То чувство, когда занимаешь третье место — обзор настольной игры «Бронза»

Эту игру я очень ждал. Увидев прошлым летом препродакшн-копию и вдохновившись геймплеем, я считал дни и недели до выхода российской настольной игры Бронза (издатель Hobby World). Игровой процесс этой настолки показался мне очень приятным и нагружающим мозги в нужной степени, а мне как раз нравятся такие игры. Честно признаюсь, что ждал от игры многого. Думал, что ее заметят не только в России, но и на международных выставках. Хотя судить только по одной сыгранной партии нельзя, поэтому червячок сомнения меня все-таки немного подъедал.

Проверить свои впечатления можно было только сыграв повторно, поэтому этого момента я ждал аж 10 месяцев. И дождался. И готов рассказать вам о Бронзе после нескольких сыгранных партий.

IMG_0488.jpg

Состав игры

Игра позиционируется как бигбокс, т.е. «большая коробка». Обычно это означает, что игра не короткая, компонентов в ней многовато, правила объясняются гораздо больше минуты. Не могу сказать, что Бронза именно такая игра — коробка, наверное, могла быть и немного меньше.

IMG_0490.jpg

Из интересных компонентов я могу отметить необычные игровые поля, которые сделаны в виде волны. Как я понял, это было задумано специально, чтобы поля было удобно переворачивать другой стороной (по ходу игры это приходится постоянно делать). Остальные компоненты — это карточки маленького размера, картонные жетоны и целый пакет маленьких разноцветных деревянных кубиков.

IMG_0495.jpg

В моей копии никаких косяков не попалось. Картонки сами выпадали из рамок, карточки не тонкие, а точно такие же кубики можно было встретить в игре Master of Orion. Очень хорошее качество.

IMG_0499.jpg

Как играть

В настольной игре Бронза вам предстоит развивать цивилизацию в эпоху бронзового века. В игре есть очень простое строительство поселений (и это скорее можно назвать гонкой или контролем территорий, чем строительством), сбор сетов и выполнение целей. Несмотря на то, что в Бронзе я вроде бы не нашел чего-то супер уникального, тем не менее мне трудно подобрать аналогии этой игре. Чего-то похожего раньше я не видел.

IMG_0500.jpg

Все действие в игре будет происходит на разноцветном игровом поле, которое собирается из волнообразных картонных полосочек. Поле разделено на 6 типов ландшафтов: горы, лес, степь, саванна, пустыня, джунгли и побережье. На каждом типе ландшафта на одной полоске нарисованы от 1 до 3 построек, на которые игроки могут класть свои кубики (это якобы они строят поселения). Но просто так взять и поставить кубик на поле нельзя, иначе было бы очень просто. Движком для кубиков являются карточки технологий, на которых написано, в какой земле и какого типа поселение игрок может возвести.

IMG_0505.jpg

Давайте посмотрим на то, что может сделать в свой ход игрок.

  1. Нужно взять одну карту технологии с одной из 4 стопок. Технологии бывают самые разные — каждая позволяет строить разные поселения на разных типах ландшафтов. Если игрока не устраивает ни одна технология из стопок, то он может использовать обратную сторону карты (бронзовое литье), которая является джокером (позволяет выложить любой тип поселения на любую землю). Далее карту нужно выложить перед собой в один из четырех столбцов (в начале игры столбцов нету — игрок их формирует в течение игры).
  2. Активируем технологии. Только что выложенная карта технологии срабатывает сама и заставляет сработать соседние карты технологий справа и слева, а также все технологии с таким же названием в том же столбце. Активация заключается в том, что игрок берет в руку столько кубиков-поселений, сколько было активировано карт технологий.
    IMG_0512.jpg
  3. Выставляем поселения на поле. За каждую активированную карту игрок может выложить на поле один кубик. Конкретные ландшафт и вид поселения диктует карта технологии. Поселений бывает только 3 вида — домик, юрта и вигвам. Выставляя кубик рядом с закрытой пластинкой земель, игрок переворачивает следующую землю лицом вверх. Важно помнить, что кубики нельзя класть на те земли, которые были уже пройдены. Перейдя на новую пластинку, про предыдущие можно забыть.
    Если игрок ставит поселение в землю, где нет его других поселений, он берет карточку города, которая ставит перед игроком цель, за выполнение которой в конце игры игрок получает победные очки.
  4. Проверяем торговые пути и возможность взять жетон провинции. Если у игрока в одном из ландшафтов есть непрерывный ряд из трех поселений, то он берет жетон торгового пути с тремя победными очками. За ряд из 5 кубиков дается жетон с 5 ПО, из 7 кубиков — 10 ПО. Если все игроки прошли какую-то землю, то на этой земле определяется преимущество. Чьих поселений на земле будет больше, тот получит жетон провинции, дающий победные очки в конце игры.

IMG_0537.jpg

Конец игры происходит в нескольких случаях — закончились карты в двух стопках технологий, один игрок выставил все свои кубики на поле, или были разобраны все места на последней земле. Далее происходит подсчет очков, которые можно получить за торговые пути, провинции и карты городов.

Понятное дело, что побеждает  тот, кто наберет больше всех очков.

А мамонтов-то не положили!

Итак, интересная Бронза или не нет? Об этом сейчас мы и порассуждаем.

IMG_0503.jpg

Для меня Бронза в первую очередь — это игра-гонка. Причем не такая гонка, в которой нужно во что бы то ни стало придти к финишу первым, а в которой нужно подумать, когда поднажать вперед, а когда лучше притормозить, чтобы набрать больше ништяков. Движок выставления поселений мне показался очень необычным. Когда я первый раз поиграл в Бронзу, то прямо влюбился в карточки технологий. Во-первых, интересно выбирать нужную карточку из четырех стопок. Во-вторых, карточку нужно пристроить в столбцы так, чтобы активировать побольше нужных соседних технологий. В-третьих, нужно учесть карты городов, которые дают очки за определенное расположение технологий в столбцах. Т.е. вроде звучит все очень просто, а на самом деле можно здорово погрузиться в раздумья.

IMG_0513.jpg

С другой стороны этот загруз иногда делает игру более грузной, чем хотелось бы. Я честно иногда впадаю в ступор, когда понимаю, что хочу и больше поселений выставить, и выложить карточку в нужном столбце, и очки получить за карту города тоже хочется. Зачастую все вместе это сделать просто невозможно. Для меня в этом и кроется сложность выбора — стоит ли опираться на то, что есть, или стараться работать на будущее, которое может быть светлым, а может и не очень светлым=) Можно выложить карточку технологии в столбец так, чтобы построить поселения в нужных тебе местах, а можно и так, чтобы построить больше поселений, но не там, где надо. А иногда хочется заткнуть дыру в матрице технологий, чтобы выполнить цель карты города, но это опять же может плохо повлиять на расселение на игровом поле. Дилемма.

IMG_0515.jpg

Мне очень нравится в Бронзе, что она в каком-то плане прямолинейна в плане гонки. Логика размещения поселений (кубиков) заключается в том, чтобы либо составлять ряды из одинаковых кубиков, либо выигрывать по преимуществу на земле, чтобы взять жетон с очками. Если вы видите, что преимущество на земле вам не видать, то можете смело перескакивать на следующую пластинку земли, т.к. ловить на текущей земле уже нечего.

IMG_0519.jpg

Что можно сказать о взаимодействии между игроками? Прямого взаимодействия в игре нету. Т.е. вы не сможете влезть в чужую матрицу технологий, вынуть оттуда что-то или заменить одну карту другой. Если игрок взял карту города, то украсть ее никак нельзя. Чужие кубики с поля не сместить и не вытолкнуть. Но все-таки я не могу сказать, что Бронза — это полный пасьянс. Во-первых, совершенно точно нельзя давать другим игрокам составлять цепочки поселений. Если не обращать внимания на это, то соперники будут легко брать победные очки за торговые пути. Также можно подсекать (забирать себе) карты технологий, за которыми охотятся соперники. Забавная борьба происходит за преимущество на землях. Иногда приходится ставить кубики лишь бы где, чтобы забрать себе желанный жетон провинции. Но каких-то обидных действий по отношению к другим игрокам сделать в Бронзе нереально, как мне кажется. У игры вполне себе семейный формат.

IMG_0520.jpg

Играть в Бронзу можно в составе от 2 до 4 игроков. К сожалению, вдвоем поиграть у меня не получилось, но я слышал отзывы от других игроков о дуэльном формате, да и сам понимаю, что поменяется, если сыграть в минимальном составе. Партия на четверых выделяется более хаотичным игровым процессом — сложно следить за всеми игроками, ситуация на поле очень быстро меняется, приходится долго ждать своего хода. Дуэльный вариант намного более просчитываемый — проще «контрить» действия соперников, легче осуществляется контроль территорий. Ну а если играть втроем, то это что-то среднее между 2 и 4 игроками (логично, правда?=)). Советовать какой-то конкретный вариант количества игроков не буду. Мое мнение — в Бронзу можно играть любым составом. Я не буду морщить нос, если кто-то предложит сыграть в Бронзу вчетвером, но при этом буду готов к тому, что хаоса на столе будет многовато.

IMG_0521.jpg

Чем может отличаться одна партия от другой? Во-первых, планки земель разные и игровое поле всегда получается разным. Конечно, сильно большой вариативности в расположении планок нету (где-то 1 поселение в одном виде ландшафта, где-то 2, где-то 3), но все же пути будут составлены всегда по-разному. Во-вторых, карты технологий растасовываются по стопкам и выходят на поле случайным образом. В-третьих, карты городов вытягиваются тоже всегда рандомно. На мой взгляд, с реиграбельностью в Бронзе все в порядке.

IMG_0524.jpg

Очень интересно реализована в Бронзе карта-джокер, за что я готов снять перед автором игры шляпу. Действительно, иногда бывает, что все карты технологии тебе не подходят, а построить что-то хочется. И ты вроде знаешь, что с помощью джокера ты можешь поставить кубик на любую точку на поле, но с другой стороны жалеешь, что не можешь активировать другие технологии в столбце (недополучишь кубиков). Поэтому приходится выбирать, а мне такие дилеммы всегда нравятся.

IMG_0528.jpg

Тема игры. Может быть вы не знаете, но изначально игра имела совсем другую тему — она была связана с музыкой. Вам нужно было набирать музыкантов в группу (это карты технологий) и играть песни по нотам (это поселения на поле). Когда игру заметило издательство Hobby World на одной из авторских игротек и подписало с автором игры, Константином Домашевым, контракт, то было принято решение сменить тему на древнеисторическую. Безусловно, нельзя корить издателя за то, что он сменил тему музыки на что-то более попсовое, потому что именно он тратит деньги на издание игры и в его интересах продать тираж (и лучше не один, а несколько). Бронзовый век вроде неплохо смотрится на фоне геймплея. но все-таки, на мой взгляд, музыка больше подходит игре (мы набираем музыкантов в группу и рубим крутое музло), но и итоговый вариант вполне окейный. Но вообще было бы интересно, что было бы с продажами игры, если бы на ее обложке красовался колоритный афроамериканец, играющий на трубе.

IMG_0529.jpg

И раз уж я заговорил про тему, то скажу пару слов и про оформление игры. Мне оно ОЧЕНЬ нравится. Особенно игровое поле. Люблю пестрые цвета, разноцветные кубики и необычной формы компоненты (планки земель). Рисунок на коробке колоритный, но забавный, потому что мамонты к тому времени, как люди научились отливать бронзу, вымерли. Карты городов вроде тоже неплохие, но немножечко «безжизненные», как в скучных учебниках по истории=) Но в целом оформление классное.

IMG_0530.jpg

Противоречивые игровые моменты — давайте поговорим сейчас об этом. Как мне кажется, игра делится на 2 части — выставление кубиков на игровое поле и формирование матрицы технологий. Первая часть яркая, как перья павлина, легкая, как крестики-нолики, и приятная, как поцелуй любимого человека=) Кубики выставлять на поле действительно прикольно. Составление же матрицы технологий сильно грузит игру. Не то чтобы это плохо — просто не каждому понравится. Нужно много думать, чтобы сделать клевый ход, а это неизбежно приводит к даунтайму. Если играть вчетвером и каждый будет думать над своим ходом по 5 минут, то игра начинает сильно затягиваться. Именно поэтому у меня еще ни разу не возникало желание сыграть сразу же второй раз. Это желание появляется только спустя несколько часов, когда голова немного избавляется от напряжения. Из-за этих двух разных частей игры складывается впечатление, что перед нами 2 игры, между которыми перекинут мостик.

IMG_0532.jpg

Очень часто слышу мнение о том, что Бронза — это классическое евро немецкой школы. Вы знаете, мне трудно согласиться или возразить, потому что я не могу назвать себя специалистом в еврогеймах. Наверное, это действительно классическое евро, которое может отпугнуть людей, которые привыкли в современным навороченным настольным играм. Но это совершенно не значит, что Константин промахнулся с временным периодом, когда его игра могла быть актуальной. Классическое евро — отнюдь не диагноз. Как по мне, Бронза — это очень хорошая игра.

Хит или не хит?

Да-да, я был тем самым человеком, который год назад прогнозировал, что Бронза — это вероятный хит из развивающейся настольной России. Конечно, очень сложно выносить вердикт по одной ознакомительной партии, поэтому о версия хитовости игры была лишь только моим предположением. Мне очень понравилось, как была оформлена игра, удивила механика выставления кубиков на поле, заинтересовали разные карточки городов, за которые можно получать очки и т.д. Скажу честно, что спустя время, когда я уже поиграл несколько раз в домашней обстановке, эмоции немного спали. При этом то, что меня порадовало в первой партии, продолжает радовать и сейчас. Единственный клин, который был замечен мною спустя несколько партий, это «тупняк» во время выбора и выкладывания карт технологий. Опять же, не стоит пугаться, что это ах как сложно — ничего подобного. Просто в голове надо прокрутить кучу разных вариантов, да и пока до тебя дойдет ход, ситуация на поле несколько раз меняется, поэтому думать придется еще несколько раз=)

IMG_0539.jpg

Если говорить о хитовости в сравнении со всеми мировыми играми, то Бронза — это весьма и весьма добротный середнячок (и может даже больше, смотря по каким предпочтениям). Как я уже писал в начале обзора, по уникальности вау-эффекта механика игры не вызвала, но при этом я не могу назвать аналогов этой настолки. Получился очень клевый проект — что-то похожее в России выходит совсем не часто.

Но если взять в расчет российские настолки, то мне кажется, что Бронза показывает прогрессивный рывок вперед. Игра отлично играется безо всяких костылей, допы ей не нужны, арты обалденные. Да, сейчас в России уже выпускают игры такого высокого уровня, и это здорово. До Бронзы я мог назвать российскими хитами Космонавтов, Стальную арену, Поморскую лоцию и Бастион (эти игры до сих пор являются моими любимыми настолками). Теперь я к этим играм смело добавляю еще и Бронзу. Для меня это действительно клевая игра, в которую приятно пошпилить с друзьями. Почему-то в плане похожести на ум мне приходит 7 Чудес Антуана Бозы. Конечно, по геймплею это разные игры, но все эти карты городов, выкладывание карт перед собой, синергия карточек, подсчет победных очков в конце игры — что-то похожее в играх наблюдается. Но это чисто мои впечатления, ибо эмоции, которые я испытал при знакомстве с этими двумя играми, очень похожи.

IMG_0540.jpg

Константин Домашев и Петр Тюленев (руководитель отдела развития игр из Hobby World) сумели выжать из игры все по максимуму и у них получилось сделать классный продукт. Конечно, не всякому игроку Бронза может прийтись по вкусу, поэтому рекомендовать всем к покупке не буду, чтобы на меня не держали зла те, кому игра покажется скучной и слишком абстрактной. Надеюсь, я смог в обзоре рассказать об игре все, чтобы вы смогли составить предварительное мнение о ней. Если у вас есть остались какие-то вопросы — с удовольствием отвечу на них в комментариях. Попробовать сыграть рекомендую всем — такие игры выходят в России нечасто. Очень надеюсь, что Константин не остановится на достигнутом, и мы в будущем увидим другие его классные настольные игры.


Страница настольной игры Бронза на сайте издательства Hobby World

IMG_0550.jpg

Реклама

10 Responses to То чувство, когда занимаешь третье место — обзор настольной игры «Бронза»

  1. Wirgis says:

    10 mesiacev eto ne srok. Ja na nee s 2017 esena smotriu. No vot v nashix krajax (v litve) dostat’ takuju veshch beznadezhna. Po vsei vidimosti, kogda ona do menia doberetsia, to uzhe budet s zakonchivsimsia srokom godnosti 🙂

    • scafandr says:

      А к вам какие-нибудь русскоязычные игры вообще попадают? Срок годности у игры вряд ли закончится, она бессрочная — классическое евро не стареет=)

      • Wirgis says:

        Popadajut izredko. Parų znakomix v minske est’ — izredko pomogajut. Prosto cherez nekotoe vremia interes ugasaet (novinki perebivajut), vot srok i konchaetsia 😀

  2. zinzy5 says:

    Игра меня тоже привлекала и я очень ждал ее выхода. Но вот она вышла… и ничего. Может это конечно со всеми настолками так в этом году (моя страсть к покупкам куда-то пропала). А может и поостыл я к ней немного. Поиграть бы я рад, а вот насчет покупки еще подумаю.

    • scafandr says:

      Да так часто бывает. У меня с книгами так. Очень жду, когда выйдет книга, куплю ее, и потом она лежит год-два на полке, пока не доберусь=) Сейчас очень много игр выходит, есть из чего выбрать. Мой друг как-то сказал — не купишь эту. купишь другую, ничего страшного

  3. Yury Yamshchikov says:

    Саша, спасибо за обзор и классные фотки! 🙂

    Игра действительно на подумать и, что мне в ней нравится, она не «решенная», тут всегда надо думать над разными тактическими задачами и балансировать между эффективным розыгрышем на поле и нужным расположением технологий.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: