В одном черном-пречерном мешочке лежали черные-пречерные… — обзор настольной игры «Орлеан»

Этот год для меня знаменателен знакомством со многими хорошими еврогеймами. С америтрэшем что-то совсем плохо стало видимо, потому что из этой категории ничего толкового мне не попадалось, к сожалению. Вот и сегодня у меня в обзоре будет евроигра, посвященная средневековой Франции (если быть точнее, Орлеану и его округе). Многие разработчики настольных игр любят называть свои игры в честь какого-то города. Райнер Штокхаузен решил не отставать от тренда и назвал свою игру просто Орлеан. Приглашаю вас посетить вместе со мной этот замечательный город 😉

Долгожданная локализация

Порою некоторым издательствам хочется сказать отдельное, особенное спасибо. Иногда они локализуют такие игры, на которые я раньше никогда не обращал внимания. Мне они казались неинтересными и не заслуживающими внимания. А потом игра выходит, и ты сначала бросаешь косой взгляд на нее, потом начинаешь изучать, заинтересовавшись некоторыми элементами игры, а потом решаешь во что бы то ни стало заполучить игру в свою коллекцию. Вот так и Орлеан, вышедший в 2014 году, прошел бы мимо меня, если бы GaGa Games не объявила о локализации этой игры. Быстренько перечитав несколько обзоров (довольно хвалебных, но на эту игру почти все такие обзоры пишутся), я очень заинтересовался игрой и стал ждать ее прибытия из Китая на склады ГаГи.

И вот коробочка уже у меня. Она приятно тяжелая, а это почти всегда хорошая примета. Примерно такой же неподъемной была Агрикола. Вес игры тонко намекает о том, что игровой процесс будет явно не на уровне филлера, что меня весьма радует, т.к. я люблю большие игры.

Это, наверное, первый опыт ГаГи печати игры в Китае. До этого они как-то умудрялись все печатать в России. Тем интереснее было мне распаковывать игру, чтобы глянуть на другое качество «гаговских» игр.

В коробке лежит довольно много рамок с жетонами, которые без особого труда выдавливаются (а некоторые даже сами заочно выдавились без моего вмешательства). Большое поле подозрительно хрустнуло, когда я его раскладывал. Сначала показалось, что центральная часть поля была плохо проклеена, но я отыграл вот уже 4 игры и ничего плохого с ним не случилось. Значит, показалось.

Один планшет игрока были с маленьким сюрпризом. Его немного криво обрезали китайцы. Играть можно, конечно. А если знаешь китайский, то можно еще сбоку прочитать заклинание, которое позволяет вытягивать сразу нужные жетоны из мешочка.

Черные мешочки приятные на ощупь и не имеют никаких неприятных запахов.

Деревянные компоненты сделаны на славу. Брака не обнаружено.

В целом по качеству получилось все на хорошем уровне. Если не считать одного косячного планшета, у китайцев получилось все замечательно, и с ними можно спокойно продолжать работать.

Никому не нужный пересказ правил

Очень поверхностно Орлеан можно назвать игрой на размещение рабочих. Но это очень необычное размещение рабочих, потому что рабочие здесь не просто однотипные миплы-болванчики, а разнообразные жетоны персонажей, которые лишь частично доступны игрокам во время раунда.

Игра представляет собой сплав размещения рабочих и бэгбилдинга. Второе слово вам может быть неизвестно, т.к. это сравнительно новое название одной механик, которое стало популярным благодаря игре Hyperborea. Бэгбилдинг — это как бы декбилдинг, только все активные компоненты собираются не в одну колоду, а прячутся в мешочек.

У каждого игрока в начале игры будет только 4 жетона персонажей — фермер, моряк, ремесленник и торговец. Основная часть игры будет проходить на планшетах игроков, на которых изображены ячейки возможных действий и трек для хранения активных персонажей. Каждая ячейка действий требует активации персонажей определенных типов. Например, если игрок хочет заполучить еще одного фермера, то он должен выставить на специальные ячейки моряка и ремесленника. Стартовые персонажи — это лишь часть возможных персонажей, которых игрок может иметь. Планшеты игроков позволяют игрокам получить доступ к монахам, ученым и рыцарям, которые, в свою очередь, дают доступ к новым видам действий.

Каждый раз, когда игрок получает в свое распоряжение новый жетон персонажа, он помещает его в свой мешочек и продвигает свой маркер по треку данного персонажа на игровом поле. Каждое продвижение по треку дает игроку бонус. Моряк дает монеты, ремесленник дает жетон технологии (им можно закрыть любую ячейку на планшете, уменьшив требуемое количество жетонов для активации действия), торговец позволяет бесплатно построить дополнительное место, которое будет доступно для активации только вам, ученый продвигает ваш маркер по шкале знаний (что влияет на количество очков, получаемых в конце игры), рыцарь увеличивает количество жетонов, которые игрок вытягивает из мешочка каждый раунд, фермер приносит игроку товар.

Большое игровое поле условно делится на 2 части — шкалы персонажей со знаниями и карта местности. 3 действия, которые есть на планшете игроков, связаны с картой местности. На карте изображены города, связанные между собой дорогами и реками, на которых размещаются жетоны товаров. У каждого игрока есть фишка купца, которая в начале игры ставится на город Орлеан. По ходу игры можно активировать ячейки передвижения по рекам и дорогам, а также строить в городах фактории (или если говорить просто — домики). Перемещаясь между городами, игрок забирает себе товар, лежащий на его пути. В Орлеане есть одно очень интересное условие — в каждом городе (кроме Орлеана) может быть построена только одна чья-то фактория, поэтому за каждый город приходится бороться.

Вкратце расскажу про фазы раунда. Всего в игре 18 раундов, каждый из которых поделен на 7 фаз.

В фазу 1 переворачивается верхний тайл событий, который обычно срабатывает в 6-ом раунде.

В фазу 2 игрок, отстающий по треку фермеров, теряет одну монету, а лидирующий по тому же треку берет одну монету.

В фазу 3 игроки вынимают из своих мешочков жетоны персонажей в количестве, указанном на шкале рыцаря (от 4 до 8) и размещают их на рынке, находящемся на планшетах игроков.

В фазу 4 игроки распределяют персонажей с рынка по ячейкам мест (действий) на своих планшетах.

В фазу 5 игроки по очереди активируют места, на которых все ячейки заполнены персонажами. Это единственная фаза, когда игрокам нужно играть действия по очереди (остальные можно играть одновременно). После активации мест использованные жетоны персонажей возвращаются в мешочек.

В фазу 6 срабатывает событие. Например, игроки платят налог за собранные товары или получают монеты за построенные фактории. Есть негативные события, а есть позитивные.

В фазу 7 жетон первого игрока передается следующему игроку.

После окончания 18 раунда игроки приступают к подсчету победных очков. По одному ПО приносят монеты, далее каждый вид товара приносит от 1 до 5 ПО, и в финале игроки получают очки за фактории, количество собранных жетонов горожан и уровень развития. Само собой разумеется, кто набрал больше очков, тот и победил.

Всем нужное мнение

Орлеан сразу же смог меня удивить. Кажется, что все эти игровые элементы я уже видел где-то раньше в той или иной форме, но сама игра смотрится весьма и весьма прилично и довольно свежо. По части размещения рабочих в Орлеане нет ничего экстраординарного — есть места с действиями, есть жетоны, которыми места активируются. Хотите новых жетонов? Пожалуйста. Хотите погулять по карте? Пожалуйста. Хотите что-нибудь построить или развить? Все для вас. Но бэгбилдинг добавляет в игру новые ноты радости и веселья.

В обычном воркер плэйсменте у всех игроков есть обычные одинаковые миплы, здесь же миплы — это жетоны профессий, и они все разные. Какой бы жетон профессии вы не взяли, все приносят дополнительный бонус. И это такая дополнительная игра, потому что за партию невозможно прокачать все-превсе. Приходится выбирать, что развивать максимально, а что взять совсем чуть-чуть. Тем более, что жетонов не бесконечное количество, и на каком-то этапе игры некоторые жетоны заканчиваются, поэтому маркеры игроков дальше не продвигаются.

Но если у вас в мешочке будет слишком много жетонов одного типа, то они начинают мешать играть, если выходят в большом количестве на рынок. Допустим, вам нужен фермер, торговец и рыцарь, а пришел моряк, моряк и еще раз моряк. С такой бригадой помощников далеко не уедешь. Автор решил не издеваться над игроками и придумал место действия, которое заставляет игроков сбрасывать от 1 до 2 жетонов на отдельный планшет ратуши, получая за это монеты или очки развития. Так что выбор всегда остается за игроком — качать что-то одно до конца или взять всего понемногу.

С механикой бэгбилдинга до Орлеана я не был знаком. Декбилдинг мне знаком давно, и я его люблю, поэтому на механику доставания жетонов из мешочка мне было интересно глянуть. В принципе, ощущения примерно похожие — ты начинаешь игру с какой-то мелочи, потом докупаешь что-то новое и получаешь доступ к более сильным действиям. Но бэгбилдинг очень удачно встраивается в евроигру, в то время как декбилдинг, по моему мнению, больше подходит америтрэшу (хотя и к евро тоже он тоже неплохо прикручивается). До того, как ты достал жетоны из мешочка, невозможно что-то планировать. В обычной евроигре все действия развернуты перед игроками. Можете то, можете се; что пожелаете? В Орлеане ты очень сильно зависим от того, что придет из мешка. Вы, допустим, хотите построить факторию, но вам не пришли нужные жетоны, поэтому факторию в городе построит кто-то другой, а не вы. О минусах данной штуковины я расскажу чуть позже. Практически вся случайность игры заложена именно в вынимании жетонов из мешочка. А вот грамотное распоряжение жетонами — это залог успеха в игре. Нужно понимать, куда стоит тратить жетоны, а куда не стоит на определенном этапе игры.

Орлеан довольно жесток по отношению к игрокам. С виду это, кажется, очень простая игра, но в ней нужно понимать, когда нужно переходить от одной стратегии к другой, и мне это очень нравится. Например, возьмем фермера. Вроде, кажется, это не самый сильный персонаж, но если вы будете последним по шкале, то каждый ход будете терять монету. А ведь каждая потерянная монета — это минус 1 очко в конце игры. И вроде кажется ерунда, но отставать по этому параметру никак нельзя, поэтому приходится тратить жетоны на фермера. И рыцаря нужно максимально быстро прокачивать, и ремесленник тоже круто помогает своими технологиями, и т.д. и т.п. Как обычно, хочется всего, но так не получится. Приходится искать оптимальный путь развития, и у каждого игрока он может быть разным.

За 4 партии я перебирал разные стратегии, и у меня есть еще задумки по некоторым другим вариантам стратегий. Например, я пока не попробовал строить больше дополнительных мест с помощью торговца. Я немного боюсь того, что когда переберу все возможные варианты и найду для себя оптимальный, играть будет не так интересно. Но я надеюсь, что такого не будет.

В недавнем обзоре Покорения Марса я восторгался по поводу того, что в этой игре нужно не только выкладывать карточки перед собой, но и обращать внимание на игровое поле, на котором также происходят разные события. Примерно такие же ощущения у меня и от Орлеана, в котором ты не только думаешь над накоплением новых жетонов персонажей, но и отвлекаешься на игровое поле, по которому можно и даже нужно путешествовать. Скажем так, это как бы еще одна игра в игре. Если забыть про карту, то в конце игры недополучишь большое количество очков. Построенные фактории и найденные товары приносят очень много победных очков, поэтому про них забывать нельзя. И если во время набора персонажей практически никак нельзя повлиять на других игроков, то уже на игровом поле возникает хоть какая-то конфликтность. Во-первых, за самые дорогие товары на дорогах и реках приходится бороться, во вторых, нужно стараться быстрее всех добежать до пустого города и построить там факторию. Если все это дело прошляпить, то можно бессмысленно тратить персонажей на передвижение с нулевым КПД. Поэтому желательно побыстрее переключиться на путешествие по карте.

Орлеан мне понравился с первой же партии. Я всегда говорю, что если большая игра после окончания партии не вызвала у меня головной боли и усталости, то это хорошая игра. На первую игру с разбором правил у нас ушло больше 4-х часов. Потому что постоянно лазили в правила, периодически играли не одновременно, а по очереди, когда боялись, что кому-то жетонов не хватит. Но время пролетело незаметно, и все игроки признались, что играли с большим удовольствием. Когда все игроки сыграли один раз, то следующие партии длились уже где-то 1,5-2 часа. После первого знакомства с игрой мне очень хотелось сыграть еще, потому что в голове роились нереализованные идеи — а что если прокачать моряка, а что если не брать ни одной технологии, но настроить много новых мест, а что если прокачать сразу замок по максимуму и т.д. Т.е. игра реально заряжает на проверку разных стратегий.

При этом не могу сказать, что Орлеан мне показался чем-то очень новым. Бэгбилдинг — штука прикольная, но я бы больше ему поразился, если бы не был знаком с декбилдингом. Жетоны шафлить очень неудобно, поэтому для этого дела есть мешочек. Мне больше было интересно то, что активация действия требует траты не одного жетона, а двух или трех. Я же привык к тому, что в играх на размещение рабочих хватает одного мипла, чтобы выполнить действие. А тут ты можешь прождать 1 или даже 2 раунда (а в худших случаях и даже 3), чтобы собрать нужное количество жетонов. Вот этот момент мне очень понравился. Частенько приходиться выбирать — или за один раз выполнить действие, которое не очень необходимо, или за несколько раундов выполнить одно действие, но желанное. В одном случае ты ничем не рискуешь, а в другом есть опасение, что потратишь слишком много времени, позволив соперникам уйти вперед.

Игра замечательна тем, что она на самом деле несложная, но глубокая по возможностям. В последнее время у меня мало желания разбирать сложные игры с многостраничными правилами. В Орлеане правила простые и понятные, но их нужно внимательно читать, потому что в каждом предложении есть очень важная информация. Например, я чуть было не пропустил последнюю страницу, которая озаглавлена как «Общие правила игры». Я решил, что там будет краткий пересказ правил, но был неправ. На этой странице дана дополнительная очень важная информация по игровым нюансам. Например, стартовые жетоны персонажей нельзя сбрасывать из игры (по событию или отправлять на ратушу). Несмотря на это, порог вхождения в игру низкий, что для меня является несомненным плюсом.

В игре нет трека очков, поэтому до самого конца игры вы не будете точно знать, кто лидирует, а кто отстает. Возможно, это кому-то не понравится, но я считаю, что отсутствие трека и промежуточных начислений очков положительно влияет на геймплей, т.к. игроки не отвлекаются на подсчеты. Вы просто играете, а в конце кто-то побеждает=) Но даже если бы вы знали, что Вася лидирует, то каких-то особенных инструментов по давлению на игрока в игре нету. У каждого игрока есть свой планшет, в котором он копается. Общее игровое поле с картой Франции создает конкуренцию, но там опять же нету никаких возможностей быстро перелететь через полкарты и занять город, на который покусился Вася, купец которого находится рядом с этим городом. Поэтому с самого начала игры нужно стараться набирать много монет и товаров, набирать горожан и строить фактории, а также следить, что делают ваши соперники, чтобы не давать им забирать все жетоны подряд и занимать любые города.

3 партии я сыграл вчетвером. Играя с таким количеством игроков, на игровом поле становится довольно тесно, но это добавляет игре азарта. Когда играешь меньшим составом, то часть жетонов персонажей становиться недоступным (меньше моряков, торговцев, рыцарей и т.д.). Это сделано для того, чтобы персонажей немного не хватало при любом количестве игроков. На четверых игралось прекрасно, и у меня возникло подозрение, что меньшим составом играться будет хуже. Попробовал сыграть дуэльно. В принципе, игра практически никак не поменялась. Единственная разница — на игровом поле становится играть значительно легче. Все-таки, когда между городами шныряет два купца вместо четырех, то это упрощает достижение целей. Вдвоем строить фактории немного проще. Когда играешь вчетвером, то если идти по чужому следу, можно долго не иметь возможности построить свою факторию. В дуэли один игрок может пойти на юг, другой на север, и никто никому не будет мешать. Так что если вы играете сугубо вдвоем, то знайте, что в Орлеане это тоже можно делать без особых трудностей.

Но вчетвером мне играть было чуточку интереснее. В таком варианте нужно тщательнее продумывать очередность действий, потому что пока до вас дойдет ход, кто-то может забрать у вас что-то из-под носа. Например, в игре остался один жетон ученого. И если два игрока могут забрать этот жетон, то повезет тому, что будет ходить первым. Либо несколько игроков хотят попасть из одного города в другой, схватив при этом дорогостоящую ткань на дороге. В итоге кто-то это сделает, а потом еще и факторию в городе построит, а другие игроки уйдут несолоно хлебавши. Поэтому не стоит тратить жетоны на «опасные» действия, если вы ходите последним. Вдвоем это не так критично, т.к. ты точно будешь ходить либо первым, либо вторым. А вот первый или четвертый — это уже другой уровень сложности.

Хочу отметить, что в этой игре важно сосредотачиваться на том, что дает очки. Т.к. в игре много разных действий, то кажется, что ни сделай, все ведет к успеху. А в конце игры оказывается, что нужно было собирать монеты, товары, горожан, продвигать развитие и строить фактории. Т.е. совершенно не важно, сколько у вас жетонов в мешочке — за них вы ничего не получите. Важно придумать движок, благодаря которому вы будете получать то, что дает очки.

Что можно сказать об оформлении? Художником игры значится Клеменс Франц, которого обычно принято ругать. Например, в своем на обзоре игры Остров Скай я отметил, что художник испортил игру, за что я снизил ей как минимум один балл. Но вы знаете, я совершенно по-другому взглянул на работу художника в Орлеане. Я понял, что Францу замечательно удается рисовать «под Средневековье». Вот это однозначно его тема. Его оформление Агриколы мне тоже нравится. Наверное, это художник одной темы, которому нельзя рисовать что-то другое. На мой взгляд, Орлеан оформлен отлично. Может быть у кого-то другое мнение, но Орлеан визуально мне нравится.

Итак, в целом получается, что Орлеан — это клевая евроигра про Средневековье и вытягивание жетонов из мешочка. На данный момент моя оценка игре — 8,5. Но почему не 10 баллов? Вот об этом я расскажу в следующей главе.

Что не так в Орлеане?

К сожалению, Орлеан есть за что немножечко пнуть (хоть и игра произвела на меня очень хорошее впечатление). Начну с самого главного — механики бэгбилдинга. У декбилдинга есть очень хорошее свойство — колода прокручивается полностью, после чего формируется новая колода. Т.е. если вы накупили разных крутых штук, то они точно все сыграют в том или ином сочетании. Кризис декбилдинга заключается в сочетании пришедших карт. Например, из пяти взятых карт 2 оказались классными, а 3 ерундой. А следующий раз может придти сразу 5 классных карт. В Орлеане нет прокрутки жетонов. После активации действия жетоны не уходят в какой-нибудь резерв — они сразу отправляются назад в мешочек и могут быть вытянуты в следующем раунде. В результате чего тот или иной жетон может быть вытянут за игру, скажем, 10 раз или вообще ни разу. В игре есть джокеры (монахи), которые заменяют собой любой жетон. Так вот вы запросто можете регулярно вместо монахов вытягивать фермеров и моряков, которые не такие полезные, как монахи. И это все сильно влияет на ваши возможности. Если вам пришли нужные жетоны, то вы сможете сделать много полезных вещей. Если не пришли, то курите бамбук до следующего хода. Благо, жетоны, расставленные на планшете, остаются до следующего раунда, и если вы в этот ход ни одно место не активировали, то в следующем раунде можете активировать больше мест.

Чем больше жетонов в вашем мешке, тем сложнее вытянуть нужное. У меня не раз так было, что в последних раундах я не мог вообще ничего толкового сделать, так как вытягивалась одна ерунда. Например, у меня есть в мешке 5 рыцарей, мне нужны хотя бы 3 из них, но ни один не пришел, монахи также меня проигнорировали. В итоге раунд сыгран впустую.

Спустя несколько партий я все же решил, что это не баг, а фича. Да, это очень специфический момент, и он в каком-то плане похож на броски кубиков. Если вы любите все на свете просчитывать заранее, то Орлеан вам может не понравиться. А если вы любите неожиданности, то рандома с жетонами даже не заметите. Когда я вытаскиваю жетоны из мешочка, то всегда волнуюсь, потому что я знаю, что хочу вытянуть, и надеюсь, что это и вытяну. В противном случае придется корректировать свои планы. Да, у вас могут быть неудачные раунды, но на этом и построен бэгбилдинг. Никуда не денешься.

Следующий минус — статичность последующих игр. Если вы нашли для себя оптимальную стратегию, то вы можете придерживаться ее постоянно. Все, что вам может помешать, это выход жетонов из мешка. В разных других еврогеймах есть всякие случайные события, которые частично отыгрываются в каждой новой партии. Или есть разные набор новых мест, куда можно тратить жетоны. Или разные игровые поля. В Орлеане этого нету. Все события те же самые в каждой игре, товары те же самые (только на игровом поле они выкладываются всегда случайным образом), карта Орлеана и окрестностей одна и та же, планшеты игроков одинаковые, даже новые места для строительства доступны игрокам все сразу. Вполне ожидаемо, что через некоторое количество партий интерес к игре может немного угаснуть. Благо, есть дополнения, которые этот недочет исправляют.

Еще я не понимаю прелести ратуши. У нас она мало используется, и то в самом конце игры. Ратуша позволяет сбросить ненужные жетоны за монеты или очки развития. Если в ратуше собрать цепочку благородных деяний, то игрок, сделавший это, забирает себе жетон горожанина, а это очень круто (влияет на количество получаемых ПО в конце игры). Т.е. цепочку собирать могут все, а жетон получит последний игрок, который цепочку завершил. Поэтому все игроки боятся, что кому-то достанется этот жетон. Может быть, если играть вдвоем, то можно просчитать, как самому закончить короткую цепочку из четырех персонажей. Вчетвером это сделать очень и очень сложно, т.к. это нужно, чтобы другие игроки спали в шапку и не видели, что вы творите в ратуше. В начале и середине игры сбрасывать жетоны кажется совершенно глупым занятием, т.к. все жетоны приносят пользу. Вот ближе к концу могут появиться персонажи, которых у вас много и столько вам точно не нужно. Поэтому ратуша — это хорошо, но не то чтобы очень.

События — штука прикольная. Выходит, например, событие, которое дает монеты игрокам за уровни развития, и все начинают бешено думать, как взять еще один уровень, чтобы получить больше монет. Но не всегда события срабатывают в нужное время. Например, есть вредные события, которые штрафуют игроков по монете за каждые 3 товара. Представьте себе, что это событие выходит в начале игры. В таком случае оно вообще никогда никого не напугает, потому что у игроков банально не будет хотя бы трех товаров, поэтому и терять им нечего. Также в начале игры может выйти событие, которое дает монеты за построенные фактории. А их у всех будет ровно ноль штук (фактории можно построить только после получения рыцаря), поэтому и монет никто не получит. Помимо всего этого есть интересное событие «Чума». Каждый игрок вслепую вытягивает из мешка жетон и сбрасывает его. Но стартовые жетоны не сбрасываются, а возвращаются назад в мешок. Представьте себе, что вы тяжким трудом выцепили себе жетон монаха, но тут же его вытянули во время чумы. А другие игроки достали стартовые жетоны и ничего не потеряли. Это реально сильно откидывает вас назад по развитию. На мой взгляд, неплохо было бы автору пересмотреть события.

Напоследок пару слов хочется сказать о сетапе. Не то чтобы он сильно-пресильно долгий и нудный, но минут 10-15 забирает точно. Благо, в коробке есть прозрачные зиплоки, которые помогают рассортировать компоненты. После партии нужно опять все аккуратно разделить и рассовать по пакетикам. Если вас не пугает лишняя трата 10-20 минут на игру, то можете смело пропускать этот минус.

К Орлеану уже вышло 2 дополнения и 1 апгрейд-кит. Говорят, что второе дополнение частично исправляет недочеты, перечисленные мной. Апгрейд-кит меняет картонные жетоны на деревянные миплы, которые удобнее тасовать в мешочке и они не стираются при частых играх. Мне очень хочется, чтобы GaGa Games локализовала эти дополнения и может быть сумела привезти в Россию (а там уже и в Беларусь что-нибудь перепадет) немного апгрейд-китов. Т.к. Орлеан вышел недавно, то пока сложно говорить об удовлетворительных или неудовлетворительных продажах, а ведь именно от них зависит судьба дополнений. Так что я очень надеюсь, что игра будет хорошо продаваться (и вы поможете ей в этом=)), чтобы ГаГа не сомневалась в выпуске дополнений.

Наконец-то итог

Настольная игра Орлеан — это «большая» евроигра, которая занимает у игроков около 1-1,5 часа. Хоть она и построена на знакомой всем механике размещения рабочих, в ней также еще есть очень интересная и нечасто встречаемая в играх механика бэгбилдинга. Суть в игре заключается в правильном применении вытянутых жетонов персонажей из мешочка, которыми можно активировать самые разные действия — от получения новых жетонов до перемещения по карте Франции. У Райнера Штокхаузена получилось слепить из известных механик что-то новое и интересное.

Мне игра действительно понравилась. У нее очень множество разных возможностей набирать победные очки, поэтому в каждой новой игре вы можете перебирать эти стратегии, пока не выберете оптимальный путь. К сожалению, если этот путь будет найден, возможно, играть будет не так интересно, потому что в игре не предусмотрена возможность изменения элементов игры. Единственное, что вносит в Орлеан элемент неожиданности — это случайный приход жетонов из мешочка.

Идеальной игрой Орлеан назвать нельзя, но как минимум пару раз сыграть в нее точно интересно. Я очень рад, что GaGa Games решилась на локализацию этой игры. Тем более, что огромное количество положительных обзоров и 24 место в рейтинге BGG говорят сами за себя. Обязательно попробуйте Орлеан! На мой взгляд, получилась стоящей внимания.


Страница настольной игры Орлеан на сайте магазина GaGa Games

Реклама

15 Responses to В одном черном-пречерном мешочке лежали черные-пречерные… — обзор настольной игры «Орлеан»

  1. Максим says:

    «Когда играешь вдвоем, то если оба маркера находятся на разных ячейках, то в любом случае один будет терять монеты, а другой набирать. Поэтому фермерский трек в дуэли приобретает более важный смысл.»

    пропустили еще один важный нюанс в правилах:)
    «Важное замечание: при игре вдвоем тот, кто находится дальше на шкале фермеров, по-прежнему получает монету,но его соперник не возвращает монету в запас.»

    про события, есть официальный вариант правил, немного улучшающий их
    https://boardgamegeek.com/article/19273811#19273811

    • scafandr says:

      Оу, спасибо большое! Я этот момент пропустил. Только подготовку игры на двоих прочитал и все. Обычно, когда играю максимальным составом, то пропускаю сноски для двоих=) Мы играли дуэльную партию немного жестковато

  2. WindUpBird says:

    Вот и обзор поспел. Спасибо!

    По поводу ратуши — в базе она действительно уныла до невозможности.
    Сдаём работника — получаем 1/2/3 монеты. Зачем их туда отправлять? Непонятно.
    Но вот поле благих дел из дополнения Trade and Intrige просто огонь! ( Я его запнпшил и мы с женой поняли всю его прелесть). Старое, кстати, сразу можно выбрасывать.

    С событиями та же самая песня. В дополнении T&I есть новые события и их 32(!), а выбирается 18. Вариативность начинает бить ключом( и разводным тоже,так как некоторые очень болезненные).

    • scafandr says:

      Очень надеюсь, что и этот доп выйдет на русском. В противном случае придется идти на Кулстафф

  3. balovnik says:

    Подзаголовки — агонь! Поржал))

  4. zinzy5 says:

    Орлеан и мне ОЧЕНЬ понравился. Прикольная игрушка. При этом у нас в компании он появился вместе с Hyperborea, в которой тоже есть элемент бэгбилдинга, но Орлеан меня больше поразил.
    «Еще я не понимаю прелести ратуши» — ну не знаю, у нас ратуша используется постоянно. Закинуть парочку ненужных жетонов, на мой взгляд отличная штука. Но на вкус и цвет как говорится…

    • scafandr says:

      Ну просто если кинуть на одну цепочку пару персонажей, как сразу дашь другим игрокам возможность быстро взять горожанина. У нас на ратушу уходят персонажи только в самых последних раундах, когда реально жетон некуда приткнуть. Было бы интересно сыграть с теми, кто ратушей пользуется по полной программе. Может я не понимаю что-то=)

  5. Yury Yamshchikov says:

    Саша, спасибо за обзор! Надо будет все-таки сыграть — попробовать, описание вкусное.

  6. Александр says:

    В Беларуси наткнулся в вайлдберис со скидкой около 77 руб игра,кому интересно

  7. volt says:

    Случай здесь бывает очень жесток ) Играли втроем и одному из игроков жутко не везло на чуму. То монаха потеряет, то других ценных для него персонажей. У остальных же на чуму только стартовые жетоны выходили.
    Ратуша — это способ почистить колоду (т.е. свой мешок). Тех же фермеров стараешься набрать побольше, чтобы не терять очки, а затем они постоянно из мешка и достаются. Вот и избавляешься от неугодных )
    Показалось еще, что товары в игре использованы не до конца. За товары получаем только ПО без возможности во что-либо еще их конвертировать.

    • scafandr says:

      Да, иногда невезение гробит игру. Только взял рыцаря первого, и тут же его потерял.
      Я понимаю суть ратуши. Но до 3/4 игры все жетоны важны, а помогать другому набирать горожан не хочется. Вот уже под конец — там да, выходят жетоны, которые некуда присунуть. Их можно и слить.
      Вместо товаров мог быть просто трек очков. В Altiplano это исправили. Там товары не просто баласт.

      • WindUpBird says:

        Насколько я понял из превью Владимира, механика товаров от Орлеана только и осталась.

        • scafandr says:

          У Владимира написано так: «Если в Орлеане роль ресурсов была условна (они просто имели разные очковые эквиваленты), то тут на их типах и обмене завязана почти вся игра. Более того, ресурсы и товары стали полноправными «рабочими», которые тянутся из мешка и распределяются по действиям. Короче, автор решил сполна компенсировать никчёмность ресурсов в Орлеане и посвятил им Altiplano».
          Я так понял, он имел в виду товары аки ресурсы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: