Игрокон — 2017 (Москва) — часть 2

Все воскресенье я провел за столом, за которым авторы настольных игр показывали свои проекты. Собственно, это была главная цель моей поездки на Игрокон. Членов жюри выбирало издательство Hobby World. Я попал в приятную компанию к Алексею Людофану, Таше Тележкиной и Денису Михееву. Нам вчетвером нужно было заранее отобрать 8 финалистов, потому что в один день все 80 заявок мы физически не смогли бы просмотреть, поэтому работа над конкурсом началась для меня значительно раньше 18 ноября.

Когда я смотрел проекты к конкурсу Граникона, то там больше всего было патигеймов типа Диксита и клонов Шакала. На Игроконе была немного другая ситуация. Там было больше всяких настольных приключенческих игр, в которых есть больше поле, герои, монстры и кубики. Всякие Фоллауты, Герои Меча и Магии и т.д. Как правило, такие игры были нагружены всякими нюансами, с которыми практически невозможно получить возможность на издание игры, но авторы все равно с позитивом смотрят в будущее и верят, что много бросков на удачу — это хорошо. Еще хватало таких игр, в духе «это что-то типа Манчкина, но это не Манчкин«.

Про каждого финалиста я расскажу по отдельности.

IMG_9406.jpg

Арматоры (Роман Автушенко)

Я давно мечтал о хороших играх про роботов и морские корабли. По большей части Стальная арена Юрия Ямщикова удовлетворила мои потребности в роботах. А вот с кораблями пока получается засада. Когда я читал правила игры Арматоры, то внутри меня теплилась надежда, что это вот то самое, что я давно жду. Возможно опытный моряк решил забабахать игру про моря и океаны, и она окажется той самой моей долгожданной игрой.

IMG_9334.jpg

Мне очень хотелось посмотреть на эту игру в финале, и мне повезло=)

IMG_9337.jpg

Мне очень понравилось, что автор игры подошел к презентации своего детища творчески — он пришел к нам в костюме пирата. С нетерпением уже хотелось познакомиться с его игрой ближе. Но чем дольше Роман Автушенко рассказывал правила игры, тем грустнее становилось на душе. Не то чтобы все плохо, просто игра явно сделана не по современным лекалам. Причем видно, что автор старался по максимуму сделать игру реалистичной. В Арматорах нужно передвигать по игровому полю, разбитому на клеточки, фигурки корабликов, заходить в порты, продавать и покупать там товары, обходить стороной пиратов (или атаковать их, если есть желание), постреливать в корабли соперников. Т.е. это такая симуляция средневекового торгового судна.

IMG_9338.jpg

У каждого игрока есть планшет корабля, на котором есть ячейки для различного обвеса — товаров, пушек, команды помощников. Очень клево придумано, что чем больше ты нагружаешь корабль обвесами, тем медленнее он двигается по полю. На игровом поле есть несколько портов с разными товарами. Выгодно перевозить товары из одного порта в другой. Передвижению кораблей мешает или помогает ветер. В начале хода игрок бросает кубик и определяет направление ветра. По ветру игрок двигается максимально далеко, против ветра теряет очки движения.

IMG_9340.jpg

Атаки на пиратов и других игроков происходит немного по замудреной системе, при которой игроки выбирают один из двух кубиков, бросают их и потом сверяются по специальной таблице, определяя нанесенный урон.

IMG_9342.jpg

Если память не изменяет, задача игроков — набрать 500 дублонов.

Игра сделана действительно очень красиво. Поле магнитное, поэтому кораблики не падают, для удобства их перемещения автор придумал специальное приспособление-палочку. Все ячейки на планшетах аккуратно подогнаны под жетоны товаров и улучшений. В общем, смотришь — игра просто прелесть. Но по факту Арматоры немного отстали от времени. Ей бы на Игрокон 1992-1995, глядишь, и выиграла бы что.

IMG_9343.jpg

IMG_9345.jpg

IMG_9347.jpg

Арматоры — игра про перемещение корабликов по клеточкам, про случайные встречи с пиратами и другими кораблями, а также куплей и продажей товаров. 500 дублонов — и ты в дамках.

Жаль, но устарело.

Фальварак (Роман Григорик)

Для беларусов «фальварак» — это абсолютно всем понятное слово. Я был удивлен, что в России таких «словей» не знают и россиян постоянно тянет говорить «фальварАк», а не «фальвАрак». Обозначает это слово хутор, ферму.

IMG_9348.jpg

Игру придумал беларус, поэтому я очень боялся, что меня заподозрят в том, что я подсуживаю своим. А я даже понятия не имел, кто такой Роман Григорик. Поспрашивал своих знакомых — те тоже не знают. При этом на конкурс он отправил довольно интересный еврогейм, что было редкостью для текущего Игрокона.

IMG_9349.jpg

Представьте себе хутор на несколько дворов. Игроки — это паны, которые могут получить хутор под свое управление. Т.е. у одного хутора изначально есть несколько владельцев. Получит себе имение тот, кто за несколько раундов докажет, что он самый лучший пан.

Механика игры — размещение рабочих, только вот рабочие у всех общие. В свой ход игрок должен взять стоящего на поле мипла и положить его плашмя на любую другую незанятую ячейку. Далее у мипла меняется настроение в зависимости от его профессии и вида работ, на которую его отправил игрок. Например, если дровосека отправить не в лес, а на кухню печь пирожки, то настроение у него упадет.

IMG_9350.jpg

Настроение влияет на количество получаемых победных очков. Чем довольнее мипл, тем больше очков получит игрок.

Очки получают за выполнение заданий, размещенных на специальных карточках. Практически все задания замешаны на сборе необходимых ресурсов.

Еще в игре есть понятие времени суток, когда временно блокируются некоторые ячейки действий.

IMG_9351.jpg

В общем, в игре нужно стараться быть добрым для всех рабочих, выполнять задания и разумно распоряжаться действиями.

Уже после чтения правил мне было понятно, что это интересный проект. Когда Роман показывал игру жюри, то у меня было стойкое желание доиграть игру до конца. Мне очень понравилась идея с настроением рабочих. Это как в Симсах — нужно следить за рабочими, чтобы они были довольными, и тогда у них все будет получаться. Как только что-то им не нравится, КПД сразу падает.

IMG_9352.jpg

Еще я не видел воркер плейсмента, в котором рабочие были общими для всех. Поэтому у меня было стойкое ощущение, что автор действительно упорно работал над игрой, чтобы сделать ее интересной. Но при этом кажется, что игре чего-то не хватает. Т.е. это пока все-таки незаконченный проект. Ему обязательно нужна огранка, которую будет либо делать сам автор, либо издатель. Для огранки нужно подать автору несколько идей, а для этого нужны дополнительные тесты.

Честно признаюсь, я болел за Фальварак. Игра имеет очень интересную задумку. Если над ней поработать, то может получится неплохой еврик.

Блокчейн (Юрий Ямщиков)

Я безумно далек от биткоинов и майнинга. Примерно представляю себе, что это такое, но в деталях не разбираюсь. Мне было очень интересно послушать автора игры про то, как нужно правильно зарабатывать биткоины, ведь его игра — это практически симуляция того самого майнинга.

IMG_9358.jpg

У каждого игрока есть личное игровое поле, которое состоит из подвижной и неподвижной части. На одной его части хранятся биткоины, другая часть отвечает за денежное состояние игрока. Блоки с биткоинами могут перемещаться вдоль планшета с состоянием. Т.е. чем выше биткоины, тем богаче игрок.

Каждый ход игрокам предстоит развивать свою деятельность — покупать оборудование, приобретать новые помещения и реагировать на игровые события. Покупки увязываются между собой примерно как в Энергосети — новое оборудование дает более крутые возможности, но под него нужно покупать новые блоки, дающие энергию (за это отвечают помещения). В конце раунда вскрывается новое событие, которые влияет на всех игроков. В свой ход можно использовать действие на подсматривание этого события, чтобы потом подготовиться к возможному коллапсу.

IMG_9360.jpg

Сейчас я пишу эти строки и понимаю, что на самом деле у Юры получилась простенькая игрушка, хотя на первый взгляд она мне показалась замороченной за счет темы. Изюминка игры скрывается, лично для меня, в перемещении планшетов относительно друг друга и острой борьбы за хорошие карточки оборудования и помещений. Очень важно выбирать первым, чтобы взять самое ценное, ибо последнему игроку достанутся не очень полезные апгрейды.

IMG_9363.jpg

Слышал, что люди, сыгравшие целую партию в Блокчейн, говорят, что главное в этой игре — подсматривать события, и тогда выиграть будет легко.

IMG_9357.jpg

К сожалению, не могу сказать, что Блокчейн меня сильно зацепил. Он мне интересен больше с точки зрения темы. Например, после этой игры я нагуглил информацию по этой теме и понял, что Юра Ямщиков пользовался реальными сведениями и ничего сам не выдумывал. Но я не знаю, с кем я буду играть в эту игру и какая у нее реиграбельность. Один раз сыграть — ок, без вопросов. А вот какого-то сюрприза, из-за которого я буду хотеть сыграть еще и еще, я пока не нашел. Есть ощущение, как будто чего-то не хватает игре, какой-то маленькой хитринки.

Платформикс (Павел Баженов)

Игра меня заинтересовала заочэно. Платформикс — то такие тактические попрыгушки по гексам в поисках энергии. Сначала формируется поле из гексов, игроки выбирают себе героев, случайным образом на поле раскладываются фишки энергии — и все, гоу подбирать все, что плохо лежит.

IMG_9368.jpg

Члены жюри признались, что эта игра уже была в финале в прошлом году, но ее забраковали. В этом году решили дать игре еще один шанс. Что в итоге изменилось? В основном то, что герои теперь стали иметь не общую колоду действий, а каждый свою. Теперь герои различаются по умениям — один скоростной, другой бьет больно и т.д.

IMG_9370.jpg

Игра чем-то напоминает компьютерные PvP-игры, в которых герои встречаются на одной арене и мочат друг друга. Только в Платформиксе нужно еще подбирать энергию и либо тратить ее на умения, либо менять на энергоячейки (победные очки). Свободно перемещаться не дают сложные конструкции гексов, у которых на некоторых гранях есть стенки и двери и не все они простреливаются. Вместо перемещения можно повернуть гекс другой стороной, тем самым сильно изменив ситуацию на поле.

IMG_9372.jpg

Моим коллегам игра показалась скучной, они не увидели, за счет чего игра стала лучше после улучшений. А лично я бы сыграл с удовольствием еще раз. Как по мне, получилась неплохая тактическая стратежка, над которой нужно еще конечно же поработать, но основа игры вполне годная. Может это так, потому что я люблю подобные игры… Не знаю. Я не совсем согласен с другими членами жюри, но их мнение я, безусловно, уважаю.

Я бы такую игру купил, честно.

Финальный отсчет (Андрей Колупаев)

Андрей Колупаев часто принимает участие в подобных конкурсах, причем зачастую он попадает в число финалистов. На этот раз Андрей пожаловал с патигеймом со скрытыми ролями.

IMG_9379.jpg

Игрокам в Финальном отсчете нужно подготовить космический корабль к полету. У каждого игрока есть тайная роль и задание. Например, ученому нужно, чтобы на корабле был хотя бы один ученый и 3 синих маркера. Маркеры — это экипировка, за которую отвечают карточки. Игроки каждый ход могут инициировать голосование за протаскивание какой-нибудь карточки на корабль. Голосование открытое — вы пытаетесь объяснить, почему вы хотите взять данную экипировку на корабль, а другие игроки решают, верить вам или нет. Вдруг вы шпион и ваша цель не дать взлететь кораблю?

IMG_9381.jpg

Прикол игры игры в том, что некоторые части целей игроков совпадают. Например, и вам, и кому-то еще нужны красные маркеры, поэтому не все игроки будут сопротивляться вашему решению. Если голосование прошло неудачно, одно место на корабле пропадает. А когда свободных мест не останется, игра заканчивается.

Понравилась мне игра открытым голосованием. Ты прямо говоришь — хочу сменить капитана, или хочу экипировку добавить, или хочу сам попасть на корабль. И все открыто голосуют за или против. Нет никаких подозрений, что кто-то исподтишка вас поддушивает.

IMG_9382.jpg

Но когда я смотрел на карточку своей цели, то не понимал, как ее вообще можно выполнить, потому что против меня сразу ополчились другие игроки, будто бы я террорист, цель которого взорвать корабль. А я был простым ученым. Несколько раундов я бился впустую и с улыбкой доигрывал партию, потому что понял, что шансов у меня на победу нету. В итоге у нас не выиграл никто=)

После игры остались странные ощущения. Идея патигейма неплоха, реализация пока прихрамывает. Либо же мы как-то не так играли. У меня были примерно такие ощущения, которые ты испытываешь в игре Saboteur — когда ты плохой гном, в руках у тебя плохие карты и все про это знают. Может быть игра лучше работает на 8 человек, чем на 4?

Потенциал есть, но на мой взгляд в правилах нужно что-то менять…

Халиф на час (Иван Тузовский)

С Иваном я не был знаком до Игрокона, но постоянно читал и читаю его статьи на Тесере. Мне повезло встретиться в городе с Иваном утром в воскресенье. Это очень интересный молодой человек. Сразу видно человека, который настолки видит не так, как обычные игроки. Он мгновенно все считает, пилит и делит на части. Я был уверен в том, что мы не зря выбрали его Халиф на час, т.к. игру делал явно не дилетант.

IMG_9383.jpg

Для себя я назвал игру хардкорной Восьмиминутной империей. Игрокам предстоит построить свою империю на клочке земли, бросая кубики, создавая и перемещая по полю своих поселенцев. Суть игры заключается в развитии ваших миплов. Сначала вы бросаете кубики, а потом решаете, как их потратить — создать поселенцев, трансформировать поселенцев в воинов, построить казармы, башни, деревни или города. Действия и кубики роднит Халифа на час с такими играми, как Путешествие Марко Поло, Grand Hotel Austria и т.д. Но только Халиф рассказывает про контроль территории — плодимся сами, давим чужих.

IMG_9384.jpg

Игра довольно серьезно проработана и видно, что тестировалась она далеко не один раз. Т.к. времени на игру было немного и некоторые члены жюри уже были знакомы с игрой, из-за чего они делали ходы быстро, то я просил Ивана помогать мне. Он быстро вычислял самые оптимальные действия, поэтому я понял, что через пару игр тебе не придется мучительно долго думать, что тебе делать. С опытом вполне легко играть в Халиф на час за час=) Хотя поначалу игра показалась довольно хардкорной.

Игра пока представляет собой голую механику, на которую можно натянуть что угодно. Автор сразу сказал, что заинтересовавшееся игрой издательство может выбрать для себя абсолютно любую тему. Это правильно с той точки зрения, что главное — это оттестировать движок игры, а не придумывать игре историю.

IMG_9387.jpg

Правда, не доиграв до конца, я так и не смог до конца определиться с игрой. Мне интересно, чем заканчивается в итоге игра, можно ли сильно оторваться от соперников, можно ли вынести полностью соперника из игры и т.д. Но чувствуется, что в игре потенциал есть. Если ее издадут, то я не удивлюсь.

История одного шедевра (Филипп Иванов)

У игры очень близкая мне тема — рисование картины. Сюжет крутится вокруг картины Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», которую художник рисовал вместе со своими ассистентами. За ассистентов мы и играем.

IMG_9389.jpg

Наша задача — смешивать краски и рисовать этюды. Картина разбита на 15 кусочков (фрагментов). Отдельно представлена колода этюдов, карты из которой попадают в руки игрокам. На этюдах есть победные очки, стоимость в красках и бонусы. В свой ход можно сделать 2 из 3 действий — получить карту со стола (рынок), заплатив за нее красками (специальные жетоны); сбросить карту с руки, получив за нее краски; сбросить с руки комбинацию карт и получить один из бонусов (получить несгораемую краску, написать соответствующий фрагмент, получить несгораемую монету-джокер).

Игра заканчивается в тот момент, когда вся картина оказывается написанной. Победителя определяют по победным очкам.

IMG_9391.jpg

В этой игре мне понравился движок получения красок. Чтобы нарисовать этюд, нужны краски, которые можно получить, сбросив карту с руки. В итоге игроку приходится думать, какие краски ему нужны и что он готов сбросить с руки, чтобы получить эти краски. Мы сыграли неполную игру (раундов 5-6), в течение которых я полностью забил на фрагменты, рисуя только этюды, и в итоге выиграл по очкам. Мне это показалось странным, потому что основная идея игры — рисовать фрагменты картины, а не баловаться этюдами. Остальные члены жюри заверили меня в том, что к концу игры ситуация могла бы коренным образом измениться.

IMG_9393.jpg

Не знаю почему, но у всех ребят, сидевших со мной за столом, возникло странное ощущение недосказанности, недоигранности. Т.е. вроде что-то и клевое перед нами, но до конца мы это не поняли. При этом сейчас я понимаю, что это отнюдь не значит, что игра плохая. Из всех игр Филиппа Иванова, которые я видел, эта определенно лучшая. Перед тем, как начать писать этот отчет, я еще раз перечитал правила и нашел там немало интересных нюансов. Например, про несгораемые краски и монеты. Основная суть игры — собирать сеты и получать победные очки. Но вот карты как на рынок, так и в руку, приходят случайным образом, поэтому я не знаю, как сильно это влияет на игру. У меня сложилось впечатление, что История одного шедевра раскрывается не за одну партию. В общем, я бы еще попробовал поиграть, чтобы принять окончательное решение.

Кстати, забыл сказать, что оформлена игра очень добротно. Хорошая картина не может испортить настольную игру=)

Королевская интрига (Владимир Кравченко)

К самой последней игре все члены жюри были уставшими. Нам очень повезло, что последней была именно эта игра. У предыдущих конкурсантов было много правил, в которые нужно было быстро вникать. Королевская интрига сразила всех наповал своей простотой.

IMG_9394.jpg

Это карточная игра, в которой карты являются и действиями, и средством оплаты. В начале хода игроки получают карты на руку. По очереди игроки отыгрывают по одному действию, разыгрывая с руки карты на стол перед собой. За розыгрыш карт нужно сбросить несколько карт с руки (стоимость указана на карте). Карты могут иметь одновременные или постоянные эффекты, а также победные очки. Задача в игре — набрать 15 победных очков.

Т.е. механика такая — набираем карты, сбрасываем карты, выкладываем карты на стол, применяем эффекты, повторяем.

IMG_9397.jpg

Это такой гейтвейный филлер, который будет хорош для новичков в мире настольных игр. Играется крайне просто. По действиям мне чем-то игра напомнила Доминион. Что-то дает +1 карту к набору, что-то забирает карты у других игроков, что-то меняет карты местами и т.д. Чем дольше играешь, тем лучше будет ваш движок и тем быстрее будут набираться очки. Просто и быстро.

IMG_9398.jpg

IMG_9401.jpg

IMG_9403.jpg

На мой взгляд игра получилась неплохой. Правда, я бы в нее не играл, т.к. она слишком простая. Нет там таких действий, над которыми нужно было бы поломать голову. Но я бы с удовольствием показал бы эту игру нубам, которые не знают, что такое настолки. Автору не пришлось долго распинаться, чтобы донести до жюри суть своей игры. Буквально пара фраз, и мы уже играем. Сыграли партию буквально за полчаса.

Не шедевр, но вполне годно.

Итоги

В конкурсе было 2 номинации — Играть интересно и Оригинальная механика. Без особых дебатов были выбраны 2 игры — Халиф на час и Фальварак. В первую интересно играть, вторая оригинальная. Поздравляю победителей!

К сожалению, я не смог присутствовать на награждении, т.к. нужно было срочно убегать с Игрокона по делам, поэтому фотографий с победителями у меня нету 😦

IMG_9404.jpg

Таша и размытый Денис

Помимо этих двух игр я еще отмечу Платформикс, Блокчейн и Историю одного шедевра, в которые я бы не отказался поиграть еще.

Реклама

16 Responses to Игрокон — 2017 (Москва) — часть 2

  1. gopstr says:

    Было интересно почитать, спасибо! Наконец-то узнал подробности об игре Романа с настолкибай )

  2. zinzy5 says:

    Вот и вторая часть подъехала. Почитаемс…

  3. zinzy5 says:

    Арматоры
    По описанию очень сильно похожа на Black Fleet. Только с прикрученными сложностями, вроде направления ветра, что конечно более реалистично, но и геймплею на пользу это не идет. В свою очередь Black Fleet очень азартная игра про перевозку товаров из порта в порт, нападение пиратов и все такое. Играется быстро и не перегруженно нюансами.
    Но оформление в Арматоры просто шикарное 🙂

  4. zinzy5 says:

    Фальварак
    Поначалу подумал, что будет похоже на Летопись, но идея общих рабочих очень интересная. Жаль, что слышу об этом проекте впервые. Очень хотелось бы побыть тестером.
    Надо чаще бывать в обществе 😦

  5. zinzy5 says:

    Блокчейн
    А вот мне наоборот, тема ВООБЩЕ не итересна. Так что в игру сыграл бы, только если понравилась механика.

  6. zinzy5 says:

    Платформикс
    А вот здесь ни тема ни геймплей абсолютно не мое.

  7. zinzy5 says:

    Финальный отсчет
    Хорошая идея, у нас в компании точно бы зашла. Любят все эти скрытые роли, тайные задания и все такое. Особенно Женя 🙂

  8. zinzy5 says:

    Халиф на час
    Очень интересно, хотя Восьмиминутная Империя: Легенды мне довольно быстро приелась.
    И если игры в чем-то схожи, то Халифа на час может постичь та же участь.

    • scafandr says:

      Схожи больше теме, геймплей совершенно другой. Бросаешь кубики и смотришь таблицу, выбирая то, что ты можешь сделать кубиками. Кубиков целая жменя, как в Путешествии Марко Поло, например

  9. zinzy5 says:

    История одного шедевра
    Игра напомнила мне Fresco, где игроки выступают в роли живописцев, которые по приказу Епископа должны восстановить поврежденную Фреску на потолке собора и Алтарь. Тема очень похожа, правда тут карточная игра, а там размещение рабочих, причем втихаря за ширмой.

  10. zinzy5 says:

    Королевская интрига
    Я бы сыграл. Люблю простые, быстрые игры. Есть в них свой особенный шарм. Оформление тоже очень даже…

  11. Yury Yamshchikov says:

    Саша, спасибо за подробный обзор! Я тоже удивлен, что ни Платформикс, ни История одного шедевра не зацепили остальных членов жюри.

    • scafandr says:

      С Историей может получилось так, что не все правила запомнили. Помню, в конце партии Леша спросил, зачем вообще собирать фрагменты. А за них много крутых бонусов можно получить. Влад Чопоров показывал два пальца вверх, когда мы смотрели игру. Может на Граниконе мне удастся нормально сыграть в нее

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: