Размещение миплов по-неандертальски — обзор настольной игры «Каменный век»

Этот обзор я мог написать еще несколько лет назад. Но тогда у меня не было физической версии игры. Я все мечтал о том, что когда-нибудь кто-нибудь может быть издаст настолку в России (версию от Звезды я упустил в свое время), и я ее сразу же куплю, хоть и играю в нее в основном только на Boardgamearena. Я был уверен на 100% в том, что игра Stone Age просто обязана быть в моей коллекции и точка. Эта игра заставила меня по-другому взглянуть на еврогеймы, которых я раньше обходил стороной.

Сегодня я с большим удовольствием расскажу о своей любимой игре. Она, конечно, далеко не новая (была издана в 2008 году), но возможно кто-то до сих пор не играл в Stone Age и ему будет интересно узнать, почему Каменный век — это маст хэв.

IMG_0449.jpg

Щупаем

В коллекцию себе я приобрел локализацию от Hobby World, которая вышла в прошлом году. Раньше эту настолку на русском языке издавало издательство Звезда, но потом почему-то игра пропала из магазинов. Имхо, Каменный век всегда должен стоять на полках магазинов, т.к. это уже практически классика, как Каркассон или Колонизаторы.

IMG_0450.jpg

Честно признаюсь, что до распаковки коробки Каменный век я в глаза не видел, поэтому мне было очень интересно подержать в руках то, во что я играл только через браузер на компьютере. Большое раскладывающееся поле, большой зиплок с деревянными компонентами, картонные жетоны еды и построек, колода карт цивилизации, деревянные кубики, планшеты игроков и кожаный стаканчик — все это вы найдете в коробке с игрой.

IMG_0453.jpg

Качество игры мне понравилось. Поле достаточно ровное (хотя и не идеальное), карточки не тонкие, кубики маленькие, но приятные на ощупь, картонные компоненты выдавились превосходно. Кожаный стаканчик для меня очень необычный компонент. В других играх я не встречал чего-то похожего. От стаканчика веет чем-то первобытным, как будто его сделали сами древние неандертальцы в том самом каменном веке (в хорошем смысле этого слова=)). Кубики в нем бросать очень круто, между прочим!

IMG_0455.jpg

Учимся играть

Каменный век — это образцовая игра с механикой размещения рабочих. Все, что нужно в миплплейсменте, есть в этой игре. Ничего лишнего — только играй и получай удовольствие.

В игре нужно развивать свое поселение. В самом начале партии у вас в распоряжении будет всего 5 миплов (человечков) и 12 жетонов еды. Остальные компоненты раскладываются на поле по своим, предусмотренными правилами, местам — карточки цивилизаций, жетоны построек и инструментов, фишки дерева, глины, камня и золота.

IMG_0456.jpg

Игра разбита на раунды. В каждом раунде игроки по очереди расставляют миплы на поле, потом выполняют действия занятых ячеек и в конце раунда кормят свое племя.

IMG_0461.jpg

На локации можно выставлять разное количество миплов — на какие-то нужен 1 человечек, на какие-то 2, а на какие-то можно выставлять неограниченное количество миплов. Когда все игроки расставят на поле свои миплы, начиная с первого игрока, игроки возвращают миплы обратно, выполняя действия занятых локаций.

IMG_0462.jpg

Что же полезного приносят локации?:

  • мастерская ремесленника дает один жетон инструмента, который повышает значения на выпавших кубиках;
  • ферма повышает уровень земледелия игрока (меньше тратится еды на прокорм);
  • в хижине можно получить дополнительного мипла;
  • на охоте добываются фишки еды;
  • в лесу, карьере, каменоломне и реке добываются соответственно древесина,  глина, камень и золото;
  • поставив мипла на карту цивилизации или жетон постройки и оплатив их стоимость, игрок забирает карту или жетон себе.

В конце раунда за каждого своего мипла нужно заплатить 1 еду. Если еды не хватает, то игрок платит недостачу ресурсами. Если и тех нету, то игрок штрафуется 10 очками.

IMG_0463.jpg

Логика принятия решений очень простая — ресурсы нужны для того, чтобы купить карточки цивилизаций и жетоны построек (они приносят победные очки), еду добывают для прокорма племени, в хижине миплы плодятся. Все элементарно просто.

IMG_0465.jpg

В начале нового раунде пополняются ряды карт цивилизации и построек. Если карт цивилизации не хватает для заполнения или закончилась хотя бы одна стопка построек, то текущий раунд становится последним.

IMG_0466.jpg

В конце игры игроки получают победные очки, которые дают:

  • карточки цивилизации (очки за миплов, инструменты, уровень земледелия, собранные сеты);
  •  жетоны построек (очки начисляются сразу после покупки жетона);
  • оставшиеся ресурсы.

Выигрывает тот, кто наберет больше всего очков.

Впечатления

Ух, сложно начать рассказывать о впечатлениях от своей любимой игры, потому что сразу хочется эмоционально и безапелляционно заявить, что «это просто опупенная игра!!!».

IMG_0467.jpg

Начну рассказ с того, как я учился играть в Каменный век. По чужим обзорам я примерно знал, что в этой нужно выставлять миплов на поле, а потом забирать их обратно, получая разные плюшки. Замечу, что ранее в игры с такой механикой я ни разу не играл. Не читая правил, я открыл BGA и сыграл пробную дуэльную партию, в которой просто ставил миплы туда, куда мне больше нравилось (читай, делал глупые ходы и в итоге набрал мизерное количество очков). Уже во второй партии я понимал, судя по наблюдениям за соперниками, куда выгоднее ставить миплов и вообще зачем это делать. К пятой партии я уже играл без никаких проблем, меняя стратегии налету.

IMG_0481.jpg

Что я хочу этим сказать? Игра очень простая для понимания. Современные еврогеймы любят нагрузить игрока разными хитрыми нюансами, которые усложняют игру, но и делают ее интереснее. Каменный век выгодно отличается тем, что грузить игрока ему нечем. Имхо, все действия в игре абсолютно логичны — ресурсы собираем, чтобы купить карты цивилизаций или взять жетоны построек, плодим миплов, чтобы занимать больше точек на поле, постройки и цивилизации берем, чтобы получить больше ПО, молотки помогают получать больше ресурсов, повышаем уровень земледелия, чтобы было легче кормить миплов. И это все, что нужно знать об игре. Реально здесь очень простая механика, но она отнюдь не примитивная! Как я уже написал, в ней есть все, что нужно от worker placement’а.

IMG_0468.jpg

Для меня еврогеймы делятся на 2 типа — абсолютно безрандомные и с рандомом. Первые выделяются мозголомными вычислениями правильных цепочек действий, ведущих к победе. Вторые имеют встроенные элементы ломки ваших цепочек. Каменный век из второй категории (не зря же кубики со стаканчиком идут в комплекте). Во-первых, постройки и цивилизации выходят на поле в количестве только по 4 штуки. В конце раунда пустые ячейки заполняются новыми картами и жетонами. Во-вторых, чтобы получить ресурсы, игроки бросают кубики. Т.е. может получится такая ситуация, что вы отправляете миплов добывать золото, но ничего не получаете, если плохо бросили кубики. Количество получаемых ресурсов вычисляется очень просто — сколько у вас миплов на точках, столько вы и бросаете кубиков. Если вы на охоте — получаемый итог делите на 2, столько еды и получаете. В лесу все делится на 3, в карьере на 4, в каменоломне на 5, а на реке на 6. Отправляя миплов на работу, приходится бороться со своей жадностью, т.к. много миплов тратить не хочется, а ресурсов подавай целый вагон.

IMG_0471.jpg

Конечно, кубики могут выпасть как единичками, так и шестерками. Обидно, правда? Чтобы гарантированно получать хотя бы один ресурс, есть смысл тратить миплов на жетоны инструментов, которые прибавляют цифры к выпавшим кубам. Так что, как мне кажется, проблема с рандомом в Каменном веке прекрасно решена.

Стратегии в игре есть самые разные — качать миплов, повышать уровень земледелия, тратить ресурсы на постройки или карты цивилизации и т.д. Если собирать все подряд, то сильно много очков не наберешь. Поэтому если вы начали собирать «молотки», то старайтесь скупать все карты цивилизации с молотками, которые выходят на поле. Очки за это дело получают в геометрической прогрессии. Но при этом очень важно следить за соперниками, чтобы не дать им карту или постройку, которые принесут им много очков. Такие карты лучше забирать самим, пускай они даже вам и не так сильно нужны. Пускай лучше вы получите небольшой плюс очков, чем соперник отхватит очень много ПО.

IMG_0473.jpg

Конкуренция между игроками возникает чаще всего в борьбе за места и карточки с жетонами. Очередность хода имеет большое значение — чем раньше вы ходите, тем раньше сможете занять нужные места. Например, если кто-то поместил миплов в хижину, то вы туда уже попасть в этом раунде не сможете, поэтому увеличит численность поселения в раунде только один игрок. Как правило, сразу первыми разлетаются места на пополнение миплов, молоточки, земледелие, карты цивилизации и постройки. Потом уже хватают все остальное, на что хватает миплов. Кстати, порой из-за конкуренции появляются интересные стратегии — например, можноне тратить миплов на повышение уровня земледелия (и тратить миплов на что-то другое), но тогда приходится чаще ходить на охоту, чтобы было чем кормить миплов. Есть даже стратегия, по которой можно брать штрафы за кормежку, но компенсировать это зарабатыванием за раунд большого количества ресурсов (эта стратегия на БГГ названа читерской, и автор игры советует не придерживаться ее=)).

IMG_0474.jpg

И вот что мне дико нравится в Каменном веке — в каждой игре ты выбираешь тот путь развития, который подсказывают тебе карты и жетоны, вышедшие на поле, а также очередность хода. Например, даже если вы очень любите прокачивать земледелие, все же иногда выгоднее пойти по молоткам, если на поле лежат классные карты. Т.е. надо видеть, куда вовремя свернуть, чтобы получить больше ПО. Те же карты цивилизации стоят от 1 до 4 ресурсов. Иногда выгоднее потратить 4 ресурса, но взять нужную карту. А иногда лучше взять 2 карты подешевле и не разбрасываться нужными ресурсами попусту. В общем, я не нашел еще такой стратегии, которая бы всегда 100% добивалась поставленных целей. Очень важно замечать, как играют другие игроки, какие они карты берут, какие места занимают. Это именно то, что мне и нравится в еврогеймах. Мне не сильно нравятся игры, в которых можно уткнуться в свой планшет, играть-играть-играть, а потом в конце игры поднять голову и сравнить полученные очки. В Каменном веке такого нету. Если дать игроку свободно развиваться, то просто выиграет тот, кому повезет набрать классных карт, и вы решите, что игра чересчур рандомная. Играть нужно только с контролем ситуации, иначе игра не раскроется.

IMG_0476.jpg

Долгое время я избегал дуэльных партий, т.к. думал, что вдвоем играть в Каменный век совсем не интересно. Хотя очень часто на BGA можно встретить предложение сыграть именно вдвоем. Оказалось, что я катастрофически ошибался. Дуэли — весьма годная штука! Контроль за соперником становится еще жестче, умы скрипят, извилины напрягаются. В дуэли вы точно можете увести из-под носа соперника классную карту цивилизации или занять все места на столь желанном карьере! В общем, играть вдвоем в Каменный век можно безо всяких проблем.

Но вынужден признать, что опыт в этой игре имеет значение. Я без труда выигрываю у новичков, потому что им нужно сыграть несколько партий, чтобы понять, как игра работает. Поэтому сейчас я стараюсь играть только с опытными игроками.

IMG_0477.jpg

Что у нас с реиграбельностью? Где-то после 20 сыгранных партий в мою голову стали закрадываться мысли, что вот-вот наступит пресыщение и мне надоест играть. Но почему этот момент никак не наступал. Не знаю, в чем тут точно причина — или в Каменном веке все в порядке с реиграбельностью, или это просто игра моей мечты, в которую я могу играть вечно. Я все-таки больше склоняюсь к первой версии. Переигрывать заставляют несколько факторов — рандом на кубиках и по-разному выходящие на поле карты цивилизации и жетоны построек. Повторюсь, никогда в самом начале партии нельзя угадать, как вы будете развивать свою общину. Вы можете сильно хотеть взять карту, которая утроит ваши победные очки за земледелие, но у вас не будет хватать на это ресурсов. А когда вы наконец-то накопите ресурсы, то эту карту заберет соперник, который ходит раньше. Всегда нужно смотреть на то, что доступно именно сейчас, в настоящий момент. Поэтому мне всегда интересно следить за тем, как предпочитает развиваться соперник и как предлагает развиваться мне сама игра.

IMG_0486.jpg

Игру оформлял Михаэль Менцель, который приложил кисть ко многим известным играм (например, Колонизаторы, Доминион, Андор, Брюгге и т.д.). Многие работы этого художника мне кажутся симпатичными, поэтому и оформление Каменного века мне тоже пришлось по душе. У игры теплые тона, много желтого, коричневого и зеленого, поэтому глаза не напрягаются, а наоборот отдыхают. К качеству компонентов у меня тоже нет претензий — все выполнено на хорошем уровне.

IMG_0479.jpg

О минусах игры мне сложновато говорить, т.к. критических минусов в ней я не вижу. Но прекрасно понимаю, за что Каменный век может не понравиться кому-нибудь другому. Вот некоторые из факторов:

  • рандом, за который отвечают кубики. После броска можно получить много ресурсов, а можно и ничего не получить. Если соперникам везет больше, у них будет меньше проблем с постройками и картами цивилизации;
  • если играть слишком часто, игра становится однообразной (но это можно сказать про большинство игр);
  • нельзя напрямую помешать играть другим игрокам. Максимум, что вы можете сделать — заблокировать место своими миплами и забрать нужную сопернику карту или жетон себе.

Итог

Я обожаю Каменный век. Об этом говорит и цифра сыгранных на БГА матчей (80 партий). Буквально спустя 10 матчей на БГА я понял, что я дико хочу получить в коллекцию и физическую версию игры, чтобы играть в нее дома с друзьями и родственниками.

IMG_0485.jpg

На мой взгляд, Каменный век — это уже ставшая классикой игра. Классика воркер плейсмента. Ее место на полке магазина рядом с Каркассоном, Билетом на поезд или Колонизаторами, потому что это прекрасная новичковая или семейная настольная игра. Именно благодаря Каменному веку я заинтересовался еврогеймами (в частности, играми с механикой размещения рабочих) — купил Tzolk’in, Dungeon Petz, Dungeon Lords, Замки Бургундии. Конечно, я готов признать, что Каменный век — это игра скорее начального уровня. Опытных игроков она ничем не сможет удивить, потому что сейчас в мире есть много более сложных и захватывающих еврогеймов. Но если вы недавно стали увлекаться настолками, поиграли в Каркассон и пока боитесь покупать что-то другое, более сложное, то Каменный век — это прекрасный выбор. У меня более 13 лет стажа увлечения настольными играми, и я до сих пор играю в Каменный век. Это простая, но классная игра с отличным артом и всем самым необходимым для игры с механикой worker placement. Горячо рекомендую! Одна из моих любимых игр.


Страница настольной игры Каменный век на странице издательства Hobby World

IMG_0482.jpg

Реклама

29 Responses to Размещение миплов по-неандертальски — обзор настольной игры «Каменный век»

  1. Вот насколько люблю компьютерные игры с множеством ресурсов, настолько не люблю настолки с ресурсами…

  2. pronastolki says:

    Рада и что ухватила в своё время версию от Звезды, и что эта игра попалась мне в начале настольного пути. В итоге — коробка, с которой не собираюсь расставаться. Тёплая и ламповая 🙂
    А карты в версии от Звезды намного лучше.

    • scafandr says:

      А я проснулся уже тогда, когда нигде «звездовской» версии не было. Там карточки толще? Или под лен?

      • pronastolki says:

        Под лён и рисунок на них больше, рамка не такая толстая. И с дополнением совместимо 🙂

        • scafandr says:

          Аааа, да! Я тоже удивился, когда увидел, что рамка на карточках такая большая. А доп маст хэв или нет?

          • pronastolki says:

            Не скажу, что маст, всё-таки игра самодостаточна, но разнообразие приятное после многих партий. Особенно новые хижины (это вроде мини-доп отдельный, но шёл в допе от Звезды), ну и ресурс и карты новые тоже интересные. Но не всегда играем с ним.

            • scafandr says:

              Отлично, спасибо! Тогда буду ждать и доп от ХВ. На БГА просто его нету, так я и не знаю особо, что ждать. Новые хижины — это клево!

  3. Алексей says:

    Захотел срочно приобрести, после твоего обзора!)
    очень интересно какие у тебя еще есть любимые игры) может топ запилишь?)

  4. zinzy5 says:

    Я тоже пропустил версию от Звезды. Но мне повезло, и я купил в nastolki.by зарубежную версию с русскими правилами от Игроведа (скорее всего). Там и рисунок большой и карты под лен. Одна из любимых моих игр.

  5. Купил от Звезды много лет назад. Давно не доставали, но жена не дает продать )) Надо будет сыграть как-н снова в нее…

  6. Yury Yamshchikov says:

    О да, отличная игра! И, в отличие от Каркассона и Колонизаторов мне нравится до сих пор. Жду когда Ярик подрастет и можно будет играть с ним 🙂

    • scafandr says:

      Детский вариант уже оценил, Юра?

      • Yury Yamshchikov says:

        Не, я после купленного женой детского Каркассона с подозрением отношусь к детским версиям. Да и хороших детских игр, если честно, хватает 🙂

  7. Hoot says:

    Ох. Худшее, во что я играл 🙂 Уже к середине первой же партии стало ясно, что игра мне вообще не зашла, и я просто доигрывал. Хотя связано это, скорее всего, не с конкретной игрой, а с механикой worker placement. Катастрофически её не люблю. Эта механика в основе игры — приговор для неё, играть не буду как бы ни уговаривали. 🙂

    PS ну и тема первобытных племён ни капли не интересна.

    • scafandr says:

      Да, наверное, это просто не ваша механика. У меня с игрой был совсем другой опыт. До этого я евры дико не любил, а механика размещения рабочих открыла мне глаза на жанр. До сих пор с радостью играю в новые игры с такой механикой

      • Александр says:

        А гвт походу вообще не зашла?

        • scafandr says:

          Зашла-зашла. 2 месяца как я не могу дописать обзор на игру. Вчера немного уже начал писать впечатления. Очень тяжело за неделю писать несколько обзоров — выигрывает всегда тот, на который НАДО написать обзор=)

  8. Spotty says:

    Ничего себе, до какой игры ты добрался, хе-хе ))

    • scafandr says:

      До физической копии только сейчас=) Но сколько я ждал, когда она появится в магазинах, ууууух

  9. darkdar says:

    А я в свое время продал ее с допом, а теперь кусаю локти. Она идеально подходит для обучения новичков концепциям евро и выставления рабочих, но доп купить практически невозможно, а без него уже играть не хочется 🙂

    • scafandr says:

      Вроде ХВ доп будет выпускать. А игра отличная, согласен. Вчера 2 партии сыграл на БГА и не могу нарадоваться ее простоте и крутости

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: