Е-мое от Пфистера — обзор настольной игры «Oh My Goods! Королевские товары»

Любите ли вы карточные филлеры, как люблю их я? Если вы души не чаете в Race for the Galaxy, San JuanИнновации, Imperial Settlers, то возможно вас заинтересует и маленькая евроигрушка от Александра Пфистера — Oh My Goods! Королевские товары. В этой настолке нужно строить ремесленнические здания и производить в них товары.

img_0554

Oh My Box!

Внутри коробки лежат только 110 карточек из базы и 120 карт из дополнения и правила. Видео «Распакуй» такой настолки 100% не займет больше минуты=)

img_0558

В этой статьей у меня обозревается коробочка, изданная издательством GaGa Games. Уникальность этого издания заключается в том, что база в ней идет сразу вместе с допом. Это идеально для тех, кто любит от игры получать максимум возможностей.

По качеству чувствуется, что ГаГа шагнула далеко вперед по сравнению со своими первыми играми. Карточки хорошие, плотненькие. Но так как их нужно будет часто шафлить (тасовать), то неплохо было бы одеть их в протекторы. А вот тут нас ждет сюрприз — в протекторах карты не влезут в коробку. Размеры коробочки подогнаны прямо в притирку к колоде карт. Жалко. Немного воздуха ей бы не помешало.

Oh My Rules!

Суть игры можно описать несколькими словами — покупаем здания, в которых потом производим товары, которые потом мы продаем и опять покупаем новые здания. Вот такой круговорот покупок в природе.

img_0561

Правила, как мне показалось, написаны не лучшим образом. В них нету сюсюканья с игрокам — в игре есть такие-то типы карт, сначала сделайте то, потом се. Поэтому я постараюсь описать то, что делают игроки, своими словами.

В игре есть несколько типов карт — здания, мастера и подмастерья. Рубашки зданий случат также товарами. В начале игры у каждого игрока есть один мастер и одного здание, которое производит уголь.

img_0563

Если на карту здания посмотрит неподготовленный человек, то у него волосы станут дыбом, потому что там ничего не понятно. Но на самом деле в инфографике ничего сложного нету:

  • в левом верхнем углу обозначена цена постройки карты;
  • справа вверху расположились победные очки, которые приносит карта в конце игры;
  • по центру слева нарисован ресурс, который приносит карта;
  • внизу карты находится информация о производстве товара — что нужно потратить, чтобы что-то произвести.

Игра проходит по раундам. Каждый раунд разбит на 4 фазы, общие для всех игроков. Фазы следующие:

  • получение новых карт в количестве 2 штук;
  • рассвет;
  • закат;
  • производство и строительство.

img_0565

Рассвет и закат — любопытная штука, которую в других настолках я не видел. В фазу рассвета активный игрок формирует рынок, состоящих из ресурсов. Для этого он открывает по очереди карты с колоды, пока не откроет 2 карты, у которых рядом с ресурсом будет нарисовано солнышко. Это как бы солнце встало, утро настало. Далее игроки одновременно решают, какое здание из руки они планируют построить в четвертой фазе (можно ничего не строить), выкладывая эту карту взакрытую перед собой.

Игроки видят, какие есть ресурсы на рынке, смотрят на ресурсы, которые приносят карты в руке, и прикидывают, какое свое здание они могут задействовать в производстве товаров. Рядом со своим выбранным зданием игроки выкладывают карту мастера. Мастер имеет 2 стороны — «ленивую» и «работящую». «Ленивая» сторона позволяет уменьшить требование производства по ресурсам на 1 штуку, но и сделает такой мастер только 1 товар. «Работящая» сторона ничего не удешевляет, но производит 2 товара.

img_0566

В фазу заката активный игрок снова выкладывает карты с колоды на рынок, пока не откроет еще 2 солнца (всего их должно быть 4).

Четвертую фазу игроки отыгрывают по очереди. Чтобы здание произвело ресурс (или ресурсы), на рынке должно быть указанное на карте здания количество ресурсов. Если чего-то не хватает, оставшиеся нужные ресурсы можно сбросить с руки. Плюс, если вы выбрали мастера-халявщика, то можно потратить на один ресурс меньше. Сколько товаров здание произвело, столько берется карт с колоды и выкладывается поверх карты здания рубашкой вверх.

img_0567

Если здание произвело ресурсы, игрок может задействовать производственную цепочку, которая нарисована слева внизу. Цепочка позволяет сбросить готовые товары определенных типов, которые есть у игрока, чтобы произвести товар в текущем здании. После производства можно построить новое здание, которое было отложено во вторую фазу. Строительство здания оплачивается сбросом (продажей) ресурсов со своих зданий (внизу карты стоит цена товара). Вместо строительства можно купить карту подмастерья, которого можно будет потом использовать, как мастера (только он умеет делать только 1 товар без удешевления).

img_05831

Конец игры наступает, когда кто-то из игроков строит 8-ое здание. Игроки продают свои товары, лежащие на зданиях, и меняют прибыль на ПО в соотношении 1 к 5. Далее суммируются очки, которые приносят здания и подмастерья, и тот, кто наберет больше очков, побеждает в игре.

Oh My Thoughts!

Я заметил, что настольщикам либо нравится игры Пфистера, либо нет. Вот так интересно иногда бывает в нашем любимом настольном мире. Мне его игры пока что заходят изумительно (Остров Скай, Порт Ройал, Великий западный путь), поэтому к Oh My Goods! (далее OMG!) я отнесся с большим позитивом.

img_0570

OMG! — это еврогейм, ужатый до пределов карточного филлера. Если бы Пфистер хотел, он мог бы сделать из OMG! бигбокс с кучей миплов, ресурсов и большим игровым полем. А так получился компактный недорогой филлерок, который играется от получаса до часа с копейками.

Принцип игры мне пришелся по вкусу. Правда, он совсем не нов. Сколько таких игр придумано уже, в которых нужно менять шило на мыло? Что нового Пфистер внес в старую добрую идею? На мой взгляд, это идея рынка. Как правило, в еврогеймах игроки тратят на какие-то действия ресурсы, которые они заработали в течение игры. В OMG! ресурсы по большей части нейтральные, т.е. ничейные (которые лежат на рынке). И их количество всегда (замечу ВСЕГДА!) меняется. Минимум на рынке может быть 4 ресурса, максимум же… Максимум у меня было штук 14 ресурсов, наверное. И подозреваю, что это еще не предел. Забавно, что сначала вы видите только часть карт на рынке, принимаете решение, а потом получаете вторую часть ресурсов, которая вас либо обрадует, либо огорчит.

Меня, признаюсь, сильно подмывает написать про рынок и роль удачи в игре прямо сейчас, но боюсь, что после того, как я выскажусь, придется писать вывод и сворачивать обзор=) Нужно же позитива какого-то напустить сначала, правда?=)

Мне очень нравятся игры, в которых карточки можно использовать по-разному. И OMG! как раз такая игра. Здание, ресурс, товар — это все может быть одна и та же карточка. Также некоторые карты (черные) в качество свойства могут приносить полезный бонус — дарить один халявный ресурс каждый ход. Вот почему я и написал в самом начале, что эта игра могла быть и большим серьезным еврогеймом, но Пфистер мастерски уменьшил игру до минимальных размеров, запихнув в карточки много разных функций. Для меня этот минимализм — это явный плюс игры. Она и довольно быстро играется, и стоит недорого.

Игра предлагает разные варианты развития. Можно строить много мелких зданий и быстро заканчивать партии. Можно сконцентрироваться на производстве и продаже товаров. Можно нацелиться на приобретение подмастерьев, которые будут помогать производить больше разных товаров. Некоторые типы зданий могут комбинироваться и приносить более крутой эффект. Например, можно произвести ткань, а потом из ткани пошить более дорогую одежду, но для этого нужно искать в колоде определенные типы зданий.

img_0571

Мне кажется, что игра понравится тем настольщикам, которые любят риск и предугадывание. На риске построена вся игра. Очень часто бывает, что после рассвета рынок не может дать вам гарантию, что вы произведете хотя бы один товар в любом из своих зданий. Поэтому приходится включать экстрасенса и угадывать, куда пристроить своего мастера, чтобы произвести хоть что-нибудь. Порою мне все это напоминает бросок кубика, где 1 — это промах, а 6 — это хит. 100% можно быть уверенным в успехе только тогда, когда на рынке и в руке есть все необходимые для производства ресурсы. Но такое бывает нечасто. Хотя… Слово «нечасто» к этой игре довольно сложно применить, т.к. везение трудно как-то спрогнозировать. Поэтому иногда что-то происходит нечасто, а иногда происходят чудеса, которые немало удивляют настольщиков. Например, на рынке может оказаться как 4 ресурса, так и 15.

Мне показалась занятной концовка игры. В самом конце можно задействовать абсолютно все производственные цепочки и выжать возможности всех зданий по максимуму, чтобы получить больше ПО. Дело в том, что в самой игре эти цепочки задействовать немного сложно, поэтому выгоднее все потиху копить, а в самом конце обменять все по выгодному курсу.

Первые несколько партий мне понравились. Забавно, но OMG! реально здорово симулирует еврогейм. Сначала правила мне показались какими-то навороченными, но уже ко второй партии вопросов к игре у меня уже не оставалось, и дальше я играл легко и просто. Хотя все равно мне кажется, что правила можно было написать по-другому, более понятно. Но уже где-то с третьей партии OMG! стала поворачиваться ко мне немного другой стороной. В той партии мне жутко не везло с картами и я ничего не мог с этим сделать, в то время как другим игрокам удавалось хоть что-то производить и строить, несмотря на кризис на рынке.

Все игроки начинают играть с одинакового здания, которое производит уголь. Дальше игроки начнут строить разные здания, которые требуют разных видов ресурсов разного количества. И если вам нужно 2 пшеницы и 3 камня, а на рынке есть только 4 дерева, то вам остается только надеяться, что нужные ресурсы есть либо в руке, либо они выйдут потом на рынок в фазу заката. Что-то планировать тут довольно сложно. Можно только перестраховаться и настроить разных видов зданий, которые работают со всеми видами ресурсов. Но в таком случае вам придется выбирать — или строить именно такие разношерстные здания, или те здания, которые вам кажутся более выгодными, или же строить все подряд, чтобы закончить игру побыстрее. На мой взгляд, в этой игре как-то слишком много неуправляемого рандома.

IMG_0568

Следующий момент, который мне не очень понравился — нет ощущения развития. Я привык к тому, что в еврогеймах мы начинаем с чего-то простого, а потом развиваемся и наращиваем обороты. Как, например, в Агриколе — с каждым раундом у нас открываются новые зоны, которые приносят новые виды возможностей. Или в Колонизаторах — строим деревню — получаем 1 ресурс, строим город — получаем уже по 2 ресурса. В OMG! мы вроде тоже строим разные прикольные здания, но засада в том, что мы за всю игру можем даже не активировать здание ни разу. Дорогие здания для производства требуют затраты большого количества ресурсов. Рынок при этом работает в том же самом темпе. Лично я пока что не нашел выгоды в том, что ты строишь очень дорогие здания, а потом ломаешь голову, как их активировать. Да, если вам повезет накрафтить кучу товаров, а потом выгодно их продать и потратить 20 монет на покупку крутого ателье — нет вопросов. Но для этого вам нужно всего лишь, чтобы рак свистнул на горе.

Такая же беда с производственными цепочками. Вот ты смотришь на карты и видишь, что это здание производит уголь, а если потом еще сделать муку, то можно будет потом скрафтить пару булок и продать их втридорога. Вот и я на это сразу клюнул. А потом оказалось, что цепочки выполняются с большим трудом. Поэтому кажется, что в игре вроде есть где развернуться, а на самом деле ты скован по рукам и ногам.

Да и подмастерья тоже хромают на одну ногу. Они классные, спору нет, но их не так легко купить, потому что для покупки нужно выполнить требования по зданиям. Например, иметь 4 здания определенных цветов. Нет таких зданий — не купите помощника. Так вот пока вы наберете нужные здания, уже может закончиться игра. У меня, как правило, помощник появляется к 7-ому или 8-ому раунду (считайте, что ближе к концу игры). Про второго помощника даже и не заикаешься, т.к. его вы вряд ли сможете купить.

Вот и получается, что вроде как вы можете огого сколько всего, а на самом деле ничего надеетесь, что хотя бы уголь у вас получится. Игра просто всегда заканчивается быстрее, чем ты запускаешь производственные цепочки. только-только у вас что-то наклевывается, как пора переходить к подсчету ПО.

В игре практически отсутствует взаимодействие между игроками. Каждый игрок ковыряется в своем огороде.

По количеству игроков все более-менее ровно. Можно играть и вчетвером, и втроем, и вдвоем — особой разницы я не заметил. Единственное, чем больше игроков, тем дольше длится партия.

Игру оформлял наш любимый Клеменц Франс, поэтому от OMG! веет старой-доброй Агриколой. Домики нарисованы на картах вполне симпатично.

Ну а что же можно сказать про дополнение, которое лежит в коробке с игрой?

Oh My Expansion!

На мой взгляд доп (Переворот в Лонсдейле) неплохо меняет направленность игры. Он привносит в геймплей элемент…. легаси что ли? Доп предлагает сыграть в сценарий, разделенному на 5 глав. Стоит отметить, что в дополнение входит целых 120 карт, что превышает количество карт в базе.

img_0574

Каждой главе принадлежит одна карта, которая диктует новые условия игры — какие карты будут участвовать в игре, из каких карт состоит колода событий, сколько карт нужно сбросить в конце игры, чтобы не получить штрафных очков.

Какие изменения в правилах содержит в себе дополнение:

  • в начале раунда открывается верхняя карта события, которое дополняет возможности игроков в текущем раунде;
  • в четвертой фазе можно и строить здания, и нанимать подмастерьев;
  • игра длится столько, сколько находится карт в колоде событий (9 раундов).

Также в допе есть карты с новым ресурсом — силой, а также карты, для активации которых не нужен мастер.

img_0577

Как правило, при прохождении глав игрокам в конце партии нужно сбросить конкретных товаров на какую-то сумму, в противном случае игрок получает 7 штрафных очков. Если в базе игрокам можно было строить и производить все, что хочешь, то дополнение заставляет их искать и строить конкретные карты, чтобы избежать штрафа. Из-за этого игра становится чуть острее, ведь количество раундов ограничено, а произвести нужно много всего.

Переворот в Лонсдейле предлагает также неплохой режим для соло-игры, в котором используются совсем другие карты глав, заставляющие игрока прилично попотеть, чтобы пройти сценарий.

img_0581

Мне понравилось, что Пфистер не стал добавлять с допом в базу просто новые типы карт, как это обычно делают разработчики настольных игр. Мне очень понравилась колода событий (примерно такое же есть в игре Орлеан) и жеские требования сценариев. События я бы с радостью добавил и в базовую версию игры. Но в целом по геймплею игра осталась той же самой (строим-производим). Поэтому мне кажется, что если кому-то не понравилась база, то дополнение тоже не вызовет положительных эмоций. Переворот в Лонсдейле понравится тем, кто переиграл в Королевские товары и хочет чего-то новенького.

Oh My Summary!

Наверное, OMG! по задумке автора должна была стать конкурентом Race for the Galaxy. Обе игры похожи по духу (строительство-производство-очки), но вынужден признать, что OMG! далековато до космической карточной игры Томаса Лемана. Виной тому слишком высокий процент случайности, на который сложно как-то повлиять. Наверное, немного глупо пенять на это в отношении к карточной игре, ибо почти все игры такого типа содержат в себе элементы случайности. Но в OMG! этот элемент просто как-то зашкаливает и порою мешает комфортно реализовывать все, что предлагает игра.

В локализованной Гагой версии лежат уже обновленные правила, в которых есть следующие изменений:

  • в первой фазе можно поменять руку;
  • ты не теряешь карту, если решил ее не строить в фазу строительства;
  • в конце игры срабатывает производственная цепочка абсолютно всех зданий.

Но все равно эти изменения не делают игру более контролируемой. Мне кажется, что эту игру Пфистер немного не допилил. Вроде идея рынка и классная, но хотелось бы, чтобы не было такой дикой чехарды с ресурсами. OMG! понравится тем игрокам, у кого не вызывают скуки игры с непредсказуемым результатом. Если бы я ставил оценки играм по пятибальной шкале, то OMG! получила бы от меня троечку. Играть можно, но есть настолки в таком же жанре и более прикольные. К сожалению, Oh My Goods! оказалась не самой лучшей игрой Пфистера. Очень на любителя.


Страница настольной игры Oh My Goods! Королевские товары на сайте издательства GaGa Games

img_0584

Реклама

14 Responses to Е-мое от Пфистера — обзор настольной игры «Oh My Goods! Королевские товары»

  1. Catmans says:

    После прочтения обзора точно откажусь от её покупки, так как он не единичный, не раз читал, что игре чего-то не хватает. Начал смотреть летсплей и не впечатлила. Лучше куплю дополнение к «Порт Ройалу», эта игра Пфистера мне очень нравится!

  2. WindUpBird says:

    За обзор спасибо. Игра тоже как-то не зашла. Первый раз садились с женой, и я немного удивился, когда мы закончили за час с лишним. Долго для филлера, за это время можно семейку сгонять типа моего любимого Брюгге (а вместо него, и того пуще, d6 кинуть 😉). Второй раз сел один, чтобы разложить кампанию и чуть не умаялся пока карты рассортировал. Не доиграл.

    Не знаю, что и дальше с ней делать. Процесс немного однообразен и этот рандомный «флоп, терн, ривер»😀 немного подбешивает.

  3. Ирина says:

    У нас тоже игра не пошла (уж насколько я люблю филлеры, где доля случая зачастую высока)… Правила действительно написаны не ахти. Первую партию мы не доиграли. Я думала, что после ознакомления со всеми нюансами правил следующие партии пойдут бодрее, но… нет. Впечатления — слишком долго и нудно, процесс не захватывает, результат не радует. Попытка сделать большую игру (выйти, так сказать, за рамки банального филлера) в маленькой коробке, по моему мнению, не очень удалась, чего-то ей не хватает для полного счастья. Читала хорошие отзывы про дополнение, но желания покупать его не возникло, не думаю, что даже с ним для меня игра вдруг станет «вау»:))

    • scafandr says:

      Мне кажется, не хватает времени для того, чтобы развернуться игре. Вроде можешь и то и се, а по факту трудно запустить нормальный процесс производства. Но это же еврогейм! В нем все это должно работать. А в итоге из-за рынка ты ждешь товаров, как манны небесной, вместо того, чтобы сразу производить, что нужно=) Явно недоработано

      • Ирина says:

        Вот-вот, «ещё десять тысяч ведер воды, синьор, — и золотой ключик у нас в кармане!»))) Ещё бы чуть-чуть допилить и мог бы получиться шедевр в маленькой коробке.

  4. zinzy5 says:

    Сегодня подарили на Др. Надеюсь в ближайшее время опробовать.

    • scafandr says:

      Оооо, поздравляю тебя с днем рождения! Хороших настолочек тебе, партнеров по настолкам и всего самого наилучшего в личной жизни! Напиши потом, как тебе игра

  5. Сыграли 1 партию в базу и сейчас проходим кампанию, дошли до 4й главы
    С сожалением убедился что игра очень зависит от случая, но кампания игру практически реабилитировала. Рандом, конечно, никуда не ушел, но каждую партию появляется четкая цель, есть понимание к чему стремиться, а следовательно более продуманным становится решение на сброс руки. История хоть и простенькая, но интерес для прохождения подогревает. Очень полезные новые здания которые просто производят они ресурс в ход, это сильно спасает от неприхода нужных карт на рынок и срыва запланированного производства ресурсов.

    • scafandr says:

      Ага, согласен с вами, что доп делают игру более конкретной — ты знаешь, что нужно собирать. История меня не зацепила, именно как история. Только что здания все сложнее и сложнее попадаются=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: