Цифронастолки

В 2014 мне было немного боязно за будущее настольных игр. Виной тому стала игра Golem Arcana, которую показывали на фестивале настольных игр в Индианаполисе. С одной стороны это обычная тактичка с миньками класса «огонь-огонь!», а с другой — она совершенно никак не фурычит без электронного приложения. В игре есть специальный стилус, в который встроена маленькая фотокамера. Все, что происходит на столе, отображается и в специальном приложении на планшете. С помощью стилуса можно просчитать все возможные ходы и результаты, игрокам даже думать не надо — просто надо тыкнуть в нужную клеточку и вам покажут финальный результат. Разработчики игры и издатель сияли от радости за реализацию своей идеи и передовые технологии, которые им удалось внедрить. Они говорили о том, что это всего лишь первый шаг к гибридам в мире настольных игр.

Фотография Lucas Castro

Этого Голема я изучал еще некоторое время, чтобы понять, в чем его прогрессивность. Я, если честно, не совсем понимал, зачем этой настолке планшет. Ты можешь спокойно играть на столе картоном и миньками, но зачем все это дублировать в электронном приложении? В каком-то роде переход в «цифру» облегчил вес настолки, т.к. можно в приложении ввести код и докупить нужных минек, которых не нужно вкладывать в коробку. Плюс ко всему цифровая версия любезно предоставит вам на выбор все возможные действия, которые вы можете разыграть. Вам достаточно лишь тыкнуть пальчиком в экран и все будет сделано за вас. И вот это все называют революцией?..

Фотография Renato Arfelli

Если честно, то я не очень люблю, когда программа может решить все за меня. Может быть в какой-то другой сфере это и отличная идея, но я настолки люблю за их ламповость, за то, что я сам должен думать над ходами, двигать фигурки по столу и собирать жетоны. Игра в настольную игру может содержать просчеты от игроков по невнимательности, и, по-моему, это круто. Игрок может забыть что-то, недосмотреть, прошляпить. Цифровая версия игры минимизирует количество возможных ошибок. Да и в целом, если мне нужна цифровая игра, я покупаю именно ее, а не гибрид настольной и цифровой игры.

Так все-таки это шаг вперед или шаг в сторону?

Буквально сразу же в том году последовал анонс настольной версии XCOM, который снова грозился удивить нас своим электронным приложением. Но если у вас нету планшета, то вы никак не можете поиграть в эту игру — обломайтесь. Посетители выставки, на которой была анонсирована игра, радовались игровому процессу и носились с планшетом туда-сюда. Тогда у меня планшета еще не было, поэтому я понимал, что даже если игра окажется супер-классной, то я все равно никак не смогу поиграть в нее, не купив планшет. Возможно, в 2014 году для американцев это не было проблемой, ибо у всех были планшеты, как и у всех людей на кухне есть ложка и вилка. Мне показалось странным то, что настольная игра никак не может работать без цифрового приложения. Если я хочу поиграть в живую настолку, я беру ее. Если мне нужна компьютерная игра, я открываю Steam на компе. Логично же.

В итоге оказалось, что «цифра» в XCOM представляла собой лишь правила и счетчик времени. Вполне можно было обойтись и без приложения, сделав XCOM обычной настолкой, но FFG и Эрик Лэнг решили поэкспериментировать. И эксперимент не сильно выстрелил (игра занимает 507-ое место в рейтинге БГГ). Но если бы игру ждал успех, что было бы тогда?

Фотография Rafał Harasimowicz

Где-то в 2014 или 2015 году я писал заметку о том, есть ли будущее у гибридных настолок (лень искать ссылку на нее). Я действительно немного переживал за будущее настолок. Если игра со стилусом попрет в продаже, то другие компании тоже будут думать, как им применить стилус в своих играх. У меня не было желания покупать электронные девайсы только для того, чтобы поиграть в настолку. Для меня настольные игры — это приятный архаизм, который отрывает людей от компьютеров, телефонов, планшетов, телевизоров, чтобы поиграть в то, во что играли наши мамы и папы.

При этом я не отрицаю пользу электронных девайсов. Например, иногда на нем удобно бросать кубики в разных количествах, делать пометки или запускать счетчик времени. И вот спустя 4 года я все-таки немного рад тому, что айпэды не соединились душами с настолками воедино, чтобы родить новый передовой жанр. Теперь можно с уверенностью сказать, что разработчики Golem Arcana хоть и прикольные ребята с прикольными идеями, но проект их не взлетел.

Сейчас, когда я уже упакованный мальчик (со смартфоном и планшетом), я был бы и не против попробовать какой-нибудь смелый эксперимент «настолкоцифры». Наверное, лучше всего симбиоз сработал бы на каком-нибудь квесте, в котором надо ловить покемонов, сканировать коды и искать пароли во всемирной паутине.

Тем не менее настолки с цифрой периодически всплывают до сих пор, и порою это даже весьма симпатичные настолочки.

Самая лучшая из них — Mansions of Madness: Second Edition. Это игра связана с мифами Лавкрафта — игроки заперты в страшном особняке, наполненном древними ужасами. В первой редакции этой игры один игрок выступал в роли зла, а другие игроки должны были разрушить его коварные замыслы. Игра разбита на сценарии, в которых игрокам нужно было пройти квест, найдя все улики, и добраться до самого главного зла (и уничтожить его, естественно). Проблема была в том, что сценарий проходился лишь один раз, после чего его проходить будет уже не интересно, т.к. игроки будут знать, куда им сразу идти в особняке и что делать. Еще более не интересно было играть игроку за зло, который до этого не проходил этот сценарий, т.к. он заочно знал все разгадки заранее, прочитав сценарий (он играет роль ДМ’а для других игроков).

Картинки по запросу mansions of madness app

Во второй редакции роль зла перепоручили планшету (или другому электронному устройству). Теперь все игроки могут спокойно проходить сценарии и не мучиться перед выбором, кому стать «плохишом» (обычно, никто не хочет им быть=)). Цифровое приложение периодически пополняется новыми сценариями (за отдельную плату, как я понимаю), поэтому эта идея весьма и весьма здравая.

Фотография Gavin Meek

Как мне кажется, такое слияние настолки и цифры очень эффективное. Игра за зло была проблемой настолки, но она была элегантно решена с помощью приложения. Кстати, Mansions of Madness будут локализовывать то ли в этом, то ли в следующем году. Рекомендую обратить внимание!

Фотография Ann Th.

Вторая игра в списке — Alchemists от чешской компании CGE. В этой игре приложение играет совсем другую роль, нежели в MoM. В Алхимиках нужно мешать ингредиенты, чтобы сварить забористые зелья. Фишка в том, что каждый игрок проводит опыты взакрытую, используя приложение для телефона или планшета. Просто берешь игровые карточки с ингредиентами, сканируешь их и тебе выдается результат — положительный или отрицательный. В каждой новой игре результаты смешивания одних и тех же ингредиентов меняется, поэтому одна партия не будет похожа на другую. А задачей игроков становится просчитывание совместимости ингредиентов с целью получения наибольшей выгоды.

Фотография saba

 

На мой взгляд, эта игра недостаточно выстрелила для уникального гибрида, но тем не менее занимает она 82-ую позицию в рейтинге БГГ. Игра не для каждого, но попробовать поиграть в нее стоит каждому, имхо. Я пока не пробовал, но если предложат — сто процентов не откажусь. Кажется, идея-то в игре простая — просто сканируй картинки и комбинируй результаты, но, по-моему, идея эта клевая. Правда, идею сканирования картинок вроде больше никто не поддержал (я имею в виду других разработчиков).

Третья игра — XCOM. О ней я уже рассказал. Об игре чаще всего высказываются не очень хорошо, поэтому для меня этот эксперимент Лэнга вышел пшиком. Шикарная тема, но реализация так себе.

Фотография Eric

Следующая настолка — Werewords. В ней нужно угадывать секретные слова, задавая вопросы ведущему, но ответы на них могут быть однозначными — либо «да», либо «нет». В игре есть ведущий и предатель, которые знают секретное слово. Электронное приложение выступает в роли генератора слов и счетчика времени. Вряд ли можно назвать игру революционной.

Фотография Ronny Alexander

Далее идут игры из серии Unlock!, для которых нужно скачивать приложения,  спокойно работающие без интернета. Честно признаюсь, с игрой не знакомился, не изучал, поэтому понятия не имею, что делает приложение. Может подскажете?

Картинки по запросу First Martians: Adventures on the Red Planet app

1431-ое место занимает игра Игнация Тшевичека — First Martians: Adventures on the Red Planet. Признаюсь честно, в Тшевичеке я давно уже немного разочарован. В его играх встречается довольно много брака, а чужие игры он умудряется портить (например, дополнение к Legacy). В настолке про первых марсиан приложение выполняет роль администратора-менеджера, который помогает проходить сценарии. Оно напоминает о нужных событиях, помогает запоминать нужную информацию, предлагает рандомизацию событий и т.д. Правда, говорят, что вначале приложение работало лишь бы как, что вызывало у игроков скорее баттхерт, чем удовольствие.

Фотография Chris S

После Марсиан в списке идет игра Stop Thief!. Это дедуктивная игра, в которой нужно ловить преступника, который ограбил банк и где-то прячется. Приложение выполняет роль игрока за вора и помощника для других игроков. Оно перемещает вора по карте и дает подсказки другим игрокам (как текстовые, так и аудио). Если игрок знает, где спрятался вор, то он перемещает свою фишку на правильную клетку и вводит номер клетки в приложении. Это еще одно приложение, которое позволяет убрать из игры роль плохиша, предоставляя ее на отыгрыш «цифре». Похожее мы видели во второй части MoM.

Фотография Marianne Waage

Весьма необычный микс настолки и приложения представляет собой игра DropMix. Но, имхо, это все же больше компьютерная игра, чем настольная. На специальную панель выкладываются карточки с музыкальными эффектами, на которые сразу же реагирует приложение в телефоне, изменяя ритм, вокал или гитарные партии в песне. В игре несколько режимов. Один из них, например, заставляет игроков играть на скорость, выкладывая карточки в правильном порядке. Чем быстрее снимешь или выложишь карточку, тем больше получишь очков.

Фотография Ann Th.

Игра A Tale of Pirates погружает нас в кооперативные морские приключения. Цифровое приложение генерирует задание на раунд, далее игроки стараются на скорость справиться с заданием (в качестве счетчиков в игре используются песочные часы для всех игроков). Если миссия была успешно пройдена, игроки жмут кнопку на планшете и получают новое задание. В этой настолке снова правила игры были переведены в цифру. Ничего особенного.

Фотография Charlie Bouley

Beasts of Balance — 2970-ое место. Игра на ловкость, в которой нужно на специальную подставку выкладывать фигурки животных и элементы природы. Сначала код фигурки сканируют с помощью устройства, спрятанного в подставке, потом кладут фигурку на саму подставку, которая выполняет также роль весов, и в приложении сразу же отображается, какое животное поселилось в новом мире. Чем больше элементов на подставке, тем больше вероятности, что все это добро развалится. Прикол игры в том, что животные должны жить в симбиозе, поэтому игроки должны думать над тем, что нового можно добавить в их мир, ничего не испортив. За это они получают победные очки. Если все фигурки падают, игра заканчивается и приложение показывает, сколько вы набрали очков. Игра скорее развлекательно-развивающая, и подойдет она больше для детей.

Фотография Mauro Guidolin

После изучения World of Yo-Ho, я так и не мог понять, зачем этой игре игровое поле=) Идея вроде прикольная — игроки перемещаются на кораблях по игровому полю, находят сокровища, встречают морских чудовищ, палят друг по другу из пушек, а в роли кораблей выступают мобильные телефоны. Игровое поле поделено на секторы, по которым игроки перемещают свои смартфоны. Все действия, предпринимаемые игроками,  отображаются на экране девайса. В общем, от настолки тут только поле=) Это вполне обычная компьютерная игра, имхо.

Mask of Anubis — попытка скрестить настолку и виртуальную реальность. Игроки помещают смартфон в специальную картонную конструкцию с прорезями, в которые нужно смотреть. По очереди все игроки смотрят ролик, который им показывают (там будет показана часть лабиринта пирамиды), потом им нужно на столе воссоздать из компонентов ту часть лабиринта, которую они увидели. Фишка в том, что игроки видят разные части лабиринта. Эксперимент довольно специфический. Я не могу сказать, что мне интересно было бы в это сыграть. И снова это скорее игрушка, чем игра.

Фотография Ronny Alexander

Chronicles of Crime — еще одна детективная игра, в которой телефон нужен для отыгрыша истории и сканирования кодов персонажей, локаций и карточек улик, которые развивают историю. Забавный элемент игры — специальные очки, которые могут воспроизводить картинку на телефоне в 3D-формате. Что мы имеем в итоге? Storytelling с прибамбасами в виде очков и сканирования кодов. Попробовать можно, а вот покупать я бы не стал точно.

Фотография Seba J

В Time Arena два игрока сражаются на арене, и на все действия им отведено строго определенное время, за что и отвечает приложение. Если персонаж игрока был выведен из игры, то на его воскрешение отводится время (полминуты, минута и т.д.). За это отвечают либо песочные часы, либо таймер воскрешения можно запустиать на планшете. Кроме счетчика времени приложение не несет никаких других функций.

Игра Escape Room: the Game — Virtual Reality (5905-ое место) вообще непонятно как попала в список настолок. В эту игру можно играть имея приложение в телефоне и специальную конструкцию с линзами, которые воспроизводят картинку комнаты, из которой нужно выбраться, в 3D-формате.

Фотография Takashi Hamada

Mask of Moai — еще одна шляпа со специальными очками-линзами, приложением и лабиринтом в качестве развлечения. Скажем так, это еще одна версия Mask of Anubis.

Фотография Bartosz Pluta

U-Boot — новая кооперативная настолка (2018 год), которую вроде даже собираются локализовать в России. Игра симулирует управление подводной лодкой. Приложение ей нужно для обеспечения атмосферы в игре. Оно и направляет игроков по сюжету, и рассказывает историю, и позволяет управлять подлодкой, манипулировать перископом, гидрофоном и работать на шифровальной машине. Эти реалистичные моменты делают игру не похожей на какие-либо другие настолки. На издание игры собирали деньги на Кикстартере, и вроде как это довольно успешный проект. Самому интересно узнать, что в итоге получится у авторов игры.

Можно и дальше продолжать этот список игр, которым необходимо приложение на телефоне или планшете, но я решил пока остановиться, потому что самые основные возможности приложений я уже описал. Как мы видим, разработчики продолжают до сих пор экспериментировать с гибридами настолок. Значит, в будущем нас будут ждать новые игры, в которые не поиграешь, если не скачаешь приложение для телефона или планшета.

Несмотря на то, что я все равно остаюсь приверженцем мнения, что настолкам не нужны девайсы, все же с интересом отношусь к слиянию цифры и картона. Например, мне очень интересна игра U-Boot (и тема, и реализация смотрятся довольно клево). Правда, зачастую приложения выполняют всего лишь роль помощника или пятой колонны.

Мне было бы интересно почитать в комментариях и ваше мнение по этому поводу.

Реклама

10 Responses to Цифронастолки

  1. Yury Yamshchikov says:

    Ого сколько всего навыпускали! Знаком с ребятами из РФ, которые хотят сделать платформу для такой гибридизации, даже предложил им одну из своих игр в качестве объекта для реализации, но пока не знаю, чем всё закончится.

    • scafandr says:

      Честно, я сам немного удивился, когда готовил статью. Думал, что игр будет немного. Но потом оказалось, что гибриды выпускаются до сих пор, просто они не очень популярные. Многие склоняются больше в сторону детских или просто развлекательных игр (типа 3Д-роликов)

  2. Wirgis says:

    Interestnij obzor. Dazhe i nedumal chto stolko vsego est. Xotia ja bi vse ravno upomianul bi «detective» (znaju chto tolko namechaetsia, no shumu uzhe nadelal).

    V unlock! aplikacija ispolzuetsia dlia trex veshchej: taimer, nekotoraja pomodhch, nu i osnovnsja: nekotorie kodi vvodish v splikaciju i poluchaesh chto nuzhno delat dalshe.

    • scafandr says:

      Ой, про «Детектив» я случайно забыл. Думал про него написать, но когда пошел шурудить БГГ, то был удивлен, сколько всего уже было выпущено с гаджетами. Мне кажется, с планшетом очень даже здорово проходить квесты. Там можно много всего придумать интересного.
      Спасибо за инфу по Анлоку. Получается, без приложения в него не сыграешь, так?

      • Wirgis says:

        Bez prilozhenija nikak. Tam est veshchi, kogda vvodish kod i tebe govoriat, kakuju kartu nuzhno vziat’. Bivaet chto posve vvoda koda muzika igraet….

  3. Alex says:

    игры из серии Unlock!, для которых нужно скачивать приложения, спокойно работающие без интернета. Честно признаюсь, с игрой не знакомился, не изучал, поэтому понятия не имею, что делает приложение. Может подскажете?
    А следовало бы) Приложение является таймером, подсказками по картам, а в основном для ввода кодов, полученных во время игры, иначе дальше квест не пройти. Ещё издаёт жуткие звуки и есть звуковой квест в одной из игр… рекомендую пройти демо квесты, тем более, что на Тесере есть пнп)

    • scafandr says:

      Да мне пока что Экзита хватило=) Я и третью игру серии в итоге взял, но пока не играл. Но со звуками сыграть интересно. Новый опыт=)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: