О старом по-новому — Моя весела ферма

Мне жутко нравится эта рубрика. В ней я беру в руки старые игры, с которых смахиваю толстый слой пыли, и начинаю вспоминать, что хорошего есть в игре и играю ли я в нее сейчас. Порою мне кажется, что совсем недавно я делал обзор на ту или иную игру, а на самом деле прошло уже 5 лет.

5 лет назад я впервые поехал в Украину. Это были 3 бешеных дня в Львове, за которые мне предстояло познакомиться с очень многими людьми, с представителями издательств из разных стран, чьи игры я любил всем сердцем, с украинским хостелом без туалета в центре города, с шумными львовскими детьми и многим другим. Когда я ехал обратно домой, то был дико опечален тем, что за 3 дня не успел хорошенько познакомиться с улицами Львова. И все, что мне грело душу и напоминало о поездке на Игросферу, это 2 настольные игры, лежащие в моем рюкзаке. Моя весела ферма и К2.

Украинская настольная бомба

Мне кажется, что лет 5 назад украинские настольщики были чуть более активными, чем сейчас. Кто-то вел блог, кто-то снимал видео, кто-то активничал на форумах. А кто-то разрабатывал игры. В 2011 году скромное украинское издательство IGames придумало игру про ферму. Кажется, ну сколько уже этих ферм было понапридумано в то время — да пруд пруди. Но все мои знакомые украинцы очень гордились этой игрой. Потому что это первая настольная игра, сделанная в Украине. Хотя может быть по факту и не самая первая, может уже были попытки издать что-нибудь отличное от Монополии, но именно Моя весела ферма была показателем того, что в Украине могут и уже делают свои уникальные настольные игры. Наверное, в Беларуси так пока и не научились это делать (хотя попытки были), поэтому за «братоу» с Украины можно было только порадоваться.

Я ехал в Львов с оптимизмом и твердо был уверен в том, что коробка с Фермой однозначно будет моей. Первый раз я куплю игру у самого автора, может быть он даже мне ее подпишет. Конечно, тема игры совсем не моя, да и геймплей вроде какой-то не сильно вдохновляющий, но когда-то же нужно знакомиться с играми для новичков. На самом деле и филлеры могут порадовать душу бородатого гика (хотя я бы не сказал, что тогда был уж таким слишком бородатым гиком).

Моя весела ферма на Игросфере была дико популярной игрой. Эта настолка удачно влилась в струю конвента, на котором было много детей. Малявок гораздо проще было усадить за игру с простым геймплеем и смешными картинками, чем за что-то более взрослое. Поэтому Ферму можно было увидеть на многих столах на фестивале. Однозначно украинский хит! На рiднiй мовi к тому же.

Авторы игры, Александр Невский и Олег Сидоренко, всегда были заняты во время проведения мероприятия. Или вокруг них кто-то постоянно крутился, или они бегали по залу и решали проблемы других издательств, или объясняли кому-то правила своих игр, поэтому с ними я практически не имел возможности пообщаться. В самый последний день я подошел к уставшему Александру, поблагодарил его за мероприятие, купил у него игры и уехал. Даже автографа не просил, ибо видел, как он устал от всей настольной вакханалии за все дни=) Но мой квест по получению игры был выполнен, а это значит, что в Львов съездил я не зря.

Как я чуть не опростоволосился

У меня украинская версия игры, правила там тоже соответственно на украинском языке. В принципе, беларуский язык и украинский похожи, поэтому с пониманием языка страны-соседки у меня никогда проблем не было. Я спокойно прочитал правила игры, которые лежали в коробке, и понес показывать настолку на игротеки.

Спустя где-то 10 партий мне стало казаться, что игра слишком простая. Правда, те, с кем я играл, видели в этой простоте легкий путь к знакомству с настольными играми, что есть плюс. Я же сетовал на то, что монет всегда у всех много, каждый ход можно легко накормить любых животных, а вот свеклы постоянно не хватает и с этим что-то нужно делать.

Подходило время для написания обзора, и я уже готовился написать о том, что не понимаю, что такого хорошего нашли в этой Ферме украинские настольщики. Она для каких-то ну уж совсем новичковых новичков. Руки чесались написать если уж не негативный, то весьма критический отзыв. И вот сел я за компьютер, но игры под рукой не было, поэтому я скачал правила с Тесеры, чтобы вспомнить нюансы игры. А правила я скачивал русскоязычные. Пробежался глазами по пунктам и… и понял, что играл я неправильно. В свой ход игрок может сделать 2 из 6 возможных действий, а я почему-то решил, что игрок делает все 6 действий поочередно. Поэтому у нас и не было проблем ни к семенами, ни с кормежкой, ни с продажей. А я уже собрался ругать игру за простоту… Пришлось срочно писать обзор на что-то другое, а в Ферму играть по правильным правилам.

Отличительные черты игры

В рамках этой серии статей я не переписываю правила игры. За ними можете пройти вот к этому обзору.

В этой Веселой ферме мне нравятся 2 вещи — кормление забавных животных и перевод посеянного из одной поры в другую. Когда думаю об игре, то сразу вспоминаю смешные картинки животных, которых в игре нужно кормить. Сначала зверушки собираются из двух карточек, и смотрят они на нас грустными голодными глазами, умоляя дать хотя бы хвостик от морковки. Потом в игре можно покупать карты туловищ животных (типа мы их кормим), которые делают наших животинок длиннее. По-моему, это очень клево и интересно придумано.

Каждый ход игрок может посадить семена в количестве до двух штук. Посадка происходит только в ячейках «весны». В следующем ходу карточки с семенами автоматически передвигаются на лето, и место для семян в весне снова освобождаются. Летние семена переходят в осень. А потом, если не успеть собрать урожай, все посаженное пропадает. Мне дико нравится эта механика. Она, конечно, не имеет ничего общего с реальностью, т.к. в одном ходу могут существовать и весна, и лето, и осень, но придумано все клево. Т.е. ты и сажаешь, и убираешь урожай одновременно. В еврогеймах частенько так бывает, что на поле происходит что-то непонятное, но зато механически это работает очень здорово.

Прикольно, что летом ты можешь собрать только определенные виды овощей и злаков. Это заставляет игрока задуматься, что садить весной вместе — свеклу с пшеницей или морковку с клевером. Может так получится, что летом ты можешь забрать с поля только одну карточку, а вторая уйдет на осень, из-за чего на сбор урожая будет потрачено целых 2 хода. Вроде очень простая идея, но она мне очень нравится.

Но что-то пошло не так

Покупка этой игры пришлась на начало деятельности местного клуба настольных игр. Мне нужны были игры, за которыми можно было усадить новичков. Я возлагал большие надежды на Ферму, потому что по моему мнению это отличная игра для новичков. У игры клевый няшный арт, простой геймплей, элементарные правила. Я давно не играл в игру, но до сих пор помню, как в нее играть — это ли не показатель качества игры?

В интернете есть много интересных картинок на тему «ожидание-реальность». К сожалению, мой опыт с Фермой тоже можно сделать в виде такой картинки.

Я хотел, чтобы игроки радовались животным, потому что они прикольные. Но 50% игроков, с которыми я играл, называли животных страшными. Еще 25% относились к артам нейтрально, а оставшиеся 25% согласились, что зверюшки клевые. При этом играло со мной в эту игру далеко не 10 человек, а где-то 70-80 (не одновременно, конечно=)). Сам я не знаю, что в животных страшного, но факт остается фактом — некоторым они категорически не нравятся.

Далее мне очень хотелось, чтобы игроки проперлись от простого, но занятного игрового процесса. Чтобы они азартно играли карточки и в конце игры сказали — круто, мы хотим еще! Но… почему-то всегда партии проходили без эмоций. Вообще без никаких эмоций. После игры спрашиваешь — «Ну как, понравилось хоть?«. А мне отвечают: «Ну нормально, вроде, играть можно«. И это всегда совсем не тот ответ, который я хочу услышать. Я же прекрасно помню, с какими эмоциями играли дети на Игросфере. Возможно, ответ кроется в том, что Моя весела ферма — это больше детская игра, чем взрослая. Это такой пробник еврогейма в маленькой бутылочке коробочке. На примере Фермы можно легко понять, как работают большие еврогеймы. Только старшие братья занимают гораздо больше времени и не подходят для освоения детьми и новичками. Хотя что это я опять новичков вспоминаю… Вроде играл с такими же зелеными настольщиками, но почему-то они не так тепло воспринимали игру, как хотелось бы.

В общем, мне сложно понять, почему те люди, с которыми я играл, видят игру иначе. Может быть, потому что они беларусы, а не украинцы=) Ибо о своих впечатлениях я рассказывал своим друзьям из Украины, а те сразу накидывались со словами: «Ты ничего не понимаешь! Мы сами знаем, что это простая игра, но она для Украины очень много значит! Поэтому мы ее и любим«. Да понимаю я, ребят, понимаю. Понимаю, что в Беларуси и такого нету (пока только учатся переделывать Уно, Монополии, Мафии и хватайки).

Для меня самого Весела ферма — это инструмент для знакомства людей с настольными играми. Я люблю с этим инструментом работать. Но сам удовольствия от процесса практически не получаю. Я давно перерос статус новичка, поэтому люблю игры посложнее. Для меня Ферма очень простая и довольно рандомная (не всегда под руку попадаются нужные карты семян и кормежки). Если я попаду на обычную теплую ламповую настольную посиделку с друзьями, то предлагать поиграть в Ферму не буду. Но если мне нужно будет показать кому-нибудь настольную игру (любую), и если это тем более представитель школьного возраста, то Ферма меня здорово выручает. Понимаю, что может быть игра не вызовет фуррора, но зато она умело покажет, как работает евроигра. После Фермы можно спокойно показать более сложный вариант — Агриколу, чтобы человек прочувствовал, что такое сложная настольная игра.

А еще Моя весела ферма не цепляет меня своей темой. Копаться в огороде я не люблю, ни в живую, ни в настольных играх=) Правда, Агриколу все таки я смог полюбить недавно, но это скорее исключение из правил=)

Не останавливаться на достигнутом!

Именно такой девиз выбрали себе ребята из IGames. Спустя несколько тиражей Невский и Сидоренко принялись улучшать игру. Был полностью перерисован арт. Причем, если мне память не изменяет, их, артов, было несколько штук. Самое интересное изменение было в дополнении под названием Газда (в переводе с украинского — владелец, хозяин, зажиточный крестьянин). Доп выходил только в Украине, до меня он так и не добрался, но я в него сумел поиграть на Игросфере в 2013-м году.

С Газдой игра превращается в воркер плейсмент (выставление рабочих). На сколько я знаю, доп входит сейчас в состав базы и представляет собой режим для опытных игроков. В Газде есть новое игровое поле с ячейками, на которые можно ставить свои фишки рабочих. Все игроки по очереди выставляют рабочих на ячейки, порою складывая их в стопочки, если фишек на ячейке много. Игрок, чья фишка окажется сверху, будет выполнять действие ячейки первым. С этим нововведением в игре появилась конфликтность — кто-то может увести у вас из-под носа нужную карту. Можно заблокировать ход другого игрока так, что тот ничего не сможет сделать в свой ход.

Первая и единственная сыгранная мною партия в Газду мне очень понравилась. Мне понравилась конфликтность дополнения, с ним игра стала жестче и потеряла «детскость». Конечно, если кто-то любил Ферму за то, что в нее можно играть с детьми, то тем дополнение не понравилось. Очень хорошо, что оно продается не отдельно, а с базой, поэтому каждый может выбрать себе тот вариант, который ему больше нравится.

Итог за пять лет

Моя весела ферма не смогла стать моей любимой игрой. К сожалению, покорителем сердец новичков она тоже не стала. Но все равно я люблю эту игру за ее внешний вид, простоту и прикольный игровой процесс. Продавать игру жалко, потому что стоит она копейки, такая игра и мне самому пригодится. И ведь периодически она оказывает мне услугу. Новички ведь никогда не переведутся в этом мире. Играть в Ферму не тянет, но когда надо — достаю с полки.

Самое главное, что Ферма стала тем самым малым, после которого получился Мистериум, ставший мировым хитом.

Вот только понять не могу, почему в старом издании зверюшки кажутся людям страшными?

Реклама

8 Responses to О старом по-новому — Моя весела ферма

  1. Spotty says:

    чем они страшные? это же тебе не милый зоопарк для детей, тут солидные фермерские животные. угрюмые. ты бы таким стал если бы ел только клевер и пшено

  2. Аноним says:

    А по-моему милые такие животные

  3. Catmans says:

    Переработанный арт выглядит симпатичнее, но всё равно, кролик там стрёмный! 🙂 Наслышан хорошего об этой игре, даже сам подумывал обзавестись, но всё-таки она больше детская, потому выбор пал на другие. Кстати, авторы назвали дополнение «Газда», которое не всем понятно даже в Украине. Это закарпатский диалект, потому звучит интригующе!
    Что-то сейчас «IGames» не сильно активны. По большей части, выпускают только допы к «Мистериуму» (проторенная дорожка) и небольшие филлеры. Может стоило бы им заняться локализациями, а то в Украине с этим совсем плохо.

    • scafandr says:

      А я думал, что Газда — это общеукраинское название. Сам, если честно, раньше его никогда не слышал.
      IGames работают все также — игра-две в год. Хардкорные игры нет смысла издавать, ибо рынок пока не готов к ним. А филлеры идут хорошо. Мистериум кормит. Честно говоря, сам не знаю, над чем сейчас работают Александр и Олег. Надеюсь, над чем-то клевым

  4. boardgamepl says:

    Ну украинский рынок начинает возраждаться. Та же Игросфера возобновилась в этом году. Igames выпустил массу игр. Появились новые издательства: FeelIndigo, Невский новую игру разрабатывает. Появился отличный «Защитник короны». В Меджибоже (Хмельницкая, кажется, область) прошёл первый настолкемп, на котором присутствовали и авторы игр. Была возможность поиграть в прототипы. Второй настолкемп собирается 13-16 октября. Тут развитие идёт и очень даже по сравнению с несколькими годами раннее.

    Локализованы Codenames, Цитадели (снова), но в целом приходится покупать российские локализации, так как геймеров не так уж много, поэтому оптовые заказы на локализацию, магазины просто не могут себе позволить (касательно игр для гиков).

    • scafandr says:

      Конечно, события недавних лет сильно повлияли на настольную ситуацию в Украине. Говорят, что приходится начинать практически с нуля. Судя по тому, что было на Игросфере в этом году — опять начинают искать новых игроков с помощью простых филлеров и патигеймов.
      Интересно, что нового Невский придумывает, т.к. своими планами он со мной как-то не сильно делится, а интервью я уже 2 года жду, чтобы взять. Так шо… =)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: