Передайте за проезд до Марса — обзор настольной игры «Галактико»
01.10.2018 15 комментариев
С недавних пор я начал ездить на всякие мероприятия (например, питерский Граникон), на которые авторы настольных игр приносят свои прототипы. Некий небольшой процент этих разработок потом издается каким-нибудь известным издательством. Недавно я испытал интересное ощущение, когда я поиграл в изданную игру, в которую я играл еще на этапе ее разработки. В девичестве игра называлась Маршрутки, а с легкой руки издательства Muravey Games она стала Галактико.
Для меня эта игра примечательна еще тем, что я сам, будучи членом жюри на Граниконе, в 2017 году выбрал игру в состав финалистов. Правда, главный приз Маршруткам не удалось выиграть. Но тем не менее из тех игр финалистов ее издали первой=) Остальные пока только в проекте.
Итак, готовьте деньги на проезд — сегодня расскажу вам о Галактико!
Состав игры
Галактико — карточная игра. В коробке вы найдете под 100 игровых карточек, деревянные фишки игроков и правила игры.
Качество компонентов очень хорошее — у меня не нашлось, к чему придраться. Яркие краски, крепкая бумага, очень прикольные фишки игроков (прям очень-очень классные!).
Как правильно таксовать
С первого взгляда кажется, что Галактико — это простенький филлерок, но мне показалось, что игрокам немножко с правилами придется поморочиться, т.к. игра немного необычная по геймплею (что на самом деле здорово).
В Галактико нужно перевозить пассажиров с одного космического сектора на другой, в конце игры получая победные очки за удовлетворенных клиентов (и штрафные очки за клиентов, которых вы все-таки не довезли до конечного пункта). Всего в игре 8 остановок, и за них отвечают специальные карточки, выкладываемые по кругу. При разном количестве игроков меняются маршруты (зеленый, желтый или розовый).
Второй (и основной) тип игровых карточек — пассажиры. Их бывает четыре вида — обычные (с белой каемкой, приносят 1 ПО), богатые (с желтой каемкой, приносят 2 ПО), зайцы (с красной каемкой, приносят 2 ПО) и вортанцы (с зеленой каемкой, победных очков не приносят).
Третий тип карт — контролеры. Они не приносят очков, но зато помогают ловить зайцев.
Перед началом игры каждый игрок получает фишку, которые потом размещают на разных картах маршрутов в качестве стартовых точек. В свой ход игрок должен сделать 4 действия:
- переместить свою фишку. Перемещаться можно только на незанятые станции;
- выложить новых пассажиров. На пяти карточках предыдущих от перемещенной фишки секторов появляется по одному новому пассажиру, которые берутся из колоды пассажиров;
- выполнить высадку пассажиров. Игрок может высадить (выложить рубашкой вверх перед собой) любое количество пассажиров с руки, если их символы совпадают с символами на карте станции. Есть пара нюансов: если на станции есть карта контролера, то игрок может высадить всех зайцев (даже если их символы не совпадают с символами станции); вортанца можно высадить только там, где есть еще один вортанец (оба вортанца уходят в сброс);
- произвести погрузку. Игрок добирает в руку пассажиров со станции до 6, начиная от самого нижнего в ряду пассажиров.
Когда из колоды пассажиров выходит карта «конец смены», текущий круг доигрывается, потом играется еще один круг, и игроки приступают к подсчету победных очков. Высаженные пассажиры приносят 1 или 2 очка, а пассажиры, оставшиеся в руке, отнимают очки. Побеждает тот, кто наберет больше всех очков.
А можете прямо вот тут притормозить?
Мне почему-то очень хочется сразу поговорить о теме и внешнем виде игры, хотя в приличных настольных блогах в первую очередь вспоминают о геймплее=) Еще когда игра была Маршруткой, мне понравилась ее тема — в ней нужно было ловить бомжей, бабушек, алкашей и хулиганов, которые не платят за проезд, а порядочных граждан довозить нужных остановок. Тема довольно жизненная, и она почти всех игроков заставляет улыбнуться. Казалось, столько всего можно было придумать с игровыми карточками во время подготовки игры к печати!
И перенос темы в космос меня сразу как-то немного удивил, но когда я изучил содержимое коробки, то понял, что тема космических маршруток не менее забавная, а кое в чем даже выигрышная, чем та, что была в прототипе. Перевозить инопланетян не менее забавно, а вортанцы в роли алкобомжей, которые ходят только парами, меня изрядно позабавили. Мне кажется, что игра выглядит достаточно стильно (от коробки до артов на карточках), за что можно смело сказать, что Muravey Games — молодцы.
Особенно хочу отметить фишки игроков — они нереально клевые. Сделаны они в виде каких-то забавных разноцветных чудиков. Интересно придумано!
Ну а теперь о геймплее. Игровой процесс мне показался довольно необычным, потому что я не могу назвать аналогов (хотя может быть они и есть, просто невозможно знать все настольные игры). Мы бегаем по кругу и выкладываем и набираем пассажиров, получая за это очки. Особенную пикантность игре придает тот момент, что останавливаться можно только на свободных секторах, а не на тех, которые нам подходят по символам. Мне нравится, когда правила настольных игр вводят какое-то ограничение действий, которое заставляет игрока задуматься. Над чем задумывается игрок в Галактико? Естественно, над тем, как зачесть побольше пассажиров с руки и набрать новых богатеньких, чтобы спулить их в следующем ходу. По сути в свой ход нужно просто просчитать, где вам будет выгоднее остановиться. Просто математика.
Но при принятии решений всегда нужно помнить и о будущих ходах. Как скинуть зайцев с руки, как избавиться от вортанцев и как набрать в руку больше желтых карт? Не так-то просто все это сделать за один ход. По закону подлости, на той станции, где есть нужные вам символы, нет контролера, чтобы зачесть с руки всех зайцев, или нет возможности сбросить вортанцев, которые случайно затесались в вашу руку. Приходится делать оптимальный выбор.
Можно ли как-то помешать другим игрокам? Я бы сказал, что нет. Можно занять клевый сектор (но это всегда делается по умолчанию, т.к. в секторе может быть только одна фишка), можно убрать последнего вортанца из очереди, можно воспользоваться контролером на секторе и убрать его в сброс… Как-то так. По большей части все-таки это песочница.
А вот чего с лихвой хватает в игре, так это случайности. Мне кажется, именно она переводит игру в формат легкого гейтвея. Весь пассажиропоток абсолютно непредсказуем. Из колоды на станцию может выпасть совершенно любой пассажир, поэтому всегда нужно отталкиваться только от текущей ситуации. Что-либо планировать совсем не получается. Даже если вы наметите себе станции с вортанцем, чтобы сбросить его друга с руки, то пока до вас дойдет ход, эту станцию может занять другой игрок. В принципе, игра довольно неплохо симулирует будни обычного маршрутчика, ведь у них тоже не получается все точно спланировать (то много клиентов, то мало). В новичковых настолках это является нормой, т.к. планирование усложняет игровой процесс, и не все игроки сразу могут все правильно проанализировать.
Практически всегда во время игры в Галактико меня тревожит мысль, что игра слишком быстро заканчивается. На коробке написано 15-20 минут, и это действительно так и есть. Каждый игрок делает буквально 4-5 ходов, после которых игра заканчивается. С одной стороны, этого очень мало, но с другой — за эти ходы игроки успевают скинуть порядка 10+ карт, а как-то заваливаться картами с подсчетах не очень хочется. Т.е. все-таки какой-то баланс между «хочу» и «получается» Филипп Иванов (это автор игры) все-таки сумел вывести. Но время игры безусловно намекает на то, что игра легкая, негрузящая, предназначена для перерывов между чем-то тяжелым.
В Галактико можно играть в составе 2-6 человек. По сути, игра особо не меняется при разном количестве игроков. На картах маршрутки есть 3 линии, которые отвечают за количество символов, доступных игрокам. Чем меньше играющих. тем меньше доступных символов будет на каждом секторе. Мне очень понравилось, как автор игры решил проблему с числом игроком с помощью разных маршрутов.
По правилам у меня было пару непоняток. В частности, в них написано, что после того, как выходит карта конца смены, то новые пассажиры на секторах не появляются. При этом непонятно, нужно ли их забирать в руку в конце своего хода, т.к. делая это последний раз, вы не сможете их никак потом сбросить. Это фишка игры или я неправильно понял правила? На еще один нюанс я нашел ответ в интернете. Если вы приходите на станцию с контролером, то засчитываете абсолютно всех зайцев с руки, независимо от их символа. Если контролера нету, то на остановке сходят только зайцы с совпадающим символом, и уходят они в сброс, а не в зачет игроку. Первые две партии я не выпускал из рук правила, т.к. постоянно сверялся с ними, правильно ли я все делаю. Правда, когда у вас вся информация уляжется в голове, то вы поймете, что Галактико на самом деле простенькая игра.
Отдельно хочу высказаться о внешнем виде игры. По-моему, у Muravey Games получилась стильная игра с кучей пасхалок на карточках. Пожалуй, из всех изданных ими игр меня больше всего веселит Жми лося!, а потом Галактико. Очень сильно мне понравились прикольные фишки игроков. За это отдельно хочу пожать руку Муравьям. Единственный их минус — они маленькие, поэтому когда лежат на карточках, то немного теряются на темном фоне.
Я рад за Филиппа Иванова, что его игра нашла издателя. Более того, игру немного изменили, украсили и усовершенствовали. Галактико может легко заинтересовать тех людей, которые недавно начали увлекаться настольными играми. Быстрая и несложная игра с простым игровым процессом. Я поиграл в Галактико несколько раз, и отторжения игра у меня не вызвала. Это типичная игра для Muravey Games, так что можно сказать, что они нашли свою игру. Правда, часто играть в такое меня не тянет (слишком просто и рандомно). Иногда поиграть можно, чтобы вспомнить, что это за зверь, а потом опять положу на полку до лучших времен.
Заходите на сайт издательства и в группу ВКонтакте, следите за новинками!
У меня 4я с низу картинка не отображается.
Перезалил, сейчас видна?
да, все видно
спасибо!
У меня тоже почему-то не отображается. Увидела название, а я работала много лет в компании Галактика, и сразу подумала — мое, и не ошиблась. Очень заинтересовала игра — кажется отличной. Обязательно попробуем поиграть.
Вы не в бухгалтерской программе «Галактика» работали случайно? В Беларуси есть такая, как раз в ней работаю=) Или у вас другая совсем сфера Галактики была?
Ну что ты в самом деле. Она со Звездного крейсера Галактика
Да-да, в ней родимой, только в Москве. Работали с Минским офисом в свое время. В прошлом году на выставке была в Минске, заходила на стенд. Воспоминания нахлынули. Долго разговаривали о разном. Вы программист?
Здорово, видите, как иногда где-то в чем-то люди пересекаются=) Я не программист, инженер, но приходится работать с Галактикой, хотя 1С было бы лучше, но это не от меня зависит. Мне кажется, что Галактику писали не очень хороший программисты=)
Я работала 20 лет назад — тогда были хорошие. Но это было время расцвета фирмы — еще было такое подобие СУБД — Btrieve. Программный код был тогда в сотни раз меньше и качественнее, а система позиционировалась, как вы правильно говорите, как бухгалтерская — какой по сути она и осталась. Но в ней не было огромного количества ненужных никому модулей, и она не позиционировалась как ERP.
За это время я уже с чертовой тучей систем поработала и 1С не самая хорошая но и не самая плохая.
Но вообще приятно нечаянно столкнутся в интернете.
Забавная игра, сыграли с друзьями на Игроконе, они после взяли себе коробочку)
Отдельное спасибо за обзор, т.к. после прочтения понял, что правила нам объяснили неверно, надо теперь правильно сыграть в неё)
Оформление отличное у игры, очень много классных отсылок ко всяким разным НФ фильмам.
Мне тоже очень понравилось оформление. Вчера списался с Муравьями, сказали, что на Игроконе встретили игру очень хорошо. Игра казуальная, поэтому своих поклонников нашла быстро
Саш, фишки игроков это не чудики, а знаковые корабли из сай-фай вселенных. Будка Доктора Кто, стардестроер из ЗВ и так далее 🙂
Спасибо за пояснение. Я просто в этом деле профан. Не смотрел ни Доктора Кто, ни ЗВ
Да, классная игра и здорово, что ребята из Myravey Games проделали много работы по насыщению ее разными отсылками к известным персонажам.