Лучше ли играть в ферму, чем работать на ней? — обзор настольной игры «Зеленые просторы»

Как-то раз я писал заказное описание одной настольной игры, в котором написал о том, что в эту игру клево играть, если за окном зима и вы скучаете по даче. На это мне заказчик ответил, что так писать нельзя. У обычных людей дача ассоциируется со скукой и тяжелыми трудовыми буднями, поэтому лучше про дачи и фермы не вспоминать. Тем не менее игры с такими темами все равно продолжают выходить, а это значит, что спрос на них есть.

Сегодня мы поговорим про настольную игру под названием Зеленые просторы, в которой нам придется заниматься довольно скучными для большинства людей делами — в ней мы будем налаживать собственное сельское хозяйство. Но не спешите делать вывод по одной теме — игре есть много что нам предложить для получения истинного удовольствия!

img_2102

Воздух! Кому воздуха?

Поставляется игра в большой коробке, что настраивает нас на то, что перед нами большая настолка класса ААА. Но только это не совсем так, потому что в коробке на самом деле очень много воздуха. Внутри коробки лежит колода карт, картонные жетоны монет и очков, деревянные фишки воды и еды, блокнот для подсчета очков и пара полезных в игре дополнительных картонок.

img_2106

По качеству все отлично, подробно останавливаться на этом не буду. Идем дальше.

Тут апельсины, там свинарник

По сути перед нами карточная игра, в которой карты драфтятся и выкладываются на стол в строгом порядке. Каждая карточка — это один участок вашей большой фермы. Карты делятся на 4 типа — поля, животные, постройки и здания. Каждый тип несет какую-то свою определенную функцию (какую именно — указано на карте в виде текста). Все карты раскладываются на столе по четырем стопкам.

img_2108

Игра разделена на 4 одинаковых по структуре раунда. В каждом раунде отыгрываются 3 фазы.

img_2115

img_2116

Первая фаза раунда заключается в получении новых ресурсов (еда, вода, монеты) и формировании стартовой руки. Брать карты можно из любой из 4 стопок, главное, чтобы в руке было 6 карт. Бонусы от карт разных типов отличаются, поэтому брать карты нужно всегда с умом (для тех, кто играет первый раз, в правилах есть совет по набору карт).

img_2118

Вторая фаза состоит из 6 ходов, в каждом из которых игрок выбирает 1 карту с руки, кладет ее перед собой и передает карты соседу, т.е. происходит драфт карт. После передачи карт все игроки вскрывают карты перед собой и выполняют одно из 5 действий. Например, можно построить участок, выложив карту на стол рядом с другой картой (за строительство нужно заплатить цену, указанную в углу карты). Или же можно сбросить вскрытую карту и построить водонапорную (дает воду) или силосную (хранит еду) башню. Еще можно пойти на рынок и продать выбранную карту, получив монеты. Последнее возможное действие — восстановить участок, который из-за недополива в прошлых раундах стал пустырем.

img_2120

Третья фаза — фаза урожая. В эту фазу срабатывают все урожайные свойства на карточках, требующие в свою очередь дополнительной оплаты едой или водой. Если заплатить не получается или не хочется, то участок становится пустырем (переворачивается обратной стороной вверх) и далее не приносит никаких бонусов.

img_2126

После четвертого раунда начинается подсчет победных очков, которые приносят:

  • очки на картах фермы;
  • жетоны приспособлений с финальными свойствами;
  • оставшиеся монеты;
  • оставшиеся фишки еды;
  • пустые водонапорные башни на ферме;
  • свойства на картах, которые срабатывают в конце игры.

img_2140

Кто больше наберет очков, тот и самый крутой фермер.

Впечатления

Наверное, было бы идеально, если бы я мог вам рассказать о Зеленых просторах в сравнении с другой игрой — Among the Stars. Дело в том, что Зеленые просторы — это переосмысленная и усовершенствованная версия Among the Stars. Игра-предшественница имела космическую тематику (в ней игроки строили базу на какой-то планете в галактике), в основе которой лежала идея драфта, выкладывания карт на стол (а ля Каркассон) с эффектом синергии (картам нужна была энергия, которую можно было получить с определенных карт, лежащих на столе, поэтому удаленность карт друг от друга имело большое значение). Among the Stars имела умеренный успех (7,2 в рейтинге BGG), но несмотря на все свои плюсы, у игры были и явные недочеты. Спустя 4 года автор игры вместо того, чтобы выпустить Among the Stars 2.0, решил сделать новую игру на основе старой, но с учетом исправления всех багов. Так и получились Зеленые просторы.

img_2110

В свое время у меня было желание прикупить Among the Stars, т.к. идеи игры мне показались занятными: драфт — моя любимая механика, синергия карт — классная находка. Но все-таки отрицательные аспекты игры, на которые опирались критики и я не помню точно, какие там были минусы, сумели меня разубедить в покупке.

img_2112

Зеленые просторы недавно локализовало издательство GaGa Games, игры которого у меня пока что регулярно появляются в моем блоге, поэтому мимо этой настолки я не мог пройти. При этом признаюсь, что у меня было внутри некое ощущение боязни за то, что игра может мне не зайти. Зная, что игра-предшественница не была идеальной, а в этой игре еще и фигурирует довольно скучная фермерская тема, я боялся, что что-то пойдет не так, и Зеленые просторы мне покажутся скучными. С другой стороны, всегда лучше иметь заниженные ожидания, чем завышенные. В моем случае это сыграло большую роль, так как Зеленые просторы мне в итоге очень понравились.

img_21071

Для меня в игре есть 2 очень клевые штуки — мой любимый драфт и выкладывание карт на стол со срабатыванием их эффектов. Про первое можно сказать, что это что-то типа 7 Wonders, а второе что-то типа Каркассона для гиков. Хотя вообще сравнивать Зеленые просторы с 7 Чудес очень, как бы это сказать, странно, потому что на самом деле эти игры очень разные. Просто раньше я очень часто встречал в отзывах, что данная игра похожа на 7 Чудес. Это не так. Обе игры объединяет только механика драфта. Причем в 7 Чудес — это просто драфт и сбор сетов, а в Зеленых просторах это нечто большее, чем просто драфт. Поэтому я не могу сказать, что если вы поклонник 7 Чудес, то Зеленые просторы  (далее буду сокращать название игры до ЗП) — это как раз то, что вам нужно.

img_2122

Драфт в ЗП весьма занятный. Очень интересно то, что игроки в каждом раунде сами формируют свою стартовую руку. В игре есть 4 разных типа карт — поля требуют воды и приносят еду, животные переводят еду в очки, постройки дарят очень полезные бонусы, а здания в конце игры отваливают самосвалом кучу ПО. Понятное дело, что в начале игры нет особого смысла набирать постройки и здания, а к концу игры теряют смысл поля. Клево то, что если вы видите, что вам чего-то не хватает, где-то есть прокол в системе полива воды или срочно нужно собирать ПО, то вы можете в начале раунда взять в руку то, что вам нужно. Да, конечно со своей руки вы сможете взять сразу только одну карту и лишь спустя пару ходов эта рука в неполном составе вернется вам назад. Но все же такая система гарантирует вам то, что у вас не будет попаболи по поводу того, что в начале раунда вам пришло совсем не то, что нужно.

img_2124

Второй клевый момент — драфт в ЗП не является основной механикой. Например, в 7 Чудес игровой процесс заключается в том, что вы выбрали карту, выложили ее на стол и выбираете новую карту снова. В ЗП же после выбора карты у вас начинается самое интересное — применение выбранной карты. В принципе, тут на самом деле все просто, хотя на выбор у вас будет целых 5 возможных действий. Чаще всего вы будете выкладывать карту на стол, формируя свою ферму. Карточки должны стыковаться друг с другом, также должно срабатывать свойство полива (если карте нужна вода, то на расстоянии до трех карт должна стоять водонапорная башня). Польза от расширения фермы огромная — построенные карты дают полезное свойство, а также некоторые карты приносят в конце игры победные очки. Строить вместо выбранной карты водонапорную или силосную башню выгодно в том случае, если вашей ферме не хватает воды или некуда складывать еду. Пойти на рынок, продав там карту, имеет смысл только в том случае, если у вас не осталось монет и вы не можете больше ничего построить. Самое редкое предпринимаемое действие — восстановление участка, т.к. пустыри образуются по недосмотру игроков и не всегда выгодно восстановить участок вместо постройки нового.

img_2129

Лично у меня никогда не было ступора при выборе действий. Иногда еще есть смысл поглядывать на то, что строит сосед, которому вы передаете карты, т.к. порою вам без разницы, какую карту взять, поэтому лучше что-то недодать соседу, чем подарить ему классную карту. Правда, смотреть в чужие огороды не всегда хочется, т.к. фермы быстро разрастаются и неудобно следить за тем, что там у кого выращено или построено, поэтому приходится спрашивать у игроков, а это затягивает время партии.

img_2130

Насколько я знаю, в Among the Stars был только один вид энергии, от которой подпитывались участки. В ЗП ресурсов стало 2 — вода и еда. Мне кажется, с двумя ресурсами стало интереснее, появилось больше разнообразия.

img_2131

В ЗП можно играть вдвоем, втроем и вчетвером. Есть ли разница? Если учесть, что по сути все игроки ковыряются в своем огороде, то вдвоем играется практически так же, как и вчетвером. Единственное отличие — вдвоем карты драфтятся иначе (карты выбираются из ряда, который формируют оба игрока). Если вы любите играть вдвоем — не бойтесь и играйте в ЗП.

img_2132

Как мне кажется, основная суть игры — это грамотная постройка движка, который приносит ресурсы и ПО. В этом плане ЗП мне напоминают такую игру, как Imperial Settlers. Каждый ход вы что-то строите, улучшаете, нагружаете. Периодически вам нужно будет увеличивать количество воды, искать еду для животных, приобретать полезные приспособления. Вы будете чувствовать, чего вам не хватает и будете стремиться исправить нехватку. Иногда будет получатся, что у вас чего-то будет больше, чем нужно, тогда придется и эту проблему устранять в будущих раундах. В общем, задача игрока — оптимизировать движок, делать так, чтобы все работало исправно.

img_2137

Интересная штука, которая элегантно встроена в игру — приспособления. Периодически некоторые карты предлагают взять одно приспособление, которое можно выложить на один из своих участков, тем самым усилив его свойство. Вроде кажется мелочь, но с приспособлениями игра становится еще немного интереснее.

img_2138

До самого конца игры не понятно, кто лидирует, поэтому подсчет очков — это одна из самых волнительных и долгожданных моментов игры. Правда, он немного муторный, потому что игрокам предстоит внимательно считать все, что только может приносить очки. И если посчитать очки за монеты или пустые водонапорные башни не является проблемой, то считать очки за определенные типы карт или за их удаленность друг от друга гораздо сложнее.

img_2143

Теперь давайте немного расскажу о том, что не позволяет быть игре идеальной (на мой взгляд).

Первое — это тема. Я не любитель фермерских тем, хотя в моей коллекции есть очень хорошие игры, где нужно что-то выращивать и собирать урожай. ЗП — типичная фермерская игра. Тут есть и освоение участков, и поливы, и сбор урожая, и животноводство и т.д. и т.п. Плохо ли это? Конечно же нет. Просто есть темы, которые прямо «ух», а есть просто «ок». Вот тут у нас второй вариант.

img_2144

Второе — некоторые игроки могут долго залипать в раздумьях. В ЗП нельзя просчитать ходы наперед, т.к. у вас постоянно меняются карты, из которых приходится выбирать только одну. Над каждой картой нужно подумать, прикинуть ситуацию на поле, просчитать фазу урожая в уме, чтобы понять, хватает ли вам воды или нужно добавить еще и т.д. Конечно, с опытом и при условии, что игроки сами по себе не тугодумы, игровое время будет проходить быстрее. Но, к примеру, моя первая партия с разбором правил заняла около 4 часов (ужас, да). Хоть и рекомендуемое время игры всего 30-60 минут…

img_2145

Третье — игра занимает очень много места. Причем в начале игры не понятно, в какую сторону начнет развиваться ваша ферма — вверх, вниз, вправо или влево. В результате, если играть вчетвером, то вам понадобится довольно большой стол.

img_2146

Четвертое — оформление. Типы карт хорошо различаются, но картинки на картах довольно однообразные. Если не вчитываться в название или текст, то почти все они на одно лицо — что помидоры, что апельсины. На картах много мелкого текста, приходится напрягать зрение, особенно если освещение плохое. Обычно в таких случаях авторы пытаются заменить текст на символы, но в данном случае это сделать практически невозможно, так как карты имеют уникальный текст большого размера. Как перевести все это в символы, я сам понятия не имею.

img_2147

Пятое — есть небольшие сомнения по поводу бесконечной реиграбельности. В ЗП карты повторяются. Не то чтобы часто, но за партию вам в руку точно придут несколько одинаковых карт. Я пока еще не наигрался, поэтому мне играть интересно, но где-то внутри понимаю, что через 10-20 партий мне захочется дополнительных карт, вносящих разнообразие.

img_2152

Итог

Зеленые просторы меня очень удивили. Я совсем не ожидал, что игра окажется такой клевой. Не могу сказать, что это хит для всех и на все времена, но в ней я нашел многое из того, что мне нравится в настольных играх. Можно сказать, что это именно мой тип настолок — карточная игра с драфтом, выкладыванием карт на стол и активацией свойств карт. Все это я очень люблю в настольных играх.

В ЗП мне очень понравилась идея синергии карт и срабатывания их свойств в зависимости от удаленности от участков с башнями. Это заставляет здорово задуматься, куда выложить карту. При этом игра совершенно не грузит и ее нельзя назвать гиковой, но и опытным игрокам в нее будет интересно сыграть.

В общем и целом, игра мне очень понравилась. В конце года я буду как обычно составлять свой топ-10 лучших игр за год, и мне кажется, что ЗП имеют все шансы попасть в этот топ.

Рекомендую ознакомиться! 8/10.


Страница настольной игры Зеленые просторы на сайте издательства GaGa Games

img_2148

Реклама

16 Responses to Лучше ли играть в ферму, чем работать на ней? — обзор настольной игры «Зеленые просторы»

  1. Hoot says:

    Если сравнить AtS и ЗП, то для меня AtS>>>ЗП. За счет темы: обожаю космос. За развитие сельского хозяйства больше никогда не сяду в играх, хватило Farming Simulator в далеком 2011 году (емнип), когда свободного времени было вагон и можно было с товарищами поугорать на тракторах.
    Так что, имхо, лучше космос с огрехами, чем улучшенная ферма.

  2. Тимур says:

    Вот вроде неплохая игра, но как-то не возникает желания приобрести. Описание процесса действительно вызывает некоторые ассоциации с «Поселенцами», и задумываешься — а зачем мне еще одна такая игра, если есть «Поселенцы» с разными дополнениями.

    Хороший обзор, спасибо.

    • scafandr says:

      Возможно, проблема в оформлении игры. У Поселенцев оно ярче и симпатичнее. Но ЗП мне нравятся гораздо больше=)

      • Тимур says:

        Вроде оформление никак не мешает, вполне нормальное, где-то даже миленькое.

        А чем именно ЗП вам больше импонирует над «Поселенцами»?

        • scafandr says:

          Ну мне Поселенцы вообще не зашли. Поэтому я и не написал до сих обзора на них. Поиграл по разу за каждую сторону — вроде ничего. Но потом я понял, что каждая сторона играет по определенному пути — набрал нужные карты — выиграл. Не набрал — проиграл. С допами, конечно, можно собирать свои уникальные колоды, но я купил первый пак и даже его не распаковывал. Не тянет…
          В ЗП я не увидел такого, что играть надо определенными картами, и это будет 100% победа

          • Тимур says:

            Ну, я еще в «Поселенцев» не очень играю, мой потолок — около 70 очков. Но вот сам процесс мне очень нравится.

            Любопытно. То есть в ЗП можно выиграть комбинацией разных карт, и какая-то однозначная и единственная победная стратегия отсутствует? Это всегда хорошо.

            • scafandr says:

              В ЗП тоже есть сильные (и дорогие) и слабые (но дешевые) карты, но нету разбивки на фракции. В Поселенцах же одни идут качатсья через камень, другие по золоту, третьи по миплам. И у каждой фракции есть 3-4 мощные карты, которые просто нужно найти в своей колоде. Если ты идешь по-другому пути — скорее всего проиграешь. В ЗП такого нету. Там любой путь открытый. Игры просто похожи по принципу построения движка. Если в ЗП забыть про полив, то к концу раунда половина фермы будет в пустырях. Поэтому нужно искать баланс между хочу и надо. Чем больше ферма, тем больше (внимательнее) нужно следить за ее расширением.

  3. Yury Yamshchikov says:

    Спасибо за обзор, сам люблю AtS, надо будет и в Просторы попробовать.

  4. Lupus Est says:

    » в эту игру клево играть, если за окном зима и вы скучаете по даче». Блиииин это же мечта(( дача, дороги замело, никто кроме близких уже не приедет, телефон не работает и модно спокойно играть в настолки!! Эххх…

    • scafandr says:

      Говорят, это наоборот пугает от настолки=) Но я сам всяко лучше в игру сыграю, чем в огороде буду копаться=) Хоть зимой, хоть летом=)

  5. Sergey Grigorash says:

    Спасибо за обзор! Очень бесят незаслуженно большие коробки и не нравится фермерская тема, поэтому даже не смотрел в сторону этой игры. Но люблю 7 чудес, поэтому после вашего обзора попробую и ЗП

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: