Лепота

Кажется, настольная жизнь потихоньку начинает налаживаться. Настольщики все меньше переживают за настоящее и будущее своего хобби, чувствуют, что призрак настольного коммунизма бродит где-то рядом. В кои-то веки я могу с облегчением сказать, что теперь можно меньше обращать внимания на забугорные магазины, ведь теперь и у нас есть из чего выбрать. Конечно, если вы очень хотите чего-то конкретного, что прям аж не можете, тогда придется тянуть игру из другой страны. Но если вам просто засвербело поиграть, то выбор, как мне кажется, велик. И это прекрасно.

Следить за настольными выставками я начал где-то в 2011 году. Одно дело, когда ты просто глазеешь на новинки на полках локальных магазинов, или серфишь по страницам интернета-магазина, базирующегося в твоей стране. А другое дело, когда ты смотришь по стриму на самое жаркое новье, о котором буквально через день-два будут трубить все ведущие настольные сайты, но до новинок не так легко дотянуться, ведь заказы нужно делать из-за бугра, а потом еще бояться, чтобы таможня все пропустила. Безусловно, сходить в местный магазин настольных игр гораздо проще, чем мучиться с иностранными интернет-магазинами.

Пару лет назад я задумывался над вопросом — почему забугорные новинки, которые горячи, как свежие пирожки в булочной, практически не интересуют российские издательства? Надежды у меня всегда были только на издательство Hobby World, которое через год или два могло что-нибудь да выпустить из прошлогодних хитов. И ты сидишь и думаешь — елки-палки, весь мир обмазывается Конкордией, а в СНГ (до недавних пор) она никому не нужна. Ну как так?

Конечно, обвинять во всех грехах HW глупо, потому что они лишь часть настольного рынка. Хоббики исправно издают игры разных мастей — от легких до сложных. Опытным путем было вычислено, что легкие игры продаются лучше, чем игры посложнее. Этот вывод был сделан на основе долгого периода наблюдения за продажами настольных игр, поэтому немного смешно было смотреть и слышать, как настольщики с годовым стажем учат опытное издательство, как им продавать игры

Но, как вы знаете, со временем некоторые вещи меняются, причем иногда это происходит очень быстро. Например, несколько лет люди радовались пейджерам, а тут бац — и пришли мобильные телефоны, которые через короткий период переквалифицировались в модные стремительно самоустаревающие смартфоны. Продаются хардкорные игры или нет — нужно проверять. Какое издательство готово выделять каждый год деньги на эксперименты?=) С  логикой издательств ведь не поспоришь — горячие новинки гики покупают сами сразу после их выхода, прибегая к услугам какого-нибудь образного Кулстаффа. Есть смысл издавать что-то такое же хорошее и большое чуть попозже (когда ажиотаж схлынет), но более семейного формата. Таков наш рынок, что поделаешь.

10 лет назад таким вот опытным путем было доказано, что манга у нас вообще никак не продается, а комиксы продолжают буксовать на месте, не показывая роста продаж. Может оно и сейчас все было бы плохо с книгами с  картинками, если бы через 5 лет не был проведен новый эксперимент. Оказывается, покупатели уже стали способны покупать такие книги. Вот и в прошлом году так получилось, что продать массово свежую настольную игру средней и более высокой тяжести стало вполне реально. Более того, спрос стал до того высок, что одним тайтлом не отделаешься. Ну правда, сколько бы плохого не было сказано некоторыми настольщиками в адрес Crowd Games, но они сумели всполошить российский настольный рынок. И теперь если вы хотите быть хорошими для настольщиков — издавайте хиты, которых требует общество. Да, нам нужны Терраформирующиеся Марсы, Лорд оф Хелласы, Райзинги Саны и прочие Эти мои войны. Конечно, той массе потребителей, которая покупала игры формата Уно, Манчкина и Диксита, все эти громкие новинки до лампочки. Они никогда не следили и не будут следить за мировыми выставками, им все равно, что скажет Том Вэсел с лысыми друзьями, да и вообще это за Том такой. И как бы ни хорохорились гики, они до сих пор не являются основной ЦА издательств. Манчкин все равно продается гораздо круче, чем условный Battlelore. Даже пускай Это моя война и рвет сейчас топы сборов денег, все равно у этой игры есть видимый потолок. А у Каркассона потолка нету. Поэтому у крутой хардкорной игры в лучшем случае будет 2 тиража, а у семейки 22.

Тем не менее, ситуация на рынке меняется. Прошлый год свалил на наши головы весьма годные настолки, которым не потребовалось много времени, чтобы заговорить на русском языке. В этом году их стало еще больше. Я уже боюсь подумать про следующий год, так как меня уже этот год дико напрягает. В январе месяце я радовался планам издательств, обещая озолотить их своими покупками. Кто ж тогда думал, что почти каждый месяц я буду стоять перед дилеммой, брать или не брать игру и за что жить, если брать все. Больше всего обидно было за Войну кольца, которую я очень ждал. Так получилось, что запуск сбора денег на эту игру проводился параллельно со сборами денег на другие игры. И мне пришлось мучительно выбирать между всеми хотелками. В итоге Война кольца проиграла 😦

Настолки — это все-таки дорогое хобби. Чтобы мочь купить все, что хочешь, нужно много зарабатывать и иметь безграничные полки дома. Вот мне и приходится выбирать, как и многим другим настольщикам, что купить, а что оставить в хотелках. Но вот в этом всем кроется одна нехорошая штука, которая недавно произошла с комиксами. Пока что весь этот всплеск анонсов — это лишь продолжение эксперимента. Ни одно издательство не знает, в какой момент наступит предел возможностей покупателей. Пока полет нормальный — продолжаем радовать новинками. Но рано или поздно предел будет достигнут. Раньше, лет 5 назад, этот предел был маленьким, но теперь он стал немного больше, но на сколько «немного» — не знает никто. Теоретически, этой зимой на нас могут одновременно свалиться сборы денег на Брасс, Rising Sun, Виноделие, Project Gaia, доп к Брюгге, что-нибудь от ГаГи и Фабрики игр. Я тоже все это хочу, но у меня нет столько денег сразу и сейчас. Конечно, я возьму пару игр и все. И если каждый возьмет по паре, то кто-то не досчитается денег, и из планируемого тиража в 1500 штук какой-то издатель заочно продаст лишь только 200 копий, а остальной тираж потом ляжет в продаже на несколько лет. И если некоторые издательства имеют подушку безопасности, состоящую из проверенных временем хитов, которые кормят издателя, то кто-то работает, скажем так, по японской системе, продавая игры сразу с печки, не имея возможности сгружать остатки на склады. И если одна-две игры для такого издательства не продастся, то оно, скорее всего, перестанет баловать нас такими вот горячими хитами (в худшем случае вообще загнется и уйдет в небытие). Тут же еще поди угадай, где стоящий хит, а где пародия на него. Представьте себе, что было бы, если Terraforming Mars оказался унылым картоном. Я думаю, Лавке игр от этого хорошо точно не было бы.

Поэтому пока нас спрашивают в соцсетях, что мы хотим видеть изданным, меня это дико радует. Это очень круто, что на GenCon ездит не только один Михаил Акулов, что сразу после проведения выставки мы уже получили информацию, что кое-кто кое-что подписал. Это значит, что про Кулстафф пока можно забыть (разве что допы к Legendary и Arkham Horror: the Card Game взять).

Сейчас наступило практически золотое время для настольщика, когда можно не очень долго ждать хитовые русифицированные игры. 10 лет назад об этом мы могли только мечтать. Ну лепота же! И пускай она подольше продлится.

P.S. все это сугубо мое имхо.

28 Responses to Лепота

  1. VDmitry says:

    Что на фото? 🙂

    • scafandr says:

      На фото игруха Transatlantic — https://boardgamegeek.com/boardgame/163805/transatlantic
      Кораблики клевые получились

      • VDmitry says:

        Блин, хочу такую же но варгейм 🙂

        • scafandr says:

          Я тоже хочу варгейм про кораблики! Чтобы учитывался ветер, течение, чтобы стрелять разными бортами можно было. Советовали Flying Colors, но не смог найти игру

          • Стас says:

            Я тоже посоветую Flying Colors. Но не игру, а крутейшую группу 🙂

          • Lupus Est says:

            И я это все очень хочу! Варгейм про кораблики… ну сколько можно играть в axis and allies naval miniatures… А что делать, когда альтернативы нет?

            А из многочисленных анонсов локализаций меня, слава ТНБ, интересуют лишь доп к Мышам (уже вписался) да Кросмастер v2. Так что денег должно хватить. Намного больше волнует кик 7го Континента))

            • scafandr says:

              Меня, к счастью, Мыши и Кросмастер не волнует. А так бы я был бы в еще большей печали=) Пока жду старта Виноделия, Проекта Гайи и Блад Рэйдж

  2. Тоже думал об этом, лично для меня предел по релизам в месяц уже достигнут и даже больше)
    Но благо сейчас все кинулись на издание игр с кучей миниатюр, что меня устраивает, т.к. они меня совсем не интересуют)

    В принципе, не смотря на увеличившееся количество локализаций, лично для меня количество действительно интересных игр и не увеличилось совсем, как было 1-2 проекта в месяц (и просто релизы сразу в магазины и народные сборы) так и осталось.

    А вообще, конечно, развитие нашего рынка НИ не может не радовать.

    • scafandr says:

      Пока и мне темп еще под силу. Только с Войной кольца не получилось. Но осенью, боюсь, будет сложнее. Я уже коплю деньги на Витикалча, а там еще пару интересных проектиков планируется. Тот же Блад Рэйдж все планирую взять. Да и Чартерстоун интересно глянуть. Гайя Проджект где-то в это же время будет… Эх

      • У меня сейчас передышка, ничего интересного, кроме Deep Sea Adventure, для меня пока не планируется)
        Виноделие и Чартерстоун выглядят красиво, но предыдущие игры Стэгмаера (Серп, Эйфория) не понравились, так что думаю тут мимо.
        Терру Мистику пробовал играть, правда в электронном виде, не моё, не думаю что в Гайе что-то изменится.
        Правда вроде «Правильные Игры» обещают допы к Эволюции заморской, буду вкладываться, год игра лежала, а вот буквально месяц назад нашлась для неё подходящая компания)

        • scafandr says:

          У меня наоборот Виноделие маст хэв. Это, наверное, потому, что я ни в одну игру Стегмайера не играл=)

  3. Gort says:

    Локализаторы действительно радуют. Так бурно все понеслось, что и самим МХ пришлось подстраиваться и менять политику выпуска.
    А с точки зрения кошелька, сначала радовало, что многое из издаваемого у меня уже есть (Орлеан, Конкордия, Марко Поло, Виноделие и др.), а потом как пошли интересные новые проекты один за одним, так бюджет и затрещал. По счастью, издатели пошли еще дальше и стали браться за дорогие и америтрешевые проекты с миньками, что дает хоть какие-то передышки в тратах)
    Но даже так еще в ближайших планах как минимум Доп Брюгге, второй доп к Мышам, Чартерстоун, Брасс.

    • scafandr says:

      Дада, про миньки согласен. И допы к ним. Хоть немного отдохнуть можно. Плохо, когда в одном месяце несколько интересных проектов сходятся. Такое ощущение, что издательства специально это делают=)

  4. mandelkaka says:

    И апогеем этого всплеска должна стать локализация Mansions of Madness. Вот тогда я точно скажу, что наступило золотое для нас время. И 2018 к этому очень располагает.

    • scafandr says:

      Пока никакой конкретики не слышал, но мне кажется, что шанс на локализацию есть. Держим пальцы=)

  5. Yury Yamshchikov says:

    Да, сейчас прямо золотые времена наступили 🙂

    От себя добавлю, что уже пару-тройку лет происходит существенный рост интереса издателей к играм русскоязычных авторов, в том числе начинают издаваться игры о которых раньше можно было только мечтать — например, Бронза, Пандориум, Смартфоны, Герои темных земель…

    • scafandr says:

      Безусловно, интерес есть. Но скорее не в целях издать для русскоговорящей аудитории=) Это скорее побочный эффект=) Благо, что игры рос авторов действительно стали более крепкими, чем раньше. Одна СА чего стоит=)

      • Yury Yamshchikov says:

        Да, сейчас издателям интереснее издавать что-то на западном рынке, но побочно получаются и русскоязычные продукты. Для авторов это очень важно, потому что сейчас можно делать не только пати/детское/филлеры с целью издать, а не поиграть с друзьями и отложить в стол. Я помню ситуацию лет пять-семь назад, когда наши игры смотрели, говорили — годнота, но мы такое не рискнем печатать (например, те же Космонавты, тогда еще Космогонки удалось издать только на западе, но не в РФ).

        • scafandr says:

          Я до сих пор верю, что кто-нибудь когда-нибудь выпустит Космонавтов в РФ. Особенно если ты их еще немного улучшишь. Очень годная игра для рос рынка. Хотя и не для любого игрока.
          Бронза, как мне кажется, должна стать хитом. Если не станет, то значит ХВ не доработает в чем-то=)

          • Yury Yamshchikov says:

            Ну, формально Космонавты были изданы в РФ, пусть и как часть европейского тиража 🙂

            Да, Бронза должна выстрелить — и по механикам и по оформлению там высший класс! Надеюсь, что с маркетингом и пиаром все тоже будет хорошо.

  6. pronastolki says:

    Жаль только, что из интересного мне издают то, что у меня уже есть :)) И объявлять имеют свойство как только я куплю или как только с радостью положу в корбку последние нехватающие промки %(

    А так прикинула и поняла, что в ближайших планах издательств кроме Stockpile (и то не факт) нет ничего, что бы меня 100% заинтересовало, кроме дополнения Lumen Fidei. И продолжаю я чаще покупать заграницей, очень редко вкладываясь в локализации. Вообще, для меня порядок действия тут такой: хочу игру — её локализуют — я беру. А то по сообществам видно, что у многих первый и второй пункт идут в другом порядке, и берут они игру потому, что её локализуют. Это делает коллекции похожими одна ну другую, что грустно. И, может, напишу про это пост сама как-нибудь.

    Carterstone не хочу, потому что мне хватит Стейгмайера в коллекции и лучше Виноделия всё равно ничего для меня не будет. Вторая легаси-Пандемия мимо, ибо компании на неё нет :(( Цвин мимо, ибо продаю базу Брюгге. Допы к Мышам тоже, ибо в базу не играю, жду, пока сын дорастёт (ещё лет 5 ждать :))).

    Из пока необъявленных игр интересует Кланк, у меня уверенность 100%, что её кто-то возьмёт, поэтому из-за границы не везу. Ну, и будем смотреть, кто там что из новинок этого года нам предложит. Одно известно точно: эти самые новинки, особенно громкие, точно не стоит торопиться покупать заграницей 🙂

    • pronastolki says:

      А, и ещё я жду от ХВ наконец Fabled Fruit, непонятно, зачем они покупали права и не печатают…

      • scafandr says:

        Наверное, других планов море. У них же на несколько лет вперед все расписано. С учетом того, что другие издательства анонсировали крупные хиты, приходится корректировать планы. Игры Локита тоже не выходят, хотя планировались. Были слухи, что Андроид Нетраннер у них может выйти, потом Леджендэри. И тишина.

    • scafandr says:

      У тебя есть преимущество в том, что пока все ждут выхода игры, ты уже поиграла и можешь поделиться своими мыслями. И все скажут «Мммм, Александра, какая ты клевая, если бы не ты, то мы не знали бы, брать игру или нет». А так мне уже тоже приходили в голову аналогичные мысли по поводу коллекций. Даже вот когда думал, писать обзор на Терраформинг Марс или нет, то понимал, что во-первых и так уже написано много, во-вторых, кто хотел, тот купил. Т.е. после краудов что-то писать… Ну не знаю=) Тут реально надо покупать все хайпов, иначе потом будет не интересно. С другой стороны, хорошо, когда знаешь, что покупаешь проверенный продукт, как у меня было в случае с Конкордией. Это точно не кот в мешке, а точно годная игрушка.
      Кланк теоретически может выйти. Не слышал никаких слухов, но вполне может. Хорошо, что я Флам Руж не кинулся сразу покупать. Тоже подбешивает, когда на самом деле решение о локализации принято давно, и кое-кто из знакомых знает, но молчит. Потом ты покупаешь игру, а тебе говорят — зачем ты брал, локализация же будет. А кто говорил об этом?
      До НГ хочу что-нибудь заказать, да вот боюсь, чтобы опять не попасть в ситуацию, что куплю, а ее тут же локализуют потом=)

  7. Фауст says:

    Спасибо за статью, очень приятно было почитать =) Сам с друзьями обсуждаю, что если в этом году такой поток хороших локализованных настольных игр пошел, что же будет в следующем году? Я начал участие в сборах c проекта Кубарем по галактике, потом взял Сквозь Века, Конкордию, сет из Пэчворка, дуэльной Каверны и Фонариков. Друзья из ячейки приобрели себе Каверну, Серп, Покорение Марса, Кровь и Ярость, Иниш, Это моя война, и все перечисленные игры мне очень понравились (кроме ещё недоставленных). Я порядка месяца раздумывал над Cthulhu Wars, но к счастью для себя и своего бюджета отказался от этой сумасшедшей идеи. В ближайшее время интересует, пожалуй, только Брасс Бирмингем, и я даже порадовался, что его перенесли, можно будет немного отдохнуть. Сомневаюсь насчет Виноделия, играл один раз, показалось приятным и азартным евро на воркерплейсменте…
    А вот что начнется после Эссена — даже представить страшно XD

    • scafandr says:

      Здорово, вы почти все покупаете, что предлагают на краудфандинге=) Действительно, следующий год обещает быть еще более жарким. Я вот жду Эссена, но уже боюсь что-нибудь заказывать из-за бугра, потому что уверен, что все хиты будут в итоге на русском языке

Добавить комментарий

