Игры первых людей на земле — обзор настольной игры «Каркассон. Охотники и собиратели»

Как вы думаете, если бы в Средневековье не построили замок Каркасон, то у нас и не было бы одноименной игры, наверное? «А вот и ошибаетесь», — говорит нам Клаус-Юрген Вреде (автор игры Каркассон). За много веков до появления замка во Франции эту землю населяли первобытные племена, которые охотились на диких зверей, собирали ягоды и грибы в лесах, а также ловили рыбу в реках. Не было бы замка, была бы игра про неандертальцев. И пускай игра про замок у нас уже есть и она добилась мирового признания, на основе нее в 2002 году была сделана еще одна игра с той же механикой. Она является альтернативной версией игры Каркассон. Посвящена игра тем самым первобытным Охотникам и собирателям.

В чем разница?

Тут смотрите какая штука интересная получается. Оригинальный Каркассон вышел в 2000 году, Охотники и собиратели появились на свет в 2002 году — как раз тогда, когда стали появляться дополнения к базовой игре. Наверное, у Вреде было очень много мыслей по поводу дополнений к его главной игре, часть их которых не могла поместиться в маленькую коробочку. Именно поэтому Каркассон стал обрастать не только допами, но и альтернативными версиями базовой игры.

Охотники и собиратели (далее ОиС) предлагают практически тот же набор, что и базовый Каркассон. В состав игры входят 79 тайлов, миплы и дорожка подсчета очков. Единственное, что в нем нового — в коробке есть еще деревянные фишки хижин и таинственные зеленые шайбы. Габариты коробки ОиС полностью совпадают с первой игрой серии, поэтому на полке смотрится гармонично 😉

Что у нас по правилам? Если вы играли в базовый Каркассон, то знаете, как играть и в эту версию. Основа игры осталась прежней — берем тайл из стопки и выкладываем его на поле, стыкуя с уже лежащими на столе тайлами. Если вы не знаете правил Каркассона, то почитайте мой обзор на эту игру, а в этой главе я постараюсь рассказать вам о том, чем отличается ОиС от классики.

Т.к. эта игра посвящена первобытно-общинному строю, то города, дороги и монастыри канули в лету. Теперь у нас есть леса, реки и низины. Правила стыковки тайлов остались прежними — леса к лесам, реки к рекам, низины к низинам. Из интересного и нового — на тайлах в ОиС можно встретить животных: оленей, тигров, туров и мамонтов. Они приносят пользу только при подсчете очков.

Цель игры осталась прежней — набрать больше всего победных очков. Очки в игре получают за законченные реки и леса, за рыбу в реках и животных в низинах. Реки — это аналоги дорог из классического Каркассона. Очень часто реки впадают в озера, в которых водится рыба. За каждый участок реки и рыбу в озерах по обе стороны реки игрок получает по 1 очку.

За достроенный лес игрок получает по 2 очка за каждый участок леса. Плюс ко всему если в лесу есть золотой самородок (без разницы один или больше), игрок берет один тайл из бонусной стопки самородков и делает еще один дополнительный ход. Тайлы самородков — это те же тайлы с лесами, низинами и реками, которые имеют какие-нибудь необычные свойства.

Помимо обычных миплов у каждого игрока есть по 2 фишки хижин. Они работают так же, как и миплы, только ставить их можно только на реку или озеро. Хижина работает на целую речную систему (включая озера), поэтому если в системе есть уже чья-то хижина, свою туда ставить уже нельзя. При этом миплы с хижинами вполне нормально уживаются, т.е. можно ставить миплов на реки, где есть хижины любых игроков. Очки хижина приносит в конце игры.

Низины — аналог полей. На них также миплы кладутся плашмя. Очки за низины даются в конце игры.

Когда тайлы местности закончатся, игроки приступают к финальному подсчету очков. ВНИМАНИЕ! Все миплы с недостроенных участков возвращаются игрокам обратно и не приносят очков. Это важное отличие ОиС от классической игры.

Хижины приносят по одному очку за каждую рыбу в речной системе.

Игрок, которому принадлежит низина, получает по 2 очка за каждое животное (олень, тур, мамонт), кроме тигров. Имейте в виду, что тигры охотятся на оленей. Каждый тигр в низине убивает одного оленя. Т.е. если у вас в низине есть два мамонта, один тигр и два оленя, то вы получите 6 очков, а не 8.

В остальном ОиС — это все тот же старый добрый Каркассон.

Впечатления

Про ОиС я знал давно, и не очень понимал, зачем существует альтернативный Каркассон, если есть хороший базовый. При этом очень часто я слышал мнения, что ОиС кому-то нравится больше классики. Мне очень хотелось познакомиться с хотя бы с одной альтернативной версией, чтобы понять, что в этом хорошего. Первым под руку попался именно хваленый ОиС.

Мои опасения, что обе игры будут абсолютно одинаковыми, но с разным артом, не оправдались. Отличия в играх есть, и они весьма интересные. У меня сложилось впечатление, что Вреде в ОиС постарался исправить все, что недоработал в первой игре серии. 

ОиС жестче и конфликтнее, чем игра-предшественница. Выложенный вами тайл может принести пользу не только вам, но и другому игроку. Но может и наоборот сделать хуже соперникам. Например, вы кладете озеро с кучей рыб в речную систему, но на системе стоит чужая хижина. За построенную реку вы очки получите, конечно, но и добавите очков сопернику в конце игры. Или вы кладете тайл с лесом и мамонтом. Сами ставите мипла на лес, а вот мамонт попадает в низину, в которой лидирует другой игрок, за что тот в конце игры получит дополнительные 2 очка. Поэтому теперь приходится обдумывать каждое решение. Появилось много разных хитрых моментов, когда можно сделать и себе хорошо и соперникам насолить.

Из того, что мне очень понравилось — это начисление очков за низины. В классике меня иногда подбешивало, когда игрок завоевывал лидерство на очень прибыльном поле, в результате чего одерживал легкую победу. Поля мне всегда казались какой-то рулеткой в казино. С животными из ОиС мне гораздо проще. Ты можешь лечь на поле и спокойно разводить там зоопарк. И ты четко видишь, что ты получишь, а не ждешь, что кто-то будет строить рядом города, как это есть к классическом Каркассоне. Мне кажется, что животные в низинах — это отличная находка.

А вот то, что за недостроенные участки не дают очков, меня наоборот немного расстроило. Раньше в конце партии тебя игра поощряла за твои попытки что-то построить, теперь же она разводит руками — мол, прости, дружище, но мне нужны только целые леса и реки. Хотя есть в этот и один хороший момент — подсчет очков в конце игры происходит быстрее.

Золотые самородки в лесах вызвали у меня неоднозначные эмоции. Я не очень люблю возможности для розыгрыша дополнительного хода. Мне кажется этот момент дисбалансным. Тебе повезло закрыть участок — получи еще один ход. Это как-то слишком случайно. Правда, в случае с ОиС лес может быть даже не твоим, чтобы получить дополнительный ход=) Вы можете просто закончить чей-то лес и сделать еще один ход. Конечно, выгода специфическая от этого и не всегда имеет смысл так делать, но иногда помогает вырваться по очкам. Еще мне показалось, что не все бонусные тайлы самородков одинаково полезны. Например, тайл со святилищем, которое дает тебе право быть главным на низине — это явно слишком крутой тайл. В общем, самородки вроде и интересно придуманы, но мне они показались слишком на любителя.

Арт тоже меня не шибко порадовал. В классике, как мне кажется, изображения на тайлах сильно отличаются друг от друга, и ты легко определяешь, где город, где дорога, где монастырь. В ОиС я не всегда уверен, что река проходит через лес, поэтому приходится брать в руки тайл и внимательно его изучать. После классического арта оформление ОиС мне показалось немного вырвиглазным. К сожалению.

В итоге получается, что ОиС — это как бы вроде тот же Каркассон, но своими уникальными свистелками.

Дополнение

Вот в этом обзоре дополнения к Каркассону я обещал в будущем рассказать о дополнении к ОиС. Свое слово держу — рассказываю. В состав допа входят всего 5 тайлов, которые не замешиваются в общую кучу, а раздаются игрокам по одной штуке до начала игры (если играть вдвоем, то каждому игроку достается по 2 тайла).

Полученные тайлы дают игрокам новые возможности в игре. Например, владелец шамана может раз в ход снимать любого своего мипла с незавершенного участка местности, не получая за это очков. Тайлы разведчика, лодочника, охотника и земледельца выкладываются на поле по обычным правилам вместо того, чтобы взять и выложить обычный тайл из стопки. При этом обязательно нужно выложить свой мипл на этот особенный тайл, который останется лежать на нем до конца игры. Все эти тайлы либо дают полезное свойство игроку до конца игры, либо в конце партии увеличивают количество победных очков.

Доп получился довольно рандомненький и совершенно не обязательный для добавления в игру. Попробовать пару раз интересно, но желания всегда играть с дополнением у меня нету.

Какой Каркассон выбрать?

Этот вопрос был для меня главным при сравнении обеих игр. У меня есть и синий, классический Каркассон, и зеленый, ОиС. В принципе, по большей части это 2 одинаковые игры. Механика у них одинаковая — тайловыкладывание. А вот нюансы в правилах делают игры различными друг от друга. Синий К. мне больше нравится тем, что в нем дают очки за недостроенные участки. Зеленый К. мне больше нравится за получения очков в низинах.

Наверное, если вы выбираете между обеими играми и вам нужна только одна коробка, то я бы посоветовал взять ОиС. При этом важно, чтобы вы были знакомы и с первым Каркассоном, потому что без него нельзя понять, чем лучше ОиС. Зеленая коробка мне ближе тем, что в ней больше возможностей. В синем К. я, например, взял тайл с дорогой и просто пришпандорил его к своей же дороге. А в ОиС нужно смотреть, не будет ли продолжение твоей реки подарком для соперника. Например, ты ему подаришь очки за рыбу в конце игры или добавишь животного в его низину. Т.е. вроде как просчет в ОиС глубже. Вместе с тем зеленая коробка проще синей про подсчету очков. Особенно это заметно по концовке, где нужно посчитать очки за хижины и лежащих в низинах миплов, ибо остальные миплы кучей отгружаются игрокам назад без очков. Если бы еще арт в «зеленке» был получше, то я бы точно безоговорочно сказал, что он круче.

Стоит ли иметь две базы дома в коллекции? А вот даже и не знаю, что ответить на это. Может быть и не стоит. Тут понимаете какое дело… Если вы коллекционер и фанат К., то да, вы должны скупить все, чтобы получить максимум удовольствия от любимой игры. Если вы просто хотите купить какую-нибудь коробку К., то обе игры сразу вам точно не нужны. У меня в коллекции есть 2 эти игры, но я не собираюсь продавать какую-нибудь из них, потому что в каждом К. я вижу свою прелесть.

Но все же у синего К. есть одно очень крутое преимущество — к нему вышло море дополнений, а к ОиС только одно, да и то маленькое и оно так себе получилось. Если говорить о К. с допами, то я двумя руками за синюю коробку. Базовый К. довольно простенький, но с дополнениями он становится мощной непробиваемой стеной. ОиС, конечно, в этом плане предложить нечего.

Выставляя оценку Охотникам и собирателям на Тесере, я решил, что для меня эта самостоятельная игра равноценна базовому Каркассону. А так как базе я поставил 9 баллов, то и Охотники от меня получают тоже 9-ку. От игры я получаю колоссальное удовольствие, и очень жалею, что познакомился с ней не 10 лет назад, а недавно, т.к. по моему мнению в каком бы виде ни выходил Каркассон, это всегда очень классная игра.


Страница настольной игры Каркассон. Охотники и собиратели на сайте издательства Hobby World

Обзор первого классического Каркассона

Обзор дополнений к Каркассону

Официальная группа в Вконтакте

Реклама

8 Responses to Игры первых людей на земле — обзор настольной игры «Каркассон. Охотники и собиратели»

  1. Спасибо, за обзор)
    Было раньше желание взять ОиС, а то зря что-ли дополнение к нему лежит, теперь точно уверен что не стоит, лучше будем классику раскладывать)

  2. Catmans says:

    Хотел на пробу «Каркассона» взять именно «ОиС», но оттолкнул аляповатый арт. Теперь подумываю об «Амазонке»!

    • scafandr says:

      Если ХВ продолжит сотрудничать со мной, попробую взять Амазонку, мне самому она очень интересна

  3. pronastolki says:

    Моя единственная коробка Каркассона. И в ту перестали играть с выходом Остров Скай. Но продавать точно не буду, устраивает всем.

    • scafandr says:

      Ого, я теперь буду бояться знакомиться с Островом Скай, так не хочется разлюбить Каркассон…

      • pronastolki says:

        Они имеют право на сосуществование, просто мне процесс в Скае нравится куда больше. И казуалам моим хорошо зашла, а в Карк они уж наигрались и не хотят больше..

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: