вкусы у всех разные…

                • scafandr says:

                  Так там не обзор и не летсплей. Там вы можете сыграть в игру. Если семья скажет, что сильно сложно, то нет смысла брать

                  • Machairod says:

                    Спасибо я понял, что это комп.игра, но мне не заставить их смотреть и пробовать. Жена и дочки разбираются в играх, только когда они на столе и я начал рассказывать правила, иначе не соглашаются. Сам то я постараюсь попробовать и решить хотя бы для себя! А у вас нет топ настолько для семейной игры? Игр на разные механики, уровни сложности..

                    • scafandr says:

                      Не, топов на разные классификации игр не делал. Это все дело вкуса. Можно насоветовать много чего, а потом переживать — зайдет или нет=) Попробуйте Smash Up карточный, можно базу+котики

                    • Machairod says:

                      Да да мы уже с вами обсуждали. Очень хочу замес и кондотьер. Их буду брать обязательно!!!

              • Catmans says:

                Читал правила «RftG» и мозг останавливался, ну уж очень они мудренные. Просто прочитать и понять, не получилось. Без пробных партий никак!

                • scafandr says:

                  Я сначала правила не читал даже, а играл на БГА. Потом уже правила прочитал=) Вообще никаких трудностей с игрой не испытал

            • На мой взгляд как семейная игра Поселенцы очень даже не плохи, да от прихода карт многое зависит, на счет одной стратегии для нации наверное соглашусь, хотя до прочтения комментария даже и не замечал такого в игре, наверное как-то не так играю). В принципе, мне лично, просто удовольствие доставляет строить свою империю). В общем у нас игра тепло любима и даже после 4х десятков партий с удовольствием раскладываем. На счет цены согласен она сильно завышена, про стоимость дополнения вообще молчу…(

              А вариант с Roll for the Galaxy не рассматривали?
              Игра попроще чем Race, нет такого, что карты выполняют роль вообще всего, тайлы — это планеты/технологии, кубики — рабочие/товары, но в целом механики и ход партии очень схож. Время партии тоже очень небольшое, впятером спокойно за час укладываемся, и это с условием что для троих это была только вторая партия в игру. Ну и внешне, на мой взгляд выглядит намного привлекательнее благодаря кубикам)

              • Machairod says:

                Спасибо огромное за ответ. Кубарем не рассматривали, судя по обзору, очень не понравилось механика тайного выставления кубов. Играя с детьми это вводит в искушение переставлять в то, что надо, а не что выпало. Вот именно эта механика не понравилась. А есть ещё подобные игры? На что ещё можно обратить внимание?

                • У меня к сожалению опыт пока очень небольшой в настолках, возможно и есть, но я в другие такие не играл(

                  Забавно) Всех почему-то в этой игре смущает момент с ширмами, у нас народу мысль, что можно схитрить и перевернуть кубики нужной гранью, пришла и была озвучена только к концу 3 партии)
                  Возможно что с детьми это может быть проблемой, но такого опыта игры не было к сожалению(

                • Сейчас прочитал диалог со scafandr’ом.
                  А интересует именно механика как в Поселенцах/Марсе или просто что-то семейное?)

                  • Machairod says:

                    Буду рад услышать любой совет.. На что ещё обратить внимание… Какие есть интересные игры… Вобщем я открыт для любых предложений.

                    • Просто список тогда)
                      Простое: Лоскутное королевство, Фонарики: Праздник урожая, Ханаби.
                      Сложное: Рококо, Цолькин, Великий Западный Путь.

                      Это помимо обсуждаемых уже в комментариях)
                      Ну и на всякий случай скину ссылку на коллекцию на BGG
                      https://boardgamegeek.com/collection/user/velerad

                    • Catmans says:

                      Осмелюсь рекомендовать «Сантьяго-де-Куба». Партия на двоих — игра на строгий расчёт, на троих / четверых — больше непредсказуемости, но зато играется весело и азартно. Правила — простые, время партии — максимум час, прекрасное оформление . Отличная семейка!

                  • Machairod says:

                    Большое спасибо! Обязательно обращу внимание на эти игры. дуэльные мы не очень любим. Мы почти всегда играем в 4. Сейчас почитаю обзоры, чтобы иметь представление более детальное..

                    • Геннадий says:

                      Предлагаю ещё рассмотреть
                      Катан+доп.»Города и рыцари»
                      Каверна(более фановая)/Агрикола(более кризисная)
                      А ПМ только первый 10-к партий на 3 часа. С «новым правилом» из домов игра, по слухам, значительно ускоряется.

                    • Machairod says:

                      Мы тяжело осиливаем даже игры по 1.5-2часа. В идеале около часа. Потом младшей становится скучно, она начинает заниматься параллельно другими вещами. Я думаю это пройдёт, но пока так. Единственная игра которая держит нас по два часа это мертвый сезон. Поэтому пока марс, не рассматриваю, может через пару лет выйдет что-то лучше похожего плана, а не выйдет приобрету его.

                • mandelkaka says:

                  Machairod, и кстати зря не рассматриваете вариант с Кубарем по Галактике. На мой взгляд эта игра чуточку интереснее Битвы. Даже самой механикой выставления кубиков. По летсплеям игра не очень впечатлила, но стоило сыграть одну партию и это любовь. Единственное, что насчет соблазна «перевернуть кубики» — тут уж вам надо полагаться на честность детей. Ну или придумать какой-нибудь хоумрум для отслеживания.

  7. Catmans says:

    Четко расписали плюсы и минусы, но всё-таки плюсов больше! Являюсь обладателем заветной коробки, но так ни разу и не сыграл из-за отсутствия компании, а вот соло-режим даже и не рассматривал, считая его ущербным, приклеенным к игре просто так. Однако обзор и комментарии однозначно убедили, что надо играть! Несколько смущает время партии для игры составом бОльшим, чем один игрок. Хватит ли сил и терпения играющим довести партию до конца? Но как написал выше, плюсов больше и уже хочу играть! Так что, большое спасибо за очередной классный обзор!

    • scafandr says:

      Конечно, плюсов больше, т.к. игра хорошая. У меня от нее остались положительные эмоции (исключая усталость=)). По комментариям сам удивился, на сколько хорош соло-режим. Надо обязательно его попробовать!

      • Catmans says:

        Играя в «Брюгге», так сказать, более легкую версию «ПМ» частенько сожалел, что партия так быстро заканчивается! Посмотрим, какие будут ощущения после тяжеловесного «ПМ»!

  8. Александр says:

    Тезка не посоветовал Брюгге,а потом удивляются что игра не продается)))

    • scafandr says:

      Брюгге — довольно специфическая игра, не каждому понравится. В моей ячейке голоса разделились 50/50. Как-то боязно советовать=)

  9. Александр says:

    Имхо, лучше с детьми играть в игры где есть чем заняться во время чужого хода,или где ходят одновременно,например Колонизаторы,Замки Бургундии,Борьба за галактику.Чем ниже даунтайм тем лучше.

  10. darkdar says:

    Скаф, я как раз недавно заново открыл для себя ТМ) Когда он вышел, то я, конечно, заинтересовался — очень уж много его обсуждали, но меня сильно оттолкнул арт и качество компонентов. Да и эти все значки условные, общий дизайн — чувствовалось, что игра была сделана энтузиастами, а не профессионалами.

    А недавно познакомился с ребятами, которые на первой же встрече предложили попробовать Терраформацию. И у меня случилась любовь с первой партии! Геймплей перевесил все: недоработки в дизайне, графику на картах из открытых источников, хлипкие планшеты. Кстати о планшетах — пока с проблемами не встретился, но накладки заказал) В целом, не скажу, что они прямо уж намного хуже аналогичных элементов в Терра Мистике или в Эклипсе. Там, почему-то никто не кричал.

    Да, я после 2 партий купил игру и весьма доволен. Это, кстати, первая настолка, в которую я играю соло и получаю удовольствие. Я настольные игры не рассматриваю как одиночное развлечение — я уж лучше почитаю — но очень уж интересно каждый раз разгадывать эту головоломку за ограниченное число ходов!

    Еще мне очень нравится решение с одинаковыми кубиками для всех видов ресурсов, оно ускоряет процесс подготовки к игре и в целом требует меньше сортировки. Хотя не исключено что это было сделано с целью снизить издержки при производстве.

    • scafandr says:

      Я пока тоже в восторге от Марса, но еще соло не играл. Не ожидал, что все буду хвалить одиночный вариант! Обычно от всегда для галочки присутствует. Допы взял/будешь брать? Я уже заказал

      • darkdar says:

        Допы возьму, но я обычно стараюсь не покупать их как можно дольше, чтобы максимально насладиться базой. Иногда бывают исключения — если доп, например, исправляет какую-то проблему с игрой, то стараюсь быстрее купить, но в целом сдерживаю себя. Уже пару раз было, что купил доп для игры, в которую через пару недель совсем переставал играть. У меня так два допа к Imperial Settlers лежат не опробованные)

        Но тут определенно куплю — Hellas & Elisium сегодня еду покупать, а Венеру чуть позже.

  11. darkdar says:

    Кстати, по поводу арта — автор и не скрывает, что это изображения, взятые из открытых источников либо сделанные его друзьями. Тебе не показалось))

  12. zinzy5 says:

    Совсем недавно сыграли первую партию в базу. Игра понравилась, ноя как всегда завысил ожидания, в следствии чего немного расстроился в конце. А расстроило меня то, что Женя активируя одну карту и просто выкладывая тайлы на поле, набрал гораздо большее количество очков, чем я, который пытался накомбить на картах микробов, коих у меня было неприлично много. Игра, как мне показалась, не поощеряет длинные, состоящие из огромного количества карт комбы. Но может это только первое мнение, так будем играть еще. Во второй партии все же будут разные корпорации и драфт.

    • scafandr says:

      Вооот, никогда не надо завышать ожидания. Лучше готовится к худшему. Я себя от расстройств обезопасил=)
      Микробы мне показались не самой лучшей стратегией. По крайней мере мне на них не особо везет. А вот по поводу одной синей карты — у нас игрок вообще практически до конца игры не покупал синих карт. В итоге одну таки взял. И выиграл=)
      Разные корпорации и драфт дают совсем другой опыт! С ними играть интереснее

    • darkdar says:

      Я думаю, что вряд ли можно судить о балансе игры после первой партии. Попробуйте еще) И драфт, и корпорации (и дополнительные карты из эры корпораций) очень сильно улучшают игру.

      • zinzy5 says:

        Может быть я не прав. Просто решил написать свои впечатления после первой партии. С драфтом будет веселее и интереснее, в этом я уверен. Сыграю еще пару партий, напишу свои впечатления.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: